СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематический план уроков биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематический план уроков биологии 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тылгынинская средняя общеобразовательная школа им. И.Н.Ханды»







Рассмотрено на заседании Согласовано «____»_______ 2017 г Утверждаю «_____»______ 2017 г

МО «Тобул» Протокол №___ зам. директора по УВР:______(С.В.Иванова) Директор: ______(И.Г,Филиппов)

Рук МО ________(С.Д.Алексеева)















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии в 6 классе

на 2017-2018 учебный год

35 часов (1 час в неделю)






Учитель: Филиппова Анна Павловна

педстаж: 18 лет, категория 1

год аттестации: 2013 г




















с. Тылгыны 2017 г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, стандарты второго поколения, Москва «Просвещение» 2011 г. Примерная программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;

  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ


В результате изучения биологии в 6 классе учащиеся должны:

Знать:

  • Основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

  • Химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

  • Особенности строения ядерных и безъядерных клеток;

  • Важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;

  • Основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;

  • Типы деления клеток, их роль в организме;

  • Особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов

  • Основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

  • Характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.


Уметь:

  • Распознавать органоиды клетки;

  • Узнавать основные формы цветкового растения;

  • Распознавать органы и системы органов изученных организмов;

  • Составлять простейшие цепи питания;

  • Размножать комнатные растения различными вегетативными способами;

  • Пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты;




Регулятивные УУД :

  • Формулировать учебную проблему под руководством учителя.

  • Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.

  • Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

  • Планировать пути достижения целей.

  • Планировать ресурсы для достижения цели.

  • Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.

  • Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

  • Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.

  • Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану , сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.



Познавательные УУД :

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Составлять планы

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

  • Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

  • Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.

  • Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

  • Давать определение понятиям.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

  • Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

  • Выявлять причины и следствия простых явлений.



Коммуникативные УУД :

  • Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

  • Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

  • Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  • организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .

  • способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название темы

Количество часов

Лабораторные работы

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

14 ч

9 ч

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов

19 ч

6 ч

Раздел 3. Организм и среда

2 ч


Всего часов:

35 ч

15 ч



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Химический состав клетки. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Ядро, цитоплазма и ее органоиды. Хромосома. Лабораторные работы «Определение семян пшеницы», «Определение физических свойств жиров, белков, углеводов» Лабораторная работа «Строение растительной клетки»

Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клетое. Митоз. Сущность мейоза, его биологическое значение.

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Лабораторная работа «Ткани растительных организмов» Лабораторная работа «Ткани животных организмов»

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Стебель как осевой орган побега. Строение и функции листа. Соцветия. Плоды. Строение семян. Основные системы органов животного организма. Лабораторная работа «Строение корневых систем» Лабораторная работа «Строение и расположение почек» Лабораторная работа «Сухие и сочные плоды» Лабораторная работа «Строение семян»

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Особенности питания животных. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растений. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и составные части. Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» Лабораторная работа «Строение клеток крови лягушки и человека»

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продуктов выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно – двигательная система позвоночных. Движение – важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений. Лабораторная работа «Строение и свойства кости» Лабораторные работы «Движение инфузории туфельки», «Перемещение дождевого червя»

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс. Инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Лабораторная работа «Черенкование комнатных растений»

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Раздел 3. Организм и среда

Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов

Природные сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел. Тема уроков.

План дата

Факт дата

Виды и формы контроля

Примечание (корректировка выполнения программы)

Раздел 1. Строение живых организмов (14 ч)


  1. Вводный инструктаж. Чем живое отличается от неживого.

  2. Химический состав клетки.

  3. Химический состав клетки. Лабораторные работы «Определение семян пшеницы», «Определение физических свойств жиров, белков, углеводов»

  4. Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Строение растительной клетки»

  5. Строение животной клетки

  6. Деление клеток. Митоз.

  7. Деление клеток. Мейоз.

  8. Ткани растений. Лабораторная работа «Ткани растительных организмов»

  9. Ткани животных. Лабораторная работа «Ткани животных организмов»

  10. Органы цветкового растения. Корень. Лабораторная работа «Строение корневых систем»

  11. Органы цветковых растений. Побег. Лабораторная работа «Строение и расположение почек»

  12. Органы цветковых растений. Цветок и плод. Лабораторная работа «Сухие и сочные плоды»

  13. Строения семян и их функции. Лабораторная работа «Строение семян»

  14. Органы и системы органов животных.




04.09


11.09

18.09






25.09




02.10

09.10

16.10

23.10



06.11



13.11



20.11




27.11




04.12



11.12





Фронтальный опрос


Текущий опрос

Лабораторная работа






Лабораторная работа




Индивидуальный

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Лабораторная работа



Лабораторная работа



Лабораторная работа



Лабораторная работа




Лабораторная работа




Лабораторная работа



Текущий опрос


Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (19 ч)

  1. Питание растений

  2. Питание животных

  3. Вводный инструктаж. Дыхание растений

  4. Дыхание животных

  5. Передвижение веществ в растении. Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

  6. Перенос веществ в организме животных. Лабораторная работа «Строение клеток крови лягушки и человека»

  7. Выделение у животных.

  8. Выделение у растений

  9. Обмен веществ у растительных организмов.

  10. Обмен веществ у животных организмов.

  11. Опорные системы растений.

  12. Опорные системы животных. Лабораторная работа «Строение и свойства кости»

  13. Движение. Лабораторные работы «Движение инфузории туфельки», «Перемещение дождевого червя»

  14. Координация и регуляция.

  15. Бесполое размножение. Лабораторная работа «Черенкование комнатных растений»

  16. Половое размножение животных

  17. Половое размножение растений

  18. Рост и развитие растений

  19. Рост и развитие животных



18.12

25.12

15.01


22.01

29.01





05.02




12.02

19.02

26.02


05.03


12.03

19.03



02.04




09.04

16.04




23.04


30.04

07.05

14.05




Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Текущий опрос


Индивидуальный

Лабораторная работа





Лабораторная работа




Текущий опрос

Фронтальный опрос

Индивидуальный


Текущий опрос


Фронтальный опрос

Лабораторная работа



Лабораторная работа




Фронтальный опрос

Лабораторная работа




Фронтальный опрос


Текущий опрос

Индивидуальный

Текущий опрос


Раздел 3. Организм и среда (2 ч)

  1. Среда обитания. Экологические факторы.

  2. Природные сообщества.


21.05


28.05



Текущий опрос


Индивидуальный




ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


  • И.Н.Сонин. «Биология. Живой организм» 6 класс: М.; Дрофа, 2016 г

  • Примерная программа по учебным предметам Биология 5-9 классы. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011 г

  • М.В.Высоцкая. Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм 6 класс» издательство «Учитель»

  • Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс; Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм 6 класс» - М.; Дрофа, 2005 г

  • Н.И.Сонин «Биология. Живой организм Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм 6 класс» - М.; Дрофа, 2010 г

  • Мультимедийное учебное издание CD-ROM «Биология живой организм» М.; Дрофа 2008 г

  • - демонстрационные таблицы

  • - увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторные оборудования

  • - гербарии растений, муляжи, коллекции насекомых, готовые микропрепараты








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!