___________________ ___________/Л.А. Николаева/
МБОУ «ЦО «ППК» «__» августа 2016 г.
От «__» августа 2016 г. Приказ № _______
Зав. каф. Рабочая программа
2016 г.
Рабочая программа по учебному предмету «История» в 9 классах разработана в соответствии с требованиями:
1) Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки от 05.03.2004 № 1089 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643 от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69 от 23.06.2015 № 609);
2) Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки от 09.03.2004 № 1312 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74).
Рабочая программа по учебному предмету «История» в 9 классах составлена на основе:
Учебный план МБОУ «ЦО «ППК» в 9 классе отводит 68 часов в год из расчёта 2 ч в неделю, 34 учебные недели. Резерв свободного учебного времени не предусмотрен, однако педагог оставляет за собой право использовать уроки-повторения внутри разделов куров для углубленного изучения исторических событий в объеме 2 ч. При этом блок «История России» планируется первым, затем блок «Всеобщей истории».
Тематическое планирование.
№ | Тема (раздел) | Кол-во часов |
| Введение в курс новейшей истории. | 1 |
| Тема 1. Мир в первой половине ХХ века. (12 часов) | 12 |
| Мир в начале века. Страны Европы и США в начале ХХ века. | 1 |
| Страны Азии, Африки и Латинской Америки в начале ХХ века. | 1 |
| Первая мировая война. | 1 |
| Первая мировая война. | 1 |
| Версальско-вашингтонская система. | 1 |
| Революционные события 1918-1920 гг. в Европе. Зарождение фашизма и нацизма. | 1 |
| Страны Европы и США в 1924 – 1939 гг. | 1 |
| Страны Азии, Африки и Латинской Америки 1918 – 1939 гг. | 1 |
| Международные отношения в 1920 – 1930 гг. | 1 |
| Вторая мировая война. | 1 |
| Вторая мировая война. | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок. Тестирование. | 1 |
| Тема 2. Мир во второй половине ХХ века. (9 часов) | 9 |
| «Холодная война». Военно-политические блоки. | 1 |
| США во второй половине ХХ – начале ХХ1 века. | 1 |
| Страны Западной Европы в 40 – 60-х гг. ХХ в. | 1 |
| Страны Западной Европы в 70-х – начале ХХ1 века. | 1 |
| Страны Восточной Европы во второй половине ХХ – начале ХХ1 века. | 1 |
| Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ – начале ХХ1 века. | 1 |
| Международные отношения и развитие культуры в ХХ – начале ХХ1 века. | 1 |
| Из ХХ века в ХХ1 век. Глобализация. | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок. Тестирование. | 1 |
| Тема 3. История России в первой половине ХХ века. (27 часов) | 27 |
| Введение. Государство, российское и экономика в конце XIX – начале XX века. | 1 |
| Общественно-политическое развитие России 1894 – 1904 гг. | 1 |
| Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг. | 1 |
| Первая российская революция. Реформы политической системы | 1 |
| Экономические реформы и политическая жизнь в 1907-1914гг. | 1 |
| Россия в Первой мировой войне. | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок. Тестирование. | 1 |
| Свержение монархии. Россия весной-летом 1917 г. | 1 |
| Октябрьская революция. Формирование советской государственности. | 1 |
| Начало Гражданской войны | 1 |
| На фронтах Гражданской войны | 1 |
| Экономическая политика «красных» и «белых». Экономический и политический кризис начала 20-х гг. | 1 |
| Переход к НЭПу. | 1 |
| Образование СССР. | 1 |
| Международное положение и внешняя политика в 20-х гг. | 1 |
| Политическое развитие в 20-30х гг. | 1 |
| Социалистическая индустриализация. | 1 |
| Коллективизация сельского хозяйства | 1 |
| Внешняя политика в 30-х гг. ХХ в. | 1 |
| Духовная жизнь в первой половине ХХ века. | 1 |
| СССР накануне Великой Отечественной войны. | 1 |
| Начало Великой Отечественной войны. | 1 |
| Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома. | 1 |
| Советский тыл в Великой Отечественной войне. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. | 1 |
| Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. | 1 |
| СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок. Тестирование. | 1 |
| Тема 4. История России во второй половине ХХ века – начале ХХI века. (19 часов) | 19 |
| Политическое и экономическое развитие страны в 1945 – 1953 гг. | 1 |
| Внешняя политика в 1945 – 1953 гг. | 1 |
| Изменения политической системы в 1953 – середине 60-х гг. | 1 |
| Экономика СССР в 1953 – 1964 гг. | 1 |
| Идеология и культура в 50 – 60-х гг. ХХ в. | 1 |
| Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия. | 1 |
| Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма». | 1 |
| Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. | 1 |
| Политика разрядки: надежды и результаты | 1 |
| Политическое и экономическое развитие СССР в 1985 – 1991 гг. | 1 |
| Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 гг. | 1 |
| Российская экономика на пути к рынку | 1 |
| Политическая жизнь в 1992 – 1999 гг. | 1 |
| Геополитическое положение и внешняя политика России. | 1 |
| Политическое развитие в 2000 – 2007 гг. | 1 |
| Экономическое развитие в 2000 – 2007 гг. | 1 |
| Внешняя политика в 2000 – 2007 гг. | 1 |
| Духовная жизнь в конце ХХ – начале XXI века. | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
Всего: | 68 часов |
Дата, сроки изучения темы, раздела | № урока | Тема (раздел) | Планируемые результаты | Форма контроля | Примечание |
| | Введение в курс новейшей истории. | Раскрывать смысл ведущих понятий темы: индустриальная эпоха, модернизация | вводный | |
Тема 1. Мир в первой половине ХХ века. |
| | Мир в начале века. Страны Европы и США в начале ХХ века. | Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы. Понятия: общественно-политические течения и движения. Консерватизм, либерализм, социализм. | текущий | |
| | Страны Азии, Африки и Латинской Америки в начале ХХ века. | | индивидуальный опрос | |
| | Первая мировая война. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выделять исторические закономерности. Решать проблемные и познавательные задачи. Знать события на карте. Составлять хронологическую таблицу событий Первой мировой войны | | |
| | Первая мировая война. | фронтальная беседа.таблица. | |
| | Версальско-вашингтонская система. | Знать и уметь показывать на карте границы государств по созданной системе мирного урегулирования в Европе (20-30-е гг. XX в.). | фронтальный опрос | |
| | Революционные события 1918-1920 гг. в Европе. Зарождение фашизма и нацизма. | Понимать сущность процессов восстановления после Первой мировой войны. Уметь рассказать о важнейших событиях данного периода (по итогам исследования) Появление тоталитарных движений в Европе. Знание новых видов общественного движения в Европе. | дискуссия.индивидуальный опрос. | |
| | Страны Европы и США в 1924 – 1939 гг. | Анализировать особенности экономического кризиса. Знать основные понятия Либерально-демократическая модель. Участие в дискуссии. Анализ информации. | выводы по теме | |
| | Страны Азии, Африки и Латинской Америки 1918 – 1939 гг. | Знать понятия «Восток». Реформы и революции. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы. Составлять простой и развернутый план | фронтальная беседа. | |
| | Международные отношения в 1920 – 1930 гг. | Анализ документов и статистических данных по проблеме. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы | понятийный диктант | |
| | Вторая мировая война. | Анализ документов и статистических данных по проблеме. | фронтальная беседа | |
| | Вторая мировая война. | проверка таблицы | |
| | Повторительно-обобщающий урок. Тестирование. | | тестирование | |
Тема 2. Мир во второй половине ХХ века. |
| | «Холодная война». Военно-политические блоки. | Усвоить понятия: «холодная война», «идеологическое, экономическое, военное противостояние». Знать сдерживающие факторы напряжения | проблемные выводы | |
| | США во второй половине ХХ – начале ХХ1 века. | Усвоение особенностей исторического пути США, её роль в мировом масштабе. Представить результаты изучения в виде мини –проекта. Анализировать и обобщать факты. | фронтально-индивидуальный опрос. | |
| | Страны Западной Европы в 40 – 60-х гг. ХХ в. | Усвоить особенности исторического развития. Понимать проблемы «консервативной революции», «третьего пути» Т. Блэра. Уметь характеризовать особенности развития на разных исторических этапах республик во Франции. Составлять простой и развернутый план Установление причинно-следственных связей перемена историческом развитии Германии XX в. (вторая половина). Уметь отличать и сравнивать политические движения. Знать причины упадка коммунистических движений и рост влияния демократических, умеренного реформизма | фронтальный опрос.сообщения. | |
| | Страны Западной Европы в 70-х – начале ХХ1 века. | тезисы.беседа. | |
| | Страны Восточной Европы во второй половине ХХ – начале ХХ1 века. | Знать понятие «Восточная Европа». Уметь анализировать виды социализма | фронтально-индивидуальная беседа | |
| | Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ – начале ХХ1 века. | Овладение понятием «деколонизация». Знать особенностей проблемы «мирового юга» | дискуссия. Сообщения учеников | |
| | Международные отношения и развитие культуры в ХХ – начале ХХ1 века. | В информационном плане ознакомиться с постмодернизмом, культурой хайтека, элитарной и массовой культурой, контркультурой, с нарастанием технократизма и иррационализма в массовом сознании. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) | защита презентаций. | |
| | Из ХХ века в ХХ1 век. Глобализация. | Ориентироваться в направлениях деятельности Лиги наций и ООН. Анализировать и обобщать факты. | фронтально-индивидуальная беседа | |
| | Повторительно-обобщающий урок. Тестирование. | | Тестирование | |
Тема 3. История России в первой половине ХХ века. |
| | Введение. Государство, российское и экономика в конце XIX – начале XX века. | Называть характерные черты экономического развития в начале века, показывать на карте промышленные центры. Называть характерные черты самодержавия | вводный | |
| | Общественно-политическое развитие России 1894 – 1904 гг. | Называть основные направления внешней политики, хронологические рамки войны; причины и характер войны; поражение и его последствия; | тезисы по теме | |
| | Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг. | Называть основные направления внешней политики, хронологические рамки войны; причины и характер войны; поражение и его последствия; | тезисы по теме | |
| | Первая российская революция. Реформы политической системы | Излагать причины и последствия революции; систематизировать причины и итоги революции в виде таблицы. | выступления групп .защита мини-презентаций. | |
| | Экономические реформы и политическая жизнь в 1907-1914гг. | Называть альтернативы общественного развития в 1906 г.; составлять таблицу «Аграрная реформа и ее результаты» Объяснять значение понятия парламентаризм; сравнивать программные установки либеральных партий, составлять | выступление группы. защита мини-презентации. | |
| | Россия в Первой мировой войне. | Знать хронологические рамки событий, основные даты и участников. Умение использовать принципы причинно-следственного анализа. | индивидуальный опрос. | |
| | Повторительно-обобщающий урок. Тестирование. | | Тестирование | |
| | Свержение монархии. Россия весной-летом 1917 г. | Уметь разбираться в причинах, типах революций. Знать основные революционные события 1-й, 2-й революций. Уметь спрогнозировать последующие события в России | фронтальная беседа.терминология | |
| | Октябрьская революция. Формирование советской государственности. | Уметь разбираться в причинах, типах революций. Знать основные революционные события 1-й, 2-й революций. Уметь спрогнозировать последующие события в России. Осуществлять поиск необходимой информации, использую средства Интернета. | проблемные выводы | |
| | Начало Гражданской войны | Знать понятие «Гражданская война». Владеть показом по карте. Уметь сравнивать войну с другими гражданскими войнами в истории Знать этапы и ключевые события (Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, Польша, фронты Красной Армии). Анализировать и обобщать факты, Составлять простой и развернутый план | таблица.индивидуальный опрос у карты. | |
| | На фронтах Гражданской войны | защита мини-презентаций по теме. | |
| | Экономическая политика «красных» и «белых». Экономический и политический кризис начала 20-х гг. | Усвоить сущность политики военного коммунизма, проводить сравнение экономических политик, их влияние на итоги войны | фронтальный опрос. | |
| | Переход к НЭПу. | Ознакомиться и усвоить «язык нэпа». Знать сущность нэпа (экономическую, политическую, социальную). Уметь сравнивать нэп с другими экономическими политиками | индивидуальный опрос.индивидуальные сообщения | |
| | Образование СССР. | Разбираться и давать оценку точкам зрения о принципах построения государства. Знать исходящие документы образования СССР | письменный опрос.тезисы | |
| | Международное положение и внешняя политика в 20-х гг. | Усвоить понятие Умение работать с информацией, выделять главное | мини-презентации.Индивидуальные сообщения | |
| | Политическое развитие в 20-30х гг. | Разбираться и давать оценку точкам зрения о политическом лидере. Использовать знания для формирования собственных суждений о происшедших переменах. | индивидуальный опрос.индивидуальные сообщения | |
| | Социалистическая индустриализация. | Делать сравнительный анализ этапов индустриализации в России. Знать хронологию и содержание этапов индустриализации | письменный опрос. тезисы | |
| | Коллективизация сельского хозяйства | Цели, методы, результаты коллективизации | тезисы. Фронтальный опрос | |
| | Внешняя политика в 30-х гг. ХХ в. | Владеть понятиями: полоса не признания и процесс признания СССР; Коминтерн и антифашистский фронт; Мюнхен 1938 г. Умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. | фронтальная беседа | |
| | Духовная жизнь в первой половине ХХ века. | Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры, проектная деятельность. Разбираться в направлениях перестройки образования, во взаимоотношениях власти и интеллигенции, власти и церкви, изменениях психологии людей | фронтальная беседа. | |
| | СССР накануне Великой Отечественной войны. | Уметь соотнести событие со всеобщей историей данного периода. Знать фактический и хронологический материал первого периода Великой Отечественной войны. Осуществлять поиск необходимой информации, использую средства Интернета. | дискуссия по теме | |
| | Начало Великой Отечественной войны. | фронтальная беседа | |
| | Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома. | Уметь соотнести событие с всеобщей историей данного периода. Знать фактический и хронологический материал первого периода Великой Отечественной войны | фронтальная беседа. | |
| | Советский тыл в Великой Отечественной войне. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. | Владеть фактами великого подвига народа. Уметь дать оценку роли СССР во Второй мировой войне. | мини-презентации | |
| | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. | Знать фактический и хронологический материал. Владеть показом и чтением карты. Высказывать суждения | фронтальная беседа Решение проблемных задач.. | |
| | СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. | Знать фактический и хронологический материал. Владеть показом и чтением карты. Высказывать суждения. | | |
| | Повторительно-обобщающий урок. Тестирование. | | Тестирование | |
Тема 4. История России во второй половине ХХ века – начале ХХI века. |
| | Политическое и экономическое развитие страны в 1945 – 1953 гг. | Анализировать политику, уметь делать аргументированные выводы. работать с учебной и внешкольной информацией. Анализировать и обобщать факты, Составлять простой и развернутый план | практические выводы | |
| | Внешняя политика в 1945 – 1953 гг. | Отработка умения работать индивидуально и в группе по выполнению заданий учителя. | фронтальный опрос. | |
| | Изменения политической системы в 1953 – середине 60-х гг. | Отработка умения работать индивидуально и в группе по выполнению заданий | практические выводы | |
| | Экономика СССР в 1953 – 1964 гг. | Уметь проводить сравнительный анализ экономического курса Н.С.Хрущева | дискуссия по теме | |
| | Идеология и культура в 50 – 60-х гг. ХХ в. | Анализировать политику, уметь делать аргументированные выводы. Умение перевода информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации. | Сообщения учеников | |
| | Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия. | Владеть групповым методом изучения темы, разделять по целям и задачам два послевоенных периода внешней политики. | фронтальная беседа. тезисы | |
| | Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма». | Знать и владеть понятиями: период стагнации, «развитой социализм». «Золотой век партийной номенклатуры». | фронтальная беседа. тезисы | |
| | Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. | Умение раскрывать особенности происходящих процессов. Работа с дополнительной литературой. | сообщения учеников | |
| | Политика разрядки: надежды и результаты | Уметь ориентироваться в смене курсов внешней политики. | Фронтальная беседа, прогнозирование | |
| | Политическое и экономическое развитие СССР в 1985 – 1991 гг. | Уметь соотнести изменения с предыдущими преобразованиями. Давать им оценку. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы. | дискуссия по теме | |
| | Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 гг. | Знать этапы плана перестройки, разбираться в противоречиях и неудачах «ускорения». Умение перевода информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации. | дискуссия по теме | |
| | Российская экономика на пути к рынку | Уметь разбираться в особенностях рыночном и плановой экономики, знать особенности рынка в России. | дискуссия по теме | |
| | Политическая жизнь в 1992 – 1999 гг. | Обновление Федерации, Федеративный договор, разграничение полномочий, самоопределение народов, противоречия между центром и регионами, чеченский кризис | Тезисы, фронтальная беседа по теме | |
| | Геополитическое положение и внешняя политика России. | Геополитическое положение и национальные интересы РФ, «партнерство во имя мира», «Большая восьмерка», идея «Многополярного мира», расширение НАТО на восток, балканский кризис, СНГ. | Тезисы, фронтальная беседа по теме | |
| | Политическое развитие в 2000 – 2007 гг. | Укрепление российской государственности, вертикаль власти, гражданское согласие, олигархи. | дискуссия по теме | |
| | Экономическое развитие в 2000 – 2007 гг. | дискуссия по теме | |
| | Внешняя политика в 2000 – 2007 гг. | Направления внешней политики России 2000- 2007 гг. , борьба с терроризмом и новая внешнеполитическая стратегия | Тезисы, фронтальная беседа по теме | |
| | Духовная жизнь в конце ХХ – начале XXI века. | Разобраться в понятиях: «концептуализм», «постмодернизм», «публицистика», «ностальгия», «элитная и массовая культура». | Сообщения учеников, презентации | |
| | Повторительно-обобщающий урок. Промежуточная аттестация (тестовая контрольная работа) | Тестирование | Тестирование | |