СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по ФГОС 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Т.С.Суховой, В.И.Строганова "Биология 5-6 класс" (линейный курс).

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по ФГОС 6 класс»

№ урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Даты проведения



Материально-техническое оснащение



Универсальные учебные действия (УУД)

план

факт


Раздел 2. Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания







Тема 4. Классификация живых организмов

11 ч





1

Многообразие живого мира

1



Учебник «Биология 5-6 классы», рабочая тетрадь на печатной основе

Применять ранее полученные знания об условиях, необходимых для жизни, в новой ситуации.

Использовать ресурсы Интернета для поиска примеров приспособленности живых организмов к условиям разных природных зон.

Высказывать предположения, обосновывать свои доводы, касающиеся неравномерного расселения организмов по планете, по природным зонам и по ярусам

2

Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов)


1



Учебник «Биология 5-6 классы», рабочая тетрадь на печатной основе

Объяснять значение понятий «систематика», «вид», «царство».

Называть царства живой природы.

Выделять общие признаки организмов, объединённых в родственную группу

3

Царство Бактерии


1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, таблица

Называть признаки царства Бактерии.
Приводить примеры полезных для человека бактерий и бактерий-паразитов.

Использовать знания о бактериях в повседневной жизни.


4

Практическая работа 1

«Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров»

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Использовать знания о бактериях в повседневной жизни.

Объяснять необходимость соблюдения санитарных правил в школе и дома

5

Царство Растения


1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, диск 15.1, мультимедийное устройство, гербарий


Выявлять общие признаки представителей царства Растения, используя результаты собственных исследований в ходе лабораторных работ № 2 (§ 8) и № 3 (§ 9).


6

Практическая работа 2

«Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке»

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, тетрадь

Объяснять отличие опыта от наблюдения.

Описывать опыты и наблюдения, проведённые с растениями в 5 классе самостоятельно.

Оценивать ответы одноклассников, объясняющих цель, ход и результаты проведённых ими опытов с растениями.

Использовать знания о растительном мире, приобретённые в 5 классе.

Называть представителей царства Растения

7

Царство Грибы


1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, таблица, 3D- комплекс, гербарий

Выделять общие признаки представителей царства Грибы.

Дополнять предложенное в тексте описание грибов, используя собственные исследования в ходе лабораторной работы № 3 (§ 9) и проведения опыта по выращиванию плесени на хлебе (§ 11).

Приводить примеры разных способов добывания грибами готовых органических веществ.

Характеризовать ядовитые и съедобные грибы своей местности

8

Царство Животные


1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, диск 14.1, мультимедийное устройство


Выявлять существенные признаки представителей царства.

Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в устную речь.

Дополнять текст, вписывая в него недостающую информацию.

Изучение клеток животных на готовых микропрепаратах и их описание

9

Одноклеточные животные под микроскопом



Лабораторная работа 6

«Рассматривание простейших под микроскопом»

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе



Микроскоп, микропрепарат




Соблюдать правила работы с микроскопом.

Фиксировать результаты исследований.

Представлять полученную информацию в виде рисунков.

Проводить сравнение клеток-организмов, делать выводы из проведённого сравнения.

Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием

10

Царство Вирусы


1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

3D- комплекс


Характеризовать вирусы — неклеточные формы жизни.

Определять понятия «паразит», «вирусология».

Приводить примеры вирусных заболеваний.

Называть пути передачи вирусных инфекций

11

Подведём итоги. Как можно различить представителей разных царств живой природы?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе


Называть условия, необходимые для жизни.

Приводить примеры приспособленности организмов к разным условиям обитания.

Выделять и характеризовать крупные систематические группы — царства.

Объяснять значение понятия «систематика», знать принцип объединения живых организмов в одну систематическую группу.

Распределять перечисленные организмы по царствам живой природы.

Называть представителей разных царств живой природы


Тема 5. Взаимосвязь организмов со средой обитания

11 ч





12

Среда обитания. Факторы среды

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, мультимедийное устройство, диски 19.1, 20.1, 21.1




Высказывать предположения, заполняя в таблице пропущенные строки.

Давать определение понятий «среда обитания», «факторы среды», «экология».

Приводить примеры влияния факторов живой природы на организмы.

Использовать знание основных понятий урока для заполнения таблицы

13

Среды жизни, освоенные обитателями нашей планеты


1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Характеризовать разные среды жизни живых организмов.

Приводить примеры организмов, обитающих в разных средах, используя личные наблюдения в природе и ранее полученные знания

14

Почему всем хватает места на Земле?


1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Высказывать свои предположения о том, почему всем хватает места на Земле.

Называть причины гибели организмов.
Доказывать экспериментальным путём влияние неблагоприятных факторов на прорастание семян.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Фиксировать результаты исследования.
Формировать личностные качества, необходимые исследователю: внимание, терпение, объективность в оценке результатов своей работы

15

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?


1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, таблицы

Закреплять знания о благоприятных и неблагоприятных для жизни условиях, заполняя таблицу.

Решать поисковые задачи, объясняя предложенные в рисунке «загадки природы».

Доказывать значение биологического разнообразия, пользуясь схемой цепи питания.

Конструировать схему, поясняющую зависимость жизни человека от других живых организмов.

Участвовать в разработке проекта «Способы ловли рыбы, наносящие наименьший вред природе» (применительно к условиям своей местности)

16

Кто живёт в воде?


1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, таблица, 3-Д комплекс

Выявлять черты сходства у представителей разных систематических групп, живущих в водной среде.

Доказывать приспособленность обитателей воды к разным условиям водной среды.

Формировать систему работы с текстом: выделять базовые понятия; находить в тексте ответы на вопросы опережающего характера; использовать текст для заполнения таблицы

17

Обитатели наземно-воздушной среды


1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, таблица

Называть важнейшие экологические факторы, влияющие на наземные организмы.

Приводить примеры приспособленности обитателей наземно-воздушной среды к изменению температуры окружающей среды (на примере своей местности)

18

Экскурсия «Живые организмы зимой»


1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Наблюдать способы приспособления живых организмов к зимним условиям. Соблюдать правила поведения в природе

19

Практическая работа 3

«Подкармливание птиц зимой»




Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, корм птицам

Наблюдать способы приспособления живых организмов к зимним условиям. Соблюдать правила поведения в природе

20

Кто живёт в почве?


1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, влажный препарат

Выделять особенности почвы как среды обитания.

Приводить примеры организмов, приспособленных к обитанию в почве.

Называть особенности строения и жизнедеятельности организмов, позволяющие им жить в условиях, характерных для данной среды

21

Организм как среда обитания

1



Учебник «Биология 5-6 классы», рабочая тетрадь на печатной основе, диск 14.1, влажный препарат

Называть полезных обитателей живого организма.

Определять понятие «паразит».

Выделять характерные признаки паразитов, используя полученные ранее знания об организмах-паразитах разных царств живой природы.

Фиксировать в тетради информацию об источниках возможного заражения человека паразитами, необходимую в повседневной жизни

22

Подведём итоги. Какие среды жизни освоили обитатели нашей планеты?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Определять понятие «среда обитания».
Называть среды обитания и приводить примеры обитателей этих сред.

Приводить доказательства влияния факторов неживой природы на сезонные изменения в жизни растений и животных (с привлечением материалов отчёта об экскурсии в природу).

Применять знания о влиянии света, температуры и влажности на живые организмы при уходе за комнатными растениями и обитателями аквариума


Тема 6. Природное сообщество. Экосистема

8 ч





23

Что такое природное сообщество?

1



Учебник «Биология 5-6 классы», рабочая тетрадь на печатной основе, таблица, 3-Д комплекс


Определять понятия «растительное сообщество», «природное сообщество» (или «биоценоз»), «пищевая цепь».

Использовать ранее изученный материал о средах обитания для характеристики природного сообщества.

Составлять схемы пищевых связей в одном из природных сообществ своей местности.


24

Экскурсия «Живые организмы весной»

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Излагать своё отношение к природе родного края в виде сочинения, короткого рассказа.

Соблюдать правила поведения в природе

25

Как живут организмы в природном сообществе?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, таблицы, 3-Д комплекс

Проводить самоконтроль, проверяя знание понятий «хищник», «паразит».

Приводить примеры взаимовыгодных отношений гриба и дерева, используя личные наблюдения в природе.

Приводить примеры полезных, вредных и нейтральных взаимоотношений организмов

26

Что такое экосистема?


1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, таблицы

Оценивать роль растений на Земле.
Анализировать результаты опытов Дж. Пристли и демонстрационного опыта «Выделение кислорода листьями на свету».

Определять понятия «круговорот веществ», «экосистема».

Формировать систему в работе, используя предложенный ранее алгоритм описания проводимого эксперимента.

Формировать мировоззренческие позиции о единстве живого и неживого, о природе как едином целом


27

Человек — часть живой природы

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Называть свойства человека как живого организма.

Выделять признаки отличия человека от животных.

Выявлять факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека.


28

Экскурсия «Красота и гармония в природе».




1



Учебник «Биология 5-6 классы», рабочая тетрадь на печатной основе

Участвовать в разработке проекта по улучшению экологической обстановки в своей местности.

Соблюдать правила поведения в природе.


29

Практическая работа 4 «Наблюдение за расходом электроэнергии в школе и в семье»

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Оценивать расход электроэнергии

30

Подведём итоги. Существует ли взаимосвязь живых организмов и окружающей среды?

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Определять понятия «растительное сообщество», «природное сообщество», «экосистема».

Объяснять космическую роль растений на Земле.

Проверять своё умение пользоваться алгоритмом описания опыта, отрабатываемым в течение года.

Доказывать, что аквариум — модель экосистемы.

Делать практические выводы о правилах содержания аквариума как экологической системы.

Приводить примеры изменений в окружающей среде своей местности


Тема 7. Биосфера — глобальная экосистема

3 ч





31

Влияние человека на биосферу

1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе, 3-Д комплекс


Определять понятия «система», «экосистема», «биосфера».

Приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе в своей местности.

Анализировать результаты практических работ по наблюдению за расходом воды и электроэнергии в школе и дома.

Оценивать проведение своей исследовательской работы и работы одноклассников

32

Всё ли мы узнали о жизни на Земле?




1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Приводить доказательства единства живой и неживой природы.

Называть свойства живого, используя личный опыт исследований объектов живой природы в ходе лабораторных, практических работ и опытов, проведённых самостоятельно в домашних условиях.

Оценивать результаты своей исследовательской работы и работы одноклассников

33

Итоговый контроль


1



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Обсуждать материалы, собранные в ходе экскурсий в природу.

Находить с помощью аппарата ориентировки рисунки для приведения доказательств.

Давать определения базовых понятий, необходимых для изучения целостного школьного курса биологии

34

Задания на лето

1 ч



Учебник «Биология 5-6 классы» , рабочая тетрадь на печатной основе

Планировать собственную деятельность по изучению природы.

Проводить самостоятельные исследования, фиксировать их результаты.

Воспитывать в себе качества, необходимые исследователю природы: наблюдательность, терпение, настойчивость, объективность в оценке своей работы


Итого:

34 часа



Л/р - 1

п/р – 4





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!