В календарно-тематическое планирование 7 класса внесены изменения в соответствие с примерной основной образовательной программой (в разделе «Примерный недельный учебный план основного общего образования» варианты 1-3), где предусматривается сокращение часов на изучение предмета «Биология» в 7 классе с 2-х часов до 1-го часа в неделю.
№п/п | Тема учебного занятия | Тип учебного занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата проведения | Домашнее зада-ние | Примечание |
по плану | фак-тиче-ски |
| |
| Тема1 Введение (2 часа) |
| Личностные результаты: знать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными; признавать право каждого на собственное мнение; формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки; Метапредметные результаты: давать характеристику методам изучения биологических объектов; классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам; наблюдать и описывать различных представителей животного мира; применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций. |
1 | Многообразие животных и их система-тика. Особенности строения организма животных. Лабораторная работа№1 Изучение многообразия тканей животного. | Вводное занятие | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Объяснение принципов классификации орга-низмов. Установление систематической при-надлежности животных (классифицировать). Выявление признаков сходства и различий между животными, растениями, грибами, бактериями. | 7а 7б 7в 7г | | §1,§2, зад. 2-3стр.4 в раб. тетр. | |
2 | Экскурсия Многообразие животных | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Установление систе-матической принад-лежности животных (классифицировать). Выделение существен-ных признаков животных | 7а 7б 7в 7г | | Отчёт по экскурсии | |
| | | | | | |
| Раздел I Одноклеточные животные (2 часа) |
| |
| Личностные результаты: видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; Метапредметные результаты: Учащиеся должны уметь: давать характеристику методам изучения биологических объектов; классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам; наблюдать и описывать различных представителей животного мира; использовать знания в повседневной жизни; |
3 | Подцарство Одноклеточные (Простейшие). Лабораторная работа№2 Изучение строения и передвижения одноклеточных животных | Вводное занятие. Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение признаков простейших.Распознавание простейших на живых объектах и таблицах. Выявление черт сходства и различия в строении клетки простейших и клетки растений. Приготовление микро-препаратов.Наблюде-ние свободноживущих простейших под микроскопом.Сравне-ние увиденного под микроскопом с приведенным в учебнике изображении-ем. | 7а 7б 7в 7г | | §3 Индив.зад | |
4 | Разнообразие и значение простейших. | Изучение и первичное закреп-ление знаний и способов дея-тельности | Распознавание пара-зитических простейших на таблицах. Обос-нование (аргументация) необходимости соб-людения мер профилактики заболе-ваний, вызываемых паразитическими прос-тейшими. Объяснение значения простейших в природе и жизни человека | 7а 7б 7в 7г | | §4 Подгот.проектстр20 | |
Раздел 2. Простоустроенные беспозвоночные (3 часа) |
Личностные результаты: видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; Метапредметные результаты: Учащиеся должны уметь: использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных; абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы и среды их обитания; обобщать и делать выводы по изученному материалу; работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета; презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ. | | |
5 | Тип Кишечнополостные. Многообразие и значение кишечнополостных. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Установление принци-пиальных отличий клеток многоклеточных от клеток простейших. Выделение существен-ных признаков кишечнополостных. Объяснение взаимо-связи внешнего строения кишечно-полостных со средой обитания и образом жизни. Проведение биологических экспе-риментов по изучению организмов и объяс-нение их результатов. Приготовление микро-препаратов. Сравнение увиденного под микроскопом с приведенным в учебнике изображе-нием. Различение на живых объектах и таблицах представите-лей Кишечнопо-лостных животных. Обоснование роли кишечнополостных в природе. Обобщение и систематизация знаний о кишечнополостных | 7а 7б 7в 7г | | §6 Индив. зад., зад.2-3 в раб.теради | |
6 | Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Особенности строения. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Выделение харак-терных признаков плоских червей. Нахождение на таблицах предста-вителей плоских червей.Обоснование необходимости соблюдения мер профилактики заболе-ваний, вызываемых плоскими червями. Выделение сущест-венных признаков круглых червей. Нахождение на таблицах представи-телей круглых червей. признаков круглых червей. Нахождение на таблицах представи-телей круглых червей. | 7а 7б 7в 7г | | §7стр.30-32, §8 Индив .зад. Зад. 1стр13в раб. тетр. | |
7 | Особенности строения и процессов жизнедеятельности паразитических червей | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Выделение сущест-венных признаков паразитических червей червей. Обоснование необходимости исполь-зования мер профи-лактики против заражения паразитиче-скими червями | 7а 7б 7в 7г | | §7cтр.33-34, §8 Зад. 8стр.15 в раб. тетр. Индив. зад. | |
| Раздел 3. Целомические беспозвоночные (9 часов) |
| Личностные результаты: уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; Метапредметные результаты: Учащиеся должны уметь: использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных; устанавливать причинно-следственные связи при изучении приспособленности животных к среде обитания на разных стадиях развития; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы; конкретизировать примерами рассматриваемые биологические явления; |
8 | Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа №3 Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Выделение характер-ных признаков кольчатых червей. Нахождение на таблицах предста-вителей кольчатых червей. Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. | 7а 7б 7в 7г | | §9выпол зад.5 стр.17 в раб тетр. | |
9 | Многообразие и значение кольчатых червей. | Изучение и первичное закреп-ление знаний и способов деятель-ности | Выделение характер-ных признаков коль-чатых червей. Нахождение на таблицах представи-телей кольчатых червей. | 7а 7б 7в 7г | | §10 выпол зад.22 стр.21-22в раб тетр. | |
10 | Тип Моллюски. Лабораторная работа №4 Изучение строения моллюсков по влажным препаратам | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Выделение сущест-венных признаков моллюсков. Изучение строения моллюсков по влажным препаратам | 7а 7б 7в 7г | | §11выпол.зад.8 стр.24 в раб тетр. | |
11 | Многообразие и значение моллюсков. Лабораторная работа№5 Изучение строения раковин моллюсков. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Объяснение принципов классификации мол-люсков. Объяснение значения моллюсков Нахождение среди живых объектов и изображений на таблицах представи-телей моллюсков. Изучение строения раковин моллюсков. | 7а 7б 7в 7г | | §12, вып.зад.14б 15 стр.26-27в раб тетр. | |
12 | Тип Членистоногие. Общая характеристика. Класс Ракообразные. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Выделение существен-ных признаков членистоногих. Объяс-нение особенностей строения ракообраз-ных в связи со средой их обитания. Обос-нование преимущества членистоногих перед другими беспозвоноч-ными животными. Нахождение среди живых объектов, в коллекциях и на таблицах представи-телей членистоногих и ракообразных.Объяс-нение принципов классификации членис-тоногих и рако-образных. Объяснение значения членисто-ногих и ракообразных. | 7а 7б 7в 7г | | §14стр.56-58,.зад.4 cтр.31в раб тетр. | |
13 | Тип Членистоногие: Паукообразные. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Выделение сущест-венных признаков паукообразных. Объяс-нение особенностей строения паукооб-разных в связи со средой их обитания. Объяснение принципов классификации пауко-образных. | 7а 7б 7в 7г | | §14стр.59-62, .зад.8 стр.32в раб тетр. | |
14 | Тип Членистоногие: Насекомые. Лабораторная работа№6 Изучение внешнего строения насекомого. Изучение многообразия членистоногих по коллекциям | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Выделение сущест-венных признаков насекомых. Нахожде-ние среди живых объектов, в коллекциях и на таблицах представителей насе-комых. Объяснение принципов клас-сификации насекомых. Объяснение значения насекомых. Освоение приемов оказания первой помощи при укусах насекомых. Обоснование соблюде-ния мер охраны беспозвоночных жи-вотных. | 7а 7б 7в 7г | | §15 выпол.зад.1 стр.34в раб тетр. | |
15 | Тип Членистоногие: Насекомые. Беспозвоночные животные Белгородской области Лабораторная работа№7 Изучение типов развития насекомых. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Выделение сущест-венных признаков насекомых. Нахожде-ние среди живых объектов, в коллекциях и на таблицах представителей насе-комых. Объяснение принципов клас-сификации насекомых. Объяснение значения насекомых. Освоение приемов оказания первой помощи при укусах насекомых. Обоснование соблюде-ния мер охраны беспозвоночных жи-вотных. | 7а 7б 7в 7г | | §16- §18 выпол.зад.4 стр.41.в раб тетр. | |
16 | Экскурсия. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Объяснение разно-образия и значения насекомых. Освоение приемов оказания первой помощи при укусах насекомых. Обоснование соблю-дения мер охраны беспозвоночных жи-вотных. | 7а 7б 7в 7г | | отчёт по экскурсии | |
| Раздел 4. Первичноводные позвоночные (3 часа) |
| Личностные результаты: уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. Метапредметные результаты: Учащиеся должны уметь: составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы; конкретизировать примерами рассматриваемые биологические явления; получать биологическую информацию об индивидуальном развитии животных, периодизации и продолжительности жизни организмов из различных источников. |
17 | Класс Костные рыбы. Лабораторная работа№8 Изучение внешнего строения и передвижения рыб | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение сущест-венных признаков рыб. Обоснование зависи-мости внешнего и внутреннего строения рыб от среды обитания и образа жизни. | 7а 7б 7в 7г | | §21, инд.зада-ния | |
18 | Многообразие и значение костных рыб. Рыбы Белгородской области. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Нахождение среди живых объектов, в коллекциях и на таблицах представи-телей рыб. Объяснение принципов класси-фикации рыб. | 7а 7б 7в 7г | | §23 Выпол.зад.1стр.52 | |
19 | Класс Земноводные (Амфибии). Амфибии Белгородской области | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Выделение существен-ных признаков земноводных. Объяснение зависи-мости внешнего и внутреннего строения земноводных от среды обитания и образа жизни. Нахождение среди живых объектов, в коллекциях и на таблицах представи-телей земноводных. Объяснение принципов классификации земно-водных. Обоснование необходимости соблю-дения мер охраны земноводных. Объясне-ние значения земноводных. | 7а 7б 7в 7г | | §24, выпол. зад.5, 7cтр. 58в раб тетр. | |
| Раздел 5. Первично-наземные позвоночные (6 часов) |
| Личностные результаты: проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными; признавать право каждого на собственное мнение; формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки; Метапредметные результаты: Учащиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой; использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы; анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному материалу; толерантно относиться к иному мнению; корректно отстаивать свою точку зрения |
20 | Класс Пресмыкающиеся. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение сущест-венных признаков пресмыкающихся. Объяснение зависи-мости внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся от среды обитания и образа жизни. Сравнение пред-ставителей земновод-ных и пресмы-кающихся. | 7а 7б 7в 7г | | §25, зад.4,5 стр.60 в раб. тетради | |
21 | Многообразие и значение пресмы-кающихся. Рептилии Белгородской области | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Нахождение среди живых объектов, в коллекциях и на таблицах представите-лей пресмыкающихся, в том числе опасных для человека. Знакомство с приемами оказания первой помощи при укусах пресмыкаю-щихся. Объяснение принципов классифи-кации пресмы-кающихся. Обоснова-ние необходимости соблюдения мер охраны пресмыкаю-щихся. Объяснение значения пресмыкаю-щихся. | 7а 7б 7в 7г | | §26, зад.3-5 cтр.63 в раб. тетради | |
22 | Класс Птицы. Птицы Белгородской области Лабораторная работа№9 Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц. Изучение строения куриного яйца. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Выделение существен-ных признаков птиц. Объяснение зависи-мости внешнего и внутреннего строения птиц от среды обитания и образа жизни. Нахождение среди живых объектов, в коллекциях и на таблицах представи-телей птиц. Объяснение принципов классифи-кации птиц. Проведение биологи-ческих экспериментов по изучению строения, питания, поведения птиц и объяснение их результатов. | 7а 7б 7в 7г | | §27, зад. 7-9стр.66 в раб.тетради | |
23 | Класс Млекопитающие. Лабораторная работа №10 Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Выделение существен-ных признаков млекопитающих. Объяснение зависи-мости внешнего и внутреннего строения млекопитающих от среды обитания и образа жизни. | 7а 7б 7в 7г | | §31, зад. 2,3стр.79-80 в раб.тетради | |
24 | Основные группы млекопитающих. Характеристика некоторых видов редких беспозвоночных и позвоночных животных Белгородской области. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Нахождение среди живых объектов, в коллекциях и на таблицах представи-телей млекопитающих. Объяснение принципов классификации млеко-питающих. Обоснова-ние необходимости соблюдения мер охраны млекопи-тающих. Объяснение значения млекопи-тающих. Оценивание с эстетической точки зрения представителей животного мира.На-хождение информации о животных в научно-популярной литерату-ре, биологических словарях и справочниках, ее анализ и оценивание, перевод из одной формы в другую | 7а 7б 7в 7г | | §32-§34, зад. 4стр.89 и зад. 3стр.92 в раб.тетради | |
25 | Экскурсия Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в при-роду) | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Обоснование необхо-димости соблюдения мер охраны птиц. Объяснение значения птиц.Наблюдение за птицами в природе. Объяснение роли различных млеко-питающих в жизни человека. | 7а 7б 7в 7г | | отчёт по экскурсии | |
| Раздел 6. Эволюция животного мира (7 часов) |
| Личностные результаты: видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; Метапредметные результаты: Учащиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных; использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных; выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных; устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма; составлять тезисы и конспект текста; осуществлять наблюдения и делать выводы; получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из различных источников; обобщать, делать выводы из прочитанного. |
26 | Эволюция опорно-двигательной системы. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Нахождение на живых объектах и таблицах органов и систем органов животных. Объяснение взаимо-связи строения ткани, органа с выполняемой функцией. | 7а 7б 7в 7г | | §37, зад. 5,6стр.98-99 в раб.тетради | |
27 | Эволюция дыхательной системы. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Нахождение на живых объектах и таблицах органов и систем органов животных. Объяснение взаимо-связи строения ткани, органа с выполняемой функцией. | 7а 7б 7в 7г | | §39 , зад. 6-8стр.104-105 в раб.тетради | |
28 | Эволюция пищеварительной системы. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Нахождение на живых объектах и таблицах органов и систем органов животных. Объяснение взаимо-связи строения ткани, органа с выполняемой функцией. | 7а 7б 7в 7г | | §40, зад. 3-4стр.107 в раб.тетради | |
29 | Эволюция кровеносной системы. Эволюция выделительной системы. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Нахождение на живых объектах и таблицах органов и систем органов животных. Объяснение взаимо-связи строения ткани, органа с выполняемой функцией. | 7а 7б 7в 7г | | §41, §42,зад. 5,6стр.110-111,зад. 2стр.114 в раб.тетради | |
30 | Эволюция нервной системы и органов чувств. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Нахождение на живых объектах и таблицах органов и систем органов животных. Объяснение взаимо-связи строения ткани, органа с выполняемой функцией. | 7а 7б 7в 7г | | §43, зад. 4,7стр.116-117в раб.тетради | |
31 | Эволюция половой системы. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Нахождение на живых объектах и таблицах органов и систем органов животных. Объяснение взаимо-связи строения ткани, органа с выполняемой функцией. | 7а 7б 7в 7г | | §45, §46,зад. 2,3стр.121в раб.тетради | |
32 | Этапы развития животного мира | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Доказательство родства и единства органи-ческого мира. Выделе-ние основных этапов в процессе возник-новения и развития различных систем органов животных. Обоснование развития животного мира. Характеристика основ-ных этапов развития животного мира.Срав-нение представителей разных групп животных, формули-рование выводов на основе сравнения. Объяснение сущности эволюционного подхо-да к изучению животных. При работе в паре или группе — обмен с партнером важной информацией, участие в обсуждении. Аргументация и отстаи-вание своего мнения | 7а 7б 7в 7г | | §49-§51, зад. 2,3стр.129 в раб.тетради | |
| Раздел 7. Значение животных в природе и жизни человека (2 часа) |
| Личностные результаты: видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными; признавать право каждого на собственное мнение; формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки; Метапредметные результаты: Учащиеся должны уметь: выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны; находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов; находить значения терминов в словарях и справочниках; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы |
33 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Охотничьи ресурсы Белгородской области. Система охраны природы в Белгородской области. Категории охраняемых территорий. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Анализ и оценка последствий деятель-ности человека в природе.Использование информации разных видов и перевод ее из одной формы в другую. Выдвижение гипотез о возможных последст-виях деятельности человека в природе | 7а 7б 7в 7г | | §57, зад. 2,3стр.137 в раб.тетради. Индив.задстр.288 | |
34 | Обобщающий урок по теме «Значение животных в природе и жизни человека» Экологические программы по охране животного мира Белгородской области | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Закрепление понятий, формируемых в ходе изучения темы. | 7а 7б 7в 7г | | | |
В календарно-тематическое планирование 7 класса внесены изменения в соответствие с примерной основной образовательной программой (в разделе «Примерный недельный учебный план основного общего образования» варианты 1-3), где предусматривается сокращение часов на изучение предмета «Биология» в 7 классе с 2-х часов до 1-го часа в неделю.