№ п/п, дата | Система уроков (раздел, тема) | Технологии | Компетенции | Планируемые результаты | Задание для самоподготовки |
Базовый уровень | Профильный уровень | Предметные | Метапредметные, личностные |
1. | Введение. Что изучает экономика. | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | Экономика и экономическая наука. Потребности. | Макроэкономика и микроэкономика. | характеристика главных вопросов экономики | - формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере государственного регулирования экономики; - освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом экономическом пространстве, эффективной реализации прав и законных интересов в экономической сфере жизни общества | С. 13-15 |
2. | Главные вопросы экономики. 2 часа. Экономика как система хозяйственной жизни общества. | проблемного и развивающего обучения | Главные вопросы экономики. | Свободные и экономические блага. | С.15-21 |
3. | Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда. Причины возникновения торговли и ее экономическое значение. Ограниченность ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов | Специализация как способ увеличения. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. | П. 2. |
4. | Типы экономических систем. 2 часа. Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. | проблемного и развивающего обучения | Традиционная экономическая система. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. | Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. | П.3. ,4. |
5. | Командная и смешанная экономические системы. | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. | Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе. | П. 5. |
6. | Силы, которые управляют рынком. 2 часа. Понятие о спросе | проблемного и развивающего обучения | Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. | Эластичность спроса и ее значение для продавцов.. | П. 6. |
7. | Понятие о предложении. | проблемного и развивающего обучения | Факторы формирования величины предложения. | Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов. | П.7. |
8. | Как работает рынок. 3 часа. Формирование рыночных цен. | проблемного и развивающего обучения | Рыночный механизм. Рыночное равновесие. | Рыночные структуры | П.8. |
9. | Рынок на практике. | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. | Производство, производительность труда. | П. 9. |
10. | Контроль знаний учащихся: Особенности функционирования рыночной экономики. | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | Факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Механизмы формирования рыночного равновесия. Конкуренция. Экономическая свобода. Материал тем: Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Силы, которые управляют рынком.. Как работает рынок. | Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом. Значение специализации и обмена цене. | П. 6-10., |
11. | Мир денег. 2 часа. Причины возникновения и формы денег. | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Причины изобретения денег. Виды денег. | История возникновения бумажных денег. Понятие об эмиссии денег | П. 10 |
12. | Функции денег в современной экономике. | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Современная структура денежной массы Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. | Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег. Деньги. | П. 11 |
13. | Банковская система. 2 часа. Причины возникновения банков | совершенствование общеучебных умений и навыков | Основные виды услуг, оказываемых банками.. Причины экономической рациональности деятельности банков. | Структура цены банковского кредита Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Социальные последствия инфляции. | П.12 |
14. | Принципы кредитования. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит. Функции Центрального банка страны. | Кто в стране выпускает деньги. Функции ЦБ, задачи ЦБ. Нормы обязательных резервов, учетная ставка. Операции на открытом рынке. | понимание системы взаимодействия конкуренции рынков; современные конкуренция системы рынков; характеристика системы рыночных структур; объяснение механизма правового регулирования конкуренции; | - овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в экономической сфере; - содержание экономических элементов, обязанностей и ответственности гражданина как участника экономических правоотношений развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры в осуществлении экономической деятельности, социально-экономической активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права экономической деятельности использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни | П.13 ;П. 14 |
15. | Человек на рынке труда. 2 часа. Экономическая природа рынка труда | проблемного и развивающего обучения | Продавцы и покупатели на рынке труда. Что такое рабочая сила. Особенности труда как товара. | Факторы, формирующие спрос на труд. Понятие о производном характере спроса на рынке труда | П. 15 |
16. | Что такое заработная плата и от чего она зависит. | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Связь уровня оплаты труда с его производительностью и ценами изготавливаемой продукции. Факторы, формирующие предложение на рынке труда. | Ставка заработной платы как равновесная цена труда. | П. 16 |
17. | Социальные проблемы рынка труда .2 часа. Профсоюзы и виды конфликтов. | проблемного и развивающего обучения | Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда. | Почему возникают профсоюзы и какую они играют роль в экономике. | П. 17 |
18. | Социальные факторы формирования заработной платы. | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Структура системы заработной платы. Виды заработной платы. | Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности труда. | П. 18 |
19 | Экономические проблемы безработицы.2 часа. Причины и виды безработицы. | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная занятость в России. Труд. Рынок труда. | Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы. | П. 19 |
20. | Полная занятость и методы сокращения безработицы. | проблемного и развивающего обучения | Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы. Способы сокращения безработицы. | Возможности и трудности их использования в условиях России. | П. 20 |
21. | Что такое фирма и как она действует на рынке.3 часа. Зачем создаются фирмы. | проблемного и развивающего обучения | Причины возникновения фирм. Экономические задачи фирмы. Типы фирм по российскому законодательству. Фондовый рынок. | Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама. | П. 21 |
22. | Экономическая основа деятельности фирмы. | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Классификация рынков по типу конкуренции. | Понятие о постоянных и переменных затратах.. Средние и предельные затраты Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограничении монополизации рынков. | П. 22. |
23. | Предприниматель и создание успешного бизнеса. | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Предприниматель и создание успешного бизнеса.Кто такой предприниматель и чем он отличается от менеджера. | Почему не все новые фирмы оказываются успешными. Условия бизнес-успеха. Менеджмент. Маркетинг. | П. 23. |
24. | Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия .2 часа. Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику. | совершенствование общеучебных умений и навыков | Рациональный потребитель.Защита прав потребителя. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Понятие о номинальных и реальных доходах семей. Влияние инфляции на уровень жизни семей. | Источники доходов семей в странах с различными типами экономических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране. Закон Энгеля. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование | П. 24;25 |
25. | Неравенство доходов граждан и возможности его сокращения. | сотрудничества и проведения учебных дискуссий | Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества. Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. | Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности Реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование. . | объяснение содержания основных понятий и категорий базовых отраслей финансов; содержание финансов; особенности равновесия на денежно-финансовом рынке , объяснение механизма правового регулирования денежно-финансового рынка, примеров различных видов денежных рынков;, правонарушений в сфере экономической деятельности, знание системы денежного обращения; отстаивание своих интересов на денежном рынке, как элементе современного функционирования экономики ; умение выбора соответствующих закону форм регулирования денежного обращения | -формирование способности к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности работы с сфере денежно-финансового рынка; - воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека | П.26 |
26. | Экономические задачи государства.2 часа. Причины и формы участия государства в регулировании экономики. | проблемного и развивающего обучения | Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны. Понятие о слабостях (провалах) рынка. Государственный долг. Понятие ВВП. | Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об общественных благах. Роль государства в экономике. Общественные блага. Виды налогов. Государственный бюджет. Экономический рост. Экономические циклы. Основы денежной политики государства. | П. 27;28 |
27. | Макроэкономические процессы в экономике страны. | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Макроэкономические процессы в экономике страны. Что такое валовой внутренний продукт и какое значение его величина имеет для граждан страны. От чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое экономический цикл и как он влияет на жизнь граждан. | Понятие о товарах конечного и промежуточного потребления. Что такое макроэкономическое равновесие и почему оно важно для страны. Как государство может поддерживать равновесие в экономике страны. Роль налогообложения в формировании доходов государства. | П. 29;30;31 |
28. | Государственные финансы. 2 часа. Налоги как источник доходов государства. | проблемного и развивающего обучения | Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. | Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России. Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Способы государственного одалживания. | П. 32 |
29. | Как формируется и расходуется государственный бюджет. | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. | Внешний государственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны. | П. 33 |
30. | Экономический рост. 2 часа. Что такое экономический рост и как можно его ускорить | проблемного и развивающего обучения | Причины, порождающие необходимость в экономическом росте.. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте. | Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. | П. 34 |
31. | Экономические проблемы человечества в XXI веке. | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Что изучает геоэкономика. Чем опасны «ножницы неравенства» в благосостоянии между странами. | Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые конфликты между бедными и богатыми странами. | П. 35 |
32. | Организация международной торговли. 1 час. Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Валютный рынок. | проблемного и развивающего обучения | Международная торговля. Обменные курсы валют. Государственная политика в области международной торговли. Причины сохранения многовалютное и ее значение для возникно¬вения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денеж¬ной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особен¬ности их проявления в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов. | Глобальные экономические проблемы. Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительногоэкономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран. | П.36;37 |
33. | Экономическое устройство России на рубеже XX—XXI вв. 2 час. Современная экономика России. Формирование экономики переходного типа в РФ. | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Особенности современной экономики России. Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами. Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. | Современная экономика России: особенности и основные проблемы. Что такое либерализация экономики и как она осуществлялась в России | Сообщения |
34. | Итоговый урок. Обобщение и систематизация знаний учащихся. | личностно-ориентированного развивающего обучения и развития критического мышления | Экономические термины и понятия. | | П. 1-37. |