Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе учебной программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2016г.
Программа ориентирована на использование учебника для учащихся:
С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева-Лунева Чтение. Учебник для 3 класса. Просвещение
Санкт-Петербург, 2016
Программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Основными задачами обучения чтению в 3 классе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса. С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Содержание программы.
(1 ч в неделю)
Техника чтения
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
наизусть 5—8 стихотворений.
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи в 3 классе.
(1 ч в неделю, 34 ч/год.)
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | Дата |
| I четверть | | |
1 | Знакомство со стихотворением В.Суслова «Весёлый звонок». Знакомство со стихотворением С. Погореловского «Отчего краснеют буквы». | 1 | 1.09 |
2 | Знакомство с рассказом И.Дика«Тяп-ляп». Анализ содержания произведения. Знакомство и анализ стихотворения Б. Заходера «Перемена» | 1 | 8.09 |
3 | По С. Багрову «Чужая отметка» Работа над содержанием Знакомство со стихотворением Я. Акима «Митины каникулы». | 1 | 15.09 |
4 | С. Михалков «Могут даже у ребят…». Анализ содержания стихотворения. Обобщающий урок по теме: «О школе и школьниках» | 1 | 15.09 |
5 | Знакомство со стихотворением К. Бальмонта «Осень». Разучивание наизусть. По С. Багрову «Поспела брусника!». Анализ содержания произведения, работа над пересказом.. | 1 | 22.09 |
6 | В. Орлов «Осеннее наступление». …». Анализ содержания стихотворения. По А. Баркову «Золотая осень у тихих дорог». Работа над пересказом | 1 | 29.09 |
7 | Г.Ладонщиков «Поздняя осень». Разучивание наизусть. По К.Паустовскому «Первый снег» Анализ содержания стихотворения. | 1 | 6.10 |
8 | Обобщающий урок по теме: «Листьям – время опадать». Потешка (Русская народная) Анализ произведения. | 1 | 13.10 |
9 | «Едем, едем на лошадке» (Шведская песенка). «Козёл» (Русская песенка) | 1 | 20.10 |
10 | Песенка (Русская народная) Потешка (Русская народная) В.Бианки «Кошкин питомец». | 1 | 27.10 |
| 2 четверть | | |
11 | «Собака и волк» (Русская сказка) По Г.Снегирёву «Верблюжья варежка». | 1 | 10.11 |
12 | Обобщающий урок по теме: «Верные помощники» Знакомство с Закличкой/ Знакомство с Потешкой (Русская народная) | 1 | 17.11 |
13 | Потешка (Русская народная) Анализ произведения. Знакомство с рассказом По Н.Коростелёву «Наша Галя». | 1 | 24.11 |
14 | По Н.Коростелёву «Наша Галя». Внеклассное чтение. Чтение сказок о животных | 1 | 1.12 |
15 | «Совушка» (Русская потешка) Разучивание наизусть. По А.Баркову «Внезапное открытие». | 1 | 8.12 |
16 | Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?». По Н.Сладкову«Говорящие яички». | 1 | 15.12 |
17 | Знакомство и анализ стихотворения С.Михалкова «Зяблик». Знакомство и анализ стихотворения С.Махотина «Плохая привычка». | 1 | 22.12 |
| 3 четверть | | |
18 | Песенка (Русская народная) И.Бунин«Первый снег». | 1 | 12.01 |
19 | По Р.Погодину «Неприятностей не оберёшься» Г.Ладонщиков «Здравствуй,Зимушка-зима!». | 1 | 19.01 |
20 | По Ю.Ковалю «Снегири и коты» В. Осеева «На катке». | 1 | 26.01 |
21 | О.Высотская «Пришла зима с морозами». По В. Голявкину«Как я встречал новый год». | 1 | 2.02 |
22 | В.Орлов«Снежная баба». Загадки. | 1 | 9.02 |
23 | Обобщающий урок по теме: «Здравствуй,Зимушка-зима!». «Три арбузных семечка»(Таджикская сказка). | 1 | 16.02 |
24 | «Дочка пекаря» (Английская сказка). «Алмазный топор»(Литовская сказка). | 1 | 22.12 |
25 | «Львиная доля» Дагестанская сказка). «В шутку едим, в шутку работаем»(Латышская сказка).Знакомство. | 1 | 02.03 |
26 | Обобщающий урок по теме: «Сказочные истории». Внеклассное чтение. Чтение русских народных сказок | 1 | 09.03 |
27 | Потешки (Русские народные) Колыбельная песня(Русская народная) | 1 | 16.03 |
28 | Пирог(Венгерская песенка). Трудолюбивый Ниссе(Шведская песенка). | 1 | 23.03 |
| 4 четверть | | |
29 | Знакомство с украинской сказкой «Колосок». «По работе и награда» (Русская народная сказка). | 1 | 6.04 |
30 | Внеклассное чтение. Знакомство с творчеством С. Маршака С. Маршак «Сказка про двух лодырей» | 1 | 13.04 |
31 | Обобщающий урок по теме: «Трудолюбие – это клад». Заклички о весне. | 1 | 20.04 |
32 | Г.Скребицкий «Любимое время года». По Л.Толстому «Солнце-тепло». | 1 | 27.04 |
33 | Знакомство со стихотворением Г.Витеза «Весна подарила По А.Баркову«Берёзовый сок». | 1 | 4.05 |
34 | Анализ стихотворения О.Высотской «Гришины подарки А.Седугин «Тихо-тихо». Чтение по ролям Знакомство со стихотворением Г.Виеру «Какое время года?». Обобщение по теме: «Летняя пора». | 1 | 11.05 |