МБОУ СОШ № 5 г. Тимашевска
подпись Ф.И.О.
Номер урока | Содержание ( разделы, темы) | Коли- чество часов | Дата проведения 5 класс | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ – компетенции, межпредметные понятия |
план | факт |
Тема 1. Отличие живого от неживого. | 7 | |
1 | Биология наука о живом. Методы изучения живых организмов. | 1 | 7.09 | | Лупа ручная, микроскоп, измерительная линейка. | Называть основные методы изучения природы. Работать с рисунками учебника как источником информации. Осваивать разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов. |
2 | Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. | 1 | 14.09 | | Лупа ручная, микроскоп, набор препаровальных инструментов. | Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
3 | Особенности химического состава живых организмов. | 1 | 21.09 | | Тела живой и неживой природы. | Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы. Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу. Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации |
4 | Белки, жиры, углеводы - важнейшие органические вещества, необходимые для жизни. | 1 | 28.09 | | Таблица: Химический состав клетки. | Выявлять особенности химического состава живых организмов . Анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта. Формировать выводы. Оценивать важность полученных опытным путём результатов в повседневной жизни. Работать с рисунком как источником информации. |
5 | Вода-необходимое условие жизни. | 1 | 05.10 | | Таблица: Химический состав клетки. | Обосновывать роль неорганических и органических веществ в живом организме. Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления. Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства. Развивать навыки исследовательской работы. Использовать ресурсы Интернета для поиска информации по теме |
Номер урока | Содержание ( разделы, темы) | Коли- чество часов | Дата проведения 5 класс | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ – компетенции, межпредметные понятия |
план | факт |
6 | Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. | 1 | 12.10 | | Всё необходимое при проведении самостоятельного опыта по проращиванию семян в домашних условиях | Определять свойства живых организмов. Объяснять значение науки биологии в жизни человека. Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления. Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства Развивать навыки исследовательской работы при проведении самостоятельного опыта по проращиванию семян в домашних условиях |
7 | Экс: «Живая и неживая природа». | 1 | 19.10 | | | Сравнивать объекты живой и неживой природы. Наблюдать за живыми организмами, выделяя свойства живого. Делать выводы о различиях тел живой и неживой природы. Оформлять отчёт о своих наблюдениях в ходе экскурсии. Соблюдать правила поведения в природе |
Тема 2. Клеточное строение организмов | 7 | |
8 | Клеточное строение организмов. | 1 | 26.10 | | Микроскоп. Таблица: Строение клетки. | Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки и разных способов питания растений и животных |
9 | Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Л. р. №1. | 1 | 02.11 | | Микроскоп. | Научиться работать с микроскопом, изучить его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. Проверять правильность подготовки микроскопа к работе. Проводить самооценку и взаимооценку правильности настройки микроскопа. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
10 | Приготовление микропрепаратов. Л. р. №2. | 1 | 16.11 | | Микроскоп. Лабораторное оборудование. | Научиться готовить микропрепарат. Соблюдать правила приготовления микропрепарата, проводить взаимооценку правильности его приготовления. Находить в клетках листа хлоропласты. Объяснять роль хлорофилла для жизни на Земле. Формировать систему в организации учебного труда, выполняя правила подготовки рабочего места для исследования. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
11 | Клеточное строение организмов. | 1 | 23.11 | | Микроскоп, таблица: одноклеточные и многоклеточные организмы» | Сравнивать функции клеток одноклеточного и многоклеточного организмов. Доказывать, что клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо. Называть признаки живого. Доказывать взаимосвязь строения клеток и тканей с выполняемой функцией, используя рисунки учебника и собственные исследования. Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы. Аргументировать важность биологических знаний для использования в повседневной жизни. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
12 | Л. р. №3. | 1 | 30.11 | | Микроскоп. Лабораторное оборудование. |
13 | Клетки, ткани и органы. | 1 | 07.12 | | |
14 | Полугодовая к. р. | 1 | 14.12 | | Дидактический материал |
Тема 3. Жизнедеятельность организмов | 20 | |
15 | Продолжительность жизни разных организмов. | 1 | 21.12 | | Рисунки учебника, схемы. | Решать поисковую задачу с использованием рисунка как источника информации. Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Оценивать свою готовность к исследовательской работе в ходе проведения домашнего опыта |
16 | Размножение организмов. | 1 | 11.01 | | Таблица: Половое и бесполое размножение | Определять понятия: «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гамета», «зигота», «зародыш». Характеризовать особенности бесполого и полового размножения, приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Проверять свои знания с использованием рисунка учебника |
17 | Сочетание у потомков признаков обоих родителей при половом размножении. | 1 | 18.01 | | Таблица: Наследственность и изменчивость. | Решать поисковую задачу с использованием рисунка как источника информации. Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. |
18 | Животные. Размножение, рост и развитие. | 1 | 25.01 | | Таблица : Половое и бесполое размножение | Проводить сравнение полового и бесполого размножения у животных на примере гидры, используя таблицы и рисунки учебника |
19 | Растения. Рост, развитие и размножение. | 1 | 01.02 | | | Объяснять, для чего нужны растению цветок, плод, семя. Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке. Изучение органов цветкового растения. Использовать ресурсы Интернета для поиска информации по теме |
20 | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Л. р. №4. | 1 | 08.02 | | Семя фасоли. Набор препаровальных инструментов. | Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Научиться работать с лупой. Находить части зародыша семени. Делать выводы из полученных результатов исследования. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
21 | Вегетативное размножение комнатных растений. | 1 | 15.02 | | Таблица: Вегетативное размножение. Комнатные растения | Объяснять особенности размножения растений частями тела. Приводить примеры комнатных, дикорастущих и декоративных растений, в том числе своей местности, размножающихся частями тела. Использовать на практике полученные знания при уходе за комнатными растениями. Вырастить растения для кабинета биологии без помощи семян |
22 | Растения. Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. | 1 | 22.02 | | Таблица: Фотосинтез | Выделять условия, необходимые для образования растением органического вещества. Объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений. Комментировать высказывания учёных по изучаемой проблеме. Участвовать в совместном обсуждении результатов проведённых экспериментов. Осваивать навык ведения диалога с собеседником, умения учитывать мнение других людей. Использовать ресурсы Интернета для поиска информации по теме |
23 | Органы растений. Питание растений. Л. р. №5. | 1 | 01.03 | | Объёмная модель: Строение корня. Гербарий. | Объяснять значение корней в жизни растения. Фиксировать результаты собственных исследований, использовать их для аргументированного ответа. Использовать результаты собственных исследований для аргументированного ответа. Развивать навыки работы с источниками дополнительной информации. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
24 | Животные. Питание животных. | 1 | 08.03 | | | Определять по рисунку, кто чем питается. Объяснять значение понятий: «хищник», «паразит», «растительноядное животное». Выделять общий признак всех животных и человека — питание готовыми органическими веществами. Проводить наблюдение за объектами живой природы. Высказывать личную точку зрения, комментируя результаты наблюдений. Оказывать практическую помощь животным, подкармливая птиц зимой. Соблюдать правила поведения в природе |
25 | Приспособления живых организмов к различным средам обитания. | 1 | 15.03 | | Таблица: Приспособленность к обитанию в различных средах. | Определять понятия «паразит», «паразит — хозяин». Работать с рисунком учебника как источником информации о многообразии паразитов. Выделять общие признаки паразитов. Развивать умение анализировать примеры, приведённые из дополнительных источников |
26 | Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. | 1 | 22.03 | | | Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений. Доказывать зависимость жизнедеятельности организмов от состояния окружающей среды. Использовать ресурсы Интернета для поиска информации по теме |
27 | Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов питания. | 1 | 05.04 | | | Применять знания о нитратах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу. Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека. |
28 | Вода-растворитель веществ, входящих в состав живого организма. | 1 | 12.04 | | | Доказывать важность воды в жизни организмов. Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов. Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы. Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований. Участвовать в оценке отчётов одноклассников о проведённых опытах. |
29 | Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды. Пр. р .№1: «Наблюдение за расходом воды в школе и в семье». | 1 | 19.04 | | | Объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке. Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы. Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований. |
30 | Пища — источник энергии, необходимой для жизни. | 1 | 26.04 | | Таблица: Фотосинтез. | Использовать ранее изученные понятия: «хищник», «паразит», «растительноядный». Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля — космос». Устанавливать пищевые связи между живыми организмами. Использовать полученные знания в новой ситуации, применимой в повседневной жизни |
31 | Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни. Л. р. №6. | 1 | 03.05 | | | Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с возможностью растения жить и питаться «не сходя с места». Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные знания. Проводить наблюдение за движением домашних животных. Планировать собственную деятельность при подготовке и проведении опыта в домашних условиях. |
32 | Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. | 1 | 10.05 | | Схема: Зависимость расхода энергии от образа жизни. | Объяснять значение пищи как источника энергии. Давать аргументированный ответ с использованием знаний об общих свойствах живых организмов. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни с использованием имеющихся знаний в новой ситуации |
33 | Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма. | 1 | 17.05 | | Таблица: Дыхание растений. | Определять понятие «газообмен». Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена. Оценивать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Приводить примеры приспособления живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии. Использовать ресурсы Интернета для поиска информации по теме |
34 | Итоговое занятие. Задание на лето. Итоговая к. р. | 1 | 24.05 | | Дидактический материал | Планировать собственную деятельность. Проводить самостоятельные исследования. Фиксировать результаты летних наблюдений |
| Итого | 34 часа | | | | 6 Л/р 1 П/р 2 К/р |