№ п/п | Тема учебного занятия | Тип учебного занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата проведения | Домашнее задание | Примечание |
по пла-ну | факти-чески |
| Введение ( 6часов) |
| Личностные результаты: Учащиеся должны: —уметь реализовывать теоретические познания на практике; —видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — знать правила поведения в природе; Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. |
1 | Биология — наука о живой природе | Вводное занятие | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы | б г | | §1, отв. на вопр. | |
2 | Методы исследования в биологии. Практическая работа Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Характеристика влияния деятельоности человека на природу. Ведение дневника фенологических наблюдений | б г | | §2, отв. на вопр. | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Определение царств живых организмов и отличительных признаков живого. | б г | | §3, cоста-вить план параграфа | |
4 | Среды обитания организмов. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Анализ связей организмов со средой обитания. | б г | | §4, cоставить план параг-рафа | |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Анализ и сравнение экологических факторов. | б г | | §5, отв. на вопр., вып. зад.18,19 в раб тетр. | |
6 | Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Подготовка отчета по экскурсии. Ведение дневника фенологиче-ских наблюдений | б г | | Отчёт об экскурсии | |
| Раздел 1. Клеточное строение организмов (9часов) |
| Личностные результаты: Учащиеся должны: — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — анализировать объекты под микроскопом; — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника |
7 | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа№1. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. . | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Работа с лупой и микроскопом, изу-чение устройства мик-роскопа. Отработка правил работы с микроскопом. | б г | | §6, выучить правила ра-боты с микроскопом | |
8 | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа№2 Рассматривание строения растения с помощью лупы. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Рассматривание строения растения с помощью лупы , описание и схематическое их изображение. | б г | | Повт.§6, отв. на вопр. | |
9 | Строение клетки. Лабораторная работа №3 Строение клеток кожицы чешуи лука | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Приготовление микропре-паратов. Наблюдение частей и органоидов клетки под микроскопом, описание и схематическое их изображение. | б г | | §7стр.34-37, инд.зад . | |
10 | Строение клетки. Лабораторная работа№4 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Приготовление микро-препаратов. Наблюдение частей и органоидов клетки под микроскопом, опи-сание и схематическое их изображение | б г | | §7стр37-39, вып. зад.27 в раб тетр.. | |
11 | Химический состав клетки. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Объяснение роли минеральных веществ, воды, органических ве-ществ, входящих в состав клетки. | б г | | §8, вып. зад.29 в раб тетр. | |
12 | Жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа№5 Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности клетки. Постановка биологических экспериментов по изучению процессов жизнедея-тельности организмов. | б г | | §9cтр.42-43, вып. зад.29 в раб тетр. | |
13 | Деление и рост клеток. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности клетки-деления и роста. | б г | | §9стр.43-45, отв. на вопр. вып. зад.32 в раб тетр. | |
14 | Ткани. Лабораторная работа№6 Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Определение понятия «ткань». Выделение призна-ков, характерных для раз-личных видов тканей. Отра-ботка умений работы с мик-роскопом и определение различных растительных тканей на микропрепаратах. Работа с учебником, рабо-чей тетрадью и дидак-тическими материалами. | б г | | §10, отв. на вопр | |
15 | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | Работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материа-лами. Заполнение таблиц. Демонстрация умений готовить микропрепараты и работать с микроскопом | б г | | повт§3-6 | |
| Раздел 2. Царство Бактерии. ( 3часа) |
| Личностные результаты: Учащиеся должны: — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; — испытывать любовь к природе; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение; Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. |
16 | Строение и жизнедеятельность бактерий | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Выделение сущест-венных признаков бактерий. Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. | б г | | §11, инд.зад.с подг. презен-таций | |
17 | Роль бактерий в природе и жизни человека | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Объяснение роли бак-терий в природе и жизни человека. Работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполнение таблиц. | б г | | §12, вып. зад.47 в раб тетр. | |
18 | Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии» | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | Составление сооб-щения «Многообразие бактерий и их значение в природе и жизни человека» на основе обобщения материала учебника и дополнительной лите- ратуры | б г | | Повт.§11-§12 | |
| РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (10 часов) |
| Личностные результаты: Учащиеся должны: —соблюдать правила поведения в природе. — испытывать любовь к природе; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализиро- вать и оценивать её, переводить из одной формы в другую |
19 | Разнообразие, распространение, значение растений. Красная книга. Флора Белгородской области | Вводное занятие | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение существенных признаков растений. Выявление на живых объектах и таблицах низших и высших растений, наиболее распространенных растений, опасных для человека растений. Сравнение представителей низших и высших рас-тений. Выявление взаимо-связи между строением растений и их местообитанием. | б г | | Конс в тетради, §17, вып. зад.60 в раб тетр. | |
20 | Водоросли. Лабораторная работа №7 Строение зеленых водорослей | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Выделение существенных признаков водорослей. Работа с таблицами и гербарными образцами, вы-явление представителей водорослей. Приготовление микропрепаратов и работа с микроскопом. Выполнение лабораторной работы. | б г | | §18стр.93-95, инд.зад. | |
21 | Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Работа с таблицами и гербарными образцами, вы-явление представителей водорослей. Объяснение роли водорослей в природе и жизни человека. | б г | | §18стр.95-97, инд.зад . | |
22 | Мхи. Лабораторная работа№8 Строение мха (на местных видах) | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Выделение существенных признаков высших споро-вых растений. Сравнение высших споровых и нахождение их предста-вителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснение роли мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | б г | | § 20, вып. зад.70 в раб тетр. | |
23 | Плауны. Хвощи. Лабораторная работа№9 Строение спороносящего хвоща . | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Выделение существенных признаков высших споро-вых растений. Сравнение высших споровых и нахождение их предста-вителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснение роли хвощей и плаунов в природе и жизни человека | б г | | §21cтр.112-115, отв. на вопросы | |
24 | Папоротники. Лабораторная работа№10 Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя) | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Выделение существенных признаков высших споро-вых растений. Сравнение высших споровых и нахождение их предста-вителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснение роли папо-ротников в природе и жизни человека | б г | | §21cтр.115-117, отв. на вопросы, инд.зад. | |
25 | Голосеменные растения Лабораторная работа№11 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Выделение существенных признаков голосеменных растений. Описание представителей голо-семенных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяс-нение роли голосеменных в природе и жизни человека. | б г | | §22, инд.зад. | |
26 | Покрытосеменные, или Цветковые. Ядовитые и лекарственные расте-ния Белгородской области Лабораторная работа№12 Строение цветкового растения | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности . | Выделение существенных признаков покрытосемен-ных растений.Описание представителей покры-тосеменных растений с ис-пользованием живых объек-тов, таблиц и гербарных образцов. Объяснение роли покрытосеменных в при-роде и жизни человека. | б г | | §23, инд.зад. | |
27 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Изучение и первичное зак-репление но-вых знаний и способов деятельности | Обоснование развития растительного мира. Характеристика основных этапов развития растительного мира. Сравнение представителей разных групп растений и формирование выводов на основе сравнения. Оценка с эстетической точки зрения представителей расти-тельного мира | б г | | §24, отв. на вопросы. | |
28 | Обобщающий урок по теме «Царство Растения» | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | Обобщение знаний по теме «Царство Растения» Нахождение информации о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и ее оценивание. Перевод информации из одной формы ( например, текстовой) в другую (например, табличную) | б г | | Повт.§24 | |
| Раздел 3 Царство грибы( 6 часов) Личностные результаты: Учащиеся должны: — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — испытывать любовь к природе; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; — реализовывать теоретические знания на практике Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. |
29 | Общая характеристика грибов | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение существенных признаков строения и жизнедея-тельности грибов. Объяснение роли грибов в природе и жизни человека. | б г | | §13, выполнить зад.49 в раб тетр. | |
30 | Шляпочные грибы. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Различение на живых объектах и таблицах съедобных и ядовитых грибов. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | б г | | §14,инд.зад.с подг. пре-зентаций | |
31 | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №13 Особенности строения мукора и дрожжей | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Приготовление микро-препаратов и наблюдение строения мукора и дрожжей под микроскопом. Сравнение увиденного под микроскопом с приве-денным в учебнике изображением. Работа с микроскопом, изучение его устройства. Изучение и соблюдение правил рабо-ты с микроскопом. | б г | | §15,инд.зад.с подг.презентаций | |
32 | Грибы-паразиты. Многообразие грибов Белгородской области, редкие и исчезающие виды грибов | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Объяснение роли грибов-паразитов в природе и жиз-ни человека. | б г | | §16, отв. на вопросы | |
33 | Лишайники. Знакомство с экологическими проблемами своей местности. | Изучение и первичное зак-репление но-вых знаний и способов дея-тельности | Нахождение лишайников в природе | б г | | §19, вып. зад.60 в раб тетр. | |
34 | Обобщающий урок по теме «Царство Грибы» | Обобщение и систематизация знаний и способов дея-тельности | Работа с учебником, рабо-чей тетрадью и дидактиче-скими материалами. Запол-нение таблицы. | б г | | | |
В календарно-тематическое планирование внесены изменения в соответствие с инструктивно-методическим письмом «О включении в учебный процесс образовательных организаций Белгородской области интегрированного курса «Белгородоведение».
Содержания краеведческого материала при изучении ключевых тем курса «Биология» (5-11 классы) соответствует возрастным особенностям учащихся и позволяет реализовать региональный компонент, предусмотренный примерными программами общего образования.