СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс, ФГОС.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс, ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс, ФГОС.»

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 5 г. Тимашевска

_______________ Кудрявцева Н. А.

подпись Ф.И.О.

31 августа 2016 года


Муниципальное образование Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 5

муниципального образования Тимашевский район



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии


Класс 8 «А», 8 «Б». 8 «В»

Учитель Кардовская Валентина Сергеевна

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.


Планирование составлено на основе рабочей программы Кардовской Валентины Сергеевны, по биологии 5-9 класс, утвержденной решением педсовета, протокол № 1 от 30.08.2016 года.

Программа разработана на основе авторской программы «Биологии 5–11 класс» авторов: И.Н. Пономарёвой, В. С. Кучменко, О.А. Корниловой, А. Г. Драгомилова. Т. С. Сухова, Л. В. Симонова, Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

В соответствии с ФГОС основного общего образования.

Учебник: Константинов В. М. Под ред. Константинов В. М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. 8 класс, М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

Календарно – тематическое планирование 8 класс


Номер

урока

Содержание

( разделы, темы)

Коли-

чество

часов

Дата

проведения

8 класс

Материально-техническое оснащение

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ – компетенции,

межпредметные понятия

план

факт

Тема 1. Общие сведения о мире животных.

5


1

Зоология — наука о животных.

1

01.09


Видеофильм «Многообразие животного мира».

Выявлять признаки сходства и различий животных и растений.

Приводить примеры различных представителей царства Животные.

Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека.

2

Животные и окружающая среда. Экс. №1 «Разнообразие животных в природе».

1

06.09


Коллекции насекомых. Таблиц «Природные сообщества».

Пояснять на конкретных примерах распространение животных в различных средах жизни.

Сравнивать и характеризовать внешние признаки животных различных сред обитания по рисункам.

Устанавливать различие понятий «среда жизни», «среда обитания», «место обитания».

Описывать влияние экологических факторов на животных.

Доказывать наличие взаимосвязей между животными в природе.

Определять роль вида в биоценозе.
Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме.

Соблюдать правила поведения в природе.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

3

Классификация животных и основные систематические группы.

1

08.09


Презентация «Основные систематические группы животных».

Называть принципы, являющиеся основой классификации организмов.

Характеризовать критерии основной единицы классификации.

Устанавливать систематическое положение (соподчинение) различных таксонов на конкретном примере.

4

Влияние человека на животных.

Краткая история развития зоологии.

1

13.09


Таблица «Охрана животных».

Портреты ученых. Влажные препараты

Описывать формы влияния человека на животных.

Оценивать результаты влияния человека с этической точки зрения.

Устанавливать взаимосвязь численности отдельных видов животных и их взаимоотношений в природе.
Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщения о сокращении численности отдельных видов животных.

Характеризовать пути развития зоологии.

Определять роль отечественных учёных в развитии зоологии.

Анализировать достижения К. Линнея и Ч. Дарвина в области биологической науки.

5

Обобщение знаний по теме «Общие сведения о мире животных».

1

15.09


Дидактический материал

Описывать характерные признаки животных.
Называть представителей животных.

Тема 2. Строение тела животных.

2


6

Клетка.

Наука цитология. Строение животной клетки.

1

20.09


Таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», «Виды тканей»

Сравнивать клетки животных и растений.

Называть клеточные структуры животной клетки.

Делать выводы о причинах сходства и различий животной и растительной клеток.
Устанавливать взаимосвязь строения животной клетки с типом питания.

7

Ткани, органы и системы органов. Типы симметрии животного, их связь с его образом жизни. Обобщение знаний по теме «Строение тела животных».

1

22.09


Таблицы «Животная клетка», «Виды тканей». Дидактический материал.

Называть типы тканей животных.

Устанавливать взаимосвязь строения тканей и их функций.

Характеризовать органы и системы органов животных.

Приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме.

Высказывать предположения о последствиях нарушения взаимосвязи органов и систем органов для организма.

Описывать взаимосвязь образа жизни животного и типа симметрии тела.
Систематизировать материал по теме, используя форму таблицы.

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные.

4


8

Общая характеристика подцарства Простейшие.

1

27.09


Видеофильм «Одноклеточные животные». Таблица «Одноклеточные животные».

Выявлять характерные признаки подцарства Простейшие, или Одноклеточные, типа Саркодовые и жгутиконосцы.

Распознавать представителей класса Саркодовые на микропрепаратах, рисунках, фотографиях.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма на примере амёбы-протея.
Обосновывать роль простейших в экосистемах.

9

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.


1

29.09


Таблица «Одноклеточные животные».

Характеризовать среду обитания жгутиконосцев.

Устанавливать взаимосвязь характера питания и условий среды.

Обосновывать вывод о промежуточном положении эвглены зелёной.

Приводить доказательства более сложной организации колониальных форм жгутиковых.

Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах

10

Класс Жгутиконосцы.

Тип Инфузории.

1

04.10


Таблица «Одноклеточные животные». Микроскоп, лабораторное оборудование.

Выявлять характерные признаки типа Инфузории.

Приводить примеры и характеризовать черты усложнения организации инфузорий по сравнению с саркожгутиконосцами.

Наблюдать простейших под микроскопом.

Фиксировать результаты наблюдений.
Обобщать полученные результаты, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

11

Значение простейших. Обобщение знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные».

1

06.10


Дидактический материал

Объяснять происхождение простейших.

Распознавать представителей простейших-паразитов на микропрепаратах, рисунках, фотографиях.

Приводить доказательства необходимости выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний.

Выявлять характерные особенности животных по сравнению с растениями.
Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности организмов и условий среды.

Формулировать вывод о роли простейших в природе.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные.

2


12

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность.

1

11.10


Видеофильм «Пресноводная гидра».

Таблица «Тип кишечнополостные». Муляжи.

Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные.

Называть представителей типа кишечнополостных.

Выделять общие черты строения.

Объяснять на конкретном примере наличие лучевой симметрии у кишечнополостных.

Характеризовать признаки более сложной организации кишечнополостных по сравнению с простейшими.

13

Разнообразие кишечнополостных. Обобщение знаний по теме «Тип Кишечнополостные». Входная к. р.

1

13.10


Таблица «Тип кишечнополостные». Муляжи. Дидактический материал.

Определять представителей типа на рисунках, фотографиях, живых объектах.

Характеризовать отличительные признаки классов кишечнополостных, используя рисунки учебника.

Выявлять черты сходства и различия жизненных циклов гидроидных и сцифоидных медуз.

Устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функций организма кишечнополостных.

Называть признаки, свидетельствующие о древнем происхождении кишечнополостных.
Раскрывать роль кишечнополостных в экосистемах.

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6


14

Тип Плоские черви. Общая характеристика.

1

18.10


Таблица «Белая планария».

Описывать основные признаки типа Плоские черви.

Называть основных представителей класса Ресничные черви.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов ресничных червей.

Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными.

15

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики.

1

20.10


Таблица «Плоские черви».

Называть характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, используя рисунки учебника.

Устанавливать взаимосвязь строения червей-паразитов и среды их обитания.

Распознавать представителей классов плоских червей на рисунках, фотографиях.

Соблюдать санитарно-гигиенические требования в повседневной жизни в целях предупреждения заражения паразитическими червями.

16

Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика.

1

25.10


Таблица «Круглые черви».

Описывать характерные черты строения круглых червей.

Распознавать представителей класса на рисунках и фотографиях.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма и образа его жизни.

Находить признаки отличия первичной полости от кишечной.

Соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями.

17

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви.


1

27.10


Таблица «Кольчатые черви».

Называть черты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми.

Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях.

Характеризовать черты усложнения строения систем внутренних органов.
Формулировать вывод об уровне строения органов чувств.

18

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви.

Л. р. № 1, 2.


1

01.11


Таблица «Внутреннее и внешнее строение дождевого червя». Влажный препарат. Микроскоп, лабораторное оборудование.

Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях.

Устанавливать взаимосвязь строения дождевого червя с его обитанием в почве.

Обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебного проекта о роли кольчатых червей в почвообразовании.

Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

19

Обобщение знаний по теме «Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».

1

15.11


Дидактический материал.

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Тема 6. Тип Моллюски.

4


20

Общая характеристика типа. Класс Брюхоногие моллюски.

Роль в природе и значение для человека.

1

17.11


Влажные препараты. Таблица «Внутреннее строение брюхоногого моллюска.

Характеризовать особенности строения представителей различных классов моллюсков.

Называть основные черты сходства и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков и их организации. Распознавать и сравнивать внешнее строение представителей класса на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями внутренних органов.

Характеризовать способы питания брюхоногих моллюсков.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли брюхоногих моллюсков в экосистемах.

21

Класс Двустворчатые моллюски
Роль в природе и значение для человека. Л. р. 3.

1

22.11


Влажные препараты. Таблица «Внутреннее строение двухстворчатого моллюска».

Различать и определять двустворчатых моллюсков на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Объяснять взаимосвязь образа жизни и особенностей строения двустворчатых моллюсков.

Характеризовать черты приспособленности моллюсков к среде обитания.

Формулировать вывод о роли двустворчатых моллюсков в водных экосистемах, в жизни человека.

Устанавливать сходство и различия в строении раковин моллюсков.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

22

Класс Головоногие моллюски

Признаки усложнения организации.

1

24.11


Презентация «Головоногие моллюски».

Выделять характерные признаки класса головоногих моллюсков.

Определять и классифицировать представителей различных классов моллюсков, используя рисунки, фотографии, натуральные объекты.

Аргументировать наличие более сложной организации у головоногих моллюсков.

23

Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски».

1

29.11


Дидактический материал.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации реферата о роли моллюсков в природе и в жизни человека.

Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы по теме.

Тема 7. Тип Членистоногие.

7


24

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Охрана членистоногих.

1

01.12


Фильм «Ракообразные». Таблица «Внешнее и внутреннее строение речного рака».

Выявлять общие признаки классов типа Членистоногие.

Определять и классифицировать представителей класса Ракообразные по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о разнообразии ракообразных.

25

Класс Паукообразные.

Общая характеристика. Меры защиты от заболеваний, переносимых отдельными клещами, от укусов ядовитых пауков.

1

06.12


Фильм «Паукообразные». Таблица «Класс паукообразные. Паук крестовик».

Выявлять характерные признаки класса Паукообразные.

Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях, в коллекциях.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Устанавливать взаимосвязь строения паукообразных и их образа жизни (хищничество, паразитизм).

Аргументировать необходимость соблюдения мер безопасности от заражения клещевым энцефалитом.

26

Класс Насекомые.

Общая характеристика.

Л. р. 4.

1

08.12


Таблица «Внешнее и внутреннее строение майского жука». Коллекции насекомых.

Выявлять характерные признаки класса Насекомые.

Определять и классифицировать представителей класса по рисункам, фотографиям, коллекциям.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы.

Устанавливать взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности насекомых.

Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

27

Типы развития насекомых

Развитие с неполным превращением.

1

13.12


Видеофильм «Развитие насекомых с полным и неполным превращением». Коллекции насекомых.

Характеризовать типы развития насекомых.

Объяснять принципы классификации насекомых.

Устанавливать систематическую принадлежность насекомых.

Выявлять различия в развитии насекомых с полным и неполным превращением.

Обобщать и систематизировать материал по теме в форме таблиц.

28

Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

1

15.12


Коллекции насекомых. Видеофильм «Общественные насекомые».

Называть состав семьи общественных насекомых на примере пчёл, муравьёв.
Характеризовать функции членов семьи, способы координации их действий.

Объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности.
Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов насекомых.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебных проектов о разнообразии насекомых.

29

Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Насекомые, снижающие численность вредителей растений.

1

20.12


Коллекции насекомых.

Называть насекомых, приносящих вред сельскохозяйственным культурам.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Характеризовать последствия воздействия вредных для человека насекомых на организм человека и животных.

Описывать методы борьбы с насекомыми — вредителями и переносчиками заболеваний.
Устанавливать взаимосвязи среды обитания, строения и особенностей жизнедеятельности насекомых.

Систематизировать информацию по теме и обобщать её в виде схем, таблиц.

30

Обобщение знаний по темам 1–7. Полугодовая к. р.

1

22.12


Дидактический материал.

Характеризовать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных и растений.

Устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов животных.

Обосновывать необходимость охраны животных.

Определять систематическую принадлежность животных.

Обобщать и систематизировать знания по темам 1–7, делать выводы.

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы.

6


31

Хордовые. Примитивные формы. Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные, класс Ланцетники.

1

10.01


Таблицы «Внешнее и внутреннее строение ланцетника», «Тип членистоногие», «Тип хордовые», «тип кольчатые черви».

Выделять основные признаки хордовых.

Характеризовать принципы разделения типа Хордовые на подтипы.

Объяснять особенности внутреннего строения хордовых на примере ланцетника.

Обосновывать роль ланцетника для изучения эволюции хордовых.

Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными.

32

Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение

Л. р. 5.

1

12.01


Таблица «Внешнее и внутреннее строение речного окуня». Муляж.

Характеризовать особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде.

Наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб в ходе выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

33

Внутреннее строение рыб. Особенности размножения рыб.

Миграции. Л. р. 6.

1

17.01


Таблица «Внешнее и внутреннее строение речного окуня». Муляж. Микроскоп, лабораторное оборудование.

Устанавливать взаимосвязь строения отдельных частей скелета рыб и их функций.

Выявлять характерные черты строения систем внутренних органов.

Сравнивать особенности строения и функций внутренних органов рыб и ланцетника.

Характеризовать черты усложнения организации рыб. Характеризовать особенности размножения рыб в связи с обитанием в водной среде.

Описывать различное поведение рыб при появлении потомства и черты приспособленности к его сохранению.

Оценивать роль миграций в жизни рыб.
Наблюдать и описывать особенности внутреннего строения рыб в ходе выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

34

Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы.

1

19.01


Фильм «Многообразие рыб».

Объяснять принципы классификации рыб.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Устанавливать систематическую принадлежность рыб.

Распознавать представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Выявлять признаки организации хрящевых и костных рыб, делать выводы.

Обосновывать место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных.

35

Промысловые рыбы. Их использование и охрана

1

24.01



Различать на рисунках, фотографиях, натуральных объектах основные группы промысловых рыб.

Характеризовать осетровых рыб как важный объект промысла.

Называть наиболее распространённые виды рыб и объяснять их значение в жизни человека.

36

Обобщение знаний по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы».

1

26.01


Дидактический материал.

Проектировать меры по охране ценных групп рыб.

Характеризовать черты приспособленности рыб к жизни в водной среде.

Называть отличительные признаки бесчерепных.

Обосновывать роль рыб в экосистемах.
Объяснять причины разнообразия рыб, усложнения их организации с точки зрения эволюции животного мира.

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии.

4


37

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика.

1

31.01


Таблица «Внешнее и внутреннее строение озерной лягушки». Фильм «Класс земноводные». Муляжи

Описывать характерные черты внешнего строения земноводных, связанные с условиями среды обитания.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Устанавливать взаимосвязь строения кожного покрова и образа жизни амфибий.

Выявлять прогрессивные черты строения скелета головы и туловища, опорно-двигательной системы в целом по сравнению с рыбами.

Характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде.

38

Строение и деятельность внутренних органов земноводных.

1

02.02


Таблица «Внешнее и внутреннее строение озерной лягушки». Муляжи.

Устанавливать взаимосвязь строения органов и систем органов с их функциями и средой обитания.

Сравнивать, обобщать информацию о строении внутренних органов амфибий и рыб, делать выводы.

Определять черты более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами.

39

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.

1

07.02


Влажный препарат.

Характеризовать влияние сезонных изменений на жизненный цикл земноводных.

Сравнивать, находить черты сходства размножения земноводных и рыб.

Наблюдать и описывать тип развития амфибий.

Обосновывать выводы о происхождении земноводных.

Обобщать материал о сходстве и различиях рыб и земноводных в форме таблицы или схемы.

40

Разнообразие и значение земноводных. Обобщение знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии».

1

09.02


Дидактический материал.

Определять и классифицировать земноводных по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Характеризовать роль земноводных в природных биоценозах и в жизни человека.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций органов со средой обитания.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии земноводных, их охране.

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

4


41

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика.

1

14.02


Таблица «Внутреннее и внешнее строение ящерицы». Муляжи.

Описывать характерные признаки внешнего строения рептилий в связи со средой обитания.

Находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных.

Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий.

Характеризовать процессы жизнедеятельности рептилий в связи с жизнью на суше.

42

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

1

16.02


Таблица «Внутреннее и внешнее строение ящерицы». Муляжи.

Устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания.

Выявлять черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

Характеризовать процессы размножения и развития пресмыкающихся.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о потомстве.

43

Разнообразие пресмыкающихся. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей.

1

21.02


Фильм «Многообразие пресмыкающихся».

Определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Находить отличительные признаки представителей разных групп рептилий.

Характеризовать черты более высокой организации представителей отряда крокодилов.

Соблюдать меры предосторожности в природе в целях предупреждения укусов ядовитых змей.

44

Значение пресмыкающихся, их происхождение. Обобщение знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся».

1

23.02


Дидактический материал.

Характеризовать роль рептилий в биоценозах, в жизни человека.

Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов рептилий.
Аргументировать вывод о происхождении пресмыкающихся от земноводных.

Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии и значении пресмыкающихся, об их происхождении и месте в эволюционном процессе.

Тема 11. Класс Птицы.

9


45

Общая характеристика класса. Внешнее строение. Л. р. 7.

1

28.02


Таблица «Тип хордовые. Класс птицы». Набор перьев.

Характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту.

Объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц.

Устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.

Изучать и описывать особенности внешнего строения птиц в ходе выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием.

46

Опорно-двигательная система птиц. Л. р. 8.

1

02.03


Таблицы «Тип хордовые. Класс птицы», «Внутреннее строение птицы».

Устанавливать взаимосвязь внешнего строения и строения скелета птицы в связи с приспособленностью к полёту.

Характеризовать строение и функции мышечной системы птиц.

Изучать и описывать строение скелета птицы в ходе выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием.

47

Внутреннее строение птиц.

1

07.03


Таблицы «Тип хордовые. Класс птицы», «Внутреннее строение птицы».

Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц.

Характеризовать причины более интенсивного обмена веществ у птиц.

Выявлять черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств птиц по сравнению с рептилиями.

48

Размножение и развитие птиц.

1

09.03


Фильм «Класс птицы».

Характеризовать особенности строения органов размножения и причины их возникновения.

Объяснять строение яйца и назначение его частей.

Описывать этапы формирования яйца и развития в нём зародыша.

Распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

49

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

1

14.03


Фильм «Класс птицы».

Характеризовать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям.

Описывать поведение птиц в период размножения, приводить примеры из личных наблюдений.

Объяснять роль гнездостроения в жизни птиц.

Устанавливать причины кочёвок и миграций птиц, их разновидности.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о мигрирующих и осёдлых птицах.

50

Разнообразие птиц. Систематические группы птиц.

1

16.03



Объяснять принципы классификации птиц.

Устанавливать систематическую принадлежность птиц, используя рисунки параграфа.

Называть признаки выделения экологических групп.

Приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии экологических групп птиц.

51

Значение и охрана птиц. Происхождение.

1

21.03



Характеризовать роль птиц в природных сообществах.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о причинах сокращения численности промысловых птиц.

Называть основные породы домашних птиц и цепи их выведения.

Аргументировать вывод о происхождении птиц от древних рептилий.

52

Экс. №2 «Птицы леса (парка)».

1

23.03



Наблюдать и описывать поведение птиц в природе.

Обобщать и фиксировать результаты экскурсии.

Участвовать в обсуждении результатов наблюдений.

Соблюдать правила поведения в природе.

53

Обобщение знаний по темам 9–11.

1

04.04


Дидактический материал.

Характеризовать строение представителей классов в связи со средой их обитания.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов животных различных классов.

Определять систематическую принадлежность представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Доказывать и объяснять усложнение организации животных в ходе эволюции.

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери.

10


54

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих.

1

06.04


Таблица «Тип хордовые. Класс млекопитающие».

Выделять характерные признаки представителей класса Млекопитающие.

Обосновывать выводы о более высокой организации млекопитающих.

Сравнивать и обобщать особенности строения и функций покровов млекопитающих и рептилий.

Характеризовать функции и роль желёз млекопитающих.

55

Внутреннее строение млекопитающих. Л. р. 9.

1

11.04


Таблицы «Тип хордовые. Класс млекопитающие», «Внутреннее строение кролика».

Описывать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы, используя примеры животных разных сред обитания.

Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений в ходе выполнения лабораторной работы.

Характеризовать особенности строения систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с рептилиями.

Аргументировать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

56

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

1

13.04


Фильм «Млекопитающие».

Характеризовать особенности размножения млекопитающих по сравнению с прочими хордовыми.

Устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений.

Объяснять причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности у млекопитающих.

Прогнозировать зависимость численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов на конкретных примерах.

57

Происхождение и разнообразие млекопитающих.

1

18.04


Фильм «Млекопитающие».

Объяснять и доказывать на примерах происхождение млекопитающих от рептилий.

Различать на рисунках, фотографиях и натуральных объектах современных млекопитающих.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации.

58

Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.

1

20.04


Фильм «Млекопитающие».

Объяснять принципы классификации млекопитающих.

Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов, находить сходство и различия.

Определять представителей различных сред жизни по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о роли животных разных отрядов в экосистемах, об особенностях строения и поведения хоботных.

59

Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.

1

25.04


Фильм «Млекопитающие».

Устанавливать различия между отрядами ластоногих и китообразных, парнокопытных и непарнокопытных.

Объяснять взаимосвязь строения и жизнедеятельности животных со средой обитания.

Определять представителей отрядов на рисунках, фотографиях.

Сравнивать представителей разных отрядов и находить сходство и различия.

Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем и таблиц.

60

Высшие, или Плацентарные, звери: приматы.

1

27.04


Таблица «Строение головного мозга приматов». Фильм «Млекопитающие». Муляж головного мозга шимпанзе.

Характеризовать общие черты строения приматов.

Находить черты сходства строения человекообразных обезьян и человека.

Различать на рисунках, фотографиях представителей человекообразных обезьян.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об эволюции хордовых животных.

61

Экологические группы млекопитающих. Экс. №3: «Разнообразие млекопитающих».

1

02.05



Называть экологические группы животных.

Характеризовать признаки животных одной экологической группы на примерах.

Наблюдать, фиксировать и обобщать результаты экскурсии.

62

Значение млекопитающих для человека.

1

04.05


Фильм «Млекопитающие».

Называть характерные особенности строения и образа жизни предков домашних животных.

Обосновывать необходимость применения мер по охране диких животных.

Характеризовать основные направления животноводства.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов по охране диких животных, об этике отношения к домашним животным, о достижениях селекционеров в выведении новых пород.

63

Обобщение знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери».

1

09.05


Дидактический материал

Характеризовать особенности строения представителей класса Звери.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов млекопитающих.

Определять систематическую принадлежность представителей классов.

Обосновывать выводы о происхождении млекопитающих.

Тема 13. Развитие животного мира на Земле.

5


64

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина.

1

11.05


Портреты ученых. Презентация «Доказательства эволюции животного мира».

Приводить примеры разнообразия животных в природе.

Объяснять принципы классификации животных.

Характеризовать стадии зародышевого развития животных.

Доказывать взаимосвязь животных в природе, наличие черт усложнения их организации.

Устанавливать взаимосвязь строения животных и этапов развития жизни на Земле.

Раскрывать основные положения учения Ч. Дарвина, их роль в объяснении эволюции организмов.

65

Развитие животного мира на Земле.

1

16.05


Таблица «Этапы развития органического мира».

Характеризовать основные этапы эволюции животных.

Описывать процесс усложнения многоклеточных, используя примеры.

Обобщать информацию и делать выводы о прогрессивном развитии хордовых.

Характеризовать основные уровни организации жизни на Земле.
Устанавливать взаимосвязь живых организмов в экосистемах.

Использовать составленную в течение года обобщающую таблицу для характеристики основных этапов эволюции животных.

66

Современный мир живых организмов. Биосфера. Учение о биосфере В.И. Вернадского. Экс. №4: «Жизнь природного сообщества весной».

1

18.05


Таблица «Биосфера».

Называть уровни организации жизни на Земле.

Описывать характерные признаки каждого уровня.

Объяснять функции разных групп организмов и их роль в образовании среды.

Приводить примеры средообразующей деятельности живых организмов.

Составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в природе.

Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы.

Давать определение понятий «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера».

Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы.

Прогнозировать последствия разрушения озонового слоя для биосферы, исчезновения дождевых червей и других живых организмов для почвообразования.

Описывать исторические представления о единстве живой материи.

Характеризовать биосистему как самую крупную экосистему Земли.
Называть границы биосферы.

Объяснять и оценивать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере.

Сравнивать функции косного и биокосного вещества.

Устанавливать взаимосвязь функций живого вещества в биосфере, связь экосистем.

Оценивать роль человека в биосфере как части биокосного вещества.

Прогнозировать последствия антропогенной деятельности для сохранения биосферы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о научной деятельности В.И. Вернадского.

Описывать природные явления.

Наблюдать за взаимоотношениями живых организмов в природном сообществе, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе.

67

Обобщение и систематизация знаний по темам 8–13. Итоговая к. р.

1

23.05


Дидактический материал.

Систематизировать знания по темам.

Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям.

68

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 8 класса.


1

25.05


Дидактический материал.

Систематизировать знания по темам раздела «Животные».

Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям.


Итого

68

часов




9 Л/р

3 К/р















Приложение № 1

Перечень лабораторных работ

п/п

Название

1

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.

2

Внутреннее строение дождевого червя.

3

Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков.

4

Внешнее строение насекомого.

5

Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.

6

Внутреннее строение рыбы.

7

Изучение строения птиц.

8

Строение скелета птицы.

9

Строение скелета млекопитающих



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!