СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по музыке 1 классы.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по музыке 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по музыке 1 классы.»

Тематическое планирование по предмету «Музыка» для 1 классов

Пояснительная записка

Тематическое планирование по предмету «Музыка» для 1 классов общеобразовательной школы составлено в соответствии с основными положениями программы по музыке Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

Выбор данной программы обусловлен наиболее точным, на взгляд педагога, отражением в ней изменившихся социокультурных условий деятельности современных образовательных учреждений, их соответствием потребности педагога-музыканта в обновлении содержания и возможностью использования в рамках этих программ новых технологий массового музыкального образования.

Цель данной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания – формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры. Данная цель наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения, в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Оно базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры.

Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания учащихся 1-8 классов формулируются на основе целевой установки и вытекают из закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

● воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

● развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства;

● приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

● развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

● воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

● освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального и художественного образов, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Критерии отбора музыкального материала для слушания и исполнения учащимися были сформулированы Д.Б.Кабалевским – это художественная ценность, воспитательная значимость музыкальных произведений и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами в начальных классах являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. В основной школе данные принципы дополняются принципом диалога культур, предполагающим знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимися в процессе слушания и исполнения музыки.

Реализация представленных выше программ предполагает использование на уроках тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д.Б.Кабалевского, Э.Б.Абдуллина, Л.В.Горюновой, А.А.Пиличяучкаса, Л.М.Предтеченской, Л.В.Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки:

○ метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

○ метод интонационно-стилевого постижения музыки;

○ метод эмоциональной драматургии урока;

○ метод концентричности организации музыкального материала;

○ метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);

○ метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

○ игры;

○ метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Материал программы четко структурирован. В первом классе занятия носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство первоклассников с музыкой в широком жизненном контексте. В данном классе два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе 2 – 4 классов семь разделов: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Эти темы, с одной стороны, ориентированы на изучение школьниками общих закономерностей музыкального искусства на разных этапах обучения музыке. С другой стороны, они имеют обобщенный характер, что позволяет учителю на основе вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и в соответствии с этим планировать содержание занятий.

Поурочное планирование по музыке

1 класс. Музыка вокруг нас

1 четверть

п/п

Тема урока

План урока

Форма

урока

Музыкальный материал

Домашнее задание

1/1

И Муза вечная со мной!

Вводный урок. Первая встреча со звуками, которые нас окружают. Деление на звуки шумовые и музыкальные. Объяснение этих явлений и понятий. Понятия композитор, исполнитель, слушатель

Урок-беседа

П.И.Чайковский. Щелкунчик. Па-де-де

2/2

Хоровод муз

Знакомство с понятиями «хор», «хоровод». Сравнение хороводов разных стран. Выявление сходства и различий и определение причин этих различий

Урок-виртуальное путешествие

Танцевальные мелодии России, Молдовы, Греции

3/3

Повсюду музыка слышна

Знакомство с народными песенками-потешками. Попытка сочинения и исполнения собственных мелодий. Песня-считалка, песня-марш, колыбельная песня.

Урок-творческая мастерская

Вокально-ритмические импровизации на стихи в учебнике

4/4

Душа музыки – мелодия

Знакомство с понятием «мелодия». Анализ мелодических особенностей трех основных жанров: песни, танца и марша

Урок-поиск

П.И.Чайковский. Детский альбом. «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» или «Полька»

5/5

Музыка осени

Связать между собой три вида искусства: музыку, живопись и литературу (поэзию) – опираясь на жизненный опыт и наблюдения детей

Урок-размышление (прогулка)

Г.В.Свиридов. Осень

П.И.Чайковский. Октябрь. «Осенняя песня»

Осенний пейзаж по одному из прослушанных муз.произведений

6/6

Сочини мелодию

Анализ значения мелодии и аккомпанемента в музыке. Ритмические особенности, мелодическая линия в сочинении музыки

Урок-исследование

Вокальные импровизации на стихотворение в учебнике

Исполнение своего сочинения от лица любимых персонажей рассказов, сказок, м/ф

7/7

Азбука, азбука каждому нужна

Показать связь между различными предметами школьной программы. Знакомство с песнями о школе

Урок-рассуждение

Р.Паулс. Алфавит/ А.Островский. Азбука, Д.Кабалевский. Песня о школе

8/8

Музыкальная азбука

Продолжение темы предыдущего урока о связи наук в обучении и жизни

Урок-рассуждение

О.Юдахина. Домисолька

9/9

Музыкальные инструменты: народные инструменты

Знакомство с русскими народными инструментами – свирель, дудочка, рожок, гусли – развитие умения различать тембры муз. инструментов на слух. Встреча с русскими инструментами в музыке европейских композиторов

Урок-исследование

Л.Бетховен. Симфония №6 «Пасторальная». 5я (закл.) часть – фр-т

Нарисовать пейзаж

2 четверть. 8 часов

10/1

Н.А.Римский-Корсаков. «Садко»

Знакомство с 2 фрагментами из оперы «Садко». Восприятие песни-пляски и песни-колыбельной с целью продолжения знакомства с жанрами музыки и со звучанием гуслей

Урок – виртуальное путешествие

Плясовая «Заиграйте, мои гусельки» и «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова

11/2

Музыкальные инструменты: от народных к классическим

Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель – флейта, гусли – арфа – фортепиано

Урок-наблюдение

«Шутка» из Сюиты №2 И.С.Баха;

«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка

12/3

Звучащие картины

Развитие умения анализировать произведения живописи средствами музыкального языка. Учимся «слушать» картину

Урок-размышление

«Шутка» из Сюиты №2 И.С.Баха;

«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка

13/4

Разыграй песню

Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни и сопоставление исполнительского плана вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста

Урок-игра

Песня «Почему медведь зимой спит» Л.Книппера, сл. А.Коваленкова;

Рождественские песни и колядки

14/5

Пришло Рождество, начинается торжество

Знакомство с традицией празднования Рождества в нашей стране. Сравнение музыки духовной и современных песен

Урок-беседа

Русские рождественские песни и колядки

15/6

Родной обычай старины

Углубление темы. Встреча с колядками – славянскими рождественскими песенками. Знакомство с Рождественскими гимнами различных стран

Урок-исследование .

Рождественские песни, гимны и колядки народов мира

16/7

Добрый праздник среди зимы

Сравнение новогодних и рождественских обычаев и традиций. Разговор о «новогодней сказке» в жизни

Урок-сказка

«Марш», «Вальс снежных хлопьев» и «Па-де-де» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

Нарисовать Новогодний праздник (в семье/запомнившийся/мечту)

17/8

Музыка вокруг нас .

Обобщение материала, пройденного за полугодие.

Урок-интервью

Фрагменты музыкальных произведений, изученных в течение полугодия

3 четверть. Музыка и ты. 10 часов

18/1

Край, в котором ты живешь

Знакомство с песнями о Родине с целью воспитания патриотического чувства и уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Однокоренные слова РОДина – приРОДа – наРОД – основа урока.

Урок – виртуальное путешествие .

Я.Дубравин, сл. В.Суслова. Добрый день;

Д.Кабадевский, сл. Ц.Солодаря. Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира»

19/2

Художник, поэт, композитор

Разговор о том, что все виды искусства связаны между собой и в своей основе имеют жизнь

Урок-исследование

Г.Свиридов. Пастораль. Из муз.иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»

Нарисовать пасторальный пейзаж по музыке Г.Свиридова

20/3

Музыка утра

Сравнение двух картин утра, описанных средствами музыкального языка двумя композиторами. Сравнение музыки инструментальной и вокальной (хор «Доброе утро!» из кантаты «Песни утра, весны и мира» Д.Б.Кабалевского)

Урок-рассуждение

«Зимнее утро» из «Детского альбома» П.И.Чайковского;

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига;

хор «Доброе утро!» из кантаты «Песни утра, весны и мира» Д.Б.Кабалевского

Нарbсовать утренний пейзаж по одному из музыкальных произведений

21/4

Музыка вечера

Углубление бытовых знаний детей о музыке вечера: от колыбельной песни до композиторской музыки, рисующей картину природы. Интонации колыбельной в музыке для углубления образа

Урок-размышление

В.Гаврилин. Вечерняя музыка;

В.Салманов. Вечер/ А.Хачатурян. Вечерняя сказка/ С.Прокофьев. Вечер

Нарисовать вечерний пейзаж по одному из музыкальных произведений

22/5

Музыкальные портреты

Главной мыслью урока должно стать высказывание В.Медушевского «в каждой интонации спрятан человек». Дети должны прийти к этой мысли сами, прослушав и проанализировав звучащую музыку

Урок - музыкальный портрет

С.Прокофьев. Болтунья;

Л.Моцарт. Менуэт

23/6

Разыграй сказку

Встреча с образами народного фольклора в сказке и игре «Баба-яга» должна помочь детям не только закрепить понятие музыкального образа и познакомиться с искусством музыкальной импровизации

Урок-игра

П.Чайковский. «Баба-яга» из «Детского альбома»;

народная песня-игра «Баба-Яга»

Нарисовать портрет Бабы-Яги

24/7

У каждого свой музыкальный инструмент

Урок посвящен работе над одноименной эстонской народной песней. В работе над ней используются и разучивание в «народном» стиле (с голоса), и импровизации (двигательная, инструментальная), и элементы инсценирования («разыгрывания») песни в народном стиле

Урок-инсценировка

Эстонская народная песня (обр. Х.Кырвиса, пер. М.Ивенсен)

Разработать и изготовить элементы прибалтийских/эстонских национальных костюмов для инсценирования песни

25/8

Музы не молчали

Беседа о защитниках Отечества разных эпох и времен, об их образах в произведениях искусства. Анализ гл.темы «Богатырской» симфонии А.Бородина. Сравнение ее характеристик с образами песен о защитниках Отечества

Урок-рассуждение

А.П.Бородин. Гл.тема «Богатырской» симфонии;

песни на выбор учителя: «Солдатушки, бравы ребятушки», «Учил Суворов», «Песня о маленьком трубаче»

26/9

Музыкальные инструменты: фортепиано

Главный герой урока – фортепиано. Встреча с уже известными и новыми фортепианными произведениями. Знакомство с новыми понятиями crescendo – diminuendo. Как вариант урока может быть рассмотрен урок-концерт фортепианных произведений, подготовленный силами детей – учащихся ДМШ с конферансом и пояснениями

Урок - виртуальное путешествие

П.Чайковский «Сладкая греза» из «Детского альбома»;

Л.Моцарт. Менуэт;

И.-С.Бах. Волынка из «Нотной тетради А.М.Бах»

27/10

Музыкальные инструменты

Знакомство с внешним видом, тембрами и выразительными возможностями различных муз. инструментов. Первая встреча с лютней и клавесином, сравнение их звучания с голосом фортепиано и гитары

Урок-наблюдение

К.Дакен. Кукушка;

Р.н.п. «Тонкая рябина» в обр.А.М.Иванова-Крамского для гитары Прочитать алжирскую народную сказку «Чудесная лютня»

4 четверть. 8 часов

28/1

Чудесная лютня

Беседа о национальных особенностях музыки, о месте народной музыки в раскрытии национальных особенностей государства

Урок-беседа

Фрагменты народных и классических произведений по выбору/предложениям детей и учителя

29/2

Звучащие картины

Завершение разговора о старинных и современных музыкальных инструментах: обобщение и закрепление слуховых, зрительных и теоретических знаний. Лютня, клавесин – старинные, фортепиано, гитара – современные инструменты

Урок-наблюдение

И.С.Бах. Волынка;

Франческо да Милано. Лютневая музыка;

К.Дакен. Кукушка

30/3

Музыка в цирке

Основа урока – беседа о месте музыки в цирковом представлении: необходимость, важность… Рассказ о творчестве композитора И.О.Дунаевского и его музыке к к/ф «Цирк». Анализ муз.произведений, посвященных цирку и цирковым

Урок-беседа

И.Дунаевский. «Выходной марш» из к/ф «Цирк»;

И.Дунаевский. Галоп;

Д.Кабалевский. Клоуны

Нарисовать афишу циркового представления или любимый цирковой номер;

Подобрать музыку к какому-то из цирковых номеров по выбору ребенка

31/4

Дом, который звучит

Первая встреча учащихся с музыкальным театром. Знакомство с основными музыкальными театральными жанрами: оперой и балетом – на основе репертуара детского музыкального театра им. Н.Сац.

Урок – виртуальная экскурсия

Р.Щедрин. «Золотые рыбки» из балета «Конек-горбунок»;

М.Красев. Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха»

32/5

Опера-сказка

Подробная встреча с фрагментами детских опер «Волк и семеро козлят» и «Муха-цокотуха». Учащиеся выступают в роли и слушателей, и актеров: разучивание вокальных партий, работа над образами, движения, анализ муз.тем, характеристика персонажей.

Урок-игра

М.Коваль. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят»;

М.Красев. Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха»

33/6

«Ничего на свете лучше нету…»

Беседа о месте музыки в мультфильмах и фильмах на примере м/ф «Бременские музыканты». Разыгрывание музыкального фрагмента из м/ф, знакомого детям

Урок-импровизация

Г.Гладков, сл.Ю.Энтина. Темы из м/ф «Бременские музыканты» по выбору учителя и учащихся – слушание и исполнение

34/7

Афиша. Программа

Обобщающий урок. На занятии дети с помощью учителя составляют программу и разрабатывают афишу урока-концерта, повторяют музыкальный материал и вспоминают теоретические знания

Урок-рассуждение

Музыкальные произведения для слушания и исполнения по выбору учащихся и учителей

Оформить афишу и программу урока-концерта

35/8

Заключительный урок-концерт

Заключительный урок. Проводится в форме концерта, в котором учащиеся исполняют и повторно слушают полюбившиеся произведения, демонстрируют полученные теоретические знания

Урок-концерт

Музыкальные произведения для слушания и исполнения по выбору учащихся и учителей






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!