История древнего мира. 5 класс: рабочая программа по учебнику «История древнего мира» А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой /авт.-сост. М.Б. Новожилова, Н.Н. Пантелеева – Волгоград: Учитель, 2012 (пособие допущено к использованию в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ №16 от 16.01.2012 г.)
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.А.Вигасин. Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
№ п/п | Дата | Коррекция | Содержание темы | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные Р – регулятивные П – познавательные К- коммуникативные | Личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Введение. (1ч) |
1. | 06.09 | | Урок 1. Что и как изучает история. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Хронология – наука об измерении времени | Раскрывать значение понятий: история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Устанавливать взаимосвязь прошлого и настоящего. Называть и определять исторические источники. Приводить примеры исторических источников. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение прошлого человека. |
Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 ч) |
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч) |
2. | 08.09 | | Урок 2. Первобытные собиратели и охотники. Древнейшие люди. Древнейшие люди – наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота – способы добывания пищи. Первое великое открытие человека – овладение огнём. | Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и со- временного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Изображать с помощью рисунка собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение жизни предков. |
3. | 13.09 | | Урок 3. Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине. | Исследовать с помощью историче- ской карты и мультимедиа ресурсов географию расселения первобытных людей. Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты; новые способы охоты. Разрабатывать сценарий охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: давать определение понятиям, обобщать понятия. К: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение прошлого человечества. |
4. | 15.09 | | Урок 4. Возникновение искусства и религиозных верований. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. | Рассказывать о наскальной живопи- си, версиях её происхождения. Объяснять, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Характеризовать верования перво- бытных людей. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи. К: владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение духовного развития предков. |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч) |
5. | 20.09 | | Урок 5. Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа. | Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделять и комментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначать последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изображать и комментировать управление родовой общиной и племенем. Характеризовать религиозные верования древнего человека | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение развития человечества. |
6. | 22.09 | | Урок 6. Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города. | Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение социального развития предков. |
7. | 27.09 | | Урок 7. Повторительно – обобщающий урок: «Первобытный мир». Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности) | Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с помощью мультимедиаресурсов. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; давать определение понятиям; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение развития предков. |
Раздел II. Древний Восток (20 ч) |
Тема 3. Древний Египет (6 ч) |
8. | 29.09 | | Урок 8. Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. | Самостоятельно готовить тематическое сообщение к уроку (по выбору). Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливать причинно-следствен- ные связи между природными условиями и занятиями древних египтян. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Египта. |
9. | 04.10 | | Урок 9. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги. | Находить и группировать информа- цию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самосто- ятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Египта. |
10. | 06.10 | | Урок 10. Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож. | Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе; ключевые понятия, которые раскрывают тему урока | Р: Развитие навыков целеполагания, самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Египта. |
11. | 11.10 | | Урок 11. Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоеваний фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта – Мемфис, Фивы. Участь военнопленных. Появление наёмного войска. | Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: реализовать проектно-исследовательскую деятельность; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Египта. |
12. | 13.10 | | Урок 12. Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых» | Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценировки на уроке по теме параграфа. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: реализовать проектно-исследовательскую деятельность; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Египта. |
13. | 18.10 | | Урок 13. Искусство Древнего Египта. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археоло- гические открытия в гробницах древне- египетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: ста- туя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаже, Лувре, Британском музее. | Искать в Интернете информацию о находках археологов в гробницах древ- неегипетских фараонов. Подготавливать презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П:реализовать проектно-исследовательскую деятельность; осуществлять расширенный поиск информации. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Египта. |
14. | 20.10 | | Урок 14. Письменность и знания древних египтян. Достижения древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса – древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний – жрецы. Достижения Древнего Египта (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П:реализовать проектно-исследовательскую деятельность; осуществлять расширенный поиск информации; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Египта. |
Тема 4. Западная Азия в древности (7 ч) |
15. | 25.10 | | Урок 16. Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись – особое письмо Двуречья. | Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Комментировать письменность Двуречья и выделять её особенные признаки. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. К: Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Междуречья. |
16. | 27.10 | | Урок 17. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, новых социальных группах: ростовщиках. | Выделять основные понятия пара- графа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены законами богов. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: реализовать проектно-исследовательскую деятельность; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации; обобщать понятия; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Междуречья. |
17. | 08.11 | | Урок 18. Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия на- селения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах. | Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библе, Сидоне, Тире. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации; обобщать понятия; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Междуречья. |
18. | 10.11 | | Урок 19. Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу. | Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавли- вать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации; обобщать понятия. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Междуречья. |
19. | 15.11 | | Урок 20. Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях. | Решать развивающие и проблемные задачи с помощью мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Давать оценку поступку (Самсона, Давида). Обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли сво- его царя Иудеи. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П:реализовать проектно-исследовательскую деятельность; осуществлять расширенный поиск информации. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Междуречья. |
20. | 17.11 | | Урок 21. Ассирийская держава. Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Завоевания ас- сирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы. | Работать в малых группах по диф- ференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят». Определять причины падения Ас- сирийской державы. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П:реализовать проектно-исследовательскую деятельность; осуществлять расширенный поиск информации. К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Междуречья. |
21. | 22.11 | | Урок 22. Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий I. Царская дорога и царская почта. Войско персидского царя. | Работать с исторической картой и дополнительными источниками по во- просу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Кратко рассказывать легенды о персидских царях. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: осуществлять расширенный поиск информации; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Междуречья. |
Тема 5. Индия и Китай в древности (5 ч) |
22. | 24.11 | | Урок 23. Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. | Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации; обобщать понятия. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Индии и Китая. |
23. | 29.11 | | Урок 24. Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царём Ашокой. | Составлять простой план пунктов параграфа (по выбору). Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Готовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П:реализовать проектно-исследовательскую деятельность; осуществлять расширенный поиск информации. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Индии и Китая. |
24. | 01.12 | | Урок 25. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. | Находить на карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы при- давали большое значение воспитанию учтивости. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации; обобщать понятия. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Индии и Китая. |
25. | 06.12 | | Урок 26. Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас. | Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П:реализовать проектно-исследовательскую деятельность; осуществлять расширенный поиск информации. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Индии и Китая. |
26. | 08.12 | | Урок 27. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. Повторительно-обобщающий урок. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации; обобщать понятия. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Индии и Китая. |
27. | 13.12 | | Урок контроля знаний по разделу «Древний Восток» | | | |
Раздел III. Древняя Греция (21 ч) |
Тема 6. Древнейшая Греция (5 ч) |
28. | 15.12 | | Урок 28. Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы крит- ского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. | Определять и комментировать ме- стоположение Критского царства, Эгей- ского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст. | Р: ставить цели, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: осуществлять расширенный поиск информации. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
29. | 20.12 | | Урок 29. Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия. | Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микен- ской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На «ленте времени» обозначать падение Вавилона, объединение Китая Цинь Шихуаном, Троянскую войну. Определять, какое событие про- изошло раньше других и на сколько по сравнению с другими. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; осуществлять расширенный поиск информации. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
30. | 22.12 | | Урок 30. Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. | Рассказывать легенду о жизни Гомера. Кратко раскрывать суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; осуществлять расширенный поиск информации. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
31. | 27.12 | | Урок 31. Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака – Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. | В группах соотносить путь Одиссея домой, на Итаку, с картой. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: «понятно», «непонятно», «известно», «не- известно». | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять расширенный поиск информации; понимать переносный смысл выражений. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
32. | 29.12 | | Урок 32. Религия древних греков. Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. | Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка» | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять расширенный поиск информации; понимать переносный смысл выражений. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
Тема 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч) |
33. | 10.01 | | Урок 33. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. | Находить на карте и устно комментировать местоположение Аттики, занятия её населения. Объяснять значение понятий: полис, демос. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять расширенный поиск информации; понимать переносный смысл выражений. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
34. | 12.01 | | Урок 34. Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демо- кратические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. | Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с напарником по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам | Р: ставить цели, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: осуществлять расширенный поиск информации. К: осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
35. | 17.01 | | Урок 35. Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и боль- шинства. Спарта – военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования | Показывать на карте местоположе- ние Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение. Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; осуществлять расширенный поиск информации. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
36. | 19.01 | | Урок 36. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. При- чины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торгов- ли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона | Объяснять причины греческой ко- лонизации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Описывать одежду грека. | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; осуществлять расширенный поиск информации. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
37. | 24.01 | | Урок 37. Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим Играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль Олимпийских игр | Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени | Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; осуществлять расширенный поиск информации; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
38. | 26.01 | | Урок 38. Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. | Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
39. | 31.01 | | Урок 39. Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Под- виг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата» | Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентации для составления собственного рассказа: о создании военного флота; о Фермопильском сражении; о Саламинской битве | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
Тема 8. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч) |
40. | 02.02 | | Урок 40. В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли | Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видео- фильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
41. | 07.02 | | Урок 41. В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора – главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета | Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в Power Point об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками; кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока). | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
42. | 09.02 | | Урок 42. В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию | Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
43. | 14.02 | | Урок 43. В афинском театре. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений | Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
44. | 16.02 | | Урок 44. Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пяти- сот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ | Самостоятельно подготавливать те- матические сообщения (по выбору). Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Проводить поиск информации в Интернете о единомышленниках, друзьях Перикла. Систематизировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
Тема 9. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч) |
45. | 21.02 | | Урок 45. Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции. | Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
46. | 28.02 | | Урок 46. Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Возвра- щение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском | Используя карту и её легенду, рас- сказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам Александра Македонского. Оценивать поступки Александра Македонского, его противников. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
47. | 02.03 | | Урок 47. В Александрии Египетской. Распад державы Александра Маке- донского после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. | Называть причины распада державы Александра Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии – центре эллинистического мира. Сравнивать Александрию и Афины | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
48. | 07.03 | | Урок 48. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии | Называть самое известное в Древ- ней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателя Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ (17 ч) |
Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) |
49. | 14.03 | | Урок 49. Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул – первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти | Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима с событиями, происходившими в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, ресурсы мультимедиа, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древней Греции. |
50. | 16.03 | | Урок 50. Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев | Исследовать по карте и мультиме- диаресурсам территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима в III и II вв. до н. э. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации, поисковую деятельность. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Рима. |
51. | 21.03 | | Урок 51. Устройство Римской республики. Плебеи – полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. | Сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона по сравнению с фалангой. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации; объяснять понятия. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Рима. |
Тема 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) |
52. | 23.03 | | Урок 52. Вторая война Рима с Карфагеном. Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье | Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. | Р: Развитие навыков целеполагания, самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Рима . |
53. | 04.04 | | Урок 53. Установление господства Рима во всём Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон – автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье – провинция Рима | Работать с картой в процессе изуче- ния событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Характеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, Рима. Составлять простой план параграфа | Р: Развитие навыков целеполагания, самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять понятия; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Рима . |
54. | 06.04 | | Урок 54. Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах | Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян | Р: Развитие навыков целеполагания, самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Рима. |
Тема 12. Гражданские войны в Риме (4 ч) |
55. | 11.04 | | Урок 55. Земельный закон братьев Гракхов. Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разо- рение земледельцев Италии. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая | Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Тиберия Гракха выступить в защиту бедняков. Работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян. | Р: Развитие навыков целеполагания, самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Рима . |
56. | 13.04 | | Урок 56. Восстание Спартака. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших | Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки восставших. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочные проекты на темы «Поход Спартака в Альпы»; «Красс против Спартака» | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации; исследовательскую работу. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Рима . |
57. | 18.04 | | Урок 57. Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за едино- личную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны – опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате | Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Юлия Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и сената в отношении Юлия Цезаря | Р: Развитие навыков контроля, самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; понимать переносный смысл выражений; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Рима . |
58. | 20.04 | | Урок 58. Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. По- беда флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида» | Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых римлян | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Рима . |
Тема 13. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч) |
59. | 25.04 | | Урок 59. Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи | Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах – соседях Римской империи и их взаимоотношениях | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Рима. |
60. | 27.04 | | Урок 60. В Риме при императоре Нероне. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона | Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Рима. |
61. | 04.05 | | Урок 61. Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане – почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан. | Рассказывать об условиях появления христианского учения. Давать объяснение причинам распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; делать умозаключения; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Рима . |
62. | 11.05 | | Урок 62. Расцвет Римской империи во II в. н. э. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна – «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи | Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во II в. н. э. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Рима . |
63. | 16.05 | | Урок 63. Вечный город и его жители. Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме | Проводить виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации, самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Рима . |
Тема 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч) |
64. | 18.05 | | Урок 64. Римская империя при Константине. Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан | Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в I в. н. э. и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Рима . |
65. | 23.05 | | Урок 65. Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары-наёмники в римской армии. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом – вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи Античности | Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Рима . |
66. | 25.05 | | Урок 66. Обобщение по разделу. Наследие Древнего Рима | Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни. Решать кроссворды, выполнять проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты античной истории | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории Древнего Рима. |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 ч) |
67-68. | | | Уроки 67 – 68. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру | Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни. Решать кроссворды, выполнять проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты античной истории | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект осуществлять расширенный поиск информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение наследия Древнего мира. |