СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по элективу "Биология растений" 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по элективу "Биология растений" для 10 класса (профильный уровень). Поможет обучающимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по элективу "Биология растений" 10 класс»

Календарно-тематическое планирование (10 класс биология растений)

п/п




Наименование разделов и тем уроков



Часы учеб-ного вре-мени

Плани-руе-мая дата

Фак-ти-че-ская дата

Под-готов -

ка к

ЕГЭ

Дом. задание


1.

Ботаника- наука о растениях

1



1.1

§1стр.

5-11

2.

Растительная клетка

1



2.2

§2стр.

12-14

3.

Образовательные и покровные ткани растений

1



4.4

§3стр.

15-21

4.

Основные, механические, выделительные ткани. Лабораторная работа1.Строение основной ткани листа.


1




§4стр.

22-27

5.

Проводящие ткани. Лабораторная работа1.Строение проводящей ткани листа.


1




§5стр.

28-32

6.

Органы высших растений

1



4.4

§6стр.33-36

7.

Корень и его видоизменения. Корневые системы.




4.4

§7стр.37-41

8.


Первичное и вторичное строение корня.

1



4.4

§8стр.42-48

9.

Питание и дыхание корней

1



4.4

§9стр.49-51

10.

Строение побега, почки

1



4.4

§10стр.52-58

11.


Стебель


1



4.4

§11стр.59-65

12.

Лист- боковой орган побега. Внешнее строение. Многообразие.

1



4.4

§12стр.65-74

13.

Клеточное строение листа. Лабораторная работа 2.Строение кожицы листа.


1




§13стр.75-81

14.

Размножение высших растений

1




§14стр.82-87

15.

Общие признаки водорослей. Лабораторная работа 3. Строение хламидомонады.


1




§15стр.88-91

16.

Классификация водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. Лабораторная работа 4.Строение спирогиры.


1




§16стр.92-100

17.

Отдел Моховидные. Лабораторная работа 5.Строение мха кукушкин лён. Лабораторная работа 6.Строение мха сфагнума.

1




§17стр.101-105

18.

Отдел Плауновидные(Плауны)

1



4.5

§18стр.106-110

19.

Отдел Хвощевидные (Хвощи). Лабораторная работа 7. Строение хвоща.

1




§19стр.111-114

20.

Отдел Папоротниковидные (Папоротники) Лабораторная работа 8. Строение папоротника.

1




§20стр.115-120

21.

Общие признаки семенных растений как наиболее приспособленных к существованию на суше.

1



4.5

§21стр.121-124

22.

Отдел Голосеменные растения. Лабораторная работа 9. Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны.

1




§22стр.125-131

23.

Общая характеристика покрытосеменных как наиболее совершенной группы современных растений. Лабораторная работа 10. Строение однодольного и двудольного растения.

1




§23стр.132-135

24.

Функции и строение цветка. Лабораторная работа 11. Строение цветка шиповника.

1




§24стр.136-140

25.

Соцветия: простые и сложные. Лабораторная работа 12.Многообразие соцветий.

1




§25стр.141-145

26.

Спорогенез и гаметогенез

1



3.2

§26стр.146-150

27.

Опыление. Двойное оплодотворение и развитие семени.

1



3.2

§27стр.151-156

28.

Семя. Лабораторная работа 13.Строение семян однодольных и двудольных растений.

1




§28стр.157-161

29.

Плод. Происхождение, функции и классификация плодов. Лабораторная работа 14. Многообразие плодов.

1




§28стр.162-165

30.

Систематика покрытосеменных растений.

1



4.5

§29стр.166-173

31.

Общая характеристика грибов. Зигомицеты и Аскомицеты, или Сумчатые грибы. Лабораторная работа 15.Строение плесневого гриба мукора. Лабораторная работа 16.Строение дрожжей.

1




§30стр.174-176

32.

Базидиомицеты. Общая характеристика на примере шляпочных грибов. Лабораторная работа 17.Строение плодового тела шляпочного гриба.

1




§31стр.177-186

33.

Лишайники.

1



4.3

§32стр.187-193

34.

Заключение.

1




§33стр.193-196























Содержание (34ч)



Раздел 1 Растения ( 30часов)

Тема 1. Ботаника — наука о растениях (1ч)

Место и значение ботаники в системе биологических дисциплин. Основные разделы ботаники. Развитие ботанической науки.

Роль растений в жизни нашей планеты и человечества. Растения — основной компонент биосферы.

Принципы ботанической классификации. Основные таксономические категории. Разделение царства растений на две группы: низшие и высшие растения. Место высших растений в системе органического мира.

Отличительные признаки растений: автотрофность, наличие клеточной оболочки (клеточной стенки), осмотический тип питания, длительный рост, прикрепленный образ жизни, особенности расселения.

Тема 2. Растительная клетка (1 ч)

Клетка как структурно-функциональная единица всего живого. Особенности строения растительной клетки. Структурные особенности клеток высших растений.

Тема 3. Ткани и вегетативные органы высших растений (11ч)

Ткани высших растений

Дифферениировка клеток, формирование тканей.

Ткань как совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общую функцию.

Ткани простые и сложные (комплексные).

Классификация тканей по основной выполняемой функции. Строение и расположение.

Образовательные ткани (меристемы) первичные и вторичные; верхушечные, боковые, вставочные и раневые.

Покровные ткани, первичные и вторичные. Эпидермис, эпиблема, пробка, корка.

Основные ткани (паренхимы), ассимиляционная, запасающая, водоносная, воздухоносная.

Механические (опорные) ткани: колленхима, склеренхима, склереиды.

Проводящие ткани: первичные и вторичные; древесина (ксилема) и луб (флоэма).

Роль проводящих тканей в формировании единой транспортной системы растения.

Выделительные (секреторные) ткани: наружной и внутренней секреции.

Вегетативные органы высших растений

Орган — обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая определенную функцию.

Постепенное расчленение тела растений на органы, происходящее в процессе развития растительного мира. Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Общие свойства органов растений. Разнообразие высших растений — результат длительной эволюции, сопровождающейся переходом к наземным условиям существования. Особенности жизни растений в наземных условиях.

Корень. Предшественники корня у древних наземных растений. Классификация корней: по происхождению (главный, придаточные, боковые), по расположению в субстрате. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Видоизменения корней. Зоны молодого корня. Первичное и вторичное строение корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Питание и дыхание корней. Функции корней.

Побег — стебель с расположенными на нем листьями и почками. Строение, ветвление, метаморфозы (надземные и подземные побеги). Почка —- зачаточный побег: строение, расположение, классификация. Стебель: строение, рост. Функции стебля. Первичное и вторичное строение стебля. Лист — боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники. Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое. Многообразие листьев. Листорасположение. Видоизменения листьев. Клеточное строение листа. Работа устьичного аппарата. Газообмен и транспирация. Листопад.

Лабораторные и практические работы

1.Строение основной и проводящей ткани листа.

2.Строение кожицы листа.

Тема 4. Размножение высших растений (1ч)

Бесполое и половое размножение. Спорообразование. Вегетативное размножение: естественное и искусственное. Значение вегетативного размножения в естественных условиях и в сельскохозяйственной практике. Основные формы вегетативного размножения. Половое размножение. Чередование полового и бесполого размножения у большинства растений. Понятия «спорофит» и «гаметофит».

Тема 5. Низшие растения. Водоросли (2 ч)

Водоросли -- обширная группа древнейших растительных организмов, приспособленных к жизни в водной среде.

Основные признаки водорослей. Разнообразие форм и размеров. Строение тела, не дифференцированного на ткани и органы. Особенности морфологии клетки. Размножение: бесполое и половое. Чередование полового и бесполого поколений.

Классификация водорослей. Особенности строения и размножения одноклеточных и нитчатых зеленых водорослей на примере хламидомонады, хлореллы, спирогиры. Красные водоросли, бурые водоросли.

Распространение и экология водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

3.Строение хламидомонады.

4.Строение спирогиры.

Тема 6. Высшие споровые растения (4 ч)

Отдел Моховидные

Общая характеристика. Особенности строения: отсутствие или слабое развитие опорных и проводящих тканей, отсутствие настоящих корней. Чередование полового и бесполого поколений, преобладание в жизненном цикле стадии гаметофита.

Печеночные мхи — наиболее просто устроенные представители отдела, тело которых представлено слоевищем.

Особенности строения и развития листостебельных, или настоящих, мхов на примере мха кукушкина льна и мха сфагнума.

Происхождение моховидных. Экология, географическое распространение, значение в природе и народном хозяйстве.

Отдел Плауновидные (Плауны)

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов: стелющийся основной стебель; спирально расположенные листья; дихотомически ветвящиеся побеги, на концах которых образуются спороносные колоски; придаточные корни и т.д. Жизненный цикл плауна булавовидного. Половое поколение, редукция гаметофита. Значение плаунов в природе и использование человеком.

Ископаемые плауновидные. Роль ископаемых плауновидных в растительном покрове палеозойской эры и в образовании каменного угля.

Отдел Хвощевидные (Хвощи)

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов: горизонтальные подземные побеги, членистые надземные побеги двух видов — вегетативные, спороносные и т. д. Жизненный цикл хвоща полевого. Ископаемые представители хвощевидных, их геологическая роль. Значение хвощей в природе и использование человеком.

Отдел Папоротниковидные (Папоротники)

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов: толстый горизонтальный стебель — корневище с придаточными корнями; крупные растущие верхушкой листья — вайи, на нижней поверхности которых развиваются спорангии. Жизненный цикл щитовника мужского.

Значение папоротников в природе и использование человеком.

Лабораторные и практические работы

5.Строение мха кукушкин лен.

6.Строение мха сфагнума.

7.Строение хвоща.

8.Строение папоротника.

Тема 7. Семенные растения (10ч)

Возникновение семени — важный этап в эволюции высших растений. Древние семенные папоротники, их роль в дальнейшем развитии семенных растений.

Общие признаки семенных растений как наиболее приспособленных к существованию на суше. Расселение по всему земному шару, разнообразие сред обитания и жизненных форм: дерево, кустарники, кустарнички и травы. Однолетние, двулетние, многолетние. Доминирование спорофита, сильная редукция гаметофита. Разноспоровость и размножение семенами.

Отдел Голосеменные

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Систематика голосеменных. Морфологические особенности вегетативных органов: стебель с тонкой корой, слабо развитой сердцевиной и мощно развитой древесиной; проводящие элементы древесины — трахеиды; отсутствие клеток-спутниц; смоляные ходы; видоизменения листьев и т. д. Жизненный цикл сосны обыкновенной.

Значение голосеменных и использование их человеком.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые)

Общая характеристика покрытосеменных как наиболее совершенной группы современных растений. Основные отличия покрытосеменных растений от голосеменных. Прогрессивные черты организации, позволившие покрытосеменным растениям оптимально приспособиться к современным условиям существования на Земле.

Цветок. Видоизмененный укороченный побег. Функции и строение цветка. Виды цветков. Соцветия: простые и сложные.

Опыление. Типы и способы опыления.

Микроспорогснсз и развитие мужскою гаметофита. Мегаспорогенез и развитие женского гаметофита. Двойное оплодотворение и развитие семени.

Семя. Специализированный орган, возникший в процессе эволюции у семенных растений. Строение семени: семенная кожура, зародыш, эндосперм. Сравнение семян однодольных и двудольных растений.

Плод. Происхождение, функции. Плоды простые и сложные (сборные). Классификации плодов: по характеру околоплодника (сухие и сочные), по количеству семян (односеменные и многосеменные), по характеру вскрывания (раскрывающиеся и нераскрываюшисся).

Распространение плодов и семян.

Систематика покрытосеменных

Сравнительная характеристика классов: Двудольные и Однодольные.

Основные признаки, лежащие в основе деления покрытосеменных растений на семейства. Краткая характеристика основных семейств класса Двудольные (Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки).

Культурные и дикорастущие представители семейств, их значение в природе и использование человеком.

Лабораторные и практические работы

9.Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны.

10.Строение однодольного и двудольного растения.

11.Строение цветка шиповника.

12.Многообразие соцветий.

13.Строение семени однодольных и двудольных растений.

14.Многообразие плодов.

Раздел 2. Грибы

Тема 8. Царство Грибы (2 ч)

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативного тела. Особенности строения клеток грибов. Сходство с растениями и животными.

Низшие и высшие грибы. Способы питания. Размножение: бесполое, половое.

Зигомицеты. Основные черты организации на примере мукора.

Аскомицеты, или Сумчатые грибы. Особенности жизнедеятельности, распространение и экологическое значение. Общая характеристика на примере пенииилла (зеленой плесени). Дрожжи — одноклеточные аскомиисты. Паразитические представители аскомицетов (спорынья, парша, бурая гниль и др.); способы заражения и вред, наносимый сельскому хозяйству.

Базидиомицеты. Наиболее высоко организованная группа. Обшая характеристика на примере шляпочных грибов. Особенности строения и размножения. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Паразитические представители базидиомипетов (ржавчинные, головневые, трутовики); способы заражения и вред, наносимый сельскому хозяйству.

Значение грибов в природе и жизни человека. Микориза — симбиоз с высшими растениями.

Лабораторные и практические работы

15.Строение плесневого гриба мукора.

16.Строение дрожжей.

17.Строение плодового тела шляпочного гриба.

Раздел 3. Лишайники

Тема 9. Отдел Лишайники ( 1 ч)

Общая характеристика лишайников как организмов, состоящих из двух компонентов: гриба и водоросли. Характер взаимоотношений гриба и водоросли в лишайнике. Строение слоевища. Типы лишайников по анатомическому строению слоевища, по форме слоевища. Размножение и рост лишайников. Представители. Значение в природе и жизни человека.

Заключение ( 1 ч)


Формы и средства контроля

  • Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.

  • Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.

  • Использование компьютерных программ по биологии.

  • Проектные работы, лабораторные работы


Примерный перечень проектов для самостоятельной деятельности:

1.История систематики растений

2.Особенности обмена веществ в растительных клетках

3.Особенности роста растений разных систематических групп

4.Процессы выделения у растений

5.Ткани наружной секреции

6. Особенности строения водных растений

7.Ткани внутренней секреции

8. Проводящие ткани растений

9.Тропизмы и настии растений

10.Видоизменения корней

11.Видоизменния побегов

12.Формы листовых пластинок


Лабораторная работа1.Строение основной и проводящей ткани листа.


Цель работы: ознакомить со строением основной и проводящей ткани листа.

Материалы и оборудование: микроскопы, микропрепараты«Лист камелии»

Тканями называют комплексы клеток, обладающих сходным строением, имеющих единое происхождение и выполняющих одинаковые функции. Растительные ткани возникли в процессе эволюции с переходом растений к наземному образу жизни и наибольшей специализации достигли у цветковых растений. Формирование тканей происходило параллельно с дифференцировкой тела растения на органы. Растения, не имеющие расчленения тела на вегетативные органы, как правило, не содержат дифференцированных тканей. Под кожицей находится мякоть листа, или основная ткань. Наличие хлоропластов придаёт зелёный цвет ткани всему листу.

Проводящие ткани растений, ткани, служащие для проведения по растению воды и минеральных веществ, поглощённых из почвы, и органических веществ — продуктов фотосинтеза.

Что делать. Рассмотрите микропрепарат «Лист камелии» сначала под малым увеличением, а затем при большом.

Что наблюдать. Найдите на поперечном срезе листа верхнюю кожицу.

Что делать. Под верхней кожицей листа найдите клетки столбчатой ткани и рассмотрите их.

Какова их форма, окраска?

Что делать. Найдите и рассмотрите клетки губчатой ткани.

  • Какова форма клеток?

  • В каких клетках больше хлоропластов? Зарисуйте рисунок и сделайте обозначения

Что делать. Найдите на микропрепарате и рассмотрите проводящий пучок. Найдите в нём сосуды, ситовидные трубки, волокна.

Какие функции выполняют сосуды, ситовидные трубки, волокна?

Вывод. Количество слоёв клеток столбчатой и губчатой тканей зависит от освещения. У листьев выросших на свету (световой лист), столбчатая ткань развита сильнее, чем у листьев, выросших в затемнённых участках (теневой лист).







Лабораторная работа 2.Строение кожицы листа.

Цель работы:ознакомить со строением кожицы листа как тканью, обеспечивающей защиту хлорофиллоносной ткани листа и связь листа с внешней средой.

Материалы и оборудование:свежие листья герани, белокочанной капусты, папоротника, микроскопы, препаровальные иглы, предметные и покровные стёкла

Ход работы

1.Подготовить микроскоп к работе

2.Приготовить препарат любого растения

3.Рассмотреть при малом и большом увеличении.

4.Найдите на микропрепарате нижнюю кожицу с устьицами.

5. Рассмотрите нижнюю кожицу с устьицами. Обратите внимание на то, что против устьичной щели расположена воздушная полость.


6. Зарисуйте кожицу в тетрадь, на рисунке подпишите: основные клетки кожицы, замыкающие клетки, устьица, устьичную щель.

7.Вывод: Каковы функции устьиц?




Лабораторная работа 3. Строение хламидомонады.



Цель работы: изучить строение одноклеточной водоросли (хламидомонады).

Материалы и оборудование: живая водоросль или препарат, микроскоп, предметные и покровные стекла, препаровальная игла, стаканчик с водой.

Ход работы

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа и зарисуйте внешнее строение одноклеточной зеленой водоросли.

2. Рассмотрите готовый микропрепарат под микроскопом при увеличении ґ120. Из чего состоит водоросль?.

3.Зарисуйте клетку хламидомонады и подпишите названия ее частей

4.Сделайте вывод - что общего у одноклеточных водорослей с зелеными цветковыми растениями и каково их самое главное отличие.


Лабораторная работа 4.Строение спирогиры.

Цель работы: изучить строение нитчатой водоросли.

Материалы и оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, иглы, стаканчики с водой, спирогира (живая или фиксированная).

Ход работы

1. Рассмотрите внешнее строение водоросли, зарисуйте и опишите ее.

2. Рассмотрите готовый микропрепарат под микроскопом при увеличении ґ120. Из чего состоит нить водоросли? Найдите оболочку, цитоплазму, хроматофор, ядро, вакуоль.

3. Зарисуйте водоросль под увеличением. Изобразите на рисунке одну клетку со всеми органоидами.

Сделайте вывод о строении спирогиры. Почему она так называется? Чем эта водоросль отличается от эвглены или хламидомонады?


Лабораторная работа5. Строение мха кукушкин лён.

Цель работы: изучить строение мха кукушкин лён.

Материалы и оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, иглы, стаканчики с водой, мох кукушкин лён.

Ход работы

1. Рассмотрите внешнее строение кукушкина льна, найдите стебель, листья, спорогон. С помощью лупы найдите ризоиды. Зарисуйте.

2. Снимите со спороносной коробочки колпачок и крышечку. Раздавите в воде на предметном стекле спорангий, сделайте микропрепарат спор, рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте.

Сделайте вывод о строении мха и значении большого количества спор.


Лабораторная работа 6.Строение мха сфагнума.

Цель работы: изучить строение сфагнума.

Материалы и оборудование: сфагнум, микроскоп, лупа, стекло, иглы, стаканчик с водой, тушь или чернила.

Ход работы

1. Рассмотрите внешнее строение сфагнума, найдите стебель, веточки. С помощью лупы найдите стеблевые и веточные листья. Зарисуйте.

2. Если есть возможность – взвесьте пучок воздушно-сухих стеблей мха, потом положите их в воду на 2–3 мин, после чего взвесьте снова.

3. Сделайте препарат листа сфагнума и рассмотрите его под микроскопом. Найдите хлорофиллоносные и прозрачные водоносные клетки, зарисуйте их. (Окрасив микропрепарат листа каплей туши или чернил, можно лучше разглядеть поры, через которые происходит поглощение и потеря воды.)

Сделайте вывод о приспособленности сфагнума к среде обитания.


Лабораторная работа 7.Строение хвоща.

Цель работы: изучить строение хвоща.

Материалы и оборудование: лупа, гербарные или живые экземпляры хвоща.

Ход работы

Рассмотрите гербарные или живые экземпляры хвоща. Найдите корневище, корни, стебель, чешуевидные листья, узлы, междоузлия и спороносный колосок. Зарисуйте и сделайте обозначения

Какие усложнения появились в строении у хвощей по сравнению со мхами?


Лабораторная работа 8.Строение папоротника.

Цель работы: изучить строение папоротника.

Материалы и оборудование: лупа, гербарные или живые экземпляры папоротника.

Ход работы

Рассмотрите гербарные или живые экземпляры папоротника. Найдите лист. корневище, корни, спорангии.

Чем является корневище у папоротника, какие функции выполняет лист, почему спорангии располагаются на нижней стороне листа?


Лабораторная работа 9. Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны.

Цель работы: выяснить строение пыльцы хвойных растений, их приспособленность к опылению, строение женской шишки, строение семени.

Материалы и оборудование: микроскоп, лупа, предметные стекла, иглы, нож, стаканчик с водой, мужские и женские шишки сосны, семена сосны кедровой.

Ход работы

1. Сделайте микропрепарат пыльцы сосны и рассмотрите его под микроскопом. Зарисуйте одно пыльцевое зерно и обозначьте его части.

2. Зарисуйте внешнее строение женской шишки. Отогните одну чешуйку и найдите семя или место его прикрепления. Укажите на рисунке место прикрепления семязачатков.

3. Возьмите семя сосны кедровой и разрежьте его вдоль. С помощью лупы найдите и рассмотрите зародыш, семядоли, эндосперм и оболочку семени. Зарисуйте строение семени.

Какие приспособления к опылению есть у пыльцы сосны? Какие преимущества имеют голосеменные перед споровыми при размножении?


Лабораторная работа 10.Строение однодольного и двудольного растения.


Цель работы: ознакомить со строением однодольных и двудольных растений.

Материалы и оборудование: гербарные и живые экземпляры растений

Ход работы

1.Рассмотреть гербарные и живые экземпляры растений

2. Выявить признаки однодольных и двудольных растений и записать. Привести примеры растений

3. Вывод: чем двудольные растения отличаются от однодольных?


Лабораторная работа 11.Строение цветка шиповника.


Цель работы: познакомить со строением цветка шиповника.

Материалы и оборудование: цветки шиповника.

Ход работы

1.Рассмотрите цветок шиповника. Из каких частей состоит цветок шиповника? Какой у него околоцветник (двойной, простой)? Найдите чашечку, подсчитайте число чашелистиков. Найдите венчик. Подсчитайте число лепестков. Как называется такой венчик? Сколько тычинок и пестиков в цветке шиповника?

Зарисуйте цветок шиповника. Напишите формулу цветка.

2.Вывод:Каково значение цветка?

Лабораторная работа 12.Многообразие соцветий.

Цель работы: развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться с наиболее распространенными соцветиями на практическом задании.

Материалы и оборудование: листы с заданиями.

Ход работы

Рассмотрите рисунки растений, определите виды соцветий и заполните таблицу.



Название растения

Вид соцветия

Простое или сложное соцветие

Рисунок соцветия





Ландыш Подорожник Антуриум Подсолнечник



Пшеница Укроп Ромашка Черемуха




Сирень Клевер Боярышник Примула


Сделать вывод: что такое соцветие?





Лабораторная работа 13.Строение семени однодольных и двудольных растений.


Цель работы: изучить строение семени фасоли и зерновки пшеницы
Материалы и оборудование: проросшие семена фасоли, микроскоп, микропрепарат «Зерновка пшеницы», лупы, препаровальные иглы, технологические карты для выполнения лабораторной работы.

Ход работы

1.Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
2. Найдите рубчик (след от прикрепления семени к оболочке плода) и семявход (через который проникает вода).
Пользуясь препаровальной иглой осторожно снимите семенную кожуру.
3. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, корешок, стебелёк и почечку.
4. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
5. Подготовьте микроскоп к работе.
6. Рассмотрите микропрепарат «Зерновка пшеницы» под микроскопом при увеличении в 40 раз.
7. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: семядолю, корешок, стебелёк и почечку.
8. Определите, в какой части семени пшеницы находятся запасные питательные вещества.
9. Выявите черты сходства и различия строения семян. Объясните названия классов – однодольные и двудольные.

10.Вывод: Докажите, что семя – это зачаток нового растения.

Лабораторная работа 14. Многообразие плодов.

Цель работы: познакомиться с разными видами плодов, особенностями их строения, научиться распознавать
плоды.

Материалы и оборудование: набор плодов и семян (подсолнечник, пшеница, кукуруза, рожь, лещина, томат, виноград, рябина, фасоль, горох, сурепка, мак, лён, клён, ясень, одуванчик); таблицы «Плоды и семена», «Сочные плоды», «Сухие плоды».

Ход работы

1. Рассмотрите плоды. Найдите сочные и сухие плоды.

2. Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью схемы определите их название.

3. Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. С помощью схемы определите их название.

4. Заполните таблицу.

5. Сделайте вывод о многообразии плодов.

Таблица. Многообразие плодов

Название плода

Тип плода

Какие растения имеют такой вид плода

Сочный или сухой

Односемянный или многосемянный









Лабораторная работа 15.Строение плесневого гриба мукора.

Цель работы:познакомить со строением плесневого гриба мукора.

Материалы и оборудование: плесневый гриб мукор, микроскопы, микролаборатории

Ход работы.

Что делаем. Рассмотрите невооружённым глазом плесневый гриб на хлебе.



Опишите его внешний вид: отметьте окраску плесени, запах.

Препаровальной иглой отодвиньте часть плесени в сторону. Отметьте состояние пищевого продукта под ней.

Что делаем. Готовим микропрепарат грибницы гриба мукора.

Что делаем. Рассмотрите гифы гриба, плодовое тело и споры под микроскопом при увеличении в 60 раз. Обратите внимание на окраску гиф и спор.

Что представляет собой мицелий плесневого гриба?

Что делаем. Рассмотрите микропрепарат под большим увеличением (в 300 раз). Найдите на концах гиф чёрные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их.

Что наблюдать. На микропрепарате найдите лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.

Что делаем. Готовим сухой (без воды) микропрепарат гриба мукора. Перед просмотром нанести капельку воды под один край покровного стекла.

Что наблюдаем. Пронаблюдайте, как от воды лопаются головки и разлетаются споры гриба.

Вывод. Тело мукора состоит из напоминающего белый пушок разветвлённого многоядерного мицелия без поперечных стенок. На мицелии развиваются спорангиеносцы (ножки с чёрными головками. В головке (спорангии) развиваются тысячи.


Лабораторная работа 16.Строение дрожжей

Цель работы: выяснить строение хлебопекарных дрожжей

Материалы и оборудование: микроскоп, культуры грибов (дрожжи), предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, стаканчик с водой.

Ход работы

  1. На предметное стекло поместите каплю воды. Иглой перенесите в каплю кусочек неразведенных хлебопекарных дрожжей и тщательно перемешайте. Рассмотрите клетки дрожжей под микроскопом, зарисуйте.

  2. Сделайте вывод о строении дрожжей

Приложение

  1. Что наблюдаем. Видно множество овальных или продолговатых клеток. Клетки лежат отдельно или соединены в цепочки, часто ветвящиеся.

Внутри клеток заметны вакуоли и капли жира.

Цепочки образуются в результате почкования.

Вывод. Грибы-дрожжи – это одноклеточные организмы и имеющие форму шарика. Живут в питательной жидкости, богатой сахаром.


Лабораторная работа 17.Строение плодового тела шляпочного гриба.


Цель работы:. Изучить особенности строения шляпочных грибов.
Материалы и оборудование: Муляжи шляпочных грибов, маринованные и замороженные грибы.

Ход работы

1.Рассмотрите муляжи шляпочных грибов. Зарисуйте и подпишите части плодового тела.

2.Сравните маринованные и замороженные грибы. Какие грибы называют трубчатыми, а какие пластинчатыми?

3.Составьте список съедобных трубчатых грибов и съедобных пластинчатых грибов, встречающихся в нашей местности.


Съедобные грибы, встречающиеся в нашей местности


Трубчатые


Пластинчатые





4.Сделайте вывод о строении плодового тела шляпочного гриба.


Материально-техническое обеспечение




Учебно-методическое обеспечение:

  • Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Элективные курсы 10-11 кл. Учебное пособие (профильное обучение) «Биология растений, грибов, лишайников». – М.: Дрофа, 2008. – 207с.

Основная литература

  • Билич Г. Л., Крыжановский В. А. Биология. Полный курс. Т. 2. Ботаника. М.: Оникс 21 век. 2002.

  • Биология: пособие для поступающих в пузы / под ред. М.В.Гусева, А.А.Каменского. М.: Изд-ио МГУ; Мир, 2002.

  • ГарибоваЛ. В. и др. Низшие растения. М.: Изд-во МГУ,2005.

  • КурсановЛ. И. и др. Ботаника: Анатомия и морфология растений. Т. 1. М.: Просвешение, 2006.

  • Лотова Л. И. Анатомия и морфология высших растений.М.:УРСС,2001.

  • Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа. 2005.

  • Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.:Просвещение, 1994.

  • Тихомиров Ф. К. Ботаника. М.: Высшая школа, 1998.

Дополнительная литература


  • Васильев А. Е. и др. Ботаника. Анатомия и морфология растений. М.:Просвещение, 1998.

  • Еленевский А. Г. Ботаника. Систематика высших, или наземных, растений. М.: 2004.

  • Жизнь растений. Т 1—6. М.: Просвешение, 1974—1982.

  • Курс низших растений / под рел. М. В. Горленко. М.: Высшая школа. 2001.

  • Петров В. В. и др. Общая ботаника с основами геоботаники. М.: 2004.

Дидактические материалы:

  • Деркачёва Н.И. ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания / Н.И.Деркачёва, А.Г. Соловьёв. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  • Каменский. А.А. Основы биологии. Полный курс общеобразоват.средней школы /А.А.Каменский, Н.А.Соколов, М.А.Валовая. – 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.

  • Тестовые задания по биологии для подготовки к экзаменам/А.Г.Лебедев. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.


Электронные издания:

1. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы.6класс

2. Интерактивное учебное пособие. Наглядная биология. Растения.Грибы.Бактерии.6класс

3. Интерактивное учебное пособие. Наглядная биология. Растение-живой организм.6класс

4. Интерактивное учебное пособие. Наглядная биология. Введение в экологию.

5.Химия клетки. Вещества, клетки и ткани растений.

6.1С:репетиторСдаём ЕГЭ.Биология

7. Биология для поступающих в ВУЗы Е.Шалапёнок,Л.Камлюк, Н.Лисов

8.Биологические исследования. Методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории.

9.Учебное электронное пособие.Лабораторный практикум Биология 6-11класс



Оборудование и приборы

Лупы, микроскопы лабораторные (световой), микролаборатории, комплект приспособлений для проведения исследований( Лоток для раздаточного материала (15 шт.). Препаровальные инструменты: скальпель (15 шт.); препаровальные иглы (45 шт.); пинцет (15 шт.); ножницы (15 шт.); пипетка (15 шт.); набор микропрепаратов по биологии; таблицы.


Классы


Темы лабораторных и

практических работ

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

Имеется в наличии


10 класс

Строение основной и проводящей ткани листа.


микроскоп, микропрепарат«Лист камелии»


100%

Строение кожицы листа.


свежие листья герани, белокочанной капусты, папоротника, микроскоп, препаровальные иглы, предметные и покровные стёкла


100%


Строение хламидомонады.



живая водоросль или препарат, микроскоп, предметные и покровные стекла, препаровальная игла, стаканчик с водой.


100%


Строение спирогиры.


микроскоп, предметные и покровные стекла, иглы, стаканчики с водой, спирогира (живая или фиксированная).


100%


Строение мха кукушкин лён.

микроскоп, предметные и покровные стекла, иглы, стаканчики с водой, мох кукушкин лён.

100%


Строение мха сфагнума.


сфагнум, микроскоп, лупа, стекло, иглы, стаканчик с водой, тушь или чернила.


100%


Строение хвоща.


лупа, гербарные или живые экземпляры хвоща.


100%


Строение папоротника.


лупа, гербарные или живые экземпляры папоротника.

100%


Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны.


микроскоп, лупа, предметные стекла, иглы, нож, стаканчик с водой, мужские и женские шишки сосны, семена сосны кедровой.


100%


Строение однодольного и двудольного растения.


гербарные и живые экземпляры растений.


100%


Строение цветка шиповника.



цветки шиповника.


100%


Многообразие соцветий.


листы с заданиями.


100%


Строение семени однодольных и двудольных растений.


проросшие семена фасоли, микроскоп, микропрепарат «Зерновка пшеницы», лупы, препаровальные иглы.


100%


Многообразие плодов.


набор плодов и семян (подсолнечник, пшеница, кукуруза, рожь, лещина, томат, виноград, рябина, фасоль, горох, сурепка, мак, лён, клён, ясень, одуванчик); таблицы «Плоды и семена», «Сочные плоды», «Сухие плоды».


100%


Строение плесневого гриба мукора.


плесневый гриб мукор, микроскоп, микролаборатория


100%


Строение дрожжей.


микроскоп, культуры грибов (дрожжи), предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, стаканчик с водой.


100%


Строение плодового тела шляпочного гриба.



Муляжи шляпочных грибов, маринованные и замороженные грибы.

100%



Информационные ресурсы:

http://www.spb-gmu.ru/, http://www.alleng.ru/edu/, http://www.booksmed.com/mikrobiologiya/, http://www.nsu.ru, http://www.websib.ru/, http://nrc.edu.ru/, http://sbio.info/, http://humbio.ru/, http://www.bio.msu.ru/, http://bio.fizteh.ru/student/files/biology/biolections/, http://www.rusbiotech.ru/, http://molbiol.edu.ru.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.









25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!