Тематическое планирование по предмету «Музыка» для 1 классов
Пояснительная записка
Тематическое планирование по предмету «Музыка» для 1 классов общеобразовательной школы составлено в соответствии с основными положениями программы по музыке Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Выбор данной программы обусловлен наиболее точным, на взгляд педагога, отражением в ней изменившихся социокультурных условий деятельности современных образовательных учреждений, их соответствием потребности педагога-музыканта в обновлении содержания и возможностью использования в рамках этих программ новых технологий массового музыкального образования.
Цель данной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания – формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры. Данная цель наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения, в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Оно базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры.
Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Задачи и направления музыкального образования и воспитания учащихся 1-8 классов формулируются на основе целевой установки и вытекают из закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
● воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
● развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства;
● приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
● развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
● воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
● освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального и художественного образов, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Критерии отбора музыкального материала для слушания и исполнения учащимися были сформулированы Д.Б.Кабалевским – это художественная ценность, воспитательная значимость музыкальных произведений и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами в начальных классах являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. В основной школе данные принципы дополняются принципом диалога культур, предполагающим знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.
В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимися в процессе слушания и исполнения музыки.
Реализация представленных выше программ предполагает использование на уроках тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д.Б.Кабалевского, Э.Б.Абдуллина, Л.В.Горюновой, А.А.Пиличяучкаса, Л.М.Предтеченской, Л.В.Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки:
○ метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
○ метод интонационно-стилевого постижения музыки;
○ метод эмоциональной драматургии урока;
○ метод концентричности организации музыкального материала;
○ метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
○ метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
○ игры;
○ метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Материал программы четко структурирован. В первом классе занятия носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство первоклассников с музыкой в широком жизненном контексте. В данном классе два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе 2 – 4 классов семь разделов: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Эти темы, с одной стороны, ориентированы на изучение школьниками общих закономерностей музыкального искусства на разных этапах обучения музыке. С другой стороны, они имеют обобщенный характер, что позволяет учителю на основе вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и в соответствии с этим планировать содержание занятий.
Поурочное планирование по музыке
1 класс. Музыка вокруг нас
1 четверть
№
п/п
Тема урока
План урока
Форма
урока
Музыкальный материал
Домашнее задание
1/1
И Муза вечная со мной!
Вводный урок. Первая встреча со звуками, которые нас окружают. Деление на звуки шумовые и музыкальные. Объяснение этих явлений и понятий. Понятия композитор, исполнитель, слушатель
Урок-беседа
П.И.Чайковский. Щелкунчик. Па-де-де
2/2
Хоровод муз
Знакомство с понятиями «хор», «хоровод». Сравнение хороводов разных стран. Выявление сходства и различий и определение причин этих различий
Урок-виртуальное путешествие
Танцевальные мелодии России, Молдовы, Греции
3/3
Повсюду музыка слышна
Знакомство с народными песенками-потешками. Попытка сочинения и исполнения собственных мелодий. Песня-считалка, песня-марш, колыбельная песня.
Урок-творческая мастерская
Вокально-ритмические импровизации на стихи в учебнике
4/4
Душа музыки – мелодия
Знакомство с понятием «мелодия». Анализ мелодических особенностей трех основных жанров: песни, танца и марша
Урок-поиск
П.И.Чайковский. Детский альбом. «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» или «Полька»
5/5
Музыка осени
Связать между собой три вида искусства: музыку, живопись и литературу (поэзию) – опираясь на жизненный опыт и наблюдения детей
Урок-размышление (прогулка)
Г.В.Свиридов. Осень
П.И.Чайковский. Октябрь. «Осенняя песня»
Осенний пейзаж по одному из прослушанных муз.произведений
6/6
Сочини мелодию
Анализ значения мелодии и аккомпанемента в музыке. Ритмические особенности, мелодическая линия в сочинении музыки
Урок-исследование
Вокальные импровизации на стихотворение в учебнике
Исполнение своего сочинения от лица любимых персонажей рассказов, сказок, м/ф
7/7
Азбука, азбука каждому нужна
Показать связь между различными предметами школьной программы. Знакомство с песнями о школе
Урок-рассуждение
Р.Паулс. Алфавит/ А.Островский. Азбука, Д.Кабалевский. Песня о школе
8/8
Музыкальная азбука
Продолжение темы предыдущего урока о связи наук в обучении и жизни
Урок-рассуждение
О.Юдахина. Домисолька
9/9
Музыкальные инструменты: народные инструменты
Знакомство с русскими народными инструментами – свирель, дудочка, рожок, гусли – развитие умения различать тембры муз. инструментов на слух. Встреча с русскими инструментами в музыке европейских композиторов
Урок-исследование
Л.Бетховен. Симфония №6 «Пасторальная». 5я (закл.) часть – фр-т
Нарисовать пейзаж
2 четверть. 8 часов
10/1
Н.А.Римский-Корсаков. «Садко»
Знакомство с 2 фрагментами из оперы «Садко». Восприятие песни-пляски и песни-колыбельной с целью продолжения знакомства с жанрами музыки и со звучанием гуслей
Урок – виртуальное путешествие
Плясовая «Заиграйте, мои гусельки» и «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова
11/2
Музыкальные инструменты: от народных к классическим
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель – флейта, гусли – арфа – фортепиано
Урок-наблюдение
«Шутка» из Сюиты №2 И.С.Баха;
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка
12/3
Звучащие картины
Развитие умения анализировать произведения живописи средствами музыкального языка. Учимся «слушать» картину
Урок-размышление
«Шутка» из Сюиты №2 И.С.Баха;
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка
13/4
Разыграй песню
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни и сопоставление исполнительского плана вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста
Урок-игра
Песня «Почему медведь зимой спит» Л.Книппера, сл. А.Коваленкова;
Рождественские песни и колядки
14/5
Пришло Рождество, начинается торжество
Знакомство с традицией празднования Рождества в нашей стране. Сравнение музыки духовной и современных песен
Урок-беседа
Русские рождественские песни и колядки
15/6
Родной обычай старины
Углубление темы. Встреча с колядками – славянскими рождественскими песенками. Знакомство с Рождественскими гимнами различных стран
Урок-исследование .
Рождественские песни, гимны и колядки народов мира
16/7
Добрый праздник среди зимы
Сравнение новогодних и рождественских обычаев и традиций. Разговор о «новогодней сказке» в жизни
Урок-сказка
«Марш», «Вальс снежных хлопьев» и «Па-де-де» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»
Нарисовать Новогодний праздник (в семье/запомнившийся/мечту)
17/8
Музыка вокруг нас .
Обобщение материала, пройденного за полугодие.
Урок-интервью
Фрагменты музыкальных произведений, изученных в течение полугодия
3 четверть. Музыка и ты. 10 часов
18/1
Край, в котором ты живешь
Знакомство с песнями о Родине с целью воспитания патриотического чувства и уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Однокоренные слова РОДина – приРОДа – наРОД – основа урока.
Урок – виртуальное путешествие .
Я.Дубравин, сл. В.Суслова. Добрый день;
Д.Кабадевский, сл. Ц.Солодаря. Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира»
19/2
Художник, поэт, композитор
Разговор о том, что все виды искусства связаны между собой и в своей основе имеют жизнь
Урок-исследование
Г.Свиридов. Пастораль. Из муз.иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»
Нарисовать пасторальный пейзаж по музыке Г.Свиридова
20/3
Музыка утра
Сравнение двух картин утра, описанных средствами музыкального языка двумя композиторами. Сравнение музыки инструментальной и вокальной (хор «Доброе утро!» из кантаты «Песни утра, весны и мира» Д.Б.Кабалевского)
Урок-рассуждение
«Зимнее утро» из «Детского альбома» П.И.Чайковского;
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига;
хор «Доброе утро!» из кантаты «Песни утра, весны и мира» Д.Б.Кабалевского
Нарbсовать утренний пейзаж по одному из музыкальных произведений
21/4
Музыка вечера
Углубление бытовых знаний детей о музыке вечера: от колыбельной песни до композиторской музыки, рисующей картину природы. Интонации колыбельной в музыке для углубления образа
Урок-размышление
В.Гаврилин. Вечерняя музыка;
В.Салманов. Вечер/ А.Хачатурян. Вечерняя сказка/ С.Прокофьев. Вечер
Нарисовать вечерний пейзаж по одному из музыкальных произведений
22/5
Музыкальные портреты
Главной мыслью урока должно стать высказывание В.Медушевского «в каждой интонации спрятан человек». Дети должны прийти к этой мысли сами, прослушав и проанализировав звучащую музыку
Урок - музыкальный портрет
С.Прокофьев. Болтунья;
Л.Моцарт. Менуэт
23/6
Разыграй сказку
Встреча с образами народного фольклора в сказке и игре «Баба-яга» должна помочь детям не только закрепить понятие музыкального образа и познакомиться с искусством музыкальной импровизации
Урок-игра
П.Чайковский. «Баба-яга» из «Детского альбома»;
народная песня-игра «Баба-Яга»
Нарисовать портрет Бабы-Яги
24/7
У каждого свой музыкальный инструмент
Урок посвящен работе над одноименной эстонской народной песней. В работе над ней используются и разучивание в «народном» стиле (с голоса), и импровизации (двигательная, инструментальная), и элементы инсценирования («разыгрывания») песни в народном стиле
Урок-инсценировка
Эстонская народная песня (обр. Х.Кырвиса, пер. М.Ивенсен)
Разработать и изготовить элементы прибалтийских/эстонских национальных костюмов для инсценирования песни
25/8
Музы не молчали
Беседа о защитниках Отечества разных эпох и времен, об их образах в произведениях искусства. Анализ гл.темы «Богатырской» симфонии А.Бородина. Сравнение ее характеристик с образами песен о защитниках Отечества
Урок-рассуждение
А.П.Бородин. Гл.тема «Богатырской» симфонии;
песни на выбор учителя: «Солдатушки, бравы ребятушки», «Учил Суворов», «Песня о маленьком трубаче»
26/9
Музыкальные инструменты: фортепиано
Главный герой урока – фортепиано. Встреча с уже известными и новыми фортепианными произведениями. Знакомство с новыми понятиями crescendo – diminuendo. Как вариант урока может быть рассмотрен урок-концерт фортепианных произведений, подготовленный силами детей – учащихся ДМШ с конферансом и пояснениями
Урок - виртуальное путешествие
П.Чайковский «Сладкая греза» из «Детского альбома»;
Л.Моцарт. Менуэт;
И.-С.Бах. Волынка из «Нотной тетради А.М.Бах»
27/10
Музыкальные инструменты
Знакомство с внешним видом, тембрами и выразительными возможностями различных муз. инструментов. Первая встреча с лютней и клавесином, сравнение их звучания с голосом фортепиано и гитары
Урок-наблюдение
К.Дакен. Кукушка;
Р.н.п. «Тонкая рябина» в обр.А.М.Иванова-Крамского для гитары Прочитать алжирскую народную сказку «Чудесная лютня»
4 четверть. 8 часов
28/1
Чудесная лютня
Беседа о национальных особенностях музыки, о месте народной музыки в раскрытии национальных особенностей государства
Урок-беседа
Фрагменты народных и классических произведений по выбору/предложениям детей и учителя
29/2
Звучащие картины
Завершение разговора о старинных и современных музыкальных инструментах: обобщение и закрепление слуховых, зрительных и теоретических знаний. Лютня, клавесин – старинные, фортепиано, гитара – современные инструменты
Урок-наблюдение
И.С.Бах. Волынка;
Франческо да Милано. Лютневая музыка;
К.Дакен. Кукушка
30/3
Музыка в цирке
Основа урока – беседа о месте музыки в цирковом представлении: необходимость, важность… Рассказ о творчестве композитора И.О.Дунаевского и его музыке к к/ф «Цирк». Анализ муз.произведений, посвященных цирку и цирковым
Урок-беседа
И.Дунаевский. «Выходной марш» из к/ф «Цирк»;
И.Дунаевский. Галоп;
Д.Кабалевский. Клоуны
Нарисовать афишу циркового представления или любимый цирковой номер;
Подобрать музыку к какому-то из цирковых номеров по выбору ребенка
31/4
Дом, который звучит
Первая встреча учащихся с музыкальным театром. Знакомство с основными музыкальными театральными жанрами: оперой и балетом – на основе репертуара детского музыкального театра им. Н.Сац.
Урок – виртуальная экскурсия
Р.Щедрин. «Золотые рыбки» из балета «Конек-горбунок»;
М.Красев. Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха»
32/5
Опера-сказка
Подробная встреча с фрагментами детских опер «Волк и семеро козлят» и «Муха-цокотуха». Учащиеся выступают в роли и слушателей, и актеров: разучивание вокальных партий, работа над образами, движения, анализ муз.тем, характеристика персонажей.
Урок-игра
М.Коваль. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят»;
М.Красев. Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха»
33/6
«Ничего на свете лучше нету…»
Беседа о месте музыки в мультфильмах и фильмах на примере м/ф «Бременские музыканты». Разыгрывание музыкального фрагмента из м/ф, знакомого детям
Урок-импровизация
Г.Гладков, сл.Ю.Энтина. Темы из м/ф «Бременские музыканты» по выбору учителя и учащихся – слушание и исполнение
34/7
Афиша. Программа
Обобщающий урок. На занятии дети с помощью учителя составляют программу и разрабатывают афишу урока-концерта, повторяют музыкальный материал и вспоминают теоретические знания
Урок-рассуждение
Музыкальные произведения для слушания и исполнения по выбору учащихся и учителей
Оформить афишу и программу урока-концерта
35/8
Заключительный урок-концерт
Заключительный урок. Проводится в форме концерта, в котором учащиеся исполняют и повторно слушают полюбившиеся произведения, демонстрируют полученные теоретические знания
Урок-концерт
Музыкальные произведения для слушания и исполнения по выбору учащихся и учителей