СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование состоит из 70 % урочной деятельности и 30 % внеурочной (нетрадиционные уроки). Авторская программа курса Н.Ф. Виноградовой, Г.С.Калиновой «Окружающий мир» 1-4 классы (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века».)

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс»

Календарно-тематическое планирование

по окружающему миру 3 класс


№ п/п

Дата

Тема урока

Виды деятельности обучающихся, формы и методы работы

Планируемые результаты


план

факт

предметные

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

Введение (1 ч)

1

05.09


Введение

Читать советы авторов «Как работать с учебником». Вспомнить условные обозначения. Обратить внимание на новые условные обозначения.

Работает с аппаратом книги. Рассматривает учебник. Читает темы, которые будут изучаться в 3 классе. Обращает внимание на строение каждого раздела. Различает понятия «история» и «география». Дополняет рубрики.

Владеет рассуждением, описанием, повествова­нием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принима­ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Работает в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и под­держивает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Земля - наш общий дом (8 ч). Солнечная система

2

07.09


Где и когда ты живёшь.

Обсудить проблему существования человека в пространстве. Опреде­лять свое нахождение в пространстве. Объяснять, что изучает история. Понимать изображение времени на «ленте времени».

Рассматривает рисунок, схему в учебнике. Понимает, что значит находиться в пространстве. Сравнивает арабские и римские циф­ры. Пользуется римскими цифрами для записи ве­ков. Работает с «лентой времени» в рабочей тет­ради. Рисует схему «Где я нахожусь». Работает с текстом учебника.

Ориентируется в понятии «историческое время». Различает понятия «век», «столетие», «эпоха». Понимает значение римских цифр. Определяет век по записи римскими цифрами. Составляет ленту времени в одном из Интернет - сервисов.

Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

3

12.09


Природные тела и природные явления. Солнце - тело неживой природы

Классифицировать кар­точки с природными и искусственными телами. Высказывать предполо­жения о том, как разные люди будут воспринимать одно и то же явление. Давать характеристику науч­ного и художественного текста. Рассматривать иллюстрации.

Перечисляет общие ус­ловия, необходимые для жизни живых организмов. Различает природные тела и природные явления. Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Характеризует главную звезду Солнечной системы.

Характеризует Солнечную систему: называет, кратко описывает планеты, входя­щие в нее. Оформляет ин­формацию в виде таблицы. Обсуждает поговорки о Солнце. Рассматривает и читает схему Солнечной системы. Составляет не­большое сообщение о лю­бой планете, используя справочную и научно-познавательную литературу.

Понимает личное за­труднение и обращает­ся за помощью к учите­лю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предви­дит результат своей деятельности

4

14.09


Земля - планета Солнечной системы.

Характеризовать Сол­нечную систему: назы­вать, кратко описывать планеты, входящие в нее. Рассматривать ил­люстративный матери­ал. Делать вывод, что такое «горизонт». Про­водить опыт, доказы­вающий шарообраз­ность Земли.

Характеризует форму и размер Земли. Называет основные условия жизни на Земле; причины сме­ны дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет пословицы.

Называет объекты окру­жающего мира. Анализи­рует объекты окружаю­щего мира. Классифици­рует объекты окружаю­щего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы.

Умеет проводить на­блюдения, делать вы­воды. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной моти­вации.

Условия жизни на Земле

5

19.09


Земля - планета жизни. Солнце - источник тепла и света. Опыт. Распространение тепла от его источника.

Читать текст, самостоя­тельно находить ответы на вопрос «Почему Солнце является источ­ником тепла?» Прово­дить опыт, подтвер­ждающий распростра­нение тепла от его ис­точника. Объяснять значение терминов «эк­ватор», «полюс». Харак­теризовать положение Солнца в разных точках Земли. Работать в группе. Моделировать не­сложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

Составляет таблицу «Характеристика Земли». Работает в группе, за­полняет «Паспорт Земли». Делает вывод на основе длительных наблюдений (по проращи­ванию семян). Проводит и комментирует опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимает, что такое «сутки» и «год». При­водит примеры, доказы­вающие возмож­ность/невозможность жизни человека без сол­нечного света.

Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечает на вопросы


Взаимодействует с уча­стниками диалога. Уме­ет искать нужную ин­формацию. Умеет дово­дить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

6

21.09


Вода - условие жизни на Земле. Опыт. Роль света и воды в жизни растений.

Характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света. Моделировать неслож­ные ситуации (опыты, эксперименты) в соот­ветствии с поставленной учебной задачей. Сравнивать широколиственные, тропические леса и пустыню. Анализировать источники воды на Земле. Называть источники воды, характеризовать различные водоемы.

Перечисляет общие ус­ловия, необходимые для жизни живых организмов. Понимает значение воды для жизни на Земле. На­блюдает за растениями в разных областях земного шара. Делает вывод о зависимости количества растительности от коли­чества воды. Приводит примеры источников во­ды на Земле. Рассказы­вает о водоеме или вод­ном потоке. Самостоя­тельно находит инфор­мацию об охране воды.

Понимает простую инст­рукцию. Контролирует свою деятельность, сле­дуя инструкции учителя. Выполняет задания по порядку. Реализует в процессе парной работы правила совместной дея­тельности. Рассуждает на заданную тему. Отве­чает на вопросы. Само­стоятельно формулирует вопросы по теме. Оцени­вает работу по предло­женным учителем крите­риям.

Ищет информацию. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей дея­тельности. Выражает свои чувства, вызван­ные состоянием приро­ды. Успешно осуществ­ляет взаимодействие с участниками учебной деятельности.

7 +

26.09


Воздух - условие жизни на Земле. Опыт. Горение. Проект « Погода своего региона»

Характеризовать условия жизни на Земле: вода, воздух, тепло, свет. Ус­танавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воз­духа. Моделировать не­сложные ситуации (опы­ты, эксперименты) в со­ответствии с поставлен­ной учебной задачей. Записывать характери­стики погоды в таблице (за несколько дней), ис­пользуя условные обо­значения.

Понимает, что воздух -это смесь газов. Объяс­няет, что такое «атмо­сфера» и каково ее зна­чение для Земли и ее обитателей. Проводит и комментирует опыт, до­казывающий, что кисло­род поддерживает горе­ние, а углекислый газ -нет. Анализирует и срав­нивает понятия «чистый воздух», «грязный воз­дух». Подбирает инфор­мацию о том, как защи­тить воздух от загрязне­ния. Объясняет, что та­кое «погода», «прогноз погоды».

Применяет для решения учебных и практических задач различные умст­венные операции (срав­нение, обобщение, ана­лиз, доказательства и др.). Отвечает на вопро­сы, формулирует вопрос.

Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информа­цию для решения учеб­ных и практических за­дач. Понимает личное затруднение и обраща­ется за помощью к учи­телю. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной моти­вации, самоконтроля и самооценки.

Как человек изучает Землю

8

28.09


Изображение Земли.

Обсуждать вопрос, как человек познает мир. Делать вывод, что наука и искусство позволяют человеку познать мир. Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географиче­скую и историческую кар­ты. Анализировать мас­штаб, условные обозна­чения на карте. Объяс­нять назначение мас­штаба и условных обо­значений.

Понимает методы по­знания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. В связной, логически целесообраз­ной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Пользуется географической картой и глобусом. Работает с глобусом: находит эква­тор, полушария, полюса, меридианы и параллели. Выполняет практическую работу по карте. Готовит небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профессий нужны карты?»

Владеет методами пред­ставления полученной информации (моделиро­вание, конструирование, рассуждение, описание и др.). Получает информа­цию при работе с иллю­стративным материалом. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Опи­сывает натуральные объекты. Выполняет ра­боту с иллюстративным материалом.

Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до кон­ца. Предвидит резуль­тат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

9

03.10


Практическая

работа.

Работа с картой .

Находить ответ на про­блемный вопрос «Зачем нужен план?» Выполнять практическую работу по «чтению» плана пришко­льного участка и состав­лению плана своего школьного участка. Ори­ентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей

Понимает, что значит «читать» карту. Называет и графически воспроиз­водит несколько услов­ных обозначения плана и карты. Объясняет уст­ройство компаса. Опре­деляет по нескольким признакам правила ори­ентирования в незнако­мой местности.

Владеет рассуждением, описанием, повествова­нием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет до­водить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Использует информа­цию для решения учеб­ных и практических за­дач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Царства природы (23 ч). Бактерии

10

05.10


Бактерии.

Обсуждать проблемный вопрос «Какие живые су­щества на Земле самые маленькие?» Рассматри­вать бактерии в электрон­ный микроскоп. Высказы­вать предположения о по­лезности/ вредности бактерий.

Понимает бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризует особенно­сти жизни бактерий, мес­та их обитания. Объясняет значение бактерий в природе и в жизни чело­века.

В связной, логически це­лесообразной форме ре­чи передает результаты изучения объектов окру­жающего мира. Описы­вает натуральные объек­ты. Выполняет работу с иллюстративным мате­риалом.

Успешно осуществляет взаимодействие с уча­стниками учебной дея­тельности. Предвидит результат своей дея­тельности. Понимает личное затруднение и обращается за помо­щью к учителю.

Грибы

11 +

10.10


Грибы. Проект «Грибы нашей местности»

Рассказывать по рисунку-схеме строение гриба. Сравнивать грибы по внешнему виду, делать вывод о разнообразии плодовых тел у грибов. Сравнивать грибы и растения. Работа в парах: составление рассказа «Какие бывают грибы». Гото­вить краткое сообщение на тему «Любимые грибы на­шей семьи».

Понимает, что грибы -это особое царство при­роды. Кратко характери­зует особенности внеш­него вида и строения грибов. Называет отли­чие их от растений. Ком­ментирует правила сбора грибов. Иллюстрирует свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи».

Владеет способами по­лучения, анализа и об­работки информации (обобщение, классифи­кация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выпол­нение. Умеет доводить дело до конца. Принима­ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Понимает роль челове­ка в обществе. Понима­ет особую роль много­национальной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стра­не. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать ин­формацию.

Растения

12

12.10


Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений

Характеризовать значение растений для жизни; различать (классифициро­вать) растения разных ви­дов, описывать их. Путе­шествовать с растениями (работать с рисунком на внутренней стороне об­ложки). Вести учебный диалог «Если бы на Земле не было растений». Работать в группах: составлять «паспорт» растения.

Называет места обита­ния растений на планете Земля. Приводит приме­ры отдельных предста­вителей флоры, живущих в разных условиях (водо­ём, луг, пустыня, лес и др.). Составляет «пас­порт» растения по мате­риалам экскурсии.

Владеет рассуждением, описанием, повествова­нием. Решает проблем­ные задачи. Получает информацию из разных источников (из презента­ции, иллюстративного материала и текста учебника).

Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями

13 +

17.10


Разнообразие растений на Земле. Мультимедиа урок

Классифицировать рас­тения. Читать схему «Разнообразие растений на Земле». Работать в группах: составлять «пас­порта» растений. Рабо­тать с рубриками «Этот удивительный мир...» и «Картинная галерея»

Выделяет группы расте­ний, отличающиеся строением, внешним ви­дом, условиями произра­стания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых рас­тений. Классифицирует растения по разным ос­нованиям

Владеет способами ор­ганизации, планирования групповой работы. Ста­вит учебную задачу и контролирует её выпол­нение. Распределяет обязанности в группе. Выполняет часть работы в группе. Оценивает ра­боту в группе по задан­ным критериям.

Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей дея­тельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

14

19.10


Растение -живой орга­низм. Практи­ческая работа.

Работа с жи­выми расте­ниями и гербарными эк­земплярами. Опыт «Содер­жание воды в листе».

Строить схему «Части растения». Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Работать с текстом м иллюстрациями учебника. Про­водить и комментировать опыт «Листья способны испарять воду». Об­суждать рассказ Э. Шима «Ландыш». Анализиро­вать информацию о кор­не, стебле, листе, цветке растения.

Составляет короткое со­общение по теме «Как живёт растение». Назы­вает отличия растений от животных. Кратко харак­теризует органы расте­ния, их значение для роста и развития. Назы­вает особенности пита­ния и размножения рас­тений. Объясняет после­довательность развития жизни растения, характе­ризует значение органов растения.

Владеет рассуждением, описанием, повествова­нием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет до­водить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Использует информа­цию для решения учеб­ных и практических за- • дач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументиро­ванно отстаивает соб­ственное мнение.

15

24.10


Проверь себя.

Контрольная работа №1

Выполнять задания контрольной работы по изученным в первой четверти темам.

Выполняет задания ком­плексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам.

Ставит учебную задачу и контролирует её выпол­нение. Умеет доводить дело до конца. Принима­ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Предвидит результат своей деятельности. Аде­кватно его оценивает.

16 +

26.10


Размножение растений. Практическая работа.

Проводить несложные опыты по размножению растений. Выполнять практическую работу по выращиванию растения из листа. Работать с ил­люстративным материалом.

Сравнивает плоды рас­тений. Приводит приме­ры плодов с заданными характеристиками. При­водит примеры вегета­тивного размножения растения (частями, корнями, клубнями, корне­вищем, луковицами), размножения семенами.

Владеет способами по­лучения, анализа и об­работки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принима­ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать ин­формацию. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументиро­ванно отстаивает соб­ственное мнение.

17

07.11


Распространение плодов и семян.

Работать с текстами и иллюстративным материалом учебника. Подготовить плакат «Распространение плодов и семян».

Понимает, что распро­странение семян - спо­соб расселения растений на другие территории. Приводит примеры уча­стия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.

Владеет рассуждением, описанием, повествова­нием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Использует информа­цию для решения учеб­ных и практических за­дач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументиро­ванно отстаивает соб­ственное мнение.

Человек и растения

18+

09.11


Человек и рас­тения. Растения дикорастущие и культурные.

Медиа-урок

Классифицировать расте­ния: дикорастущие, куль­турные. Находить в разных источниках информацию о культурных и дикорасту­щих растениях.

Приводит примеры дико­растущих и культурных растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изго­тавливает книжку-самоделку «Культурные растения».

В связной, логически це­лесообразной форме ре­чи передает результаты изучения объектов окру­жающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретён­ных знаний.

Предвидит результат своей деятельности. Аде­кватно его оценивает. Умеет работать в группе. Проявляет интерес к ок­ружающей природе,к наблюдениям за при­родными явлениями. Вы­ражает свои чувства, вы­званные состоянием природы.

19

14.11


Как возникло земледелие. Хлеб - всему голова.

Приводить примеры куль­турных растений в жизни человека. Составлять короткое сообщение по одной их тем: «Что дают человеку злаки», «Когда и почему возникло зем­леделие», «Хлеб - вели­кое чудо земли».

Анализирует и комменти­рует рисунок-карту «Как хлеб и овощи к нам на стол попали». Строит схему «Земледелие» с использованием рисун­ков-символов. Приводит примеры пословиц о хлебе.

Владеет методами пред­ставления полученной ин­формации (моделирова­ние, конструирование, рассуждение,описание и др.).

Предвидит результат своей деятельности. Аде­кватно оценивает резуль­таты своей деятельности. Умеет работать в коллек­тиве. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природ­ными явлениями. Выра­жает свои чувства, вы­званные состоянием при­роды.

Красная книга России

20 +

16.11


Проект «Красная книга России.

Работать с учебником и рабочей тетрадью. При­водить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом мате­риале).

Кратко характеризует страницы Красной книги (чёрные, красные, оран­жевые, жёлтые, белые, зелёные). Приводит пра­вила охраны раститель­ного мира. Называет растения оранжевых страниц Красной книги своей местности.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умст­венные операции (срав­нение, обобщение, ана­лиз, доказательства и др.). Ставит учебную за­дачу и контролирует её выполнение. Умеет до­водить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Принимает нормы пра­вильного взаимодейст­вия со взрослыми и сверстниками. Умеет доводить работу до конца. Предвидит ре­зультат своей деятель­ности. Адекватно оце­нивает результаты сво­ей деятельности.

Животные

21

21.11


Животные - часть природы. Роль животных в природе.

Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) од­ноклеточных и многокле­точных животных. Харак­теризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и ус­ловиями обитания животного.

Перечисляет общие ус­ловия, необходимые для жизни живых организмов. Объясняет высказывание «Животные - живые тела природы». Кратко рас­сказывает о связях жи­вотных друг с другом (звенья одной цепи). Са­мостоятельно подбирает информацию для книжки-самоделки «Роль животных в природе».

Владеет способами ор­ганизации, планирования различных видов дея­тельности (репродуктив­ной, поисковой, исследо­вательской, творческой), понимает специфику каждой.

Самостоятельно моти­вирует свою деятель­ность, определяет цель работы (задания) и вы­деляет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в ма­лых группах. Слушает и слышит со­беседника, ведет и под­держивает диалог, ар­гументированно отстаи­вает собственное мнение.

22 +

23.11


Разнообразие животных. Проект «Мир фауны»

Конструировать плакат «Мир фауны». Работать со схемой и текстом учебника. Приводить примеры разных живот­ных (групповая работа).

Распределяет животных по группам: одноклеточ­ные и многоклеточные, беспозвоночные и позво­ночные животные. Клас­сифицирует животных по принадлежности к клас­су, по величине, форме, внешнему виду и спосо­бам защиты.

В связной, логически це­лесообразной форме ре­чи передает результаты изучения объектов окру­жающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценива­ет. Умеет работать в коллективе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдени­ям за природными яв­лениями. Выражает свои чувства, вызван­ные состоянием природы.

23

28.11


Животное -

живой

организм.

Различать объекты жи­вой и неживой природы. Приводить примеры раз­ных групп животных (2-3 представителя из изученных). Раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Работать с учебником . Собирать ма­териалы к проекту.

Сравнивает животных по их умению ориентиро­ваться в окружающем мире. Классифицирует животных по типу питания (веществами, ко­торые содержатся в растениях или в организмах других животных).

Владеет методами пред­ставления полученной информации (моделиро­вание, конструирование, рассуждение, описание и др.). Умеет проектиро­вать (планировать) само­стоятельную деятель­ность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Умеет работать инди­видуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументиро­ванно отстаивает соб­ственное мнение.

24+


30.11


Животное -

живой

организм.

Викторина

Различать группы животных по особенностям их внешнего строения. Составлять рассказ о поведении домашнего живот­ного (по материалам длительных наблюде­ний).

Кратко рассказывает о разнообразии движений и типов дыхания живот­ных. Приводит примеры животных, которые бега­ют, плавают, прыгают, летают, ползают. «Чита­ет» рисунок-схему. Со­ставляет свою схему по аналогии.

Ставит учебную задачу и контролирует её выпол­нение. Умеет доводить дело до конца. Принима­ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практи­ческих задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, само­контроля и самооценки.

25

05.12


Животное -

живой

организм.

Рассказывать о способах размножения животных. Комментировать ситуа­цию «Что случилось бы на Земле, если бы орга­низмы перестали раз­множаться?»

Рассказывает о способах размножения животных Комментирует ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организ­мы перестали размно­жаться?»

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Умеет работать в кол­лективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

26

07.12


Поведение животных.

Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Слушать рассказ учителя об интересных фактах из жизни жи­вотных. Приводить примеры разнообразного поведения животных.

Понимает, что всё пове­дение животного подчи­нено инстинктам - врож­дённым формам пове­дения. Кратко рассказы­вает о том, как животные по-разному приспосабли­ваются к условиям жизни: строят гнёзда, впа­дают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводит примеры разнообразного поведе­ния животных.

Владеет способами ор­ганизации, планирования различных видов дея­тельности (репродуктив­ной, поисковой, исследовательской, творческой).

Соотносит информацию с имеющимися знания­ми. Самостоятельно мотивирует свою дея­тельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

27+

12.12


Беспозвоночные животные.

Медиа-урок

Наблюдать за поведением улитки, дождевого червя. Читать и обсуждать текст «Разнообра­зие насекомых». Рабо­тать в парах.

Делает вывод о том, что беспозвоночные живот­ные не имеют позвоноч­ника. Приводит примеры среды обитания беспо­звоночных животных. Выделяет группу беспо­звоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, ось­миноги, насекомые, пау­кообразные). Понимает, что насекомые - самая большая группа беспоз­воночных животных.

Участвует в тематиче­ских обсуждениях и вы­ражает свои предложе­ния. Использует элемен­ты импровизации для решения творческих задач.

Успешно осуществляет взаимодействие с уча­стниками учебной дея­тельности. Использует информацию для реше­ния учебных и практи­ческих задач. Стремит­ся иметь достаточно высокий уровень учеб­ной мотивации, само­контроля и самооценки.

28

14.12


Позвоночные животные.

Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных жи­вотных. Выбирать правильное утверждение, -работая в паре. Характе­ризовать особенности рыб и земноводных.

Сравнивает беспозво­ночных и позвоночных животных. Классифици­рует позвоночных живот­ных. Выбирает правиль­ное утверждение, рабо­тая в паре. Характеризу­ет особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

Владеет рассуждением, описанием, повествова­нием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет до­водить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Успешно осуществляет взаимодействие с уча­стниками учебной дея­тельности. Использует информацию для реше­ния учебных и практи­ческих задач. Стремит­ся иметь достаточно высокий уровень учеб­ной мотивации, само­контроля и самооценки.

29

19.12


Позвоночные животные.

Сравнивать беспозво­ночных и позвоночных животных. Классифици­ровать позвоночных жи­вотных. Выбирать пра­вильное утверждение, работая в паре. Характе­ризовать особенности пресмыкающихся и птиц

Сравнивает беспозноночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особен­ности пресмыкающихся и птиц: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изу­чения объектов окружаю­щего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет дово­дить дело до конца. При­нимает и удерживает цель задания в процессе его вы­полнения.

Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями. Ус­пешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

30

21.12


Позвоночные животные.

Сравнивать беспозво­ночных и позвоночных животных. Классифици­ровать позвоночных жи­вотных. Выбирать пра­вильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности млекопитающих.

Сравнивает беспозвоноч­ных и позвоночных живот­ных. Классифицирует по­звоночных животных. Вы­бирает правильное утвер­ждение, работая в паре. Характеризует особенности млекопитающих: внешний вид, место обитания, осо­бенности поведения.

Владеет методами пред­ставления полученной ин­формации (моделирова­ние, конструирование, рас­суждение, описание и др.).

Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Ис­пользует информацию для решения учебных и практических задач.

31

26.12


Проверь себя.

Контрольная работа №2

Выполнять задания контрольной работы по изученным во второй четверти темам.

Выполняет задания ком­плексной проверочной разноуровневой работы по изученным во второй четверти темам.

Ставит учебную задачу и контролирует её выпол­нение. Умеет доводить дело до конца. Принима­ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей дея­тельности.

32 +


28.12


Природное сообщество. Групповая работа «Пищевые цепи»

Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных клас­сов; работать с рубрикой «Выскажем предполо­жения». Обсуждать тек­сты учебника. Выполнять парную (групповую) работу «Пищевые цепи».

Характеризует животное как организм. Устанавли­вает зависимость между внешним видом, особен­ностями поведения и ус­ловиями обитания жи­вотного. Приводит при­меры (конструирует) це­пи питания.

В связной, логически це­лесообразной форме ре­чи передает результаты изучения объектов окру­жающего мира. Описы­вает натуральные объек­ты. Выполняет работу с иллюстративным мате­риалом.

Успешно осуществляет взаимодействие с участ­никами учебной деятель­ности. Предвидит резуль­тат своей деятельности. Понимает личное затруд­нение и обращается за помощью к учителю.

33

11.01


Человек и жи­вотное. Почему люди приручали диких животных.

Ориентироваться в поня­тии «одомашнивание жи­вотных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних жи­вотных.

Рассказывает о своем любимом животном. Классифицирует живот­ных. Составляет кластер по теме «Домашние жи­вотные»

Владеет рассуждением, описанием, повествова­нием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет до­водить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Уме­ет работать в коллективе. Слушает и слышит собе­седника, ведет и поддер­живает диалог, аргумен­тированно отстаивает собственное мнение.

34+

16.01


Заповедники. Экскурсия в СЮН.

Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России». Перечислять причины исчезновения животных.

Объясняет, что такое «заповедник». Обсужда­ет информацию, отвеча­ет на проблемные вопро­сы. Приводит примеры нескольких заповедников России и называет их обитателей.

В связной, логически це­лесообразной форме ре­чи передает результаты изучения объектов окру­жающего мира. Описы­вает натуральные объек­ты. Выполняет работу с иллюстративным мате­риалом.

Успешно осуществляет взаимодействие с уча­стниками учебной дея­тельности. Предвидит результат своей деятель­ности. Понимает личное затруднение и обраща­ется за помощью к учи­телю.

Наша Родина: от Руси до России (8 ч). Древнерусское государство

35

18.01


Древняя Русь. Восточносла­вянские племена.

Рассматривать форзац «Как мы узнаём о про­шлом». Слушать рассказ учителя о восточносла­вянских племенах. Под­держивать учебный диалог «Выскажем предположения». Работать с рисунком-схемой. «Читать» историческую кар-, ту. Объяснять, что озна­чают слова «потомки», «род», «княжества». Различать племена и государства.

Понимать, что о прошлом узнают разными метода­ми: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Кратко характеризовать потомков восточных славян - рус­ских, украинцев и белорусов. Понимать причину расселения племен вос­точных славян по бере­гам рек. Приводить при­меры племен и госу­дарств.

Владеет способами ор­ганизации, планирования различных видов дея­тельности (репродуктив­ной, поисковой, исследо­вательской, творческой), понимает специфику ка­ждой. Владеет рассуж­дением, описанием, по­вествованием.

Идентифицирует себя как гражданина Россий­ской Федерации. Испы­тывает чувство гордости за национальные дос­тижения. Помогает в совместном решении проблемы. Умеет дово­дить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит со­беседника, ведет и поддерживает диалог.

36

37

23.01

25.01


Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

Работать с текстами учебника. Работа в группах: составлять рассказ о великом князе. Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях.

Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древне­русского государства. Территория и города. Называет нескольких правители. Древнерусско­го государства.

Ставит учебную задачу и контролирует её выпол­нение. Принимает и удерживает цель зада­ния в процессе его вы­полнения. Владеет мето­дами представления по­лученной информации. Сотрудничает в совмест­ном решении проблемы, ищет информацию.

Идентифицирует себя как гражданина Россий­ской Федерации. Пони­мает особую роль мно­гонациональной России в развитии общемиро­вой культуры. Умеет соотносить информа­цию с имеющимися зна­ниями.

Московская Русь

38

30.01


Как Москва стала столи­цей. Иван Грозный.

Работать с исторической картой. Слушать рассказ учителя и задавать во­просы по содержанию. Работать с рубриками «Жил на свете чело­век...» и «Картинная га­лерея».

Правильно говорит одно из названий нашей стра­ны - Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный - первый рус­ский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умст­венные операции (сравне­ние, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Идентифицирует себя как гражданина Россий­ской Федерации. Про­являет толерантность к людям, независимо от возраста, национально­сти, вероисповедания.

Российская империя

39

01.02


Пётр 1 Великий -

император

России.

Слушать рассказ учителя «Пётр 1». Работать с рубрикой «Картинная галерея». Поддерживать учебный диалог «Созда­ние русского флота». Совершить воображае­мую экскурсию по Санкт-Петербургу.

Правильно говорит одно из названий нашей стра­ны - Российская импе­рия. Получает информа­цию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывает об образовании Российской империи. Понимает, что Пётр 1 - император. При­водит примеры деятель­ности Петра 1: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, раз­витие промышленности, образования и др.

Владеет методами пред­ставления полученной информации (моделиро­вание, конструирование, рассуждение, описание и др.). Составляет не­большое сообщение по теме. Принимает участие в беседе по иллюстраци­ям учебника и презента­ции. Задает вопросы и отвечает на вопросы по теме.

Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать ин­формацию. Понимает ценность любой жизни. Идентифицирует себя как гражданина Россий­ской Федерации. Про­являет толерантность к людям, независимо от возраста, национально­сти, вероисповедания.

40

06.02


Екатерина II Великая.

Слушать сообщение учи­теля - вступление в те­му. Читать и обсуждать текст учебника, состав­лять план пересказа. Ра­ботать с рубрикой «Кар­тинная галерея».

I Объясняет, почему царицу Екатерину II назва­ли великой. Кратко ха­рактеризует деятель­ность царицы на благо России. Сравнивает ха­рактеры русских царей, рассказывает о характе­ре, интересах Екатерины Великой.

Владеет способами по­лучения, анализа и об­работки информации (обобщение, классифи­кация, сериация, чтение).

Умеет сотрудничать в группе, в паре. Иденти­фицирует себя как гра­жданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, веро­исповедания.

41+

08.02


Император Николай II. Мультимедиа урок

Слушать рассказ учителя о Николае II и о революции. Рассматривать фо­тографии царской семьи. Готовить сообщение в группе «Дети в изобрази­тельном искусстве».

Рассказывает кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводит пример харак­тера Николая II, особен­ностей его правления. Называет дату сверже­ния последнего русского царя. Создает презента­цию - выставку репро­дукций русских художни­ков XIX века. Раскрыва­ет, какие стороны жизни детей привлекали худож­ников.

Владеет способами ор­ганизации, планирования различных видов дея­тельности (репродуктив­ной, поисковой, исследо­вательской, творческой), понимает специфику ка­ждой из них.

Умеет соотносить ин­формацию с имеющи­мися знаниями. Пони­мание ценности любой жизни.

Советская Россия. СССР. Российская Федерация

42

13.02


Советская Россия.

Работать с текстом учеб­ника. Строить схему (ленту времени). Нахо­дить информацию о рес­публиках, входивших в состав СССР.

Правильно называет на­шу страну в XXI веке. Знает главу государства в современной России, основы устройства со­временной России. Соз­дает сообщение по теме «Россия в XXI веке». Называет имена отдель­ных руководителей госу­дарств, деятелей, про­светителей Руси и России

В связной, логически це­лесообразной форме ре­чи передает результаты изучения объектов окру­жающего мира. Умеет сотрудничать в совмест­ном решении проблемы, искать информацию.

Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать ин­формацию. Понимание ценности любой жизни.

Как люди жили в старину (9 ч). Из истории имен

43

15.02


Из истории имён.

Дидактическая игра «Как меня зовут?». Читать и обсуждать текст учебни­ка. Составлять схему «Как появились имена». Работать в группах: об­суждать былины. Слу­шать рассказ учителя «Имя, отчество, фами­лия».

Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фа­милии. Подбирает ино-странныелмена, похо­жие на русские.

Ставит учебную задачу и контролирует её выпол­нение. Умеет доводить дело до конца. Принима­ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Идентифицирует себя как гражданина Россий­ской Федерации. Про­являет толерантность к людям, независимо от возраста, национально­сти, вероисповедания.

Какими людьми были славяне

44 +

20.02


Проект «Как выглядели наши предки.

Работать с рубрикой «Выскажем предположе­ния». Составлять сло­весный портрет славяни­на. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Играть в ролевую игру «Фотоателье».

Описывает особенности внешнего вида славяни­на. Самостоятельно го­товит небольшое сооб­щение по теме «Как вы­глядели люди в разные исторические эпохи». Объясняет значение слов «облик», «оклади­стая». Сравнивает изо­браженных персонажей с современными людьми.

Реализовывает в про­цессе парной работы правила совместной дея­тельности. Умеет крити­чески оценивать резуль­тат своей работы и рабо­ты одноклассников на основе приобретённых знаний.

Понимает, что такое гуманное отношение к людям. Использует ин­формацию для решения учебных и практических задач. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерант­ность к людям, незави­симо от возраста, на­циональности, вероис­поведания.

45

22.02


Как в старину трудились наши предки.

Работать с рубрикой «Выскажем предпо­ложения». Читать и об­суждать текст учебника. Работать в группах (под­готовка пересказа текста учебника).

Приводит примеры труда славян в далёкой древ­ности.

В связной, логически це­лесообразной форме ре­чи передает результаты изучения объектов окру­жающего мира.

Любит свою семью. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей дея­тельности. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументиро­ванно отстаивает соб­ственное мнение.

46 +

27.02


Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки Экскурсия в музей.

Работать с рубрикой «Выскажем предпо­ложения». Читать и об­суждать текст учебника. Работать в группах (под­готовка пересказа текста учебника). Рассказывать о русских музыкальных инструментах и народ­ных играх. Собирать ма­териал для книжки-самоделки «Игры русско­го народа».

Понимает, что защита Родины - долг славя­нина. Рассказывает о том, что забота о ближ­нем - черта славянского характера. Кратко сооб­щает информацию по теме «Как славяне про­водили свободное вре­мя». Объясняет значение пословиц, поговорок, ус­таревших слов.

Владеет рассуждением, описанием, повествовани­ем. Владеет способами по­лучения, анализа и обра­ботки информации. Вла­деет методами представле­ния полученной информа­ции (моделирование, конст­руирование, рассуждение, описание и др.).

Умеет искать нужную информацию. Само­стоятельно мотивирует свою деятельность, оп­ределяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Успешно осуще­ствляет учебную дея­тельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает соб­ственное мнение.

Какие предметы окружали людей в старину

47

01.03


Какие предме­ты окружали русских людей.

Обсуждать пословицы. Работать с текстами и иллюстрациями учебни­ка. Выполнять словарную работу. Делать модель «Крестьянская изба». Работать с рубрикой «Этот удивительный мир...». Составлять план текста.

Описывает устройство и внешний вид русского жилища. Понимает зави­симость вида жилища от условий окружающей среды и социального по­ложения жильца. Пере­числяет особенности крестьянской избы. При­водит примеры первых каменных построек.

Владеет рассуждением, описанием. Самостоя­тельно мотивирует свою деятельность, опреде­ляет цели работы (зада­ния) и выделяет её эта­пы. Умеет проектировать (планировать) самостоя­тельную деятельность в соответствии с предла­гаемой учебной задачей.

Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Адекватно оценивает ре­зультаты своей деятель­ности. Умеет работать в коллективе. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ве­дет и поддерживает диа­лог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

48+

06.03


Какие предме­ты окружали русских людей.

Проект «Модель – крестьянская изба»

Объяснять различия дет­ской и взрослой одежды. Рисовать одежду подрост­ка. Объяснять способы изготовления обуви рус­ских людей. Слушать рас­сказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъяснять зна­чения украшений одежды в разные времена

Узнает и называет одежду людей разных сословий. Объясняет различия дет­ской и взрослой одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы изго­товления обуви русских людей. Слушает рассказ учителя об одежде по при­казу и исконно русской одежде. Разъясняет зна­чения украшений одежды в разные времена.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умствен­ные операции (сравнение, обобщение, анализ, дока­зательства и др.). Разли­чает животных по классам (без термина).

Самостоятельно моти­вирует свою деятель­ность, определяет цель работы (задания) и вы­деляет её этапы. Ува­жительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотно­сить информацию с имеющимися знаниями.

Русская трапеза

49

13.03


Русская трапеза

Работать с пословицами. Читать и обсуждать текст учебника. Выполнять словарную работу. Рабо­тать с рубрикой «Этот удивительный мир...». Дидактическая игра «На­кроем стол к обеду». Драматизация шутки «Два свояка».

Называть особенности трапезы в городе и в сель­ской местности. Объясняет значение пословицы «Хлеб да вода - крестьян­ская еда». Приводит при­меры русских сказок, в ко­торых говорится о каше. Находит репродукции кар­тин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом -обильная еда.

Владеет способами ор­ганизации, планирования различных видов дея­тельности (репродуктив­ной, поисковой, исследо­вательской, творческой), понимает специфику ка­ждой из них.

Умеет работать инди­видуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает соб­ственное мнение. Ува­жительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотно­сить информацию с имеющимися знаниями.

Верования языческой Руси

50+

15.03


Во что верили наши предки.

Медиа - урок

Обсуждать вопрос «Во что верили славяне?» Анализировать инфор­мацию учебника о богах древних славян. Назы­вать несколько народных праздников: Масленица, Праздник Ивана Купалы. Воображаемая ситуация «Расскажи бывальщину». Слушать рассказ учителя «Народные праздники».

Понимает, что до появле­ния христианства славяне были язычниками. Называет языческих богов славян. Объясняет значение пословиц. Называет каж­дый день масленичной недели. Рассказывает о традиционных масленич­ных играх и забавах. Объ­ясняет значение слова «суеверие».

Самостоятельно мотиви­рует свою деятельность, определяет цели работы (задания), и выделяет её этапы. Проектирует (планирует) самостоя­тельную деятельность в соответствии с предла­гаемой учебной задачей.

Успешно осуществляет взаимодействие с уча­стниками учебной дея­тельности. Использует информацию для реше­ния учебных и практи­ческих задач. Стремит­ся иметь достаточно высокий уровень учеб­ной мотивации, само­контроля и самооценки.

51

20.03


Проверь себя.

Контрольная работа №3

Выполнять задания контрольной работы по изученным в третьей четверти темам.

Выполняет задания ком­плексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам.

Ставит учебную задачу и контролирует её выпол­нение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель зада­ния в процессе его вы­полнения.

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает.

Принятие христианства на Руси

52

22.03


Принятие хри­стианства на Руси.

Обсуждать текст «Принятие христианства на Ру­си». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха - Светлое Христово Воскресение

Объяснять, как происхо­дило принятие христианства на Руси. Называть некоторые хри­стианские праздники.

Владеет способами по­лучения, анализа и об­работки информации. Ставит учебную задачу и контролирует её выпол­нение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель зада­ния в процессе его вы­полнения.

Находит нужную ин­формацию. Доводит ра­боту до конца. Предви­дит результат своей деятельности. Адекват­но его оценивает. Соот­носит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно моти­вирует свою деятель­ность, определяет цель работы (задания) и вы­деляет её этапы.

Как трудились в старину (15 ч). Что создавалось трудом крестьянина

53

03.04


Что создавалось трудом крестьянина.

Беседовать на основе полученных ранее зна­ний. Обсуждать «Выска­жем предположения». Работать с текстом учеб­ника и иллюстрациями.

Рассказывает о возник­новении земледелия на Руси. Называет особен­ности крестьянского тру­да. Объясняет зависи­мость крестьянского тру­да от природных усло­вий, времени года и по­годы. Перечисляет ору­дия сельскохозяйствен­ного труда.

Самостоятельно мотиви­рует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектиро­вать (планировать) само­стоятельную деятель­ность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей дея­тельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. Уважительно относится к людям тру­да, к своей стране. Уме­ет соотносить инфор­мацию с имеющимися знаниями.

54+

05.04


Труд крепостных крестьян. Мультимедиа урок

Рассматривать репро­дукции и читать тексты о труде крестьянских детей. Обсуждать вопрос «Крепостной крестьянин - кто это?» Обсуждать проблему: «При каких условиях человек трудится лучше?» Работать с текстом учебника. Читать по ролям текст учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея»

Понимает особенности труда мужчины и жен­щины, детей в крестьян­ской семье. Находит от­вет на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестья­нам. Называет дату от­мены крепостного права.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умствен­ные операции (сравнение, обобщение, анализ, дока­зательства и др.).

Успешно осуществляет учебную деятельность. Самостоятельно моти­вирует свою деятель­ность, определяет цель работы (задания) и вы­деляет её этапы. Ува­жительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотно­сить информацию с имеющимися знаниями.

Что создавалось трудом ремесленника

55

10.04


Что такое ремесло.

Работать со схемой и текстами учебника. По­нимать, что такое ремес­ло и кого называют ре­месленником. Называть особенности труда ре­месленника. Кратко рас­сказывать о развитии ремёсел в России.

Понимает, что такое ре­месло и кого называют ремесленником. Называ­ет особенности труда ремесленника. Кратко рассказывает о развитии ремёсел в России.

Ставит учебную задачу и контролирует её выпол­нение. Умеет доводить дело до конца. Принима­ет и удэрживает цель задания в процессе его выполнения.

Сотрудничает в группе, в паре; ищет информа­цию. Выражает свои чувства, вызванные со­стоянием природы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотно­сить информацию с имеющимися знаниями.

56

12.04


Игрушечных дел мастера. Промежуточная аттестация

Вести учебный диалог «Игрушки и игрушечни­ки». Рассказывать о сво­ей любимой игрушке. Ра­ботать со схемой и тек­стами учебника.

Называет традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивает иг­рушки по виду, по мате­риалу. Показывает на карте места традицион­ных народных промы­слов. Узнает игрушку.

Самостоятельно мотиви­рует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектиро­вать (планировать) само­стоятельную деятель­ность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Умеет соотносить ин­формацию с имеющи­мися знаниями. Умеет работать в малых груп­пах. Ведет и поддержи­вает диалог, аргументи­рованно отстаивает собственное мнение. Соотносит информацию с имеющимися знания­ми. Самостоятельно мотивирует свою дея­тельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

57 +

17.04


Маленькие мастера. Изготовление поделок.

Работать со схемой и текстами учебника. Обсуждать текст «Маленькие ремесленники». Рас­сказывать, что умеют мас­терить сами, что умеют мастерить их родители. Организовать выставку «Мы - мастера».

Рассказывает об особен­ностях изготовления игрушек русскими умельцами. Составляет кол­лективную презентацию «Мы - мастера».

Владеет способами по­лучения, анализа и об­работки информации (обобщение, классифи­кация, сериация, чтение).

Успешно осуществляет взаимодействие с уча­стниками учебной дея­тельности. Предвидит результат своей дея­тельности. Понимает личное затруднение и обращается за помо­щью к учителю. Уважи­тельно относится к лю­дям труда, к своей стране. Умеет соотно­сить информацию с имеющимися знаниями.

58

19.04


0 гончарном ремесле.

Обсуждать пословицу «Не боги горшки обжига­ют». Читать и обсуждать текст учебника. Слушать рассказ учителя (экскур­совода). Организовать выставку гончарных изделий.

Понимает, что гончарное ремесло - одно из самых древних. Комментирует значение труда гончаров. Обобщает знания, полу­ченные во время экскур­сии в гончарную мастер­скую. Гжельские изделия -пример таланта гончаров.

Называет объекты окру­жающего мира. Анализи­рует их. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основа­ниям. Отвечает на во­просы.

Успешно осуществляет взаимодействие с уча­стниками учебной дея­тельности. Уважительно относится к людям тру­да, к своей стране. Уме­ет соотносить инфор­мацию с имеющимися знаниями.

59+

24.04


О труде ткачей. Экскурсия

Рассматривать изобра­жение прялки, веретена, ткацкого станка. Пони­мать особенности рабо­ты по изготовлению одежды.

Приводит примеры тка­чества, прядения, шитья в сказках разных наро­дов. Проводит виртуаль­ную экскурсию в музей ткачества. Организует мини-выставку тканых и вязаных изделий.

Реализовывает в про­цессе парной работы правила совместной дея­тельности. Отвечает на вопросы.

Соотносит информацию с имеющимися знания­ми. Самостоятельно мотивирует свою дея­тельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этаг1ы.

60

26.04


Русские оружейники.

Читать и обсуждать текст учебника и рассказ учи­теля. Читать по ролям текст рубрики «Жил на свете человек...». Рабо­тать с рубрикой «Зна­комься: наша Родина». Работать в группах

Кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов -древнем ремесле сла­вян. Перечисляет «ору­жейные» города России.

Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопро­сы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учите­лем критериям.

Самостоятельно моти­вирует свою деятель­ность, определяет цель работы (задания) и вы­деляет её этапы. Ува­жительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотно­сить информацию с имеющимися знаниями.

Что создавалось трудом рабочего

61

03.05


Первые

российские

мануфактуры.

Обсуждать проблему: какой труд легче и ре­зультативнее - машин­ный или ручной? Рабо­тать с текстом учебника.

Делает вывод об эффек­тивности использования механизмов и машин по сравнению с ручным трудом.

Владеет методами пред­ставления полученной информации (моделиро­вание, конструирование, рассуждение, описание).

Успешно осуществляет взаимодействие с уча­стниками учебной дея­тельности. Предвидит результат своей дея­тельности. Понимает личное затруднение и обращается за помо­щью к учителю.

62+

08.05


Что создава­лось трудом рабочего. Проект Первые российские мануфактуры.

Рассматривать и опи­сывать различные по­лезные ископаемые..

Объясняет значение слов: «фабрика», «за­вод». Показывает на кар­те места возникновения первых мануфактур и заводов. Кратко расска­зывает о развитии ману­фактур, заводов и фаб­рик в России. Понимает, что условием работы промышленных предпри­ятий является наличие полезных ископаемых.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умст­венные операции (срав­нение, обобщение, ана­лиз, доказательства и др.). Кратко рассказыва­ет на тему «Что изготав­ливают в ...». Отвечает на вопросы, формулиру­ет вопрос

Соотносит информацию с имеющимися знания­ми. Понимание ценно­сти любой жизни. Ус­пешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до кон­ца. Предвидит резуль­тат своей деятельности.

63

10.05


Железные дороги в России.

Работать с текстом учеб­ника. Работать с картой. Выполнять словарную работу. Понимать значе­ние железных дорог для развития страны. Назы­вать «День рождения» железнодорожного транспорта в России.

Кратко рассказывает о первой железной дороге в России. Показывает ее на карте. Называет дату построения первой же­лезной дороги.

Владеет способами ор­ганизации, планирования различных видов дея­тельности (репродуктив­ной, поисковой, исследо­вательской, творческой), понимает специфику ка­ждой из них. Взаимодей­ствует с участниками диалога; отвечает на вопросы, формулирует вопрос.

Сотрудничает в совме­стном решении пробле­мы, ищет информацию. Понимание ценности любой жизни.

Изобретения, сделанные в XIX-XX веках

64

15.05


Первые пароходы и пароходство в России.

Обсуждать проблему: почему одними из пер­вых изобретений челове­ка были гончарный круг, колесо, оружие, орудия труда? Работать с текс­тами и иллюстрациями учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея»

Кратко рассказывать об открытиях, которые изменили жизнь человека. Понимает значение развития пароходства в России. Показывает на карте реки России.

В связной, логически це­лесообразной форме ре­чи передает результаты изучения объектов окру­жающего мира. Описы­вает натуральные объек­ты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.

Успешно осуществляет взаимодействие с уча­стниками учебной дея­тельности. Предвидит результат своей деятель­ности. Понимает личное затруднение и обраща­ется за помощью к учителю.

65

17.05


Автомобиле­строение в России.

Работать с текстом и ил­люстрациями учебника. Дидактическая игра «Уз­най автомобиль». Рас­сказывать о современ­ных автомобилях. Орга­низовать выставку рисун­ков «Автомобили буду­щего».

Называет несколько ма­рок автомобилей, выпус­каемых в России. Клас­сифицирует автомобили по назначению перево­зок. Рассказывает о раз­витии автомобилестрое­ния в России.

Ставит учебную задачу и контролирует её выпол­нение. Умеет доводить дело до конца. Принима­ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

I Понимает роль челове­ка в обществе. Понима­ет особую роль много­национальной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стра­не. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать ин­формацию.

66

22.05


Самолёто­строение в России.

Слушать рассказ учителя «Рождение самолёто­строения в России». Ра­ботать с иллюстрациями учебника. Обсуждать проблемную ситуацию (на основе репродукции картины А.А. Дейнеки «Никитка - первый рус­ский летун»).

Составляет рассказ о самолетах. Перечисляет разные виды самолетов. Кратко рассказывает о роли современной авиа­ции.

Владеет рассуждением, описанием, повествова­нием. Решает проблем­ные задачи. Получает информацию из разных источников (из презента­ции, иллюстративного материала и текста учебника).

Идентифицирует себя как гражданина Россий­ской Федерации. Испы­тывает чувство гордости за национальные дос­тижения. Сотрудничает с другими учениками при совместном реше­нии проблемы.

67

24.05


Проверь себя.

Контрольная работа №4

Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в послед­ней четверти темам.

Выполняет задания ком­плексной проверочной разноуровневой работы по изученным в послед­ней четверти темам.

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей дея­тельности.

68

29.05


Время космических полётов.

Работать с рубрикой «Жил на свете человек». Работать с иллюстра­циями учебника.

Называет «отца российской космонавтики» - К. Э. Циолковского. Называет дату открытия «Эры космических полётов», первый искусственный спутник, первых космонавтов СССР. Готовит рассказ об одном из российских космонавтов.

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследо­вательской, творческой), понимает специфику каждой.

Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися зна­ниями.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!