№ | Тема урока, дата | Д/З | Тип урока | Основные виды деятельности | Планируемые результаты |
Метапредметные | Предметные | Личностные |
1 | Вводный урок Что мы уже знаем и умеем. | Стр.5-6 | Вводная лекция с элементами беседы | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результа-там обучения и критерии успешной работы учащихся | Устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. | Овладение целостными представлениями об основном содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу | Осознание необходимости знать об общественных науках. |
Регулирование поведения людей в обществе (11 ч) |
2 | Что значит жить по правилам | §1, таблица, дополнить комментарии, примеры | Вводная лекция с элементами беседы | Работа с текстом учебника, выявление сходства и отличия в социальных нормах | Умение определять понятия, создавать обобщения умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии и делать выводы. | Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к обществу, культуре, нормам, традициям. |
3-4 | 1. Права и обязанности граждан 2. Права ребенка и их зашита. | §2, до с. 19, схема §2, рубрика «В классе и дома» , зад. № 2 стр.31-40 | Комбинированный урок | Работа с тексом и иллюстрациями, выявление механизмов реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, особенности правового статуса несовершеннолетнего. | Умение определять понятия, создавать обобщения; формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.) | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью | Самоопределение — демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; осознают ценность здорового и безопасного образа жизни |
5-6 | 1.Почему важно соблюдать законы 2.Закон и справедливость | §3, до с. 25, рубрика «Проверим себя», зад. 1 – письменно зад. с. 26 | Комбинированный урок | Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами со-циальной жизни связь закона и правопорядка, за¬кона и справедливости | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Принятие учебной задачи; адекватно воспринимают информацию учителя; планирование — составление плана ответа; работа с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание — выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии, Самоопределение — демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; осознают ценность здорового и безопасного образа жизни |
7-8 | 1.Защита Отечества 2.Регулярная армия. Военная служба. | §4. §4, стр.зад. 3* | Комбинированный урок | Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга | П: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера. К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Научатся объяснять явления социальной действительности Относительно целостно представляют знания об обществе и человеке | Определяют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
9 | Для чего нужна дисциплина | §5. стр.43 – рассказ по иллюстрации | | Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины | П: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. К: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Р: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Научатся определять и понимать мотивы в деятельности человека. Получат возможность применять нормы и правила к анализу и оценке реальных соуиаоьных ситуаций | Установка на необходимость руководствоваться социальными нормами и правилами в собственной повседневной жизни |
10 | Виновен – отвечай | §6, проступок, преступление, противозаконное поведение, «Проверим себя» - № 5,6 | | Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконною поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних | П: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. К: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Р: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Научатся определять и понимать мотивы в деятельности человека. Получат возможность применять нормы и правила к анализу и оценке реальных соуиаоьных ситуаций | Установка на необходимость руководствоваться социальными нормами и правилами в собственной повседневной жизни |
11 | Кто стоит на страже закона | §7, схем а, зад. из РТ | Практикум по теме «Регулирование повеления людей в обществе» | Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов | П: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. К: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Р: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Научатся определять и понимать мотивы в деятельности человека. Получат возможность применять нормы и правила к анализу и оценке реальных соуиаоьных ситуаций | Установка на необходимость руководствоваться социальными нормами и правилами в собственной повседневной жизни |
12 | Практикум по теме «Регулирование повеления людей в обществе» | РТ | | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | П: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. К: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Р: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Научатся определять и понимать мотивы в деятельности человека. Получат возможность применять нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций | Установка на необходимость руководствоваться социальными нормами и правилами в собственной повседневной жизни |
Человек в экономических отношениях (13 ч) |
13-14 | 1.Экономика и её основные участники 2. Натуральное и товарное хо-зяйство. | §8, таблица, термины | Урок изучения нового материала | Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя | П: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. К: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Р: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | Научатся определять термины: экономика, её основные участники, натуральное и товарное хозяйство, потребители и производители | Демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; осознают ценность здорового и безопасного образа жизни |
15 | Мастерство работника | §9, термины, описательный рассказ по картине | Урок изучения нового материала | Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда | П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия | Научатся использовать термины: мастерство работника, высококвалифицированный и малоквалифицированный труд, слагаемые профессионального успеха, заработная плата и стимулирование труда, взаимосвязь количества и качества труда | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им |
16-17 | 1.Производство, затраты, выручка, прибыль. 2. Новые технологии и их возможности. | §10, источники экономии энергоресусов | Комбинированный урок Урок исследование | Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства | П: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Р: адекватно воспринимают предложение и оценку учителя, товарищей | Научатся определять термины: производство, производительность труда, факторы, влияющие на производительность труда, роль разделения труда в развитии производства, новые технологии и их воз-можности, издержки производства, что и как производить, выручка и прибыль производителя | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе |
18-19 | 1.Виды бизнеса 2. Формы бизнеса. | §11, термины | Комбинированный урок | Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций | П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. К: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания Р: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Научатся определять термины: Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя Научатся определять термины: Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества |
20 | Обмен, торговля, реклама. | §12, «В классе и дома» - №2-6 | | Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и сё формы как особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя |
21 | Деньги, их функции | §13, схема «Функции денег» | Комбинированный урок | Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег | | Знать основные понятия: деньги, исторические формы эквивалента стоимости, основные вилы денег | Самоопределение — демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; осознают ценность здорового и безопасного образа жизни |
22-23 | 1.Экономика современной семьи. 2. Семейное потребление. | §14 | | Раскрывать понятие «семейный бюджет». Приводить примеры различных источников доходов семьи. Различать обязательные и произвольные рас-ходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов | П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. К: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания Р: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Научатся определять термины: экономика современной семьи, ресурсы семьи, личное подсобное хозяйство, семейный бюджет. Источники доходов семьи, обязательные и произвольные расходы, принципы рационального ведения домашнего хозяйства, семейное потребление, прожиточный минимум, страховые услуги, предоставляемые гражданам | Демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; осознают ценность здорового и безопасного образа жизни |
24-25 | Обобщающий урок по теме «Складывание западно-европейского, восточно-христианского и исламского миров Средневековья: характерные черты и особенности» | Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | Формирование мотивации к обучению |
Человек и природа (5 ч) |
26 | Человек — часть природы | §15, работа с иллюстрациями | Комбинированный урок | Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчер- паемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых бо-гатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, по¬чвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к при¬роде | П: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера К: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Р: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | Научатся определять понятия: Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности |
27 | Охранять природу — значит охранять жизнь | §16 | Урок исследование | Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали | П: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера К: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Р: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | Научатся различать и объяснять: охрана природы, цена безответственного отношения к природе, главные правила экологической морали | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Понимание бережного отношения к природе. |
28 | Закон на страже природы | §17 | Урок открытия нового знания | Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбере-жении природы | П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. К: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Р: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Научатся исследовать законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
29-30 | Практикум по теме «Человек и природа» | РТ, работа с картой и Интернет | Комбинированный урок | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | П: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные | Демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; осознают ценность бережного отношения к природе. |
31-32 | Обобщение по теме «Что мы узнали и чему научились» | Урок контроля, Тестирование | Контроль и самоконтроль | К:: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений П: объяснять термины и понятия, связи и отношения, сопоставлять даты и и персоналии в ходе выполнения теста | Научиться применять изученные обществоведческие знания | Формирование мотивации к обучению |
33-34 | Заключительные уроки | Решение тестовых заданий | Провести диагностику результатов обучения в 7 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 8 классе | Р: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане П: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач К: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | Демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета, мотивации к обучению |
35* | РЕЗЕРВ | | | | | |