НЗ – урок новых знаний; ЗЗ – урок закрепления знаний; П (ЛР) – урок-практикум (лабораторная работа); ОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний; КЗ – урок контроля знаний (контрольная работа); ЛС – логическая схема урока (конспект).
№ урока | дата | тема урока | кол-во часов | элементы содержания | требования к уровню подготовки | тип урока | вид контроля, измерители | ДЗ учебник Г.Я.Мякишев |
Введение (1 час) |
1 | | Физика и познание окружающего мира | 1 | Физика как наука. Научные методы познания природы. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Гипотеза. Закон. Теория. Границы применимости законов и теорий. Принцип соответствия. | Знать роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Понимать смысл понятий: явление, гипотеза, закон, теория. | НЗ | ЛС | Введение (стр.3-5) §2 |
Тема 1. Кинематика материальной точки (5 часов) |
2 | | Виды механического движения | 1 | Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Скорость, единицы скорости, ускорение, закон движения, графики движения. | Знать смысл физических величин: скорость движения тела, мгновенная скорость, ускорение, период и частота вращения, угловая скорость вращения, ускорение центростремительное; смысл физических законов: закон равноускоренного и равномерного прямолинейного движения, закон сложения скоростей. Уметь читать графики равномерного прямолинейного движения, скорости и перемещения при равноускоренном движении; применять законы равноускоренного и равномерного прямолинейного движения для определения параметров движения, закон сложения скоростей. | НЗ | ЛС | §5-9, 11-14 Упр.1 |
3 | | Относительность движения | 1 | Примеры, показывающие, что движение относительно. Определение параметров движения. | ЗЗ | Решение задач | §10 Упр.2 (№1,2) |
4 | | Вычисление характеристик равноускоренного движения | 1 | Применение формул и законов для расчёта параметров равноускоренного прямолинейного движения, графики движения. | ЗЗ | Решение задач | Упр.3 (№1,2,3) |
5 | | Равнопеременное движение | 1 | Свободное падение тел, ускорение свободного падения, баллистическое движение. | НЗ | ЛС | §15, 16 Упр.4 (№1,2,3) |
6 | | Движение по окружности | 1 | Криволинейное движение, круговое движение, характеристики кругового движения. | НЗ | ЛС | §17-19 Упр.5 |
Тема 2. Динамика механического движения (5 часов) |
7 | | Законы Ньютона | 1 | Задача динамики, масса тела, сила, формулировка законов Ньютона и границы их применимости, ИСО, принцип относительности. | Знать смысл величин: масса тела, сила; смысл законов: Ньютона; вклад Ньютона и Галилея в становлении физики как науки. Уметь делать выводы из анализа опытных фактов, подтверждающих законы Ньютона; приводить примеры: ИСО, опытов, иллюстрирующих справедливость законов Ньютона; применять законы Ньютона. | НЗ | ЛС | §20-28 Упр.6 (№1) |
8 | | Применение законов Ньютона | 1 | Закон движения и его следствия, принцип суперпозиции сил. Алгоритм решения задач динамики с применением законов Ньютона. | ЗЗ | Решение задач | Упр.6 (№2,6) |
9 | | Закон всемирного тяготения и его следствия | 1 | Закон всемирного тяготения, сила тяжести, вес тела, невесомость. Ускорение свободного падения, первая космическая скорость, ИСЗ, траектории небесных тел. | Знать смысл законов: всемирного тяготения, Гука. Уметь описывать и объяснять движение небесных тел и ИСЗ; применять законы тяготения и Гука, формулы для сил. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств. | НЗ | ЛС | §30-33 Упр.7 (№1) |
10 | | Силы упругости и трения | 1 | Деформация, закон Гука, причины трения, сила трения и сила сопротивления. Конический маятник. применение законов Ньютона для вычисления ускорения, измерение сил динамометром. | НЗ | ЛС | §34-38 |
11 | | Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела под действием сил упругости и тяжести» | 1 | П | Проверка ЛР | Упр.7 (№2,3) |
Тема 3. Законы сохранения в механике (4 часа) |
12 | | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | 1 | Определение импульса тела. Второй закон Ньютона в импульсной форме. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса. | Знать смысл величин: импульс тела; законов: сохранения импульса; вклад российских учёных в развитие исследований космоса. Уметь приводить примеры практического использования закона сохранения импульса; вычислять импульс тела, скорости тел. | НЗ | ЛС | Введение (стр.103); §39-42 Упр.8 (№1,2,4) |
13 | | Работа и мощность. Энергия. | 1 | Определение механической работы и мощности, формулы для расчёта, единицы измерения, вычисление. Виды механической энергии, связь работы и энергии. Закон сохранения энергии и его использование (алгоритм). | Знать смысл величин: работа, мощность, энергия; смысл законов: сохранения энергии. Уметь приводить примеры практического использования закона сохранения энергии; применять формулы для работы, мощности, энергии, закон сохранения энергии. | НЗ | ЛС | §43-49 Упр.9 (№1,4) |
14 | | Закон сохранения энергии | 1 | НЗ | ЛС | §50,51 Упр.9 (№3) |
15 | | Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения энергии» | 1 | П | Проверка ЛР | Упр.9 (№5) |
16 | | Контрольная работа №1 «Законы движения и взаимодействия тел» | 1 | Применение формул, законов, определений по изученному разделу «Механика». | Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по разделу «Механика». | КЗ | Проверка работы | |
Тема 4. Основы молекулярно-кинетической теории вещества (5 часов) |
17 | | Основные положения МКТ идеального вещества | 1 | Тепловые явления, молекулы и атомы, опытное обоснование МКТ вещества. | Знать смысл понятий: взаимодействие, атом, молекула; вклад российских и зарубежных учёных в развитие МКТ вещества. Уметь описывать и объяснять строение агрегатных состояний вещества с применением основных положений МКТ вещества; приводить опытные факты, доказывающие основные положения МКТ вещества. | НЗ | ЛС | §55-60 Упр.11 (№4,5,6) |
18 | | Идеальный газ | 1 | Модель «идеальный газ», давление идеального газа, основное уравнение МКТ идеального газа (без вывода). Макроскопические параметры газа, тепловое равновесие системы частиц, температура и её измерение, связь давления, энергии и скорости молекул газа с температурой. Уравнение состояния идеального газа, уравнение Менделеева-Клапейрона, газовые законы и изопроцессы. | Знать смысл величин: абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества; смысл газовых законов; вклад зарубежных и российских учёных в развитие теории идеального газа. Уметь читать и анализировать графики изопроцессов; применять законы теории идеального газа; измерять давление, объём, температуру. | НЗ | ЛС | §61, 63-67 Упр.11 (№8-10) |
19 | | Уравнение состояния идеального газа | 1 | НЗ | ЛС | §68, 69 Упр.13 (№4,5,7) |
20 | | Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | 1 | П | Проверка ЛР | §68,69 (повт.) Упр.13 (№6,8) |
21 | | Свойства жидкостей и твёрдых тел | 1 | Насыщенный и ненасыщенный пар, давление насыщенного пара, кипение, влажность воздуха, кристаллы и аморфные тела. | Уметь описывать и объяснять строение жидкости, пара и твёрдого тела; приводить примеры практического использования знаний свойств жидкостей и твёрдых тел. | НЗ | ЛС | §70-74 Упр.14 (№1-3,4) |
Тема 5. Основы термодинамики (3 часа) |
22 | | Внутренняя энергия | 1 | Выражение для внутренней энергии газа, работа в термодинамике и теплообмен. | Знать смысл величин: внутренняя энергия; смысл законов: термодинамики; вклад зарубежных учёных в развитие термодинамики. Уметь описывать и объяснять работы тепловых машин; вычислять работу газа, внутреннюю энергию и количество теплоты; приводить примеры практического использования законов термодинамики. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: рационального природопользования и охраны окружающей среды; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды. | НЗ | ЛС | §75-77 Упр.15 (№1,6,7) |
23 | | Законы термодинамики | 1 | Первый и второй законы термодинамики и их применение к изопроцессам. Порядок и хаос, работа тепловых машин. | НЗ | ЛС | §78-80, 82 Упр.15 (№2,9) |
24 | | Применение законов термодинамики | 1 | Вычисление внутренней энергии, работы, количества теплоты и КПД тепловых двигателей. | ЗЗ | Решение задач | Упр.15 (№10,11,12) |
Тема 6. Электростатика (4 часа) |
25 | | Закон Кулона | 1 | Электрический заряд и его свойства, закон Кулона и его применение. | Знать смысл величин: электрический заряд, элементарный электрический заряд; смысл законов: сохранения электрического заряда, Кулона. Уметь приводить примеры электризации тел; применять закон Кулона и закон сохранения электрического заряда. | НЗ | ЛС | §83-88 Упр.16 (№1,3,4) |
26 | | Электрическое поле | 1 | Свойства электростатического поля, напряжённость электростатического поля и его силовые линии. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Работа сил электростатического поля, потенциал и разность потенциалов. | Знать смысл понятий: электростатическое поле; смысл величин: напряжённость и потенциал электростатического поля, разность потенциалов; вклад зарубежных и российских учёных в развитие теории электростатики. Уметь применять формулы: для напряжённости, потенциала электрического поля, разности потенциалов, связи напряжённости и разности потенциалов; наглядно представлять электростатическое поле зарядов. | НЗ | ЛС | §90-95 Упр.17 (№1,2) |
27 | | Потенциал электрического поля | 1 | НЗ | ЛС | §96-98 Упр.17 (№3,7,9) |
28 | | Электроёмкость, конденсаторы | 1 | Определение электроёмкости, единицы измерения электроёмкости, конденсатор, энергия конденсатора, соединения конденсаторов. | Знать смысл величин: электроёмкость. Уметь вычислять: электроёмкость и энергию конденсатора; приводить примеры практического применения конденсаторов. | НЗ | ЛС | §99-101 Упр.18 (№1,3) |
Тема 7. Законы постоянного электрического тока (5 часов) |
29 | | Характеристики электрической цепи | 1 | Определение электрического тока, условия его существования, сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи, виды соединений проводников, измерения параметров электрической цепи. | Знать смысл величин: ЭДС источника тока; смысл законов: Ома, соединений проводников; вклад российских и зарубежных учёных в формировании теории постоянного тока. Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока и другие параметры электрической цепи; применять законы постоянного тока для вычисления параметров электрической цепи. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования электробытовых приборов. | ЗЗ | ЛС | §102-104, 110-112 Упр.19 (№2) |
30 | | Лабораторная работа №4 «Изучение соединений проводников» | 1 | П | Проверка ЛР | §105,106 Упр.19 (№4) |
31 | | Замкнутая цепь | 1 | Источник тока, сторонние силы, ЭДС источника тока, закон Ома для замкнутой цепи, соединения источников тока. Работа и мощность тока, закон Джоуля-Ленца. Методы измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | НЗ | ЛС | §107,108 Упр.19 (№5,6) |
32 | | Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 | П | Проверка ЛР | §108 (повт.) Упр. 19 (№7,9) |
34 | | Электрический ток в разных средах | 1 | Полупроводники и их применение. Электрический ток в вакууме, электролитах и газах, электролиз, газовый разряд и его виды, плазма. | Уметь описывать и объяснять: прохождение тока в полупроводниках, электролитах, газах и вакууме; приводить примеры практического использования полупроводниковых и электровакуумных приборов, электролиза. | НЗ | ЛС | |
33 | | Контрольная работа №2 «Законы молекулярной физики и электродинамики» | 1 | Применение формул, законов, определений по изученным разделам «Молекулярная физика и электродинамика». | Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по разделам «Молекулярная физика и электродинамика». | КЗ | Проверка работы | |
№ урока | дата | тема урока | кол-во часов | элементы содержания | требования к уровню подготовки | тип урока | вид контроля, измерители | ДЗ учебник Г.Я.Мякишев |
Тема 1. Постоянное и переменное магнитное поле (5 часов) |
1 | | Постоянное магнитное поле | 1 | Магнитное взаимодействие токов, свойства магнитного поля, магнитная индукция, магнитные силовые линии, сила Ампера и её направление. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Исследования действия магнитного поля на проводник с током, применение закона Ампера. | Знать смысл понятий: магнитное поле; вклад Ампера и Лоренца в развитие теории постоянного магнитного поля. Уметь описывать и объяснять работу динамика, электроизмерительных приборов; применять правила «правой» и «левой» руки, формулы для сил Ампера и Лоренца. | НЗ | ЛС | §1-3, 6 Упр.1 (№1,2) |
2 | | Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | 1 | П | Проверка ЛР | Упр.1 (№3,4) |
3 | | Электромагнитная индукция | 1 | Опыты Фарадея, индукционный ток, магнитный поток, правило Ленца, закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле, гипотеза Максвелла. Измерение индукционного тока, применение правила Ленца и закона ЭМИ. Опыты на явление самоиндукции, энергия магнитного поля. Использование закона ЭМИ и самоиндукции, расчёт энергии магнитного поля и индуктивности. | Знать смысл законов: электромагнитной индукции; вклад Фарадея и Максвелла в развитие представлений о связи электрического и магнитного полей. Уметь описывать и объяснять: явление ЭМИ, работу микрофона; применять правило Ленца и «правой» руки, закон ЭМИ, формулы для индуктивности и магнитной энергии. | НЗ | ЛС | §8-11 Упр.2 (№1,2,3) |
4 | | Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | П | Проверка ЛР Решение задач | §12-14 Упр.2 (№4,5) |
5 | | Самоиндукция | 1 | НЗ | ЛС | §15-16 Упр.2 (№6,7) |
Тема 2. Электромагнитные колебания и волны (5 часов) |
6 | | Электромагнитные колебания | 1 | Определение электромагнитных колебаний, осциллограф, виды колебаний, колебательный контур, уравнение, характеристики и график колебаний. | Уметь описывать и объяснять: возникновение и протекание свободных электромагнитных колебаний, переменный электрический ток, производство и передачу электроэнергии, электрический резонанс; применять знания об электромагнитных колебаниях при решении задач. | НЗ | ЛС | §27-30 Упр.4 (№1-3) |
7 | | Переменный электрический ток | 1 | Получение переменного тока, характеристики цепи переменного тока, резонанс в цепи переменного тока. | НЗ | ЛС | §31, 32, 35 Упр.4 (№4,5) |
8 | | Генерирование электрической энергии | 1 | Автоколебания, генератор на транзисторе, генератор переменного тока, трансформатор, передача электроэнергии. | НЗ | ЛС | §36-41 |
9 | | Электромагнитные волны | 1 | Гипотеза Максвелла о связи магнитного и электрического полей, распространение электромагнитных волн, опыты Герца. Плотность потока излучения. Свойства ЭМВ. | Знать смысл понятий: электромагнитная волна; вклад российских и зарубежных учёных в развитие представлений об электромагнитных волнах. Уметь описывать и объяснять: излучение и распространение электромагнитных волн, принципы радиосвязи; приводить примеры практического использования ЭМВ в развитии радио- и телекоммуникаций. | НЗ | ЛС | §17, 48-50, 54 Упр.7 (№1) |
10 | | Использование электромагнитных волн | 1 | Радио Попова, основные виды радиосвязи. | НЗ | ЛС | §51-53, 55-58 |
Тема 3. Геометрическая и волновая оптика (5 часов) |
11 | | Законы геометрической оптики | 1 | Отражение, преломление, полное внутреннее отражение света. | Знать смысл понятий: световая волна; вклад зарубежных учёных в развитие представлений о природе света; смысл законов: геометрической и волновой оптики. Уметь описывать и объяснять явления: дисперсии, интерференции, дифракции, поляризации, отражения и преломления света; строить изображения в линзах и зеркалах; измерять и вычислять: показатель преломления среды, оптическую силу и фокусное расстояние линзы; применять законы геометрической и волновой оптики; приводить примеры практического использования оптических приборов и инструментов. | НЗ | ЛС | §60-62 Упр.8 (№4,6) |
12 | | Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла» | 1 | Методы измерения показателя преломления вещества, применение закона преломления. | П | Проверка ЛР | §63-65 Упр.8 (№7,9) |
13 | | Лабораторная работа №4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния линзы» | 1 | Методы измерения фокусного расстояния и оптической силы линзы. Опыты Ньютона, призматический спектр, дисперсия света. | П | Проверка ЛР | §66 Упр.9 (№4) |
14 | | Волновые свойства света | 1 | Интерференция, дифракция и опыты, доказывающие, что свет – ЭМВ. Поляризация света. Дифракционная решётка | НЗ | ЛС | §67-72 |
15 | | Лабораторная работа №5 «Измерение длины световой волны» | 1 | Методы измерения длины световой волны. | П | Проверка ЛР | Упр.10 (№1,2) |
16 | | Контрольная работа №1 «Электромагнитная теория» | 1 | Применение формул, законов, определений по изученному разделу «Электромагнитная теория». | Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по разделу «Электромагнитная теория». | КЗ | Проверка работы | |
Тема 4. Элементы специальной теории относительности (1 час) |
17 | | Основы СТО | 1 | Принцип относительности в механике и в СТО, релятивистский закон сложения скоростей, импульс, связь массы и энергии в СТО. | Знать вклад зарубежных учёных в развитие представлений о пространстве и времени. | НЗ | ЛС | §75, 76, 79 |
Тема 5. Квантовая оптика (4 часа) |
18 | | Излучение и спектры | 1 | Источники света, энергия и спектр, наблюдение и получение спектров, спектральный анализ, шкала электромагнитных излучений. | | НЗ | ЛС | §80-83 |
19 | | Лабораторная работа №6 «Наблюдение спектров». Фотоэффект | 1 | Методы наблюдения спектров, спектральные трубки. Гипотеза квантов. Фотоэффект: законы и теория. | Знать смысл понятий: фотон, атом; смысл законов: фотоэффекта, постулатов Бора; вклад российских и зарубежных учёных в развитие квантовой оптики. Уметь описывать и объяснять: излучение и поглощение света атомом, явление фотоэффекта, давление света, работу лазеров; приводить примеры практического использования знаний о квантовых свойствах света, лазеров; применять: законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна, постулаты Бора. | П/НЗ | Проверка ЛР ЛС | Введение (стр.256) §87, 88 Упр.12 (№1) |
20 | | Применение фотоэффекта | 1 | Фотоны, корпускулярно-волновой дуализм, гипотеза де Бройля, давление света, фотоэлементы, химическое действие света. | НЗ | ЛС | §89-92 Упр.12 (№2-4) |
21 | | Строение атома | 1 | Опыты Резерфорда, планетарная модель атома, квантовые постулаты Бора, атомные спектры, лазер. | НЗ | ЛС | §93-96 Упр.13 (№2) |
Тема 6. Физика атомного ядра и элементарных частиц (7 часов) |
22 | | Строение атомного ядра | 1 | Протон-нейтронная модель атомного ядра, ядерные силы, энергия связи. | Знать смысл понятий: атомное ядро, ионизирующие излучения; вклад российских и зарубежных учёных в развитие представлений об атомном ядре и физики элементарных частиц. Уметь описывать и объяснять: деление ядра урана, цепную ядерную реакцию деления тяжёлых ядер, устойчивость ядер, радиоактивность; определять состав атомных ядер, дефект массы, энергию связи, энергетический выход ядерной реакции; применять правила смещения, закон распада, закон сохранения заряда и массы для составления ядерной реакции; приводить примеры практического использования физических знаний в ядерной энергетике; понимать сущность физической картины мира. | НЗ | ЛС | §103-105 Упр.14 (№4,5) |
23 | | Радиоактивность | 1 | Открытие явления радиоактивности, излучения и их свойства, правила смещения, закон распада, изотопы. | НЗ | ЛС | §98-102 Упр.14 (№1-3) |
24 | | Ядерные реакции | 1 | Определение ядерной реакции, энергетический выход ядерной реакции, реакции деления тяжёлых ядер. | НЗ | ЛС | §106-108 Упр.14 (№6,7) |
25 | | Ядерная энергетика | 1 | Ядерный реактор, АЭС, ядерное оружие, термоядерные реакции. | НЗ | ЛС | §109-112 |
26 | | Биологическое действие радиоактивных излучений | 1 | Действие радиоактивных излучений на живые организмы. | НЗ | ЛС | §113 |
27 | | Лабораторная работа №7 «Изучение треков заряженных частиц» | 1 | Методы изучения основных свойств заряженных частиц по их трекам. | П | Проверка ЛР | Итоги к главе 13 |
28 | | Единая физическая картина мира | 1 | Элементарные частицы и их античастицы. Основные элементы физической картины мира. | ОСЗ | ЛС | §114,115,127 |
29 | | Контрольная работа №2 «Квантовая оптика, строение атома и атомного ядра» | 1 | Применение формул, законов, определений по изученному разделу «Атом и атомное ядро». | Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по разделу «Атом и атомное ядро». | КЗ | Проверка работы | |
Тема 7. Строение и эволюция Вселенной (2 часа) |
30 | | Строение и эволюция Солнечной системы и звёзд | 1 | Состав Солнечной системы, законы движения небесных тел, периоды обращения планет. Солнце и его строение. Классификация звёзд и их эволюция. | Знать смысл понятий: планета, звезда, галактика, Солнечная система, Вселенная; вклад российских и зарубежных учёных в развитии взглядов на природу и эволюцию Вселенной. Уметь описывать и объяснять: состав и строение Солнечной системы, Солнца и основных типов звёзд, эволюционные этапы наблюдаемой Вселенной, звёзд и Солнечной системы. | НЗ | ЛС | §117-119, 121-123 |
31 | | Строение и эволюция Вселенной | 1 | Галактики. Квазары. Скопления галактик, их спектр, «красное» смещение. Закон Хаббла, Космологические теории строения и эволюции Вселенной. | НЗ | ЛС | §125, 126 |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 часа) |
32 | | Законы механики и молекулярной физики | 1 | Базовые понятия (стандарт) | Знать определения базовых понятий,, обозначения и нахождение изученных физических величин; применение изученных законов. | ОСЗ | Решение тестов в форме ЕГЭ | Учебники «Физика» 10-11 классы + рабочая тетрадь |
33 | | Законы электродинамики | 1 | Базовые понятия (стандарт) | |
НЗ – урок новых знаний; ЗЗ – урок закрепления знаний; П (ЛР) – урок-практикум (лабораторная работа); ОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний; КЗ – урок контроля знаний (контрольная работа); УКЗ – урок коррекции знаний; ЛС – логическая схема урока (конспект).
№ урока | дата | тема урока | кол-во часов | элементы содержания | требования к уровню подготовки | тип урока | вид контроля, измерители | ДЗ учебник Г.Я.Мякишев |
Введение (1 час) |
1 | | Физика и познание окружающего мира | 1 | Физика как наука. Научные методы познания природы. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Гипотеза. Закон. Теория. Границы применимости законов и теорий. Принцип соответствия. | Знать роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Понимать смысл понятий: явление, гипотеза, закон, теория. | НЗ | ЛС | Введение (стр.3-5) Введение к ЛР (стр.342) §2 |
Тема 1. Кинематика материальной точки (11 часов) |
2 | | Механическое движение | 1 | Определение МД. Задача кинематики. Материальная точка, Система отсчёта. Способы описания движения. Координаты, путь, перемещение. | Знать смысл физических величин: скорость движения тела, мгновенная скорость, ускорение, период и частота вращения, угловая скорость вращения, ускорение центростремительное; смысл физических законов: закон равноускоренного и равномерного прямолинейного движения, закон сложения скоростей. Уметь читать графики равномерного прямолинейного движения, скорости и перемещения при равноускоренном движении; применять законы равноускоренного и равномерного прямолинейного движения для определения параметров движения, закон сложения скоростей. | ЗЗ | ЛС | §1, 3-6, 21 |
3 | | Виды механического движения | 1 | Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Скорость, единицы скорости, ускорение, закон движения, графики движения. | НЗ | ЛС | §7-9, 11-14 |
4 | | Характеристики равномерного прямолинейного движения | 1 | Вычисление основных параметров равномерного движения. | ЗЗ | Решение задач | Упр.1 |
5 | | Относительность движения | 1 | Примеры, показывающие. Что движение относительно. Закон сложения скоростей. | ЗЗ | Решение задач | §10 Упр.2 |
6 | | Вычисление характеристик равноускоренного движения | 3 | Применение формул и законов для расчёта параметров равноускоренного прямолинейного движения, графики движения. | ЗЗ | Решение задач | Упр.3 (№1) |
7 | | Упр.3 (№2) |
8 | | Упр.3 (№3) |
9 | | Равнопеременное движение | 1 | Свободное падение тел, ускорение свободного падения, баллистическое движение. | НЗ | ЛС | §15, 16 |
10 | | Вычисление характеристик равнопеременного движения | 1 | Применение формул и законов для равнопеременного движения. | ЗЗ | Решение задач | Упр.4 |
11 | | Круговое движение | 1 | Криволинейное движение, круговое движение, характеристики кругового движения. | | НЗ | ЛС | §17-19 |
12 | | Вычисление характеристик кругового движения | 1 | Применение формул и законов кругового движения. | ЗЗ | Решение задач | Упр.5 |
Тема 2. Динамика механического движения (10 часов) |
13 | | Законы Ньютона | 1 | Задача динамики, инерциальная система отсчёта, формулировка законов Ньютона, сила, масса, закон движения и его следствия, принцип относительности. Алгоритм решения задач динамики с применением законов Ньютона. | Знать смысл величин: масса тела, сила; смысл законов: Ньютона; вклад Ньютона и Галилея в становлении физики как науки. Уметь делать выводы из анализа опытных фактов, подтверждающих законы Ньютона; приводить примеры: ИСО, опытов, иллюстрирующих справедливость законов Ньютона; применять законы Ньютона. | НЗ | ЛС | §20-28 |
14 | | Применение законов Ньютона | 2 | ЗЗ | Решение задач | Упр.6 (№1) |
15 | | Упр.6 (№2,6) |
16 | | Виды механических сил | 1 | Классификация механических сил. Применение алгоритма решения задач динамики. | Знать смысл законов: всемирного тяготения, Гука. Уметь описывать и объяснять движение небесных тел и ИСЗ; применять законы тяготения и Гука, формулы для сил. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств. | ЗЗ | Решение задач | §29 Упр.6 (№3,4) |
17 | | Закон всемирного тяготения и его следствия | 1 | Закон всемирного тяготения, сила тяжести, вес тела, невесомость. Ускорение свободного падения, первая космическая скорость, ИСЗ, траектории небесных тел. | НЗ | ЛС | §30-33 Упр.7 (№1) |
18 | | Применение закона тяготения | 1 | Применение закона всемирного тяготения и его следствий. | ЗЗ | Решение задач | Упр.6 (№5) |
19 | | Силы упругости и трения | 1 | Деформация, закон Гука, причины трения, сила трения и сила сопротивления. Конический маятник. применение законов Ньютона для вычисления ускорения, измерение сил динамометром. Использование алгоритма решения задач динамики, формул для механических сил. | НЗ | ЛС | §34-38 |
20 | | Применение формул для сил | 1 | ЗЗ | Решение задач | Упр.7 (№2) |
21 | | Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела под действием сил упругости и тяжести» | 1 | П | Проверка ЛР | Упр.7 (№3) |
22 | | Применение формул для сил | 1 | ЗЗ | Решение задач | Итоги к главам 3 и 4 |
Тема 3. Законы сохранения в механике (8 часов) |
23 | | Импульс тела | 1 | Определение импульса тела. Второй закон Ньютона в импульсной форме. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | Знать смысл величин: импульс тела; законов: сохранения импульса; вклад российских учёных в развитие исследований космоса. Уметь приводить примеры практического использования закона сохранения импульса; вычислять импульс тела, скорости тел. | НЗ | ЛС | Введение (стр.103) §39-42 Упр.8 (№1) |
24 | | Применение закона сохранения импульса | 1 | Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса. | ЗЗ | Решение задач | Упр.8 (№2,4) |
25 | | Работа и мощность. Механическая энергия | 1 | Определение механической работы и мощности, формулы для расчёта, единицы измерения, вычисление. Виды механической энергии, связь работы и энергии. | Знать смысл величин: работа, мощность, энергия; смысл законов: сохранения энергии. Уметь приводить примеры практического использования закона сохранения энергии; применять формулы для работы, мощности, энергии, закон сохранения энергии. | НЗ | ЛС | §43-49 Упр.9 (№1,4) |
26 | | Механическая энергия | 1 | Применение формул для работы, мощности и энергии, связи работы и энергии. | ЗЗ | Решение задач | Упр.9 (№2) |
27 | | Закон сохранения энергии | 1 | Обоснование закона сохранения энергии. | НЗ | ЛС | §50-51 |
28 | | Элементы статики | 1 | Условия равновесия твёрдых тел, момент силы. Применение условия равновесия. | ЗЗ | ЛС | §52-54 Упр.10 (№1,2) |
29 | | Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения энергии» | 1 | Опытная проверка закона сохранения энергии. | П | Проверка ЛР | Упр.9 (№5) |
30 | | Применение закона сохранения энергии | 1 | Использование закона сохранения энергии. | ЗЗ | Решение задач | Упр.9 (№3) Упр.10 (№3,4) |
31 | | Контрольная работа №1 «Законы механики» | 1 | Применение формул, законов, определений по изученному разделу «Механика». | Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по разделу «Механика». | КЗ | Проверка работы | |
32 | | Анализ контрольной работы №1 «Законы механики» | 1 | Выявление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы №1 «Законы механики». | Уметь проводить самоанализ своих знаний и умений по изученному разделу «Механика». | УКЗ | | Итоги к главам: 1-7 |
Тема 4. Основы молекулярно-кинетической теории (МКТ) вещества (10 часов) |
33 | | Основные положения МКТ вещества | 1 | Тепловые явления, молекулы и атомы, опытное обоснование МКТ вещества. | Знать смысл понятий: взаимодействие, атом, молекула; вклад российских и зарубежных учёных в развитие МКТ вещества. Уметь описывать и объяснять строение агрегатных состояний вещества с применением основных положений МКТ вещества; приводить опытные факты, доказывающие основные положения МКТ вещества. | НЗ | ЛС | §55-60 Упр.11 (№4-6) |
34 | | Характеристики молекул и атомов | 1 | Использование формул для характеристик молекул и атомов. | ЗЗ | Решение задач | Упр.11 (№1,3) |
35 | | Идеальный газ | 1 | Модель «идеальный газ», давление идеального газа, основное уравнение МКТ идеального газа (без вывода). | | НЗ | ЛС | §61-63 Упр.11 (№8-11) |
36 | | Температура и её измерение | 1 | Макроскопические параметры газа, тепловое равновесие системы с большим числом частиц, измерение температуры, термометры, связь давления, энергии и скорости молекул газа с температурой, температурные шкалы. | Знать смысл величин: абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества; смысл газовых законов; вклад зарубежных и российских учёных в развитие теории идеального газа. Уметь читать и анализировать графики изопроцессов; применять законы теории идеального газа; измерять давление, объём, температуру. | НЗ | ЛС | §64-67 Упр.12 (№2,3,4) |
37 | | Уравнение состояния идеального газа | 1 | Уравнение состояния идеального газа, уравнение Менделеева-Клапейрона, газовые законы и изопроцессы. | НЗ | ЛС | §68, 69 Упр.13 (№4) |
38 | | Применение теории идеального газа | 1 | Использование основных законов и формул теории идеального газа. | ЗЗ | Решение задач | Упр.13 (№5,7) |
39 | | Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | 1 | Методы измерения температуры, давления и объёма газа. | П | Проверка ЛР | Упр.13 (№6,8) |
40 | | Применение уравнения состояния идеального газа | 1 | Использование основных законов и формул теории идеального газа. Построение графиков изопроцессов. | ЗЗ | Решение задач | Упр.13 (№2.3,10) |
41 | | Свойства жидкостей и твёрдых тел | 1 | Насыщенный и ненасыщенный пар, давление насыщенного пара, кипение, влажность воздуха, кристаллы и аморфные тела. Деформация твёрдых тел. Закон Гука. Диаграмма напряжений. | Уметь описывать и объяснять строение жидкости, пара и твёрдого тела; приводить примеры практического использования знаний свойств жидкостей и твёрдых тел. | НЗ | ЛС | §70-74 Упр.14 (№1-3,4) |
42 | | Свойства твёрдых тел | 1 | НЗ | ЛС | Итоги к главам: 11, 12 |
Тема 5. Основы термодинамики (6 часов) |
43 | | Внутренняя энергия | 1 | Выражение для внутренней энергии газа, работа в термодинамике, теплообмен. | Знать смысл величин: внутренняя энергия; смысл законов: термодинамики; вклад зарубежных учёных в развитие термодинамики. Уметь описывать и объяснять работы тепловых машин; вычислять работу газа, внутреннюю энергию и количество теплоты; приводить примеры практического использования законов термодинамики. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: рационального природопользования и охраны окружающей среды; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды. | НЗ | ЛС | §75-77 |
44 | | Расчёт внутренней энергии, работы и количества теплоты | 1 | Использование формул для работы, количества теплоты и внутренней энергии. Фазовые переходы. | ЗЗ | Решение задач | Упр.15 (№1,6,7) |
45 | | Законы термодинамики | 1 | Первый и второй законы термодинамики и их применение к изопроцессам. Адиабатный процесс. Порядок и хаос, работа тепловых машин. | НЗ | ЛС | §78-80, 82 Упр.15 (№2,9) |
46 | | Применение законов термодинамики | 2 | Применение законов термодинамики для тепловых процессов. Вычисление внутренней энергии, количества теплоты, работы и КПД тепловых машин, циклов. | ЗЗ | Решение задач | Упр.15 (№3.8) |
47 | | Упр.15 (№10) |
48 | | Тепловые двигатели | 1 | ЗЗ | Решение задач | Упр.15 (№11,12) |
Тема 6. Электростатика (8 часов) |
49 | | Закон Кулона | 1 | Задача электродинамики. Свойства электрического заряда, закон Кулона. | Знать смысл величин: электрический заряд, элементарный электрический заряд; смысл законов: сохранения электрического заряда, Кулона. Уметь приводить примеры электризации тел; применять закон Кулона и закон сохранения электрического заряда. | НЗ | ЛС | §83-88 |
50 | | Применение закона Кулона | 1 | Применение закона сохранения электрического заряда и закона Кулона. | ЗЗ | Решение задач | Упр.16 (№1,3,4) |
51 | | Электрическое поле | 1 | Свойства электростатического поля, напряжённость электростатического поля и его силовые линии. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. | Знать смысл понятий: электростатическое поле; смысл величин: напряжённость и потенциал электростатического поля, разность потенциалов; вклад зарубежных и российских учёных в развитие теории электростатики. Уметь применять формулы: для напряжённости, потенциала электрического поля, разности потенциалов, связи напряжённости и разности потенциалов; наглядно представлять электростатическое поле зарядов. | НЗ | ЛС | §90-95 |
52 | | Расчёт напряжённости электрического поля | 1 | Примеры расчёта электрического поля для различных систем зарядов. | ЗЗ | Решение задач | Упр.17 (№1,2,5) |
53 | | Потенциал и разность потенциалов | 1 | Работа сил электростатического поля, потенциальная энергия системы зарядов, потенциал и разность потенциалов. Связь разности потенциалов и напряжённости электрического поля. | НЗ | ЛС | §96-98 Упр.17 (№3.4) |
54 | | Вычисление основных характеристик электрического поля | 1 | Применение формул для потенциала, разности потенциалов, закона сохранения энергии для заряда, принципа суперпозиции полей, потенциальной энергии системы зарядов. | ЗЗ | Решение задач | Упр.17 (№7,9) |
55 | | Электроёмкость. Конденсаторы | 1 | Электроёмкость проводника, единицы электроёмкости, конденсатор и его виды, энергия конденсатора, соединения конденсаторов. | Знать смысл величин: электроёмкость. Уметь вычислять: электроёмкость и энергию конденсатора; приводить примеры практического применения конденсаторов. | НЗ | ЛС | §99-101 |
56 | | Вычисление электроёмкости и энергии конденсатора | 1 | Применение формул для электроёмкости конденсатора и его энергии, соединений конденсаторов. | ЗЗ | Решение задач | Упр.18 (№1-3) |
Тема 7. Законы постоянного электрического тока (12 часов) |
57 | | Характеристики электрической цепи | 1 | Определение электрического тока, условия его существования, характеристики цепи, закон Ома. | | НЗ | ЛС | §102-104 |
58 | | Электрический ток в металлах | 1 | Электронная теория металлов, зависимость сопротивления проводника от его температуры. Расчёт параметров электрической цепи. | ЗЗ | Решение задач | §110-112 Упр.19 (№2,3) |
59 | | Лабораторная работа №4 «Изучение соединений проводников» | 1 | Виды соединений проводников, измерение параметров электрической цепи. | Знать смысл величин: ЭДС источника тока; смысл законов: Ома, соединений проводников; вклад российских и зарубежных учёных в формировании теории постоянного тока. Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока и другие параметры электрической цепи; применять законы постоянного тока для вычисления параметров электрической цепи. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования электробытовых приборов. | П | Проверка ЛР | §105, 106 |
60 | | Тепловое действие тока | 1 | Работа и мощность тока на внешней цепи. Закон Джоуля-Ленца. | ЗЗ | Решение задач | Упр.19 (№1,4) |
61 | | Замкнутая цепь | 1 | Источник тока, сторонние силы, ЭДС источника тока, закон Ома для замкнутой цепи, соединения источников тока. | НЗ | ЛС | §107, 108 Упр.19 (№5,6) |
62 | | Применение законов постоянного тока | 1 | Вычисление параметров цепи с применением законов постоянного тока. | ЗЗ | Решение задач | Упр.19 (№8-10) |
63 | | Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 | Методы измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | П | Проверка ЛР | Упр.19 (№7) |
64 | | Применение законов постоянного тока | 1 | Расчёт параметров электрической цепи с использованием законов постоянного тока. | ЗЗ | Решение задач | Итоги к главам: 8-15 |
67 | | Электрический ток в разных средах | 2 | Полупроводники и их применение. Электрический ток в вакууме, электролитах и газах, электролиз, газовый разряд и его виды, плазма. | Уметь описывать и объяснять: прохождение тока в полупроводниках, электролитах, газах и вакууме; приводить примеры практического использования полупроводниковых и электровакуумных приборов, электролиза. | НЗ | ЛС | §113-118 |
68 | | |
65 | | Контрольная работа №2 «Законы молекулярной физики и электродинамики» | 1 | Применение формул, законов, определений по изученным разделам «Молекулярная физика и электродинамика». | Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по разделам «Молекулярная физика и электродинамика». | КЗ | Проверка работы | |
66 | | Анализ контрольной работы №2 «Законы молекулярной физики и электродинамики» | 1 | Выявление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы №2 «Законы молекулярной физики и электродинамики». | Уметь проводить самоанализ своих знаний и умений по изученному разделу «Законы молекулярной физики и электродинамики». | УКЗ | | Итоги к главам: 8-15 |
№ урока | дата | тема урока | кол-во часов | элементы содержания | требования к уровню подготовки | тип урока | вид контроля, измерители | ДЗ учебник Г.Я.Мякишев |
Тема 1. Постоянное и переменное магнитное поле (9 часов) |
1 | | Постоянное магнитное поле | 1 | Магнитное взаимодействие токов, свойства магнитного поля, магнитная индукция, магнитные силовые линии, сила Ампера и её направление. | Знать смысл понятий: магнитное поле; вклад Ампера и Лоренца в развитие теории постоянного магнитного поля. Уметь описывать и объяснять работу динамика, электроизмерительных приборов; применять правила «правой» и «левой» руки, формулы для сил Ампера и Лоренца. | НЗ | ЛС | §1-3, 6 упр.1 (№1,2) |
2 | | Действие магнитного поля на проводник с током | 1 | Применение закона Ампера. | ЗЗ | Решение задач | §4, 5 упр.1 (№3) |
3 | | Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | 1 | Исследования действия магнитного поля на проводник с током, применение закона Ампера. | П | Проверка ЛР | §7 |
4 | | Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд | 1 | Использование формулы для силы Лоренца. Магнитные свойства вещества. | ЗЗ | Решение задач | §7 (повт.) Упр.1 (№4) |
5 | | Электромагнитная индукция | 1 | Опыты Фарадея, индукционный ток, магнитный поток, правило Ленца, закон электромагнитной индукции. | Знать смысл законов: электромагнитной индукции; вклад Фарадея и Максвелла в развитие представлений о связи электрического и магнитного полей. Уметь описывать и объяснять: явление ЭМИ, работу микрофона; применять правило Ленца и «правой» руки, закон ЭМИ, формулы для индуктивности и магнитной энергии. | НЗ | ЛС | §8-11 упр.2 (№1-3) |
6 | | Применение закона электромагнитной индукции | 1 | Применение правила Ленца и закона электромагнитной индукции. | ЗЗ | Решение задач | Упр.2 (№4) |
7 | | Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | Вихревое электрическое поле, гипотеза Максвелла. Измерение индукционного тока, применение правила Ленца. | П | Проверка ЛР | §12-14 |
8 | | Применение закона электромагнитной индукции | 1 | Использование закона ЭМИ для движущихся и неподвижных проводников. | ЗЗ | Решение задач | Упр.2 (№5) |
9 | | Самоиндукция | 1 | Опыты на явление самоиндукции, энергия магнитного поля. Использование закона ЭМИ и самоиндукции, расчёт энергии магнитного поля и индуктивности. | НЗ | ЛС | §15, 16 упр. 2 (№6,7) |
Тема 2. Электромагнитные колебания и волны (10 часов) |
10 | | Механические колебания | 1 | Примеры механических колебаний и колебательных систем, основные параметры колебаний и виды колебаний. | | ЗЗ | ЛС | §18-26 (выборочно) |
11 | | Электромагнитные колебания | 1 | Определение электромагнитных колебаний, наблюдение колебаний, колебательный контур, уравнение, характеристики и график колебаний. | Уметь описывать и объяснять: возникновение и протекание свободных электромагнитных колебаний, переменный электрический ток, производство и передачу электроэнергии, электрический резонанс; применять знания об электромагнитных колебаниях при решении задач. | НЗ | ЛС | §27-30 |
12 | | Вычисление основных характеристик свободных электромагнитных колебаний | 1 | Применение закона сохранения энергии для колебательного контура. Расчёт параметров свободных электромагнитных колебаний. | ЗЗ | Решение задач | Упр.4 (№1,2,3) |
13 | | Переменный электрический ток | 1 | Получение переменного тока, характеристики цепи переменного тока, резонанс в цепи переменного тока. | НЗ | ЛС | §31, 32, 35 |
14 | | Вычисление параметров переменного тока | 1 | Элементы цепи переменного тока. Методы определения параметров цепи переменного тока. | ЗЗ | Решение задач | §33, 34 упр.4 (№4,5) |
15 | | Генерирование электрической энергии | 1 | Автоколебания, генератор на транзисторе, генератор переменного тока, трансформатор, передача электроэнергии. | НЗ | ЛС | §36-41 |
16 | | Механические волны | 1 | Волновое движение. Виды волн и их характеристики. Звук. | Знать смысл понятий: электромагнитная волна; вклад российских и зарубежных учёных в развитие представлений об электромагнитных волнах. Уметь описывать и объяснять: излучение и распространение электромагнитных волн, принципы радиосвязи; приводить примеры практического использования ЭМВ в развитии радио- и телекоммуникаций. | ЗЗ | ЛС | §42-47 |
17 | | Электромагнитные волны | 1 | Гипотеза Максвелла о связи магнитного и электрического полей, распространение электромагнитных волн, опыты Герца. Плотность потока излучения. Свойства ЭМВ. | НЗ | ЛС | §17, 48-50, 54 |
18 | | Вычисление параметров электромагнитных волн | 1 | Способы расчёта параметров ЭМВ. | ЗЗ | Решение задач | Упр.7 (№1) |
19 | | Использование электромагнитных волн | 1 | Радио Попова, основные виды радиосвязи. | НЗ | ЛС | §51-53, 55-58 |
Тема 3.Геометрическая и волновая оптика (10 часов) |
20 | | Взгляды на природу света | 1 | Корпускулярная и волновая теория света. Скорость света. | Знать смысл понятий: световая волна; вклад зарубежных учёных в развитие представлений о природе света; смысл законов: геометрической и волновой оптики. Уметь описывать и объяснять явления: дисперсии, интерференции, дифракции, поляризации, отражения и преломления света; строить изображения в линзах и зеркалах; измерять и вычислять: показатель преломления среды, оптическую силу и фокусное расстояние линзы. | ЗЗ | ЛС | Введение (стр.168-170) §59 |
21 | | Законы геометрической оптики | 1 | Отражение, преломление, полное внутреннее отражение света. | НЗ | ЛС | §60-62 упр.8 (№4,6) |
22 | | Применение законов геометрической оптики | 1 | Использование законов преломления, полного внутреннего отражения, построение изображений в линзах с помощью стандартных лучей. | ЗЗ | Решение задач | §63-65 упр.9 (№4) |
23 | | Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла» | 1 | Методы измерения показателя преломления вещества, применение закона преломления. | П | Проверка ЛР | Упр.8 (№7,9) |
24 | | Применение законов геометрической оптики | 1 | Использование законов преломления, полного внутреннего отражения. | Уметь применять законы геометрической и волновой оптики; приводить примеры практического использования оптических приборов и инструментов. | ЗЗ | Решение задач | Упр.8 (№2,8) |
25 | | Лабораторная работа №4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния линзы» | 1 | Методы измерения фокусного расстояния и оптической силы линзы. Опыты Ньютона, призматический спектр, дисперсия света. | П | Проверка ЛР | §66 |
26 | | Изображения в линзах | 1 | Построение изображений в линзах с помощью стандартных лучей. Расчёт параметров тонкой линзы. | ЗЗ | Решение задач | Упр.9 (№5-7) |
27 | | Волновые свойства света | 1 | Интерференция, дифракция и опыты, доказывающие, что свет – ЭМВ. Поляризация света. Дифракционная решётка. | НЗ | ЛС | §67-72 |
28 | | Применение законов волновой оптики | 1 | Использование законов волновой оптики, границы применимости волновой и геометрической оптики. | ЗЗ | Решение задач | Упр.10 (№1) |
29 | | Лабораторная работа №5 «Измерение длины световой волны» | 1 | Методы измерения длины световой волны. | П | Проверка ЛР | Упр.10 (№2) |
30 | | Электромагнитная теория Дж.Максвелла | 1 | Основные положения теории Джеймса Максвелла. | Обобщение и систематизация полученных знаний по разделу «Электромагнитная теория». | ОСЗ | ЛС | §73, 74 Итоги к главам: 1, 2, 4, 5, 7, 8 |
31 | | Контрольная работа №1 «Электромагнитная теория» | 1 | Применение формул, законов, определений по изученному разделу «Электромагнитная теория». | Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по разделу «Электромагнитная теория». | КЗ | Проверка работы | |
32 | | Анализ контрольной работы №1 «Электромагнитная теория» | 1 | Выявление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы №1 «Электромагнитная теория». | Уметь проводить самоанализ своих знаний и умений по изученному разделу «Электромагнитная теория». | УКЗ | | Итоги к главам: 1, 2, 4, 5, 7, 8 |
Тема 4. Элементы специальной теории относительности (2 часа) |
33 | | Основы СТО | 1 | Принцип относительности в механике и в СТО, импульс, связь массы и энергии в СТО. | Знать вклад зарубежных учёных в развитие представлений о пространстве и времени. | НЗ | ЛС | §75, 76, 79 |
34 | | Следствия СТО | 1 | Относительность одновременности, расстояний, времени. Релятивистский закон сложения скоростей. | НЗ | ЛС | §77, 78 |
Тема 5. Квантовая оптика (8 часов) |
35 | | Излучение и спектры | 1 | Источники света, энергия и спектр, наблюдение и получение спектров, спектральный анализ. | Знать смысл понятий: фотон, атом; смысл законов: фотоэффекта, постулатов Бора; вклад российских и зарубежных учёных в развитие квантовой оптики. Уметь описывать и объяснять: излучение и поглощение света атомом, явление фотоэффекта, давление света, работу лазеров; приводить примеры практического использования знаний о квантовых свойствах света, лазеров; применять: законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна, постулаты Бора. | НЗ | ЛС | §80-83 |
36 | | Шкала электромагнитных излучений | 1 | Виды излучений и их характерные особенности. | НЗ | ЛС | §84-86 |
37 | | Лабораторная работа №6 «Наблюдение спектров». Фотоэффект | 1 | Методы наблюдения спектров, спектральные трубки. Гипотеза квантов. Фотоэффект: законы и теория. | П/НЗ | ЛС Проверка ЛР | Итоги к главе 10 Введение (стр.256) §87, 88 |
38 | | Применение законов фотоэффекта | 1 | Использование основных положений теории внешнего фотоэффекта | ЗЗ | Решение задач | Упр.12 (№1,4) |
39 | | Применение фотоэффекта | 1 | Фотоны, корпускулярно-волновой дуализм, гипотеза де Бройля, давление света, фотоэлементы, химическое действие света. | НЗ | ЛС | §89-92 |
40 | | Применение теории фотоэффекта | 1 | Использование уравнения Эйнштейна для фотоэффекта и определение основных характеристик фотонов. | ЗЗ | Решение задач | Упр.12 (№2,3) |
41 | | Строение атома | 1 | Опыты Резерфорда, планетарная модель атома, квантовые постулаты Бора, атомные спектры, лазер. | НЗ | ЛС | §93-96 |
42 | | Применение теории строения атома | 1 | Использование теории Бора для анализа спектра атома водорода. | ЗЗ | Решение задач | Упр.13 (№2) |
Тема 6. Физика атомного ядра и элементарных частиц (12 часов) |
43 | | Строение атомного ядра | 1 | Протон-нейтронная модель атомного ядра, ядерные силы, энергия связи. | Знать смысл понятий: атомное ядро, ионизирующие излучения; вклад российских и зарубежных учёных в развитие представлений об атомном ядре и физики элементарных частиц. Уметь описывать и объяснять: деление ядра урана, цепную ядерную реакцию деления тяжёлых ядер, устойчивость ядер, радиоактивность; определять состав атомных ядер, дефект массы, энергию связи, энергетический выход ядерной реакции; применять правила смещения, закон распада, закон сохранения заряда и массы для составления ядерной реакции; приводить примеры практического использования физических знаний в ядерной энергетике. | НЗ | ЛС | §103-105 упр.14 (№4) |
44 | | Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц | 1 | Работа различных устройств по обнаружению элементарных частиц. Расчёт энергии связи атомных ядер. | НЗ | ЛС | §97 упр.14 (№5) |
45 | | Радиоактивность | 1 | Открытие явления радиоактивности, излучения и их свойства, правила смещения, закон распада, изотопы. | НЗ | ЛС | §98-102 |
46 | | Применение протон-нейтронной модели | 1 | Определение состава ядра, энергии связи, применение правил смещения | ЗЗ | Решение задач | Упр.14 (№6) |
47 | | Ядерные реакции | 1 | Определение ядерной реакции, энергетический выход ядерной реакции, реакции деления тяжёлых ядер. | НЗ | ЛС | §106-108 |
48 | | Расчёт параметров ядерных реакций | 1 | Применение законов сохранения заряда и массового числа, вычисление энергии ядерной реакции. | ЗЗ | Решение задач | Упр.14 (№6) |
49 | | Ядерная энергетика | 1 | Ядерный реактор, АЭС, ядерное оружие, термоядерные реакции. | Уметь составлять уравнения ядерных реакций. | НЗ | ЛС | §109-112 |
50 | | Определение энергии ядерной реакции и её параметров | 1 | Составление ядерных реакций и определение её элементов с применением классических законов сохранения. | ЗЗ | Решение задач | Упр.14 (№7) |
51 | | Биологическое действие радиоактивных излучений | 1 | Действие радиоактивных излучений на живые организмы. | НЗ | ЛС | §113 |
52 | | Физика элементарных частиц | 1 | Этапы развития физики элементарных частиц, античастицы. | НЗ | ЛС | §114 |
53 | | Лабораторная работа №7 «Изучение треков заряженных частиц» | 1 | Методы изучения основных свойств заряженных частиц по их трекам. | П | Проверка ЛР | Итоги к главе 13 |
54 | | Классификация элементарных частиц | 1 | Составление таблицы элементарных частиц. Применение законов сохранения заряда к распадам тяжёлых частиц и их реакциям друг с другом. | НЗ | ЛС | §115 |
55 | | Единая физическая картина мира | 1 | Составление таблицы единой физической картины мира. | Уметь объяснять единую физическую картину мира. | ОСЗ | ЛС | §127 Итоги к главам: 9-14 |
56 | | Контрольная работа №2 «Квантовая оптика, строение атома и атомного ядра» | 1 | Применение формул, законов, определений по изученному разделу «Атом и атомное ядро». | Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по разделу «Атом и атомное ядро». | КЗ | Проверка работы | |
57 | | Анализ контрольная работа №2 «Квантовая оптика, строение атома и атомного ядра» | 1 | Выявление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы №1 «Квантовая оптика, строение атома и атомного ядра». | Уметь проводить самоанализ своих знаний и умений по изученному разделу «Квантовая оптика, строение атома и атомного ядра». | УКЗ | | Итоги к главам: 9-14 |
Тема 7. Строение и эволюция Вселенной (4 часа) |
58 | | Видимое движение небесных тел | 1 | Карта звёздного неба. Созвездия. Небесные координаты: прямое восхождение и склонение. Движение Земли и звёздные расстояния, параллакс. | Знать смысл понятий: планета, звезда, галактика, Солнечная система, Вселенная; вклад российских и зарубежных учёных в развитии взглядов на природу и эволюцию Вселенной. Уметь описывать и объяснять: состав и строение Солнечной системы, Солнца и основных типов звёзд, эволюционные этапы наблюдаемой Вселенной, звёзд и Солнечной системы. | НЗ | ЛС | §116 |
59 | | Строение и эволюция Солнечной системы и звёзд | 1 | Состав Солнечной системы, законы движения небесных тел, периоды обращения планет. Солнце и его строение. Классификация звёзд и их эволюция. | НЗ | ЛС | §117-119, 121-123 |