СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по музыке 5 класс (0, 5 ч)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное планирование содержит материал из расчета 0, 5 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по музыке 5 класс (0, 5 ч)»

Календарно-тематическое планирование по музыке для 5 класса


№ п/п

Дата

Тема урока

Цель, задачи урока

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

план

факт

Понятия. Музыкальные произведения

Предметные

результаты

УУД:

познавательные (П),

регулятивные (Р), коммуникативные(К)

Личностные результаты

1




Что роднит музыку с литературой.

Вокальная музыка.

«Россия, Россия, нет слова красивей…»

Выявление многосторонних связей музыки и литературы.

Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Романс. Песня. Симфония. Концерт. Сюита. Опера. Инструментальные произведения.

1. Симфония №4 (финал) П. И. Чайковского;

2.Сюита «Пер Гюнт» Э. Грига;

3. Романс (песня) «Жаворонок» для фортепиано с голосом М. И. Глинки, Н. Кукольника;

4. Песня «Родина» Н. Хрисаниди, В. Катанова

Мир искусства. Художник. Поэт. Писатель. Композитор. Пейзаж.

1.Песня «Родина» Н. Хрисаниди, В. Катанова;

2. Песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого, И. Шаферана.

Выявление музыкальной характеристики каждого героя через интонационно-образный анализ тем.

Выявление особенностей воплощения литературного текста в музыке.

Понимание учащимися красоты русской песни.

П.- узнавать, называть и определять различные жанры;

Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

К.- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.


Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: уметь участвовать в хоровом пении.

(Работа в группе)

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

2



Вокальная музыка.

«Песня русская в березах, песня русская в хлебах…»

Вокальная музыка.

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»

Региональный компонент:

«Вокальная музыка родного края».

Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Календарные песни: трудовые, обрядовые, величальные, игровые, хороводные, лирические, заклички.

Русские народные песни:

«Заплетися, плетень», «Я на камушке сижу», «Ах ты, ноченька», «Уж ты, поле моё».

Романс, дуэт. 1.«Горные вершины» А. Варламова, М. Ю. Лермонтова.

2. Романс «Горные вершины» А. Рубинштейна, М. Ю. Лермонтова.

Понимание учащимися красоты русской народной песни.

Понимание учащимися красоты песни через произведения русских композиторов и поэтов.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: уметь участвовать в хоровом пении.

(Работа в группе)

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: уметь участвовать в хоровом пении.

Уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

Уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

3




Фольклор в музыке русских композиторов

«Стучит, гремит Кикимора…»


Фольклор в музыке русских композиторов

«Что за прелесть эти сказки…»


Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

Симфоническая миниатюра.

1.Сказание для симфонического оркестра «Кикимора» А. Лядова (фрагменты)

2. Песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого, И. Шаферана.

Симфоническая сюита.

1.Сказание для симфонического оркестра «Кикимора» А. Лядова (фрагменты)

2. Песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого, И. Шаферана.

Понимание значения термина «программное произведение».

Понимание значения термина «программное произведение», тесной связи музыки с литературными произведениями.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: ориентация в разнообразных способах решения;

К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: ориентация в разнообразных способах решения;

К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

4



Жанры инструментальной и вокальной музыки

Вторая жизнь песни


Углубить представления учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой.

Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомить с современными интерпретациями классической музыки.

Вокализ, песня без слов, баркарола

1. «Вокализ» С. В. Рахманинова;

2. «Романс» Г. В. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести «Метель»;

3. «Баркарола» Ф. Шуберта;

4.«Песнь венецианского гондольера» Ф. Мендельсона;

5. Песня «Родная земля» Я. Дубравина, Е. Руженцева.

Цитирование мелодии. Аранжировка. Оригинал. Обработка. Переложение. Интерпретация.

1. «Фортепианный концерт №1» П. И. Чайковского;

2. Романс «Осенней песенки слова» В. Серебренникова, В. Степанова.

Детальное изучение жанров фортепианной музыки.

Дать знания о различных интерпретациях мелодий. Понимание терминов «аранжировка, оригинал, переложение».

П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации;

Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - ставить вопросы, обращаться за помощью.

П. - смысловое чтение;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Эстетические потребности, ценности и чувства.




5




Живительный родник творчества.

Региональный компонент:

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Перезвоны» «Звучащие картины»


Обобщение изученного материала.

Систематизация, коррекция представлений учащихся.

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.



1.Фортепианная сюита «Песня Сольвейг» Э. Грига;

2.Песня «Родная земля» Я. Дубравина, Е. Руженцева.

Симфония-действо.

1. Кантата «Снег идёт» Г. В. Свиридова, Б. Пастернака;

2. Песня «Родная земля» Я. Дубравина, Е. Руженцева.



Закрепление пройденного материала.

Дать знания о жанре симфонии-действе.

П.- построение рассуждения, обобщение;

Р.- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

К.- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

П.- Различать особенности русской музыкальной культуры;

Р.- Размышлять, анализировать,

Высказывать свое отношение о музыке;

К.- Сопоставлять образное содержание музыкального произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения.

Высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.


















Эстетические потребности, ценности и чувства.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

6




Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Гармонии задумчивый поэт»

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»


Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта.

Прелюдия. Этюд.

1. Реквием «Dies irae» («День гнева») В.А.Моцарт;

2.Песня «Запевка» Г. Свиридова, И. Северянина.


Канон.

1.«Lacrimosa» (День, исполненный слёз») В. А. Моцарта;

2.Песня «Запевка» Г. Свиридова, И. Северянина.


Понимание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

Понимание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

П. - узнавать, называть и определять произведения искусства;

Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - формулировать собственное мнение и позицию.

П. - узнавать, называть и определять произведения искусства;

Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - формулировать собственное мнение и позицию.

Уважительное отношение к истории и культуре других народов.

Уважительное отношение к истории и культуре других народов.

7




Первое путешествие в музыкальный театр. Опера-былина «Садко»

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет-сказка «Щелкунчик».

Более подробно ознакомить учащихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.)

Более подробно ознакомить учащихся с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев)

Увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль.

Музыкальный портрет.

Опера - былина Н. А. Римского – Корсакова «Садко» (фрагменты).

Развитие музыки. Симфоническое развитие.

Образ танца.

1.Балет «Щелкунчик», «Вальс цветов» П. И. Чайковского;

2. Балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского;

3.Балет «Золушка» С. С. Прокофьева, фрагменты;

4. . Песня «Песенка о словах» С. Старобинского, С. Вайнина.

Дать знания о жанре оперы, ее тесной связи с литературными произведениями. Понимание термина «либретто».

Дать знания о жанре балета, его тесной связи с литературными произведениями.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: ориентация в разнообразных способах решения;

К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

(Работа в паре, группе)

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: ориентация в разнообразных способах решения;

К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

(Работа в паре, группе)

Ценностное отношение к искусству своей Родины, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Ценностное отношение к искусству своей Родины, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.


8




Музыка в театре, кино, на телевидении.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Познакомить учащихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера, разыграть отдельные сцены.

Литературный сценарий.

Музыкальный фильм.

1. Музыкальная сказка «Бременские музыканты» Г. Гладкова (по сказке братьев Гримм);

2. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» Э. Грига;

3. Песня «Песенка о словах» С. Старобинского, С. Вайнина.

Речитатив. Ария. Хор.

1.Мюзикл «Кошки» Э. Л. Уэббера (фрагменты);

2. «Песенка о прекрасных вещах» Р. Роджерса из мюзикла «Звуки музыки»;

3.Дж. Гершвин, классический джаз «Хлопай в такт».

Дать знания о роли музыки в театре, кино, на телевидении.

Дать знания о жанре мюзикла.

П. – смысловое чтение, анализ информации;

Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника.

П. – смысловое чтение, анализ информации;

Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

9




Мир композитора.


Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств.

Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства.




Музыкальная викторина по пройденным произведениям.

Живописная музыка.

Музыкальная живопись. Интонация.

Звуковая палитра. Цветовая гамма.

1.Пейзаж И.Остроухова «Сиверко»;

2.М.И.Глинка «Жаворонок», М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», П.И.Чайковский «Времена года» и т.д.

3.С.В.Рахманинов. Концерт №3 для ф-но с оркестром, 1 часть.

4.Знаменный распев.

5. Муз.Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок».

Закрепление пройденного материала.

Дать знания о связи музыки с изобразительным искусством на примере конкретных произведений.

П. - узнавать, называть и определять произведения искусства;

Р. – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания.

Р.: выполнять учебные действия в качестве художника, поэта, композитора;

П.: использовать общие приемы решения задачи;

К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Эстетические потребности, ценности и чувства.



Что роднит музыку с изобразительным искусством.

10




Небесное и земное в звуках и красках.

Звать через прошлое к настоящему

«Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Песенность.

Солист, орган.

1.Рахманинов С.В., Чайковский П.И. «Богородице Дево, радуйся»

2.Г.Свиридов «Любовь святая» из музыки к драме А.Толстого «Царь Федор Иоаннович»

3. Икона «Покров Пресвятой Богородицы», А.Рублев«Троица».

4.Гуно Ш., Каччини Д., Шуберт Ф. «Аве, Мария» - по выбору;

5.Рафаэль «Сикстинская мадонна».

6. Муз. Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок».

Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст, набат.

1. Музыка из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские».

2.Икона «Святой князь Александр Невский», триптих П.Корина «Александр Невский».

3. Муз.Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок».

Научить учащихся по слуху определять стиль музыкальных произведений различных эпох.

Дать знания о жанре кантаты.

Р.: использовать установленные правила в контроле способа решения;

П.: ориентация в разнообразных способах решения;

К.: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: формулировать собственное мнение и позицию.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

11



Звать через прошлое к настоящему

«Ледовое побоище». «После побоища».

Музыкальная живопись и живописная музыка

«Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?»

Хор. Тенора. Басы. Сопрано. Альты.

Выразительность.

Изобразительность. Контраст.

1.Канты петровского времени, фрагменты из оперы «Иван Сусанин» и т.д.

2.«Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.

3.Н.Зиновьев «Ледовое побоище».

4. «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.

5. Финал кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева

Мелодия-линия, ритм в музыке – ритм в картине, лад – цветовая гамма, форма музыки – композиция картины.

1.В. Борисов-Мусатов «Весенний этюд», «Весна», «Цветущие вишни», «Водоем» и т.д.

2.Рахманинов С.В. «Островок»

3. Рахманинов С.В. «Весенние воды».

4. Муз. В.Серебринникова, сл.В.Степанова «Семь моих цветных карандашей».

Сравнительный анализ музыкальных образов кантаты «Александр Невский» с образами изобразительного искусства.

Дать знания о выразительных возможностях музыкального искусства.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: формулировать собственное мнение и позицию.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

12




Музыкальная живопись и живописная музыка

«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко.


Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта)

Расширение представлений учащихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты).

Мелодия-линия, ритм в музыке – ритм в картине, лад – цветовая гамма, форма музыки – композиция картины.

1.Ф.Шуберт «Форель» и

«Фореллен-квинтет».

2. Рахманинов С.В. «Прелюдии» соль мажор, соль-диез минор.

3.Левитан «Весна. Большая вода».

Колокольность.

1.Рахманинов С.В. Фрагменты сюиты-фантазии - «Светлый праздник» и «Слезы».

2. В.Кикта «Фрески Софии Киевской»

3.Муз. В. Серебринникова, сл.В.Степанова «Семь моих цветных карандашей».

Понимание учащимися терминов «мелодическая линия, ритм, лад, композиция» на примере музыкальных и живописных произведений.

Дать знания о жизненных прообразов и народных истоках музыки.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях.

П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

13




Портрет в музыке и изобразительном искусстве

«Звуки скрипки так дивно звучали…»

Волшебная палочка дирижера.

«Дирижеры мира»

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений); сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников.

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

Скрипка соло

Интерпретация, трактовка, версия, обработка.

1.Ф.Ботиччини «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах», Я.Ван Эйк «Музицирующие ангелы», Д. Жилинский «Альтист» и т.д..

2.И.С.Бах «Чакона», П.И. Чайковский «Мелодия», А.Шнитке «Concerto grosso».

3.Э.Делакруа «Портрет Н.Паганини», С. Коненков «Н. Паганини».

4.Паганини «Каприс №24».

5. Рахманинов С.В. «Вариации на тему Паганини», В Лютославский «Вариации на тему Паганини», рок-обработки В. Зинчука.

6. Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке».

Симфонический оркестр.

1.Л.Бетховен. 2 часть «Симфонии №3».

2.Э.Делакруа «Свобода ведет народ».

3. Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке».

Дать знания о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и мастерстве скрипачей.

Дать знания о роли дирижера в исполнении симфонической музыки.

П. - анализ информации; построение рассуждения; обобщение.

Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

К. - ставить вопросы, обращаться за помощью.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: использовать общие приемы решения задачи;

К.: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к музыкальному искусству.

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

14




Образы борьбы и победы в искусстве.

Застывшая музыка. Содружество муз в храме.

Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.

Постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

Ритм. Динамика. Штрихи.

1.Л.Бетховен «Симфония №5», 1 часть.

2. Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке».

Гармония. Органная музыка, хор а капелла, полифония.

1.Работа с изобразительным рядом учебника (стр.126-131).

2.И.С.Бах: «Токката» ре минор, «Ария» из оркестровой сюиты №3, «Менуэт» и «Ария» из «Нотной тетради А.М.Бах», «Прелюдия» до мажор из «ХТК», «Чакона» ре минор, «За рекою старый дом».

3. Муз. В.Синенко, сл. Пляцковского «Птица-музыка».

Дать знания о стилистических особенностях музыкального языка Л.Бетховена на примере Симфонии №5.

Дать знания о синтезе стилистических особенностей различных видов искусства.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: уметь участвовать в хоровом пении.

(Работа в группе)

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: уметь участвовать в хоровом пении.

(Работа в группе)

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

15




Полифония в музыке и живописи

Музыка на мольберте.

Продолжить знакомство учащихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой.

Расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса.

Полифония. Фуга.

1.И.С.Бах «Токката и фуга» ре минор.

2. «Прелюдия» соль минор.

3. «Прелюдия и фуга» до мажор из «ХТК».

4.М.Чюрленис «Фуга».

5. Муз. В.Синенко, сл. Пляцковского «Птица-музыка».

Образы живописные и музыкальные.

1.Триптих «Сказка. Путешествие королевны»: «Сотворение мира», «Приветствие солнцу», «Сказка. Путешествие королевны».

2. М.Чюрленис «Прелюдии» ми минор и ля минор.

3. М.Чюрленис Симфоническая поэма «Море».

4. Триптих «Соната моря».

5.А.Пахмутова, сл.Н.Добронравова «Алый парус».

Продолжение знакомство с творчеством И.С.Баха.

Дать знания о творчестве литовского композитора и художника М. Чюрлёниса.

П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);

Р. - преобразовывать практическую задачу в познавательную;

К. - определять общую цель и пути ее достижения;

осуществлять взаимный контроль.

П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);

Р. - преобразовывать практическую задачу в познавательную;

К. - определять общую цель и пути ее достижения;

осуществлять взаимный контроль.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

16




Импрессионизм в музыке и живописи.

О подвигах, о доблести, о славе...



Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси.

Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема.

Импрессионизм.

1.К.Моне «Впечатление. Восход солнца».

2. Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее»

3. К.Дебюсси «Диалог ветра с морем».

4. К.Дебюсси «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе», «Лунный свет», «Кукольный кэк-уок».

5.А.Пахмутова, сл.Н.Добронравова «Алый парус».

Реквием.

1.Д.Б.Кабалевский «Реквием».

2.С.Красаускас «Реквием».

3.Произведения о Родине, о защитниках Отечества.

4. В.Щукин, сл. С.Козлова «Маленький кузнечик».

Дать знания об импрессионизме на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси.

Дать знания о жанре реквием.

П. - анализ информации; построение рассуждения; обобщение.

Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

К. - ставить вопросы, обращаться за помощью.

П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации;

Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - ставить вопросы, обращаться за помощью.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Осознание своей этнической принадлежности,

гуманистическое сознание.

17




В каждой мимолетности вижу я миры...

Мир композитора. С веком наравне

Мир композитора.

Обобщающий урок по теме «Музыка и изобразительное искусство».

Ввести учащихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества. Обобщить представления учащихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Взаимодействие изобразительного искусства и музыки на основе стилевого сходства и различия.

Музыкальная викторина по произведениям И.С.Баха, М.Чюрлениса, Н.А.Римский-Корсакова, С.С.Прокофьева, К.Дебюсси.


































Цикл фортепианных миниатюр.

Музыкальный пейзаж.

Сказочный портрет.

1.С.С.Прокофьев «Мимолетности».

2.М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках».

3. В.Щукин, сл. С.Козлова «Маленький кузнечик».

Муз.Г.Струве «Музыка».

Дать знания о стиле, своеобразии творчества С.С.Прокофьева и М.П.Мусоргского.

Защита групповых проектов «Взаимосвязь музыки композитора … с произведениями изобразительного искусства».


П.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

Р.: ориентация в разнообразных способах решения;

К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: ориентация в разнообразных способах решения;

К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Нравственно-этическая ориентация - эстетические потребности, ценности и чувства.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!