СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс, ФГОС.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс, ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс, ФГОС.»

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 5 г. Тимашевска

_______________ Кудрявцева Н. А.

подпись Ф.И.О.

31 августа 2017 года


Муниципальное образование Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 5

муниципального образования Тимашевский район



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии


Класс 9 «А»

Учитель Кардовская Валентина Сергеевна

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.


Планирование составлено на основе рабочей программы Кардовской Валентины Сергеевны, по биологии 5-9 класс, утвержденной решением педсовета, протокол № 1 от 30.08.2016 года.

Программа разработана на основе авторской программы «Биологии 5–11 класс» авторов: И.Н. Пономарёвой, В. С. Кучменко, О.А. Корниловой, А. Г. Драгомилова. Т. С. Сухова, Л. В. Симонова, Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

В соответствии с ФГОС основного общего образования.

Учебник: Драгомилов А. Г. Под ред. Драгомилов А. Г., Маш Р.Д. Биология. 9 класс, М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

Календарно – тематическое планирование 9 «А» класс


Номер

урока

Содержание

( разделы, темы)

Коли-

чество

часов

Дата

проведения

9 «А» класс

Материально-техническое оснащение

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ – компетенции,

межпредметные понятия

Подготовка к ОГЭ

план

факт

Тема 1. Общий обзор организма человека.

5



1

Науки, изучающие организм человека.

1

02.09


Таблица «Внутреннее строение человека». Муляжи «Торс человека», «Скелет»

Определять понятия: «биосоциальная природа человека», «анатомия», «физиология», «гигиена». Объяснять роль анатомии и физиологии в развитии научной картины мира. Описывать современные методы исследования организма человека. Объяснять значение работы медицинских и санитарно-эпидемиологических служб в сохранении здоровья населения. Называть части тела человека. Сравнивать человека с другими млекопитающими по морфологическим признакам. Называть черты морфологического сходства и отличия человека от других представителей отряда. Приматы и семейство Человекообразные обезьяны. Называть основные части клетки. Описывать функции органоидов. Объяснять понятие «фермент». Различать процесс роста и процесс развития. Описывать процесс деления клетки. Выполнять лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления, фиксировать наблюдения, делать вывод по результатам опыта. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Определять понятия «ткань», «синапс», «нейроглия». Называть типы и виды тканей позвоночных животных. Различать разные виды и типы тканей. Описывать особенности тканей разных типов. Соблюдать правила обращения с микроскопом. Сравнивать иллюстрации в учебнике с натуральными объектами. Выполнять наблюдение с помощью микроскопа, описывать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Раскрывать значение понятий: «орган», «система органов», «гормон», «рефлекс». Описывать роль разных систем органов в организме. Объяснять строение рефлекторной дуги. Объяснять различие между нервной и гуморальной регуляцией внутренних органов. Классифицировать внутренние органы на две группы в зависимости от выполнения ими исполнительной или регуляторной функции. Выполнять лабораторный опыт, наблюдать и фиксировать результаты, делать выводы. Определять место человека в живой природе. Характеризовать идею об уровневой организации организма.

1.1

2

Место человека в живой природе.

1

04.09



4.1

3

Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки.

Л. р. 1.

1

09.09


Таблицы «Строение животной и растительной клетки»

2.1

4

Ткани организма человека. Общая характеристика систем органов организма человека.

Л. р. 2.

1

11.09


Таблицы «Строение животной и растительной клетки», «Ткани».

2.2

5

Регуляция работы внутренних органов.

Пр. р.1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека». Входная к. р.

1

16.09


Таблицы «Рефлекс. Рефлекторная дуга», «Железы внутренней секреции».

2.2, 3.4

Номер

урока

Содержание

( разделы, темы)

Коли-

чество

часов

Дата

проведения

9 «А» класс

Материально-техническое оснащение

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ – компетенции,

межпредметные понятия

Подготовка к ОГЭ

план

факт

Тема 2. Опорно-двигательная система.

9



6

Строение, состав и типы соединения костей

Л. р. 3, Л. р. 4

1

18.09


Таблицы «Скелет человека», «Типы соединения костей». Муляж «Скелет».

Называть части скелета. Описывать функции скелета. Описывать строение трубчатых костей и строение сустава. Раскрывать значение надкостницы, хряща, суставной сумки, губчатого вещества, костномозговой полости, жёлтого костного мозга. Объяснять значение составных компонентов костной ткани. Выполнять лабораторные опыты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение черепа. Называть отделы позвоночника и части позвонка. Раскрывать значение частей позвонка. Объяснять связь между строением и функциями позвоночника, грудной клетки. Называть части свободных конечностей и поясов конечностей. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение скелета конечностей. Раскрывать причину различия в строении пояса нижних конечностей у мужчин и женщин. Выявлять особенности строения скелета конечностей в ходе наблюдения натуральных объектов.

Определять понятия: «растяжение», «вывих», «перелом». Называть признаки различных видов травм суставов и костей. Описывать приёмы первой помощи в зависимости от вида травмы. Анализировать и обобщать информацию о травмах опорно-двигательной системы и приёмах оказания первой помощи в ходе разработки и осуществления годового проекта «Курсы первой помощи для школьников». Раскрывать связь функции и строения на примере различий между гладкими и скелетными мышцами, мимическими и жевательными мышцами. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение скелетной мышцы. Описывать условия нормальной работы скелетных мышц. Называть основные группы мышц. Раскрывать принцип крепления скелетных мышц разных частей тела. Выявлять особенности расположения мимических и жевательных мышц в ходе наблюдения натуральных объектов. Определять понятия «мышцы-антагонисты», «мышцы-синергисты». Объяснять условия оптимальной работы мышц. Описывать два вида работы мышц. Объяснять причины наступления утомления мышц и сравнивать динамическую и статическую работу мышц по этому признаку. Формулировать правила гигиены физических нагрузок. Раскрывать понятия: «осанка», «плоскостопие», «гиподинамия», «тренировочный эффект». Объяснять значение правильной осанки для здоровья. Описывать меры по предупреждению искривления позвоночника. Обосновывать значение правильной формы стопы. Формулировать правила профилактики плоскостопия. Выполнять оценку собственной осанки и формы стопы и делать выводы. Различать динамические и статические физические упражнения. Раскрывать связь между мышечными нагрузками и состоянием систем внутренних органов. Называть правила подбора упражнений для утренней гигиенической гимнастики. Характеризовать особенности строения опорно-двигательной системы в связи с выполняемыми функциями.

4.11

7

Скелет головы и туловища.

1

23.09


Муляж «Скелет».

4.11

8

Скелет конечностей.

Пр. р.2

1

25.09


Муляж «Скелет».

4.11

9

Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы.

1

30.09



4.11

10

Строение, основные типы и группы мышц.

Пр. р.3

1

02.10


Таблицы «Скелет человека», «Мышцы человека». Муляж «Скелет».

4.11

11

Работа мышц.


1

07.10


Таблицы «Скелет человека», «Мышцы человека». Муляж «Скелет».

4.11

12

Нарушение осанки и плоскостопие.

Пр. р.4

1

09.10



4.14

13

Развитие опорно-двигательной системы.

1

14.10



4.14

14

Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система».

1

16.10


Дидактический материал.

4.11, 4.14

Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма.

7



15

Значение крови и её состав.

Л. р. 5


1

21.10



Определять понятия: «гомеостаз», «форменные элементы крови», «плазма», «антиген», «антитело». Объяснять связь между тканевой жидкостью, лимфой и плазмой крови в организме. Описывать функции крови. Называть функции эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов. Описывать вклад русской науки в развитие медицины. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике процесс свёртывания крови и фагоцитоз. Выполнять лабораторные наблюдения с помощью микроскопа, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Определять понятия «иммунитет», «иммунная реакция». Раскрывать понятия: «вакцина», «сыворотка», «отторжение (ткани, органа)», «групповая совместимость крови», «резус-фактор». Называть органы иммунной системы, критерии выделения четырёх групп крови у человека. Различать разные виды иммунитета. Называть правила переливания крови. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение сердца и процесс сердечных сокращений. Сравнивать виды кровеносных сосудов между собой. Описывать строение кругов кровообращения. Понимать различие в использовании прилагательного «артериальный» применительно к виду крови и к сосудам. Описывать путь движения лимфы по организму. Объяснять функции лимфатических узлов. Выполнять лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления и сопоставлять с их описанием в учебнике. Определять понятие «пульс». Раскрывать понятия: «артериальное кровяное давление», «систолическое давление», «диастолическое давление». Различать понятия: «инфаркт» и «инсульт», «гипертония» и «гипотония». Выполнять наблюдения и измерения физических показателей человека, производить вычисления и делать вывод по результатам исследования. Определять понятие «автоматизм». Объяснять принцип регуляции сердечных сокращений нервной системой. Раскрывать понятие «гуморальная регуляция». Выполнять опыт, наблюдать результаты и делать вывод по результатам исследования. Раскрывать понятия: «тренировочный эффект», «функциональная проба», «давящая повязка», «жгут». Объяснять важность систематических физических нагрузок для нормального состояния сердца. Различать признаки различных видов кровотечений. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике меры оказания первой помощи в зависимости от вида кровотечения. Выполнять опыт — брать функциональную пробу; фиксировать результаты, проводить вычисления и делать оценку состояния сердца по результатам опыта. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Анализировать и обобщать информацию о повреждениях органов кровеносной системы и приёмах оказания первой помощи в ходе продолжения работы над готовым проектом «Курсы первой помощи для школьников».

4.6

16

Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови.


1

23.10



4.5

17

Сердце. Круги кровообращения.

1

28.10


Таблицы «Строение сердца человека», «Кровообращение и лимфообращение». Муляж «Сердце человека»

4.5, 4.6

18

Движение лимфы.

Пр. р.5.

1

30.10


Таблица «Кровообращение и лимфообращение».

4.5, 4.6

19

Движение крови по сосудам.
Пр. р.6.



1

11.11


Таблица «Кровообращение и лимфообращение».

4.6

20

Регуляция работы органов кровеносной системы.

Пр. р.7.

1

13.11


Муляж «Сердце человека»

4.6

21

Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях.

Пр. р.8.

1

18.11



4.14, 4.15

Тема 4. Дыхательная система.

7



22

Значение дыхательной системы. Органы дыхания.

1

20.11


Таблица «Органы дыхания». Муляж «Торс человека».

Раскрывать понятия «лёгочное дыхание», «тканевое дыхание». Называть функции органов дыхательной системы. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение дыхательных путей. Описывать строение лёгких человека. Объяснять преимущества альвеолярного строения лёгких по сравнению со строением лёгких у представителей других классов позвоночных животных. Раскрывать роль гемоглобина в газообмене. Выполнять лабораторный опыт, делать вывод по результатам опыта. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Описывать функции диафрагмы. Называть органы, участвующие в процессе дыхания. Выполнять лабораторный опыт на готовой (или изготовленной самостоятельно) модели, наблюдать происходящие явления и описывать процессы вдоха и выдоха. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Описывать механизмы контроля вдоха и выдоха дыхательным центром. Объяснять на примерах защитных рефлексов чихания и кашля механизм бессознательной регуляции дыхания. Называть факторы, влияющие на интенсивность дыхания. Выполнять измерения и по результатам измерений делать оценку развитости дыхательной системы. Раскрывать понятие «жизненная ёмкость лёгких». Объяснять суть опасности заболевания гриппом, туберкулёзом лёгких, раком лёгких. Называть факторы, способствующие заражению туберкулёзом лёгких. Называть меры, снижающие вероятность заражения болезнями, передаваемыми через воздух. Раскрывать способ использования флюорографии для диагностики патогенных изменений в лёгких. Объяснять важность гигиены помещений и дыхательной гимнастики для здоровья человека. Проводить опыт, фиксировать результаты, делать выводы по результатам опыта. Раскрывать понятия «клиническая смерть», «биологическая смерть». Объяснять опасность обморока, завала землёй. Называть признаки электротравмы. Называть приёмы оказания первой помощи при поражении органов дыхания в результате различных несчастных случаев. Описывать очерёдность действий при искусственном дыхании, совмещённом с непрямым массажем сердца. Анализировать и обобщать информацию о повреждениях органов дыхательной системы и приёмах оказания первой помощи в ходе продолжения работы над готовым проектом «Курсы первой помощи для школьников». Характеризовать особенности строения кровеносной и дыхательной систем в связи с выполняемыми функциями.

4.4

23

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

Л. р. 6.

1

25.11


Таблица «Органы дыхания». Муляж «Торс человека».

4.4

24

Дыхательные движения.

Л. р. 7.

1

27.11



4.4

25

Регуляция дыхания.

Пр. р.9.

1

02.12



4.4, 4.14

26

Заболевания дыхательной системы.

Пр. р.10.

1

04.12



4.14

27

Первая помощь при повреждении дыхательных органов.

1

09.12



4.15

28

Обобщение и систематизация знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система». Полугодовая к. р.

1

11.12


Дидактический материал.

4.4, 4.14,

4.15

Тема 5. Пищеварительная система

7



29

Строение пищеварительной системы.

Пр. р.11.

1

16.12


Таблица «Органы пищеварения».

Определять понятие «пищеварение». Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение пищеварительной системы. Называть функции различных органов пищеварения. Называть места впадения пищеварительных желёз в пищеварительный тракт. Выполнять опыт, сравнивать результаты наблюдения с описанием в учебнике. Называть разные типы зубов и их функции. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение зуба. Называть ткани зуба. Описывать меры профилактики заболеваний зубов. Раскрывать функции слюны. Описывать строение желудочной стенки. Называть активные вещества, действующие на пищевой комок в желудке, и их функции. Выполнять лабораторные опыты, наблюдать происходящие явления и делать вывод по результатам наблюдений. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Называть функции тонкого кишечника, пищеварительных соков, выделяемых в просвет тонкой кишки, кишечных ворсинок. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение кишечных ворсинок. Различать пищевые вещества по особенностям всасывания их в тонком кишечнике. Раскрывать роль печени и аппендикса в организме человека. Описывать механизм регуляции глюкозы в крови. Называть функции толстой кишки. Раскрывать с помощью иллюстрации в учебнике понятия «рефлекс» и «торможение» на примере чувства голода. Различать понятия «условное торможение» и «безусловное торможение». Называть рефлексы пищеварительной системы. Объяснять механизм гуморальной регуляции пищеварения. Понимать вклад русских учёных в развитие теоретической и практической медицины. Раскрывать понятия «правильное питание», «питательные вещества». Описывать правильный режим питания, значение пищи для организма человека. Называть продукты, богатые жирами, белками, углеводами, витаминами, водой, минеральными солями. Называть необходимые процедуры обработки продуктов питания перед употреблением в пищу. Описывать признаки инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, пути заражения ими и меры профилактики. Раскрывать риск заражения глистными заболеваниями. Описывать признаки глистных заболеваний. Называть пути заражения глистными заболеваниями и возбудителей. Описывать признаки пищевого отравления и приёмы первой помощи. Называть меры профилактики пищевых отравлений. Характеризовать особенности строения пищеварительной системы в связи с выполняемыми функциями.

Характеризовать человека как представителя позвоночных животных, методы наук о человеке, в том числе применяемые учащимися в ходе изучения курса биологии. Выявлять связь строения органов и систем органов и выполняемых функций. Обосновывать значение знаний о гигиене и способах оказания первой помощи при травмах и повреждениях различных органов.

4.3

30

Зубы. Строение зуба. Значение зубов. Уход за зубами.

1

18.12



4.3

31

Пищеварение в ротовой полости и желудке.

Л. р. 8, Л. р. 9.

1

23.12


Таблица «Органы пищеварения».

4.3

32

Пищеварение в кишечнике.

1

25.12


Таблица «Органы пищеварения».

4.3

33

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав.

1

13.01



4.3, 4.14

34

Заболевания органов пищеварения.

1

15.01



4.14

35

Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система».

1

20.01


Дидактический материал.

4.3, 4.14

Тема 6. Обмен веществ и энергии.

3



36

Обменные процессы в организме.

1

22.01



Раскрывать понятия: «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен». Раскрывать значение обмена веществ в организме. Описывать суть основных стадий обмена веществ. Определять понятия «основной обмен», «общий обмен». Сравнивать организм взрослого и ребёнка по показателям основного обмена. Объяснять зависимость между типом деятельности человека и нормами питания. Проводить оценивание тренированности организма с помощью функциональной пробы, фиксировать результаты и делать вывод, сравнивая экспериментальные данные с эталонными.

Определять понятия: «гипервитаминоз», «гиповитаминоз», «авитаминоз». Объяснять с помощью таблицы в тексте учебника необходимость нормального объёма потребления витаминов для поддержания здоровья. Называть источники витаминов A, B, C, D. Характеризовать нарушения, вызванные недостатком этих витаминов в организме. Называть способы сохранения витаминов в пищевых продуктах во время подготовки пищи к употреблению. Собирать, анализировать и обобщать информацию в процессе создания презентации проекта о витаминах — важнейших веществах пищи.

4.7

37

Нормы питания.

Пр. р.12.

1

27.01



4.7, 4.14

38

Витамины.

Роль витаминов в организме.

1

29.01



4.7

Тема 7. Мочевыделительная система.

2



39

Строение и функции почек.

1

03.02


Таблица «Система органов выделения»

Раскрывать понятия «органы мочевыделительной системы», «первичная моча». Называть функции разных частей почки. Объяснять с помощью иллюстрации в учебнике последовательность очищения крови в почках от ненужных организму веществ. Сравнивать состав и место образования первичной и вторичной мочи. Определять понятие ПДК. Раскрывать механизм обезвоживания, понятие «водное отравление».Называть факторы, вызывающие заболевания почек. Объяснять значение нормального водно-солевого баланса. Описывать медицинские рекомендации по потреблению питьевой воды. Называть показатели пригодности воды для питья. Описывать способ подготовки воды для питья в походных условиях.

4.8

40

Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим. Гигиенические требования к питьевой воде.

1

05.02



4.8, 4.14

Тема 8. Кожа.

3



41

Значение кожи и её строение.

1

10.02


Таблица «Строение кожи».

Называть слои кожи. Объяснять причину образования загара. Различать с помощью иллюстрации в учебнике компоненты разных слоёв кожи. Раскрывать связь между строением и функциями отдельных частей кожи (эпидермиса, гиподермы, волос, желёз и т. д.). Классифицировать причины заболеваний кожи. Называть признаки ожога, обморожения кожи. Описывать меры, применяемые при ожогах, обморожениях. Описывать симптомы стригущего лишая, чесотки. Называть меры профилактики инфекционных кожных заболеваний. Определять понятие «терморегуляция». Описывать свойства кожи, позволяющие ей выполнять функцию органа терморегуляции. Раскрывать значение закаливания для организма. Описывать виды закаливающих процедур. Называть признаки теплового удара, солнечного удара. Описывать приёмы первой помощи при тепловом ударе, солнечном ударе. Анализировать и обобщать информацию о нарушениях терморегуляции, повреждениях кожи и приёмах оказания первой помощи в ходе завершения работы над проектом «Курсы первой помощи для школьников». Раскрывать значение обмена веществ для организма человека. Характеризовать роль мочевыделительной системы в водно-солевом обмене, кожи — в теплообмене. Устанавливать закономерности правильного рациона и режима питания в зависимости от энергетических потребностей организма человека.

4.9

42

Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов.

1

12.02



4.9, 4.14

43

Обобщение и систематизация знаний по темам

6–8.

1

17.02


Дидактический материал.

4.7, 4.8, 4.9, 4.14

Тема 9. Эндокринная и нервная системы.

5



44

Железы и роль гормонов в организме.

1

19.02


Таблицы «Железы внутренней секреции», «Строение кожи».

Раскрывать понятия: «железа внутренней секреции», «железа внешней секреции», «железа смешанной секреции», «гормон». Называть примеры желёз разных типов. Раскрывать связь между неправильной функцией желёз внутренней секреции и нарушениями ростовых процессов и полового созревания. Объяснять развитие и механизм сахарного диабета. Описывать роль адреналина и норадреналина в регуляции работы организма. Раскрывать понятия «центральная нервная система» и «периферическая нервная система». Различать отделы центральной нервной системы по выполняемой функции. Объяснять значение прямых и обратных связей между управляющим и управляемым органом. Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и сравнивать полученные результаты опыта с ожидаемыми (с текстом в учебнике). Называть особенности работы автономного отдела нервной системы. Различать с помощью иллюстрации в учебнике симпатический и парасимпатический подотделы автономного отдела нервной системы по особенностям строения. Различать парасимпатический и симпатический подотделы по особенностям влияния на внутренние органы. Объяснять на примере реакции на стресс согласованность работы желёз внутренней секреции и отделов нервной системы, различие между нервной и гуморальной регуляцией по общему характеру воздействия на организм. Выполнять опыт, наблюдать происходящие процессы и сравнивать полученные результаты опыта с ожидаемыми (с текстом в учебнике). Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение спинного мозга. Раскрывать связь между строением частей спинного мозга и их функциями. Называть функции спинного мозга. Объяснять различие между спинномозговыми и симпатическими узлами, лежащими вдоль спинного мозга. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике различие между вегетативным и соматическим рефлексом. Раскрывать понятия «восходящие пути» и «нисходящие пути» спинного мозга. Называть отделы головного мозга и их функции. Называть способы связи головного мозга с остальными органами в организме. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике расположение отделов и зон коры больших полушарий головного мозга. Называть функции коры больших полушарий. Называть зоны коры больших полушарий и их функции. Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и сравнивать полученные результаты с ожидаемыми (описанными в тексте учебника).

4.2

45

Значение, строение и функция нервной системы.

Пр. р. № 13.

1

24.02



4.2

46

Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция.

Пр. р. № 14.

1

26.02


Таблица «Нервная система человека».

4.2

47

Спинной мозг.

1

03.03



4.2

48

Головной мозг.

Пр. р. № 15.

1

05.03


Таблица «Головной мозг в продольном разрезе».

4.2

Тема 10. Органы чувств. Анализаторы.

6



49

Принцип работы органов чувств и анализаторов.

1

10.03



Определять понятия «анализатор», «специфичность».

Описывать путь прохождения сигнала из окружающей среды к центру его обработки и анализа в головном мозге. Обосновывать возможности развития органов чувств на примере связи между особенностями профессии человека и развитостью его органов чувств. Раскрывать роль зрения в жизни человека. Описывать строение глаза. Называть функции разных частей глаза. Раскрывать связь между особенностями строения и функциями зрачка, хрусталика, сетчатки, стекловидного тела. Описывать путь прохождения зрительного сигнала к зрительному анализатору. Называть места обработки зрительного сигнала в организме. Выполнять опыты, наблюдать происходящие явления, сравнивать наблюдаемые результаты с ожидаемыми (описанными в тексте учебника). Определять понятия «дальнозоркость», «близорукость». Называть факторы, вызывающие снижение остроты зрения. Описывать меры предупреждения заболеваний глаз. Описывать приёмы оказания первой медицинской помощи при повреждениях органа зрения. Раскрывать роль слуха в жизни человека. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение наружного, среднего и внутреннего уха. Объяснять значение евстахиевой трубы. Описывать этапы преобразования звукового сигнала при движении к слуховому анализатору. Раскрывать риск заболеваний, вызывающих осложнения на орган слуха, и вред от воздействия громких звуков на орган слуха. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике механизм восприятия сигнала вестибулярным аппаратом. Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и делать вывод о состоянии своего вестибулярного аппарата. Описывать значение органов осязания, обоняния и вкуса для человека. Сравнивать строение органов осязания, обоняния и вкуса. Описывать путь прохождения осязательных, обонятельных и вкусовых сигналов от рецепторов в головной мозг. Раскрывать понятие «токсикомания» и опасность вдыхания некоторых веществ. Называть меры безопасности при оценке запаха ядовитых или незнакомых веществ. Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и сравнивать наблюдаемые результаты с описанием в тексте учебника. Характеризовать особенности строения нервной и сенсорной систем в связи с выполняемыми функциями.

Выявлять особенности функционирования нервной системы.

4.12

50

Орган зрения и зрительный анализатор.

Значение зрения.

Пр. р.16.

1

12.03


Таблицы «Строение глаза человека», «Слуховой анализатор». Модель «Глаз».

4.12

51

Заболевания и повреждения органов зрения.

Первая помощь при повреждении глаз.

1

17.03


Таблицы «Строение глаза человека», «Слуховой анализатор». Модель «Глаз».

4.12, 4.14

52

Органы слуха, равновесия и их анализаторы.

Пр. р.17.

1

19.03


Таблицы «Строение глаза человека», «Слуховой анализатор», «Орган равновесия». Модель «Ухо».

4.12

53

Органы осязания, обоняния и вкуса.
Пр. р.18.

1

24.03



4.12

54

Обобщение и систематизация знаний по темам

9 и 10.

1

02.04


Дидактический материал.

4.12, 4.14

Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность.

8



55

Врождённые формы поведения.

1

07.04



Определять понятия «инстинкт», «запечатление». Сравнивать врождённый рефлекс и инстинкт. Раскрывать понятия «положительный инстинкт (рефлекс)» и «отрицательный инстинкт (рефлекс)». Объяснять значение инстинктов для животных и человека. Описывать роль запечатления в жизни животных и человека. Определять понятие «динамический стереотип». Раскрывать понятия «условный рефлекс», «рассудочная деятельность». Объяснять связь между подкреплением и сохранением условного рефлекса. Описывать место динамических стереотипов в жизнедеятельности человека. Различать условный рефлекс и рассудочную деятельность. Выполнять опыт, фиксировать результаты и сравнивать их с ожидаемыми (текстом и иллюстрацией в учебнике). Определять понятия: «возбуждение», «торможение», «центральное торможение». Сравнивать безусловное и условное торможение. Объяснять роль безусловного и условного торможения для жизнедеятельности. Описывать явления доминанты и взаимной индукции. Раскрывать вклад отечественных учёных в развитие медицины и науки. Определять понятия: «физиология высшей нервной деятельности», «память», «воображение», «мышление», «впечатление». Называть факторы, влияющие на формирование речи в онтогенезе. Называть познавательные процессы, свойственные человеку. Называть процессы памяти. Раскрывать понятия «долговременная память» и «кратковременная память». Различать механическую и логическую память. Объяснять связь между операцией обобщения и мышлением.

Описывать роль мышления в жизни человека. Определять понятия: «темперамент», «характер (человека)», «способность (человека)». Описывать с помощью иллюстрации в учебнике типы темперамента. Классифицировать типы темперамента по типу нервных процессов. Различать экстравертов и интровертов. Раскрывать связь между характером и волевыми качествами личности. Различать понятия «интерес» и «склонность». Объяснять роль способностей, интересов и склонностей в выборе будущей профессии. Определять понятия «воля», «внимание». Раскрывать понятия «волевое действие», «эмоция». Описывать этапы волевого акта. Объяснять явления внушаемости и негативизма. Различать эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Называть примеры положительных и отрицательных эмоций, стенических и астенических эмоций. Раскрывать роль доминанты в поддержании чувства. Объяснять роль произвольного внимания в жизни человека. Называть причины рассеянности внимания. Выполнять опыт, фиксировать результаты и сравнивать их с ожидаемыми (текстом в учебнике). Определять понятия «работоспособность», «режим дня». Описывать стадии работоспособности. Раскрывать понятие «активный отдых». Объяснять роль активного отдыха в поддержании работоспособности. Раскрывать понятия «медленный сон», «быстрый сон» Раскрывать причину существования сновидений. Объяснять значение сна. Описывать рекомендации по подготовке организма ко сну. Объяснять причины, вызывающие привыкание к табаку. Описывать пути попадания никотина в мозг. Называть внутренние органы, страдающие от курения. Раскрывать опасность принятия наркотиков. Объяснять причину абстиненции («ломки») при принятии наркотиков. Называть заболевания, вызываемые приёмом алкоголя. Раскрывать понятие «белая горячка». Характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека. Обосновывать значимость психических явлений и процессов в жизни человека.

4.13

56

Приобретённые формы поведения.
Пр. р.19.

1

09.04



4.13

57

Закономерности работы головного мозга.

1

14.04


Модель «Головного мозга».

4.12, 4.13

58

Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление.

1

16.04



4.13

59

Психологические особенности личности.

Типы темперамента. Выбор будущей профессиональной деятельности.

1

21.04



4.13

60

Регуляция поведения.

Пр. р.20.

1

23.04



4.13

61

Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение.

Вред наркогенных веществ.

1

28.04



4.13, 4.14

62

Обобщение знаний по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность».

1

30.04


Дидактический материал.

4.13, 4.14

Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма.

3



63

Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём.

1

05.05


Таблицы «Железы внутренней секреции», «Женская половая система», «Мужская половая система».

Называть факторы, влияющие на формирование пола, и факторы, влияющие на формирование мужской и женской личности. Раскрывать связь между хромосомным набором в соматических клетках и полом человека. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение женской и мужской половой системы. Объяснять связь между менструацией и созреванием яйцеклетки, поллюцией и созреванием сперматозоидов. Знать необходимость соблюдения правил гигиены внешних половых органов. Раскрывать понятия «наследственное заболевание», «врождённое заболевание». Называть пути попадания возбудителей СПИДа, гонореи, сифилиса в организм человека. Различать понятия СПИД и ВИЧ. Раскрывать опасность заражения ВИЧ. Называть части организма, поражаемые возбудителем сифилиса, признаки гонореи, меры профилактики заболевания сифилисом и гонореей. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике процесс созревания зародыша человека, строение плода на ранней стадии развития. Называть последовательность заложения систем органов в зародыше. Раскрывать понятие «полуростовой скачок». Описывать особенности роста разных частей тела в организме ребёнка. Различать календарный и биологический возраст человека. Раскрывать влияние физической подготовки на ростовые процессы организма подростка. Характеризовать роль половой системы в организме. Устанавливать закономерности индивидуального развития человека.

4.10, 4.14

64

Развитие организма человека.

1

07.05



4.10

65

Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма». Итоговая к. р.

1

12.05


Дидактический материал.

4.10

Тема 13. Биосфера и человек.

3



66

Влияние экологических факторов на человека. Влияние человека на биосферу.

1

14.05



Определять понятие «биосфера». Объяснять место человека в биосфере. Называть экологические факторы, влияющие на человека как на любого другого представителя сухопутных позвоночных животных. Называть примеры позитивного и негативного влияния хозяйственной деятельности на биосферу. Определять понятия «глобальная экологическая проблема», «ноосфера». Раскрывать причины усиления влияния человека на биосферу в последние столетия. Описывать пути антропогенного загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы в современности, негативное влияние человека на животных и растения. Раскрывать понятия «охрана природы» и «экологическое образование». Обосновывать связь между биосоциальной природой человека и его местом в биосфере. Характеризовать функции различных систем органов. Выявлять взаимосвязь строения и функций различных систем органов. Объяснять участие различных систем органов в важнейших процессах роста, развития и обмена веществ в организме.

5.1, 5.2, 5.3

67

Обобщение и систематизация знаний по теме «Биосфера и человек».

1

19.05



5.1, 5.2, 5.3

68

Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье.

1

21.05


Дидактический материал.

4.1 – 4.15


Итого

68

часов




9 Л/р

20 Пр/р

3 К/р




























Приложение № 1

Перечень лабораторных работ

п/п

Название

1

Действие каталазы на пероксид водорода

2

Клетки и ткани под микроскопом

3

Строение костной ткани

4

Состав костей

5

Сравнение крови человека с кровью лягушки

6

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

7

Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких

8

Действие ферментов слюны на крахмал

9

Действие ферментов желудочного сока на белки


Приложение № 2

Перечень практических работ

п/п

Название

1

Изучение мигательного рефлекса и его торможения

2

Исследование строения плечевого пояса и предплечья

3

Изучение расположения мышц головы

4

Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

5

Изучение явления кислородного голодания

6

Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления

7

Доказательства вреда табакокурения

8

Функциональная сердечно-сосудистая проба

9

Измерение обхвата грудной клетки

10

Определение запылённости воздуха

11

Определение местоположения слюнных желёз

12

Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки

13

Изучение действия прямых и обратных связей

14

Штриховое раздражение кожи

15

Изучение функций отделов головного мозга

16

Строение и работа органов зрения

17

Оценка состояния вестибулярного аппарата

18

Исследование тактильных рецепторов

19

Перестройка динамического стереотипа

20

Изучение внимания


Приложение 3

Приложение № 2

Код раз­дела

Код

контро­лиру­емого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями

экзаменуемой работы

1

Биология как наука. Методы биологии


1.1

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов

2

Признаки живых организмов


2.1

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Вирусы - неклеточные формы жизни


2.2

Признаки организмов. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними

3

Система, многообразие и эволюция живой природы


3.1

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии -возбудители заболеваний растений, животных, человека


3.2

Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности


3.3

Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности


3.4

Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности


3.5

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции

4

Человек п его здоровье


4.1

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека


4.2

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны


4.3

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении


4.4

Дыхание. Система дыхания


4.5

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет


4.6

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы


4.7

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины


4.8

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения


4.9

Покровы тела и их функции


4.10

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение


4.11

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат


4.12

Органы чувств, их роль в жизни человека


4.13

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека


4.14

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови.
Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закачивание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней: травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха


4.15

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата: ожогах; обморожениях: повреждении зрения

5

Взаимосвязи организмов и окружающей среды


5.1

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе


5.2

Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем


5.3

Биосфера — глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!