№ урока | Тема урока | Дата проведения | Планируемый предметный результат | Характеристика деятельности обучающихся, формирование УУД |
Человек и природа (2 часа). |
1 | Знакомство с учебником. Семья. | | Знать адрес: название города, номер дома, адрес школы. Уметь описывать свою дорогу от дома до школы. | Знакомство с героями учебника. Беседа о городе, его достопримечательностях, понимание слова «адрес», заучивание своего адреса, адреса школы. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, установление причинно-следственных связей. |
2 | Где живёт семья Ивановых, где живёшь ты. | |
Человек и общество (2 часа). |
3 | Мы познаём мир. | | Знать правила поведения в природе. Уметь определять признаки различных объектов природы, проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях. | Наблюдение природных объектов, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), кооперация с учителем и сверстниками, установление причинно-следственных связей. |
4 | Мы познаём мир с помощью органов чувств (урок-практикум). | |
Человек и природа (20 часов). |
5 | Мы познаём мир с помощью органов чувств. | | Знать название органов чувств и их функций. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выполнять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы. | Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыт. Различие предметов, опытное определение признаков предметов с помощью органов чувств. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
6 | Обобщение по теме. | |
7 | Что нас окружает. | | Уметь различать объекты живой и неживой природы, выделять из объектов неживой природы изделия человека. Иметь представления о животных. | Сравнение и различение объектов живой и неживой природы, классификация объектов живой и неживой природы по отличительным признакам. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно-следственных связей. |
8 | Что нас окружает (урок-экскурсия). | |
9 | Животные – часть природы. | | Знать признаки живых организмов, отличительные признаки зверей. Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, птиц, рыб, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида. | Выявление существенных признаков, знакомство с признаками живых организмов, с отличительными признаками животных. Уточнение представлений о животных. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно-следственных связей. |
10 | Животные – часть природы. | |
11 | Дикие и домашние животные. | | Знать названия и отличительные признаки 8-10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных. | Знакомство с отличительными признаками диких и домашних животных. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
12 | Дикие и домашние животные. | |
13 | Насекомые – часть природы. | | Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых. Называть насекомых родного края. | Выяснение существенных признаков насекомых. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
14 | Насекомые – часть природы. | |
15 | Растения – часть живой природы. | | Знать общие признаки растений, названия органов растений. Названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода). | Выяснение существенных признаков растений. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно-следственных связей. |
16 | Деревья, кустарники, травянистые растения. | |
17 | Что общего у трав, кустарников и деревьев. | | | Выявление черт сходства и отличия растений, ознакомление с термином «органы растений». УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно-следственных связей. |
18 | Растения и их части (урок-экскурсия). | |
19 | Как растения расселяются на новые места. | | Знать способы распространения семян. Уметь анализировать строение семени и делать выводы о распространении семян. | Выявление особенностей распространения семян растений, отличительных признаков плодов и семян. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно-следственных связей. |
20 | Заключительный урок по теме. | |
21 | Природа и её сезонные изменения. | | Знать основные признаки времён года, название и последовательность. Иметь представления о сезонных изменениях. | Обобщение жизненных наблюдений об изменениях в окружающей природе с приходом осени. Длительные наблюдения, подготовка к экскурсии. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, установление причинно-следственных связей. |
22 | Жизнь растений осенью. | |
23 | Жизнь растений осенью. | | Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изменения природы осенью. | Расширение знаний учащихся о жизни растений в осенний период. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, установление причинно-следственных связей. |
24 | Жизнь растений осенью (урок-экскурсия). | |
Человек и общество (2 часа). |
25 | Труд людей осенью. | | Знать о труде людей осенью в саду, поле, огороде. Уметь различать овощи и фрукты. | Систематизация жизненных наблюдений о труде. Обобщение наблюдений. Различение овощей и фруктов. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, установление причинно-следственных связей. |
26 | Труд людей осенью. | |
Человек и природа (26 часов). |
27 | Как животные готовятся к зиме. | | Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой. | Уточнение, дополнение и обобщение знаний учащихся о зимовке животных. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно-следственных связей. |
28 | Как животные готовятся к зиме. | |
29 | Пришла зима. | | Знать основные признаки времён года, название каждого времени года и их последовательность. Уметь выделить существенные признаки зимы. | Обобщение знаний и жизненных наблюдений за сезонными изменениями в природе. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, установление причинно-следственных связей. |
30 | Пришла зима. | |
31 | Снежные загадки. | | Знать правила проведения наблюдения и опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе в связи с приходом зимы. Иметь элементарное представление об образовании снежинок. | Обобщение знаний о сезонных изменениях в природе. Опыты со снегом. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
32 | Зима пришла (урок-экскурсия). | |
33 | Жизнь лесных зверей зимой. | | Знать о зимовке животных, о работе лесника зимой. Уметь оказывать помощь животным зимой. | Уточнение и дополнение знаний о зимовке животных. Выявление признака сходства млекопитающих – зверей. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, установление причинно-следственных связей. |
34 | Жизнь лесных зверей зимой. | |
35 | Как помочь птицам зимой. | | Знать признаки, по которым из всех животных выделяется группа – птицы. Виды зимующих птиц. Уметь оказывать помощь зимующим птицам, обобщать жизненные наблюдения. | Обобщение жизненных наблюдений за зимующими птицами. Изготовление кормушек. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками. |
36 | Как помочь птицам зимой. | |
37 | Есть ли жизнь в воде подо льдом? | | Знать признаки рыб. Знать о жизни некоторых животных и растений подо льдом. | Знакомство с жизнью некоторых животных и растений подо льдом. Выделение существенных признаков рыб. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно-следственных связей. |
38 | Есть ли жизнь в воде подо льдом? | |
39 | Как зимуют травы, кустарники и деревья? | | Знать о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений. Иметь представление о внутреннем строении почки. | Расширение представлений о жизни деревьев и кустарников в зимний период. Знакомство с особенностями жизни травянистых растений зимой. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно-следственных связей. |
40 | Как зимуют травы, кустарники и деревья? | |
41 | Учимся различать деревья и кустарники зимой. | | Знать отличия кустарников и деревьев зимой. Уметь определять разные виды кустарников и деревьев по силуэту, коре, почкам, плодам. | Определение различных видов деревьев и кустарников по силуэтам, почкам, коре. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно-следственных связей. |
42 | Учимся различать деревья и кустарники зимой. | |
43 | Весна пришла. | | Знать основные признаки весны, правила безопасности в природе весной. Уметь определять растения и животных родного края, из особенности весной. | Обобщение жизненных наблюдений о сезонных изменениях в природе. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, установление причинно-следственных связей. |
44 | Первоцветы. | |
45 | Какие растения весной цвести торопятся. | | Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растений. Уметь отличать первоцветы от остальных растений. | Уточнить и обобщить знания о первоцветах, жизни растений весной. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) установление причинно-следственных связей. |
46 | Жизнь растений весной (урок-экскурсия). | |
47 | Как животные весну встречают. | | Знать об изменениях в жизни животных весной. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе. | Знакомство с изменениями в жизни лягушек, птиц, змей, зверей весной. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно-следственных связей. |
48 | Как животные весну встречают. | |
49 | Про больших и маленьких. | | Знать, как появляется потомство у животных. Уметь сравнивать животных и их детёнышей. | Знакомство с развитием лягушки, появлением потомства у животных. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно-следственных связей. |
50 | Про больших и маленьких. | |
51 | Ждём лето. | | Знать об основных изменениях в природе с приходом лета. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в летний период. | Обобщение знаний об основных сезонных изменениях летом. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
52 | Ждём лето. | |
Правила безопасного поведения (8 часов). |
53 | В лес по ягоды пойдём. | | Знать питательные и целебные свойства ягод. Уметь приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края. Иметь представление о правилах сбора ягод. | Ознакомление с разнообразием растений. Распознавание ядовитых ягод края. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
54 | В лес по ягоды пойдём. | |
55 | С лукошком за грибами. | | Знать признаки и названия грибов. Уметь отличать съедобные и ядовитые грибы края. Знать правила сбора грибов. | Уточнение представлений о грибах. Формулирование правил сбора грибов. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
56 | С лукошком за грибами. | |
57 | Зелёная аптека. | | Знать некоторые лекарственные растения края. Иметь представления о сборе и использовании лекарственных растений. | Знакомство с лекарственными растениями. Обучение правилам сбора трав. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
58 | Лекарственные растения (урок-экскурсия). | |
59 | Природа и мы. | | Уметь соблюдать правила безопасности в природе. Знать виды и формы помощи человека природе. | Знакомство с термином «экология». Установление взаимоотношений в природе. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, установление причинно-следственных связей |
60 | Заключительный урок по теме. | |
Человек и общество (4 часа). |
61 | Наша Родина – Россия. | | Знать название государства, его столицы, названия крупных государств-соседей. Уметь описывать достопримечательности России. | Уточнение и обобщение знаний о России. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
62 | Москва – столица нашего государства. | |
63 | Государственная символика | | Знать государственную символику России, первый куплет и припев гимна. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов. | Знакомство с государственными символами. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
64 | Государственная символика | |
Человек и природа (2 час). |
65 | Обобщение «Мы и окружающий мир» | | Знать правила членов клуба. Уметь написать и отправить письмо. | Знакомство с клубом «Мы и окружающий мир». Заполнение анкеты. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, установление причинно-следственных связей. |
66 | Обобщение «Мы и окружающий мир» | |