МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Петровская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Петровской СОШ _____________С. Г. Захарова
«____»________________2017 г.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
4б класс
Составитель Шалыгина Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов
2017 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
*формирование семейных ценностей;
*становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
*формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
* развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
*развития навыков сотрудничества.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
1) овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
2) формировать умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать при- чины успеха/неуспеха учебной деятельности;
3) адекватное использовать речевые средства и средства информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
Обучающиеся получат возможность научиться:
1) уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
2) овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; 6) овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
3) слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
Обучающиеся получат возможность научиться:
корректно строить речь при решении коммуникативных задач;
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе
Выпускник научится:
*быть готовым к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
*понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
*формировать первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
* формировать первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;
* благодаря внутренней установки личности, поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
*осознавать ценности человеческой жизни.
*освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
*готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
* овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
*умение осуществлять информационный поиск.
Выпускник получит возможность научиться:
*приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
*получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
*получить опыт самостоятельного общественного действия..
Содержание учебного предмета
Учебник: Основы светской этики. 4 класс: в 1 ч./ М.Т.Студеникин, -М.: «Русское слово»; 2012.-(УМК «Планета знаний»).
Введение в предмет.
Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник, его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.
Россия – Родина моя.
Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Древние города России, их памятники культуры. Патриотизм.
Этика и этикет.
Понятия этики и морали (нравственности). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.
Вежливость.
Понятия вежливости, уважения. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.
Добро и зло.
Понятие добра и зла. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.
Дружба и порядочность.
Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы Друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.
Честность и искренность.
Понятие честности и искренности. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности. Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.
Гордость и гордыня.
Понятие гордости и гордыни. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.
Обычаи и обряды русского народа.
Что такое обычай и обряд? Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.
Терпение и труд.
Значение слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.
Семья.
Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровно-родственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.
Семейные традиции.
Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.
Сердце матери.
Роль матери в семье. День матери в России. Традиции празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким.
Правила твоей жизни.
Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.
Праздники народов России.
Праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Христианские праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение. Мусульманские праздники: Рамадан-байрам, Курбан-байрам, Буддийские праздники.
Защитники Отечества.
23 февраля – День защитника Отечества. Состав вооруженных сил Российской Федерации. Страницы боевой славы Родины с 13 до 20 веков: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в 17 веке, подвиги полководца А.В.Суворова, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет.
Итоговое повторение.
Основные знания и умения по этике и этикету.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
По плану | По факту |
1 | Введение в предмет. Россия - Родина моя | 04.09 | |
2 | Этика и этикет | 11.09 | |
3 | Этика и мораль | 19.09 | |
4 | Вежливость | 26.09 | |
5 | Этикет приветствия | 03.10 | |
6 | Добро и зло | 17.10 | |
7 | Благожелательность | 24.10 | |
8 | Дружба и порядочность | 31.10 | |
9 | Отношения в классном коллективе | 07.11 | |
10 | Честность и искренность | 14.11 | |
11 | Гордость и гордыня | 28.11 | |
12 | Обычаи и обряды русского народа | 05.12 | |
13 | Этикет царского обеда | 12.12 | |
14 | Терпение и труд | 19.12 | |
15 | Моё любимое дело | 26.12 | |
16 | Моё любимое дело | 26.12 | |
17 | Моё любимое дело | 16.01. | |
18 | Семья | 23.01 | |
19 | Родословная семьи. | 30.01 | |
20 | Семейные традиции | 06.02 | |
21 | Традиции моей семьи | 13.02 | |
22 | Сердце матери | 27.02 | |
23 | Бережное отношение к родителям | 06.03 | |
24 | Правила твоей жизни | 13.03 | |
25 | Культура общения со сверстниками и взрослыми | 20.03 | |
26 | Праздники народов России | 27.03 | |
27 | Праздники народов России | 27.03 | |
28 | Защитники Отечества | 03.04 | |
29 | Защитники Отечества | 17.03 | |
30 | Герои Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. | 24.03 | |
31 | Итоговое повторение | 08.05 | |
32 | Подготовка к обобщающему уроку | 15.05 | |
33 | Подготовка к обобщающему уроку | 22.05 | |
34 | Обобщающий урок по курсу | 29.05 | |
«СОГЛАСОВАНО» на заседании МО учителей начальных классов
Протокол от «____» __________________2017 г. №___
Руководитель МО_______________ Шалыгина Т.А.
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________ /Н.В.Масляницына / «____» __________________2017 г.