Планирование составлено на основе авторской программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской , Н. М. Шанского (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010).
Основной учебник: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Н. В. Ладыженская, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. Русский язык . 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015
№ п/п | Название раздела, темы | Контрольные работы, работы по развитию речи | Кол-во часов |
| Язык и общение | 3 |
1 | ИОТ 046-2017. Язык и человек. Язык и речь. | | 1 |
2 | Язык и его единицы. | | 1 |
3 | Р.р. Стили речи. Их композиционные и языковые признаки. | Р.р. Стили речи. Их композиционные и языковые признаки. | 1 |
| Вспоминаем, повторяем, изучаем | 27 |
1 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | | 1 |
2 | Орфограмма. | | 1 |
3 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | | 1 |
4 | Урок-практикум. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | | 1 |
5 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | | 1 |
6 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | | 1 |
7 | Правописание непроизносимых согласных в корне слов. | | 1 |
8 | Буквы И,У.А в корне слова. | | 1 |
9 | Разделительные Ъ и Ь. | | 1 |
10 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | | 1 |
11 | Р. р. Текст. ИОТ 082-2017. | Р. р. Текст. ИОТ 082-2017. | 1 |
12 | Р.р. Подготовка к обучающему изложению. (1 ч) | Р.р. Подготовка к обучающему изложению. (1 ч) | 1 |
13 | Р. р. Обучающее изложение (по Г. А. Скребицкому). | Р. р. Обучающее изложение (по Г. А. Скребицкому). | 1 |
14 | Работа над ошибками. Части речи. ИОТ 082-2017. | | 1 |
15 | Глагол | | 1 |
16 | Правописание -тся и -ться в глаголах. | | 1 |
17 | Личные окончания глаголов. | | 1 |
18 | Р.р. Тема текста. | Р.р. Тема текста. | 1 |
19 | ИОТ 082-2017. Имя существительное как часть речи. | | 1 |
20 | Падежные окончания существительных. | | 1 |
21 | Имя прилагательное как часть речи. | | 1 |
22 | Местоимение как часть речи. | | 1 |
23 | Р.р. Основная мысль текста. ИОТ 082-2017. | Р.р. Основная мысль текста. ИОТ 082-2017. | 1 |
24 | Р.р. Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом». | Р.р. Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом». | 1 |
25 | ИОТ 082-2017. Повторение изученного в начальных классах. | | 1 |
26 | Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в начальных классах". | Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в начальных классах". | 1 |
27 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | | 1 |
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 45 |
1 | Синтаксис. Пунктуация. | | 1 |
2 | Словосочетание. | | 1 |
3 | Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Строение словосочетания. | | 1 |
4 | Разбор словосочетания. | | 1 |
5 | ИОТ 082-2017. Предложение. | | 1 |
6 | Р. р. Сжатое изложение (упр. 127). | Р. р. Сжатое изложение (упр. 127). | 1 |
7 | Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания. | | 1 |
8 | Виды предложений по интонации. | | 1 |
9 | Главные члены предложения. Подлежащее. | | 1 |
10 | Сказуемое. | | 1 |
11 | Тире между подлежащим и сказуемым. | | 1 |
12 | Нераспространенные и распространенные предложения. | | 1 |
13 | Р. р. Сочинение на свободную тему. | Р. р. Сочинение на свободную тему. | 1 |
14 | Контрольная работа № 2 по теме "Словосочетание и предложение". Тестирование. | Контрольная работа № 2 по теме "Словосочетание и предложение". Тестирование. | 1 |
15 | ИОТ 082-2017. Второстепенные члены предложения. | | 1 |
16 | Дополнение | | 1 |
17 | Урок-практикум. Дополнение. | | 1 |
18 | Определение. | | 1 |
19 | Урок-практикум. Определение. | | 1 |
20 | Обстоятельство. | | 1 |
21 | Урок-практикум. Обстоятельство. | | 1 |
22 | Закрепление темы "Второстепенные члены предложения". | | 1 |
23 | ИОТ 082-2017. Предложения с однородными членами. | | 1 |
24 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | | 1 |
25 | Урок-практикум. Знаки препинания в предложениях однородными членами. | | 1 |
26 | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. | | 1 |
27 | Предложения с обращениями. | | 1 |
28 | ИОТ 082-2017. Урок-практикум. Предложения с обращениями. | | 1 |
29 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | | 1 |
30 | Р.р . Письмо | Р.р . Письмо | 1 |
31 | Р. р. Подготовка к сочинению- описанию по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». ИОТ 082-2017. | Р. р. Подготовка к сочинению- описанию по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». ИОТ 082-2017. | 1 |
32 | Р. р. Сочинение-описание по картине Ф. П. Решетникова "Мальчишки". | Р. р. Сочинение-описание по картине Ф. П. Решетникова "Мальчишки". | 1 |
33 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | | 1 |
34 | ИОТ 082-2017. Простые и сложные предложения. | | 1 |
35 | Урок-практикум. Простые и сложные предложения. | | 1 |
36 | Синтаксический разбор сложного предложения. | | 1 |
37 | ИОТ 082-2017. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | | 1 |
38 | Урок-практикум. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | | 1 |
39 | Диалог. Пунктуация при диалоге | | 1 |
40 | Урок 40: Урок-практикум по теме "Диалог". | | 1 |
41 | ИОТ 082-2017. Повторение темы "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи". | | 1 |
42 | Итоговый урок по теме «Синтаксис. Пунктуация». | | 1 |
43 | Контрольный диктант № 3 по теме «Синтаксис. Пунктуация» | Контрольный диктант № 3 по теме «Синтаксис. Пунктуация» | 1 |
44 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | | 1 |
45 | Р. р. Сжатое изложение. | Р. р. Сжатое изложение. | 1 |
| Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 20 |
1 | Анализ изложения. Фонетика. Гласные звуки. | | 1 |
2 | Согласные звуки. | | 1 |
3 | Изменение звуков в потоке речи. Согласные твёрдые и мягкие. | | 1 |
4 | Р.р. Повествование. | Р.р. Повествование. | 1 |
5 | Р. р. Изложение с элементами описания. (К. Паустовский. «Шкатулка»). | Р. р. Изложение с элементами описания. (К. Паустовский. «Шкатулка»). | 1 |
6 | Р. р. Написание изложения с элементами описания (К. Г. Паустовский "Шкатулка"). | Р. р. Написание изложения с элементами описания (К. Г. Паустовский "Шкатулка"). | 1 |
7 | Анализ изложения. Согласные звонкие и глухие | | 1 |
8 | ИОТ 082-2017. Графика. Алфавит. ( | | 1 |
9 | Р. р. Описание предмета. | Р. р. Описание предмета. | 1 |
10 | Р. р. Сочинение-описание предмета. | Р. р. Сочинение-описание предмета. | 1 |
11 | Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака. | | 1 |
12 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | | 1 |
13 | Урок-практикум по теме "Двойная роль букв е, ё, ю, я". | | 1 |
14 | Орфоэпия. | | 1 |
15 | Фонетический разбор слова. | | 1 |
16 | Повторение по теме «Фонетика. Графика». | | 1 |
17 | Контрольная диктант № 4 с грамматическим заданием по теме « Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи». | Контрольная диктант № 4 с грамматическим заданием по теме « Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи». | 1 |
18 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | | 1 |
19 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». | Р.р. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». | 1 |
20 | Р.р. Сочинение по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». (1 ч) | Р.р. Сочинение по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». (1 ч) | 1 |
| Лексика. Культура речи. | 16 |
1 | Анализ сочинения. Слово и его лексическое значение | | 1 |
2 | Способы выражения лексических значений слов. | | 1 |
3 | Однозначные и многозначные слова | | 1 |
4 | Прямое и переносное значение слова. | | 1 |
5 | ИОТ 082-2017. Омонимы. | | 1 |
6 | Урок-практикум по теме "Омонимы". | | 1 |
7 | ИОТ 082-2017. Синонимы. Их роль в речи. | | 1 |
8 | Урок-практикум по теме "Синонимы". | | 1 |
9 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине И. Э.Грабаря «Февральская лазурь». | Р.р. Подготовка к сочинению по картине И. Э.Грабаря «Февральская лазурь». | 1 |
10 | Р.р.Сочинение по картине И. Э.Грабаря «Февральская лазурь». | Р.р.Сочинение по картине И. Э.Грабаря «Февральская лазурь». | 1 |
11 | Работа над ошибками. Антонимы. | | 1 |
12 | Р.р. Подготовка к подробному изложению. (К. Г. Паустовский. «Первый снег»). | Р.р. Подготовка к подробному изложению. (К. Г . Паустовский. «Первый снег»). | 1 |
13 | Написание подробного изложения. (К. Г. Паустовский "Первый снег"). | Написание подробного изложения. (К. Г. Паустовский "Первый снег"). | 1 |
14 | ИОТ 082-2017. Повторение по теме «Лексика. Культура речи». | | 1 |
15 | Контрольная работа № 5. Тест по теме «Лексика. Культура речи». | Контрольная работа № 5. Тест по теме «Лексика. Культура речи». | 1 |
16 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | | 1 |
| Морфемика. Орфография. Культура речи | 28 |
1 | ИОТ 082-2017. Морфема – наименьшая значимая часть слова. | | 1 |
2 | Изменение и образование слова. | | 1 |
3 | Окончание | | 1 |
4 | Основа слова. | | 1 |
5 | Р. р. Сочинение в форме письма своему другу. | Р. р. Сочинение в форме письма своему другу. | 1 |
6 | Корень слова | | 1 |
7 | Урок-практикум по теме "Корень слова". | | 1 |
8 | Р. р. Рассуждение. | Р. р. Рассуждение. | 1 |
9 | Р. р. Сочинение-рассуждение «Секрет названия». | Р. р. Сочинение-рассуждение «Секрет названия». | 1 |
10 | Анализ сочинения. Суффикс. | | 1 |
11 | Урок-практикум по теме "Суффикс". | | 1 |
12 | Приставка. | | 1 |
13 | Р. р. Выборочное изложение с изменением лица. ("Последний лист орешника"). | Р. р. Выборочное изложение с изменением лица. ("Последний лист орешника"). | 1 |
14 | Анализ изложения. Чередование звуков. | | 1 |
15 | Беглые гласные. | | 1 |
16 | Варианты морфем. | | 1 |
17 | Морфемный разбор слова. | | 1 |
18 | Правописание гласных и согласных в приставках | | 1 |
19 | Буквы З и С на конце приставок | | 1 |
20 | Буквы А и О в корне –ЛАГ- -ЛОЖ-. | | 1 |
21 | Буквы А и О в корне – РАСТ- - РОС-. | | 1 |
22 | Урок-практикум по теме "Буквы А - О в корне -РАСТ- - -РОС-" | | 1 |
23 | Буквы Е и О после шипящих и Ц. | | 1 |
24 | Буквы И-Ы после Ц. | | 1 |
25 | Урок-практикум по теме "Буквы И - Ы после Ц". | | 1 |
26 | ИОТ 082-2017. Повторение по теме «Морфемика». | | 1 |
27 | Контрольный диктант № 6 по теме «Морфемика» | Контрольный диктант № 6 по теме «Морфемика» | 1 |
28 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | | 1 |
| Морфология. Орфография. Культура речи | 59 |
1 | ИОТ 082-2017. Имя существительное как часть речи. | | |
2 | Р.р. Доказательства в рассуждении. | Р.р. Доказательства в рассуждении. | 1 |
3 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | | 1 |
4 | Имена существительные собственные и нарицательные. | | 1 |
5 | Р.р.Элементы рассуждения. Сжатое изложение. | Р.р.Элементы рассуждения. Сжатое изложение | 1 |
6 | Анализ сжатого изложения. Род имен существительных. | | 1 |
7 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | | 1 |
8 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | | 1 |
9 | Три склонения имен существительных. | | 1 |
10 | Падеж имен существительных. | | 1 |
11 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных | | 1 |
12 | Урок-практикум. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | | 1 |
13 | Урок тренировочных упражнений по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе". | | 1 |
14 | Р.р. Изложение (упр. 547). | Р.р. Изложение (упр. 547). | 1 |
15 | Р. р. Изложение. | Р. р. Изложение. | 1 |
16 | Анализ изложения. Множественное число имен существительных. | | 1 |
17 | Буквы О и Е после шипящих в окончаниях имен существительных. | | 1 |
18 | Урок-практикум по теме "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных". | | 1 |
19 | Морфологический разбор имен существительных. | | 1 |
20 | Р. р. Подготовка к написанию сочинения по картине Г. Г. Нисского "Февраль. Подмосковье". | Р. р. Подготовка к написанию сочинения по картине Г. Г. Нисского "Февраль. Подмосковье". | 1 |
21 | Р.р. Сочинение- описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» . | Р. р. Сочинение- описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» . | 1 |
22 | Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное» | Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное» | 1 |
23 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | | 1 |
24 | Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления прилагательных в речи. | | 1 |
25 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | | 1 |
26 | Урок-практикум по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных". | | 1 |
27 | Р.р. Описание животного. | Р.р. Описание животного. | 1 |
28 | Р. р. Подробное изложение (А. И. Куприн «Ю-ю») | Р. р. Подробное изложение (А. И. Куприн «Ю-ю») | 1 |
29 | Прилагательные полные и краткие. | | 1 |
30 | Р.р. Устное сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение». | Р.р. Устное сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение». | 1 |
31 | Морфологический разбор имени прилагательного. | | 1 |
32 | Повторение по теме «Имя прилагательное». | | 1 |
33 | Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное». | Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное». | 1 |
34 | Анализ диктанта. | | 1 |
35 | Глагол как часть речи. | | 1 |
36 | НЕ с глаголами. | | 1 |
37 | Р.р. Рассказ. | Р.р. Рассказ. | 1 |
38 | Неопределенная форма глагола | | 1 |
39 | Правописание –тся и –ться в глаголах. | | 1 |
40 | Виды глагола. | | 1 |
41 | Видовые пары глагола. | | |
42 | Буквы Е- И в корнях с чередованием. | | 1 |
43 | Урок-практикум. Буквы Е - И в корнях с чередованием. | | 1 |
44 | Р.р. Невыдуманный рассказ о себе. | Р.р. Невыдуманный рассказ о себе. | 1 |
45 | Время глагола. Прошедшее время. | | 1 |
46 | Настоящее время. | | 1 |
47 | Будущее время. | | 1 |
48 | Спряжение глаголов. | | 1 |
49 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | | 1 |
50 | Урок-практикум по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов". | | 1 |
51 | Морфологический разбор глагола. | | 1 |
52 | Р.р. Сжатое изложение с изменением формы лица. | Р.р. Сжатое изложение с изменением формы лица. | 1 |
53 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. | | 1 |
54 | Употребление времен. | | 1 |
55 | Р. р. Употребление «живописного настоящего» в речи. | Р. р. Употребление «живописного настоящего» в речи. | 1 |
56 | Повторение по теме «Глагол» | | 1 |
57 | Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол». | Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол». | 1 |
58 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | | 1 |
59 | Р.р. Сочинение-рассказ по рисунку. | Р.р. Сочинение-рассказ по рисунку. | 1 |
| Повторение и систематизация изученного. | 12 |
1 | ИОТ 082-2017. Разделы науки о языке. | | 1 |
2 | Орфограммы в корне слова | | 1 |
3 | Орфограммы в приставках. | | 1 |
4 | Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. | | 1 |
5 | Орфограммы в окончаниях слов. | | 1 |
6 | Употребление букв Ъ и Ь . | | 1 |
7 | Комплексный анализ текста. Грамматический разбор существительных, прилагательных, глаголов. | | 1 |
8 | Знаки препинания в простом предложении. | | 1 |
9 | ИОТ 082-2017. Знаки препинания в сложном предложении. | | 1 |
10 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | | 1 |
11 | Итоговый контрольный диктант № 10. | Итоговый контрольный диктант № 10. | |
12 | Анализ контрольного диктанта. | | |
| Итого: | | 210 |