СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематический план уроков биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 8 го класса знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и метод анатомии, физиологии и гигиены, осуществляется знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психики. На последних занятиях рассматриваются вопросы индивидуального развития человека, наследственные и приобретенные качества личности. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематический план уроков биологии 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тылгынинская средняя общеобразовательная школа им. И.Н.Ханды»







Рассмотрено на заседании Согласовано «____»_______ 2017 г Утверждаю «_____»______ 2017 г

МО «Тобул» Протокол №___ зам. директора по УВР:______(С.В.Иванова) Директор: ______(И.Г,Филиппов)

Рук МО ________(С.Д.Алексеева)













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии в 8 классе

на 2017-2018 учебный год









Учитель: Филиппова Анна Павловна

педстаж: 18 лет, категория 1

год аттестации: 2013 г





















с. Тылгыны 2017 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, стандарты второго поколения, Москва «Просвещение» 2011 г. Примерная программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Рабочая программа для 8 го класса знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и метод анатомии, физиологии и гигиены, осуществляется знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психики. На последних занятиях рассматриваются вопросы индивидуального развития человека, наследственные и приобретенные качества личности. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Цели и задачи:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ


В результате изучения биологии в 8 классе учащиеся должны:

знать:

  • Место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных – факторы антропогенеза;

  • Основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;

  • Науки, изучающие организм человека;

  • Особенности строения органов и систем, функционирования, расположение органов;

  • Нервно – гуморальную регуляцию деятельности организма человека;

  • Внутреннюю среду организма, иммунитет;

  • Обмен веществ и энергии;

  • Развитие организма человека;

  • Вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека;


уметь:

  • Распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;

  • Оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях


Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно  средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи



Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, классификацию и самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;



Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

  • Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

  • Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;






УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название темы

Количество часов

Лабораторные работы

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2


Тема 2. Происхождение человека

3


Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке

1


Тема 4. Общий обзор организма человека

4

2

Тема 5. Координация и регуляция

7

1

Тема 6. Анализаторы

5


Тема 7. Опора и движение

7

3

Тема 8. Внутренняя среда организма

5

1

Тема 9. Транспорт веществ

5

1

Тема 10. Дыхание

4


Тема 11. Пищеварение

5

1

Тема 12. Обмен веществ и энергии. Витамины

2


Тема 13. Выделение

3


Тема 14. Покровы тела

3


Тема 15. Размножение и развития

3


Тема 16. Высшая нервная деятельность

7


Всего часов:


66 + 3 резерв

9 ч




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Тема 2. Происхождение человека (3 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.



Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Лабораторная работа «Строение животной клетки», Лабораторная работа «Ткани»

Тема 5. Координация и регуляция (7 часов)

Гуморальная регуляция. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Лабораторная работа «Безусловные рефлексы человека»

Тема 6. Анализаторы (5 часов)

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции, строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Тема 7. Опора и движение (7 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статистическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Лабораторная работа «Химический состав кости», Лабораторная работа «Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц», Лабораторная работа «Выявление гибкости позвоночника» и «Выявление нарушения осанки»

Тема 8. Внутренняя среда организма (5 часов)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

Тема 9. Транспорт веществ (5 часов)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Лабораторная работа «Подсчет пульса в разных условиях»

Тема 10. Дыхание (4 часа)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Тема 11. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железы. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»

Тема 12. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмен веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 13. Выделение (3 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Тема 14. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Тема 15. Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 16. Высшая нервная деятельность (7 часов)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К,Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел. Тема уроков.

План дата

Факт дата

Виды и формы контроля

Примечание (корректировка выполнения программы)

Раздел 1. Человек как биологический вид

  1. Вводный инструктаж. Место человека в системе органического мира

  2. Особенности человека



02.09



05.09




Фронтальный опрос



Индивидуальный


Раздел 2. Происхождение человека

  1. Происхождение человека. Этапы его становления

  2. Расы человека. Их происхождение и единство

  3. Повторение «Происхождение человека»


09.09


12.09


16.09



Фронтальный опрос


Индивидуальный


Тематический



Раздел 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека

  1. История развития знаний о строении и функциях организма человека




19.09





Фронтальный опрос


Раздел 4. Общий обзор организма человека

  1. Клеточное строение организма. Лабораторная работа «Строение животной клетки»

  2. Ткани и органы. Лабораторная работа «Ткани»

  3. Органы. Системы органов. Организм

  4. Повторение. Общий обзор организма человека



23.09



26.09



30.09


03.10




Лабораторная работа



Лабораторная работа



Фронтальный опрос


Тематический


Раздел 5. Координация и регуляция

  1. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

  2. Роль гормонов в обменных процессах.

  3. Строение и значение нервной системы

  4. Строение и функции спинного мозга

  5. Строение и функции головного мозга

  6. Полушария большого мозга. Лабораторная работа «Безусловные рефлексы человека»

  7. Повторение. Координация и регуляция


07.10



10.10


14.10


17.10


21.10


24.10




28.10



Фронтальный опрос



Текущий опрос


Тестовый опрос


Текущий опрос


Фронтальный опрос


Лабораторная работа




Тематический


Раздел 6. Анализаторы

  1. Зрительный анализатор

  2. Анализаторы слуха и равновесия

  3. Кожно – мышечная чувствительность

  4. Обоняние. Вкус

  5. Повторение «Анализаторы»


07.11

11.11


14.11


18.11

21.11



Фронтальный опрос

Текущий опрос


Фронтальный опрос


Текущий опрос

Тематический


Раздел 7. Опора и движение

  1. Кости скелета

  2. Строение скелета. Лабораторная работа «Химический состав кости»

  3. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

  4. Мышцы. Общий обзор. Лабораторная работа «Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц»

  5. Работа мышц

  6. Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Лабораторная работа «Выявление гибкости позвоночника» и «Выявление нарушения осанки»

  7. Повторение «Опора и движение»


25.11

28.11



02.12



05.12





09.12

12.12







16.12



Фронтальный опрос

Лабораторная работа



Индивидуальный



Лабораторная работа





Фронтальный опрос

Лабораторная работа







Тематический опрос


Раздел 8. Внутренняя среда организма

  1. Внутренняя среда организма и ее значение

  2. Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови. Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

  3. Иммунитет

  4. Вводный инструктаж. Группы крови. Переливание крови.

  5. Повторение «Внутренняя среда организма»



19.12


23.12





26.12

13.01


16.01




Фронтальный опрос


Лабораторная работа





Текущий опрос

Индивидуальный


Тематический


Раздел 9. Транспорт веществ

  1. Органы кровообращения

  2. Работа сердца

  3. Движение крови по сосудам. Лабораторная работа «Подсчет пульса в разных условиях»

  4. Заболевания сердечно – сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

  5. Повторение «Транспорт веществ»


20.01

23.01

27.01




30.01




03.02



Фронтальный опрос

Текущий опрос

Лабораторная работа




Индивидуальный




Тематический


Раздел 10. Дыхание

  1. Строение органов дыхания

  2. Газообмен в легких и тканях

  3. Заболевания органов дыхания, их предупреждения

  4. Повторение «Дыхание»


06.02

10.02

13.02


17.02



Фронтальный опрос

Текущий опрос

Индивидуальный


Тематический


Раздел 11. Пищеварение

  1. Пищевые продукты и питательные вещества

  2. Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»

  3. Пищеварение в желудке и кишечнике

  4. Гигиена питания и предупреждение желудочно – кишечных заболеваний

  5. Повторение «Пищеварение»


20.02


24.02




27.02


03.03



06.03



Фронтальный опрос


Лабораторная работа




Фронтальный опрос


Индивидуальный



Тематический опрос


Раздел 12. Обмен веществ и энергии. Витамины

  1. Пластический и энергетический обмен

  2. Витамины



10.03


13.03




Фронтальный опрос


Тестовый опрос


Раздел 13. Выделение

  1. Строение и работа почек

  2. Заболевания почек, их предупреждение

  3. Повторение. Обмен веществ» и «Выделение»


17.03

20.03


03.04



Фронтальный опрос

Индивидуальный


Тематический опрос


Раздел 14. Покровы тела

  1. Строение и функции кожи

  2. Роль кожи в терморегуляции организма

  3. Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви


07.04

10.04


14.04



Фронтальный опрос

Текущий опрос


Индивидуальный


Раздел 15. Размножение и развитие

  1. Половая система человека

  2. Возрастные процессы

  3. Повторение «Покровы тела» и «Размножение организмов»


17.04

21.04

24.04



Фронтальный опрос

Текущий опрос

Тематический


Раздел 16. Высшая нервная деятельность

  1. Рефлекторная деятельность нервной системы

  2. Бодрствование и сон

  3. Сознание и мышление. Речь

  4. Познавательные процессы и интеллект

  5. Память

  6. Эмоции и темперамент

  7. Итоговой урок по курсу «Человек»



28.04


01.05

04.05

08.05


12.05

15.05

19.05




Фронтальный опрос


Текущий опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос


Текущий опрос

Фронтальный опрос

Тематический


Резерв

22.05

26.05

29.05








ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


  • И.Н.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: М.; Дрофа, 2014 г

  • Примерная программа по учебным предметам Биология 5-9 классы. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011 г

  • М.В.Высоцкая. Поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Человек 8 класс» издательство «Учитель»

  • Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др «Биология. Человек» 8 класс; Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. Человек 8 класс» - М.; Дрофа, 2005 г

  • Мультимедийное учебное издание CD-ROM «Биология. Человек» М.; Дрофа 2008 г

  • демонстрационные таблицы

  • увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторные оборудования

  • гербарии растений, муляжи, коллекции насекомых, готовые микропрепараты





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!