СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематич.планирование по факультативу по литературе. 10кл.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по факультативу по литературе. 10 кл.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематич.планирование по факультативу по литературе. 10кл.»

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы минимального содержания образования

Элементы дополнительного содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

П

Л

А

Н

Ф

А

К

Т

1

Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории

1

Урок объяснения нового материала

Общая характеристика и своеобразие русской литературы конца 18– 19 вв. с точки зрения истории и литературы; значение русской литературы 19 в. в развитии русского и мирового литературного процесса

Обзор основных тенденций европейской литературы 19 века. Представление о романтизме, сентиментализме, реализме. Пути становления реализма в русской и мировой литературе, выявление эволюции литературных направлений и жанров, русской литературной критики

Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX в.

Уметь: доказывать примерами значение русской литературы XIX в. в развитии литературного процесса

Организация совместной учебной деятельности, лекция учителя

Пересказ лекции, повторение биографии А.С.Пушкина, подготовить презентацию и сообщение



2

Художественный мир А.С.Пушкина

1

Урок систематизации ЗУН

Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, прозе, драматургии

Пушкин и европеизация русской культуры

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Беседа, проблемные задания

Повторить сюжет произведения «Евгений Онегин», особое внимание уделяя изображению эпохи того времени



3

Пушкинская эпоха в произведении «Евгений Онегин»: роман как «энциклопедия русской жизни»

1

Урок систематизации ЗУН

Лирические отступления. Отражение в романе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала 19 в. Проблема человека и культурной среды. Художественные особенности. Образ читателя и его значение в романе

Суть споров современников Пушкина и сегодняшних критиков о главных героях романа

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Организация совместной учебной деятельности

Подготовить сообщение «Темы лирики М.Ю.Лермонтова», выучить наизусть стихотворение (по выбору)



4

Темы лирики М.Ю.Лермонтова

1

Урок систематизации ЗУН

Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова: тема любви, философская лирика, тема Родины, тема поэта и поэзии, тема одиночества

Понятия «поэзия мысли», психологизм

Уметь: выразительно читать произведение, соблюдая нормы литературного произношения, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности, творческая работа

Повторить сюжет произведения «Герой нашего времени» (Журнал Печорина)



5

Образ «лишнего человека» в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века («Герой нашего времени»)

1

Урок систематизации ЗУН

Наблюдения за тем, как автор раскрывает душу своего героя, его одиночество в мире посредством самоанализа персонажа. Основные черты личности Печорина. Образ «лишнего человека». Трагедия одаренной натуры

Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина. Понятие «лишний человек» в русской литературе

Знать: содержание произведения.

Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении

Организация совместной учебной деятельности, беседа, проблемные задания

Повторить сюжет произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души», выяснить тематику авторских отступлений в поэме



6

«Смех сквозь слёзы» в произведении Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1

Урок систематизации ЗУН

Своеобразие гоголевской типизации комизма. Обобщающее значение образа Чичикова, своеобразие его характера. Соотношение сатиры и юмора. Своеобразие языка. Образ повествователя. Повествователь и автор

Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Знать: теоретико-литературные понятия: сатира, юмор, сарказм, фантастика, художественный вымысел

Организация совместной учебной деятельности

Подготовить сообщение «Мотив дороги в русской прозе»



7

Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе.

1

Урок систематизации ЗУН

Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов, подчиненная роль сюжета. Микросюжеты, их описания, роль в поэме. Многообразие тематики и пафоса авторских отступлений

Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы

Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Подготовить сообщение «Литературное движение 1840-х гг.»



8

Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа

1

Урок объяснения нового материала

Историческая обстановка середины 19 в. И ее влияние на развитие русской литературы. Литературное движение 1840-1870 гг. и натуральная школа. Споры западников и славянофилов. Литературная критика 40-70-х гг. (В.Г. Белинский, революционно-демократическая критика, критика славянофилов, «эстетическая» критика)

Понятие о детерминизме, об «эстетической», «органической» и «реальной» критике. Проблема народности литературы в критике 40-70-х гг.19 в.

Знать: общую характеристику и своеобразие литературного движения середины 19 в.

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы середины 19 в., аргументированно объяснять, как историческая обстановка влияла на развитие литературы

Беседа, проблемные задания

Прочитать 2-3 пьесы А.Н.Островского, охарактеризовать купцов



9

Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского

1

Урок объяснения нового материала

Приемы и способы создания комического эффекта в пьесах, особенности речевой характеристики и типизации персонажей. Сопоставление образов «тиранов» и «жертв»

А.Н.Островский и европейский театр. Социальная значимость сатиры Островского. Самостоятельная работа с текстами художественных произведений, подбор примеров на изученные темы

Знать: содержание произведений.

Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала, анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности, фронтальный опрос, самостоятельная работа

Прочитать и пересказать комедию Островского «Лес»



10

Комедии А.Н.Островского «Лес»

1

Урок систематизации ЗУН

Приемы и способы создания комического эффекта в пьесах, особенности речевой характеристики и типизации персонажей

А.Н.Островский и европейский театр. Социальная значимость сатиры Островского

Знать: содержание произведений.

Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала, анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Подготовить сообщение о жизни и творчестве И.А.Гончарова, подготовиться к работе по роману «Обломов»



11

И.А.Гончаров. Художественный мир писателя. Обломов и представления автора о национальных идеалах.

1

Урок объяснения нового материала

Идейное своеобразие романа, авторская позиция в споре. Центральный образ романа. Понятие «обломовщина»

Представления автора о национальных идеалах. Проблема национального характера в литературе (М.Твен «Том Сойер»). Художественно-лингвистический анализ отдельных эпизодов романа

Знать: содержание произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию в романе, приемы систематизации материала, сопоставлять и анализировать факты из сюжета произведения, критическую литературу

Беседа, творческое задание

Прочитать статьи Добролюбова Н.А., Дружинина А.В., Писарева Д.И о романе и его герое, подготовить пересказ



12

Споры об «обломовщине»

1

Урок систематизации ЗУН

Анализ противоречивых оценок романа, сопоставление оценок критиков с собственным восприятием романа

Связь поэтики Гончарова с принципами натуральной школы и преодоление ее ограниченности

Знать: содержание произведения.

Уметь: выявлять авторскую позицию в романе, приемы систематизации материала

Конструирование предложений

Прочитать статью И.С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»



13

Анализ статьи И.С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»

1

Урок систематизации ЗУН

Особенности художественного мира писателя, особенности мировосприятия писателя, влияние творчества И.С.Тургенева на формирование литературного процесса и духовного мира читателей

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Возможность неоднозначной трактовки произведения

Знать: содержание произведения.

Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа, творческое задание

Прочитать повести Тургенева «Первая любовь», «Вешние воды»



14

Любовь в повестях Тургенева («Первая любовь», «Вешние воды»)

1

Урок систематизации ЗУН

Особенности художественного мира писателя, особенности мировосприятия писателя, влияние творчества И.С.Тургенева на формирование литературного процесса и духовного мира читателей

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Возможность неоднозначной трактовки произведений

Знать: содержание произведений.

Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева



15

Философия природы и человека в творчестве Ф.И. Тютчева

1

Комбинированный урок

Особенности художественного мира поэта, представление о философских основах произведений поэта. Основные темы поэзии. Обучение интерпретации и анализу лирических произведений

Философски характер и символический подтекст стихотворений Ф.И.Тютчева

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.А. Фета



16

А.А.Фет. Основные темы лирики поэта

1

Комбинированный урок

Особенности художественного мира поэта. Тематическое многообразие поэзии Фета, художественное своеобразие языка поэта. Обучение интерпретации и анализу лирических произведений

Импрессионизм поэзии Фета

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Найти и принести на урок романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова



17

Романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова о любви (сопоставление произведений музыки и литературы)

1

Комбинированный урок

Особенности художественного мира поэта. Тематическое многообразие поэзии Некрасова, художественное своеобразие языка поэта.

«Музыкальность» любовной лирики Н.А.Некрасова

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Подготовить характеристику образа русского мужика, крестьянина из произведений Некрасова



18

Бурлаки в изображении Н.А.Некрасова И И.Е.Репина (сопоставление произведений живописи и литературы)

1

Комбинированный урок

Особенности художественного мира поэта. Художественное своеобразие языка поэта. Социальная трагедия русского крестьянства. Богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе протест против угнетателей

Н.А.Некрасов и социальные мотивы в европейской поэзии

Знать: содержание изученных произведений.

Уметь: излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию в романе, приемы систематизации материала

Беседа, проблемные задания

Выучить наизусть стихотворение о природе (по выбору)



19

Родная природа в изображении Н.А. Некрасова. Тема охраны природы в творчестве Некрасова

1

Комбинированный урок

Особенности художественного мира поэта. Анализ стихотворений поэта, в которых проявляется его жизненная позиция и самооценка. Своеобразие лирики. Связь с русским фольклором. Художественные особенности своеобразие идейного содержания лирики поэта

Журнальная полемика вокруг лирики Н.А.Некрасова. Творчество Некрасова во второй половине столетия

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Прочитать сказки Салтыкова-Щедрина.



20

«Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина. Эзопов язык произведений сатирика.

1

Урок систематизации ЗУН

Своеобразие фантастики в сказках. Иносказательная образность, гротеск, аллегория, символика в сказках. Эзопов язык. Социально-политическая и нравственная проблематика, сатирический пафос

Самостоятельная работа с текстами художественных произведений (по выбору учащихся)

Знать: проблематику и поэтику сказок, иметь представление о своеобразии сатиры писателя.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения

Беседа, проблемные задания

Подготовить инсценировку сказок С-Щ



21

«Презентация» сказок Салтыкова -Щедрина творческими группами («Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист»)

1

Урок контроля

Своеобразие фантастики в сказках. Иносказательная образность, гротеск, аллегория, символика в сказках. Эзопов язык. Социально-политическая и нравственная проблематика, сатирический пафос

«Презентация» сказок Салтыкова -Щедрина творческими группами

Знать: проблематику и поэтику сказок, иметь представление о своеобразии сатиры писателя.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения

Творческая работа




22

Литературная философия Ф.М. Достоевского и христианские ценности.

1

Комбинированный урок

Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души.

Художественные открытия Ф.М.Достоевского. Полифонизм романа и диалоги героев. Мировое значение творчества писателя

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Выполнить сравнительную характеристику образов Петербурга в изображении Гоголя и Достоевского



23

Ф.М.Достоевский и Н.В.Гоголь. Петербург Гоголя и Петербург Достоевского. Петербург как участник действия.

1

Комбинированный урок

Специфика Петербурга Достоевского; сопоставление с Петербургом Гоголя

Художественные открытия Ф.М.Достоевского. Мировое значение творчества писателя

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения

Беседа, проблемные задания

Прочитать главу о Великом инквизиторе, подготовиться к беседе по вопросам



24

Антиномия нравственной свободы и власти в «Легенде о Великом инквизиторе»(Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы»)

1

Урок усвоения новых знаний

Идейный смысл, стилевое своеобразие и композиционное место легенды о Великом инквизиторе.

Художественные открытия Ф.М.Достоевского.

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа, проблемные задания

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Л.Н.Толстого



25

Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Взгляды Толстого на смысл жизни.

1

Комбинированный урок

Основные этапы жизненного и творческого пути писателя: духовные искания в годы юности, начало творческой деятельности, военный опыт, участие в обороне Севастополя, процесс становления взглядов, художественного мира. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира.

Л.Н.Толстой -публицист: статья «Не могу молчать»

Знать: основные этапы, факты жизни и творчества писателя, особенности его художественного мира и взглядов на смысл жизни

Беседа, проблемные задания

Знать сюжет произведения «Война и мир», перечить описание военных действий



26

Проблема гуманного отношения к врагу в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

Комбинированный урок

Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 г. Как Отечественная война(гл.2-4,8,15-16). Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы.

Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа, проблемные задания




27

Эпизоды Отечественной войны 1812 года в картинах В.В.Верещагина и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

1

Комбинированный урок

Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 г. Как Отечественная война(гл.2-4,8,15-16). Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы.

Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, сопоставлять произведения искусства

Беседа, проблемные задания

Подготовиться к итоговому занятию



28

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого

1

Урок развития речи, урок контроля

Систематизация знаний о значении, влиянии творчества Л.Н.Толстого на творчество писателей последующих поколений, формирование литературного процесса и духовного мира читателей

Создание сочинения. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Самостоятельная творческая работа

Дописать сочинение, подготовить сообщение о жизни и творчестве А.П.Чехова, прочитать рассказы и пьесы (по выбору)



29

Особенности художественного мироощущения Чехова. Тема одиночества.

1

Комбинированный урок

Роль творчества А.П.Чехова. Личность и судьба писателя. Особенности художественного мироощущения Чехова. Тема одиночества

Искусство психологической детали. Формы выражения авторской позиции: сценический диалог, знаменательные фамилии, прием пародирования. Принцип пародирования письма, лиризм и экспрессивность – средства их создания

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Перечитать пьесы Чехова



30

А.П.Чехов- драматург. Новаторство в русской драматургии. Черты чеховской поэтики

1

Комбинированный урок

Характеристика драматургического творчества Чехова, основные принципы «новой драмы», особенности сюжетного построения пьесы, пространственно-временная организация пьесы. Способы организации сценического действия. Подтекст и способы его создания. Анализ особенностей речевой характеристики персонажей. Особенности писательской манеры Чехова

Своеобразие чеховской драматургической условности

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности




31

«Вишнёвый сад» в критике и отзывах театральных деятелей. «Время против безвременья-Чехов и современность»

1

Комбинированный урок

Особенности сюжетного построения пьесы, пространственно-временная организация. Способы организации сценического действия. Подтекст и способы его создания. Анализ особенностей речевой характеристики персонажей.

Чехов и приближение эпохи модерна

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Подготовиться к итоговому занятию



32

Классное сочинение по творчеству А.П. Чехова

1

Урок развития речи, урок контроля

Систематизация знаний о значении и влиянии творчества А.П.Чехова на формирование литературного процесса и духовного мира читателей

Создание сочинения. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Самостоятельная творческая работа

Подготовиться к защите проектов



33

Защита проектов

1

Урок контроля

Обобщение знаний о русской литературе 19 в.

Нравственные уроки русской литературы 19 в.

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы литературы

Организация совместной учебной деятельности, защита проектов




34

Защита проектов

1

Урок контроля

Обобщение знаний о русской литературе 19 в.

Нравственные уроки русской литературы 19 в.

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы литературы

Организация совместной учебной деятельности, защита проектов







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!