№ урока | дата | тема, тип урока | планируемые результаты | домашнее задание |
план | фак | предметные | метапредметные | личностные |
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека. 2 час | |
1. | | | Науки о человеке. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать место и роль человека в природе; существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Уметь характеризовать социальную сущность человека | П: умение ориентироваться и работать с УМК по биологии Р: Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету. К: Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. | Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. | Введение, §1 |
2. | | | Стартовая контрольная работа Становление наук о человеке Комбинированный | Объяснять связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине | Признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей | §2, доделать таблицу |
Раздел 2. Происхождение человека. 3 часа |
3. | | | Систематическое положение человека. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Объяснять место человека в системе органического мира. Приводить доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определять черты сходства и различия человека и животных. | К: Умение слушать и вступать в диалог. Р: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. П: Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | - Развитие интеллектуальных и творческих способностей; - Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук - Осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям. | §3, *З№8 |
4. | | | Историческое прошлое людей. Комбинированный урок. | Объяснять современные концепции происхождения человека. Выделять основные этапы эволюции человека | §4, *З№13 |
5. | | | Расы человека. Комбинированный урок. | Объяснять возникновение рас. Обосновывать несостоятельность расистских взглядов | §5, основные положения главы |
Раздел 3. Строение организма. 5 часов |
6. | | | Общий обзор организма человека. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выделять уровни организации человека. Выявлять существенные признаки организма человека. Сравнивать строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывать умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами | Р: Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; Составлять план решения проблемы; Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; Выявлять причины и следствия простых явлений; Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; Составлять тезисы, различные виды планов; Преобразовывать информацию из одного вида в другой; Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; Овладение исследовательскими умениями К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Учиться критично относиться к своему мнению; Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций | - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | §6, *З№15 |
7. | | | Клеточное строение организма. Комбинированный урок. | Устанавливать различия между растительной и животной клеткой. Приводить доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов. Закреплять знания о строении и функциях клеточных органоидов | - Формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям. | §7, вопросы |
8. | | | Физиология клетки. Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой. Комбинированный урок. | | - Развитие интеллектуальных и творческих способностей | §7, *З№19 |
9. | | | Ткани, их строение и функции. Л.р.№1. Рассмотрение микропрепаратов строения тканей. Комбинированный урок. | Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения. Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. | - Развитие интеллектуальных и творческих способностей. - Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук | §8, *задания стр39 |
10. | | | Зачет «Общий обзор организма человека». Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. | Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. | Повторение |
Раздел 11. Нервная система. 6 часов |
11. | | | Регуляция функций в организме. Общий план строения нервной системы и ее функции. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объяснять необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывать значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности | Р: Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; Составлять план решения проблемы; Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; Выявлять причины и следствия простых явлений; Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; Составлять тезисы, различные виды планов; Преобразовывать информацию из одного вида в другой; Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; Овладение исследовательскими умениями К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Учиться критично относиться к своему мнению; Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций | - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. - Развитие интеллектуальных и творческих способностей; - Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук - Осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям. | §43, *З№167, 168 |
12. | | | Рефлекторный принцип работы нервной системы. Л.р. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Комбинированный урок. | Раскрывать особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | §9, З№26 |
13. | | | Спинной мозг, его строение и функции. Л.р. Коленный рефлекс Комбинированный урок. | Определять расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознавать на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывать функции спинного мозга. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. - Развитие интеллектуальных и творческих способностей; - Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук - Осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям. | §44, вопросы, *З№172 |
14. | | | Строение и функции головного мозга. Л.р. №2. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Комбинированный урок. | Описывать особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывать функции головного мозга и его отделов. Распознать на наглядных пособиях отделы головного мозга. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. Раскрывать функции переднего мозга | §45, *З№174 |
15. | | | Строение и функции переднего мозга. Демонстрация модели головного мозга человека Комбинированный урок. | - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. - Развитие интеллектуальных и творческих способностей | §46, вопросы, *задания |
16. | | | Периферическая нервная система. Комбинированный урок. | Объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознавать на наглядных пособиях отделы нервной системы. | §47, *задания |
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система). 3 часа |
17. | | | Роль эндокринной регуляции. Комбинированный урок. | Выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции | К: Умение слушать и вступать в диалог. Р: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. П: Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. - Развитие интеллектуальных и творческих способностей | §58, вопросы, *задание |
18. | | | Железы внутренней секреции и гормоны. Комбинированный урок. | Раскрывать влияние гормонов желез внутренней секреции на человека | §59, *сообщения |
19. | | | Обобщение знаний по теме «Нервная система». Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. | Признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде | Повторение |
Раздел 4. Опорно-двигательная система. 7 часов |
20. | | | Значение ОДС, ее состав. Строение костей. Л.р. Микроскопическое строение кости Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Распознавать на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; Составлять план решения проблемы; Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; Выявлять причины и следствия простых явлений; Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; Составлять тезисы, различные виды планов; Преобразовывать информацию из одного вида в другой; Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; Овладение исследовательскими умениями К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Учиться критично относиться к своему мнению; Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций | - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. - Развитие интеллектуальных и творческих способностей; - Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук - Осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям. | §10, *З№32 |
21. | | | Скелет человека. Демонстрация скелета. Комбинированный урок. | Раскрывать особенности строения скелета человека. Распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объяснять взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника | §11, 12, *задания стр. 62 |
22. | | | Типы соединения костей. Комбинированный урок. | Определять типы соединения костей | §12, вопросы |
23. | | | Мышцы, их строение и функции. Л.р.№3 Мышцы человека Комбинированный урок. | Объяснять особенности строения мышц Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | - Развитие интеллектуальных и творческих способностей; - Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук | §13, *З№45 |
24. | | | Работа скелетных мышц и их регуляция Л.р. Утомление при статистической и динамической работе Комбинированный урок. | Объяснять особенности работы мышц. Раскрывать механизмы регуляции работы мышц. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | §14, *З№52 |
25. | | | Заболевания, гигиена, первая помощь при повреждениях ОДС. Л.р.№4. Выявление нарушения осанки, плоскостопия. Комбинированный урок. | Выявлять условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия. Осваивать приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | Развитие понимания учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни; - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. - Развитие интеллектуальных и творческих способностей. | §15, 16, вопросы, *З№55 |
26. | | | Тематический зачет по теме «ОДС» Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. | Признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях. | Повторение |
Раздел 5. Внутренняя среда организма. 3 часа |
27. | | | Внутренняя среда организма и ее значение. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Сравнивать клетки организма человека и делать выводы. Выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучать готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Объяснять механизм свёртывания крови и его значение Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | П: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. К: Умение слушать и вступать в диалог. Р: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. | Признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей | §17, вопросы |
28. | | | «Носительница жизни». Состав и функции крови. Л.р.№5 Рассмотрение крови человека и лягушки под микроскопом. Комбинированный урок. | - Развитие интеллектуальных и творческих способностей. - Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук | §17, *задания стр.89 |
29. | | | Иммунитет. Группы крови. Комбинированный урок. | Выделять существенные признаки иммунитета. Объяснять причины нарушения иммунитета. Раскрывать принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объяснять значение переливания крови | Признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей; - Развитие понимания учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни. | §18, 19 *З№76-78 |
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма. 5 часов |
30. | | | Транспортные системы организма. Круги кровообращения. Л.р. Положение клапанов в опущенной и поднятой руке. Комбинированный урок. | Описывать строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознать на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем. Выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивать приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; Составлять план решения проблемы; Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; Выявлять причины и следствия простых явлений; Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; Составлять тезисы, различные виды планов; Преобразовывать информацию из одного вида в другой; Овладение исследовательскими умениями К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Учиться критично относиться к своему мнению | - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. - Развитие интеллектуальных и творческих способностей; - Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук - Осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; - Развитие понимания учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни. | §20, 21, вопросы, *З№81 |
31. | | | Строение и работа сердца. Комбинированный урок. | Устанавливать взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями | §22, *задания |
32. | | | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Л.р. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Л.р.№6 Подсчет пульса и измерение артериального давления до и после дозируемой нагрузки Комбинированный урок. | Устанавливать зависимость кровоснабжения органов от нагрузки Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | §23, вопросы, *задание стр.151 |
33. | | | Гигиена сердечно-сосудистой системы. ПМ при кровотечениях. Комбинированный урок. | Приводить доказательства (аргументция) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Осваивать приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. | Развитие понимания учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни. | §24, 25, *составить кроссворд |
34. | | | К.р. по теме «Кровеносная и лимфатическая системы человека» Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. | Признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде | Повторение |
Раздел 7. Дыхание. 5 часов |
35. | | | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознать на таблицах органы дыхательной системы | Р: Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; Составлять план решения проблемы;. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; Составлять тезисы, различные виды планов; Преобразовывать информацию из одного вида в другой; Овладение исследовательскими умениями К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Учиться критично относиться к своему мнению. | - Развитие интеллектуальных и творческих способностей. - Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук | §26, вопросы, *З№106 |
36. | | | Легкие. Легочное и тканевое дыхание. Комбинированный урок. | Сравнивать газообмен в лёгких и тканях. Делать выводы на основе сравнения | §27, *задание стр.141 |
37. | | | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Л.р.№7 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе. Комбинированный урок. | Объяснять механизм регуляции дыхания. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | §28, вопросы, *задание 3 стр.146 |
38. | | | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. ПМ при нарушении дыхания. Комбинированный урок. Комбинированный урок. Комбинированный урок. | Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивать приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. | Развитие понимания учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни. | §29, З№120, 121 |
39. | | | Контрольно-обобщающий урок по теме «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной системы». Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. | Признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях | Повторение |
Раздел 8. Пищеварение. 6 часов |
40. | | | Питание и пищеварение. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознавать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы | Р: Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; Составлять план решения проблемы. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; Выявлять причины и следствия простых явлений; Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; Составлять тезисы, различные виды планов; Преобразовывать информацию из одного вида в другой; Овладение исследовательскими умениями К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. - Развитие интеллектуальных и творческих способностей. - Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук - Осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; | §30, вопросы |
41. | | | Пищеварение в ротовой полости и желудке. П.р.№8 Воздействие ферментов слюны на крахмал Комбинированный урок. | Раскрывать особенности пищеварения в ротовой полости. Распознать на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | §31,32, *задания стр.165 |
42. | | | Кишечное переваривание. Всасывание питательных веществ. Комбинированный урок. | Объяснять особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознавать на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Объяснять механизм всасывания веществ в кровь. | §33, *З№135 |
43. | | | Регуляция пищеварения. Комбинированный урок. | Объяснять принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения. | - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | §34, вопросы |
44. | | | Ток-шоу « Есть или не есть, пить или не пить». Гигиена питания. Комбинированный урок. | Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни | Развитие понимания учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни. | §35, З№142 |
45. | | | К.р. по теме «Пищеварение» Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. | Признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях. | Повторение |
Раздел 9. Обмен веществ и энергии. 3часа |
46. | | | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Л.р. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывать особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывать роль ферментов в организме человека. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | К: Умение слушать и вступать в диалог. Р: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. П: Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы; - Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; - Умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников | - Развитие интеллектуальных и творческих способностей. - Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук - Осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | §36, вопросы |
47. | | | Витамины. Чудесные вещества. Комбинированный урок. | Классифицировать витамины. Раскрывать роль витаминов в организме человека. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов. | §37, *З№150 |
48. | | | Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион. Л.р.№9 Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат. Комбинированный урок. Комбинированный урок. Комбинированный урок. | Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | Развитие понимания учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни. | §38, вопросы, *З№153, 154 |
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. 6 часов |
49. | | | Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; Составлять план решения проблемы. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; Выявлять причины и следствия простых явлений; Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; Составлять тезисы, различные виды планов; Преобразовывать информацию из одного вида в другой; Овладение исследовательскими умениями К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. - Развитие интеллектуальных и творческих способностей. - Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; - Развитие понимания учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни; - Осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям. | §39, З№156, *задания стр.204 |
50. | | | Гигиена кожи, одежды и обуви. Старые истины на новый лад. Комбинированный урок. | Приводить доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены | §40, вопросы, *сообщения |
51. | | | Терморегуляция организма. Закаливание. Комбинированный урок. | Приводить доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивать приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова | §41, *задание 2 стр.213 |
52. | | | Мочевыделительная система. Строение и работа почек. Комбинированный урок. | Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознать на таблицах органы мочевыделительной системы. Объяснять роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы | §42, вопросы |
53. | | | Образование мочи. Регуляция мочеобразования. Комбинированный урок. | §42, *З№165 |
54. | | | Зачет по темам «Обмен веществ. Выделение. Терморегуляция» Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. | Признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях | |
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств. 5 часов |
55. | | | Анализаторы. Зрительный анализатор. Л.р. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, зрительного анализатора. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; Составлять план решения проблемы. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; Выявлять причины и следствия простых явлений; Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; Составлять тезисы, различные виды планов; Преобразовывать информацию из одного вида в другой; Овладение исследовательскими умениями К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. - Развитие интеллектуальных и творческих способностей. - Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук | §48,49, *З№188 |
56. | | | Зрительное восприятие. Гигиена зрения Комбинированный урок. | Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения | §49, 50, *задания |
57. | | | Зачем человеку уши? Строение и функции уха. Л.р. Изучение строения слухового анализатора по моделям. Комбинированный урок. | Выделять существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | - Развитие интеллектуальных и творческих способностей. - Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук | §51, *З№190, 191 |
58. | | | Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса. Комбинированный урок. | Выделять существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объяснять особенности кожно-мышечной чувствительности. Распознавать на наглядных пособиях различные анализаторы | - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | §52, *З№196 |
59. | | | Контрольно-обобщающий урок «Анализаторы». Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. | Признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях | Повторение |
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. 5 часов |
60. | | | Учение о ВНД. Вклад отечественных ученых. | Характеризовать вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | Р: Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; Составлять план решения проблемы. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; Выявлять причины и следствия простых явлений; Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; Составлять тезисы, различные виды планов; Преобразовывать информацию из одного вида в другой; Овладение исследовательскими умениями К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. - Развитие интеллектуальных и творческих способностей. - Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук | §53, *задания стр.273 |
61. | | | Врожденные и приобретенные формы поведения Л.р.№10 Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выделять существенные особенности поведения и психики человека. Объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | §54, вопросы, *З№201 |
62. | | | Сон и сновидения Комбинированный урок. | Характеризовать фазы сна. Раскрывать значение сна в жизни человека. | §55 |
63. | | | Речь и сознание. Познавательные процессы. Л.р. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом. Комбинированный урок. | Характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделять типы и виды памяти. Объяснять причины расстройства памяти. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. - Развитие интеллектуальных и творческих способностей. - Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук | §56, вопросы |
64. | | | Воля, эмоции, внимание. Комбинированный урок. | Объяснять значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявлять особенности наблюдательности и внимания | §57 |
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма. 4 часа |
65. | | | Размножение в органическом мире. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выделять существенные признаки органов размножения человека | К: Умение слушать и вступать в диалог; - Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций. Р: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. П: Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы; - Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; - Умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников | Развитие понимания учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни. | §60, вопросы |
66. | | | Итоговая административная контрольная работа. Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщать и систематизировать знания по курсу, делать выводы. Решать тестовые задания. | Развитие понимания учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни. | §61, З№224 |
67. | | | Наследственные и врожденные заболевания. СПИД. Развитие зародыша и плода. Комбинированный урок. | Раскрывать вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции. Характеризовать значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека Определять основные признаки беременности. Характеризовать условия нормального протекания беременности. Выделять основные этапы развития зародыша человека | Развитие понимания учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни. - Осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям. | §62, вопросы |
68. | | | Развитие человека после рождения. Становление личности. Личная и социальная гигиена. Комбинированный урок. | Определять возрастные этапы развития человека. Раскрывать суть понятий «темперамент», «черты характера» | Признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде | §63, *сообщения |