СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование элективного курса в 9 классе: "Человек: психология и профессия"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса «Человек: психология и профессия» на 2016-2017 учебный год составлена на основе программы «Человек: психология и профессия» авторов Т.Ф. Кабановой, А.В. Матвеевой, представленного в Сборнике № 1 программ элективных курсов для предпрофильного обучения «Биология 6-9 классы», издат. Дрофа.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование элективного курса в 9 классе: "Человек: психология и профессия"»


Пояснительная записка

к элективному курсу «Человек: психология и профессия»

Рабочая программа элективного курса «Человек: психология и профессия» на 2016-2017 учебный год составлена на основе программы «Человек: психология и профессия» авторов Т.Ф. Кабановой, А.В. Матвеевой, представленного в Сборнике № 1 программ элективных курсов для предпрофильного обучения «Биология 6-9 классы», издат. Дрофа

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направление своей будущей профессиональной деятельности. Необходима психолого-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая диагностика.

Цель курса — ориентация учащихся в выборе будущей профессии.

Задачи курса:

Познакомить учащихся с методами самопознания, самообразования и самовоспитания.

Сформировать умение анализировать психологические особенности личности.

Развивать у учащихся творческие способности, умение работать в группе, вести дискуссию.

Основные требования к знаниям и умениям

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • оценивать способности;

  • выявлять интересы, склонности;

  • анализировать особенности внимания, памяти, воображения, мышления, характера, темперамента;

  • составлять программу самовоспитания для подготовки к будущей профессии.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

    • признаки классификации профессий;

    • требование профессии к человеку;

    • физиологические основы внимания, характера, темперамента.

Завершается курс итоговым занятием («круглый стол»), включающим процедуры рефлексивного осмысления проведенной работы.

Курс может служить практическим дополнением темы «Высшая нервная деятельность, поведение и психология» по курсу «Биология. Человек. 8 класс».

Данный межпредметный курс знакомит учащихся с многообразием профессий и с теми требованиями, которые предъявляются отдельными группами к личности работающего. Большое место занимают вопросы, задания, упражнения, тесты, призванные помочь учащимся в анализе своих психологических особенностей и профессиональном самоопределении (см. приложение 1).

Программа курса рассчитана на 17 часов занятий с учащимися 9 классов, 1 час в неделю – 2-е полугодие.

Содержание курса

Введение (1 ч)

Профессии народного хозяйства, их классификация. Понятие о профессии и специальности. Общий обзор: классификации, профессии (см. приложение 2). Типы, классы, отделы и группы профессий. Формула профессии. Требования профессии к человеку (см. приложение 3). Способности и профессиональная пригодность.

Раздел 1. Интересы и склонности (2 ч)

Понятия «интересы» и «склонности». Классификация интересов. Взаимосвязь интересов и склонностей. Управление интересами и склонностями.

Практические работы:

1. Выявление интересов.

2. Выявление склонностей.

Раздел 2. Внимание (2 ч)

Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Свойства внимания, устойчивость, объем, переключение, распределение и концентрация. Виды внимания: произвольное и непроизвольное. Развитие внимания.

Практическая работа:

3. Определение свойств внимания.

Раздел 3. Память (2 ч)

Понятие о памяти. Физиологические основы памяти. Процессы памяти, развитие памяти. Значение памяти в жизни человека.

Практическая работа:

4. Выявление вида памяти.

Раздел 4. Мышление (2 ч)

Понятие о мышлении. Виды мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное. Операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение. Суждение, умозаключение.

Практические работы:

5. Определение вида мышления.

6. Выявление умений сравнивать, анализировать, обобщать.

Раздел 5. Воображение (2 ч)

Понятие о воображении. Связь воображения с мышлением. Виды воображения: непроизвольноеи произвольное; воссоздающее и творческое. Развитие воображения в игре.

Практические работы:

7. Определение уровня творческого мышления.

8. Определение уровня воссоздающего и творческого воображения.

Раздел 6. Координация движений (2 ч)

Понятие о координации движений. Особенности координации. Значение и развитие координации движений.

Практические работы:

9. Определение уровня развития координации движения руки.

10. Определение уровня развития мышечно-суставной чувствительности руки.

Раздел 7. Характер (2 ч)

Понятие о характере. Физиологические основы характера. Типическое и индивидуальное в характере. Формирование характера.

Практическая работа:

11. Выявление основных черт характера.

Раздел 8. Характеристика профессий — профессиограмма (1 ч)

Составление профессиограмм (см. приложение 4).

Советы по профессиональному самовоспитанию.

Обобщение (1 ч)

«Круглый стол»; составление программы самовоспитания (см. приложение 5).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Количество часов

В том числе

По программе

Т. Ф. Кабановой, А. В. Матвеевой


По рабочей программе

практических работ

контрольных работ

Введение

1

1



Раздел 1. Интересы и склонности

2

2

2


Раздел 2. Внимание

2

2

1


Раздел 3. Память

2

2

1


Раздел 4. Мышление

2

2

2


Раздел 5. Воображение

2

2

2


Раздел 6. Координация

2

2

2


Раздел 7. Характер

2

2

1


Раздел 8. Характеристика профессий — профессиограмма

1

1



Обобщение

1

1



Итого:

17

17

11


Календарно-тематическое планирование занятий 9-А, 9-Б , 9-В, 9-Г класс

Тема урока

Дата

9 «А» 9 «Б» 9 «В» 9 «Г»

По плану/

Фактически

По плану/

Фактически

По плану/

Фактически

По плану/

Фактически

Введение (1 ч)

1.

Профессии народного хозяйства, их классификация. Понятие о профессии и специальности. Типы, классы, отделы и группы профессий. Формула профессии. Требования профессии к человеку. Способности и профессиональная пригодность.

1.09

1.09

1.09

1.09

Раздел 1. Интересы и склонности (2 ч)

2.

Понятия «интересы» и «склонности». Классификация интересов.

П.Р. 1. Выявление интересов.

8.09

8.09

8.09

8.09

3.

Взаимосвязь интересов и склонностей. Управление интересами и склонностями.

П.Р. 2. Выявление склонностей.

15.09

15.09

15.09

15.09

Раздел 2. Внимание (2 ч)

4.

Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Свойства внимания, устойчивость, объем, переключение, распределение и концентрация.

22.09

22.09

22.09

22.09

5.

Виды внимания: произвольное и непроизвольное. Развитие внимания.

П.Р.3. Определение свойств внимания.

29.09

29.09

29.09

29.09

Раздел 3. Память (2 ч)

6.

Понятие о памяти. Физиологические основы памяти.

6.10


6.10


6.10


6.10


7.

Процессы памяти, развитие памяти. Значение памяти в жизни человека.

П.Р.4. Выявление вида памяти.

13.10

13.10

13.10

13.10

Раздел 4. Мышление (2 ч)

8.

Понятие о мышлении. Виды мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное.

П.Р. 5. Определение вида мышления.

20.10

20.10

20.10

20.10

9.

Операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение. Суждение, умозаключение.

П.Р. 6. Выявление умений сравнивать, анализировать, обобщать.

30.11

30.11

30.11

30.11

Раздел 5. Воображение (2 ч)

10.

Понятие о воображении. Связь воображения с мышлением.

П.Р. 7. Определение уровня творческого мышления.

10.11


10.11


10.11


10.11


11.

Виды воображения: непроизвольное и произвольное; воссоздающее и творческое. Развитие воображения в игре.

П.Р. 8. Определение уровня воссоздающего и творческого воображения

17.11

17.11

17.11

17.11

Раздел 6. Координация движений (2 ч)

12.

Понятие о координации движений.

П.Р. 9. Определение уровня развития координации движения руки.

24.11

24.11

24.11

24.11

13.

Особенности координации. Значение и развитие координации движений.

П.Р. 10. Определение уровня развития мышечно-суставной чувствительности руки.

1.12

1.12

1.12

1.12

Раздел 7. Характер (2 ч)

14.

Понятие о характере. Физиологические основы характера. Типическое и индивидуальное в характере.

8.12

8.12

8.12

8.12

15.

Формирование характера.

П.Р. 11. Выявление основных черт характера.

15.12

15.12

15.12

15.12

Раздел 8. Характеристика профессий — профессиограмма (1 ч)

16.

Составление профессиограмм.

Советы по профессиональному самовоспитанию.

22.12

22.12

22.12

22.12

Обобщение (1 ч)

17.

«Круглый стол»; составление программы самовоспитания.

22.12


22.12

22.12

22.12




Формы контроля:

  • классные и домашние самостоятельные работы;

  • тестирование;

  • практические работы;

  • зачеты;

  • защита творческих и авторских заданий.

Приложение 1

Рекомендации к содержанию программы

В разделе «Введение» необходимо, чтобы учащиеся не только осознали важность данного курса, но и поняли положительную мотивацию и проявили интерес к его изучению. Наряду с рассказом и объяснением учителя целесообразно провести беседу, организовать самостоятельную работу. Это даст возможность сформировать у учащихся представление о профессии и специальности. Следует обзорно познакомить с классификациями профессий по уровню и характеру требуемой квалификации. Необходимо подробнее рассмотреть классификацию по признакам, идущим от человека, которая была разработана Е. А. Климовым. Очень важно, чтобы учащиеся, выбирая профессию, знали требования, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Если эти требования совпадают с его личными качествами, то говорят о профессиональной пригодности, в основе которой лежат способности. Далее следует остановиться на видах и условиях развития способностей. При изучении темы «Интересы и склонности» учащиеся должны уяснить различия между интересами и склонностями, а также их взаимосвязь. Важно, чтобы они могли показать это на конкретных примерах. Выполнение практической работы поможет учащимся определить свою степень устойчивости к той или иной области знаний и степень выраженности склонности к одному из типов профессий.

В заключение следует познакомить учащихся с тем, как управлять своими интересами и склонностями.

При изучении тем «Внимание», «Память», «Мышление», «Воображение» необходимо опираться на знания учащихся, полученные при изучении биологии в 8 классе. В связи с этим важны актуализация, систематизация и обобщение имеющихся у учащихся знаний. Для закрепления знаний целесообразно применять упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

В процессе развития знаний в теме «Внимание» следует подробнее рассмотреть физиологические основы и виды внимания. Практическая работа «Определение свойств внимания» поможет учащимся составить общую характеристику внимания (устойчивость, колебание, объем, распределение, переключаемость, концентрация, произвольность). Это позволит ученикам лучше понять, почему очень важно развивать внимательность с детских лет.

Тема «Память» дает возможность сформировать у учащихся представление о физиологических основах, процессах, качествах памяти. Учащиеся уже знакомы с различными видами памяти (слуховой, зрительной, логической, механической), поэтому при рассмотрении этого вопроса целесообразно применять метод беседы. Выявить особенности своей памяти учащиеся смогут в ходе практической работы «Выявление вида памяти». При ее выполнении учащиеся установят, какой вид памяти развит у них лучше всего. Если результаты по отдельным видам памяти совпадают или близки, то следует говорить о смешанном типе памяти. Проблема развития и совершенствования памяти интересует каждого человека. Поэтому необходимо рассмотреть разнообразные приемы запоминания материала.

При изучении темы «Мышление» особое внимание следует обратить на виды мышления (предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное), а также различные мыслительные операции (сравнение, синтез, анализ, обобщение, конкретизация, абстрагирование). Эти понятия являются для учащихся новыми, и эффективность их усвоения во многом будет зависеть от четкости объяснения учителя. Разобраться во всех этих качествах и проанализировать свое мышление поможет выполнение практических работ по определению вида мышления и умений сравнивать, анализировать, обобщать. Способность мыслить непременно нужна людям всех профессий, хотя, конечно, требования к уровню развития разных профессий не одинаковы. Далее следует остановиться на основных принципах развития мышления. Материал темы «Воображение» вызывает большой интерес у учащихся. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Понятия «воображение» и «фантазия» являются синонимами. С помощью воображения (фантазии) человек находит выход в сложившейся ситуации при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Есть большая группа профессий, для овладения которыми особенно важно иметь активное воображение, как воссоздающее (создание образа предмета явления по его описанию), так и творческое (создание новых образов в оригинальных продуктах деятельности). Проанализировать, как развито у учащихся воображение, помогут задания практической работы. При их выполнении учащимся можно порекомендовать сравнивать свои результаты с результатами своих товарищей. Чем выше результат, тем лучше развито воображение. Важно, чтобы учащиеся не были пассивными слушателями, а принимали активное участие в обсуждении вопроса по развитию воображения. Воображение развивается в игре, особенно в тех ее видах, где человек как бы выполняет определенную роль.

При изучении темы «Координация движений» необходимо акцентировать внимание учащихся на значимости этого качества для многих видов трудовой деятельности. Однако надо иметь в виду, что координация движения — это очень сложное образование, которое опосредуется многими качествами, такими, например, как двигательная память, гибкость или высокая подвижность суставов и др. Кроме того, координация имеет как общие, так и специфические для разных движений особенности. Поэтому, выявляя в ходе практической работы свои особенности координации движений руки, нужно помнить, что нельзя по показателям одной способности судить об эффекте в целом.

При изучении темы «Характер» необходимо раскрыть значение понятия «характер», физиологические основы этой особенности личности. При рассмотрении черт характера следует сообщить учащимся, что их существует около 1,5 тысячи наименований. Черты характера принято делить на две основные группы: первая группа — система отношений человека к окружающему миру (отношение к коллективу и обществу, отношение к труду, отношение к самому себе, отношение к вещам); вторая группа — волевые черты. Поэтому при выполнении практической работы по выявлению основных черт характера следует подготовить анкеты по оценке уровня развития своих волевых качеств, коммуникативных и организаторских способностей, темперамента. В качестве рекомендаций по формированию характера можно предложить учащимся упражнения для воспитания волевых привычек, дать советы о том, как лучше организовать общение. Размышляя, какую выбрать в будущем профессию, каждый человек собирает информацию о заинтересовавших видах труда. Фактически он занимается составлением профессиограмм — характеристик профессий с требованиями, которые они предъявляют к личности работающего. Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней. Кроме того, она поможет определить и те качества, которые нужно развивать у себя.

Приложение 2


Классифика-ционный признак

Виды и характер труда


Предмет

труда

(типы профессий)

Т

Человек — техника

П

Человек —

природа

Ч

Человек —

человек

З

Человек —

знаковая

система

Х

Человек —

художественный

образ

Цель

труда

(классы

профессий)

Г

Распознать

Различить

Определить

Оценить

Разобраться

Проверить

Пр

Преобразовать

Обработать

Упорядочить

Организовать

Оказать влияние,

обслужить

И

Изобрести, придумать,

найти новый способ решения

Орудия

труда

(отделы

профессий)

Р

Ручные

(непосредст-

венное

выполнение

функции)

М

Механизи-

рованные

(управле-

ние маши-

нами, ме-

ханизма-

ми)

А

Автома-тизирован-ные

(управл-е

станками,

устрой-ствами)

Ф

Использование

функциональных средств

организма

Условия

Труда

(группа

профессий)

м

Условия

с повышенным уровнем

моральной

ответственности

н

Необыч-

ные усло-

вия

труда

б

Условия

бытового типа

о

Работа на открытом воздухе


Приложение 3

Требования профессии к человеку

Ч—Т (см. приложение 2): точность, определенность действий, высокая дисциплина, аккуратность, практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты.

Ч—Ч: умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Устойчивое хорошее настроение: потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека (хорошая память, умение находить общий язык с разными людьми, терпение).

Ч—П: любовь к природе не созерцательная, а деятельная (познание законов и применение); быть готовым к непредвидимым событиям (дальновидность); инициативность, самостоятельность; творческое мышление.

Ч—З: умение абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Хорошо развитое абстрактное мышление и воссоздающее воображение. Сосредоточенность, устойчивость, внимание, усидчивость.

Ч—Х: наличие способности к искусствам (ИЗО, музыка, литературно-художественная и актерскосценическая деятельность); творческое воображение, образное мышление, трудолюбие; реалистический уровень притязаний; целеустремленность.

Г: выраженная познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, высокая работоспособность, малая утомляемость соответствующих органов чувств, твердость позиции, принципиальность в выводах.


Пр: склонность к практическому влиянию на окружающую среду; интерес к процессу труда и его результату, высокая активность и работоспособность.

И: интерес к новому, творческое мышление и воображение — способность легко отказываться от привычного хода мысли, искать иные варианты решений проблем.

Р: координированность движений (точная дозировка их по силе, расстояниям и направлению усилий). Высокоразвитая мышечно-суставная чувствительность, развитое наглядно-действенное практическое мышление. Интерес к самому процессу труда, а не только к результату работы.

М: координированность движений, быстрота реакции и предусмотрительность, готовность к экстренным действиям; спокойствие, уравновешенность, практическое техническое мышление.

А: устойчивость внимания и наблюдательность; хорошо развитое воссоздающее воображение — способность мысленно представлять невидимые предметы, их соотношения.

Ф: способность удерживать в уме множество правил, сведений, оперировать ими, т. е. хорошая память, высокоразвитая способность самоконтроля и самоуправления.

б: микроклимат, близкий к бытовым нормам.

о, н, м: выносливость, крепкое физическое здоровье, высокий уровень развития моральных качеств.

Приложение 4

План составления профессиограммы:

1. Общие сведения о профессии (ее возникновение, смежные профессии, спрос на нее).

2. Характеристика процесса труда (технологические операции, орудия труда, рабочее место, продукция, виды брака и их устранение, характер работы).

3. Санитарно-гигиенические условия (режим труда, условия, требования к физическому состоянию, медицинские противопоказания, меры по охране труда, возможные травмы и профессиональные заболевания).

4. Психологические требования профессии к человеку (качества эмоционально-волевые, деловые, моторные, внимание, мышление, тип памяти, моральные качества).

5. Сведения о профессиональной подготовке (пути получения профессии, условия поступления, продолжительность обучения, изучаемые дисциплины, квалификация выпускника, зарплата, перспективы профессионального роста, продолжительность отпуска.

Приложение 5

Итоговое занятие можно провести в форме «круглого стола», на котором обсудить с учащимися вопросы по темам данного курса (вопросы составляются по усмотрению учителя). Кроме того, основной формой отчета учащихся является составление своей программы самовоспитания для подготовки к будущей профессии.

План составления программы самовоспитания

1. Составить перечень тех качеств, которые вы должны развивать у себя, чтобы сформировать пригодность к будущей профессии.

2. Составить перечень тех недостатков, которые важно преодолеть для успеха в будущей профессиональной деятельности.

3. Наметить серию действий для тренировки или, наоборот, ликвидации каждого недостатка.

4. Определить примерный срок, в течение которого вы будете ждать успеха.

Рекомендуемая литература


1. Газарян С. С. Ты выбираешь профессию. М., 1985.

2. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1991.

3. Коломенский Я. Л. Человек: психология. М., 1986.

4. Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием. М., 1986.

5. Крутецкий В. А. Психология. М., 1986.

6. Орлов Ю. М. Психология самопознания и самовоспитания характера. М.,

1987.

7. Платонов К. К. Занимательная психология. М., 1986.

8. Рувинский Л. И., Хохлов С. И. Как воспитывать волю,

характер. М., 1986.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!