СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование История России 6 класс ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по истории России для 6 класса к УМК Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. Составлено с опорой на материал соответствующего учебника и требования ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование История России 6 класс ФГОС»

урока

Тема урока

Планируемые результаты

Дата

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

УУД

по плану

по факту

Введение (1 час)

1

Наша Родина - Россия

Научиться использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историче­ское время и истори­ческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; дока­зывать, что история России является частью мировой истории; со­относить и системати­зировать информацию из различных историче­ских источников.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; воспринимать текст с учетом по­ставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Регулятивные:

определять последо­вательность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав­лять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

устанавливать при­чинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаклю­чения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и до­полнительный материал.

Формирование и развитие стартовой мотивации из­учения нового материала; осмысление роли и значе­ния истории в жизни чело­века; развитие творческих способностей через активные формы дея­тельности.




Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 часа)

2

Древние люди и их стоянки на территории современной России

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

Научиться применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия при­чин появления первых стоянок на территории современной России; определять историче­ские процессы, события во времени; устанавли­вать синхронистические связи древнейшей исто­рии России и стран Ев­ропы и Азии; осознавать основные закономерно­сти развития человече­ского общества с древно­сти; описывать условия существования, основ­ные занятия, образ жиз­ни людей в древности; понимать взаимосвязь между природными и со­циальными явлениями, осознавать их влияние на жизнь человека; использовать карто­графические сведения для понимания процес­сов расселения перво­бытных людей; осознавать историческую обусловленность и мотивацию людей периода неолита.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументи­ровать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план дей­ствий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуще­ствлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учеб­ной задачи; корректировать свои дей­ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные: работать с различ­ными источниками информации; выделять главную и второстепенную информацию; анализировать графи­ческую, художественную, аудиовизу­альную информацию; устанавливать аналогии; классифицировать явления; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассужде­ния, умозаключения; применять на­чальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решать творческие задачи

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; осмысление роли и значе­ния истории в жизни чело­века; развитие творческих способностей через активные формы дея­тельности



3

Образование первых государств.

Научиться применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых го­сударств; определять исторические процессы, события во времени; устанавливать синхро­нистические связи древ­нейшей истории России и стран Европы и Азии; использовать карто­графические сведения; описывать условия су­ществования, основные занятия, образ жизни людей в древности; со­относить и системати­зировать информацию из различных истори­ческих источников; использовать приемы исторического анализа: сопоставление и обоб­щение фактов; исполь­зовать текст историче­ского источника при ответе на вопросы

Коммуникативные: определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; форму­лировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать и развивать навыки конструктивного взаимодей­ствия в социальном общении. Регулятивные: определять последо­вательность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав­лять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: использовать табли­цы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; работать с различными источниками информации; выделять главную и вто­ростепенную информацию; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; устанавливать аналогии; классифицировать явления; устанав­ливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умоза­ключения; применять начальные иссле­довательские навыки при решении по­исковых задач; решать творческие задачи

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; осмысление исторической обусловлен­ности и моти­вации людей предшествую­щих эпох; развитие творческих способностей через активные формы дея­тельности



4

Восточные славяне и их соседи.

Научиться характери­зовать природные усло­вия, в которых жили восточные славяне; описывать территории расселения восточных славян, их жизнь, ос­новные занятия и ве­рования; сопоставлять систему управления восточных славян с си­стемой управления греческого полиса; анализировать инфор­мацию, содержащуюся в различных источни­ках, руководствуясь принципом историзма; систематизировать историческую инфор­мацию в форме схемы и таблицы

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками; осознанно использовать рече­вые средства в соответствии с задачей коммуникации; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необ­ходимую для ее решения.

Регулятивные: определять последова­тельность промежуточных целей с уче­том конечного результата, составлять план действий; формировать целевые установки учебной деятельности, вы­страивать алгоритм действий. Познавательные: сопоставлять харак­теристики объектов по одному или не­скольким признакам; выявлять сход­ства и различия объектов; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для реше­ния учебных и познавательных задач; анализировать материал учебника и до­полнительный материал

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; осмысление социально-нравственного опыта пред­шествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы

дея­тельности



5

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

Обобщить и системати­зировать знания по из­ученной теме; развивать познавательную актив­ность учеников; опреде­лить степень усвоения изученного материала; соотносить события истории Древней Руси по хронологическому признаку; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историче­ское время и истори­ческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками; развивать навыки учебного со­трудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; вы­страивать алгоритм действий.

Познавательные: осуществлять ана­лиз объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изу­чаемом периоде истории

Формирование и развитие устойчивой мотивации учения; расши­рение оценоч­ной деятельно­сти; овладение способами обобщения и систематиза­ции знаний



Глава 2. Русь в IX – первой половине XII вв. (9 часов)

6

Первые известия о Руси.

Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы историче­ского анализа для рас­крытия сущности и значения событий и явлений прошлого; овладевать целостны­ми представлениями об историческом пути наших предков на ос­новании исследования летописных сведений и археологических данных; выявлять зако­номерность процесса превращения поселков восточных славян в го­рода; характеризовать особенности развития Новгорода и Киева как двух центров формиро­вания Древнерусского государства; обсудить версии происхождения слова русь; различать достоверную и вымыш­ленную информацию в источниках и коммен­тировать их; определять собственное отношение к дискуссионным про­блемам прошлого

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; работать индивидуально и в груп­пе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, вы­страивать алгоритм действий; соотно­сить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать пра­вильность решения учебной задачи. Познавательные: анализировать ма­териал учебника и дополнительный материал; находить и фиксировать информацию, выделяя главное и вто­ростепенное, критически оценивать ее достоверность; применять начальные исследовательские умения при реше­нии поисковых задач; решать творче­ские задачи и представлять результаты своей деятельности

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; формирование российской гражданской идентично­сти; расши­рение опыта оценочной деятельности; осмысление исторической обусловлен­ности и моти­вации людей предшествую­щих эпох



7

Становление Древнерусского государства.

Научиться овладевать целостными представ­лениями об истори­ческом пути наших предков на основании исследования свиде­тельств древних лето­писцев; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы историческо­го анализа для раскры­тия сущности и значе­ния событий и явлений прошлого; устанавли­вать причины активной внешней политики пер­вых русских князей

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; работать индивидуально и в груп­пе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план дей­ствий; соотносить свои действия с пла­нируемыми результатами, осущест­влять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учеб­ной задачи.

Познавательные: давать определения понятий; с помощью учителя выби­рать основания и критерии для клас­сификации и обобщения; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; предъявлять ре­зультаты своей деятельности в форме устного сообщения

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; расширение опыта

оценочной дея­тельности; осмысление социально­нравственного опыта пред­шествующих поколений



8

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

Научиться характери­зовать основные на­правления деятельности князя Владимира Свя­тославича; оценивать значение проводимых им реформ, его вну­треннюю и внешнюю политику; объяснять причины принятия хри­стианства; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; применять понятийный аппарат исторического знания; оценивать действия и поступки личностей на примере деятельно­сти князя Владимира Святославича; соот­носить и систематизи­ровать информацию из различных историче­ских источников

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументиро­вать и отстаивать свое мнение; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: определять последо­вательность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав­лять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: устанавливать при­чинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаклю­чения; давать определение понятий; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; устанав­ливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать критерии для классификации

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; оценивание историче­ских событий и роли лично­сти в истории; развитие на­выков анализа, индивидуаль­ного и коллек­тивного проек­тирования



9

Русское государство при Ярославе Мудром.

Научиться определять исторические процессы и события во времени, применять основные хронологические по­нятия и термины; оце­нивать роль личности Ярослава Мудрого в ис­тории; характеризовать систему управления государством, сложив­шуюся в годы правле­ния Ярослава Мудрого; выявлять предпосылки расцвета Древнерусского государства; овладевать целостными представле­ниями о политическом строе Древней Руси, внутренней и внешней по­литики русских князей в конце X — первой по­ловине XII в.; объяснять социальную сущность «Русской правды»; про­слеживать причинно- следственные связи при решении проблемных вопросов отечественной истории; устанавливать синхронистические связи истории Руси и стран Европы и Азии; использовать текст ис­торического источника при ответе на вопросы; соотносить и системати­зировать информацию из различных историче­ских источников

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласова­ния позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в со­ответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регу­ляции своей деятельности. Регулятивные: составлять план дей­ствий; соотносить свои действия с пла­нируемыми результатами, осущест­влять рефлексию своей деятельности; осознавать уровень и качество усвое­ния изучаемого материала.

Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; работать с раз­личными источниками информации; выделять главную и второстепенную информацию; применять начальные исследовательские умения при реше­нии поисковых задач; решать творче­ские задачи, представлять результаты своей деятельности.

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; оценивание историче­ских событий и роли лично­сти в истории; осмысление социально­нравственного опыта предшествующих поколений.



10

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

Научиться объяснять причины княже­ских междоусобиц; оценивать решения Любечского съезда; характеризовать вну­треннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха; опираясь на текст исторического документа, анализи­ровать «Поучение» Владимира Мономаха; оценивать развитие древнерусского законо­дательства от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы историче­ского анализа для рас­крытия роли личности в истории; определять исторические процессы и события во времени, применять основные хронологические поня­тия и термины; устанав­ливать синхронистиче­ские связи истории Руси и стран Европы и Азии; соотносить и системати­зировать информацию из различных историче­ских источников

Коммуникативные: осознанно исполь­зовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выраже­ния своих чувств, мыслей и потребно­стей, планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и пись­менной речью.

Регулятивные: определять последо­вательность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав­лять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; работать с раз­личными источниками информации; выделять главную и второстепенную информацию; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; устанавливать аналогии; классифици­ровать явления

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; оценивание историче­ских событий и роли лично­сти в истории; развитие на­выков анализа, индивидуаль­ного и коллек­тивного проек­тирования



11

Общественный строй и церковная организация на Руси.

Научиться оценивать значение исторического и культурного наследия наших предков; харак­теризовать основные слои населения Древней Руси; определять сущ­ность земельных отно­шений в Древней Руси; оценивать духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси; применять понятийный аппарат исторического знания, основные хро­нологические понятия и термины; соотносить и систематизировать информацию из различ­ных исторических ис­точников; использовать приемы исторического анализа: сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно- следственных связей, целей и результатов дея­тельности людей

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками; разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интере­сов сторон; формулировать, аргумен­тировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, вы­страивать алгоритм действий; само­стоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятель­ности; осознавать уровень и качество усвоения изучаемого материала. Познавательные: владеть общим прие­мом решения учебных задач; исполь­зовать таблицы, схемы, модели для по­лучения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; работать с различными источни­ками информации; выделять главную и второстепенную информацию

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; оценивание историче­ских событий и роли лично­сти в истории; осмысление социально-­нравственного опыта пред­шествующих поколений, гуманистиче­ских традиций и ценностей русского на­рода



12

Культурное пространство Европы и культуры Руси.

Научиться соотносить и систематизировать информацию из раз­личных исторических источников; выделять особенности древнерус­ской культуры; оцени­вать уровень развития письменной культуры Древней Руси, грамот­ности и образованности населения; характери­зовать уровень разви­тия ремесла, техники, изобразительного ис­кусства Древней Руси; описывать памятники древнерусского зодче­ства и древнерусской живописи, характерные предметы декоративно­прикладного искусства; применять историче­ские знания для выявле­ния и сохранения исто­рических и культурных памятников своей стра­ны; высказывать суждения о значении исторического наследия славян; систематизи­ровать информацию в ходе проектной дея­тельности; осмысливать социальный, духовный и нравственный опыт предков; проявлять ува­жение к древнерусской культуре и культуре дру­гих народов

Коммуникативные: осознанно исполь­зовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выраже­ния своих чувств, мыслей и потреб­ностей, планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Регулятивные: самостоятельно плани­ровать пути достижения цели, в том числе альтернативные; осознанно вы­бирать наиболее эффективные спосо­бы решения учебных и познавательных задач; осознавать уровень и качество усвоения изучаемого материала; соот­носить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять рефлек­сию своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи.

Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных спосо­бов решения задач; привлекать ранее изученный материал для решения по­знавательных задач; ставить репродук­тивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий; устанавливать аналогии; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи; представлять ре­зультаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации

Формирование и развитие устойчивой мотивации учения, ува­жительного отношения к культурно­му наследию предков; освоение гума­нистических традиций и ценностей Древней Руси; осмысление социально­нравственного опыта пред­шествующих поколений; уважение к культурному многообразию; понимание роли взаимо­действия народов в процессе формирования

древнерусской

народности



13

Повседневная жизнь населения.

Научиться характе­ризовать образ жизни различных слоев на­селения; исследовать культурный путь русского народа; при­менять понятийный аппарат исторического знания и приемы ис­торического анализа для описания жизни и быта различных сло­ев населения Древней Руси; исследовать осо­бенности древнерусской одежды; сопоставлять жизнь и быт горожан и жителей сел; соот­носить и систематизи­ровать информацию из различных историче­ских источников

Коммуникативные: осознанно исполь­зовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выраже­ния своих чувств, мыслей и потреб­ностей, планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе инди­видуальной и групповой работы.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, вы­страивать алгоритм действий.

Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных спосо­бов решения задач; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репро­дуктивные вопросы по изученному материалу; владеть приемами решения проблемных задач

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; воспитание патриотизма; осознание сво­ей этнической принадлежно­сти



14

Место и роль Руси в Европе.

Научиться применять понятийный аппарат исторического зна­ния; доказывать, что в IX—XII вв. Русь была частью единого евро­пейского политического и экономического про­странства; определять исторические процессы, события во времени; устанавливать син­хронистические связи истории России и стран Европы и Азии; исполь­зовать картографиче­ские сведения; пони­мать взаимосвязь между природными и социаль­ными явлениями, осознавать их влияние на жизнь человека; со­относить и системати­зировать информацию из различных историче­ских источников; осо­знавать историческую обусловленность и мо­тивацию людей предше­ствующих эпох

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формировать и развивать на­выки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Регулятивные: определять последо­вательность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав­лять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: обобщать факты; ис­пользовать ранее изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; устанавли­вать аналогии; классифицировать яв­ления; устанавливать причинно-след­ственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; приме­нять начальные исследовательские на­выки для решения поисковых задач

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению истории; осмысление исторической обуслов­ленности и мотивации людей пред­шествующих эпох; развитие творческих способностей через активные формы дея­тельности



15

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русь в IX – первой половине XII вв.»

Обобщить и системати­зировать знания по из­ученной теме; развивать познавательную актив­ность учеников; опреде­лить степень усвоения изученного материала; соотносить события истории Древней Руси по хронологическому признаку; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историче­ское время и истори­ческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; дока­зывать, что история России является частью мировой истории; со­относить и системати­зировать информацию из различных историче­ских источников

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками; развивать навыки учебного со­трудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; вы­страивать алгоритм действий.

Познавательные: осуществлять ана­лиз объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изу­чаемом периоде истории

Формирование и развитие устойчивой мотивации учения; расши­рение оценоч­ной деятельно­сти; овладение способами обобщения и системати­зации знаний; осмысление социально­нравственного опыта пред­шествующих поколений; уважение к культурным достижениям своего народа



Глава 3. Русь в середине XII – начале XIII вв. (5 часов)

16

Политическая раздробленность на Руси.

Научиться характери­зовать причины и по­следствия политиче­ской раздробленности в Европе и на Руси; овладевать целостным представлением об ис­торическом пути Руси в середине XII — начале XIII в.; объяснять при­чины княжеских ме­ждоусобиц; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы историче­ского анализа для рас­крытия роли личности в истории; соотносить историческое время и историческое про­странство, действия и поступки личностей во времени и простран­стве; доказывать, что история России явля­ется частью мировой истории;соотносить и систематизировать информацию из раз­личных исторических источников

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласова­ния позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и от­стаивать свое мнение.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, са­мостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познаватель­ной деятельности; выстраивать алго­ритм действий.

Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных спо­собов решения задач; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаклю­чения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и до­полнительный материал

Формирова­ние и развитие устойчивой мотивации учения, по­знавательного интереса к из­учению исто­рии России, уважительного отношения к историческо­му наследию; осмысление ис­торической об­условленности и мотивации людей предше­ствующих эпох



17

Владимиро-Суздальское княжество.

Научиться объяснять социально - экономические причины раз­дробленности Руси; называть хронологи­ческие рамки периода раздробленности Руси; определять характер княжеской власти в

се­веро-восточных землях Руси; применять поня­тийный аппарат исто­рического знания; со­относить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и простран­стве; выделять послед­ствия раздробленности; описывать особенности географического по­ложения, экономики, политического строя, культурного развития Владимиро-Суздальско­го княжества

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласова­ния позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в со­ответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регу­ляции своей деятельности. Регулятивные: ставить и формулиро­вать новые задачи в учебной и познава­тельной деятельности; формировать це­левые установки учебной деятельности; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных спо­собов решения задач; владеть общим приемом решения учебных задач; ком­плексно характеризовать исторические события и явления; анализировать ду­ховные ценности наших предков

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению истории, ува­жительного отношения к историческо­му наследию; оценивание историче­ских событий и роли лично­сти в истории; осмысление социально­нравственного опыта пред­шествующих поколений, ис­торической об­условленности и мотивации людей предше­ствующих эпох



18

Новгородская республика.

Научиться характе­ризовать социально- экономическое поло­жение Новгородской республики; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы историческо­го анализа; соотносить историческое время и историческое про­странство, действия и поступки личностей во времени и простран­стве; выделять последствия политической раздробленности Руси; описывать особенности географического по­ложения, экономики, политического строя, культурного развития Новгородской земли; соотносить и система­тизировать информа­цию из различных исто­рических источников

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формиро­вать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: определять последова­тельность промежуточных целей с уче­том конечного результата, составлять план действий; формировать целевые установки учебной деятельности; вы­страивать алгоритм действий; само­стоятельно определять цели обучения; ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятель­ности; осознавать уровень и качество усвоения материала.

Познавательные: устанавливать при­чинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаклю­чения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и до­полнительный материал; владеть об­щим приемом решения учебных задач

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению истории, ува­жительного отношения к историческо­му наследию; оценивание историче­ских событий и роли лично­сти в истории; осмысление социально-нравственного опыта пред­шествующих поколений, ис­торической об­условленности и мотивации людей предше­ствующих эпох



19

Южные и юго-западные русские княжества.

Научиться характе­ризовать социаль­но-экономическую и политическую жизнь Черниговского, Смо­ленского и Галицко- Волынского княжеств; определять факторы, повлиявшие на упадок Киевского княжества; применять основ­ные хронологические понятия и термины, понятийный аппарат исторического зна­ния; определять исто­рические процессы, события во времени; использовать карто­графические сведения; понимать взаимосвязь между природными и социальными яв­лениями, осознавать их влияние на жизнь человека; соотносить и систематизировать информацию из раз­личных исторических источников; описывать условия существования, основные занятия, об­раз жизни людей в древ­ности; использовать приемы исторического анализа: сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно- следственных связей

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргумен­тировать и отстаивать свое мнение; формировать и развивать навыки кон­структивного взаимодействия в соци­альном общении.

Регулятивные: определять последо­вательность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав­лять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: работать с различны­ми источниками информации; анали­зировать графическую, художествен­ную, аудиовизуальную информацию; обобщать факты; использовать ранее изученный материал при решении познавательных задач; ставить репро­дуктивные вопросы по изученному материалу; устанавливать аналогии; классифицировать явления; устанав­ливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умо­заключения; применять начальные ис­следовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению истории; осмысление исторической обуслов­ленности и мотивации людей пред­шествующих эпох; развитие творческих способностей через активные формы дея­тельности



20

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русь в середине XII – начале XIII вв.»

Обобщить и системати­зировать знания по из­ученной теме; развивать познавательную актив­ность; определить степень усвоения из­ученного материала; соотносить события истории Руси по хроно­логическому признаку; применять понятийный аппарат историческо­го знания; соотносить историческое время и историческое про­странство, действия и поступки личностей во времени и простран­стве; характеризовать существенные признаки культуры Руси; дока­зывать, что история России является частью мировой истории; со­относить и системати­зировать информацию из различных историче­ских источников

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; развивать навыки учебного сотруд­ничества в ходе индивидуальной и групповой работы; развивать комму­никативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; са­мостоятельно определять цели обуче­ния; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

Познавательные: осуществлять ана­лиз объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изу­чаемом периоде истории; владеть общими приемами решения учебных задач

Формирование и развитие устойчивой мотивации учения; расширение оценоч­ной деятельно­сти; овладение способами обобщения и системати­зации знаний; осмысление социально­нравственного опыта пред­шествующих поколений; уважение к культурным достижениям своего народа



Глава 4. Русские земли в середине XIII - XIV вв. (10 часов)

21

Монгольская империя и изменение политической карты мира.

Научиться характеризовать особенности

образования державы

Чингисхана; овладевать

целостным представлением об историческом

пути Руси в середине XIII - XIV в.; объяснять

причины возникновения Монгольской империи; оценивать последствия монгольских завоеваний и историческое наследие Монгольской империи; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из раз личных исторических источников

Коммуникативные: организовывать

учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую

для ее решения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей

деятельности.

Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия

с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом

конечного результата.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации;

анализировать материал учебника и дополнительный материал

Формирование

и развитие

познавательного интереса

к изучению

истории, уважительного

отношения

к историческому наследию;

оценивание

исторических событий

и роли личности в истории;

осмысление

социально-

нравственного

опыта предшествующих

поколений, исторической обусловленности

и мотивации

людей предшествующих эпох



22

Батыево нашествие на Русь.

Научиться объяснять особенности завое­вания русских земель монголами; выявлять причины, по которым Русь оказалась под вла­стью монгольских ханов; определять черты сход­ства и различия русских воинов и кочевников Востока; овладевать целостным представле­нием об историческом пути Руси в середине XIII — XIV в.; описывать особенности развития Монгольской империи; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить ис­торическое время и исто­рическое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказы­вать, что история России является частью миро­вой истории; соотносить и систематизировать информацию из различ­ных исторических источ­ников

Коммуникативные: осознанно исполь­зовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выраже­ния своих чувств, мыслей и потребно­стей, планирования и регуляции своей деятельности; владеть монологической контекстной речью; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе инди­видуальной и групповой работы. Регулятивные: устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятель­но выбирать основания и критерии для классификации; определять после­довательность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав­лять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: владеть общим прие­мом решения учебных задач; устанав­ливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умо­заключения (индуктивные, дедуктив­ные и по аналогии) и делать выводы; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализи­ровать материал учебника и дополни­тельный материал

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению истории, ува­жительного отношения к историческо­му наследию; оценивание историче­ских событий и роли лично­сти в истории; осмысление социально­нравственного опыта пред­шествующих поколений, ис­торической об­условленности и мотивации людей предше­ствующих эпох



23

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

Научиться характери­зовать внешнеполи­тическую обстановку в Северо-Западной Руси; характеризовать личность Александра Невского, его внешнюю и внутреннюю поли­тику; оценивать роль личности Александра Невского в истории; овладевать целостным представлением об ис­торическом пути Руси в середине XIII - XIV в.; объяснять историче­ское значение побед русского народа над не­мецкими и шведскими рыцарями; описывать основные этапы Нев­ской битвы и Ледового побоища; выявлять за­кономерности в развитии Руси; соотносить историческое время и историческое про­странство, действия и поступки личностей во времени и простран­стве

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; воспринимать текст с учетом по­ставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; осознанно использо­вать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выраже­ния своих чувств, мыслей и потребно­стей, планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план дей­ствий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуще­ствлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учеб­ной задачи; корректировать свои дей­ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последователь­ность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: использовать таб­лицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; владеть общими приемами решения учебных задач; давать определения понятий; устанавливать аналогии; при­менять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи; представ­лять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, презен­тации

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; оценивание историче­ских событий и роли лично­сти в истории; развитие

на­выков анализа, индивидуаль­ного и кол­лективного проектирова­ния; развитие творческих способностей через активные формы

дея­тельности



24

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура.

Научиться оценивать последствия ордынско­го владычества на Руси; описывать политиче­ское и экономическое устройство Золотой Орды; характеризовать состав этого государ­ства, его культуру; использовать текст ис­торического источника при ответе на вопросы; объяснять особенности ордынского владыче­ства на Руси, оценивать его последствия; при­менять понятийный аппарат исторического знания; соотносить и систематизировать информацию из раз­личных исторических источников

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласова­ния позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в со­ответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регу­ляции своей деятельности. Регулятивные: определять последо­вательность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав­лять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осущест­влять выбор наиболее эффективных способов решения задач; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; осмысление исторической обусловлен­ности и моти­вации людей предшествую­щих эпох; раз­витие навыков анализа,

ин­дивидуального и коллектив­ного проек­тирования; овладение способами об­общения и си­стематизации знаний



25

Литовское государство и Русь.

Научиться характери­зовать политическое устройство Литовского государства; выявлять последствия присоеди­нения русских земель к Литве; прослеживать начало образования русской, белорусской и украинской народностей; применять по­нятийный аппарат ис­торического знания; со­относить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и простран­стве; доказывать, что история России явля­ется частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из раз­личных исторических источников

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формиро­вать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; осознанно использовать рече­вые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, пла­нирования и регуляции своей деятель­ности.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, вы­страивать алгоритм действий; само­стоятельно определять цели обучения; ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельно­сти; развивать мотивы познавательной деятельности; осознавать уровень и ка­чество усвоения материала. Познавательные: устанавливать при­чинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаклю­чения; применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познаватель­ных задач; использовать таблицы, схе­мы, модели для получения информа­ции; анализировать материал учебника и дополнительный материал

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; оценивание различных вер­сий историче­ского развития государств; развитие на­выков анализа, индивидуаль­ного и кол­лективного проектирова­ния; овладение способами об­общения и си­стематизации знаний



26

Усиление Московского княжества.

Научиться выявлять предпосылки объеди­нения русских земель; использовать текст ис­торического источника при ответе на вопросы; объяснять причины объединения русских земель вокруг Москвы; оценивать деятельность Ивана Калиты и роль Московского княжества в объединении русских земель; применять по­нятийный аппарат ис­торического знания;со­относить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и про­странстве; соотносить и систематизировать информацию из раз­личных исторических источников

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формиро­вать и развивать навыки конструктив­ного взаимодействия в социальном общении.

Регулятивные: определять последова­тельность промежуточных целей с уче­том конечного результата, составлять план действий; соотносить свои дей­ствия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятель­ности; оценивать правильность реше­ния учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изме­няющейся ситуацией.

Познавательные: устанавливать при­чинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаклю­чения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; устанав­ливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; оценивание историче­ских событий и роли лично­сти в истории; формирование российской гражданской идентично­сти; развитие творческих способностей через активные формы дея­тельности



27

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

Научиться использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; выявлять мотивацию действий Дмитрия Донского как правителя Московского княжества, оценивать его роль в борьбе за сво­боду Руси от захват­чиков; прослеживать причинно-следствен­ные связи в изменении сознания русских людей и роль в этом Куликов­ской битвы; овладевать целостным представле­нием об историческом пути Руси в середине XIII — XIV в.; объяснять сходства и отличия способов объединения государств Западной Европы и Руси; рабо­тать с картами и схема­ми и ориентироваться в них; составлять рас­сказ о Куликовской битве на основе мате­риалов учебника и ис­торических источников; соотносить и система­тизировать информа­цию из различных исто­рических источников

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формиро­вать и развивать навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план дей­ствий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуще­ствлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учеб­ной задачи; корректировать свои дей­ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные: устанавливать ана­логии, классифицировать, самостоя­тельно выбирать основания и критерии для классификации; строить логиче­ские рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по ана­логии) и делать выводы; осуществлять выбор наиболее эффективных спосо­бов решения учебных и познаватель­ных задач

Формирование и развитие

па­триотических чувств, уваже­ния к истории своей страны, гордости за свой народ; осмысление исторической обусловлен­ности и моти­вации людей предшествую­щих эпох; оценивание историче­ских событий и роли лично­сти в истории; формирование и развитие российской гражданской идентичности



28


Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII - XIV вв.

Родной край в истории и культуре Руси.

Научиться оценивать культурные и нрав­ственные ценности XIII-XIV вв.; характе­ризовать основные до­стижения русской куль­туры второй половины XIII-XIV в.; овладевать целостными представ­лениями о культурном пути Руси; описывать и оценивать памятники материальной и худо­жественной культуры, объяснять их значение; характеризовать основ­ные жанры религиозной и светской литературы XIII-XIVвв.; расши­рять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности лично­стей и народов в исто­рии своей страны; использовать знания о территориях и границах родного края в изучаемый период.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласова­ния позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формиро­вать коммуникативные действия, на­правленные на систематизацию знаний по данной теме.

Регулятивные: самостоятельно плани­ровать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно вы­бирать наиболее эффективные спосо­бы решения учебных и познавательных задач; осознавать уровень и качество усвоения материала.

Познавательные: устанавливать при­чинно-следственные связи, строить ло­гические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по ана­логии) и делать выводы; привлекать ранее изученный материал для реше­ния познавательных задач; ставить ре­продуктивные вопросы по изученному материалу

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к истори­ческому и культурному наследию; осмысление роли и значе­ния искусства в жизни че­ловека, гума­нистических ценностей предков; оце­нивание исто­рических со­бытий и роли личности в ис­тории.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории родного края, уважительного отношения к историческому наследию.



29

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русские земли в середине XIII - XIV вв.»

Обобщить и системати­зировать знания по ис­тории Руси в середине XIII — XIV в.; соотносить события истории Руси по хронологическому признаку; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и простран­стве; характеризовать существенные признаки культуры Руси; доказы­вать, что история России является частью миро­вой истории; соотносить и систематизировать ин­формацию из различных исторических источни­ков; определить степень усвоения изученного материала

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками; развивать навыки учебного со­трудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; са­мостоятельно определять цели обуче­ния; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

Познавательные: осуществлять ана­лиз объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изу­чаемом периоде истории

Формирование и развитие устойчивой мотивации учения; расши­рение оценоч­ной деятельно­сти; овладение способами обобщения и системати­зации знаний; осмысление социально­нравственного опыта пред­шествующих поколений



Глава 5. Формирование единого русского государства (8 часов)


вения Монгольской

30

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

Научиться определять исторические процессы, события во времени, применять основные хронологические по­нятия; характеризовать геополитические про­цессы, проходившие в Руси и Европе в на­чале XV в., исследовать роль и значение гену­эзских колоний в

При­черноморье; определять причины централиза­ции в Западной Европе и в русских землях, упадка Византии; при­менять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое про­странство, действия и поступки личностей во времени и простран­стве; доказывать, что история России явля­ется частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из раз­личных исторических источников

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуаль­ной и групповой работы; осознанно использовать речевые средства в со­ответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регу­ляции своей деятельности. Регулятивные: определять последова­тельность промежуточных целей с уче­том конечного результата, составлять план действий; ставить и формулиро­вать новые задачи в учебной и позна­вательной деятельности; формировать целевые установки учебной деятельно­сти; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: устанавливать при­чинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаклю­чения; создавать, применять и преоб­разовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и по­знавательных задач; анализировать материал учебника и дополнительный материал; применять начальные ис­следовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообще­ния, презентации

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; оценивание роли и места Руси в евро­пейской и ми­ровой истории; осмысление исторической обусловлен­ности и моти­вации людей предшествую­щих эпох



31

Московское княжество в первой половине XV века.

Научиться выявлять предпосылки объеди­нения русских земель; определять факторы, тормозящие процесс объединения; анали­зировать внутреннюю и внешнюю политику Василия I; овладевать целостным представле­нием об историческом пути Руси в конце XIV — середине XV в.; выяв­лять и описывать слои населения, которые были заинтересованы в централизации рус­ских земель; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы историческо­го анализа для раскрытия сущности политики Василия I; объяснять причины междоусобной войны второй четвер­ти XV в. и ее влияние на процесс объединения русских земель; соот­носить и систематизи­ровать информацию из различных историче­ских источников; харак­теризовать изменения в отношениях Москов­ского княжества с Лит­вой и Золотой Ордой

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласова­ния позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, вы­страивать алгоритм действий; само­стоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятель­ности; осознавать уровень и качество усвоения материала.

Познавательные: устанавливать при­чинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключе­ния; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; осмысление исторической обусловлен­ности и моти­вации людей предшествую­щих эпох; оценивание историче­ских событий и роли лично­сти в истории; формирование

российской

гражданской

идентичности



32

Распад Золотой Орды и его последствия.

Научиться использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; выявлять причины распада Золо­той Орды; определять состав населения новых государств, образован­ных на юго-восточных рубежах Руси; иссле­довать взаимоотноше­ния новых государств с Русью; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы историческо­го анализа для опреде­ления значения созда­ния единого русского государства; соотносить историческое время и историческое про­странство, действия и поступки личностей во времени и простран­стве; доказывать, что история России явля­ется частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из раз­личных исторических источников

Коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуаль­ной и групповой работы; осознанно использовать речевые средства в со­ответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регу­ляции своей деятельности. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; вы­страивать алгоритм действий; само­стоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятель­ности.

Познавательные: устанавливать при­чинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаклю­чения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; осмысление социально­нравственного опыта пред­шествующих поколений, ис­торической об­условленности и мотивации людей пред­шествующих эпох; оценива­ние историче­ских событий и роли лично­сти в истории



33

Московское государство и его соседи во второй половине XV века.

Научиться характе­ризовать внешнюю и внутреннюю политику Ивана III; описывать систему управления Московским государ­ством, сложившуюся в годы правления Ивана III; определять причины, которые предопределили неиз­бежность падения ор­дынского владычества; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы ис­торического анализа для раскрытия значения объединения русских земель; соотносить историческое время и историческое про­странство, действия и поступки личностей во времени и про­странстве; соотносить и систематизировать информацию из раз­личных исторических источников

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласова­ния позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и от­стаивать свое мнение; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять последо­вательность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав­лять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; привлекать ра­нее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репро­дуктивные вопросы по изученному ма­териалу; давать определения понятий; устанавливать аналогии; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи; представлять ре­зультаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; осмысление социально­нравственного опыта пред­шествующих поколений, ис­торической об­условленности и мотивации людей пред­шествующих эпох; оценива­ние историче­ских событий и роли лично­сти в истории



34

Русская православная церковь в XV - начале XVI века.

Научиться использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для объяснения изменения в положении Русской православной церкви и появления ересей; оценивать влия­ние централизации русских земель на жизнь церкви и духовенства в XVI в.; выявлять при­чины распространения ересей в некоторых русских землях; соот­носить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и простран­стве; оценивать роль Русской православной церкви в становлении и развитии российской государственности; соотносить и системати­зировать информацию из различных историче­ских источников

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками; развивать навыки учебного со­трудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и уче­та интересов сторон.

Регулятивные: определять последо­вательность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав­лять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: анализировать ма­териал учебника и дополнительный материал; владеть общими приемами решения учебных задач; привлекать ра­нее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репро­дуктивные вопросы по изученному ма­териалу; давать определения понятий; устанавливать аналогии; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; осмысление социально­нравственного опыта пред­шествующих поколений, ис­торической об­условленности и мотивации людей пред­шествующих эпох; оценива­ние историче­ских событий и роли лично­сти в истории; развитие на­выков анализа, индивидуаль­ного и коллек­тивного проек­тирования



35

Человек в российском государстве второй половины XV века.

Научиться определять основной состав рос­сийского общества второй половины XV в., оценивать положение его слоев; определять причины ограничения свободы крестьян; вы­являть особенности жизни горожан и ка­зачества; охладевать целостным представле­нием о закономерностях развития российского общества; описывать образ жизни, основные занятия различных слоев населения; при­менять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое про­странство, действия и поступки личностей во времени и простран­стве; оценивать изме­нения, произошедшие в составе российского общества во второй половине XV в.; соот­носить и систематизи­ровать информацию из различных историче­ских источников

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуаль­ной и групповой работы; осознанно использовать речевые средства в со­ответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регу­ляции своей деятельности. Регулятивные: определять последо­вательность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав­лять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять рефлек­сию своей деятельности.

Познавательные: анализировать ма­териал учебника и дополнительный материал; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопро­сы по изученному материалу; устанав­ливать аналогии; применять начальные исследовательские навыки для реше­ния поисковых задач; решать творче­ские задачи; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; осмысление роли и значе­ния истории в жизни чело­века; развитие творческих способностей через активные формы дея­тельности, на­выков анализа, индивидуаль­ного и коллек­тивного проек­тирования



36

Формирование культурного пространства единого российского государства.

Научиться определять особенности разви­тия русской культуры в XV — начале XVI в.; выявить изменения восприятия мира, про­изошедшие у жителей русских земель в этот период; овладевать целостным представле­нием об историческом пути единого Россий­ского государства; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы ис­торического анализа для раскрытия особен­ностей русской культу­ры в XV — начале XVI в.; соотносить историческое время и истори­ческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; дока­зывать, что история России является частью мировой истории; со­относить и системати­зировать информацию из различных историче­ских источников

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласова­ния позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять последо­вательность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав­лять план действий; самостоятельно определять цели обучения; ставить и формулировать новые задачи в учеб­ной и познавательной деятельности; осознавать уровень и качество усвое­ния материала.

Познавательные: привлекать ранее из­ученный материал д ля решения познавательных задач; ставить репро­дуктивные вопросы по изученному ма­териалу; давать определения понятий; устанавливать аналогии; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи; представлять ре­зультаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации

Формирование и развитие познаватель­ного интереса к изучению ис­тории России, уважительного отношения к историческо­му наследию; осмысление социально­нравственного опыта пред­шествующих поколений, гуманистиче­ских традиций и ценностей русского на­рода



37

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Формирование единого русского государства».

Обобщить и систе­матизировать знания по истории России в XV - начале XVI в.; развивать познаватель­ную активность; опре­делить степень усвоения изученного материала; соотносить события ис­тории России по хроно­логическому признаку; применять понятийный аппарат историческо­го знания; соотносить историческое время и историческое про­странство, действия и поступки личностей во времени и простран­стве; характеризовать существенные признаки русской культуры; до­казывать, что история России является частью мировой истории; со­относить и системати­зировать информацию из различных историче­ских источников

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками; развивать навыки учебного со­трудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; са­мостоятельно определять цели обуче­ния; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

Познавательные: осуществлять ана­лиз объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изу­чаемом периоде истории

Формирование и развитие устойчивой мотивации учения; расши­рение оценоч­ной деятельно­сти; овладение способами обобщения и системати­зации знаний; осмысление социально­нравственного опыта пред­шествующих поколений; уважение к культурным достижениям своего народа



38

Годовая контрольная работа

Обобщить и систе­матизировать знания по истории Средних веков и истории России с древнейших времен до начала XVI в.; развивать познаватель­ную активность; опре­делить степень усвоения изученного материала; соотносить события ис­тории Средних веков и истории России по хроно­логическому признаку; применять понятийный аппарат историческо­го знания; соотносить историческое время и историческое про­странство, действия и поступки личностей во времени и простран­стве; характеризовать существенные признаки русской культуры; до­казывать, что история России является частью мировой истории; со­относить и системати­зировать информацию из различных историче­ских источников

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, на систематизацию знаний.

Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формирование навыков анализа. Осознание роли значительных событий и личностей в истории Средних веков и истории России.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!