№ п/п, дата | Система уроков (раздел, тема) | Технологии | Компетенции | Планируемые результаты | Задание для самоподготовки |
Базовый уровень | Профильный уровень | Предметные | Метапредметные, личностные |
1. | Введение. Что изучает экономика. (13 часов) | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | Экономика и экономическая наука. Потребности. | Макроэкономика и микроэкономика. | характеристика главных вопросов экономики | - формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере государственного регулирования экономики; - освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом экономическом пространстве, эффективной реализации прав и законных интересов в экономической сфере жизни общества | С. 13-15 |
2. | Экономика как система хозяйственной жизни общества. | проблемного и развивающего обучения | Главные вопросы экономики. | Свободные и экономические блага. | С.15-21 |
3. | Потребности | деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) | | Виды потребностей и их классификация. Потребности по А. Маслоу. | Термины; пирамида А. Маслоу |
4. | Предпринимательские способности | конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); | | Виды предпринимательских способностей | Виды предпринимательских способностей |
5. | Понятие об абсолютной и относительной потребности в ограниченности ресурсов. | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда. Причины возникновения торговли и ее экономическое значение. Ограниченность ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов | Специализация как способ увеличения. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. | П. 2. |
6. | Кривая производственных возможностей (КПВ) | деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) | | Определение кривой производственных возможностей и ее практическая значимость | сообщения |
7. | Специализация | конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); | | Виды специализации на производстве | П. 2;термины |
8. | Выбор | конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); | | Понятие экономического выбора производителя и потребителя | индивидуальное задание |
9. | Обмен | изготовление учебных продуктов; | | Понятие производственного обмена, виды обмена | Задачи, термины |
10. | Понятие альтернативной стоимости | деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) | | Альтернативная стоимость и ее цена | лекция |
11. | Факторы производства | изготовление учебных продуктов; | | Труд; земля; капитал; предпринимательские способности; информация | П.2;сообщения,термины |
12. | Абсолютное преимущество | изготовление учебных продуктов; | | Виды абсолютного преимущества | задачи |
13. | Относительное преимущество | Проблемного и развивающего обучения | | Виды относительного преимущества | задачи |
14. | Тема 2. (5 часов). Типы экономических систем. Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. | проблемного и развивающего обучения | Традиционная экономическая система. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. | Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. | С. 32;термины |
15. | Рыночная экономическая система | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | | Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе. | П. 4;термины |
16. | Командная и смешанная экономические системы. | изготовление учебных продуктов; | | Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. | П. 5;термины |
17. | Традиционная экономическая система | изготовление учебных продуктов; | | Плюсы и минусы традиционной экономической системы | таблица |
18. | Государственно-правовое регулирование экономики | изготовление учебных продуктов; | | Модель государственно-правового регулирования экономики | таблица |
19. | Тема 3.(7 часов). Силы, которые управляют рынком. Понятие о спросе | проблемного и развивающего обучения | Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. | Эластичность спроса и ее значение для продавцов.. | П. 6. |
20. | Закон спроса | проблемного и развивающего обучения | Факторы формирования величины спроса. | Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов. | П.7. |
21. | Величина спроса | изготовление учебных продуктов; | | Спрос; закон спроса; формирование спроса на различных рынках. | П. 7. |
22. | Детерминанты спроса | конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни | | Виды эластичности. Эластичность спроса по цене; эластичность спроса по доходу. | Формулы. |
23. | Предложение и закон предложения | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | | Предложение и факторы формирующие предложение | П. 7; термины |
24. | Детерминанты предложения | исследовательского обучения | | Виды эластичности предложения | Формулы |
25. | Рыночное равновесие | исследовательского обучения | | Понятие рыночного равновесия, факторы достижения рыночного равновесия | Факторы достижения рыночного равновесия |
26. | Тема 4. (3 часа). Как работает рынок. Формирование рыночных цен. | проблемного и развивающего обучения | Рыночный механизм. Рыночное равновесие. | Рыночные структуры | П.8. |
27. | Рынок на практике или как реально организована торговля. | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. | Производство, производительность труда. | П. 9. |
28. | Контроль знаний учащихся: Особенности функционирования рыночной экономики. | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | Факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Механизмы формирования рыночного равновесия. Конкуренция. Экономическая свобода. Материал тем: Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Силы, которые управляют рынком.. Как работает рынок. | Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом. Значение специализации и обмена цене. | П. 6-10., |
29. | Тема 5.(4 часа) Мир денег. Причины возникновения денег | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Причины изобретения денег. Виды денег. | История возникновения бумажных денег. Понятие об эмиссии денег | П. 10 |
30 | Формы денег | исследовательского обучения | | Понятие формы денег; появление различных форм денег. | термины |
31. | Функции денег в современной экономике. | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Современная структура денежной массы Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. | Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег. Деньги. | П. 11 |
32. | Бартер и бартерные товары | исследовательского обучения | | Бартер , виды бартерных товаров. | индивидуальные задания. |
33. | Тема 6. (6 часов). Банковская система. Причины возникновения банков | совершенствование общеучебных умений и навыков | Основные виды услуг, оказываемых банками.. Причины экономической рациональности деятельности банков. | Структура цены банковского кредита Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Социальные последствия инфляции. | П.12 |
34. | Виды банков | Проблемного обучения | | Виды и специализация банков. | | | П 12; термины. |
35. | Банковская система страны | исследовательского обучения | | Структура и функция банковской системы страны | | | схема |
36. | Принципы кредитования. | исследовательского обучения | | Основные виды и принципы кредитования | | | П 12; принципы кредитования |
37. | Кредитоспособность и кредитный договор | Проблемного обучения | | Условия заключения кредитного договора | | | индивидуальные задания |
38. | Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит. Функции Центрального банка страны. | Кто в стране выпускает деньги. Функции ЦБ, задачи ЦБ. Нормы обязательных резервов, учетная ставка. Операции на открытом рынке. | понимание системы взаимодействия конкуренции рынков; современные конкуренция системы рынков; характеристика системы рыночных структур; объяснение механизма правового регулирования конкуренции; | - овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в экономической сфере; - содержание экономических элементов, обязанностей и ответственности гражданина как участника экономических правоотношений развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры в осуществлении экономической деятельности, социально-экономической активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права экономической деятельности использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни | П.13 ;П. 14 |
39. | Тема 7. (3 часа).Человек на рынке труда. Экономическая природа рынка труда | проблемного и развивающего обучения | Продавцы и покупатели на рынке труда. Что такое рабочая сила. Особенности труда как товара. | Факторы, формирующие спрос на труд. Понятие о производном характере спроса на рынке труда | П. 15 |
40. | Что такое заработная плата и от чего она зависит. | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Связь уровня оплаты труда с его производительностью и ценами изготавливаемой продукции. Факторы, формирующие предложение на рынке труда. | Ставка заработной платы как равновесная цена труда. | П. 16 |
41. | Уровни оплаты труда по отраслям экономики | исследовательского обучения | | Экономические отрасли и оплата труда. | схема |
42. | Тема 8.(5 часов). Социальные проблемы рынка труда. Профсоюзы и виды конфликтов. | проблемного и развивающего обучения | Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда. | Почему возникают профсоюзы и какую они играют роль в экономике. | П. 17 |
43. | Улучшение условий труда и обеспечение его безопасности | исследовательского обучения | | государственное улучшение условий на рынке труда. | индивидуальное задание |
44. | Социальные факторы формирования заработной платы. | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Структура системы заработной платы. Виды заработной платы. | Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности труда. | П. 18 |
45. | Потребительская корзина | исследовательского обучения | | Формирование потребительской корзины в период кризиса 2014-2015 гг. | индивидуальное задание |
46. | Трудовая пенсия. Гарантии государства. | исследовательского обучения | | Социальные гарантии государства в предоставлении пенсии. | статистика |
47. | Тема 9. (4 часа). Экономические проблемы безработицы. Причины безработицы. | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная занятость в России. Труд. Рынок труда. | Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы. | П. 19 |
48. | Виды безработицы. | исследовательского обучения | | Виды безработицы: фрикционная безработица. | таблица |
49. | Полная занятость и методы сокращения безработицы. | проблемного и развивающего обучения | Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы. Способы сокращения безработицы. | Возможности и трудности их использования в условиях России. | П. 20 |
50. | Реализация программ поддержки молодых специалистов | исследовательского обучения | | государственное регулирование экономики и государственные программы | сообщения |
51. | Тема 10. (13 часов). Что такое фирма и как она действует на рынке. Зачем создаются фирмы. | проблемного и развивающего обучения | Причины возникновения фирм. Экономические задачи фирмы. Типы фирм по российскому законодательству. Фондовый рынок. | Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама. | П. 21 |
52. | Виды фирм | исследовательского обучения | | Виды фирм. Правовое регулирование. | таблица |
53. | Экономическая основа деятельности фирмы. | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Классификация рынков по типу конкуренции. | Понятие о постоянных и переменных затратах.. Средние и предельные затраты Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограничении монополизации рынков. | П. 22. |
54. | Различия между типами конкурентных рынков | исследовательского обучения | | Олигополия, совершенная конкуренция | таблица |
55. | Бухгалтерские издержки. | Технологии развития критического мышления | | Виды бухгалтерских издержек | схема |
56. | Экономические издержки | Технологии развития критического мышления | | Виды экономических издержек | схема |
57. | Бухгалтерская, экономическая прибыль | исследовательского обучения | | Виды прибили. | схема |
58. | Постоянные, переменные, предельные издержки | Технологии развития критического мышления | | Виды постоянных, переменных, предельных издержек | схема |
59. | Какой размер фирмы считать оптимальным Продукт фирмы | исследовательского обучения | | Понятие продукта фирмы | индивидуальные задания |
60. | Предприниматель и организация фирмы | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Предприниматель и создание успешного бизнеса. Кто такой предприниматель и чем он отличается от менеджера. | Почему не все новые фирмы оказываются успешными. Условия бизнес-успеха. Менеджмент. Маркетинг. | П. 23. |
61. | Условия создания успешного бизнеса | исследовательского обучения | | Условия созданные государством для реализации бизнеса | индивидуальные задания; схема |
62. | Менеджмент. Общее понятие менеджмента | исследовательского обучения | | Понятие менеджмента и основные школы менеджмента | таблица |
63. | Маркетинг. | исследовательского обучения | | Появление маркетинга и его роль в экономике | схема |
64. | Тема 11. (3 часа) Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия. Доходы и расходы семей. | совершенствование общеучебных умений и навыков | Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Понятие о номинальных и реальных доходах семей. Влияние инфляции на уровень жизни семей. | Источники доходов семей в странах с различными типами экономических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране. Закон Энгеля. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование | П. 24;25 |
65. | Влияние инфляции на семейную экономику. | Технологии развития критического мышления | | Понятие инфляции в экономике семьи | | | П. 25;термины |
66. | Неравенство доходов граждан и возможности его сокращения. | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества. Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. | Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности Реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование. . | объяснение содержания основных понятий и категорий базовых отраслей финансов; содержание финансов; особенности равновесия на денежно-финансовом рынке , объяснение механизма правового регулирования денежно-финансового рынка, примеров различных видов денежных рынков;, правонарушений в сфере экономической деятельности, знание системы денежного обращения; отстаивание своих интересов на денежном рынке, как элементе современного функционирования экономики ; умение выбора соответствующих закону форм регулирования денежного обращения | -формирование способности к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности работы с сфере денежно-финансового рынка; - воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека | П.26 |
67. | Тема 12. (15 часов). Экономические задачи государства. Причины и формы участия государства в регулировании экономики. | проблемного и развивающего обучения | Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны. Понятие о слабостях (провалах) рынка. Государственный долг. Понятие ВВП. | Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об общественных благах. Роль государства в экономике. Общественные блага. Виды налогов. Государственный бюджет. Экономический рост. Экономические циклы. Основы денежной политики государства. | П. 27;28 |
68. | Гражданское законодательство | Технологии развития критического мышления | | Гражданский кодекс и его роль в регулировании экономики | Анализ статей ГКРФ |
69. | Несостоятельность рынков и роль государства в устранении последствий такой несостоятельности | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | | Государственное регулирование экономики; типы рынков. | индивидуальное задание |
70. | Внешние эффекты. Положительные | Технологии развития критического мышления | | ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. | индивидуальное задание |
71. | Внешние эффекты. Отрицательные | Технологии развития критического мышления | | При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. | индивидуальное задание |
72. | Закон о защите прав потребителей | информационно-комуникацционная | | Права и обязанности изготовителя, защита прав потребителя государством. | Анализ закона |
73. | Монополизация рынков | Технологии развития критического мышления | | Монополия это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции Определение монополии, виды монополий и их роль в развитии рыночной экономики государства, осуществление государством контроля за монополиями | задачи |
74. | Совершенная конкуренция | Технологии развития критического мышления | | Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. | задачи |
75. | Олигополия | Технологии развития критического мышления | | «рынок немногих»; «конкуренция немногих» последствия олигополии. | задачи |
76. | Монопсония. | Технологии развития критического мышления | | Понятие монопсонии; чистая монопсония | задачи |
77. | Макроэкономические процессы в экономике страны. | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Макроэкономические процессы в экономике страны. Что такое валовой внутренний продукт и какое значение его величина имеет для граждан страны. От чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое экономический цикл и как он влияет на жизнь граждан. | Понятие о товарах конечного и промежуточного потребления. Что такое макроэкономическое равновесие и почему оно важно для страны. Как государство может поддерживать равновесие в экономике страны. Роль налогообложения в формировании доходов государства. | П. 29;30;31 |
78. | Предмет и особенности макроэкономического анализа | Технологии развития критического мышления | | | |
79. | ВВП | Технологии развития критического мышления | | | |
80. | Методы измерения ВВП | Технологии развития критического мышления | | | |
81. | Номинальный и реальный ВВП | Технологии развития критического мышления | | Понятие номинального и реального ввп; формулы. | задачи |
82. | Тема 13. (8 часов) Государственные финансы. Налоги как источник доходов государства. | проблемного и развивающего обучения | Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. | Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России. Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Способы государственного одалживания. | П. 32 |
83. | Структура налоговой системы РФ | проблемного и развивающего обучения | Виды налогов , методы сбора налогов | Методы определения величины налоговых платежей | С. 219, схема, таблица |
84. | Горизонтальная налоговая справедливость | проблемного и развивающего обучения | | Понятие горизонтальной налоговой справедливости | С. 223;схема |
85. | Вертикальная налоговая справедливость | проблемного и развивающего обучения | | Доля доходов отдаваемая в качестве налогов | С.225;схема |
86. | Дефицит и профицит государственного бюджета | проблемного и развивающего обучения | | Понятие дефицита и профицита государственного бюджета; расходы и доходы | С. 226-228;анализ статистики |
87. | Одалживание денег государством в период военных действий | проблемного и развивающего обучения | | Расходы на закупку военной техники,трансферты | С. 230-231;таблица |
88. | Как формируется и расходуется государственный бюджет. | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. | Внешний государственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны. | П. 33 |
89. | Кривая Лаффера | проблемного и развивающего обучения | | Модель формирования налоговой политики | С. 229;индивидуальные задания |
90. | Тема 14. (5 часов). Экономический рост. Что такое экономический рост | проблемного и развивающего обучения | Причины, порождающие необходимость в экономическом росте.. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте. | Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. | П. 34 |
91. | Как можно ускорить экономический рост | проблемного и развивающего обучения | | Экстенсивный и интенсивный экономический рост | С. 238;термины |
92. | Проявление эффектов масштаба производства | проблемного и развивающего обучения | | Человеческий капитал; организация массового выпуска продукции | С.238;индивидуальное задание |
93. | Экономические проблемы человечества в XXI веке. | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Что изучает геоэкономика. Чем опасны «ножницы неравенства» в благосостоянии между странами. | Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые конфликты между бедными и богатыми странами. | П. 35 |
94. | Урок-практикум по теме: «Экономические проблемы человечества в XXI веке.» | Решения задач в форме единого государственного экзамена | | Экономические проблемы человечества | Повторять с. 239-243 |
95. | Тема 15. (4 часа). Организация международной торговли. Международная торговля и ее влияние на экономику страны. | проблемного и развивающего обучения | Международная торговля. Обменные курсы валют. Государственная политика в области международной торговли. Причины сохранения многовалютное и ее значение для возникновения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов. | Глобальные экономические проблемы. Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительногоэкономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран. | П.36;термины |
96. | Валютный рынок. | проблемного и развивающего обучения | | Формирование валютного рынка, международный валютный фонд | П.37;таблица |
97. | Кросс-курсы | проблемного и развивающего обучения | | Кросс-курсы на мировом рынке в 2014-2015 году | сообщения |
98. | Механизм возникновения валютного рынка | проблемного и развивающего обучения | | Исторические этапы появления мирового национального оборота | таблица |
99. | Тема 16. (4 часа). Экономическое устройство России на рубеже XX-XXI вв. Современная экономика России. | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Особенности современной экономики России. | Современная экономика России: особенности и основные проблемы. Что такое либерализация экономики и как она осуществлялась в России | Сообщения |
100. | Формирование экономики переходного типа в РФ. | проблемного и развивающего обучения | | Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами. Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. | таблица |
101. | Современная экономика страны в период ведения военных действий на востоке | проблемного и развивающего обучения | | Социально-экономический кризис на Украине, Ситуация в Сирии | Сводки новостей, статистика |
102. | Итоговый урок. Обобщение и систематизация знаний учащихся. | Решение заданий в форме единого государственного экзамена | | Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами. | Повторять параграф 36-37;термины |