СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа для надомного обучения по геограафии

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса»

Пояснительная записка


Настоящая программа по биологии для 9 класса надомного обучения создана на основе нормативных документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03. 2004.;

  2. Приказа Министерства образования и науки Российской федерации (МинОбрНауки России) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год».

  3. Общей образовательной программы МОУ СОШ № 24 Павлово-Посадского муниципального района Московской области.

  4. Учебного плана МОУ СОШ № 24 на 2016-2017 учебный год.


и с учетом:

  1. Авторской программы И.Н. Пономарёвой, Н.М. Черновой.


Программа базового уровня рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю) и в соответствии с обязательным минимумом содержания биологического образования в основной школе.



Цели программы:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни


Задачи программы:

Обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

1. Обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования.

2. Добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

3. Продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы



Развития:

1.Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе,

2.Закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и

развитие коммуникативной компетентности (умение жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)


Требования к уровню подготовки учащихся за курс 9 класса:



Учащиеся должны:

знать/понимать:

  1. Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений,  животных,                грибов и бактерий; популяций;  экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  2. Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  3. Особенности организма человека, его строения,  жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  1. Объяснять: роль биологии в формировании современной  естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;  родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и  окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости,   проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме

  2. Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и   животных,  сезонными изменениями в природе,  рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  3. Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых  объектах и таблицах органы цветкового растения,  органы и системы органов животных, растения разных отделов,  животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  4. Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;  

  5. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей  отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;

  6. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  7. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  8. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий);

  9. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха,  инфекционных и простудных заболеваний

  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животными; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения  в окружающей среде;

  • Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных;

  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.





























Содержание программы:


Тема №1. Введение в основы общей биологии – 0,5 часа.


Биология – наука о живом мире.


Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращении энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.


Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.


Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас.


Тема №2. Основные учения о клетке – 3 часа.


Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.


Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.


Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строение клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни.


Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функция белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.


Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.


Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.


Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке(фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.


Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.


Лабораторная работа. Многообразие клеток, сравнение растительной и животной клеток.


Тема №3. Размножение и индивидуальное развитие организмов(онтогенез) – 1 час.


Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.


Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению(интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.


Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.


Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.


Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.


Тема №4. Основные учения о наследственности и изменчивости – 3 часа.


Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.


Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.


Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.


Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая(комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.


Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.


Лабораторные работы. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей одного вида, произрастающих в неодинаковых условиях. Изучение изменчивости у организмов.


Тема №5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов – 1,5 часа.


Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.


Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.


Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о микробиологии.


Тема №6. Происхождение жизни и развитие органического мира – 1 час.


Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И.Опарина и её развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.


Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.


Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты неземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.


Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.


Экскурсия. История живой природы местного региона.


Тема №7. Учение об эволюции – 2 часа.


Идея развития биологического мира в биологии.


Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции.


Современные представление об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.


Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.


Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.


Лабораторная работа. Приспособленность организмов к среде обитания.


Тема №8. Происхождение человека(антропогенез) – 1,5 часа.


Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.


Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.


Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.


Тема №9. Основы экологии – 3 часа.


Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.


Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды(на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.


Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.


Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.


Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.


Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым(на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.


Биосфера как глобальная экосистема. Учения В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологических круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.


Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.


Лабораторная работа. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.


Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.


Заключение –1 час.


Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.














































Календарно-тематический план для 9 «А» класса на 2016-2017 учебный год


урока

Наименование разделов и тем

Дата по плану

Дата по факту

Введение в основы общей биологии – 0,5 часа.

1.

Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов. Экскурсия.

09.09


Основы учения о клетке – 3 часа.

2.

Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. Химический состав клетки.

16.09


3.

Белки и нуклеиновые кислоты.

23.09


4.

Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Лабораторная работа №1. Многообразие клеток, сравнение растительной и животной клеток.

30.09


5.

Обмен веществ – основа существования клетки.

07.10


6.

Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клеток энергией.

14.10


7.

Обобщающий урок по темам «Введение в основы общей биологии» и «Основы учения о клетке».

21.10


Размножение и индивидуальное развитие организмов(онтогенез) – 1 часов.

8.

Размножение живых организмов. Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа №2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

28.10


9.

Образование половых клеток. Мейоз. Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

11.11


Основы учения о наследственности и изменчивости – 3 часа.

10.

Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

18.11


11.

Генетические опыты Грегора Менделя. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Лабораторная работа №3. Решение генетических задач.

25.11


12.

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

02.12


13.

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

09.12


14.

Наследственная изменчивость. Другие типы изменчивости. Наследственные болезни, сцепленные с полом. Лабораторная работа №4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей одного вида, произрастающих в неодинаковых условиях.

16.12


15.

Обобщающий урок по теме «Основы учения и наследственности и изменчивости». Контрольная работа №2.

23.12


Основы селекции растений, животных и микроорганизмов – 1,5 часа.

16.

Генетические основы селекции организмов. Особенности селекции растений.

13.01


17.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

20.01


18.

Особенности селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов.

27.01


Происхождение жизни и развитие органического мира – 1 час.

19.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле.

03.02


20.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле.

10.02


Учение об эволюции – 2 часа.

21.

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира.

17.02


22.

Современные представления об эволюции органического мира.

24.02


23.

Вид, его критерии и структура. Процессы видообразования.

03.03


24.

Макроэволюция – результат микроэволюций. Лабораторная работа №5. Приспособленность организмов к среде обитания.

10.03


Происхождение человека(антропогенез) – 1,5 часа.

25.

Эволюция приматов. Доказательство эволюционного происхождения человека.

17.03


26.

Ранние этапы эволюции человека. Поздние этапы эволюции человека.

24.03


27.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

07.04


Основы экологии – 3 часа.

28.

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы.

14.04


29.

Приспособленность организмов к действию факторов среды.

21.04


30.

Популяции. Функционирование популяций во времени. Сообщества.

28.04


31.

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Развитие и смена биогеоценозов.



32.

Основные законы устойчивости живой природы

05.05


33.

Охрана природы. Лабораторная работы №6. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.

12.05


Заключение – 1 час.

34.

Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности. Экскурсия.

19.05



Итоговый контрольный урок по темам курса биологии за 9 класс.

26.05


Список использованной литературы


  1. Авторская программа Т.С. Суховой, В.И. Строганова, И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, В.М. Константинова, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша, Н.М. Черновой, Л.В. Симоновой, И.М. Швец, М.З. Фёдоровой, Г.А. Ворониной Природоведение. Биология. Экология : 5-11 класс: п77 программы. - М. : Вентана-Граф, 2010.

  2. Биология : 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова ; под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 5-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф, 2013.

3. www.uroki.net – Федеральный портал Российского образования


4. www.school.edu – Российский общеобразовательный портал


5. www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!