№ п/п | Тема урока | Кол часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Характеристика деятельности учащихся | Практическая работа | Дата проведения |
план | факт | примечание |
Введение. 3 ч. |
1 | Что изучают в курсе географии материков и океанов. | 1 | Знать общее представление о содержании курса географии материков и океанов. Уметь показывать материки и части света, океаны, острова. | Работа с картами | | 01. 09. | | |
2 | Основные этапы накопления знаний о Земле. Современные географические исследования. | 1 | Знать основные этапы накопления знаний о Земле, её имена путешественников и учёных. Уметь показывать маршруты путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий. Уметь работать с дополнительными источниками информации. | Работа с учебником. Составление сводной таблицы о результатах исследований.. | Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации. Правила оформления кон. карт. | 02. 09. | | |
3 | Карты материков и океанов. | 1 | Знать историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах. Уметь называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану. | Работа с картами . | Определение по картам расстояние между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек. | 08. 09. | | |
Главные особенности природы Земли- 14 ч. Литосфера и рельеф Земли - 2 ч. |
4/1 | Состав и строение литосферы. Гипотеза дрейфа материков. Теория литосферных плит | 1 | Знать строение литосферы и земной коры, материковую и земную кору, теорию литосферных плит ; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. Уметь показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса | Работа с картами | Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет | 09. 09. | | |
5/2 | Рельеф Земли. | 1 | Уметь называть и показывать не карте крупные формы рельефа Земли, зон землетрясений , вулканов и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры. | Работа с картами | Установление закономерностей размещения крупных равнин и горных систем в зависимости от возраста и особенностей строения земной коры на основе анализа физической карты и карты строения земной коры. | 15. 09. | | |
Атмосфера и климаты Земли – 3 ч. |
6/3 | Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле. | 1 | Знать географические понятия – воздушная масса, ветер, погода, климат. Уметь объяснять закономерности распределения температуры воздуха на Земле. | | | 16. 09. | | |
7/4 | Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата. | 1 | Знать основные типы воздушных масс, их свойства, характеристики. Уметь объяснять закономерности распределения атмосферного давления и осадков на Земле, циркуляцию воздушных масс. | | Анализ схем учебника. Упражнения в чтении климатической карты. | 22. 09. | | |
8/5 | Климатические пояса Земли. Тестовая работа по теме. | 1 | Знать основные и переходные климатические пояса. Уметь определять тип климата по его основным характеристикам; пользоваться климатической картой и составлять по ней характеристику климатических условий территорий | Работа с картами Работа с тестами | Сравнительное описание по клим. карте основных показателей климата двух клим. поясов. | 23. 09. | | |
Гидросфера. Мировой океан-главная часть гидросферы – 3 ч. |
9/6 | Воды Мирового океана | 1 | Познакомить с гипотезой происхождения вод Мирового океана. Знать основные свойства морской воды и водных масс. Уметь описывать свойства вод. | | Выявление на карте побережий и шельфа. | 29. 09. | | |
10/7 | Схема поверхностных течений. Жизнь в океане. | 1 | Знать общую схему поверхностных течений. Уметь объяснять причины образования течений, показать на карте. Знать о разнообразии жизни в океане, об основных направлениях её изменения, видах живых существ по условиям их обитания. | Работа с картой. | Показать поверхностные течения океанов. | 30. 09. | | |
11/8 | Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Тестовая работа по теме. | 1 | Уметь описывать примеры взаимодействия океана с атмосферой и сушей. | Работа с тестами. | | 06. 10. | | |
Географическая оболочка – 4 ч. |
12/9 | Строение и свойства географической оболочки. | 1 | Знать свойства географической оболочки. Уметь объяснять круговорот веществ и энергии. | Анализ схем круговоротов веществ и энергии. | | 07. 10. | | |
13/10 | Природные комплексы суши и океана. | 1 | Знать природные комплексы суши и океана. Уметь приводить примеры природных комплексов, составлять простейшие схемы взаимодействия природных компонентов. | | | 13. 10. | | |
14/11 | Природная зональность. | 1 | Знать закономерности размещения природных зон на Земле. Уметь показать их на карте природных зон. | | Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии | 14. 10. | | |
15/12 | Освоение Земли человеком. Численность населения Земли. Страны мира. | 1 | Знать древнюю родину человека, предполагаемые пути его расселения по материкам, главные районы современного размещения населения, самые многочисленные народы Земли, религии и ареалы их распространения, разнообразии видов хоз. деятельности человека и его последствия. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействие с окружающей средой. Уметь показывать крупные государства и их столицы. | Работа с карой, кон. картами. | Определение ареалов высокой плотности населения, направление миграций людей по историческим периодам. | 20. 10. | | |
16/13 | Обобщающее повторение по разделу «Главные особенности природы Земли» | 1 | Обобщение знаний | | | 21. 10. | | |
17/14 | Тестовая работа по разделу. | 1 | Контроль знаний | Контрольное тестирование. | | 27. 10. | | |
Океаны – 5 ч. |
18/1 | Тихий океан. | 1 | Знать особенности природы океана как самого большого океана Земли, основные типы островов и их связь со строением дна океана, основные направления хоз. деятельности человека в океане. Ресурсы океана. Будущее океана. Уметь выявлять по картам атласа отличительные особенности природы Тихого океана, показывать части океана на карте. | Работа с картой. | | 28. 10. | | |
19/2 | Индийский океан. | 1 | Знать особенности природы океана и основных видах хозяйственной деятельности человека в нём. Ресурсы океана. Будущее океана. Уметь использовать тематические карты как источники информации, показывать части океана на карте. | Работа с картой. | | 10. 11. | | |
20/3 | Атлантический океан. | 1 | Знать особенности природы Атлантического океана, основные направления хоз. деятельности человека в океане, примеры влияния человека на природу и негативных последствий этой деятельности. Ресурсы океана. Будущее океана. Уметь выявлять отличительные особенности природы Атлантического океана, показывать части океана на карте. | Работа с картой. | | 11. 11. | | |
21/4 | Северный Ледовитый океан. | 1 | Знать особенности природы Северного Ледовитого океана, о роли русских и советских экспедиций в освоении Северного морского пути и его значение, основные направления хоз. деятельности человека в этом районе. Ресурсы океана. Будущее океана. Уметь выявлять особенности природы Северного Ледовитого океана, показывать части океана на карте. | Работа с картой. | | 17. 11. | | |
22/5 | Тестовая работа по теме «Океаны». | 1 | Контроль знаний | Контрольное тестирование. | | 18. 11. | | |
Материки. Африка - 9 ч |
23 | Южные материки. Общие особенности южных материков | 1 | Знать общие особенности южных материков | Работа с картой | | 24. 11. | | |
24/1 | Географическое положение и история исследования. | 1 | Знать приёмы определения ГП материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь определять ГП материка, крайних точек, протяжённость с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние ГП на особенности природы материка. | Работа с картой, к/к. | Определение географических координат крайних точек, протяжённости материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению ГП материка. | 25. 11. | | |
25/2 | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. | Работа с картой, к/к. | Обозначение на к/к крупных форм рельефа и полезных ископаемых | 01. 12. | | |
26/3 | Климат Африки. | 1 | Знать особенности климата и размещение климатических поясов на материке. Уметь на основе климатических карт давать характеристику климатических условий в различных климатических поясах Африки. | Работа с картой | Описание основных особенностей температуры воздуха, осадков в климатических поясах. | 02. 12. | | |
27/4 | Внутренние воды. | 1 | Знать основные речные системы и крупные озёра Африки. Уметь показывать внутренние воды на карте. | Работа с картой | На к/к нанести реки, озёра. | 08. 12. | | |
28/5 | Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны. | 1 | Знать основные черты природных зон: особенности погодных условий, характерных представителей растительного и животного мира, характер изменений их человеком. | Работа с картой, таблицей | Определение причин разнообразия природных зон материка | 09. 12. | | |
29/6 | Тропические пустыни. Влияние человека на природу. | 1 | Уметь вести записи в форме таблицы и составлять краткое описание природных зон | Работа с картой | | 15. 12. | | |
30/7 | Население и страны. | 1 | Знать численность, плотность, особенности размещения населения, современную политическую карту Африки, основные народы, примеры влияния природных условий на особенности их хозяйственной деятельности и быта. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Сохранение природы для поддержания благоприятной среды обитания человека. | Работа с картой | Определение различий в плотности населения по карте. | 16. 12. | | |
31/8 | Страны Африки. | 1 | Знать наиболее крупные природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материка, страны, их столицы; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религию, основные объекты природного и культурного наследия человека Уметь давать краткую географическую характеристику стран, уметь показывать их на карте. | Работа с картой | Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран | 22. 12. | | |
32/9 | Обобщающее повторение по материку Африка. Тестирование по теме «Африка». | 1 | Обобщить знания учащихся | Контрольное тестирование. | | 23. 12. | | |
Австралия и Океания - 6 ч |
33/1 | Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | Знать приёмы определения ГП Австралии, имена исследователей континента и результаты их работы. основные сведения из истории открытия материка, роль Джеймса Кука в открытии Австралии. Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь определять ГП , крайних точек, протяжённость с севера на юг, с запада на восток в градусах и в километрах. | Работа с картой | Сравнение ГП и рельеф Африки и Австралии определение черт сходства и различия | 12. 01. | | |
34/2 | Климат. Внутренние воды. | 1 | Знать особенности климата и характер речной сети. Уметь выявлять причинно-следственные связи климата от климатообразующих факторов, показывать внутренние воды на карте. | Работа с картой | | 13. 01. | | |
35/3 | Органический мир. Природные зоны. | 1 | Знать размещение природных зон, характерных представителей растительного и животного мира. Уметь вести записи в форме таблицы и составлять краткое описание природных зон | Работа с картой таблицей | | 19. 01 | | |
36/4 | Австралийский Союз. | 1 | Уметь определять ГП страны и её столицы. Знать наиболее крупные природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материка, страны, их столицы; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религию. Уметь давать краткую географическую характеристику страны, уметь показывать их на карте. | Работа с картой | | 20. 01. | | |
37/5 | Обобщающее повторение и тестовая работа по теме «Австралия» | 1 | | Контрольное тестирование. | | 26. 01. | | |
38/6 | Океания. | 1 | Знать особенности природы, основные занятия жителей Океании. | | | 27. 01. | | |
Южная Америка - 7 ч. |
39/1 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. | 1 | Знать влияние ФГП материка на его природу; роль А. Гумбольдта и Н. И.Вавилова в изучении природы. Уметь определять ГП материка, крайних точек, давать сравнительную характеристику ГП Австралии и Юж. Америки. | Работа с картой | Сравнение ГП Австралии и Южной Америки. | 02. 02. | | |
40/2 | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | Знать основные черты рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка и размещения полезных ископаемых. Уметь называть и показать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. | Работа с картой | Сравнение черт рельефа Африки, Австралии и Южной Америки | 03. 02. | | |
41/3 | Климат. Внутренние воды. | 1 | Знать особенности климата материка, основные речные системы , озёра материка. Уметь определять основные черты климата отдельных территорий, давать характеристику главных речных систем материка и показывать их на карте. | . Работа с картой | Сравнительное описание крупных речных систем Юж. Америки и Африки. | 09. 02. | | |
42/4 | Природные зоны. | 1 | Знать основные черты природных зон; почв, растительного и животного мира, примеры изменения природы зоны под воздействием хоз. деятельности человека. Уметь объяснять своеобразие природы материка, вести записи в форме таблицы и составлять краткое описание природных зон | Работа с картой, таблицей. | | 10. 02. | | |
43/5 | Население . | 1 | Знать основные черты распределения населения на территории материка и примеры влияния природных условий на жизнь и быт человека. | Работа с картой | | 16. 02. | | |
44/6 | Страны Южной Америки. | 1 | Знать крупные природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материка, страны, их столицы; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религию, основные объекты природного и культурного наследия человека Уметь давать краткую географическую характеристику стран, уметь показывать их на карте. | Работа с картой | Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору). | 17. 02. | | |
45/7 | Обобщающее повторение по материку Южная Америка. Тестовая работа по теме «Южная Америка | 1 | | Работа с тестами | | 23. 02. | | |
Антарктида - 4 ч. |
46/1 | Географическое положение. Открытие и исследование. | 1 | Знать какая территория называется Арктикой, приёмы определения ГП материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь определять ГП Антарктиды. | Работа с картой | | 24. 02. | | |
47/2
| Природа материка. Рельеф. Климат. | 1 | Знать основные черты природы Антарктиды: особенности её строения. Уметь определять особенности подлёдного рельефа и характера её ледяного покрова. | Работа с картой | Сравнение природы Арктики и Антарктики | 02. 03. | | |
48/3 | Органический мир. | 1 | Знать основные черты климата и примеры его влияния на природу земли, представителей растительного и животного мира. | | | 03. 03. | | |
49/4 | Обобщающее повторение, тестовая работа по теме «Антарктида» | 1 | | Контрольное тестирование. | | 09. 03. | | |
50 | Обобщающий урок по Южным материкам. | 1 | | | | 10. 03. | | |
Северная Америка –7 ч |
51/1 | Общие особенности природы северных материков. Географическое положение. История открытия и исследования материка. | 1 | Знать приёмы определения ГП материка, влияние ГП материка на его природу. Роль экспедиций В. Беринга и А. Чирикова в открытии материка. Уметь составлять характеристику ГП материка, показывать на карте указанные географические объекты. | Работа с картой, к/к | Сравнение ГП Юж. Америки и Сев. Америки | 16. 03. | | |
52/2 | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | Знать основные черты строения и рельефа , роль древних оледенений в формировании современного рельефа. Уметь составлять характеристику рельефа, показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. | Работа с картой, к/к | Сравнение черт рельефа Южной Америки и Северной Америки. | 17. 03. | | |
53/3 | Климат, Внутренние воды. | 1 | Знать особенности климата материка, основные речные и озёрные системы материка. Уметь показать на карте климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, реки и озёра. | Работа с картой | Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. | 30. 03. | | |
54/4 | Природные зоны. Изменение природы человеком. | 1 | Знать основные черты природных зон; почв, растительного и животного мира, примеры изменения природы человеком. Уметь вести записи в форме таблицы и составлять краткое описание природных зон | Работа с картой, таблицей. | | 31. 03. | | |
55/5 | Население и политическая карта. | 1 | Знать численность, плотность, основные черты размещения населения на материке; современную политическую карту ; местоположение наиболее значительных объектов природы и крупных стран материка. | Работа с картой | | 06. 04. | | |
56/6 | Страны Северной Америки | 1 | Знать наиболее крупные природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материка, страны, их столицы; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религию, основные объекты природного и культурного наследия человека. Уметь давать краткую географическую характеристику стран, уметь показывать их на карте. | | Комплексная характеристика стран | 07.04 | | |
57/7 | Обобщающее повторение по материку Северная Америка. Тестовая работа. | 1 | | Работа с тестами. | | 13. 04. | | |
Евразия - 9 ч. |
58/1 | Географическое положение. Исследования Центральной Азии. | 1 | Знать роль П. П. Семёнова – Тянь - Шанского и М. П. Пржевальского в исследовании Центральной Азии. Уметь составлять характеристику ГП материка. Уметь показывать на карте изученные объекты. | Работа с картой, к/к | Сравнение ГП Сев. Америки и Евразии. | 14. 04. | | |
59/2 | Особенности рельефа и полезные ископаемые Евразии. . | 1 | Знать основные черты рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Евразии. Уметь показать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. | Работа с картой, к/к | | 20. 04. | | |
60/3 | Климат. | 1 | Знать основные типы климатов. Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды; сравнивать климат Евразии с климатом Северной Америки. | Работа с картой, климатограммами | Сравнение климата Евразии с климатом Сев. Америки. Определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климат. условий для жизни и хоз. деят-ти людей. | 21. 04. | | |
61/4 | Внутренние воды. | 1 | Знать основные речные и озёрные системы материка. Уметь показать на карте реки и озёра. | Работа с картой, к/к | | 27. 04. | | |
62/5 | Природные зоны. | 1 | Знать основные черты природных зон; почв, растительного и животного мира, примеры изменения природы человеком. Уметь вести записи в форме таблицы и составлять краткое описание природных зон | Работа с картой, таблицей | Сравнительная характеристика размещения природных зон Евразии и Сев. Америки по 40* с. ш. | 28. 04. | | |
63/6 | Население и политическая карта Евразии. | 1 | Знать основные черты размещения населения на материке; современную политическую карту Европы; местоположение наиболее значительных объектов природы и крупных стран материка. | Работа с картой, к/к | | 04. 05. | | |
64/7 | Страны Европы. | 1 | Знать наиболее крупные природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материка, страны, их столицы; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религию , основные объекты природного и культурного наследия человека Уметь давать краткую географическую характеристику стран, уметь показывать их на карте. | Работа с картой, к/к | Описание одной из стран Европы. | 05.05. | | |
65/8 | Страны Азии. | 1 | Знать наиболее крупные природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материка, страны, их столицы; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религию, основные объекты природного и культурного наследия человека Уметь давать краткую географическую характеристику стран, уметь показывать их на карте. | Работа с картой, к/к | Описание одной из стран Азии. | 11. 05. | | |
66/9 | Обобщающее повторение по материку Евразия. Тестовая работа по материку Евразия. | 1 | | Работа с тестами. | | 12. 05. | | |
67 | Промежуточная аттестационная работа | 1 | | Презентация | | 18.05. | | |
Географическая оболочка– наш дом – 2 ч. |
68/1 | Закономерности географической оболочки. | 1 | Знать этапы развития географической оболочки; как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу. Уметь называть состав географической оболочки; объяснять причины географической зональности; значение природных богатств для человека, влияние человека на природу. | | | 19. 05. | | |
69/2 | Взаимодействие природы и общества. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека. | 1 | | Выявление связей между компонентами ПК, описание ПК. | 25.05. | | |
70 | Роль географии в рациональном использовании природы. Итоговый урок по курсу географии материков и океанов. | 1 | | | | 26.05. | | |
№ урока | Тема урока | Кол. часов | Практическая работа | Характеристика деятельности учащихся |
Требования к уровню подготовки учащихся | Дата | Примечание |
План. | Факт. |
1 | Введение. Что изучает география России. | 1 | Определение географического положения России; показ пограничных государств. | Работа с картой | Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны. | 02. 09. | | |
Раздел – I. Россия на карте мира – 9 часов |
2/1 | Географическое положение России. Особенности физико-географического положения России.
| 1 | ПР № 1 Характеристика географического положения России ( Сравнительная характеристика ГП России и Канады). Обозначение на контурной карте стран - соседей России. Крайние точки России. Расположение в двух частях света. | Работа с картой | Знать ГП России, микро- и макроположение . Уметь показывать и называть факторы , определяющие ГП положение России. Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы. | 03. 09. | | |
3/2 | Экономико – и транспортно- географическое положение России. | | Соседи России, их политическая и экономическая оценка, роль во внешней торговле России. Выгоды и недостатки транспортно-географического положения страны. | | Ученик должен знать специфику географического положения России. Уметь объяснять существенные признаки объектов | 09.09. | | |
4/3 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. | 1 | | Работа с картой | Уметь оценивать экономико – и транспортно -географическое, геополитическое и эколого – географическое положение России. Ученик должен знать специфику географического положения России. Уметь объяснять существенные признаки объектов | 10. 09. | | |
5/4 | Государственная территория России. | 1 | | Работа с учебником | Уметь описывать объект. Ученик должен знать понятие «государственная территория», связь между географическим положением и хозяйством страны, формирование и освоение гос. территории России. | 16. 09. | | |
6/5 | Обширные российские пространства: вопросы и проблемы. | 1 | | Работа с учебником | Ученик должен знать понятие «эффективная территория», «зона Севера» связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны. Уметь выделять существенные признаки объектов. | 17. 09. | | |
7/6 | Государственные границы России. Типы и виды российских границ. Сухопутные и морские границы. | 1 | | Работа с картой | Ученик должен знать основные типы и виды границ., понятия: территориальные воды, воздушное пространство, экономическая зона, континентальный шельф, недра, соседние государства Уметь приводить примеры. показывать границу России и назвать соседние страны. | 23. 09. | | |
8/7 | Россия на карте часовых поясов. | 1 | ПР №2. Определение поясного времени для разных пунктов России. Местное и поясное время. Линия перемены дат. Летнее время. Определение поясного времени для разных пунктов России. | Работа с атласом, карточками. | Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. | 24. 09. | | |
9/8 | Этапы и методы географического изучения территории.
| 1 | Путешествия и открытия новгородцев и поморов. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. Великая Северная экспедиция. Изучение территории России отечественными учеными. Экспедиции Российского Географического общества. Современные географические исследования. | Работа с учебником | Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках. | 30. 09. | | |
10/9 | Особенности административно-территориального устройства России. | 1 | Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа | Работа с картой | Ученик должен знать специфику административно-территориального устройства РФ. Уметь работать с политико – административной картой России | 01. 10. | | |
Раздел 1I. Природа России. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые – 5ч. |
11/1 | Геологическая история и геологическое строение территории России. | 1 | Особенности геологического строения и распространение крупных форм рельефа. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. | Работа с картой | Уметь читать геологическую карту, геохронологическую таблицу. Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры и размещение основных групп полезных ископаемых. Уметь показывать на карте эти объекты. | 07. 10. | | |
12/2 | Рельеф России. | 1 | Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. | Работа с картой | Знать размещение основных форм рельефа. Горы и равнины России. Уметь правильно показать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять , как рельеф влияет на жизнь людей. | 08. 10. | | |
13/3 | Как и почему изменяется рельеф России. Стихийные природные явления в литосфере. | 1 | Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние на современный рельеф морей, текучих вод, ледников, ветра. Древнее и современное оледенения. | Работа с учебником | Знать рельефообразующие процессы. Ученик должен понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь объяснять воздействие этих процессов на формирование рельефа приводить примеры | 14. 10. | | |
14/4 | Человек и литосфера Минеральные ресурсы России. | 1 | ПР № 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. | Работа с картой | Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения. Уметь показать на карте месторождения полезных ископаемых. | 15. 10. | | |
15/5 | Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России». | 1 | | Работа с картой Работа с тестами. | Проверить знания по изученной теме. | 21. 10. | | |
Климат и климатические ресурсы- 7 ч. |
16/1 | Факторы, определяющие климат России. | 1 | Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощённой радиации и их объяснение | Работа с учебником, схемами, рисунками | Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. | 22. 10. | | |
17/2 | Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. | 1 | Фронты. Циклоны и антициклоны. | Работа со схемами. | Уметь объяснять данные климатические явления , приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов. Знать районы их формирования на территории страны. | 28. 10. | | |
18/3 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. | 1 | ПР № 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температуры января и июля, годового количества осадков , испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения на территории страны. | Работа со схемами, рисунками, таблицами. | Знать территории с высокой и низкой температурой, с максимальным и минимальным количеством осадков. Уметь определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России, вычислять коэффициент увлажнения. | 29. 10. | | |
19/4 | Типы климатов России.
| 1 | Климатические пояса и области на территории России, их характеристика. | Работа с картой | Знать типы климатов России. Уметь называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типам климата. | 11. 11. | | |
20/5 | Сезонность климата. Комфортность климатических условий. | 1 | Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны | Работа с атласом. | Ученик должен знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды. | 12. 11. | | |
21/6 | Климат и человек. | 1 | Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. | Работа с рисунками, учебником. | Знать агроклиматические ресурсы. Уметь давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей. Ученик должен уметь анализировать и сопоставлять карты различного содержания. | 18. 11. | | |
22/7 | Итоговый урок по теме «Климат России» | 1 | | Работа с тестами. | Проверить знания по изученной теме. | 19. 11. | | |
Внутренние воды и водные ресурсы - 4 ч. |
23/1 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | 1 | Составление характеристики одной из рек. | Работа с картой | Уметь вычислять уклон и падение реки. Ученик должен знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам | 25. 11. | | |
24/2 | Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | 1 | Озера: размещение по территории страны, их различия по происхождению озерных котловин. | Работа с картой | Знать крупные озёра России. Уметь показать их на карте. Уметь объяснять значение и происхождение водохранилищ, подземных вод, ледников и многолетней мерзлоты. | 26. 11. | | |
25/3 | Водные ресурсы и человек. | 1 | Объяснение закономерностей размещения разных видов суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны. | Работа с доп. источниками | Знать что такое водные ресурсы, особенности водных ресурсов России. Уметь объяснить стихийные явления, связанные с водой. | 02. 12. | | |
26/4 | Итоговый урок по теме «Внутренние воды России». | 1 | | Работа с тестами. | Проверить знания по изученной теме | 03. 12. | | |
Почвы и почвенные ресурсы – 4 ч. |
27/1 | Образование почв и их разнообразие. | 1 | | Работа с учебником, доп. источниками. | Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв. | 09. 12. | | |
28/2 | Закономерности распространения почв. | 1 | Главные типы почв России, особенности их географии. | Работа с картой | Знать типы почв, закономерности их распространения. Уметь показать почвы на карте, давать им полную характеристику. | 10. 12. | | |
29/3 | Почвенные ресурсы России. | 1 | Меры по сохранению плодородия почв. | Работа с рисунками учебника, плакатами. | Уметь объяснять понятия «земельные ресурсы», с/х угодья»; необходимость охраны почв, рационального использования земель. | 16. 12. | | |
30/4 | Итоговый урок по теме «Почвы». | 1 | | Работа с тестами. | Проверить знания по изученной теме | 17. 12. | | |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 4 ч. |
31/1 | Растительный мир России. | 1 | | Работа с учебником, атласом. Составление таблицы. | Ученик должен знать растительный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов. | 23. 12. | | |
32/2 | Животный мир России | 1 | Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК – устно | Работа с учебником, атласом. Составление таблицы. | Ученик должен знать животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов. | 24. 12. | | |
33/3 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | 1 | | Работа с учебником. | Ученик должен знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов основные мероприятия по охране и преобразованию природы, правила поведения человека в природе | 13. 01. | | |
34/4 | Итоговый урок по теме «Растительный и животный мир России». | 1 | | Работа с тестами. | Проверить знания по изученной теме. | 14. 01. | | |
Раздел 2. Природное районирование- 7ч. |
35/1 | Разнообразие природных комплексов России. Моря как крупные природные комплексы. | 1 | | Работа с картами, доп. источниками. | Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов. Знать природу Белого и Азовского морей. | 20. 01. | | |
36/2 | Природно- хозяйственные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. | 1 | | Работа с картой | Ученик должен знать характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников. | 21. 01. | | |
37/3 | Разнообразие лесов России. | 1 | | Работа с картой | Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия | 27. 01. | | |
38/4 | Лесостепи, степи и полупустыни. | 1 | ПР № 5. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ. | Работа с картой | Ученик должен знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки. | 28. 01. | | |
39/5 | Высотная поясность. | 1 | Анализ физ. карты и карт компонентов природы. | Работа со схемами, рисунками | Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах. | 03. 02. | | |
40/6 | Особо охраняемые природные территории | 1 | Памятники Всемирного природного наследия. Заповедники, заказники, нац.. парки | Работа с картой | Ученик должен знать заповедники России. Уметь показывать их на карте | 04. 02. | | |
41/7 | Итоговый урок по теме «Природное районирование». | 1 | | Работа с тестами. | Проверить знания по изученной теме | 10. 02. | | |
42 | Повторение материала по физической географии России. | 1 | | | | 11. 02. | | |
43 | Тестирование по темам раздела «Россия на карте мира», «Природа России» | 1 | | Работа с тестами. | | 17. 02. | | |
III часть. Население России – 8 часов |
44/1 | Численность населения России. | 1 | ПР № 6 Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Основные показатели , характеризующие население и . страны и её отдельных территорий. | Работа со статистическим материалом | Ученик должен знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Знать понятия: естественный прирост населения, рождаемость, смертность, воспроизводство населения, демографический кризис, взрыв, механический прирост. Уметь анализировать статистический материал, работать с картой | 18. 02. | | |
45/2 | Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. | 1 | Чтение половозрастной пирамиды | Работа со схемами | Ученик должен знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов. | 24. 02. | | |
46/3 | Этнический, языковой и религиозный состав населения. | 1 | Изучение этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов России. | Работа с картами атласа. | Ученик должен знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы. Уметь приводить примеры, работать с картой. Ученик должен знать основные религии, их географию | 25. 02. | | |
47/4 | Городское и сельское население. | 1 | Роль крупнейших городов в жизни страны и анализ карт населения России. | Работа с картой | Ученик должен знать как проходил процесс урбанизации в России, типологию и функцию городов, города- миллионеры, изменения в названии городов. особенности: урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснять термины: урбанизация, агломерация, мегаполис, существенные признаки социальных явлений | 03. 03. | | |
48/5 | Особенности расселения населения. | 1 | Основная полоса расселения. Определение различий в расселении населения на территории России. | Работа с картой | Ученик должен понимать географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты. | 04. 03. | | |
49/6 | Миграции населения в России. | 1 | Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций. | Работа с терминами, доп. источниками. | Ученик должен знать понятие «миграция» и ее основные виды. . Уметь приводить примеры миграций, давать объяснение терминам: эмиграция, иммиграция, вынужденные переселенцы. | 10. 03. | | |
50/7 | Люди и труд. | 1 | | Работа с таблицами, доп. источниками. | Ученик должен знать понятия: трудовые ресурсы, экономически-активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость. Уметь приводить примеры | 11. 03. | | |
51/8 | Обобщающий урок по теме «Население России» | 1 | | Контроль знаний Работа с тестами. | Проверить знания по изученной теме. | 17. 03. | | |
IV часть. Хозяйство России – 8 часов. |
52/1 | Что такое хозяйство страны? Как география изучает хозяйство. | 1 | Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хозяйства . | Работа с учебником | Ученик должен знать об изменении пропорций меду сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, условия и факторы размещения предприятий, состав первичного сектора экономики. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы размещения, особенности размещения отраслей | 18. 03. | | |
53/2 | Состав первичного сектора экономики. | 1 | | Работа с учебником | Знать состав отраслей, эксплуатирующих природу, типы и виды природных ресурсов. | 31. 03. | | |
54/3 | Природно-ресурсный потенциал России. Богата ли Россия ресурсами? | 1 | | Работа с картой | Ученик должен знать понятия «природные ресурсы», «национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны Уметь давать оценку природно-ресурсному потенциалу России. | 01. 04. | | |
55/4 | Сельское хозяйство. Земледелие. | 1 | Составление типовой схемы АПК. ПР № 7. Определение по картам основных районов выращивания с/х культур. | Работа с картой | Ученик должен понимать особенности сельского хозяйства страны. Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства. Ученик должен знать основные районы выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Районы садоводства и виноградарства. | 07. 04. | | |
56/5 | Сельское хозяйство. Животноводство. | 1 | ПР № 7 Определение по картам основных районов животноводства | Работа с картой | Знать основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных. Уметь объяснить принципы размещения. | 08. 04. | | |
57/6 | Лесное хозяйство, Охота. | 1 | | Работа с учебником, доп. источниками. | Ученик должен знать о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла. Уметь объяснять проблемы этой отрасли. | 14. 04. | | |
58/7 | Рыбное хозяйство. Географический фактор в развитии общества. | 1 | . | Работа с учебником, доп. источниками. | Ученик должен знать районы и перспективы развития рыбного хозяйства в России, влияние природного фактора на развитие общества. | 15. 04. | | |
59/8 | Обобщающий урок по теме «Хозяйство России» | 1 | | Работа с тестами. | Проверить знания по изученному курсу. | 21. 04. | | |
География Республики Татарстан – 9 ч. |
60/1 | Физико-географическое положение Республики Татарстан. | 1 | | Работа с картой | Знать ФГП положение РТ. Уметь показывать на карте изучаемые объекты. | 22. 04. | | |
61/2 | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. | 1 | | Работа с картой | Знать строение поверхности. Уметь показывать на карте формы рельефа и полезные ископаемые | 28. 04. | | |
62/3 | Климат. | 1 | | Работа с картой | Знать особенности климата своей республики и уметь давать им объяснение. | 29. 04. | | |
63/4 | Внутренние воды | 1 | | Работа с картой | Знать внутренние воды и уметь показывать на карте, кратко описывать. | 05. 05. | | |
64/5 | Почвы и почвенные ресурсы. | 1 | | Работа с картой | Знать почвы своей местности, уметь показывать на почвенной карте РТ | 06. 05. | | |
65 | Промежуточная аттестационная работа | 1 | | Проект | | 12.05. | | |
66/6 | Растительный и животный мир. | 1 | | Работа с картой | Знать представителей растительного и животного мира своей местности. | 13. 05. | | |
67/7 | Природно-территориальные комплексы. | 1 | | Работа с учебником. | Знать природно - географические зоны, их расположение. Уметь давать им описание. | 19. 05. | | |
68/8 | Численность и состав населения РТ. | 1 | | Работа с доп. источниками. | Уметь анализировать численный и этнический состав населения РТ. | 20. 05. | | |
69/9 | Итоговый урок по курсу «География Республики Татарстан». | 1 | | | Зачётная работа. | 26. 05. | | |
70 | Заключительный урок по курсу географии «Природа России» | 1 | | Работа с тестами. | Проверить знания по изученной теме | 27. 05. | | |
№ урока | Тема урока | Кол. часов | Практическая работа | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата | Примечание |
План | Факт |
-
| Введение. | 1 | | Знать состав вторичного сектора экономики | 02. 09. | | |
Хозяйство России. Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырьё – 20 часов. |
2 | Топливно-энергетический комплекс: роль, значение, проблемы. | 1 | | Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные. | 07. 09. | | |
3. | Топливная промышленность. | 1 | № 1: Характеристика одного из р-нов добычи угля с использованием карт атласа. учебника, статистич. материалов. | Знать и показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля. Важнейшие газо- и нефтепроводы. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов. | 09.09. | | |
| Электроэнергетика. | 1 | | Приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов (ГЭС, ТЭЦ, АЭС, ПЭС) | 14.09. | | |
-
| Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. | 1 | | Приводить примеры конструкционных материалов. | 16.09. | | |
-
| Металлургия. География черной металлургии. | 1 | № 2: Изучение факторов, влияющих на размещение ЧМ и ЦМ | Показывать на карте металлургические базы и их крупнейшие центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз. | 21.09 | | |
| География цветной металлургии. | 1 | № 3: Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. | Показывать на карте центры по выплавке цветных металлов и объяснять факторы их размещения. Определять меры по сохранению природы. | 23.09. | | |
-
| Химическая промышленность. Ее состав и отличительные особенности. | 1 | № 4: Составление схем внутриотраслевых и межотраслевых связей ХП | Знать специфику ХП, важнейшие центры. Приводить примеры по сохранению природы. | 28.09. | | |
| География химической промышленности. | 1 | | Анализировать экономическую карту, показывать основные химические базы и главные центры. Составлять характеристику баз, используя различные источники географической информации. | 30.09. | | |
| Лесная промышленность. | 1 | | Объяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы. | 05.10. | | |
-
| Машиностроение. Его роль, значение и проблемы развития. | 1 | | Объяснять роль МШ в современной экономике страны. | 07.10. | | |
-
| География машиностроения. | 1 | № 5: Определение по картам закономерностей в размещении отраслей трудоемкого и металлоемкого МШ : | Показывать главные районы и центры наукоемкого, трудоемкого, металлоемкого МШ и объяснять факторы их размещения. | 12.10. | | |
-
| Пищевая и лёгкая промышленность. | 1 | | Знать специфику отраслей ЛиП ПП, географию размещения основных отраслей и центров. | 14.10. | | |
-
| Итоговый урок по теме «Отрасли, перерабатывающие сырьё» | 1 | | | 19.10. | | |
Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги – 6 часов. |
-
| Состав и значение третичного сектора экономики | 1 | | Приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития. | 21.10. | | |
-
| Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. | 1 | | Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Показывать важнейшие Ж/Д магистрали и узлы. | 26.10. | | |
-
| Другие виды транспорта. Связь. | 1 | № 6: Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану | Знать и показывать на карте океанические бассейны, крупные порты, Северный морской путь, основные судоходные речные пути, транспортные пути. | 28.10. | | |
-
| Сфера обслуживания. Наука. | 1 | | Объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильем, значение для экономики РФ развития рекреационного хоз-ва. | 09.11. | | |
-
| Жилищное и рекреационное хозяйство. | 1 | | 11.11. | | |
-
| Итоговый урок по теме «Отрасли, производящие разнообразные услуги» | 1 | | | 16.11. | | |
География крупных регионов России. Районирование России. Европейская Россия (Западный макрорегион) - 19 ч. |
-
| Зачем районировать территорию страны. | 1 | №7: Моделирование вариантов нового районирования РФ | Объяснять значение районирования и зонирования России. Приводить примеры экономических районов, федеральных округов. | 18.11. | | |
-
| Общая характеристика Европейской России. | 1 | | Давать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения. | 23.11. | | |
-
| Европейский Север. Факторы формирования района. Природа Европейского Севера. | 1 | | Давать оценку влияния географического положения района на природу, заселение и развитие хозяйства. Сравнивать характеристики двух частей района. Анализировать физическую карту, показывать главные объекты. | 25.11. | | |
-
| Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. Хозяйство Европейского Севера. | 1 | № 8: Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера. № 9: Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района. | Приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, их хозяйственную деятельность. | 30.11. | | |
-
| Северо-Западный район. Факторы формирования района. Природа Северо-Запада. | 1 | | Давать оценку географического положения района для формирования и развития. Объяснять специфику природы района. | 02.12. | | |
-
| Население и хозяйственное освоение Северо-Запада. Хозяйство Северо-Запада. | 1 | | Роль городов в размещении населения и формирования культуры. Приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на экономической карте. | 07.12. | | |
-
| Географические особенности С.-Петербурга и других городов Северо-Запада. | 1 | № 10: Сравнение ГП и планировки двух столиц. | Составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления. | 09.12. | | |
-
| Центральная Россия. Факторы формирования района. Природа Центральной России. | 1 | | Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района. | 14. 12. | |
|
Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы. | 16.12. | | |
-
| Население и хозяйственное освоение Центральной России. | 1 | |
-
| Московская столичная агломерация. | 1 | | Сравнивать планировки Москвы и Санкт-Петербурга. | 21.12. | | |
-
| Хозяйство Центральной России. | 1 | №11: Изучение внешних территориально-произв. связей Центральной России | Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы ее представления. | 23.12. | | |
-
| Европейский Юг. Факторы формирования района. Природа Европейского Юга. Субъект РФ – Крым. | 1 | | Объяснять уникальность района, достоинства и сложность географического положения района, роль ЕЮ в геополитических интересах России. Устанавливать связи между отдельными компонентами природы. Выявлять условия для рекреационного хозяйства на СК, пользоваться различными источниками информации. | 11.01. | | |
-
| Население и хозяйственное освоение Европейского Юга. | 1 | | Объяснять причины многочисленности и многонациональности населения района. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и ее влияние на формирование культуры народов. | 13.01. | | |
-
| Хозяйство Европейского Юга. | 1 | №12: Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе. | Объяснять специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда. Приводить примеры основных экономических, экологических и социальных проблем района, объяснять их причины. | 18. 01. | | |
| Поволжье. Факторы формирования района. Природа Поволжья. | 1 | | Знать: состав района, этапы и факторы формирования района. Уметь: составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определять по картам природные ресурсы района. | 20. 01. | | |
-
| Население и хозяйственное освоение Поволжья. Хозяйство Поволжья. | 1 | №13: Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения. №14: Экологические и водные проблемы Волги — оценка и пути решения. | Знать: историю заселения района, особенности размещения населения. Уметь: показывать по карте крупные города. Знать: географию важнейших отраслей хозяйства и их различие. Уметь: определять по картам основные с/х районы и сравнивать их. | 25. 01. | | |
-
| Урал. Факторы формирования района. Природа Урала. | 1 | | Знать: состав района, особенности географического положения, этапы формирования. Уметь: определять ГП района. Знать: специфику природы Урала. Уметь: называть и показывать формы рельефа, объяснять различия в природе Урала. | 27. 01. | | |
-
| Население и хозяйственное освоение Урала. Хозяйство Урала. | 1 | №15: Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем. | Знать: территориальную структуру агломераций, особенности размещения. Уметь: объяснять этническую пестроту и проблемы населения. Знать: географию важнейших отраслей хозяйства. Уметь: объяснять проблемы развития хозяйства региона. | 01. 02. | | |
39. | Обобщающее повторение «Западный макрорегион» | 1 | | | 03. 02. | | |
Азиатская Россия (Восточный макрорегион) – 14 часов |
40 (1) | Азиатская Россия. Общая характеристика. | 1 | | Знать: особенности ГП Азиатской России. Уметь: показывать по карте районы Азиатской России. | 08. 02. | | |
41(2) | Западная Сибирь. Факторы формирования района. Природа Западной Сибири. | 1 | | Знать: состав района, факторы формирования района. Уметь: определять по картам ЭГП Западной Сибири. Знать: своеобразие природы западной Сибири. Уметь: показывать и отличать на картах природные ресурсы Западной Сибири. | 10. 02. | | |
42(3) | Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. . | 1 | | Знать: особенности размещения населения. Уметь: показывать по карте крупные города. | 15. 02. | | |
43 (4) | Хозяйство Западной Сибири | 1 | | Знать: отрасли специализации района. Прогнозировать: развитие хозяйства в будущем | 17. 02. | | |
44(5) | Север Восточной Сибири. Факторы формирования района. Природа Севера Восточной Сибири. | 1 | №16: Характеристика условий З-С р-на для жизни и быта человека. | Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать особенности ГП района. Прогнозировать: развитие хозяйства в будущем. Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами и работать с к/к. | 22. 02. | | |
45(6) | Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. | 1 | № 17: Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе | Знать: влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Уметь: определять по картам особенности размещения населения. | 24. 02. | | |
46(7) | Хозяйство Севера Восточной Сибири. | 1 | № 18: Составление ЭГХ промышленного узла (г. Норильск) | Знать: специфику размещения отраслей хозяйства района. Уметь: давать оценку природным ресурсам края. | 01. 03. | | |
47(8) | Южная Сибирь. Факторы формирования района. | 1 | | Знать: состав района и отличительные черты природы. Уметь: определять возможные пути решения экологических проблем. | 03. 03. | | |
48(9) | Кузнецко-Алтайский подрайон. | 1 | № 19: Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири. | Знать: специфику ГП и отраслей специализации района, историю заселения районов. | 08. 03. | | |
49(10) | Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. | 1 | | Уметь давать сравнительную характеристику подрайонов. Прогнозировать: развитие хозяйства в будущем. | 10. 03. | | |
50(11) | Дальний Восток. Факторы формирования района. Природа Дальнего Востока. | 1 | | Знать: состав района и уникальность ЭГП. Уметь: прогнозировать развитие экономики района. Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать природные ресурсы и обозначать их на к/к. | 15. 03. | | |
51(12) | Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. Хозяйство Дальнего Востока. | 1 | № 20: Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. | Знать: этапы заселения района, традиции и культуру народов. Уметь: объяснять неравномерное размещение населения. | 17. 03. | | |
52 (13) | Хозяйство Дальнего Востока | 1 | № 21: Учебная дискуссия: СЭЗ ДВ – проблемы и перспективы развития; | Знать: отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства. Уметь: объяснять основные проблемы района и пути их решения. | 29. 03. | | |
53 (14) | Обобщающий урок по теме «Экономические районы России». | 1 | | | 31. 03. | | |
54 (15) | Зачётный урок по теме «Районирование России» | 1 | | | 05. 04. | | |
География Татарстана – 10 часов. |
55(1) | Экономико-географическое положение республики Татарстан. Административно – территориальное деление | 1 | | Знать ЭГП , историю образования республики. Уметь показать на карте соседние регионы. | 07. 04. | | |
56(2) | Население и трудовые ресурсы. | 1 | | Знать динамику численности населения, соотношение городского и сельского населения, национальный состав населения | 12. 04. | | |
57(3) | География промышленности. Топливно-энергетический комплекс. | 1 | | Знать общую характеристику развития промышленности, развитие топливно-энергетического комплекса Татарстана. Уметь показать на карте центры добычи нефти, центры производства электроэнергии. | 14. 04. | | |
58(4) | Машиностроительный комплекс | 1 | | Знать развитие машиностроительного комплекса. Уметь показать на карте центры машиностроения, называть отрасли машиностроения. | 19. 04. | | |
59(5) | Химическая и нефтехимическая промышленность | 1 | | Знать предпосылки развития химической и нефтехимической промышленности. Уметь показать центры химической и нефтехимической промышленности | 21. 04. | | |
60(6) | Строительный комплекс. Лёгкая промышленность | 1 | | Знать факторы развития лёгкой промышленности. Уметь показать центры лёгкой промышленности. | 26. 04. | | |
61(7) | Пищевая промышленность | 1 | | Знать и уметь показать центры пищевой промышленности | 28. 04. | | |
62(8) | Комплекс отраслей, обслуживающих хозяйство республики. | 1 | | Знать развитие торговли и общественного питания. Уметь показать на карте железные, шоссейные дороги между населёнными пунктами и Казанью. | 03. 05. | | |
63(9) | География АПК. | 1 | | Знать развитие торговли и общественного питания. Уметь показать на карте железные, шоссейные дороги | 05. 05. | | |
64(10) | Обобщающий урок по курсу «География Татарстана» | 1 | | | 10. 05. | | |
65(10) | Зачёт по курсу «География Татарстана» | 1 | | | 12. 05. | | |
66 | Промежуточная аттестационная работа.. Комплексная контрольная работа. | 1 | | | 17. 05. | | |
67 | Итоговый урок по курсу «География России. Хозяйство и географические районы» | 1 | | | 19. 05. | | |
68 | .Заключение. Россия в мировой экономике. Россия и Ближнее зарубежье | 1 | | Знать: место РФ в мире по уровню экономического развития, главных внешнеэкономических партнеров страны. Уметь: приводить примеры сотрудничества России со странами СНГ, называть и показывать страны СНГ. | 24.05. | | |