№ | Тема | Кол-во часов | Формы занятий, | Форма оценки личностного роста |
I | Нравственность и религия как формы духовного опыта | 6 | | |
1 | Метафизические основания нравственной жизни | 1 | Рассказ – беседа учителя. | Понятия этика, религия, нравственность. |
2 | Этика и свобода. (На примере сказки « Морозко») | 2 | Рассказ. Чтение сказки. Анализ. | Понимать, в чем заключается свобода выбора. Какие могут быть последствия выбора. |
3 | Проблема зла .( Миф о первых людях. Миф о потопе. Понятие грех.) | 1 | Чтение мифов. Анализ и беседа. | Знать понятия: миф, библия, Адам, Ева. Понимать, что такое грех, что борьба со злом-это борьба со своими недостатками. Уметь работать над собой. |
4 | Справедливость, милосердие и сочувствие. (На примере сказки «Хаврошечка») | 2 | Чтение сказки. Анализ и беседа. Рисунки детей. Решение проблемных ситуаций через игру. | Знать, что такое справедливость, критерии справедливости. Понимать, что вершиной справедливости является милосердие и мудрость. Приводить примеры из жизни. |
II | Нравственность в системе мировых религий | 23 | | |
1 | Этика в религиозных представлениях Древнего Востока, Древней Греции. Язычество. Мифы и легенды Древней Греции и Востока. | 2 | Краткое изложение некоторых мифов учителем. Ознакомление с мифами учащимися дома. Постановка мини – спектакля. Рисунки. | Понятие язычество, Зевс, Афродита и т. д. Понимать, что это вымышленные божества, наделенные человеческими недостатками. |
2 | Язычество древневосточных славян. (На примере сказки «Снегурочка») | 3 | Просмотр музыкального фильма «Снегурочка». Беседа. Рисунки или мини-сочинения. | Знать имена славянских богов, понимать, что стихии природы являлись богами для славян. |
3 | Ветхозаветная этика. (Понятие Ветхий Завет. Десять заповедей) Мультфильм « Принц Египта» | 3 | Работа по заповедям. Рассказ, беседа. Попытка самоанализа. Просмотр фильма. | Знать понятия Ветхий Завет, заповеди, пророк, Моисей. Понимать содержание заповедей, значение соблюдения их. |
4 | Этика буддизма | 1 | Слайд – презентация. Рассказ учителя. | Знать понятия буддизм, Будда, краткое содержание религии, заповедей и культуры. |
5 | Этика ислама | 1 | Слайд – презентация. Рассказ учителя. | Знать понятие ислам, коран, Мухаммед, заповеди, иметь представление о культуре. |
6 | Христианский переворот в духовной жизни Европы | 1 | Рассказ-беседа. | Знать, кто такой Христос, историю рождения и жизни. Понимать заповеди, данные им. Знать что такое католицизм, папа Римский. Как учение Христа повлияло на Европу. |
7 | Принятие христианства на Руси. Выбор веры князем Владимиром. Крещение Руси Мультфильм «Владимир Красное Солнышко» | 3 | Рассказ учителя. Просмотр мультфильма «Владимир Красное Солнышко» | Знать, кто такой князь Владимир. Что такое крещение. Понимать причины крещения, значение этого события для Руси. |
8 | Умозрение в красках, формах, звуках как начало христианской цивилизации | 1 | Слайд –презентация, рисунки с символикой ,мини –исследования. | Знать символику икон, значение цвета в иконописи , символы храма, звука. |
9 | Этика христианства | 1 | | |
10 | Понятие абсолютного блага. Житие Бориса и Глеба. Ярослав Мудрый | 2 | Рассказ учителя, игра с жизненными ситуациями | Понимать, что такое благо. Знать, кто такие Борис, Глеб, Ярослав. Приводить примеры благого дела из жизни |
11 | Монастырь - духовный центр русской культуры. Храм | 2 | Экскурсия | Знать понятия монастырь, храм, монах, келья, трапезная. Понимать, для чего уходят люди в монастырь ,что монастырь является духовным центром русской культуры. Ориентироваться в храме. |
12 | Сергий Радонежский и его школа. Святость как эстетический идеал | 1 | Рассказ учителя. | Знать ,кто такой Сергий Радонежский, в чем заключается его святость, к какому идеалу стремятся верующие в Христа люди |
13 | Иконопись. Троица Андрея Рублева | 1 | Слайд-презентация | Знать, что такое икона, иконопись, кто такой Андрей Рублев, что значат его иконы : « Троица», «Тайная вечери» ,какой смысл заложен в иконах. |
III | Православие и нравственность | 4 | | |
1 | Православие и добро. Православие и любовь | 2 | Объяснение учителя 1 час. Рассказы детей друг другу о прочитанной сказке, рассказе где есть примеры любви и добра по домашнему заданию. 1 час. | Знать ,чем отличается любовь земная от небесной Что такое любовь- преклонение, любовь –жалость, любовь к Отечеству, любовь к другому, к себе. Образы любви в литературе. Знать критерии добра, зла Уметь приводить примеры. |
2 | Православие и война. Георгий Победоносец. Александр Невский. | 1 | Слайд -презентация | Понимать, что война- это мировое зло. Понимать ,что такое мировое зло и как оно действует в истории. Война как испытание. Роль личности по защите Отечества и в борьбе со злом. Знать ,кто такие Георгий Победоносец, Александр Невский. |
3 | Православие и цивилизация Православие и Россия | 1 | Игра - ассоциация «Россия в цвете, запахе, символах и т.д.» | Составлять рисунок композицию «Россия в символах как я ее воспринимаю.» |