СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по русскому языку (ФГОС) 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-темптическое планирование по русскому языку для 7 класса по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова с характеристикой основных видов учебной деятельности, формами и видами контроля и нормами оценки знаний и умений обучающихся.  

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку (ФГОС) 7 класс»

Пояснительная записка


Данное календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7 класса составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011), Примерной программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Авторы – составители: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. 9-е издание. М.: «Просвещение» 2008 г., Рабочей программы предметной линии учебников Т. А. Ладыженской, Т. В. Баранова, Л. А. Тростенцовой (Русский язык. Рабочие программы предметной линии учебников Т. А. Ладыженской, Т. В. Баранова, Л. А. Тростенцовой 5-9 класс. – М.: Просвещение, 2011) и с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма Департамента образования Белгородской области, Белгородского института развития образования «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2017-2018 учебном году».


Цель данного тематического планирования - воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.


Задачи:

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамма-тических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

На изучение русского языка в 7 классе по программе отводится 170 часов, (т.е. 5 часов в неделю), в Базисном учебном плане МБОУ «Самаринская ООШ» по осуществлению образовательной деятельности в 2017-2018 уч. г. на изучение русского языка в 7 классе тоже отводится 5 часов в неделю (170 часа).

В авторской программе «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5-9 классы (М.:, «Просвещение», 2011 год) на изучение русского языка в 7 классе отводится 170 часов. На основании календарно-учебного графика, учебного плана МБОУ «Самаринская основная общеобразовательная школа» на реализацию программы отводится 170 часа (так как 34 учебных недели).



п/п

Тема

По программе (часов)

Планируемое количество часов

1.

Русский язык как развивающееся явление

(1 ч)

(1 ч)

2.

Повторение изученного в 5-6 классах

(12 ч. + 2 ч.)

(12 ч. + 2 ч.)

3.

Морфология и орфография. Культура речи.

Причастие

(25 ч. + 6 ч.)

(25 ч. + 6 ч.)

4.

Деепричастие

(10 ч + 2 ч)

(10 ч + 2 ч)

5.

Наречие

(28 ч + 6 ч)

(28 ч + 6 ч)

6.

Категория состояния

(4 ч + 2 ч)

(4 ч + 2 ч)

7.

Служебные части речи

(1 ч.)

(1 ч.)

8.

Предлог

(11 ч + 2 ч)

(11 ч + 2 ч)

9.

Союз

(16 ч + 2 ч)

(16 ч + 2 ч)

10.

Частица

(18 ч + 4 ч)

(18 ч + 4 ч)

11.

Междометие

(4 ч)

(4 ч)

12.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

(12 ч. + 2 ч.)

(12 ч. + 2 ч.)


Итого

170

170























Место учебного предмета «Русский язык»

в учебном плане

На основании инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2017-2018 учебном году» с целью выявления степени усвоения программного материала для проведения рекомендуется следующее количество письменных контрольных работ:

7 класс:

контрольных диктантов – 2;

контрольных сочинений – 2;

контрольных изложений – 2;

контрольное тестирование – 1.

С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются следующие формы организации учебного процесса: фронтальная работа, индивидуальная, а также используются нетрадиционные формы работы.

В течение учебного года планируется проведение административных контрольных работ (входящих, промежуточных и итоговых).

Календарно-тематическое планирование 7 класс

Дата план

Дата факт

Тема урока


Характеристика

основных видов учебной деятельности

Домаш-нее задание

Приме-чание

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)



1.



Русский язык как развивающееся явление.





Повторение изученного в 6 классе (14 часов) (12 + 2)



2.



Синтаксис. Синтаксический разбор.


Отвечают на контрольные (диагностирующие) вопросы по теме. Составляют словосочетания и предложения на близкие учащимся темы. Читают выразительно и списывают тексты, работая над орфограммами. Выполняют синтаксический разбор (полный и частичный).



3.



Синтаксис. Синтаксический разбор.




4.



Пунктуация. Пунктуационный разбор.


Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы, иллюстрируют ответы своими примерами. Составляют из простых предложений сложные и анализируют их пунктуацию. Оформляют предложения с прямой речью и обращением и анализируют их пунктуацию. Пишут диктант.



5.



Лексика и фразеология.


Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы. Работают над лексическим значением слов с толковым словарём. Подбирают примеры лексических явлений из литературных произведений. Читают интонационно правильно и списывают тексты, попутно работая над орфографией и пунктуацией. Работают над особенностями употребления слов разных лексических групп. Пишут диктант.



6.



Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.


Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы, иллюстрируют ответы своими примерами. Читают выразительно поэтические тексты. Выявляют особенности русской фонетики. Выполняют фонетический разбор слов на основе определённого порядка. Работают над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками. Читают и сжато пересказывают текст. Читают и озаглавливают текст, составляют план художественного текста.

.



7.



Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.




8.



Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.


Отвечают на контрольные вопросы. Выполняют морфемный и словообразовательный разбор в соответствии с порядком разбора. Соотносят выбор орфограммы со словообразовательными условиями. Читают тексты, озаглавливают, списывают, мотивируют выбор орфограмм



9.



Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.




10.



Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.


Отвечают на контрольные вопросы. Читают текст и рассуждают на основе его содержания. Выполняют задание интегрирован-ного характера — готовят доклад о М. В. Ломоносове. Развивают речь: формулируют основную мысль текста, создают аргументативную часть высказывания. Классифицируют части речи и выполняют морфологический разбор. Соотносят и обосновывают выбор орфограмм разных видов с морфологичес-кими условиями и опознавательными признаками. Читают тексты выразительно, определяют тип и стиль, членение на абзацы, составляют вопросный план.

Составляют таблицу на соотнесённость морфологии и орфогра-фии. Выполняют письменно творческое задание по картине.



11.



Морфологический разбор слова.




12.



Р/р. Текст.


Отвечают на контрольные вопросы. Читают текст интонационно правильно (осознанно), озаглавливают, находят языковые средства связи. Списывают текст, деля на абзацы, попутно работая над орфографией. Составляют связный текст и озаглавливают его. Пишут свободный диктант. Формулируют, что такое текст и каковы его типы.



13



Диалог. Виды диалогов.


Определяют понятие диалога. Анализируют тексты, содержащие диалоги. Читают диалоги по ролям.

Определяют виды диалогов. Анализируют диалоги, выделяя речевые задачи участников. Моделируют диалоги на заданную тему.



14.



Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в VVI классах».





15.



Р/р. Стили литературного языка. Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля, его особенности.


Знакомятся с учебным текстом. Дополняют информацией начатые предложения. Определяют стиль текстов и обосновывают ответ. Соотносят стили текстов и жанры.



Причастие 31 час (25 + 6)



16.



Причастие как часть речи.


Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия.

Рассуждают с обоснованием своего мнения об особенностях причастия как части речи. Находят и дифференцируют причастия по указанным признакам в предложениях и текстах. Попутно работают над орфографией, пунктуацией, синтаксисом, стилями.



17.



Склонение причастий и правописание гласных и падежных окончаний причастий.


Выявляют путём наблюдений особенности склонения причастий. Склоняют предложенные словосочетания. Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.



18.



Склонение причастий и правописание гласных и падежных окончаний причастий.




19.



Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.


Определяют причастный оборот. Анализируют словосочетания с причастием. Опознают одиночные причастия и причастные обороты в предложениях. Анализируют условия обособления причастного оборота. Выполняют творческое задание — описание окрестностей с элементами рассуждения.



20.



Выделение запятыми причастного оборота.


Выявляют путём наблюдений особенности склонения причастий. Склоняют предложенные словосочетания. Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.



21.



Р/р. Описание внешности человека.


Знакомятся с основными видами словесного описания внешности человека. Читают разные литературные тексты с описанием внешности. Анализируют роль причастных оборотов и причастий в портретных характеристиках.



22.



Действительные и страдательные причастия


Анализируют материал для наблюдений. Знакомятся с определением действительных и страдательных причастий. Опознают разные причастия, используя образец рассуждения. Отрабатывают пунктуацию при причастных оборотах.



23.



Краткие страдательные причастия


Распознают краткие и полные формы страдательных причастий.

Работают по образцу над формой причастий. Определяют синтаксическую роль причастия в предложении. Пишут свободный диктант.



24.



Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий

настоящего времени.


Распознают действительные причастия настоящего времени.

Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют действительные причастия от разных глаголов. Изучают правило выбора орфограммы в данных причастиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстом, насыщенным причастиями.



25.



Гласные в суффиксах действительных причастий

настоящего времени.




26.



Действительные причастия прошедшего времени.


Распознают действительные причастия прошедшего времени.

Работают по таблице и с материалом для ознакомления. Образуют причастия от разных глаголов. Работают с литературными примерами, насыщенными причастиями изучаемой формы.



27.



Р/р. Изложение от 3-го лица (по упр. 116)


Пишут изложение от 3-го лица



28.



Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.


Распознают страдательные причастия настоящего времени.

Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Усваивают правило выбора суффикса в страдательных причастиях. Образуют причастия от разных глаголов. Преобразуют сложное предложение в простое с причастным оборотом. Заменяют действительные причастия на страдательные. Пишут диктант.



29



Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.




30



Страдательные причастия прошедшего времени.


Распознают страдательные причастия прошедшего времени.

Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют страдательные причастия от разных глаголов. Списывают предложения с причастиями, работая над пунктуацией и орфографией. Анализируют таблицу.



31



Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.


Усваивают правило написания гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои словосочетания и предложения с указанными причастиями для описания внешности человека. Проводят самопроверку усвоенного правила.



32



Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных.


Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и одной буквы н в отглагольных прилагательных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу для наблюдений. Списывают литературный текст, работая над пунктуацией и орфографией. Читают выразительно текст.



33



Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных.




34



Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.


Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу для наблюдений. Производят различные замены глаголов на краткие причастия или прилагательных на однокоренные причастия. Читают и списывают текст, расставляя знаки препинания и выделяя суффиксы; работают над типом и стилем текста.



35



Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.




36



Р/р. Подготовка к выборочному изложению по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»


Пишут выборочное изложение.



37



Р/р. Написание выборочного изложения по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»




38



Морфологический разбор причастия.


Характеризуют причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный морфологический разбор причастий. Читают текст, обращая внимание на интонацию перечисления.



39



Слитное и раздельное написание не с причастиями.


Усваивают правило слитного и раздельного написания не с причастиями.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Выразительно читают текст, работая над его особенностями. Тренируются в разных видах орфограмм связанных с написанием не (слитно или раздельно).



40



Слитное и раздельное написание не с причастиями.




41



Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.


Усваивают правило написания букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом..



42



Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.


Пишут словарный диктант и составляют свои предложения.



43



Р/р. Подготовка к сочинению - описанию внешности знакомого по личным впечатлениям


Собирают материал к сочинению — описанию внешности человека, пишут сочинение



44



Р/р. Написание сочинения – описания внешности знакомого по личным впечатлениям




45



Обобщение и систематизация по теме «Причастие».


Отвечают на контрольные вопросы и выполняют контрольные задания. Составляют и заполняют таблицы. Распределяют причастия в зависимости от видов орфограмм. Пишут свободный диктант. Подбирают собственные примеры из произведений художественной литературы на изученную тему.



46



Обобщение и систематизация по теме «Причастие».




Деепричастие 12 часов (10 + 2)



47



Деепричастие как часть речи.


Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают деепричастия как самостоятельную часть речи.

Читают тексты в упражнениях, определяют их тип и стиль, списывают, попутно работают над орфографией. Корректируют предложения с нарушением нормы в употреблении деепричастий.



48



Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.


Определяют деепричастный оборот. Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений. Читают текст, определяют его тип и стиль, структуру, составляют вопросный план. Заменяют глаголы на деепричастия при выполнении упражнений. Формируют навык обособления деепричастия и деепричастных оборотов. Составляют свои предложения по рисункам и схемам. Уточняют функцию деепричастия в художественном тексте.



49



Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.




50



Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.




51



Раздельное написание не с деепричастиями.


Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Усваивают правило написания не с деепричастиями.



52



Деепричастия несовершенного вида.


Опознают деепричастия несовершенного вида.

Анализируют материал таблицы. Образуют деепричастия несовершенного вида, выделяя суффиксы. Списывают, тренируясь в опознавании и обособлении деепричастий и деепричастных оборотов.



53



Деепричастия совершенного вида.


Опознают деепричастия совершенного вида.

Анализируют материал таблицы. Выполняют тренировочные упражнения. Пишут диктант.



54



Морфологический разбор деепричастия.


Характеризуют деепричастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли.

Выполняют устный и письменный морфологический разбор деепричастий.

Пишут свободный диктант по отрывку из художественного произведения.



55



Повторение изученного по теме «Деепричастие»


Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение по изученной теме на основе сложного плана со своими примерами. Образуют различные формы глаголов и деепричастий. Списывают текст, работая над отдельными видами орфографии и пунктуационным выделением деепричастий и деепричастных оборотов. Самостоятельно составляют таблицу обобщающего характера.



56



Повторение изученного по теме «Деепричастие»




57



Р/р. Подготовка к сочинению по картине

С. Григорьева «Вратарь»


Составляют рассказ по картине.



58



Р. р. Написание сочинения по картине С. Григорьева «Вратарь»




Наречие 34 часа (28 + 6)



59



Наречие как часть речи.


Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия.

Выписывают наречия в словосочетаниях с другими словами. Читают тексты и рассуждают об оправданности употребления наречий с точки зрения норм литературного языка и функции наречий.



60



Смысловые группы наречий.


Распознают наречия разных разрядов. Составляют и записывают рассказ с использованием в нём наречий.



61



Р/р. Подготовка к сочинению по картине И. Попова «Первый снег»


Выполняют творческое задание по картине.



62



Р/р. Написание сочинения по картине И. Попова «Первый снег»




63



Степени сравнения наречий.


Распознают степени сравнения наречий. Образуют разные формы наречий. Работают с текстами, опознавая наречия в разных формах. Пишут диктант.



64



Степени сравнения наречий.




65



Морфологический разбор наречия.


Характеризуют наречие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют морфологические разборы наречий. Попутно работают с разными видами орфограмм. Пишут рассуждения на предложенную тему на основе прочитанного текста. Пишут диктант по памяти.



66



Р/р. сочинение-рассуждение «Моё отношение к прозвищам»


Пишут сочинение-рассуждение.



67



Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е.


Усваивают правило слитного и раздельного написания не с наречиями на о и е.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в написании наречий, определяя выбор орфограммы. Читают тексты, работают над их особенностями, озаглавливают, делят на абзацы, находят наречия с текстообразующей функцией. Работают с таблицей обобщённого характера.



68



Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е.




69



Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е.




70



Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.


Усваивают правило написания букв е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в выборе написаний не или ни на материале упражнений, попутно повторяя другие виды орфограмм. Анализируют таблицу, подбирают

свои примеры, составляют сложный план ответа на тему, пишут диктант. Составляют устный рассказ по опорным словам, подбирают заголовок.



71



Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.




72



Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.




73



Р/р. Описание действий.


Читают текст, списывают его, подчёркивая наречия и определяя их роль в описании действий. Корректируют неоправданное повторение слов, записывают исправленный вариант. Собирают материалы наблюдений за какими-либо действиями в разных профессиях, отмечают наречия. Пишут сочинение о труде как заметку для стенгазеты.



74



Одна и две буквы н в наречиях на - о и – е.


Усваивают правило написания одной и двух букв н в наречиях на о и е.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются на материале упражнений в выборе н или нн. Попутно работают над разными видами орфограмм, условиями их выбора, а также повторяют пунктуацию.



75



Одна и две буквы н в наречиях на - о и – е.




76



Одна и две буквы н в наречиях на - о и – е.




77




Буквы о и е после шипящих на конце наречий


Усваивают правило написания букв о и е после шипящих на конце наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей по теме. Дифференцируют слова с разными видами орфограмм.



78



Буквы о и е после шипящих на конце наречий




79



Буквы о и а на конце наречий


Усваивают правило написания букв о и а на конце наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей на данную орфограмму. Тренируются в выборе написаний букв о или а с графическим объяснением условия выбора орфограммы.

Пишут подробное изложение рассказа.



80



Буквы о и а на конце наречий





81



Р/р. Подготовка к контрольному сочинению по картине Е. Н. Широкова «Друзья»


Рассматривают картину и пишут рассказ от имени героя картины.



82



Р/р. Контрольное сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»




83



Дефис между частями слова в наречиях


Усваивают правило написания дефиса между частями слова в наре чиях.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют наречия разными способами и выбирают правильное написание. Сопоставляют дефисное написание неопределённых местоимений и наречий. Составляют таблицу.



84



Дефис между частями слова в наречиях




85



Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.


Усваивают правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои словосочетания или предложения с раздельным и слитным написанием слов. Читают и списывают текст, работая над разными видами орфограмм наречий.



86



Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.




87



Мягкий знак после шипящих на конце наречий.


Усваивают правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Сопоставляют разные виды орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака после шипящих. Заполняют таблицу обобщённого характера.



88



Мягкий знак после шипящих на конце наречий.




89



Учебно-научная речь. Отзыв.


Определяют признаки учебно-научной речи и правила написания отзыва.

Анализируют отзывы, данные в учебнике и найденные в Интернете. Составляют собственные отзывы.



90



Учебный доклад.


Определяют понятие и структуру учебного доклада.

Составляют сложный план текста. Готовят тематические учебные доклады. Анализируют отзыв на доклад и доклад, приведённый в учебнике. Пишут мини-сочинение-рассуждение, анализируя свои доклады по различным школьным предметам.



91



Повторение изученного по теме «Наречие»


Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение о наречии по собственному сложному плану. Пишут словарный диктант по теме. Пишут свободный диктант, подчёркивая наречия как члены предложения. Выполняют тренировочные упражнения на разные виды орфограмм, изученных в теме «Наречие». Составляют таблицу.



92



Контрольный диктант по теме «Наречие»





Категория состояния 6 часов (4 ч + 2 ч)

93



Категория состояния как часть речи.


Определяют категорию состояния как часть речи. Различают слова категории состояния и наречия. Опознают слова категории состояния с разными значениями.

Списывают предложения, выделяя слова категории состояния как члены предложения. Читают выразительно поэтический отрывок, анализируют функцию слов категории состояния. Работают с прозаическими отрывками, определяя тип текстов и роль наречий и слов категории состояния. Пересказывают кратко художественный текст.



94



Категория состояния как часть речи.




95



Морфологический разбор категории состояния.


Характеризуют категорию состояния по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устные и письменные разборы слов категории состояния. Читают текст, находят слова категории состояния и определяют их значение и роль. Пишут сжатое изложение по данному тексту.



96



Обобщение и систематизация по теме «Категория состояния»

Урок обобщения и систематизации знаний

Отвечают на контрольные вопросы. Пишут сочинение на лингвистическую тему. Читают научно-популярный текст.



97



Р. р. Подготовка к контрольному выборочному изложению текста с описанием состояния природы.

Урок развития речи

Пишут выборочное изложение текста с описанием состояния природы.



98



Р. р. Написание контрольного выборочного изложения текста с описанием состояния природы.

Урок развития речи



Служебные части речи 1 час



99



Самостоятельные и служебные части речи.


Различают самостоятельные и служебные части речи. Списывают поэтический текст, работая над орфограммами и знаками препинания, дифференцируют служебные части речи. Читают текст выразительно.



Предлог 13 часов (11 + 2)

100



Предлог как часть речи.


Различают предлоги. Проводят морфологический анализ предлога.

Выписывают словосочетания с предлогами. Группируют слово-сочетания по значению предлога. Работают над текстом научно-го стиля, делят текст на абзацы, составляют вопросный план, отмечают предлоги. Составляют свой текст научного стиля.



101



Употребление предлогов.


Знакомятся с теоретическими сведениями. Составляют словосочетания, тренируясь в употреблении предлогов. Корректируют неверное употребление предлогов и падежей существительных, записывают словосочетания в исправленном виде.



102



Производные и непроизводные предлоги.


Распознают производные и непроизводные предлоги.

Дифференцируют словосочетания с разными предлогами. Анализируют производные предлоги по их происхождению. Исправляют неправильное употребление предлогов. Читают текст по ролям и списывают отрывок, анализируя употребление предлогов. Попутно работают над разными видами орфограмм и оформлением диалога.



103



Производные и непроизводные предлоги




104



Простые и составные предлоги.


Распознают простые и составные предлоги.

Дифференцируют словосочетания с простыми и составными предлогами. Читают текст и работают над предложными словосочетаниями и различными видами орфограмм.



105



Морфологический разбор предлога.


Знакомятся с планом и образцом морфологического разбора предлога. Выполняют морфологический разбор предлогов. Читают тексты в упражнениях и работают над их особенностями.



106



Р/р. Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа»


Рассматривают репродукцию картины и записывают свои впечатления.



107



Слитное и раздельное написание производных предлогов.


Усваивают правило слитного и раздельного написания производных предлогов.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Читают художественное описание, работают над орфографией текста, выписывают словосочетания по теме. Пишут свободный диктант.



108



Слитное и раздельное написание производных предлогов.




109



Слитное и раздельное написание производных предлогов.




110



Обобщение и систематизация по теме «Предлог»


Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение о предлоге по собственному сложному плану. Пишут словарный диктант по теме. Выполняют тренировочные упражнения на разные виды орфограмм, изученных в теме «Предлог».



111



Обобщение и систематизация по теме «Предлог»




112



Р/р. Сочинение-рассуждение «Как наступает весна в нашем селе?»


Пишут сочинение-рассуждение.



Союз 18 часов (16 + 2)

113



Союз как часть речи.


Определяют союз как часть речи. Производят морфологический анализ союза.

Списывают тексты, работая над их особенностями, выделяют союзы. Классифицируют союзы как простые и составные, сочинительные и подчинительные. Определяют смысловые отношения внутри сложных предложений, выраженные с помощью союзов.



114



Простые и составные союзы


Распознают простые и составные союзы.

Составляют свои сложные предложения с составными союзами. Читают текст об учёном, составляют план и пересказывают текст.



115



Союзы сочинительные и подчинительные


Распознают сочинительные и подчинительные союзы.

Анализируют материал для наблюдений. Выписывают сложные предложения, дифференцируя их по союзам. Составляют предложения, используя разные союзы.



116



Союзы сочинительные и подчинительные




117



Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.


Усваивают правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Строят схемы сложных предложений. Составляют предложения по схемам.



118



Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.




119



Сочинительные союзы.


Знакомятся с классификацией союзов по значению. Опознают разные по значению союзы. Работают с таблицей постановки запятых между однородными членами. Составляют предложения по схемам. Пишут сочинение. Подбирают свои примеры на употребление союзов в поэтической речи.



120



Сочинительные союзы.




121



Подчинительные союзы.


Знакомятся с классификацией союзов по значению. Опознают разные по значению подчинительные союзы в упражнениях. Составляют сложноподчинённые предложения из данных простых. Составляют сложные предложения по схемам. Попутно повторяют разные виды орфограмм и отдельные пунктограммы.



122



Подчинительные союзы.




123



Морфологический разбор союза.


Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют морфологический разбор союзов в упражнениях. Читают текст, озаглавливают его, отвечают на вопросы по содержанию.



124



Р/ р. Подготовка к написанию контрольного сочинения по теме: «Книга – наш друг и советчик»


Пишут сочинение на тему «Книга — наш друг и советчик».



125



Р. р. Написание контрольного сочинения по теме: «Книга – наш друг и советчик»




126



Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.


Усваивают правила написания союзов.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Попутно повторяют разные виды орфограмм и пунктограмм. Пишут диктант.



127



Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.




128



Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.




129



Повторение сведений о предлогах и союзах.


Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение о предлогах и союзах по своему сложному плану и со своими примерами.

Списывают текст, работая над правописанием и ролью предлогов и союзов. Подбирают примеры на изученные темы с обозначением условий выбора орфограмм.



130



Повторение сведений о предлогах и союзах.




Частица 22 часа (18 + 4)

131



Частица как часть речи.


Производят морфологический анализ частицы. Изучают определение частицы как части речи.

Списывают предложения, выделяя частицы и обосновывая выбор. Работают над значением частиц в предложениях.



132



Частица как часть речи.




133



Разряды частиц. Формообразующие частицы


Распознают частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Читают и списывают предложения и тексты, содержащие формообразующие частицы. Составляют и записывают свой рассказ по данному рисунку и фрагментам текста, употребляя нужные частицы.



134



Формообразующие частицы




135



Р/р. Сочинение с обрамлениями на тему «Горе-мечтатель»


Пишут сочинение с обрамлениями по упр. 408.



136



Смысловые частицы


Определяют, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки.

Списывают предложения, выделяя смысловые частицы. Работают над интонацией в соответствии со смысловыми частицами. Производят замены частиц и наблюдают за изменением смысла. Пишут текст-инструкцию или советы, связанные со спортом.



137



Смысловые частицы




138



Р/р. Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень»


Пишут сочинение по картине.



139



Раздельное и дефисное написание частиц.


Усваивают правила слитного и раздельного написания частиц.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои предложения со словом то. Распределяют слова по видам орфограмм и обозначают условия выбора дефиса. Рассматривают картину и готовят письменный текст выступления по картине.



140



Раздельное и дефисное написание частиц.




141



Морфологический разбор частицы.


Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют письменные и устные морфологические разборы частиц. Группируют частицы по их написанию.



142



Отрицательные частицы не и ни.


Дифференцируют не и ни как частицы и как приставки. Тренируются в подборе частиц с отрицательным значением. Пишут диктант.



143



Отрицательные частицы не и ни.




144



Отрицательные частицы не и ни.




145



Различение частицы не и приставки не.


Изучают теоретические сведения. Выполняют упражнения, обозначая частицу не и приставку не. Составляют словосочетания и предложения с частицами. Дифференцируют слова разных частей речи с приставкой не. Составляют таблицу и заполняют её своими примерами на тему параграфа.



146



Различение частицы не и приставки не.




147



Р. р. Подготовка к сочинению-рассказу по данному сюжету.


Пишут сочинение-рассказ по данному сюжету.



148



Р. р. Написание сочинения-рассказа по данному сюжету.




149



Частица ни, приставка ни, союз ни — ни.


Изучают теоретические сведения и опознают частицу, приставку, союз в упражнениях. Повторяют орфографические правила по теме параграфа. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях.



150



Частица ни, приставка ни, союз ни — ни.




151



Повторение изученного по теме «Частица»


Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами. Читают текст, озаглавливают его, работают над орфограммами и знаками препинания. Пишут свободный диктант по данному тексту. Заполняют таблицы. Готовят устный рассказ на заданную тему. Готовятся к диктанту по материалам упражнения.



152



Повторение изученного по теме «Частица»




Междометие 4 часа

153



Междометие как часть речи.


Определяют грамматические особенности междометий. Дифференцируют междометия в упражнениях. Опознают междометия, которые употреблены в значении других частей речи.



154



Междометие как часть речи.




155



Дефис в междометиях.


Изучают орфографическое правило. Составляют диалог, включив в него междометия. Составляют устный рассказ и вводят в текст междометия.



156



Знаки препинания при междометиях.


Изучают пунктуационное правило. Записывают предложения с междометиями, ставя знаки препинания. Составляют устный рассказ и вводят в текст междометия.



Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах 14 часов (12 + 2)

157



Разделы науки о русском языке.


Отвечают на вопросы о значении языка и его месте в международной жизни. Вспоминают высказывания русских писателей о русском языке Выражают личностную оценку выразительных возможностей русского языка. Рассматривают таблицу о разделах русского языка, заполняют её терминами.



158



Текст. Стили речи.


Вспоминают разные виды текстов и их различия. Читают тексты и обосновывают их стиль и тип речи. Пишут свободный диктант. Заполняют таблицу.



159



Р. р. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально-этическую тему.


Пишут сочинение на заданную тему (на выбор).



160



Р. р. Написание сочинения – рассуждения на морально-этическую тему.




161



Фонетика. Графика.


Отвечают на вопросы по теме. Заполняют таблицу. Выполняют частичный фонетический разбор слов. Рассказывают алфавит. Соотносят звуки и буквы в упражнениях. Составляют таблицу по теме.



162



Лексика и фразеология.


Отвечают на вопросы по теме. Называют значения многозначных слов, выделенных в тексте. Находят диалектные слова и дают толкования их значениям. Попутно повторяют разные виды орфограмм. Расставляют и объясняют знаки препинания.



163



Повторение. Морфемика. Словообразование.


Отвечают на вопросы по теме. Выполняют морфемный анализ слова.



164



Повторение. Морфология.


Отвечают на вопросы по теме. Выполняют морфологический разбор слова.



165



Повторение. Орфография.


Отвечают на вопросы по теме. Повторяют изученные орфограммы.



166



Повторение. Орфография.


Отвечают на вопросы по теме. Повторяют изученные орфограммы.



167



Повторение. Синтаксис.


Отвечают на вопросы по теме. Выполняют синтаксический разбор предложения.



168



Повторение. Пунктуация.


Отвечают на вопросы по теме. Выполняют пунктуационный разбор предложения.



169



Итоговое контрольное тестирование.





170



Анализ контрольного теста.






Формы и средства контроля


Количество контрольных работ (текущих, итоговых и административных) определяется Инструктивно-методическим письмом Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, Белгородского института развития образования «О преподавании русского языка в 2017-2018 учебном году в общеобразовательных учреждения Белгородской области»


Контрольный диктант № 1

по теме «Повторение пройденного в VVI классах»

Осень на воде

Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замёрзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. На гладкой поверхности тёплой воды иногда выскакивают пузыри. Это голодные рыбёшки ждут, не упадёт ли кузнечик или муха.

Ветер шевелит жёлтыми листочками. Вот какой-нибудь окажется в воде. Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду, но скоро он вынырнет обратно.

А бросьте в воду горсточку крошек. Какая поднимется возня! Толкаются, кружатся, борются за пищу рыбки. Посмотришь через минуту и ничего не увидишь. Спокойна тёмная вода.

(Текст взят из «Сборника текстов для закрепления навыков

правописания» А. В. Хлебниковой, Е. Ф. Плотниковой)


Грамматические задания

1. Выписать из текста два глагола с орфограммой в корне. Графически объяснить выбор орфограмм в корне.

2. Разобрать по составу:

I вариант II вариант

выскакивают посмотреть


Контрольный диктант № 2

по теме «Наречие»

Рукописные книги

Давным-давно, когда ещё нигде не существовало печатных станков и машин, книги ценились очень дорого. Люди сидели и аккуратно гусиным пером выписывали толстенные книги. Чем дольше переписывали книгу, тем дороже она становилась. Не торопясь, потихоньку писали мастера из года в год, терпеливо работая над каждой буквой. Делалось это медленно и кропотливо, переписчик должен был заново и начисто переписать книгу. Но спешить ему было некуда. Особенно красиво выписывали заглавные, титульные буквы. Доходит дело до новой главы, и тут на радостях переписчик снова завернет такую начальную букву, что загляденье. А если слова и буквы выходили нехорошо и не слишком красиво, то переписчика могли выгнать прочь. На некоторые старинные книги смотришь и не веришь: неужели это все вручную сделано?



Грамматические задания:

1. Выпишите все наречия из первого предложения (давным-давно, нигде, очень).

2. Произвести морфологический разбор наречия потихоньку.

3. Сделать морфемный разбор наречия в-руч-н-ую.



Контрольный тест № 1

по теме «Повторение изученного в 7 классе»


I. Найдите слово, в котором не пишется мягкий знак:

1) теч.. в лодке, 2) нестись вскач..,

3) много задач.., 4) умчаться проч..,

5) разжеч.. костер.


II Укажите слова, в которых под ударением после шипящей пи­шется ё:

1) реч..нка, 2) ещ.., 3) окруж..н, 4) холщ..вый, 5) луж..к.


III. Найдите причастие, в котором пишется суффикс –ющ-

  1. кле..щие коробку, 2) строящийся дом,

3) леч..щий врач, 4)жал.щие осы,

5) кол..щие дрова.


IV. Укажите слова, которые пишутся через дефис:

1) (по) другому пути, 2) бывал (кое) где,

3) скажи (ка) об этом, 4) (по) осеннему хмурое небо,

5) относиться (по) внимательнее, 6)заметил (ли) он.


V. Найдите слова, в которых пишется одна буква н:

1) слушал сосредоточе..о, 2) девочка умна и воспита.а,

3) уставле..ая вазами, 4) писа..ая красавица,

5) игрушка слома..а малышом 6) маринова..ые огурцы.


VI. Найдите слова, которые пишутся раздельно:

1) (в) следствие сильных дождей, 2) подняться (в) верх, 3) повесил (на) конец мачты 4) мог рассказать то (же) самое, 5) шел, (не) смотря по сторонам.


VII. В каких словосочетаниях нe пишется слитно:

1) мусор (не) убран, 2) (не) скошенная трава, 3) (не) вареные овощи, 4) (не) завершенная, а начатая работа, 5) написано ничуть (не) аккуратно 6) (не) решенная задача по химии.


VIII. В каком предложении на месте точек пишется ни?

  1. Кто н.. смотрел этот фильм, должен его посмотреть. 2) Когда н.. придешь к подруге, она болтает по телефону. 3) Отроду н.. выезжал он на охоту без Дубровского. 4) Н.. раз выходил он победителем из боя.


IX. Найдите словосочетания "прич. + сущ." с главным словом при­частием:

1) подписанная работа по математике, 2) освещенный солнцем луг,

3) завязанная веревкой сумка, 4) дремлющий высокий камыш,

5) готовящие выступление, 6) пенящиеся морские волны.


X. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в поста­новке знаков препинания.

1) Светилась, падая, ракета.

2) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

3) Я смотрел на пруд, залитый лунным светом и на старый дворец на острове.

4) Замедляя ход, к станции подошел поезд.


XI. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:


, подчинительный союз . Знаки препинания не проставлены.


  1. Грибы составляют питательную вкусную и здоровую пищу если они употреб­ляются не в излишестве.

  2. В небе первые звезды повисли в окнах тоже горят огоньки.

  3. А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами льют.

  4. Он улыбается то приветливо и недоверчиво то презрительно и простодушно.


Контрольное выборочное изложение текста №1

с описанием внешности


Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:

- Здорово, браток!

- Здравствуй.— Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

- Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холод­ную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:

— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.

— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

— Беда мне с этим пассажиром!

Он достал из кармана защитных летних штанов свёрнутый в трубку малиновый шёлковый потёртый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: «Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы».

Мы закурили крепчайшего самосада и долго молчали. Он по­ложил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взгля­нул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-ни­будь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неиз­бывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отме­тил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — всё выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожжённый в несколь­ких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на вы­ношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее на­живлена широкими, мужскими стежками. На нём были почти но­вые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью.

(По М. Шолохову.)


Контрольное выборочное изложение № 2

текста с описанием состояния природы


Обыкновенная земля

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.

В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу.

(К. Г. Паустовский «Обыкновенная земля».)


  1. Контрольное сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь»

  2. Контрольное сочинение по теме: «Книга – наш друг и советчик»























Нормы оценки знаний, умений и навыков

обучающихся по русскому языку


«Нормы оценки…» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объём различных контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали и работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.


I. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


II. Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов, для VI класса 100-110, для VII – 110-120, VIII – 120-150, для IX – 150-170, X-XI классов – 170-200. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15, для VI класса – 20, для VII класса – 25, для VIII – IX – 30, X-XI классов – 30-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Отметка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание: Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Отметка «2» ставится за диктант. В котором допущено более 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


Ш. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов, в VI классе – 150-200, VII – 200-250, VIII – 250-300, для IX – 300-350 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1, в VI классе — 1,0-1,5, в VII классе — 1,5-2,0, в VIII классе — 2,0-3,0, в IX классе — 3,0-4,0 страницы.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!