№ урока | Разделы, темы | Коли чество часов | Даты проведения | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД) |
План | Факт |
| Введение | 1 ч | | | | |
1 | Биосфера — глобальная экосистема. Биосфера и чело- век: противоречия, проблемы и перспективы взаимодей- ствия. Проект «Биосфера-2» | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» .Мультимедийное устройство | Обобщают и систематизируют знания о взаимосвязи человека и природы., выделять противоречия, проблемы и перспективы взаимодействия человека и биосферы Ставят проблему: и сами ищут пути решения: Каковы условия, определяющие границы распространение живых организмов в биосфере? |
| Тема 1. Системное строение природы | 9ч | | | | |
2 | Понятие «система» в науке. Система как множество за- кономерно связанных друг с другом и взаимодействующих элементов. | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Ставят учебные задачи на основе уже изученного и познанного. Приобретают опыт экологически грамотного взаимодействия факторов среды. К: Владеют монологической и диалогической речью, выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями |
3 | Связи между элементами в системе. Системные и не- системные связи. Значение связей в системах. | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Приобретают опыт экологически грамотного взаимодействия факторов среды. К: Владеют монологической и диалогической речью, выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями |
4 | Классификация — распределение каких-либо тел или явлений на группы (классы) на основе присущих им общих признаков. три основные функции классификации | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Владеют монологической и диалогической речью, выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями. Знать группы организмов живущих в природном сообществе. |
5 | Выделение различных классов систем в зависимости от состава, структуры и других особенностей | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Приобретают опыт экологически грамотного взаимодействия человека и природы. Углубляют знания об экологических системах и факторах среды Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
6 | Системное устройство мира. Представления древних о Порядке и хаосе как о двух связанных понятиях, отражаю- щих системность мира. Иерархия природных систем | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Углубляют знания об экологических системах Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
7 | Понятие устойчивости системы. Устойчивое, неустой- чивое и безразличное состояние систем | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс». Мультимедийное устройство | Углубляют знания об экологических системах Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
8 | Теория систем — наука, формулирующая закономер- ности и принципы, общие для различных систем из самых разных областей познания. | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Углубляют знания об экологических системах Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
9 | Системный подход. Моделирование как научный метод изучения систем. Математическое модели- рование глобальных процессов. | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Углубляют знания об экологических системах Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
10 | Живые (биологические) системы с точки зрения теории систем. Основные свойства живых систем. Уровни организации живого | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Углубляют знания об экологических системах. Знать основные свойства живых систем. Уровни организации живого Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
| Тема 2. Экологические системы: общие особенности организации | 10 ч | | | | |
11 | Экосистема — центральное понятие экологии. Характеристика экосистемы с позиции системного подхода. Компоненты экосистемы. Методы изучения экосистем. | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Знать понятия: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
12 | Классификация экосистем по различным основаниям: по размеру, по средам жизни, по происхождению. Биосфера — экосистема высшего, глобального уровня. Понятие «биом». | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии. Знать понятия: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг |
13 | Зональность экосистем. Проявление географической зональности в особенностях состава, структуры и рас- пределения экосистем на уровне биомов. Вертикальная зональность | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Знать понятия: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
14 | Структура экосистемы как совокупность связей и от- ношений между ее элементами. Описание структу- ры экосистемы | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Знать, что такое сообщество живых организмов, специфичность видового состава сообществ различных экосистем Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
15 | Трофическая структура экосистемы. Классификация типов питания организмов по источнику углерода и энер- гии. Функциональные группы организмов по типу питания | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» , 3-Д комплекс | Уметь характеризовать группы организмов в природном сообществе, составлять пищевые цепи и сети. Знать, что такое производители (продуценты) , потребители (консументы) , разрушители (редуценты) |
16 | Энергия в экосистеме. Пищевые цепи и сети, трофические уровни | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс», 3-Д комплекс | Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии. Уметь характеризовать группы организмов в природном сообществе, составлять пищевые цепи и сети. |
17 | Экологические пирамиды: пирамиды численности, биомассы и энергии. Трофический уровень экологической пирамиды. Продуктивность экосистемы. | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс», 3-Д комплекс | Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии (распознавать пищевые связи в экосистеме). |
18 | Круговороты веществ на Земле. Биогеохимический круговорот. Круговороты веществ в экосистеме. Взаимосвязь круговоротов. | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Раскрывать сущность круговорота органических веществ в сообществе живых организмов. Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
19 | Круговорот и устойчивость экосистем. | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии. Раскрывать сущность круговорота органических веществ в сообществе живых организмов. |
20 | Динамика экосистем. Суточная, сезонная и многолет- няя динамика. Экологические сукцессии | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Уметь: объяснять изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора . Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
| Тема 3. Биологическое разнообразие и устойчивости экосистем | 6 ч | | | | |
21 | Биологическое разнообразие; многообразие экосистем суши, водных экосистем и составляющих их экологических комплексов; разнообразие внутри видов, между видами и экосистемами. Разнообразие жизни как предмет изучения | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Знать причины биологического разнообразия в биосфере. Знать группы организмов живущих в природном сообществе. Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
22 | Уровни биологического разнообразия. Внутривидовое (генетическое), видовое и экосистемное разнообразие | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Знать уровни биологического разнообразия, группы организмов живущих в природном сообществе. Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
23 | Биологическое разнообразие, созданное человеком. Сорта культурных растений. Породы домашних животных. | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Знать причины биологического разнообразия, созданного человеком в биосфере. Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
24 | Проблема сохранения биологического разнообразия. Причины поддержания биологического разнообразия | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» | Знать о проблеме сохранения биологического разнообразия. Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
25 | Международная программа «Биологическое разнообра- зие». Научная программа «Диверситас». Международный день биологического разнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии России | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Знать о Международной программе «Биологическое разнообразие», Научной программе «Диверситас». Международном дне биологического разнообразия. Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
26 | Дискуссия «Нужно ли сохранять все виды в природе?» | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» | Уметь: обобщать, подытоживать информацию; задавать уточняющие вопросы; слушать друг друга., распределять работу при совместной деятельности; участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе. |
| Тема 4. Разнообразие экосистем нашего края | 7 ч | | | | |
27 | Экосистемы суши | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Уметь объяснять необходимость сохранения естественных экосистем своей местности, объяснять экологическое взаимодействие в экосистемах своей местности |
28 | Лес — основной тип наземных экосистем. Классификация лесов | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии Уметь объяснять экологическое взаимодействие в экосистемах своей местности |
29 | Охрана и возобновление лесов | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Уметь объяснять необходимость сохранения естественных экосистем своей местности, объяснять экологическое взаимодействие в экосистемах своей местности |
30 | Водные экосистемы. Классификация, общие принципы организации и функционирования | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» , 3-Д комплекс | Уметь объяснять экологическое взаимодействие в экосистемах своей местности Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
31 | Пресноводные экосистемы: водоемы, водотоки | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Уметь объяснять экологическое взаимодействие в экосистемах своей местности Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
32 | Экосистемы морей и океанов | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Уметь объяснять экологическое взаимодействие в экосистемах своей местности Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
33 | Экосистемы болот | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» Мультимедийное устройство | Уметь объяснять экологическое взаимодействие в экосистемах своей местности Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии |
| Заключение | 1 ч | | | | |
34 | Экологические проблемы человечества: успехи и не- удачи в поиске решений | 1 | | | Учебник «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» | Знать: изменения, происходящие в экосистемах в результате воздействия антропогенного фактора Уметь объяснять экологическое взаимодействие в экосистемах своей местности |
| Итого: | 34 ч | | | | |