СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс ФГОС.УМК Пономарёва.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС. 

УМК  Пономарёва Н.И.

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс ФГОС.УМК Пономарёва.»

Раздел 4. Календарно - тематическое планирование.


Колво.час.


Тема.

Дата

Требования к подготовке.

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Метопредметные УУД

Личностные

УУД

Введение в основы общей биологии.(3 ч.)

1.

1

Биология – наука о живом мире.

1.09

Знать: методы изучения живых объектов; определение биологии как науки о живой природе.

Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; приводить примеры достижений современной биологии

Называть и характеризоватьразличные научные области биологии.


Характеризовать роль биологиче ских наук в практической деятельности людей

Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; соблюдать правила поведения в природе; понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;


2.

1

Общие свойства живого.

6.09

Знать признаки живых организмов.

Уметь: характеризовать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, роста, развития, размножения, наследственности; доказывать, что живые организмы- открытые системы

Называть и характеризовать признаки живых

существ.


Сравнивать свойства живых организмов со

свой ст ва ми тел не жи вой при ро ды, де лать выводы

признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

3.

1

Многообразие форм жизни.

8.09

Знать определение понятия «таксон», уровни организации жизни.

Уметь характеризовать царства живой природы.

Называть четыре среды жизни в биосфере.

Объяснять особенности строения и жизне-

деятельности вирусов.

Объяснять понятие «биосистема».

Называть структурные уровни организации

жизни

Характеризовать от личительные особенности

представителей разных царств живой природы.


признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Основы учения о клетке.(10 ч.)

4.

1

Химический состав клетки.

13.09

Знать основные положения клеточной теории.

Уметь объяснять общность происхождения растений и животных; узнавать клетки различных организмов

Различать и называть основные неорганиче-

ские и органические вещества клетки.

Объяснять функции воды, минеральных ве ществ, белков, уг леводов, липидов и нуклеи-

но вых ки слот в клет ке.


Сравнивать химический состав клеток живых

организмов и тел неживой природы, делать

выводы

умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике; понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни


5.

1

Химический состав клетки.

15.09

Знать основные положения клеточной теории.

Уметь объяснять общность происхождения растений и животных; узнавать клетки различных организмов

6.

1

Строение клетки. Лабораторная работа: Строение клетки.

20.09

Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные органоиды клетки, механизм пиноцитоза и фагоцитоза

Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки.


Различать основные части клетки. Сравниватьособенности клеток растений и животных

умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике; понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни


7.

1

Строение клетки: мембранные и немембранные органоиды.

22.09

Знать основные органоиды растительной и животной клеток.

Уметь: сравнивать клетки организмов разных систематических групп; рассматривать клетки на готовых микропрепаратах

8.

1

Обмен веществ – основа существования клетки.

27.09

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии.

Уметь: сравнивать процессы ассимиляции и диссимиляции; называть этапы обмена веществ и роль АТФ в этом обмене; объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции

Определять понятие «обмен веществ».

Ус танавливать различие понятий «ассимиля-

ция» и «диссимиляция».

Объяснять роль АТФ как универсального пе-

реносчика и накопителя энергии.

Ха рак те ри зо вать энер ге ти че ское зна че ние

обмена веществ для клетки и организма

Характеризовать и сравнивать роль ассими-

ляции и диссимиляции в жизнедеятельности

клетки, делать выводы на основе сравнения.


умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике; понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни


9.

1

Биосинтез белков в живой клетки.

29.09

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, этапы белкового синтеза.

Уметь: называть свойства генетического кода; характеризовать механизмы транскрипции, трансляции

Определять понятие «биосинтез белка».

Выделять и называть основных участников

биосинтеза белка в клетке. Отвечать на итоговые вопросы

Различать и характеризовать этапы биосинте-

за бел ка в клет ке.


понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

10.

1

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

4.10

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, сущность фотосинтеза

Определять понятие «фотосинтез».

Характеризовать значение фотосинтеза для

растительной клетки и природы в целом

Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выво-

ды на основе сравнения.


Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

11.

1

Обеспечение клеток энергией.

6.10

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, биологический смысл дыхания.

Уметь перечислять этапы диссимиляции; характеризовать этапы энергетического обмена

Определять понятие «клеточное дыхание».

Характеризовать значение клеточного дыха-

ния для клет ки и ор га низ ма.


Сравнивать стадии клеточного дыхания и де-

лать выводы.

Выявлять сходство и различие дыхания и фотосинтеза

Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

12.


Лабораторная работа: Разнообразие клеток.

11.10

Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные органоиды клетки, механизм пиноцитоза и фагоцитоза

Ха рак те ри зо вать зна че ние раз мно же ния

клетки.

Давать определение понятия «пиноцитоза » и «фагоцитоза»

Соблюдать правила работы в кабинете, обра-

щения с лабораторным обору дованием

Сравнивать

Наблюдать, описывать и зарисовывать Разнообразие клеток.

Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы.


понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.

13.

1

Зачет по теме: Основы учения о клетке.

13.10

Уметь применять полученные знания для решения практических задач

Отвечать на итоговые вопросы.

Использовать информационные ресурсы для

подготовки презентаций и сообщений по ма-

териалам темы

Обобщать и систематизировать знания по ма-

териалам темы 2.

Обсуждать проблемные вопросы, предложен-

ные в учеб ни ке.


понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч.)

14.

1

Типы размножения организмов.

18.10

Уметь: характеризовать сущность процесса размножения, его особенности у растений и животных; называть основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения

Давать определение понятия «онтогенез».

Выделять и сравнивать существенные призна-

ки двух периодов онтогенеза.

Объяснять процессы развития и роста много-

клеточного организма.

Различать на рисунке и таблице основные ста-

дии развития эмбриона.

Объяснять на примере насекомых развитие

с полным и неполным превращением.

На зы вать и ха рак те ри зо вать стадии роста и развития у лягушки

Сравнивать и характеризовать значение эта-

пов развития эмбриона.

Объяснять зависимость развития эмбриона

от на следствен но го материала и ус ловий

внешней среды.


Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; соблюдать правила поведения в природе; понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике; понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни

15.

1

Митоз. Лабораторная работа: Клеточное деление – митоз.

20.10

Знать сущность фаз митотического цикла. Уметь объяснять биологический смысл митоза

Ха рак те ри зо вать зна че ние раз мно же ния

клетки.

Давать определение понятия «митоз»и «Мейоз»

Объяснять механизм распределения наслед-

ственного материала между двумя дочерними

клетками у прокариот и эукариот.

Давать определе ние по ня тия «кле точ ный

цикл».

Называть и характеризовать стадии клеточ-

ного цикла.

Соблюдать правила работы в кабинете, обра-

щения с лабораторным обору дованием

Сравнивать деление клетки прокариот и эука-

риот, делать выводы на основе сравнения.

Наблюдать, описывать и зарисовывать деля-

щиеся клетки по готовым микропрепаратам.

Фиксировать резуль таты наблюдений, форму-

лировать выводы.


чувства гордости за российскую биологическую науку; понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.

16.

1

Клеточное деление: мейоз.

21.10

Знать сущность биологического процесса деления клеток.

Уметь характеризовать биологический процесс деления клеток; объяснять причины наследственности и изменчивости

17.

1

Оплодотворение.

25.10

Знать процесс оплодотворения клетки.

Уметь: использовать приобретённые знания для профилактики.

Давать определение понятия «Оплодотворение» Объяснять процесс оплодотворения.

Сравнивать и характеризовать процесс оплодотворения разных видов животных.

понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.

18.

1

Индивидуальное развитие организмов и его этапы.

27.10

Знать сущность процессов роста и развития организма.

Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье; использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек; характеризовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития; объяснять, чем развитие отличается от роста

Давать определение понятия «онтогенез».

Выделять и сравнивать существенные призна-

ки двух периодов онтогенеза.

Объяснять процессы развития и роста много-

клеточного организма.

Различать на рисунке и таблице основные ста-

дии развития эмбриона.

Объяснять на примере насекомых развитие

с полным и неполным превращением.

На зы вать и ха рак те ри зо вать ста дии рос та и развития у лягушки

Сравнивать и характеризовать значение эта-

пов развития эмбриона.

Объяснять зависимость развития эмбриона

от на след ст вен но го ма те риа ла и ус ло вий

внешней среды.


Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; соблюдать правила поведения в природе; понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;

Основы учения о наследственности и изменчивости. (9ч.)

19.

1

История развития генетики.

8.11

Знать строение генов и хромосом.

Уметь: объяснять роль генетики, причины наследственности и изменчивости; характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости

Дать определение понятия «генетика», уметь объяснять роль генетики, причины наследственности и изменчивости; характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости

Сравнивать и характеризовать виды изменчивости, объяснять их суть.

Понимание учащимися наследственности и изменчивости в генетике.

20.

1

Моногибридное скрещивание.

10.11

Знать определение понятий «гибридологический метод», «гомозиготы», «гетерозиготы», «доминантный признак», «рецессивный признак», «моногибридное скрещивание».

Уметь: описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; объяснять значение гибридологического метода Г. Менделя; составлять схему моногибридного скрещивания; определять по фенотипу генотип и наоборот

определение понятий «гибридологический метод», «гомозиготы», «гетерозиготы»«доминантный признак»«рецессивный признак»«моногибридное скрещивание».

Уметь: описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; объяснять значение гибридологического метода Г. Менделя; составлять схему моногибридного скрещивания; определять по фенотипу генотип и наоборот

Сравнивать процессы между собой,характеризовать «гибридологический метод»и «моногибридное скрещивание».

Понимание учащимися «гомозиготы», «гетерозиготы», «доминантный признак», «рецессивный признак».

21.

1

Дигибридное скрещивание.

15.11

Уметь: характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости; объяснять причины наследственности и изменчивости; описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания; анализировать и составлять схему дигибридного скрещивания

Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость».

Давать определение понятия «ген».

Приводить при меры проявле ния на следст -

венности и изменчивость организмов.

Давать определения понятий «генотип» и «фе-нотип»

Объяснять механизмы наследственности и изменчивости организмов.


понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы.

22.

1

Сцепленное наследование генов, кроссинговер.

17.11

Знать строение генов и хромосом.

Уметь: отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана; объяснять причины рекомбинации признаков при сцепленном наследовании

Давать определение понятиям «кроссинговер» и

Сцепленное наследование генов. Сравнивать понятия давать характеристику.

Объяснять причины рекомбинации признаков при сцепленном наследовании

умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике; понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни

23.

1

Взаимодействие генов и их множественное действие.

22.11

Знать строение генов и хромосом, определение терминов.

Уметь: называть характер взаимодействия неаллельных генов; описывать проявление множественного действия гена

Определять строение генов и хромосом, знать определение терминов.


описывать проявление множественного действия гена.

соблюдать правила поведения в природе; понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы.

24.

1

Определение пола и наследственные признаки.

24.11

Знать определение термина «аутосомы».

Уметь: приводить примеры наследственных заболеваний человека, сцепленных с полом; объяснять причины проявления наследственных заболеваний человека; решать генетические задачи

Дать понятие термину «аутосомы». Характеризовать и определять наследственные заболевания человека сцепленных с полом .

объяснять причины проявления наследственных заболеваний человека , решать генетические задачи

Понимание необходимости изучения генетики

25.

1

Наследственная изменчивость.

29.11

Знать определение термина «изменчивость».

Уметь: выявлять изменчивость организмов; объяснять причины наследственности и изменчивости, причины мутаций; называть основные формы изменчивости, виды мутаций; различать наследственную и ненаследственную изменчивость; приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций

Выявлять признаки ненаследственной измен-

чивости.

Называть и объяснять причины ненаследст-

венной изменчивости.

Соблюдать правила работы в кабинете, обра-

щения с лабораторным оборудованием

Сравнивать проявление ненаследственной

изменчивости у разных организмов, делать

выводы.

Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки изменчивости организмов на

примере листьев клёна и раковин моллюсков.

Обобщать информацию и формулировать

выводы.

понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике; понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни

26.

1

Другие типы изменчивости. Лабораторная работа: Решение генетических задач.

1.12

Знать определение термина «изменчивость».

Уметь: объяснять различие фенотипов растений; характеризовать модификационную изменчивость; описывать разные формы изменчивости организмов

27.

1

Зачет по теме: Основы генетики.

6.12

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

Обобщать и систематизировать знания по ма-

териалам темы .

Отвечать на итоговые вопросы.


Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике.

Использовать информационные ресурсы для

подготовки презентаций проектов и сообщений по материалам темы


Основы селекции растений животных и микроорганизмов (4ч.)



Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 ч.)

28–29.


2

Генетические основы селекции организмов.

8.12

13.12

Уметь: приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком; характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции; объяснять сущность закона гомологических рядов

Называть и характеризовать методы селек-

ции растений, животных и микроорганизмов.


Анализировать значение селекции и биотех-

нологии в жизни людей

понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике; понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни

30–31

2

Селекции микроорганизмов. Биотехнология.

15.12

20.12

Знать определения понятий «порода», «сорт».

Уметь: распознавать и описывать культурные растения; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений; характеризовать методы селекции растений

Происхождение жизни и развитие органического мира (6ч.)

32.

1

Представления о возникновении жизни на Земле.

22.12

Уметь: распознавать и описывать эры развития жизни на Земле.

Знать: гипотезы о происхождения жизни.


Объяснять постановку и резуль таты опытов

Л. Пастера

Выделять и пояснять основные идеи гипотез

о происхождении жизни.


признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

33.

1

Современные теории возникновения жизни на Земле

24.12

Знать: гипотезу Опарина

Уметь: характеризовать современные представления о происхождении жизни и её развитие.

Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов

Характеризовать и сравнивать основные идеи

гипотез о происхождении жизни Опарина и Холдейна, делать выводы на основе сравнения.


признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

34.

1

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

10.01

Знать: особенности протобионтов ,круговорот веществ в развитии жизни.

Выделять существенные признаки строения и

жизнедеятельности первичных организмов.

Объяснять роль биологического круговорота

веществ

Аргументиро вать процесс воз ник но ве ния

биосферы.

Отмечать изменения условий существования

жизни на Земле.


признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

35.

1

Этапы развития жизни: Архей и Протерозой.

12.01

Знать: Этапы развития жизни по эрам.

Уметь: сравнивать развитие жизни по эрам.

Выделять существенные признаки эволюции

жизни.

Отмечать изменения условий существования

живых организмов на Земле.


Различать эры в истории Земли.

Характеризовать при чи ны выхода ор га низ мов на сушу.Описывать изменения,происходящие в связи с этим на Зем ле и в свойст вах организмов

признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

36.

1

Палеозойская эра.

17.01

Знать: Этапы развития жизни по эрам.

Уметь: сравнивать развитие жизни по эрам.

37.

1

Мезозойская и Кайнозойская эры.

19.01

Знать: Этапы развития жизни по эрам.

Уметь: сравнивать развитие жизни по эрам.


Учение об эволюции (11ч.)

38.


1

Идея развития органического мира в биологии

24.01

Знать: теорию Ламарка.

Уметь: раскрывать суть эволюции.

Выделять существенные положения теории

эволюции Ж.-Б. Ламарка.

Характеризовать значение теории эволюцииЛамарка для биологии

Аргументировать несостоятельность законов,

выдвинутых Ламарком, как путей эволюции

видов.


признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

39.


1

Основные положение теории Ч. Дарвина

26.01

Знать: Основные положение теории Ч. Дарвина.

Уметь: раскрывать механизм естественного отбора.

Выделять и объяснять существенные положе-

ния теории эволюции Дарвина.

Характеризовать движущие силы эволюции.

Называть и объяснять резуль таты эволюции.


Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина

признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

40.


Движущие силы эволюции

31.01

Знать: Движущие силы эволюции.

Уметь: приводить примеры.



41.


1

Современные представления об эволюции органического мира

2.02

Знать: понятия популяция, основные факторы эволюции.

Выделять и объяснять основные положения

эволюционного учения.

Называть факторы эволюции, её явления, ма-

териал, элементарную единицу

Объяснять роль популяции в процессах эво-

люции видов.


признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

42.

1

Вид, его критерии и структура. Лабораторная работа: Вид, его критерии и структура

7.02

Знать: понятие о виде, критерии вида.

Уметь: сравнивать критерии вида.

Выявлять существенные признаки вида.

Объяснять на конкретных примерах форми-

рование приспособленности организмов ви-

да к сре де оби та ния.

Выявлять приспособления у организмов к сре-

де обитания (на конкретных примерах)

Сравнивать популяции одного вида, делать

выводы.


признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

43.


1

Видообразование.

9.02

Знать: Процесс образования видов - видообразование.

Уметь: отличать типы видообразования.

Объяснять причины многообразия видов.

Приводить конкретные примеры формирова-

ния но вых ви дов.

Объяснять причины двух типов видообразо-

вания.

Анализировать и сравнивать примеры видо-

образования (су дак, одуванчик), приведённые

в учебнике

признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

44.

1

Макроэволюция.

14.02

Знать: понятие макроэволюция, микроэволюция.

Уметь: сравнивать эти два процесса.

Выделять существенные процессы дифферен-

циации вида.

Объяснять возникновение надвидовых групп.

Ис поль зо вать и по яс нять ил лю ст ра тив ный

материал учебника, извлекать из него нужную

информацию

Приводить примеры, служащие доказательст-

вом процесса эволюции жизни на Земле.


признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение.

45.


1

Основные направления эволюции.

16.02

Знать: основные факторы и направления эволюции

Да вать оп ре де л е ния по ня тий «био ло ги че -

ский прогресс» и «биологический регресс».

Характеризовать направления биологическо-

го прогресса.

Объяснять роль основных направлений эво-

люции.

Называть и пояснять примеры ароморфоза,

идиоадаптации и общей дегенерации

Анализировать и сравнивать проявление ос-

новных направлений эволюции.


признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

46.


1

Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа: Приспособленность организмов к среде обитания.

21.02

Знать: прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Уметь: характеризовать процессы: прогресс и регресс.

Называть и характеризовать основные зако-

номерности эволюции.

Соблюдать правила работы в кабинете, обра-

щения с лабораторным обору дованием

Ана ли зи ро вать ил лю ст ра тив ный ма те ри ал

учебника для доказательства существования

закономерностей процесса эволюции, харак-

теризующих её общую направленность.

Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовы-

вать признаки наследственных свойств орга-

низмов и наличия их изменчивости.


признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения.

47.


1

Результаты эволюции.

28.02

Знать: влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

Уметь: определять влияние человека на процессы эволюции.

Называть и характеризовать процессы эволюции.

Записывать выводы и наблюдения в таблицах. Определять влияние человека на процессы эволюции.

Отстаивать свою точку зрения.

48.


1

Контрольное тестирование по теме: Учение об эволюции.

2.03


Обобщать и систематизировать полученные

знания, делать выводы.

Выполнять итоговые задания из учебника.

Находить в Интернете дополнительную информацию о происхождении жизни и эволю

ции человеческого организма.


Использовать информационные ресурсы для

подготовки презентации или сообщения об эволюции человека

признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения.

Происхождение человека (антропогенез) (6ч.)



11.03

49.


1

Доказательство эволюционного происхождения человека.

7.03

Знать: специфику и стадии антропогенеза

Уметь: Доказывать эволюционное происхождение человека.

Характеризовать основные особенности ор-

ганизма человека.

Срав ни вать по ри сун ку учеб ни ка при зна ки

сходства строения организма человека и че-

ловекообразных обезьян.


Доказывать на конкретных примерах единст-

во биологической и социальной сущности человека

признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

50.


1

Эволюция приматов.

9.03

Знать: Этапы и стадии эволюции приматов.

Различать и характеризовать стадии антропо-

генеза.

Находить в Интернете дополнительную ин-

фор ма цию о пред ше ст вен ни ках и ран них

предках человека


признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

51.


1

Этапы эволюции человека.

14.03

Знать: Этапы и стадии эволюции человека.

Уметь: определять этапы эволюции человека.



52.


1

Первые современные люди.

16.03


Характеризовать неоантропа — кроманьонца

как человека современного типа. Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного.


Обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека

признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

53.


1

Человеческие расы, их родство и происхождение.

21.03

Знать: Человеческие расы

Уметь: распознавать человеческие расы.

Называть существенные признаки вида Чело-

век разумный.

Объяснять приспособленность организма че-

ловека к среде обитания.


Характеризовать родство рас на конкретных

примерах.

Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный

Выявлять причины многообразия рас человека.

признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

54.

1

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

23.03

Знать: влияние человека в биосфере.

Выявлять причины влияния человека на биосферу.

Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу.

Приводить конкретные примеры полезной

и губительной деятельности человека в природе.

Аргументировать необходимость бережного отношения к природе

признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Основы экологии (10 ч.)



10.04

55.


1

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.

4.04

Знать: Среды обитания и экологические факторы.

Уметь: характеризовать особенности четырёх сред жизни.

Вы д е лять и ха рак те ри зо вать су ще ст вен ные

при зна ки сред жиз ни на Зем ле.

Называть характерные признаки организмов —

обитателей этих сред жизни.

Характеризовать черты приспособленности

организмов к среде их обитания.


Рас по зна вать и ха рак те ри зо вать эко ло ги че -

ские факторы среды

признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

56.


1

Законы действия факторов среды на организм.

6.04

Знать: законы оптимума, независимости факторов, ограничивающего фактора.

Уметь: характеризовать закономерности действия эколог. факторов

Выделять и характеризовать основные зако-

номерности действия факторов среды на ор-

ганизмы.

Называть примеры факторов среды.

Выделять экологические группы организмов.

При во дить при ме ры се зон ных пе ре стро ек

жизнедеятельности у животных и растений

Анализировать действие факторов на орга-

низмы по рисункам учебника.


признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

57.

1

Биотические связи в природе.

11.04

Знать: Биотические связи в природе.

Уметь: составлять пищевые цепи.

Выделять и характеризовать типы биотиче-

ских свя зей.

Характеризовать типы взаимодействия видов

организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм,

хищ ни че ст во, кон ку рен ция, при во дить их

примеры. Объяснять значение биотических связей

Объяснять многообразие трофических связей.


признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

58.


1

Популяции. Функционирование популяции и динамика ее численности.

13.04

Знать: понятие популяция, функционирование популяции

Уметь: пояснить различие между численностью популяции и плотность её.

Выделять существенные свойства популяции

как группы особей одного вида.

Называть и характеризовать примеры терри-

ториальных, пищевых и половых отношений

между особями в популяции.


Объяснять территориальное поведение осо-

бей популяции.

Анализировать содержание рисунка учебника, иллюстрирующего свойства популяций

признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

59.


1

Сообщества.

18.04

Знать: понятия биоценоз сообщество, экосистема, структура экосистем.

Выделять существенные признаки природно-

го сообщества.

Характеризовать ярусное строение биоцено-

зов, цепи питания, сети питания и экологиче-

ские ни ши.

Понимать сущность понятия «биотоп».

Срав ни вать по ня тия «био гео це ноз» и «био-

ценоз».

Объяснять на конкретных примерах средооб-разующую роль видов в биоценозе

Анализировать содержание рисунков учеб -

ника

признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения

60.


1

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

20.04

Знать: понятия биоценоз сообщество, экосистема, структура экосистем.

Уметь: составлять структуру экосистем.

Характеризовать биосферу как глобальную

экосистему.

Объяснять роль различных видов в процессе

круговорота веществ и потоке энергии в экосистемах.

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.


Характеризовать роль В.И. Вернадского в раз-

витии учения о биосфере.

Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника. Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как

экосистемы или биогеоценоза.


признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; умение отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения

61.


1

Развитие и смена биогеоценозов.

25.04


Объяснять и характеризовать процесс смены

биогеоценозов.

На зы вать су ще ст вен ные при зна ки пер вич -

ных и вторичных сукцессий, сравнивать их

между собой, делать выводы.


Обос но вы вать роль кру го во ро та ве ществ

и экосистемной организации жизни в устой-

чивом развитии биосферы.

Обсуждать процессы смены экосистем на при-

мерах природы родного края

соблюдать правила поведения в природе; понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике; понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни; признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

62.


1

Основные законы устойчивости живой природы.

27.04

Знать: законы устойчивости живой природы.

Уметь: трактовать законы устойчивости живой природы.

Объяснять на конкретных примерах значе-

ние биологического разнообразия для сохра-

нения устойчивости экосистемы.

Приводить примеры видов — участников кру-

говорота веществ в экосистемах.

Объяснять на конкретных примерах понятия

«сопряженная численность видов в экосисте-ме» и «цикличность»

Выделять и характеризовать существенные

причины устойчивости экосистем.


основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике; понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни; признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

63.

1

Рациональное использование природы и ее охрана. Лабораторная работа: Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.

2.05

Знать: Рациональное использование природы и ее охрана.

Уметь: оказать помощь в охране природы.

Выделять и характеризовать причины эколо

гических проблем в биосфере.

Фиксировать резуль та ты на блю де ний и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным обору дованием

Прогнозировать последствия истощения при-

родных ресурсов и сокращения биологиче-

ского разнообразия.

Обсуждать на конкретных примерах экологи-

ческие проблемы своего региона и биосферы

в це лом.

Аргументировать необходимость защиты ок-

ружающей среды, соблюдения правил отно-

шения к живой и неживой природе.

Выявлять и оценивать и степень загрязнения

помещений.


основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике; понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни; признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

64.

1

Зачет по теме: Основы экологии.

4.05





65.


1

Резервное время:4часа.

Заключение по курсу «Основы общей биологии».

11.05





66.

1

Повторение: Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

16.05

Знать строение генов и хромосом.

Уметь: отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана; объяснять причины рекомбинации признаков при сцепленном наследовании




67-68.

1

Повторение: Основные положение эволюционной теории Ч. Дарвина

23.05

25.05

Знать: основные факторы и направления эволюции






Итого за год:68 часов.






«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ Ново-Павловская СОШ

«___» ___________2016

___________/В.Д. Какичев/



«Согласовано»

Протокол заседания методического объединения____________________

МБОУ Ново-Павловская СОШ

от «___» ___________2016 №_______

Руководитель _____/Т.В.Дашевская/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!