СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование ОРКСЭ 4 класс А.И.Шемшурина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2016-2017 учебный год, примерной  программой по« Основам религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.» начального общего образования,  авторской программой  «Основы религиозных культур и светской этики.Основы светской этики» автор составитель А.И.Шемшурина(М.: Просвещение 2015 г.) к учебнику А.И.Шемшурина«Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.» для 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование ОРКСЭ 4 класс А.И.Шемшурина»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2016-2017 учебный год, примерной программой по « Основам религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. » начального общего образования, авторской программой «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» автор составитель А.И.Шемшурина (М.: Просвещение 2015 г.) к учебнику А.И.Шемшурина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.» для 4 класса.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. При реализации рабочей программы по Основам религиозных культур и светской этики общеобразовательной программы МКОУ Нерастанновской СОШ учитывается, что объём домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали в 4 классе 2 часа. Реализует цели и задачи ООП НОО МКОУ Нерастанновской СОШ.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.» направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.


Количество часов на год по программе –34, количество часов в неделю – 1, что соответствует учебному плану Нерастанновской СОШ на 2016-2017 учебный год.




Основное содержание программы

Содержание и последовательность изучения всех разделов соответствует авторской программе в полном объеме.

Тема раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1

Этика-наука о нравственной жизни человека.

1

1

2

Этика общения

4

4

3

Этикет

4

4

4

Этика человеческих отношений

4

4

5

Этика отношений в коллективе

4

4

6

Простые нравственные истины

4

4

7

Душа обязана трудиться

4

4

8

Посеешь поступок- пожнешь характер

4

4

9

Судьба и Родина едины

4

4

10

Обобщающий урок. Слово, обращённое к тебе.

1

1

Итого

34

34


Требования к планируемым результатам изучения программы.

Личностные результаты

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.


Познавательные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний : самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, рисунок и др. )

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую : составлять простой план учено – научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую : представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.


Коммуникативные УУД.

Обучающийсяполучит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением и быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести « диалог с автором» ( прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять( себя ); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.


Раздел «Введение. Этика-наука о нравственной жизни человека

Обучающие научатся:

  • понимать и объяснять систему обще­человеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия):

  • Добывать и критически оценивать поступающую информацию.

  • Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному само­развитию.

  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Раздел «Этика общения»

Обучающие научатся:

  • Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

  • Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).

  • Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.


Обучающие научатся:

  • Первоначальным представлениям об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.


Раздел « Этикет »

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

Обучающие научатся:

  • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

  • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.



Раздел «Этика человеческих отношений»

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Правилам поведения в школе.

  • Что значит играть роль ученика?

  • Равновесие прав и обязанностей школьника

  • Новые ситуации – новые правила.

  • Этикет – форма для содержания этики.

Обучающие научатся:

  • Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.


Раздел «Этика отношений в коллективе.»

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Правилам поведения в коллективе.

  • Равновесие прав и обязанностей школьника

  • Новые ситуации – новые правила.

  • Этикет – форма для содержания этики.

  • Форма в отношениях между людьми в школе.

  • Действия – форма для поступков.

Обучающие научатся:

  • Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.



Раздел «Ежели душевны вы и к этике не глухи»

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Осознавать и переживать вечные истины как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, распознавать такие понятия «добро», «милосердие»

Обучающие научатся:

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).

  • Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.


Раздел «Простые нравственные истины»

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Осознавать и переживать вечные истины как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, распознавать такие понятия «добро», «милосердие»

Обучающие научатся:

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).

  • Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.


Раздел «Душа обязана трудиться»

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Проявлять человеческое соучастие в проявлении сочувствия, сопереживания, сострадания по отношению к другому человеку.

Обучающие научатся:

  • Понимать, сочувствовать , терпимо относится по отношению к другим людям.

Раздел «Посеешь поступок- пожнешь характер»

  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

Обучающие научатся:

  • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

  • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.



Раздел «Судьба и Родина едины»

Обучающие научатся:

  • понимать и объяснять систему обще­человеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры.

  • Добывать и критически оценивать поступающую информацию.

  • Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному само­развитию.

  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.














КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема

Характеристика основных видов деятельности

ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки прохождения


I триместр

1

Этика-наука о нравственной жизни человека

Знакомство с общественными нормами нравственности и морали



Этика общения- 4 часа

2

Добрым жить на белом свете веселей

Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений



3

Правила общения для всех


Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций



4

От добрых правил-добрые слова и поступки

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия



5

Каждый интересен

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей



Этикет- 4 часа

6

Премудрости этикета

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей



7

Красота этикета

Установка взаимосвязи между культурой и поведением людей.



8

Простые школьные и домашние правила этикета

Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные на­мерения, мысли и поступки; Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей



9

Чистый ручеек нашей речи

Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения



Этика человеческих отношений-4 часа

10

В развитии добрых чувств-творение души

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)



II триместр

11

Природа- волшебные двери к добру и доверию

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения.



12

Чувство Родины

Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.



13

Жизнь протекает среди людей

Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность.светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог; Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей



Этика отношений в коллективе-4 часа

14

Чтобы быть коллективом

Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность.светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог



15

Коллектив начинается с меня

Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей



16

Мой класс-мои друзья

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей



17

Ежели душевны вы и к этике не глухи…

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.); Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей



Простые нравственные истины- 4 часа

18

Жизнь священна

Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям. Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные на­мерения, мысли и поступки; Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)



19

Человек рожден для добра

Развитие этических чувств и норм; Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры; Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.



20

Милосердие-закон жизни

Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.



21

Жить во благо себе и другим

Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.







Душа обязана трудиться- 4 часа

III триместр

22

Следовать нравственной установке

Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.



23

Достойно жить среди людей



24

Уметь понять и простить



25

Простая этика поступков



Посеешь поступок-пожнешь характер-4 часа

26

Общение и источники преодоления обид

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей; Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека, сопереживание, соучастие.



27

Ростки нравственного опыта поведения



28

Доброте сопутствует терпение



29

Действия с приставкой «со»



Судьба и Родина едины-5 часа

30

С чего начинается Родина

Знакомство с ценностями: Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм



31

В тебе рождается патриот и гражданин



32

Человек-чело века



33

Слово, обращенное к себе



34

Обобщающий урок. Слово, обращённое к тебе.

Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение.




ИТОГО:

34





Перечень учебно-методического обеспечения

1.А.И.Шемшурина Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.. Учебник для 4 класс. – М.: Просвещение, 2015.

2. Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.

3. Остер Г. Вредные советы. М., 1998

4. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.

5. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.





Согласовано

На заседании ШМО

учителей нач.классов

Протокол №______от «____»________2016 г.

_____________И.А.Кошевая


Согласовано

Зам.дир.по УВР

__________ ___Попова С.Б.

«_____» ______________2016 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!