СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс (1час) по программе В.В.Пасечника, Дрофа,2017

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  по биологии 5 класс  рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю согласно учебному плану гимназии. Уменьшение   часов произведено за счёт 1часа резервного времени. На раздел 4.Царство Растения вместо 7часов отведено 10 часов за счёт резервного времени и уменьшения количества часов в разделе4.Царство Грибы (вместо 7-6часов), так как учащиеся должны знать основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; давать характеристику основным группам растений и сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения, исходя из требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Лабораторная работа№1. «Устройство  увеличительных приборов и правила работы с ними» взята из примерной программы по учебным предметам, так как  обучающиеся должны развивать практические умения и навыки.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс (1час) по программе В.В.Пасечника, Дрофа,2017»








































Календарно- тематическое планирование 5 класс (34 часа)





п/п





Тема учебного занятия







Тип учебного занятия



Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата проведения



Домашнее

задание




Примечание




по пла-ну


факти-чески


Введение ( 6часов)



Личностные результаты:

Учащиеся должны:

—уметь реализовывать теоретические познания на практике;

—видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.


1

Биология — наука о живой природе

Вводное занятие

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы

б

г




§1, отв. на вопр.


2




Методы исследования в биологии.

Практическая работа

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.



Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Характеристика влияния деятельоности человека на природу.

Ведение дневника фенологических наблюдений


б

г




§2, отв. на вопр.





3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Определение царств живых организмов и отличительных признаков живого.

б

г




§3, cоста-вить план параграфа





4

Среды обитания организмов.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.



Анализ связей организмов со средой обитания.

б

г




§4, cоставить план параг-рафа






5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.



Анализ и сравнение экологических факторов.

б

г




§5, отв. на вопр., вып. зад.18,19 в раб тетр.





6


Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.


Комплексное применение знаний и способов деятельности


Подготовка отчета по экскурсии. Ведение дневника фенологиче-ских наблюдений


б

г




Отчёт об экскурсии




Раздел 1. Клеточное строение организмов (9часов)




Личностные результаты:

Учащиеся должны:

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника

7

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа№1. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Работа с лупой и микроскопом, изу-чение устройства мик-роскопа. Отработка правил работы с микроскопом.

б

г




§6, выучить правила ра-боты с микроскопом


8

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа№2

Рассматривание строения

растения с помощью лупы.



Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


Рассматривание строения растения с помощью лупы , описание и схематическое их изображение.


б

г




Повт.§6, отв. на вопр.





9

Строение клетки.

Лабораторная работа №3

Строение клеток кожицы чешуи лука


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Приготовление микропре-паратов. Наблюдение частей и органоидов клетки под микроскопом, описание и схематическое их изображение.


б

г




§7стр.34-37, инд.зад .




10





Строение клетки. Лабораторная работа№4

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Приготовление микро-препаратов. Наблюдение частей и органоидов клетки под микроскопом, опи-сание и схематическое их изображение


б

г




§7стр37-39, вып. зад.27 в раб тетр..




11

Химический состав клетки.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение роли минеральных веществ, воды, органических ве-ществ, входящих в состав клетки.

б

г




§8, вып. зад.29 в раб тетр.


12


Жизнедеятельность клетки.

Лабораторная работа№5

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности клетки. Постановка биологических экспериментов по изучению процессов жизнедея-тельности организмов.

б

г




§9cтр.42-43, вып. зад.29 в раб тетр.






13

Деление и рост клеток.


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности клетки-деления и роста.

б

г




§9стр.43-45, отв. на вопр. вып. зад.32 в раб тетр.




14

Ткани.

Лабораторная работа№6

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Определение понятия «ткань». Выделение призна-ков, характерных для раз-личных видов тканей. Отра-ботка умений работы с мик-роскопом и определение различных растительных тканей на микропрепаратах. Работа с учебником, рабо-чей тетрадью и дидак-тическими материалами.

б

г




§10, отв. на вопр





15

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»


Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материа-лами. Заполнение таблиц. Демонстрация умений готовить микропрепараты и работать с микроскопом

б

г




повт§3-6




Раздел 2. Царство Бактерии. ( 3часа)



Личностные результаты:

Учащиеся должны:

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.


16

Строение и жизнедеятельность бактерий


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности



Выделение сущест-венных признаков бактерий. Определение понятий, формируемых в ходе

изучения темы.

б

г




§11, инд.зад.с подг. презен-таций




17

Роль бактерий в природе и жизни человека


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение роли бак-терий в природе и жизни человека. Работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполнение таблиц.

б

г




§12, вып. зад.47 в раб тетр.





18

Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии»


Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности



Составление сооб-щения «Многообразие бактерий и их значение в природе и жизни человека» на основе обобщения материала учебника и дополнительной лите-

ратуры

б

г



Повт.§11-§12



РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (10 часов)



Личностные результаты:

Учащиеся должны:

—соблюдать правила поведения в природе.

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализиро-

вать и оценивать её, переводить из одной формы в другую


19

Разнообразие, распространение, значение растений. Красная книга. Флора Белгородской области


Вводное занятие



Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение существенных признаков растений. Выявление на живых объектах и таблицах

низших и высших растений, наиболее распространенных растений, опасных для человека растений. Сравнение представителей низших и высших рас-тений. Выявление взаимо-связи между строением растений и их местообитанием.

б

г




Конс в тетради,

§17, вып. зад.60 в раб тетр.



20

Водоросли.

Лабораторная работа №7

Строение зеленых водорослей


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выделение существенных признаков водорослей. Работа с таблицами и гербарными образцами, вы-явление представителей водорослей. Приготовление микропрепаратов и работа с микроскопом. Выполнение лабораторной работы.

б

г




§18стр.93-95, инд.зад.




21

Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Работа с таблицами и гербарными образцами, вы-явление представителей водорослей. Объяснение роли водорослей в природе и жизни человека.

б

г




§18стр.95-97, инд.зад


.




22

Мхи.

Лабораторная работа№8

Строение мха (на местных видах)


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выделение существенных признаков высших споро-вых растений. Сравнение высших споровых и нахождение их предста-вителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснение роли мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека


б

г




§ 20, вып. зад.70 в раб тетр.




23



Плауны. Хвощи.

Лабораторная работа№9

Строение спороносящего хвоща


.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выделение существенных признаков высших споро-вых растений. Сравнение высших споровых и нахождение их предста-вителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснение роли хвощей и плаунов в природе и жизни человека


б

г




§21cтр.112-115, отв. на вопросы


24

Папоротники.

Лабораторная работа№10

Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя)


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выделение существенных признаков высших споро-вых растений. Сравнение высших споровых и нахождение их предста-вителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснение роли папо-ротников в природе и жизни человека


б

г




§21cтр.115-117, отв. на вопросы, инд.зад.





25

Голосеменные растения

Лабораторная работа№11 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выделение существенных признаков голосеменных растений. Описание представителей голо-семенных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяс-нение роли голосеменных в природе и жизни человека.

б

г




§22, инд.зад.




26

Покрытосеменные, или Цветковые. Ядовитые и лекарственные расте-ния Белгородской области

Лабораторная работа№12

Строение цветкового растения



Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

.

Выделение существенных признаков покрытосемен-ных растений.Описание представителей покры-тосеменных растений с ис-пользованием живых объек-тов, таблиц и гербарных образцов. Объяснение роли покрытосеменных в при-роде и жизни человека.

б

г




§23, инд.зад.





27

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Изучение и первичное зак-репление но-вых знаний и способов деятельности

Обоснование развития растительного мира. Характеристика основных этапов развития растительного мира. Сравнение представителей разных групп растений и формирование выводов на основе сравнения. Оценка с эстетической точки зрения представителей расти-тельного мира

б

г




§24, отв. на вопросы.






28

Обобщающий урок по теме «Царство Растения»





Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Обобщение знаний по теме «Царство Растения»

Нахождение информации о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и ее оценивание. Перевод информации из одной формы ( например, текстовой) в другую (например, табличную)


б

г




Повт.§24





Раздел 3 Царство грибы( 6 часов)

Личностные результаты:

Учащиеся должны:

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— реализовывать теоретические знания на практике

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

29

Общая характеристика грибов

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение существенных признаков строения и жизнедея-тельности грибов. Объяснение роли грибов в природе и жизни человека.

б

г



§13, выполнить зад.49 в раб тетр.


30

Шляпочные грибы.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Различение на живых объектах и таблицах съедобных и ядовитых грибов. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

б

г



§14,инд.зад.с подг. пре-зентаций


31

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №13

Особенности строения мукора и дрожжей








Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Приготовление микро-препаратов и наблюдение строения мукора и дрожжей под микроскопом. Сравнение увиденного под микроскопом с приве-денным в учебнике изображением. Работа с микроскопом, изучение его устройства. Изучение и соблюдение правил рабо-ты с микроскопом.

б

г



§15,инд.зад.с подг.презентаций


32

Грибы-паразиты. Многообразие грибов Белгородской области, редкие и исчезающие виды грибов




Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение роли грибов-паразитов в природе и жиз-ни человека.


б

г



§16, отв. на вопросы


33

Лишайники. Знакомство с экологическими проблемами своей местности.







Изучение и первичное зак-репление но-вых знаний и способов дея-тельности

Нахождение лишайников в природе



б

г



§19, вып. зад.60 в раб тетр.


34

Обобщающий урок по теме «Царство Грибы»





Обобщение и систематизация знаний и способов дея-тельности

Работа с учебником, рабо-чей тетрадью и дидактиче-скими материалами. Запол-нение таблицы.

б

г



































Лист корректировки


В календарно-тематическое планирование внесены изменения в соответствие с инструктивно-методическим письмом «О включении в учебный процесс образовательных организаций Белгородской области интегрированного курса «Белгородоведение».

Содержание модуля «Биология» направлено на развитие естественно-научного и экологического мышления школьников на основе биологических и экологических знаний родного края. Данный модуль позволяет решить задачи формирования у школьников краеведческих биологических и экологических знаний, освоения методов исследования природы родного края, знакомство с разнообразием растительного и животного мира Белгородской области, охране и бережном отношении ко всем объектам живой природы.

Содержания краеведческого материала при изучении ключевых тем курса «Биология» (5-11 классы) соответствует возрастным особенностям учащихся и позволяет реализовать региональный компонент, предусмотренный примерными программами общего образования.




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!