СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс, ФГОС.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс, ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс, ФГОС.»


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 5 г. Тимашевска

_______________ Кудрявцева Н. А.

подпись Ф.И.О.

31 августа 2017 года


Муниципальное образование Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 5

муниципального образования Тимашевский район



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии


Класс 5 «А», 5 «Б», 5 «В»

Учитель Кардовская Валентина Сергеевна

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе рабочей программы Кардовской Валентины Сергеевны, по биологии 5-9 класс, утвержденной решением педсовета, протокол № 1 от 30.08.2016 года.

Программа разработана на основе авторской программы «Биологии 5–11 класс» авторов: И.Н. Пономарёвой, В. С. Кучменко, О.А. Корниловой, А. Г. Драгомилова. Т. С. Сухова, Л. В. Симонова, Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

В соответствии с ФГОС основного общего образования.

Учебник: Сухова Т. С., Строганова В. И., Биология. 5 класс, М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.


Календарно – тематическое планирование 5 класс


Номер

урока

Содержание

( разделы, темы)

Коли-

чество

часов

Дата

проведения

5 класс

Материально-техническое оснащение

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ – компетенции,

межпредметные понятия

план

факт

Тема 1. Отличие живого от неживого.

7


1

Биология наука о живом. Методы изучения живых организмов.

1

7.09


Лупа ручная, микроскоп, измерительная линейка.

Называть основные методы изучения природы. Работать с рисунками учебника как источником информации.

Осваивать разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.

2

Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

1

14.09


Лупа ручная, микроскоп, набор препаровальных инструментов.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

3

Особенности химического состава живых организмов.

1

21.09


Тела живой и неживой природы.

Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы. Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу.

Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации

4

Белки, жиры, углеводы - важнейшие органические вещества, необходимые для жизни.

1

28.09


Таблица: Химический состав клетки.

Выявлять особенности химического состава живых организмов . Анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта. Формировать выводы.

Оценивать важность полученных опытным путём результатов в повседневной жизни.

Работать с рисунком как источником информации.

5

Вода-необходимое условие жизни.

1

05.10


Таблица: Химический состав клетки.

Обосновывать роль неорганических и органических веществ в живом организме. Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления. Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства. Развивать навыки исследовательской работы. Использовать ресурсы Интернета для поиска информации по теме

Номер

урока

Содержание

( разделы, темы)

Коли-

чество

часов

Дата

проведения

5 класс

Материально-техническое оснащение

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ – компетенции,

межпредметные понятия

план

факт

6

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов.

1

12.10


Всё необходимое при проведении самостоятельного опыта по проращиванию семян в домашних условиях

Определять свойства живых организмов.

Объяснять значение науки биологии в жизни человека. Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления. Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства Развивать навыки исследовательской работы при проведении самостоятельного опыта по проращиванию семян в домашних условиях

7

Экс: «Живая и неживая природа».

1

19.10



Сравнивать объекты живой и неживой природы. Наблюдать за живыми организмами, выделяя свойства живого. Делать выводы о различиях тел живой и неживой природы. Оформлять отчёт о своих наблюдениях в ходе экскурсии. Соблюдать правила поведения в природе

Тема 2. Клеточное строение организмов

7


8

Клеточное строение организмов.


1

26.10


Микроскоп. Таблица: Строение клетки.

Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки и разных способов питания растений и животных

9

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Л. р. №1.


1

02.11


Микроскоп.

Научиться работать с микроскопом, изучить его устройство.

Соблюдать правила работы с микроскопом.

Проверять правильность подготовки микроскопа к работе.

Проводить самооценку и взаимооценку правильности настройки микроскопа.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

10

Приготовление микропрепаратов. Л. р. №2.


1

16.11


Микроскоп. Лабораторное оборудование.

Научиться готовить микропрепарат.
Соблюдать правила приготовления микропрепарата, проводить взаимооценку правильности его приготовления.

Находить в клетках листа хлоропласты.
Объяснять роль хлорофилла для жизни на Земле.

Формировать систему в организации учебного труда, выполняя правила подготовки рабочего места для исследования.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

11

Клеточное строение организмов.


1

23.11


Микроскоп, таблица: одноклеточные и многоклеточные организмы»

Сравнивать функции клеток одноклеточного и многоклеточного организмов.

Доказывать, что клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо.

Называть признаки живого.

Доказывать взаимосвязь строения клеток и тканей с выполняемой функцией, используя рисунки учебника и собственные исследования.

Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Аргументировать важность биологических знаний для использования в повседневной жизни.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

12

Л. р. №3.


1

30.11


Микроскоп. Лабораторное оборудование.

13

Клетки, ткани и органы.


1

07.12



14

Полугодовая к. р.

1

14.12


Дидактический материал

Тема 3. Жизнедеятельность организмов

20


15

Продолжительность жизни разных организмов.

1

21.12


Рисунки учебника, схемы.

Решать поисковую задачу с использованием рисунка как источника информации.

Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Оценивать свою готовность к исследовательской работе в ходе проведения домашнего опыта

16

Размножение организмов.

1

11.01


Таблица: Половое и бесполое размножение

Определять понятия: «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гамета», «зигота», «зародыш». Характеризовать особенности бесполого и полового размножения, приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Проверять свои знания с использованием рисунка учебника

17

Сочетание у потомков признаков обоих родителей при половом размножении.

1

18.01


Таблица: Наследственность и изменчивость.

Решать поисковую задачу с использованием рисунка как источника информации.

Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

18

Животные. Размножение, рост и развитие.

1

25.01


Таблица : Половое и бесполое размножение

Проводить сравнение полового и бесполого размножения у животных на примере гидры, используя таблицы и рисунки учебника

19

Растения. Рост, развитие и размножение.

1

01.02



Объяснять, для чего нужны растению цветок, плод, семя. Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке. Изучение органов цветкового растения. Использовать ресурсы Интернета для поиска информации по теме

20

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Л. р. №4.

1

08.02


Семя фасоли. Набор препаровальных инструментов.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Научиться работать с лупой. Находить части зародыша семени. Делать выводы из полученных результатов исследования. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

21

Вегетативное размножение комнатных растений.

1

15.02


Таблица: Вегетативное размножение. Комнатные растения

Объяснять особенности размножения растений частями тела. Приводить примеры комнатных, дикорастущих и декоративных растений, в том числе своей местности, размножающихся частями тела. Использовать на практике полученные знания при уходе за комнатными растениями. Вырастить растения для кабинета биологии без помощи семян

22

Растения. Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез.

1

22.02


Таблица: Фотосинтез

Выделять условия, необходимые для образования растением органического вещества. Объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений.

Комментировать высказывания учёных по изучаемой проблеме. Участвовать в совместном обсуждении результатов проведённых экспериментов. Осваивать навык ведения диалога с собеседником, умения учитывать мнение других людей. Использовать ресурсы Интернета для поиска информации по теме

23

Органы растений. Питание растений. Л. р. №5.

1

01.03


Объёмная модель: Строение корня. Гербарий.

Объяснять значение корней в жизни растения. Фиксировать результаты собственных исследований, использовать их для аргументированного ответа.

Использовать результаты собственных исследований для аргументированного ответа. Развивать навыки работы с источниками дополнительной информации.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

24

Животные. Питание животных.

1

08.03



Определять по рисунку, кто чем питается.

Объяснять значение понятий: «хищник», «паразит», «растительноядное животное». Выделять общий признак всех животных и человека — питание готовыми органическими веществами. Проводить наблюдение за объектами живой природы.

Высказывать личную точку зрения, комментируя результаты наблюдений.

Оказывать практическую помощь животным, подкармливая птиц зимой.

Соблюдать правила поведения в природе

25

Приспособления живых организмов к различным средам обитания.

1

15.03


Таблица: Приспособленность к обитанию в различных средах.

Определять понятия «паразит», «паразит — хозяин». Работать с рисунком учебника как источником информации о многообразии паразитов. Выделять общие признаки паразитов. Развивать умение анализировать примеры, приведённые из дополнительных источников

26

Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека.

1

22.03



Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений.

Доказывать зависимость жизнедеятельности организмов от состояния окружающей среды.

Использовать ресурсы Интернета для поиска информации по теме

27

Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов питания.

1

05.04



Применять знания о нитратах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу. Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека.

28

Вода-растворитель веществ, входящих в состав живого организма.

1

12.04



Доказывать важность воды в жизни организмов. Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов. Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы. Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований. Участвовать в оценке отчётов одноклассников о проведённых опытах.

29

Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды. Пр. р .№1: «Наблюдение за расходом воды в школе и в семье».

1

19.04



Объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке. Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы. Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований.

30

Пища — источник энергии, необходимой для жизни.

1

26.04


Таблица: Фотосинтез.

Использовать ранее изученные понятия: «хищник», «паразит», «растительноядный».

Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля — космос».

Устанавливать пищевые связи между живыми организмами. Использовать полученные знания в новой ситуации, применимой в повседневной жизни

31

Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни.

Л. р. №6.


1

03.05



Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с возможностью растения жить и питаться «не сходя с места».

Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные знания. Проводить наблюдение за движением домашних животных.

Планировать собственную деятельность при подготовке и проведении опыта в домашних условиях.

32

Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма.

1

10.05


Схема: Зависимость расхода энергии от образа жизни.

Объяснять значение пищи как источника энергии. Давать аргументированный ответ с использованием знаний об общих свойствах живых организмов. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни с использованием имеющихся знаний в новой ситуации

33

Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма.

1

17.05


Таблица: Дыхание растений.

Определять понятие «газообмен».

Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена. Оценивать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Приводить примеры приспособления живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии. Использовать ресурсы Интернета для поиска информации по теме

34

Итоговое занятие. Задание на лето. Итоговая к. р.

1

24.05


Дидактический материал

Планировать собственную деятельность.

Проводить самостоятельные исследования. Фиксировать результаты летних наблюдений


Итого

34 часа




6 Л/р

1 П/р

2 К/р









Приложение № 1

Перечень лабораторных работ

п/п

Название

1

Изучение устройства увеличительных приборов.

2

Приготовление микропрепарата.

3

Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

4

Изучение строения семени фасоли.

5

Рассматривание корней растений.

6

Наблюдение за передвижением животных.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!