СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно -тематическое планирование, "История Донецкого края", 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно -тематическое планирование, "История Донецкого края", 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Календарно -тематическое планирование, "История Донецкого края", 5 класс»


Календарно-тематическое планирование по предмету

История Отечества. Введение в историю Донецкого края: 5 класс

(52 часа)


№ п/п

№ урока

Тема урока

Основные вопросы (содержательный компонент урока)

Дата урока

(план)

Дата урока

(факт)

Домашнее задание

Рабочие примечания

Изм-ние содержательн. компонента урока, перенос часов, другое

Тема 1. Путешествие в страну «История» (14 часов)

1

1

История – наука о прошлом. Исторические источники./ Комбинированный урок.

История как наука и учебный предмет. Зачем люди познают историю.

Откуда мы узнаем о жизни наших предков. Что такое исторические источники: где их найти и как ими пользоваться.





2

2

Краеведение – наука о родном крае./ Комбинированный урок.

История Донбасса – составная часть истории. Кто такие краеведы. Выдающиеся краеведы Донецкого края: В. Евсеев, В. Городцов, Н. Сибилев, П. Ефименко, С. Локтюшев, Д. Цвейбель, А. Моруженко, Р. Лях, З. Лихолобова, В. Пирко и др.





3

3

Хронология – наука о времени

Практическая работа: Правила работы с лентой времени

Летоисчисление. Даты. Календарь. Линия (лента) времени. Как ориентироваться в историческом времени.





4

4

Прошлое на карте

Практическая работа: «Как работать с исторической картой».

Картография – наука о способах отображения пространства. Что такое историческая карта; как и для чего она создается. Как легенда помогает читать историческую карту. История на плане.





5

5

Артефакты из древности./ Комбинированный урок.

Археология. Археологические раскопки. Вещественные источники. Стоянки древних людей на территории Донбасса: Амвросиевская стоянка, Антоновка, Курдюмовка, Белокузьминовка, Мариупольский могильник. Тайны скифских курганов (Двугорбая и Передериева могила).





6

6

Что написано пером.../ Комбинированный урок.

Какими бывают письменные источники и как они помогают узнать об исторических событиях в Донбассе. Что такое архивы. Библиотеки – хранилища книг. Донецкая библиотека имени Н. К. Крупской.





7

7

Сокровищницы истории Донетчины./Урок изучения нового материала

Музеи родного края и их роль в изучении истории. Донецкий краеведческий музей. Музей истории Великой Отечественной войны «Твоим освободителям, Донбасс». Исторический музей Святогорского государственного историко-архитектурного заповедника.






8

8

Практическое занятие: Здесь дух веков. Экскурсия в музей или архив

Практическое занятие: Поход в библиотеку. Обучение работе с краеведческой литературой







9

9

Помощницы истории (Какие науки помогают нам изучать прошлое).

Практическая работа: «Герб моей семьи»

Нумизматика. О чем могут рассказать монеты. Гербы и печати как исторические источники. Геральдика Донбасса. История герба родного населенного пункта





10

10

История в названии. Экскурсия «Родная улица моя»/Урок изучения нового материала

Историческая топонимика. Как топонимы родного края отражают его историю. Название моего города, села, улицы. Ономастика. Имена людей как исторический источник. Памятные места края, связанные со знаменитыми земляками.





11

11

«Преданья старины глубокой…» Живое слово истории./ Комбинированный урок.

Что изучает этнография. Историко-этнографические регионы на территории Донбасса (одежда, жилища, предметы быта, традиции Донецкого края; народные промыслы).

Фольклорные сокровища Донбасса. Легенды нашего края. Шахтерские были и сказы (легенда о добром Шубине). История в песне





12

12

Иллюстрации, фотографии, картины, плакаты, кинофильмы как источники познания прошлого

Практическая работа: «Как работать с иллюстративными источниками»

Как изучать историю с помощью репродукций картин. Почему фотографии являются помощниками в изучении прошлого. Почему карикатура и плакат – это исторические документы. Как кино воссоздает события прошлого.





13

13

Периодический контроль 1






Тема 2. О чем повествует история Донбасса (16 часов)

14

1

События и явления в истории

Исторические факты и их виды. Что такое историческое событие и какова его структура. Как исторические события и явления связаны между собой. Как исследуют исторические факты.





15

2

С чего все начиналось… Донбасс в древности

Памятники глубокой древности, времен Хазарского каганата и Великой Болгарии. Печенеги на территории Донетчины. Топонимы и гидронимы Донбасса, связанные с торками. Половцы. Их жизнь и обычаи





16

3

«Реки славянской беды» - Каяла и Калка./ Комбинированный урок.

Половцы. Летописи о походах князя Владимира Мономаха против половцев. Донецкий край в знаменитом памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Кто такие монголо-татары. Битва на р. Калка (1223 г.). Наш край под властью Золотой Орды





17

4

«Московский» и «Крымский» берега Северского Донца../ Комбинированный урок.

Дикое Поле. Борьба Русского государства против турецко-татарских набегов. Совместная борьба запорожских и донских казаков против татар и турок. Взятие Азовской крепости (1637 г.). Соляные промыслы Тора и Бахмута. Святогорский монастырь – первое поселение в Донбассе.





18-19

5-6

Там, где было Дикое поле. Заселение края в 17 – начале 19 вв.

Казацкое укрепление Домаха. Основание русскими ратными людьми первых поселений края. Вхождение всей территории Донецкого края в состав Российской империи. Славяносербия. Запорожские поселения. Раздача запорожских земель Екатериной ІІ и заселение края. Основание Мариуполя. Область Войска Донского. Особенности повседневной жизни и быта греческого, немецкого, еврейского населения Донбасса.





20

7

Начало начал. Рождение Донбасса как промышленного региона во второй половине 19 в../Урок изучения нового материала

Геологическое изучение Донецкого края. Зарождение промышленности. Строительство железных дорог. Вклад иностранцев в развитие Донбасса.





21

8

Практическое занятие: Сведения об основании и заселении твоего города (села): история и легенды






22

9

Донбасс в вихре войн и революций./ Комбинированный урок.

Какие последствия для края имела Первая мировая война. Революционный Донбасс. Жители края в годы Гражданской войны.





23

10

Донецко-Криворожская республика./Урок изучения нового материала

Провозглашение. Правительство. Реформы. Первая Донецкая армия. Вхождение в состав Украинской Социалистической Советской Республики.





24

11

Край между революциями и войнами./ Комбинированный урок.

Развитие Донецкого региона в первые десятилетия советской власти. Достижения и потери первых пятилеток. Строительство новых заводов. Коллективизация и её последствия. Иосиф Сталин. Репрессии против народа





25

12

Идет война народная. Донетчина в огне Великой Отечественной войны./Урок изучения нового материала

Оккупация. Партизанское и подпольное движение. Освобождение края. Восстановление народного хозяйства Донбасса.





26

13

Практическое (поисковое) занятие: Эхо войны в судьбе моей семьи






27

14

Донбасс в 50–80-ые гг. ХХ в.

Политические ориентиры и общечеловеческие ценности. Достижения экономики, культуры, спорта.





28

15

Мой край сегодня

Что определяет жизнь современного Донбасса. Международные связи нашего края. Первые шаги на пути государственного строительства.





29

16

Периодический контроль 2






Тема 3. О людях, что край прославляли Донецкий (13 часов)

30

1

По следам казацких атаманов./ Комбинированный урок.

Исторические личности. Чем нам интересна историческая личность. Какие группы людей изучает историческая наука.

Атаман донских казаков и вождь восстания Кондратий Булавин. Потомки запорожских казаков – Мандрыки на землях Донеччины. Потомок слободского полковника Евдоким Шидловский – основатель поселений на территории современного Донецка. Донцы Иловайские и их роль в освоении земель края. Атаман Азовского казацкого войска Осип Гладкий.





31

2

Первооткрыватели и первопроходцы./ Комбинированный урок.

Рудознатец Григорий Капустин – «отец угольного Донбасса». Роль Никиты Вепрейского и Семена Чиркова в разработке соляных промыслов и угольных пластов края. Горный инженер Евграф Ковалевский – «родитель» имени «Донбасс». Инженер А. Гурьев – основатель горной промышленности Донбасса. Создатели

«железнодорожного чуда» Самуил Поляков и Савва Мамонтов.





32

3

Они развивали наш край./ Комбинированный урок.

Роль английского промышленника Джона Юза в основании Донецка. Федор Енакиев. Петр Горлов. Алексей Алчевский. Предприниматели Иловайские.





33-34

4-5

Герои революционно-трудового Донбасса./ Комбинированный урок.

Человек-легенда – революционер и партийный деятель «товарищ Артём» (Федор Сергеев).

«Луганский Ястреб» Александр Пархоменко. Знатный забойщик Никита Изотов. Шахтерский рекордсмен Алексей Стаханов. Паша Ангелина – первая женщина-тракторист. «Человек-сталь» – Макар Мазай. «Стахановец-путеец» Петр Кривонос. Космические «соколы» Донбасса – Георгий Береговой, Александр Волков и Леонид Кизим.





35-36

6-7

Вклад земляков-донбассовцев в Победу над фашизмом./ Комбинированный урок.

Маршалы Советского Союза Кирилл Москаленко и Андрей Еременко, Маршал связи Иван Пересыпкин. «Золотые звезды» Донбасса: Николай Семейко, Иван Анохин, Юрий Двужильный и др. Народные мстители: Михаил Карнаухов, Иван Пасечный, Иван Чаплин, Савва Матекин и др.

Составление тематического экскурсионного маршрута по улицам родного города.





37

8

Практическое занятие: «Улицы и площади, названные именами земляков-героев»






38-39

9-10

«Светочи» земли Донецкой. Просветители, ученые, деятели культуры и искусства Донецкого края./ Комбинированный урок.

Николай Корф, Христина Алчевская, Георгий Седов, отец и сын Берви-Флеровские, Василий Докучаев, Викентий Вересаев, Александр Серафимович, Борис Горбатов, Архип Куинджи, Сергей Прокофьев, Анатолий Соловьяненко, Александр Ханженков, Леонид Быков. Современные «звезды» культуры и искусства.





40-41

11-12

Гордость донецкого спорта: олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы./ Комбинированный урок.

«Непобедимый» Виктор Чукарин. «Русская березка» Полина Астахова. «Золотая гимнастка» Лилия Подкопаева. «Летающий прыгун» Сергей Бубка. Покоритель горных вершин Михаил Туркевич. «Донецкий богатырь» Дмитрий Халаджи. Футбольная слава Донбасса – команда

«Шахтер».





42

13

Периодический контроль 3






Тема 4. Святыни Донецкого края (7 часов)

43

1

История вокруг нас.

Какие исторические сведения хранят улицы и площади населенных пунктов./Урок изучения нового материала

Как появились улицы, бульвары, проспекты и площади. История центральной улицы Донецка – Артема. Как создавалась главная площадь Донецка. О чем свидетельствуют архитектурные памятники города.





44

2

История вокруг нас.

Памятники культуры и истории, что нас окружают./ Комбинированный урок.

Символ Донбасса – пальма Мерцалова. Памятник

«Слава шахтерскому труду» в Донецке. Памятники Артему в Донбассе. Мемориальный комплекс «Твоим освободителям, Донбасс», Саур- Могила и другие памятники Великой Отечественной войны. Как государство охраняет историческое наследие.





45

3

Духовно-культурное наследие Донеччины./ Комбинированный урок.

Как и для чего создают храмы. Церкви и храмы родного города. Святогорская Свято-Успенская Лавра – часть мирового культурного наследия. Иконы как духовные реликвии





46-47

4

Заповедные места Донецкого региона./ Комбинированный урок.

Виды заповедников (природный, историко- архитектурный, историко-культурный, природно- исторический, музей-заповедник). Историческое значение Национального природного парка

«Святые горы». Заповедник «Каменные могилы» – уникальный памятник природы и истории. Хомутовская степь.





48

5

Практическое занятие: «Какие исторические, культурные и природные памятники вашего родного

населенного пункта рассказывают о прошлом»

Подготовка исторической справки и работа с контурной картой.





49

6

Периодический контроль 4






50

7

Повторение изученного






51-52

8-9

Резервные уроки








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!