СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии. 5 класс. ФГОС. Приложение к рабочей программе.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование для курса биологии 5 класса является приложением к рабочей программе,        составленной на основе авторской  программы И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой,  А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г).

Направлено на реализацию  УМК  Пономарёвой И.Н.:

 - Учебник  И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014г.

- Методическое пособие: И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 класс  Методическое пособие. Москва  Издательский центр «Вентана-Граф», 2014г.

  •   Рабочая тетрадь:  О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.:Вентана-Граф, 2015г. 

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии. 5 класс. ФГОС. Приложение к рабочей программе.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Макарово»

ул.Полевая 12, с. Макарово, Киренский район, Иркутская область 666 731

телефон, факс: 8(39568)26324. E-mail: [email protected]



«Рассмотрено»

На заседании ШМО

Руководитель ШМО

_____________/ /

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «СОШ с. Макарово»

_____________/Л.А.Хорошева/

ФИО

«__»____________20____г.


«Утверждаю»

Директор

МКОУ «СОШ с. Макарово»

____________ /А.А.Ярыгина/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________20___г.








Календарно – тематическое планирование

по биологии



Уровень образования 5 класс (базовый)

Количество часов 34

Учитель Козлова Татьяна Ильинична





с. Макарово

2015-2016у.г.

Календарно-тематическое планирование для курса биологии 5 класса является приложением к рабочей программе, составленной на основе авторской программы И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой

( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г).

Направлено на реализацию УМК Пономарёвой И.Н.:

- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014г.

- Методическое пособие: И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 класс Методическое пособие. Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2014г.

- Рабочая тетрадь: О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.:Вентана-Граф, 2015г.

Планируемые результаты изучения курса «Биология 5 класс»

- планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Учащийся: получит возможность научиться:

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



Календарно – тематическое планирование по биологии. 5 класс, к У.М.К. И.Н. Пономарёвой

№ п/п

Дата

Тема урока

Базовые понятия урока

Формируемые УУД

Д/з

план

факт.

Тема 1. Биология – наука о живом мире (9часов).


1.



1. Наука о живой природе.



Биология, многоклеточные организмы, собиратели.

Личностные:

- формирование ответственного отношения к обучению;  формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;  формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;  осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;  формирование основ экологической культуры

 Метапредметные: учащиеся должны уметь:  проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;  ставить учебную задачу под руководством учителя;  систематизировать и обобщать разумные виды информации;  составлять план выполнения учебной задачи, уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах; уметь договариваться друг с другом

 

Предметные: учащиеся должны знать:  основные признаки живой природы;  устройство светового микроскопа;  основные органоиды клетки;  основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;  ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Учащиеся должны уметь:  объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;  характеризовать методы биологических исследований;  работать с лупой и световым микроскопом;  узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;  объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;  соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.


§1 стр.7 № 4

2.



2. Свойства живого.

Обмен веществ и энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение, организм, орган.

§2 стр.12

№ 3

3.



3. Методы изучения природы.

Наблюдение, описание, эксперимент, измерение, сравнение, моделирование.

§3 стр.15

№ 4

4.



4. Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1

«Изучение устройства увеличительных приборов».

Увеличительные приборы, микроскоп, лупа, микропрепарат.

§4 вывод к лаб. раб.

5.



5. Строение клетки.

Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений».

Клетка, ядро, цитоплазма, клеточная мембрана, клеточная стенка, вакуоли; растительная клетка, животная клетка.

§5 стр.24

№3

6.



6. Ткани организмов.


Ткань, межклеточное вещество;

Животные ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.

Растительные ткани: образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая.

§5 выучить табл. в тетр.

7.



7. Химический состав клетки.

Неорганические вещества: вода, минеральные соли;

Органические вещества: белки, жиры, углеводы.

§6 стр.27

№ 1-4

8.



8.Процессы жизнедеятельности клетки. Великие естествоиспытатели.


Клетка – живая система. Деление клетки.

Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский,

Н.И. Вавилов.

§7 стр.32

№ 5, составить таблицу «Великие естествоис-пытатели»

9.



9. Систематизация и контроль знаний по теме «Биология – наука о живом мире».



§1-7 составить кроссворд по базовым понятиям темы

Тема 2. Многообразие живых организмов (10часов).


10



1.Царства живой природы.



Классификация, вид, систематика, царство, вирусы, СПИД.

Личностные:  формирование ответственного отношения к обучению;  формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;  формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;  осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;  формирование основ экологической культуры.

 Метапредметные: учащиеся должны уметь:  проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;  использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;  самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.  

Предметные: учащиеся должны знать:  существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;  основные признаки представителей царств живой природы. Учащиеся должны уметь:  определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;  устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;  различать изученные объекты в природе, на таблицах;  устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;  объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

§8 стр.38

№ 3

11



2.Бактерии. Строение и жизнедеятельность.

Бактерии: кокки, бациллы, спириллы, вибрионы, стрептококки, стафилококки; прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.

§9 стр.42 №1(описа-ние рисунка)

12



3. Значение бактерий в природе и жизни человека.

Клубеньковые бактерии, симбиоз, брожение.

§10 стр.45

№ 4

13



4. Растения.

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».


Флора, растения: цветковые, голосеменные, мхи, папоротники, хвощи, плауны, водоросли; корень, побег, слоевище.

§11 стр.51

№ 2,3

14



5. Животные.

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных».

Фауна, животные одноклеточные, много- клеточные;

§12 стр.56

№3

15



6. Грибы.

Грибница, гифы, мицелий, плодовое тело, микориза, сапротрофы, паразиты, хищники.

§13 стр.60 №2

16



7. Многообразие и значение грибов.

Грибы: шляпочные, плесневые, съедобные, несъедобные; антибиотик, дрожжи.

§14 стр.65

№ 3

17



8. Лишайники.

Симбиоз, слоевище, лишайники: листоватые, накипные, кустистые; олений мох, ягель.

§15 стр. 69 № 4; проект – ребус.

18



9. Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Биологическое разнообразие.

§16 стр.72 №3

19



10. Подведём итоги (итоговый контроль по теме «Многообразие живых организмов»).


стр. 73 -74

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8часов).


20



1. Среды жизни планеты Земля.

Среда жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная.

Личностные:  формирование ответственного отношения к обучению;  формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;  формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;  осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;  формирование основ экологической культуры.  

Метапредметные: учащиеся должны уметь:  находить и использовать причинно-следственные связи;  строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;  выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

 Предметные: учащиеся должны знать:  основные среды обитания живых организмов;  природные зоны нашей планеты, их обитателей. Учащиеся должны уметь:  сравнивать различные среды обитания;  характеризовать условия жизни в различных средах обитания;  сравнивать условия обитания в различных природных зонах;  выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;  приводить примеры обитателей морей и океанов;  наблюдать за живыми организмами.

§17 стр77

№ 2.

21



2. Экологические факторы среды.

Факторы среда: абиотические, биотические, антропогенные.

§18 стр.81

№ 2

22



3. Приспособления организмов к жизни в природе.

Адаптации.

§19 стр. 84 № 2,3

23



4. Природные сообщества.

Пищевая цепь, органическое вещество: производители, потребители, разлагатели; круговорот веществ в природе; природное сообщество.

§20 стр.87

№ 4

24



5. Природные зоны России.

Природные зоны: арктические пустыни, тундра, тайга, степь, полупустыни, пустыни, лесостепи, смешанные леса.

§21стр.93

№ 4

25



6. Жизнь организмов на разных материках.

Материк, Австралия, Африка, Евразия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида; местный вид.

§22 стр.98 (вопросы на выбор)

26



7. Жизнь организмов в морях и океанах.

Организмы: прикреплённые, свободноплавающие, планктон, батискаф.

§23 стр.101 описание рис.89

27



8. Подведём итоги (итоговый контроль по теме «Жизнь организмов на планете Земля»).


стр.104-105 (выполнить задания)

Тема 3. Человек на планете Земля (5часов).


28



1. Как появился человек на Земле.

Австралопитек, человек умелый, неандерталец, человек разумный, кроманьонец.

 Личностные:  формирование ответственного отношения к обучению;  формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;  формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;  осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;  формирование основ экологической культуры.

 Метапредметные: учащиеся должны уметь:  работать в соответствии с поставленной задачей;  составлять простой и сложный план текста;  участвовать в совместной деятельности;  работать с текстом параграфа и его компонентами;  узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.  

Предметные: учащиеся должны знать:  предков человека, их характерные черты, образ жизни;  основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;  правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;  простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др. Учащиеся должны уметь:  объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;  объяснять роль растений и животных в жизни человека;  обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;  соблюдать правила поведения в природе;  различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;  вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

§24 стр.110 № 2

29



2. Как человек изменял природу.

Лесопосадки.

§25 стр.112 № 3

30



3. Важность охраны живого мира планеты.

Угроза жизни, забота о живом мире, заповедник.


§26 стр.116 № 3

31



4. Сохраним богатство живого мира.

Красная книга.

§27 стр.119 № 1

32



5. Подведём итоги (итоговый контроль по теме «Человек на планете Земля»).


стр. 120-122 (выполнить задания)







Обобщение по курсу Биология. 5 класс (2 часа)

33



1. Экскурсия «Весенние явления в природе». Задания на лето.


 Метапредметные:

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы.

Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Анализировать содержание выбранных на лето заданий. Выявить уровень и глубину усвоения, изученных тем, сформированность УУД.

 Личностные:  

Соблюдать правила поведения в природе.

Предметные: знание базовых понятий курса.


Составить отчёт об экскурсии

34



2. Обобщающий урок по курсу Биология 5 класс.


Создание презентации к заключительному уроку







Исследовательская и проектная деятельности учащихся



Тема работы

Предмет

Сроки выполнения

Тип работы

(исследовательская работа, творческая работа, исследовательский проект, информационный проект и т.д.)

Форма

(коллективная, групповая, индивидуальная)

Отметка о выполнении

«Семья биологических наук»

биология

1-ая четверть

информационный проект

индивидуальная


Наблюдение за ростом и развитием растения на примере картофеля.

биология

1-ая и 2-ая четверти

исследовательская работа

групповая


«Жители нашей планеты: «морские свинки»

биология

3-я четверть

информационный проект

групповая


«Биологический алфавит»

биология

4-ая четверть

творческий проект

коллективная





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!