ул.Полевая 12, с. Макарово, Киренский район, Иркутская область 666 731
Календарно-тематическое планирование для курса биологии 5 класса является приложением к рабочей программе, составленной на основе авторской программы И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой
( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г).
- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014г.
- Методическое пособие: И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 класс Методическое пособие. Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2014г.
- Рабочая тетрадь: О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.:Вентана-Граф, 2015г.
Календарно – тематическое планирование по биологии. 5 класс, к У.М.К. И.Н. Пономарёвой
№ п/п | Дата | Тема урока | Базовые понятия урока | Формируемые УУД | Д/з |
план | факт. |
Тема 1. Биология – наука о живом мире (9часов). |
1. | | | 1. Наука о живой природе. | Биология, многоклеточные организмы, собиратели. | Личностные: - формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры Метапредметные: учащиеся должны уметь: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разумные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах; уметь договариваться друг с другом Предметные: учащиеся должны знать: основные признаки живой природы; устройство светового микроскопа; основные органоиды клетки; основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки; ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Учащиеся должны уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; характеризовать методы биологических исследований; работать с лупой и световым микроскопом; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. | §1 стр.7 № 4 |
2. | | | 2. Свойства живого. | Обмен веществ и энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение, организм, орган. | §2 стр.12 № 3 |
3. | | | 3. Методы изучения природы. | Наблюдение, описание, эксперимент, измерение, сравнение, моделирование. | §3 стр.15 № 4 |
4. | | | 4. Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов». | Увеличительные приборы, микроскоп, лупа, микропрепарат. | §4 вывод к лаб. раб. |
5. | | | 5. Строение клетки. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений». | Клетка, ядро, цитоплазма, клеточная мембрана, клеточная стенка, вакуоли; растительная клетка, животная клетка. | §5 стр.24 №3 |
6. | | | 6. Ткани организмов. | Ткань, межклеточное вещество; Животные ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Растительные ткани: образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая. | §5 выучить табл. в тетр. |
7. | | | 7. Химический состав клетки. | Неорганические вещества: вода, минеральные соли; Органические вещества: белки, жиры, углеводы. | §6 стр.27 № 1-4 |
8. | | | 8.Процессы жизнедеятельности клетки. Великие естествоиспытатели. | Клетка – живая система. Деление клетки. Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов. | §7 стр.32 № 5, составить таблицу «Великие естествоис-пытатели» |
9. | | | 9. Систематизация и контроль знаний по теме «Биология – наука о живом мире». | | §1-7 составить кроссворд по базовым понятиям темы |
Тема 2. Многообразие живых организмов (10часов). |
10 | | | 1.Царства живой природы. | Классификация, вид, систематика, царство, вирусы, СПИД. | Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры. Метапредметные: учащиеся должны уметь: проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты. Предметные: учащиеся должны знать: существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей царств живой природы. Учащиеся должны уметь: определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. | §8 стр.38 № 3 |
11 | | | 2.Бактерии. Строение и жизнедеятельность. | Бактерии: кокки, бациллы, спириллы, вибрионы, стрептококки, стафилококки; прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии. | §9 стр.42 №1(описа-ние рисунка) |
12 | | | 3. Значение бактерий в природе и жизни человека. | Клубеньковые бактерии, симбиоз, брожение. | §10 стр.45 № 4 |
13 | | | 4. Растения. Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения». | Флора, растения: цветковые, голосеменные, мхи, папоротники, хвощи, плауны, водоросли; корень, побег, слоевище. | §11 стр.51 № 2,3 |
14 | | | 5. Животные. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». | Фауна, животные одноклеточные, много- клеточные; | §12 стр.56 №3 |
15 | | | 6. Грибы. | Грибница, гифы, мицелий, плодовое тело, микориза, сапротрофы, паразиты, хищники. | §13 стр.60 №2 |
16 | | | 7. Многообразие и значение грибов. | Грибы: шляпочные, плесневые, съедобные, несъедобные; антибиотик, дрожжи. | §14 стр.65 № 3 |
17 | | | 8. Лишайники. | Симбиоз, слоевище, лишайники: листоватые, накипные, кустистые; олений мох, ягель. | §15 стр. 69 № 4; проект – ребус. |
18 | | | 9. Значение живых организмов в природе и жизни человека. | Биологическое разнообразие. | §16 стр.72 №3 |
19 | | | 10. Подведём итоги (итоговый контроль по теме «Многообразие живых организмов»). | | стр. 73 -74 |
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8часов). |
20 | | | 1. Среды жизни планеты Земля. | Среда жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. | Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры. Метапредметные: учащиеся должны уметь: находить и использовать причинно-следственные связи; строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Предметные: учащиеся должны знать: основные среды обитания живых организмов; природные зоны нашей планеты, их обитателей. Учащиеся должны уметь: сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; сравнивать условия обитания в различных природных зонах; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами. | §17 стр77 № 2. |
21 | | | 2. Экологические факторы среды. | Факторы среда: абиотические, биотические, антропогенные. | §18 стр.81 № 2 |
22 | | | 3. Приспособления организмов к жизни в природе. | Адаптации. | §19 стр. 84 № 2,3 |
23 | | | 4. Природные сообщества. | Пищевая цепь, органическое вещество: производители, потребители, разлагатели; круговорот веществ в природе; природное сообщество. | §20 стр.87 № 4 |
24 | | | 5. Природные зоны России. | Природные зоны: арктические пустыни, тундра, тайга, степь, полупустыни, пустыни, лесостепи, смешанные леса. | §21стр.93 № 4 |
25 | | | 6. Жизнь организмов на разных материках. | Материк, Австралия, Африка, Евразия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида; местный вид. | §22 стр.98 (вопросы на выбор) |
26 | | | 7. Жизнь организмов в морях и океанах. | Организмы: прикреплённые, свободноплавающие, планктон, батискаф. | §23 стр.101 описание рис.89 |
27 | | | 8. Подведём итоги (итоговый контроль по теме «Жизнь организмов на планете Земля»). | | стр.104-105 (выполнить задания) |
Тема 3. Человек на планете Земля (5часов). |
28 | | | 1. Как появился человек на Земле. | Австралопитек, человек умелый, неандерталец, человек разумный, кроманьонец. | Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры. Метапредметные: учащиеся должны уметь: работать в соответствии с поставленной задачей; составлять простой и сложный план текста; участвовать в совместной деятельности; работать с текстом параграфа и его компонентами; узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Предметные: учащиеся должны знать: предков человека, их характерные черты, образ жизни; основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др. Учащиеся должны уметь: объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. | §24 стр.110 № 2 |
29 | | | 2. Как человек изменял природу. | Лесопосадки. | §25 стр.112 № 3 |
30 | | | 3. Важность охраны живого мира планеты. | Угроза жизни, забота о живом мире, заповедник. | §26 стр.116 № 3 |
31 | | | 4. Сохраним богатство живого мира. | Красная книга. | §27 стр.119 № 1 |
32 | | | 5. Подведём итоги (итоговый контроль по теме «Человек на планете Земля»). | | стр. 120-122 (выполнить задания) |
| | | | | |
Обобщение по курсу Биология. 5 класс (2 часа) |
33 | | | 1. Экскурсия «Весенние явления в природе». Задания на лето. | | Метапредметные: Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Анализировать содержание выбранных на лето заданий. Выявить уровень и глубину усвоения, изученных тем, сформированность УУД. Личностные: Соблюдать правила поведения в природе. Предметные: знание базовых понятий курса. | Составить отчёт об экскурсии |
34 | | | 2. Обобщающий урок по курсу Биология 5 класс. | | Создание презентации к заключительному уроку |