СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по ФГОС 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по ФГОС 5 класс составлено к учебнику Т.С.Суховой, В.И.Строганова 5-6 класс (линейный курс).

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по ФГОС 5 класс»

№ урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Даты проведения

Материально-техническое оснащение



Универсальные учебные действия (УУД)

план

факт


Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов







Тема 1. Отличие живого от неживого

6 ч





1

Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем

1



Учебник «Биология 5-6 классы», рабочая тетрадь на печатной основе, лабораторное оборудование

Называть основные методы изучения природы.
Работать с рисунками учебника как источником информации.

Осваивать разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

2

Различаются ли тела живой и неживой природы?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы.

Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу.

Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации

3

Какие вещества содержатся в живых организмах?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, лабораторное оборудование,

3D- комплекс

Выявлять особенности химического состава живых организмов.

Обосновывать роль неорганических и органических веществ в живом организме.

Анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта.

Формировать выводы.

Оценивать важность полученных опытным путём результатов в повседневной жизни.

Работать с рисунком как источником информации

4

Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Определять свойства живых организмов.

Объяснять значение науки биологии в жизни человека.

Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления.

Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства.

Развивать навыки исследовательской работы при проведении самостоятельного опыта по проращиванию семян в домашних условиях

5

Подведём итоги. Как можно отличить живое от неживого?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Подтверждать свою точку зрения авторским рисунком.

Определять методы биологических исследований.

Использовать рисунок как источник информации.

Объяснять значение общебиологических (системообразующих) понятий «живой организм», «свойства живого», «биология», формирующих системное мышление.

Обсуждать результаты собственных исследований с одноклассниками.

Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану

6

Экскурсия «Живая и неживая природа»


1



рабочая тетрадь на печатной основе

Сравнивать объекты живой и неживой природы.

Наблюдать за живыми организмами, выделяя свойства живого.

Делать выводы о различиях тел живой и неживой природы.

Оформлять отчёт о своих наблюдениях в ходе экскурсии.

Соблюдать правила поведения в природе


Тема 2. Клеточное строение организмов

7





7

Клеточное строение – общий признак живых организмов

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, таблица, 3D- комплекс

Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки.

Сравнивать строение растительной и животной клеток.

Устанавливать взаимосвязь строения растительной и животной клеток и разных способов питания растений и животных

8

Прибор, открывающий невидимое

Лабораторная работа №1 «Знакомство с микроскопом»

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

микроскоп

Научиться работать с микроскопом, изучить его устройство.

Соблюдать правила работы с микроскопом.

Проверять правильность подготовки микроскопа к работе.

Проводить самооценку и взаимооценку правильности настройки микроскопа.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

9

Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения»

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Учебно-лабораторное оборудование,

Микроскоп, микропрепарат,

3D- комплекс


Научиться готовить микропрепарат.
Соблюдать правила приготовления микропрепарата, проводить взаимооценку правильности его приготовления.

Находить в клетках листа хлоропласты.
Объяснять роль хлорофилла для жизни на Земле.

Формировать систему в организации учебного труда, выполняя правила подготовки рабочего места для исследования.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

10

Лабораторная работа №2 (продолжение) «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения»

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Лабораторное оборудование,

Микроскоп, микропрепарат, 3D- комплекс


Научиться готовить микропрепарат.
Соблюдать правила приготовления микропрепарата, проводить взаимооценку правильности его приготовления.

Находить в клетках листа хлоропласты.
Объяснять роль хлорофилла для жизни на Земле.

Формировать систему в организации учебного труда, выполняя правила подготовки рабочего места для исследования.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

11

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом Лабораторная работа №3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов»

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Микроскоп

Микропрепараты, 3D- комплекс


Сравнивать функции клеток одноклеточного и многоклеточного организмов.

Доказывать, что клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо.

Называть признаки живого.

Доказывать взаимосвязь строения клеток и тканей с выполняемой функцией, используя рисунки учебника и собственные исследования.

Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Аргументировать важность биологических знаний для использования в повседневной жизни.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

12

Лабораторная работа №3 (продолжение) «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов»

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Микроскоп

Микропрепараты, 3D- комплекс

Сравнивать функции клеток одноклеточного и многоклеточного организмов.

Доказывать, что клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо.

Называть признаки живого.

Доказывать взаимосвязь строения клеток и тканей с выполняемой функцией, используя рисунки учебника и собственные исследования.

Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Аргументировать важность биологических знаний для использования в повседневной жизни.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

13

Подведём итоги. Что ты знаешь о клеточном строении организмов?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Приводить доказательства того, что клеточное строение — общий признак живых организмов.

Использовать для аргументации ответа результаты собственных исследований.

Применять ранее полученные знания в новой ситуации.

Проверять свои знания в ходе заполнения схем.

Участвовать в обсуждении результатов опыта, проведённого в домашних условиях


Тема 3. Жизнедеятельность организмов

20





14

Как идёт жизнь на Земле?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Решать поисковую задачу с использованием рисунка как источника информации.

Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Оценивать свою готовность к исследовательской работе в ходе проведения домашнего опыта

15

Как размножаются живые организмы?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, таблицы

Определять понятия «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гамета», «зигота», «зародыш».

Характеризовать особенности бесполого и полового размножения, приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию.

Проверять свои знания с использованием рисунка учебника

16

Как размножаются животные? Практическая работа №1 «Уход за аквариумными рыбками»

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, таблица, диск 15.1

Проводить сравнение полового и бесполого размножения у животных на примере гидры, используя таблицы и рисунки учебника

Проводить наблюдения за ростом и развитием животных в ходе выполнения практической работы

17

Как размножаются растения?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, таблица

Объяснять, для чего нужны растению цветок, плод, семя.

Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке.

Изучение органов цветкового растения

18

Лабораторная работа №4 «Изучение строения семени фасоли (гороха)».

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, табл., диск 15.1, учебно-лабораторное оборудование, семена, лупа ручная

Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Научиться работать с лупой.

Находить части зародыша семени.

Делать выводы из полученных результатов исследования.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

19

Могут ли растения производить потомство без помощи семян? Практическая работа №2 «Уход за комнатными растениями»

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, диск 15.1,таблицы, комнатные растения

Объяснять особенности размножения растений частями тела.

Приводить примеры комнатных, дикорастущих и декоративных растений, в том числе своей местности, размножающихся частями тела.

Использовать на практике полученные знания при уходе за комнатными растениями.

Вырастить растения для кабинета биологии без помощи семян

20

Подведём итоги. Как живые организмы производят потомство?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Доказывать, что размножение — общее свойство живого.

Определять понятия «размножение», «гамета», «зигота».

Строить схему, поясняющую образование зиготы.

Объяснять значение символов ♀ и ♂.

Приводить примеры полового и бесполого размножения растений и животных

21

Как питаются растения?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, диск 15.1, 3D- комплекс

Выделять условия, необходимые для образования растением органического вещества.

Объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений.

Комментировать высказывания учёных по изучаемой проблеме.

Участвовать в совместном обсуждении результатов проведённых экспериментов.

Осваивать навык ведения диалога с собеседником, умения учитывать мнение других людей

22

Только ли лист кормит растение?

Лабораторная работа №5 «Рассматривание корней растений».

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, гербарий, корни растений, лабораторное оборудование, 3D- комплекс

Объяснять значение корней в жизни растения.

Фиксировать результаты собственных исследований, использовать их для аргументированного ответа.

Развивать навыки работы с источниками дополнительной информации.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

23

Как питаются разные животные?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, таблица


Определять по рисунку, кто чем питается.

Объяснять значение понятий «хищник», «паразит», «растительноядное животное».
Выделять общий признак всех животных и человека — питание готовыми органическими веществами.

Проводить наблюдение за объектами живой природы.

Высказывать личную точку зрения, комментируя результаты наблюдений.

Оказывать практическую помощь животным, подкармливая птиц зимой.

Соблюдать правила поведения в природе

24

Как питаются паразиты?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной влажный препарат «аскарида», гриб трутовик

Определять понятия «паразит», «паразит — хозяин».

Работать с рисунком учебника как источником информации о многообразии паразитов.

Выделять общие признаки паразитов.

Развивать умение анализировать примеры, приведённые из дополнительных источников

25

Подведем итоги. Одинаково ли питаются живые организмы?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Объяснять роль зелёного листа и корня в питании растений.

Называть способы питания животных.
Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле.

Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений

26

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений.

Доказывать зависимость жизнедеятельности организмов от состояния окружающей среды.

Применять знания о нитратах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу.
Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека

27

Можно ли жить без воды?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, лабораторное оборудование

Доказывать важность воды в жизни организмов.

Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов.

Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы.

Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований.

Участвовать в оценке отчётов одноклассников о проведённых опытах.

Объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке

28

Практическая работа №3 «Наблюдение за расходом воды в школе и в семье»

1



Учебник «Биология 5-6 классы», рабочая тетрадь на печатной основе

Находить самостоятельно способы решения проблем, уметь сравнивать результаты наблюдений.

Обсуждать поведение людей в связи с необходимостью экономии воды

29

Можно ли жить не питаясь?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Использовать ранее изученные понятия «хищник», «паразит», «растительноядный».

Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля — космос».

Устанавливать пищевые связи между живыми организмами.

Использовать полученные знания в новой ситуации, применимой в повседневной жизни

30

Как можно добыть энергию для жизни?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с возможностью растения жить и питаться «не сходя с места».

Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные знания.

Проводить наблюдение за движением домашних животных.

Планировать собственную деятельность при подготовке и проведении опыта в домашних условиях.

Фиксировать результаты эксперимента, делать выводы

31

Зачем живые организмы запасают питательные вещества?


1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе


Объяснять значение пищи как источника энергии.

Давать аргументированный ответ с использованием знаний об общих свойствах живых организмов.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни с использованием имеющихся знаний в новой ситуации

32



Можно ли жить и не дышать?



1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, лабораторное оборудование

Определять понятие «газообмен».

Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена.

Оценивать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Приводить примеры приспособления живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии

33

Подведём итоги. Что вы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Называть общие свойства живых организмов.

Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

Подтверждать приводимое доказательство рисунками.

Завершать предлагаемый текст, вписывая в него соответствующие понятия.

Составлять схемы, иллюстрирующие способы размножения живых организмов.

Строить модель пищевых связей живых организмов.

Объяснять значение биологического разнообразия на Земле

34

Задания на лето

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Планировать собственную деятельность.

Проводить самостоятельные исследования.
Фиксировать результаты летних наблюдений


Итого:

34 часа



Л/р - 5

п/р - 3





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!