4 | Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Ткани: эпите-лиальная, мышечная, соедини-тельная, нервная. Лабораторная работа 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить § 5стр.24. Отв. на вопросы. Задание 4 в раб.тет | |
5 | Строение организма человека. Органы. Системы органов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить § 5стр.25. Отв. на вопросы и выполнить задания в конце параграфа. Задание 6 в раб.тет | |
6 | Регуляция процессов жизнедеятельности. Рефлекс. Рефлекторная дуга. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить § 6. Отв. на вопросы и выполнить задания в конце параграфа, задания стр.18-19в рабочей тетради | |
Глава 2. Опора и движение (7 ч) |
Личностные результаты: Учащиеся должны: — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; — признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; — уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: —устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника; — составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение. |
7 | Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Лабораторные работы 2,3«Изучение микроскопиче-ского строения кости», «Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить § 7 Отв. на вопросы. Задание 1 в раб.тет | |
8 | Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить § 8 Отв. на вопросы и выполнить задание в конце параграфа | |
9 | Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скелета туловища. Скелет конечностей и их поясов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить § 9 Отв. на вопросы и выполнить задание 6 в рабочей тетради. | |
10 | Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить § 10 Отв. на вопросы и выполнить задание в конце параграфа, задание3 в рабочей тат ради | |
11 | Работа мышц и её регуляция. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §11 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания 6,7в рабочей тетради | |
12 | Нарушения опорно-двигательной системы. Лабораторная работа4 Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить § 12 Отв. на вопросы и вы-полнить задание в конце параграфа, задания cтр. 31-32в рабочей тетради. | |
13 | Обобщающий урок по теме «Опора и движение» | Контрольно-обобщающий урок | | | Проработать текст «Выводы к главе 2» | |
Глава 3. Внутренняя среда человека (4 ч) |
Личностные результаты: Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; — признавать право каждого на собственное мнение; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: —проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения; —выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями. |
14 | Состав внутренней среды организма и её функции. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §13 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |
15 | Состав крови. Лабораторная работа5 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §14 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания 1,2 в рабочей тетради | |
16 | Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §15 Отв. на вопросы в конце параграфа, задание 4 в рабочей тетради | |
17 | Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация, лечебная сыворотка. СПИД. Аллергия | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить § 16 Отв. на вопросы и выполнить задание в конце параграфа, задание стр.40-41 в рабочей тетради. Проработать текст «Выводы к главе 3» | |
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 ч) |
Личностные результаты: Учащиеся должны: — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; — понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; — признавать право каждого на собственное мнение; Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: —находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов. |
18 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §17. Отв. на вопросы в конце параграфа, задания 2,3 в рабочей тетради | |
19 | Сосудистая система, её строение. Круги кровообращения. Лабораторная работа6 «Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | §18 Отв. на вопросы в конце параграфа, задание 3 в рабочей тетради | |
20 | Сердечно-сосудистые заболе-вания. Первая помощь при кровотечении. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | §19 Отв. на вопросы в конце параграфа, задани3 в рабочей тетради | |
21 | Обобщение и систематизация знаний о движении как важнейшем свойстве живого на примере функционирования транспортных систем организма человека (сердечно-сосудистой и лимфатической) | Контрольно-обобщающий урок | | | Повт.§18,19 | |
Глава 5. Дыхание (5 ч) |
Личностные результаты: Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; — признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опроверже- ния существующего мнения. Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: —находить в учебной и научно_популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов. |
22 | Дыхание и его значение. Органы дыхания. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить§20 Отв. на вопросы в конце па аграфа, задания 2,3 в рабочей тетради | |
23 | Механизм дыхания. Жизненная ёмкость легких. Лабораторная работа7 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §21 Отв. на вопросы в конце параграфа, задание2 в рабочей тетради | |
24 | Регуляция дыхания. Защитные рефлексы дыхательной системы. Вред табакокурения. Лабораторная работа8 «Определение частоты дыхания» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §22 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания 4,5 в рабочей тетради | |
25 | Заболевания органов дыхания и их профилактика | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §23 Отв. на вопросы в конце па раграфа, задание 4в рабочей тетради | |
26 | Обобщающий урок по теме «Дыхание» | Контрольно-обобщающий урок | | | Проработать текст «Выводы к главе 5» | |
Глава 6. Питание (5 ч) |
Личностные результаты: Учащиеся должны: — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; — понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: —проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. |
27 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §24 Отв. на вопросы в конце параграфа, задание2 в рабочей тетради | |
28 | Пищеварение в ротовой полости. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §25 Отв. на вопросы в конце параграфа, задание2 в рабочей тетради | |
29 | Пищеварение в желудке и кишечнике. Лабораторная работа9 «Изучение действия ферментов желудочного сока на белки» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §26 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания 6,7в рабочей тетради | |
30 | Всасывание питательных веществ в кровь. Толстый кишечник | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §27 Отв. на вопросы в конце параграфа, задание6 в рабочей тетради | |
31 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §28 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания 4,6в рабочей тетради | |
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч) |
Личностные результаты: Учащиеся должны: — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опроверже- ния существующего мнения. Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: —классифицировать витамины; —реализовывать теоретические познания на практике; |
32 | Пластический и энергетический обмен. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §29 Отв. на вопросы в конце параграфа, задание2 в рабочей тетради | |
33 | Ферменты и их роль в организме человека. Механизмы работы ферментов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §30 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания 1,2в рабочей тетради | |
34 | Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §31 Отв. на вопросы в конце параграфа, задание 5 в рабочей тетради | |
35 | Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §32 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания 2,5в рабочей тетради. Проработать текст «Выводы к главе 7» | |
Глава 8. Выделение продуктов обмена (3 ч) |
Личностные результаты: Учащиеся должны: — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; — признавать право каждого на собственное мнение; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: —проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов; —владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы,_конспекты по результатам чтения; —организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; |
36 | Выделение и его значение. Органы мочевыделения. Регуляция мочеиспускания | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §33 Отв. на вопросы в конце па раграфа, задание 5 в рабочей тетради | |
37 | Заболевания органов мочевыделения | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §34 Отв. на вопросы в конце па раграфа, задание 2 в рабочей тетради | |
38 | Обобщающий урок по теме «Выделение продуктов обмена» | Контрольно-обобщающий урок | | | Проработать текст «Выводы к главе 8» | |
Глава 9. Покровы тела (3 ч) |
Личностные результаты: Учащиеся должны: — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; — уметь отстаивать свою точку зрения; Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: —проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов; — определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. |
39 | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §35 Отв. на вопросы в конце па раграфа, задания2,4 в рабочей тетради | |
40 | Болезни и травмы кожи | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §36 Отв. на вопросы в конце па раграфа, задания 1,2в рабочей тетради | |
41 | Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §37 Отв. на вопросы в конце па раграфа, задание5 в рабочей тетради | |
Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7 ч) |
Личностные результаты: Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: —проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. —владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; — определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. |
42 | Железы внутренней секреции и их функции | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §38 Отв. на вопросы в конце па аграфа, задание5 в рабочей тетради | |
43 | Работа эндокринной системы и её нарушения | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §39 Отв. на вопросы в конце па аграфа, задание2 в рабочей тетради | |
44 | Строение нервной системы и её значение. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §40 Отв. на вопросы в конце па аграфа, задания в рабочей тетради | |
45 | Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга Лабораторная работа10 Строение и функции спинного мозга. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §41 Отв. на вопросы в конце па аграфа, задания 1,2 в рабочей тетради | |
46 | Головной мозг. Лабораторная работа11 Строение и функции головного мозга. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §42 Отв. на вопросы в конце па аграфа, задание1 в рабочей тетради | |
47 | Вегетативная нервная система, её строение. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §43 Отв. на вопросы в конце па аграфа, задание 2 в рабочей тетради | |
48 | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. Врождённые и приобретённые заболевания нервной системы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §44 Отв. на вопросы в конце па аграфа, задание 3 в рабочей тетради | |
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (4 ч) |
Личностные результаты: Учащиеся должны: — понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; — признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; — уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: —устанавливать причинно_следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией; —проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. |
49 | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Лабораторная работа12 «Строение зрительного анализатора» (на модели) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §45 Отв. на вопросы в конце па раграфа, задания 4,5 в рабочей тетради | |
50 | Слуховой анализатор, его строение | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §46 Отв. на вопросы в конце па раграфа, задания 4,5 в рабочей тетради | |
51 | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §47 Отв. на вопросы в конце па раграфа, задание5 в рабочей тетради | |
52 | Вкусовой и обонятельный анализаторы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §48 Отв. на вопросы в конце па раграфа, задание4 в рабочей тетради | |
Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (6 ч) |
Личностные результаты: Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; — осознавать значение семьи в жизни человека и общества; — признавать право каждого на собственное мнение; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: —классифицировать типы и виды памяти; —владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы,_конспекты по результатам чтения; —организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; |
53 | Высшая нервная деятельность (ВНД). Безусловные и условные рефлексы. Поведение человека | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §49 Отв. на вопросы в конце па раграфа, задания 3,4 в рабочей тетради | |
54 | Память и обучение. Виды памяти. Лабораторная работа13 «Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §50 Отв. на вопросы в конце па раграфа, задание3 в рабочей тетради | |
55 | Врождённое и приобретённое поведение | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §51 Отв. на вопросы в конце па раграфа, задание2 в рабочей тетради | |
56 | Сон и бодрствование. Значение сна | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §52 Отв. на вопросы в конце па раграфа, задания 2,3 в рабочей тетради | |
57 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Эмоции. Речь. Познавательная деятельность. Темперамент | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §53 Отв. на вопросы в конце па раграфа, заданиt 2 в рабочей тетради | |
58 | Обобщение знаний о ВНД. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Проработать текст «Выводы к главе 12» | |
Глава 13. Размножение и развитие человека (5 ч) |
Личностные результаты: Учащиеся должны: — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; — признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — осознавать значение семьи в жизни человека и общества; — принимать ценности семейной жизни; — уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи; — понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; Метапредметные результаты: Учащиеся должны уметь: —определять понятия, формируемые в процессе изучения темы; —устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; —владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы,_конспекты по результатам чтения; —организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; |
59 | Особенности размножения человека. Репродукция. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК). Половые хромосомы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §54 Отв. на вопросы в конце па раграфов, задание1 в рабочей тетради | |
60 | Органы размножения. Половые клетки. Мужская и женская половые системы. Оплодотворение. Контрацепция | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить § 55 Отв. на вопросы в конце па раграфов, задания 4,5 в рабочей тетради | |
61 | Беременность и роды. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §56 Отв. на вопросы в конце па раграфов, задание 3 в рабочей тетради | |
62 | Рост и развитие ребёнка после рождения | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить § 57 Отв. на вопросы в конце па раграфов, задание1 в рабочей тетради | |
63 | Обобщающий урок по теме «Размножение и развитие человека.» | Контрольно-обобщающий урок | | | Проработать текст «Выводы к главе 13» | |
Глава 14. Человек и окружающая среда (4ч) |
Личностные результаты: Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; — признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: —приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. |
64 | Социальная и природная среда человека. Адаптация человека к среде обитания | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §58 Отв. на вопросы в конце па раграфа, задания 1,2 в рабочей тетради | |
65 | Окружающая среда и здоровье человека. Правовая охрана природы и среды обитания человека. Природоохранное законодательство. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Изучить §59 Отв. на вопросы в конце па раграфа, задание 2 в рабочей тетради | |
66 | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | Повт. §59, задание4 в рабочей тетради | |
67 | Обобщающий урок по теме «Размножение и развитие человека.» | Контрольно-обобщающий урок | | | Повт. §54-59 | |
68 | Обобщающий урок по разделу «Человек и его здоровье» | Контрольно-обобщающий урок | | | | |