№ | Тема урока | Цель урока | Музыкальный материал, содержание | Универсальные учебные действия | Характеристика деятельности учащихся | дата |
план | факт |
«Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость" (9ч.) |
1+ | Введение в тему: «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость» Медиа-урок | Углубить представления о значительности жанровых истоках | «Песня о школе» – исполнение. «Мы – третьеклассники» – разучивание. Увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе – слушание. | Личностные – Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. Воспитание уважительного отношения к творчеству зарубежных композиторов. Формирование ценностных ориентиров в области музыкального искусства. Познавательные – Сравнивать и группировать произведения музыкального искусства (по средствам музыкальной выразительности, жанрам и т.д.) находить общее и различие. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Коммуникативные – Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Регулятивные – Корректировать собственное исполнение. Учиться работать по предложенному учителем плану. | Наблюдение окружающего мира, умение вслушиваться в него, размышлять о нём. Сравнение музыкальных произведений разных стилей и жанров. Осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях. Игра на детских музыкальных инструментах. Хоровое пение. Пластическое интонирование. | 01.09 | |
2 | «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость» | Выделить роль жанровых истоков в творчестве композиторов – классиков-Р.Щедрина и Ф.Шопена | «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина «Мы третьеклассники» «Скворушка прощается» Попатенко,«Полонез» Ф.Шопена | 08.09 | |
3 | Песенность | Через погружение в произведения искусств, пробудить интерес к их истокам и связью с жизнью. | «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Времена года» А. Вивальди. | 15.09 | |
4+ | Песенность Проект | Познакомить с творчеством М.И.Глинки. | Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки | 22.09 | |
5 | Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке. | Определить особенности музыкального языка испанского танца в творчестве русского композитора М.И.Глинки | «Мы – девочки» – разучивание, «Арагонская хота» М. Глинка, «Дружат дети всей Земли» Д. Львова-Компанейца | 29.09 | |
6+ | Маршевость. Мультимедиа урок | Познакомить с творчеством Бетховена. | Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена, «Мы – мальчики». | 06.10 | |
7 | Маршевость | Заинтересовать примером мужественной музыки Бетховена и выяснить, какова роль маршевых ритмов в ней | Экспозиция симфонии №5 Л.Бетховена «Царь Горох | 13.10 | |
8 | Музыка песенно-танцевальная и песенно-маршевая | Познакомить с жанром прелюдии и полонеза | Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена | 20.10 | |
9+ | Обобщение темы. Урок-викторина | Сформировать представление о важной роли песенности, танцевальности и маршевости в музыке | «Дружат дети всей Земли» Д. Львова-Компанейца «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига | 27.10 | |
«Интонация» |
10 11 | Сходство и различие устной и музыкальной речи. | Выяснить сходства и различия музыкальной и разговорной речи. | «Скворушка прощается» Т.Попатенко, «Болтунья» С. Прокофьева, «Барабан», «Кто дежурные?» Д. Кабалевского | Личностные Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Познавательные Использовать знаково-символические средства,в том числе модели и схемы для решения задач Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Коммуникативные Участвовать в диалоге на уроке Стремиться петь в коллективе. Регулятивные Принимать и сохранять учебную задачу. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного | Импровизации с использованием «зерна-интонации» (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические). Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое интонация и как из неё вырастает мелодия. Нотная запись как средство фиксации особенностей музыкальной речи. Формирование умений учащихся петь знакомые, наиболее простые по мелодике и ритму попевки и песни с ориентацией на нотную запись. Игра на детских музыкальных инструментах. | 10.11 17.11 | |
12 | «Зерно» - интонация | Научить выделять главную интонацию в музыкальных произведениях. | «Кузнец» И,Арсеева, «Перепёлочка, Мелодия из 3-й части Пятой симфонии | 24.11 | |
13+ | Выразительные интонации. Проект | Раскрыть значение выразительных интонаций | Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка») | 01.12 | |
14 | Изобразительные интонации | Обогатить представление учащихся об изобразительности в музыке | «Кукушка» швейц. нар песня, «Труба и барабан» Д. Кабалевского | 08.12 | |
15 | Выразительные и изобразительные интонации | Сформировать представление о неразрывном единстве выразительности и изобразительности в музыке. | Темы петушка, Звездочёта, царя Дадона, воеводы Полкана из пролога оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова «Доброе утро» – исполнение. «Котёнок и щенок» Т. Попатенко | 15.12 | |
16+ | Интонация – основа музыки викторина | Закрепить представление об интонации как основы музыкального построения. | «Котёнок и щенок» Т. Попатенко, «Кукушка» швейц. нар песня, Экспозиция симфонии №5 Л.Бетховена. | 22.12 | |
«Развитие музыки» | |
17 | Введение в тему: «Развитие музыки» | Ввести в мир музыки как искусства, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития | «Почему медведь зимой спит» Л. Книппера | Личностные Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Формирование духовных и эстетических потребностей. Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора. Овладение различными приемами и техниками музыкальной деятельности. Познавательные Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Определять тему, составлять простой план. Коммуникативные Выражать своё отношение к музыкальному произведению, уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Регулятивные Коррекции своих действий. Прогнозирование. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию принимать и сохранять учебную задачу. Учиться работать по предложенному учителем плану. | Наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Исполнение различных по характеру музыкальных произведений. Наблюдение за средствами музыкальной выразительности (мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад) в музыкальном произведении и их роли в развитии. Составление схемы динамических знаков по прослушанному произведению. Игра на элементарных музыкальных инструментах. Хоровое и ансамблевое пение. | 29.12 | |
18 | Композиторское и исполнительское развитие музыки | Обратить внимание на изменения в музыке, которые зависят и не зависят от исполнения. | «Почему медведь зимой спит» Книппера, «Разные ребята» – исполнение. «Игра в слова», «Марш» Ф. Шуберта | 12.01 | |
19+ | Тембровое развитие Медиа-урок | Проследить за развитием тем в симфонической сказке, обратив внимание на сопоставление и столкновение различных тембров. | «Петя и волк» С.С.Прокофьева | 19.01 | |
20 | Развитие темы народной песни в симфонии №4Чайковского Музыкальная гостиная | Развить интерес к симфонической музыке Чайковского через развитие темы русской песни | «Во поле берёза стояла» Финал Четвертой симфонии П. Чайковского (фрагмент) | 26.12 | |
21 | Развитие музыки в произведениях Э. Грига. | Через погружение в мир образов произведений Грига, обратить внимание на динамическое и темповое развитие в его произведениях. | «Тихо – громко» И. Арсеева, «Утро», «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига | 02.02 | |
22 | Канон как прием развития в народной музыке. | Познакомить с приемами исполнения канона. | «Со вьюном я хожу» (русская народная песня) | 09.02 | |
23+ | Контраст как прием развития в музыке Медиа-урок | Закрепить представление детей о контрасте в музыке. | «Купание в котлах» – сцена из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина | 16.02 | |
24 | Кульминация – вершина развития | На примерах прелюдий Шопена ощутить стремление мелодии к вершине – кульминации. | Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена | 02.03 | |
25+ | Интонационно-мелодическое развитие музыки. Мажор и минор Медиа-урок | Сформировать представление о ладовом развитии музыки | «Вальс» Ф. Шуберта, «Со вьюном я хожу» «Пьеса» («Аллегретто») Ф. Шуберта | 09.03 | |
26 | Интонация и развитие – главные основы в музыке | Закрепить осознание значимости интонации и развития в музыке. | «Игра в слова», «Со вьюном я хожу» (русская народная песня) | 16.03 | |
«Построение (формы) музыки» |
27 | Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения. | Закрепить понимание того, что смена частей связана с изменением характера музыки. | «Пастушья песня» франц. нар.песня, Главная тема 3-й части Шестой симфонии П.Чайковского, «Вечер» В.Салманова. | Личностные Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Познавательные Действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Коммуникативные Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Участвовать в музыкальной жизни школы, города. Стремиться петь в коллективе. Регулятивные Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Корректировать собственное исполнение. | Наблюдение и оценивание интонационного богатства мира. Определение формы построения музыкального произведения и создание музыкальных композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний. Участие в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. | 23.03 | |
28 | Двухчастная форма. | Определить принцип двухчастности. | «Песня Сольвейг» Э. Грига, «Я рисую море» В.Тугаринова | 06.04 | |
29 | Трёхчастная форма. Промежуточная аттестация | Определить принцип трехчастности. | Ария Сусанина ихз оперы: «Жизнь за царя» М. И. Глинки | 13.04 | |
30-31+ | Форма Рондо Медиа-урок | Познакомить с формой рондо. | «Классное рондо», «Спящая княжна» А. Бородина, «Зачем нам выстроили дом» Д.Кабалевского, «Рондо в турецком стиле» В.Моцарта. | 20.04 27.04 | |
32 | Вариационная форма построения музыки. | Познакомить с формой – вариации. | «Со вьюном я хожу», «Камаринская», «Вариации на тему французской народной песни» В,Моцарта. | 04.05 | |
33 | Средства построения музыки – повторение и контраст. | Закрепить общие принципы построения в музыки. | «Зачем нам выстроили дом», «Крокодил и Чебурашка», «Со вьюном я хожу» «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. | 11.05 | |
34 | Обобщение по теме «Построение музыки». | Обобщить общие закономерности развития в музыке. | «Пастушья песня», «Со вьюном я хожу» | 18.05 | |