История Отечества. Введение в историю Донецкого края: 5 класс
№ п/п | № урока | Тема урока | Основные вопросы (содержательный компонент урока) | Дата урока (план) | Дата урока (факт) | Домашнее задание | Рабочие примечания |
Изм-ние содержательн. компонента урока, перенос часов, другое |
Тема 1. Путешествие в страну «История» (14 часов) |
1 | 1 | История – наука о прошлом. Исторические источники./ Комбинированный урок. | История как наука и учебный предмет. Зачем люди познают историю. Откуда мы узнаем о жизни наших предков. Что такое исторические источники: где их найти и как ими пользоваться. | | | | |
2 | 2 | Краеведение – наука о родном крае./ Комбинированный урок. | История Донбасса – составная часть истории. Кто такие краеведы. Выдающиеся краеведы Донецкого края: В. Евсеев, В. Городцов, Н. Сибилев, П. Ефименко, С. Локтюшев, Д. Цвейбель, А. Моруженко, Р. Лях, З. Лихолобова, В. Пирко и др. | | | | |
3 | 3 | Хронология – наука о времени Практическая работа: Правила работы с лентой времени | Летоисчисление. Даты. Календарь. Линия (лента) времени. Как ориентироваться в историческом времени. | | | | |
4 | 4 | Прошлое на карте Практическая работа: «Как работать с исторической картой». | Картография – наука о способах отображения пространства. Что такое историческая карта; как и для чего она создается. Как легенда помогает читать историческую карту. История на плане. | | | | |
5 | 5 | Артефакты из древности./ Комбинированный урок. | Археология. Археологические раскопки. Вещественные источники. Стоянки древних людей на территории Донбасса: Амвросиевская стоянка, Антоновка, Курдюмовка, Белокузьминовка, Мариупольский могильник. Тайны скифских курганов (Двугорбая и Передериева могила). | | | | |
6 | 6 | Что написано пером.../ Комбинированный урок. | Какими бывают письменные источники и как они помогают узнать об исторических событиях в Донбассе. Что такое архивы. Библиотеки – хранилища книг. Донецкая библиотека имени Н. К. Крупской. | | | | |
7 | 7 | Сокровищницы истории Донетчины./Урок изучения нового материала | Музеи родного края и их роль в изучении истории. Донецкий краеведческий музей. Музей истории Великой Отечественной войны «Твоим освободителям, Донбасс». Исторический музей Святогорского государственного историко-архитектурного заповедника. | | | | |
8 | 8 | Практическое занятие: Здесь дух веков. Экскурсия в музей или архив Практическое занятие: Поход в библиотеку. Обучение работе с краеведческой литературой | | | | | |
9 | 9 | Помощницы истории (Какие науки помогают нам изучать прошлое). Практическая работа: «Герб моей семьи» | Нумизматика. О чем могут рассказать монеты. Гербы и печати как исторические источники. Геральдика Донбасса. История герба родного населенного пункта | | | | |
10 | 10 | История в названии. Экскурсия «Родная улица моя»/Урок изучения нового материала | Историческая топонимика. Как топонимы родного края отражают его историю. Название моего города, села, улицы. Ономастика. Имена людей как исторический источник. Памятные места края, связанные со знаменитыми земляками. | | | | |
11 | 11 | «Преданья старины глубокой…» Живое слово истории./ Комбинированный урок. | Что изучает этнография. Историко-этнографические регионы на территории Донбасса (одежда, жилища, предметы быта, традиции Донецкого края; народные промыслы). Фольклорные сокровища Донбасса. Легенды нашего края. Шахтерские были и сказы (легенда о добром Шубине). История в песне | | | | |
12 | 12 | Иллюстрации, фотографии, картины, плакаты, кинофильмы как источники познания прошлого Практическая работа: «Как работать с иллюстративными источниками» | Как изучать историю с помощью репродукций картин. Почему фотографии являются помощниками в изучении прошлого. Почему карикатура и плакат – это исторические документы. Как кино воссоздает события прошлого. | | | | |
13 | 13 | Периодический контроль 1 | | | | | |
Тема 2. О чем повествует история Донбасса (16 часов) |
14 | 1 | События и явления в истории | Исторические факты и их виды. Что такое историческое событие и какова его структура. Как исторические события и явления связаны между собой. Как исследуют исторические факты. | | | | |
15 | 2 | С чего все начиналось… Донбасс в древности | Памятники глубокой древности, времен Хазарского каганата и Великой Болгарии. Печенеги на территории Донетчины. Топонимы и гидронимы Донбасса, связанные с торками. Половцы. Их жизнь и обычаи | | | | |
16 | 3 | «Реки славянской беды» - Каяла и Калка./ Комбинированный урок. | Половцы. Летописи о походах князя Владимира Мономаха против половцев. Донецкий край в знаменитом памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Кто такие монголо-татары. Битва на р. Калка (1223 г.). Наш край под властью Золотой Орды | | | | |
17 | 4 | «Московский» и «Крымский» берега Северского Донца../ Комбинированный урок. | Дикое Поле. Борьба Русского государства против турецко-татарских набегов. Совместная борьба запорожских и донских казаков против татар и турок. Взятие Азовской крепости (1637 г.). Соляные промыслы Тора и Бахмута. Святогорский монастырь – первое поселение в Донбассе. | | | | |
18-19 | 5-6 | Там, где было Дикое поле. Заселение края в 17 – начале 19 вв. | Казацкое укрепление Домаха. Основание русскими ратными людьми первых поселений края. Вхождение всей территории Донецкого края в состав Российской империи. Славяносербия. Запорожские поселения. Раздача запорожских земель Екатериной ІІ и заселение края. Основание Мариуполя. Область Войска Донского. Особенности повседневной жизни и быта греческого, немецкого, еврейского населения Донбасса. | | | | |
20 | 7 | Начало начал. Рождение Донбасса как промышленного региона во второй половине 19 в../Урок изучения нового материала | Геологическое изучение Донецкого края. Зарождение промышленности. Строительство железных дорог. Вклад иностранцев в развитие Донбасса. | | | | |
21 | 8 | Практическое занятие: Сведения об основании и заселении твоего города (села): история и легенды | | | | | |
22 | 9 | Донбасс в вихре войн и революций./ Комбинированный урок. | Какие последствия для края имела Первая мировая война. Революционный Донбасс. Жители края в годы Гражданской войны. | | | | |
23 | 10 | Донецко-Криворожская республика./Урок изучения нового материала | Провозглашение. Правительство. Реформы. Первая Донецкая армия. Вхождение в состав Украинской Социалистической Советской Республики. | | | | |
24 | 11 | Край между революциями и войнами./ Комбинированный урок. | Развитие Донецкого региона в первые десятилетия советской власти. Достижения и потери первых пятилеток. Строительство новых заводов. Коллективизация и её последствия. Иосиф Сталин. Репрессии против народа | | | | |
25 | 12 | Идет война народная. Донетчина в огне Великой Отечественной войны./Урок изучения нового материала | Оккупация. Партизанское и подпольное движение. Освобождение края. Восстановление народного хозяйства Донбасса. | | | | |
26 | 13 | Практическое (поисковое) занятие: Эхо войны в судьбе моей семьи | | | | | |
27 | 14 | Донбасс в 50–80-ые гг. ХХ в. | Политические ориентиры и общечеловеческие ценности. Достижения экономики, культуры, спорта. | | | | |
28 | 15 | Мой край сегодня | Что определяет жизнь современного Донбасса. Международные связи нашего края. Первые шаги на пути государственного строительства. | | | | |
29 | 16 | Периодический контроль 2 | | | | | |
Тема 3. О людях, что край прославляли Донецкий (13 часов) |
30 | 1 | По следам казацких атаманов./ Комбинированный урок. | Исторические личности. Чем нам интересна историческая личность. Какие группы людей изучает историческая наука. Атаман донских казаков и вождь восстания Кондратий Булавин. Потомки запорожских казаков – Мандрыки на землях Донеччины. Потомок слободского полковника Евдоким Шидловский – основатель поселений на территории современного Донецка. Донцы Иловайские и их роль в освоении земель края. Атаман Азовского казацкого войска Осип Гладкий. | | | | |
31 | 2 | Первооткрыватели и первопроходцы./ Комбинированный урок. | Рудознатец Григорий Капустин – «отец угольного Донбасса». Роль Никиты Вепрейского и Семена Чиркова в разработке соляных промыслов и угольных пластов края. Горный инженер Евграф Ковалевский – «родитель» имени «Донбасс». Инженер А. Гурьев – основатель горной промышленности Донбасса. Создатели «железнодорожного чуда» Самуил Поляков и Савва Мамонтов. | | | | |
32 | 3 | Они развивали наш край./ Комбинированный урок. | Роль английского промышленника Джона Юза в основании Донецка. Федор Енакиев. Петр Горлов. Алексей Алчевский. Предприниматели Иловайские. | | | | |
33-34 | 4-5 | Герои революционно-трудового Донбасса./ Комбинированный урок. | Человек-легенда – революционер и партийный деятель «товарищ Артём» (Федор Сергеев). «Луганский Ястреб» Александр Пархоменко. Знатный забойщик Никита Изотов. Шахтерский рекордсмен Алексей Стаханов. Паша Ангелина – первая женщина-тракторист. «Человек-сталь» – Макар Мазай. «Стахановец-путеец» Петр Кривонос. Космические «соколы» Донбасса – Георгий Береговой, Александр Волков и Леонид Кизим. | | | | |
35-36 | 6-7 | Вклад земляков-донбассовцев в Победу над фашизмом./ Комбинированный урок. | Маршалы Советского Союза Кирилл Москаленко и Андрей Еременко, Маршал связи Иван Пересыпкин. «Золотые звезды» Донбасса: Николай Семейко, Иван Анохин, Юрий Двужильный и др. Народные мстители: Михаил Карнаухов, Иван Пасечный, Иван Чаплин, Савва Матекин и др. Составление тематического экскурсионного маршрута по улицам родного города. | | | | |
37 | 8 | Практическое занятие: «Улицы и площади, названные именами земляков-героев» | | | | | |
38-39 | 9-10 | «Светочи» земли Донецкой. Просветители, ученые, деятели культуры и искусства Донецкого края./ Комбинированный урок. | Николай Корф, Христина Алчевская, Георгий Седов, отец и сын Берви-Флеровские, Василий Докучаев, Викентий Вересаев, Александр Серафимович, Борис Горбатов, Архип Куинджи, Сергей Прокофьев, Анатолий Соловьяненко, Александр Ханженков, Леонид Быков. Современные «звезды» культуры и искусства. | | | | |
40-41 | 11-12 | Гордость донецкого спорта: олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы./ Комбинированный урок. | «Непобедимый» Виктор Чукарин. «Русская березка» Полина Астахова. «Золотая гимнастка» Лилия Подкопаева. «Летающий прыгун» Сергей Бубка. Покоритель горных вершин Михаил Туркевич. «Донецкий богатырь» Дмитрий Халаджи. Футбольная слава Донбасса – команда «Шахтер». | | | | |
42 | 13 | Периодический контроль 3 | | | | | |
Тема 4. Святыни Донецкого края (7 часов) |
43 | 1 | История вокруг нас. Какие исторические сведения хранят улицы и площади населенных пунктов./Урок изучения нового материала | Как появились улицы, бульвары, проспекты и площади. История центральной улицы Донецка – Артема. Как создавалась главная площадь Донецка. О чем свидетельствуют архитектурные памятники города. | | | | |
44 | 2 | История вокруг нас. Памятники культуры и истории, что нас окружают./ Комбинированный урок. | Символ Донбасса – пальма Мерцалова. Памятник «Слава шахтерскому труду» в Донецке. Памятники Артему в Донбассе. Мемориальный комплекс «Твоим освободителям, Донбасс», Саур- Могила и другие памятники Великой Отечественной войны. Как государство охраняет историческое наследие. | | | | |
45 | 3 | Духовно-культурное наследие Донеччины./ Комбинированный урок. | Как и для чего создают храмы. Церкви и храмы родного города. Святогорская Свято-Успенская Лавра – часть мирового культурного наследия. Иконы как духовные реликвии | | | | |
46-47 | 4 | Заповедные места Донецкого региона./ Комбинированный урок. | Виды заповедников (природный, историко- архитектурный, историко-культурный, природно- исторический, музей-заповедник). Историческое значение Национального природного парка «Святые горы». Заповедник «Каменные могилы» – уникальный памятник природы и истории. Хомутовская степь. | | | | |
48 | 5 | Практическое занятие: «Какие исторические, культурные и природные памятники вашего родного населенного пункта рассказывают о прошлом» | Подготовка исторической справки и работа с контурной картой. | | | | |
49 | 6 | Периодический контроль 4 | | | | | |
50 | 7 | Повторение изученного | | | | | |
51-52 | 8-9 | Резервные уроки | | | | | |