МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. РОЩИНСКИЙ
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО ___Хисматуллина С.М. Протокол № 1 от « » августа 2015г. | Согласовано: заместитель директора школы по УВР МОБУ СОШ С.Рощинский ________ Каримова Р.З. | Утверждено: директор МОБУ СОШ с.Рощинский ________Салимьянов А.А. Приказ № от « » августа 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Физика»
7 класса
Базовый уровень
учитель физики
Хабибуллина Н.Т.
2015 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Физика» для 7 класса составлена на основе следующих документов:
Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике (Приказ МО РФ № 1089 от 5 марта 2004 г);
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2014-2015 учебный год (Приказ МО РФ № 253 от 31 марта 2014 г.);
Примерной программы основного общего образования по физике для общеобразовательных учреждений: «Физика. Астрономия. 7-11 кл». Составители В.А.Коровин, В.А.Орлов. – М.: Дрофа, 2010, с. 104.;
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения о рабочих программах, факультативах и элективных курсах, утвержденного приказом по школе от 02.04.2012 г. № 24.
Авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией А. В. Грачева, В. А. Погожева, А. В. Селиверстова, – М.: Вентана-Граф, 2012, и в соответствии с учебным планом (утвержден по школе от 25.08.2014 г. № 87) и учебным графиком ОУ (утвержден приказом по школе от 25.08.2014 г. № 87), рассчитана на реализацию в течение одного года, в количестве 68 часов.
Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием: А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Вентана-Граф, 2012 г., утвержденным приказом по школе от 25.08.2014 г. № 85 в списке учебников, используемых в 2014-2015 учебном году.
Цели и задачи.
изучение физики на ступени основного общего образования направлено на:
- освоение знаний о методах научного познания; механических процессах и явлениях, величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; формирование на этой основе представлений о механической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
- применять знания по физике для объяснения механических явлений, для объяснения принципов работы механизмов, самостоятельной оценки достоверности новой информации физического содержания; использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе самостоятельного приобретения знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творчески работ;
- воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованию высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
- использовать приобретенные знания и умения для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Формы и методы обучения.
Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса.
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
Общее количество часов – 68. Количество часов в неделю – 2.
Лабораторных работ – 10. Контрольных работ – 6.
Примерное тематическое планирование к курсу.
Четверть | Название главы | Количество часов | Лабораторные | Контрольные |
1 | Введение. | 4 | 1 | - |
Кинематика | 13 | 2 | 1 |
2 | Кинематика (окончание) | 9 | - | 1 |
Динамика | 7 | 3,4,5 | 1 |
3 | Силы в механике. | 9 | 6 | 1 |
Импульс. Механическая работа. Энергия. Закон сохранения механической энергии. | 11 | - | 1 |
Статика. | 4 | 7,8 | - |
4 | Статика (продолжение). Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 11 | 9, 10 | 1 |
Итого: | 68 | 10 | 6 |
Содержание программы учебного предмета. (68 часов)
Введение. Физика и физические методы изучения природы (4 часа)
Физика – наука о природе. Физические явления. Наблюдение. Физический эксперимент – источник знаний и критерий их достоверности. Теоретическое описание физических явлений. Классификация физических явлений. Физические термины. Физическая величина – количественная характеристика свойств физических тел, процессов и явлений. Обозначения физических величин. Единицы физических величин. Значение физической величины. Международная система единиц (СИ). Десятичные приставки для кратных и дольных величин. Роль физики в формировании научной картины мира. Связь физики с другими науками. Физика и техника. Роль математики в развитии физики. Предмет механики.
Лабораторная работа №1 «Измерение длины и площади».
- Кинематика (21 час)
- Кинематика прямолинейного равномерного движения (13 часов)
Кинематика. Положение тела в пространстве, Относительность механического движения, Описание прямолинейного движения, Прямолинейное равномерное движение, Скорость прямолинейного равномерного движения, Относительное движение. Перемещение и путь
Лабораторная работа № 2 «Изучение прямолинейного равномерного движения».
- Контрольная работа № 1 «Кинематика прямолинейного равномерного движения»
- Кинематика прямолинейного неравномерного движения (9 часов)
Средняя скорость, Мгновенная скорость, ускорение, Прямолинейное равноускоренное движение, Путь при прямолинейном равноускоренном движении в одном направлении, Свободное падение тел, Основные закономерности кинематики прямолинейного неравномерного движения
Контрольная работа № 2 «Кинематика прямолинейного неравномерного движения».
Динамика прямолинейного движения (16 часов).
Основы динамики (7 часов)
Сила. Сложение сил. Масса и плотность. Законы Ньютона.
Лабораторная работа № 3,4,5 «Измерение массы, объёма твёрдого тела и плотности вещества»
Контрольная работа №3 «Основы динамики»
Силы в природе (9 часов).
Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Сила реакции опоры и вес тела. Силы трения. Свойства сил. Основные закономерности динамики
Лабораторная работа № 6 «Измерение силы динамометром».
Контрольная работа №4 «Силы в природе»
Импульс, механическая работа, механическая энергия (11 часов)
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Механическая работа. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Мощность.
Контрольная работа № 5 «Импульс, механическая работа, механическая энергия»
Статика (4 часа).
Статика. Равновесие тел. Момент силы.. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия
Лабораторная работа № 7 «Определение центра тяжести»
Лабораторная работа № 8 «Вычисление КПД наклонной плоскости»
Давление твердых тел, жидкостей и газов. (11 часов)
Гидро- и аэростатика. Сила давления. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Измерение давления. Закон Архимеда. Плавание тел. Равновесие жидкостей, газов и твёрдых тел.
Лабораторная работа № 9 «Определение силы нормального атмосферного давления».
Лабораторная работа № 10 «Измерение выталкивающей силы».
Контрольная работа № 6 «Статика, гидро- и аэростатика».
Требования к уровню подготовки учащихся.
Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.
Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для формирования гипотез и теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория способна объяснять известные явления природы и научные факты; при объяснении природных процессов (явлений) разрабатываются модели этих процессов; один и тот же природный объект (процесс) можно описать (исследовать) на основе разных моделей; законы физики и физические теории имеют границы применимости.
Владеть основными понятиями и законами физики.
Формулировать основные физические законы
Называть: основные разделы механики и задачи этих разделов; существенные признаки механической картины мира.
Приводить примеры: механических явлений и процессов; использования достижений физики для обеспечения прогресса цивилизации.
Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).
3.1. Излагать основную суть прочитанного физического текста.
3.2. Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления и опыта; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания).
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний ;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования бытовых приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.
№ п/п |
Тема урока | Кол- во уроков | Дата план | Дата факт | Приме чание |
| Введение. | 4 | | | |
-
| Предмет физики | 1 | 3.09 | | |
-
| Физические величины, их единицы | 1 | 8.09 | | |
-
| Измерение физ-х величин. Лабораторная работа №1 «Измерение длины и площади». Инструктаж по ТБ. | 1 | 10.09 | | |
-
| Роль и место механики в физике | 1 | 15.09 | | |
| Механика. | 22 | | | |
-
| Кинематика. Положение тела в пространстве. | 1 | 17.09 | | |
-
| Относительность механического движения. | 1 | 22.09 | | |
-
| Описание прямолинейного движения. | 1 | 24.09 | | |
-
| Прямолинейное равномерное движение | 1 | 29.09 | | |
-
| Скорость прямолинейного равномерного движения | 1 | 1.10 | | |
-
| Лабораторная работа № 2 «Изучение прямолинейного равномерного движения». Инструктаж по ТБ. | 1 | 6.10 | | |
-
| Решение задач кинематики: «Встреча» | 1 | 8.10 | | |
-
| Решение задач кинематики: «Погоня» | 1 | 13.10 | | |
-
| Относительное движение | 1 | 15.10 | | |
-
| Перемещение и путь | 1 | 20.10 | | |
-
| Путь при прямолинейном равномерном движении | 1 | 22.10 | | |
-
| Основные закономерности кинематики прямолинейного равномерного движения | 1 | 27.10 | | |
-
| Контрольная работа № 1 «Кинематика прямолинейного равномерного движения» | 1 | 29.10 | | |
-
| Средняя скорость | 1 | 5.11 | | |
-
| Мгновенная скорость, ускорение | 1 | 10.11 | | |
-
| Прямолинейное равноускоренное движение | 1 | 12.11 | | |
-
| Путь при прямолинейном равноускоренном движении в одном направлении | 1 | 17.10 | | |
-
| Решение задач кинематики: «Разгон» | 1 | 19.11 | | |
-
| Решение задач кинематики: «Торможение» | 1 | 24.11 | | |
-
| Свободное падение тел | 1 | 26.11 | | |
-
| Основные закономерности кинематики прямолинейного неравномерного движения | 1 | 1.12 | | |
-
| Контрольная работа № 2 «Кинематика прямолинейного неравномерного движения». | 1 | 3.12 | | |
| Динамика. | 7 | | | |
-
| Динамика Действие одного тела на другое. Закон инерции. Инерциальные системы отсчёта. | 1 | 8.12 | | |
-
| Сила. Сложение сил. | 1 | 10.12 | | |
-
| Масса и плотность | 1 | 15.12 | | |
-
| Лабораторная работа № 3,4,5 «Измерение массы, объёма твёрдого тела и плотности вещества». Инструктаж по ТБ. | 1 | 17.12 | | |
-
| Второй закон Ньютона | 1 | 22.12 | | |
-
| Третий закон Ньютона | 1 | 24.12 | | |
-
| Контрольная работа №3 «Основы динамики» | 1 | 29.12 | | |
| Силы в механике. | 9 | | | |
-
| Сила тяжести | 1 | 19.01 | | |
-
| Сила упругости. Закон Гука | 1 | 21.01 | | |
-
| Сила реакции опоры и вес тела | 1 | 26.01 | | |
-
| Лабораторная работа № 6 «Измерение силы динамометром». Инструктаж по ТБ. | 1 | 28.01 | | |
-
| Силы трения | 1 | 2.02 | | |
-
| Свойства сил | 1 | 4.02 | | |
-
| Решение задач | 1 | 9.02 | | |
-
| Основные закономерности динамики | 1 | 11.02 | | |
-
| Контрольная работа №4 «Силы в природе» | 1 | 16.02 | | |
| Импульс. Механическая работа. Энергия. Закон сохранения механической энергии. | 11 | | | |
-
| Импульс тела. Закон сохранения импульса | 1 | 18.02 | | |
-
| Применение закона сохранения импульса. Решение задач. | 1 | 23.02 | | |
-
| Механическая работа | 1 | 25.02 | | |
-
| Решение задач на вычисление работы силы. | 1 | 2.03 | | |
-
| Кинетическая энергия | 1 | 4.03 | | |
-
| Потенциальная энергия | 1 | 9.03 | | |
-
| Закон сохранения механической энергии | 1 | 11.03 | | |
-
| Мощность | 1 | 16.03 | | |
-
| Повторение темы «Импульс, механическая работа, механическая энергия» | 1 | 18.04 | | |
-
| Систематизация, обобщение темы «Импульс, механическая энергия и законы их сохранения». | 1 | 6.04 | | |
-
| Контрольная работа № 5 «Импульс, механическая работа, механическая энергия» | 1 | 8.04 | | |
| Статика. | 4 | | | |
-
| Статика. Равновесие тел. Момент силы. Лабораторная работа № 7 «Определение центра тяжести». Инструктаж по ТБ. | 1 | 13.04 | | |
-
| Применение условий равновесия твёрдого тела. Решение задач. | 1 | 15.04 | | |
-
| Простые механизмы | 1 | 20.04 | | |
-
| Коэффициент полезного действия. Лабораторная работа № 8 «Вычисление КПД наклонной плоскости» Инструктаж по ТБ. | 1 | 22.04 | | |
| Статика (продолжение). Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 11 | | | |
-
| Гидро- и аэростатика. Сила давления. Давление. Лабораторная работа № 9 «Определение силы нормального атм-го давления». Инструктаж по ТБ. | 1 | 27.04 | | |
-
| Атмосферное давление. Закон Паскаля | 1 | 29.04 | | |
-
| Гидростатическое давление | 1 | 4.05 | | |
-
| Сообщающиеся сосуды | 1 | 6.05 | | |
-
| Измерение давления | 1 | 11.05 | | |
-
| Закон Архимеда. Плавание тел | 1 | 13.05 | | |
-
| Лабораторная работа № 10 «Измерение выталкивающей силы». Инструктаж по ТБ. | 1 | 18.05 | | |
-
| Общие закономерности статики. | 1 | 20.05 | | |
-
| Равновесие жидкостей, газов и твёрдых тел. | 1 | 25.05 | | |
-
| Контрольная работа № 6 «Статика, гидро- и аэростатика». | 1 | 27.05 | | |
-
| Повторение. Решение задач. | 1 | | | |
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная и дополнительная литература для учителя:
1. А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Вентана-Граф, 2012 г.
2. А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов Рабочая ретрадь «1,2 к учебнику Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Вентана-Граф, 2012 г.
3. Программа «Физика. 7-9 классы» под редакцией А. В. Грачева, В. А. Погожева, А. В. Селиверстова, – М.: Вентана-Граф, 2012,
3. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
4.Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.
5.Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.
6. Кабардин О.Ф. и др. Контрольные и проверочные работы по физике 7-11 кл.: Метод.пособие.– М.: Дрофа, 2000.
7. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с. ил.
8.Рымкевич А.П. Задачник по физике для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
9.Сборник нормативных документов. Физика /Сост. с. 23 Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.– М.: Дрофа, 2004.
Основная и дополнительная литература для ученика:
1. А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Вентана-Граф, 2012 г.
2. А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов Рабочая ретрадь «1,2 к учебнику Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Вентана-Граф, 2012 г.
3. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
4.Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.
5. Рымкевич А.П. Задачник по физике для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
В медиатеке кабинета имеются следующие диски:
Физика. Виртуальный учебник
Физика в картинках
Электронный задачник по физике
Уроки физики (7кл)
Живая физика
Открытая физика
Репетитор по физике
Лабораторные работы. Физика (7,8,9 класс).
2