Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Амаранская средняя общеобразовательная школа»
Амурская область, Ромненский район
Рабочая программа
адаптированной школы 8 вида
Рябцева Анжела Андреевна
Ф.И.О. педагога
По географии
наименование предмета
для 9 класса (8 вид)
класс
на 2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. / под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 9 класс» автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 г.
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей, учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Личностными результатами изучения курса являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО и другими предметами.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, данная рабочая программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
9 класс – «География материков и океанов» (продолжение), «Наш край».
В рабочей программе выделены практические работы, указаны межпредметные связи, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Программа рассчитана 68 часов в год - 2 часа неделю.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Западная Европа | 6 |
2 | Южная Европа | 4 |
3 | Северная Европа | 3 |
4 | Восточная Европа | 12 |
5 | Центральная Азия | 6 |
6 | Юго-Западная Азия | 7 |
7 | Южная Азия | 2 |
8 | Юго-Восточная Азия | 2 |
9 | Россия | 4 |
10 | Свой край | 13 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА,
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
На изучение стран Евразии выделено три четверти. Тематика данного раздела: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Бывшие союзные республики изучаются во второй четверти в разделах «Восточная Европа», «Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем. Следует отметить на экономические и культурные контакты с этими государствами.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.
Изучение стран Евразии строится по плану:
Географическое положение.
Государственный строй, символика.
Климат, рельеф, флора и фауна.
Хозяйство, население.
Столица, крупные города.
Достопримечательности.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения Амурской области, учащиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в нашей области. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.
Нанесение границы Европы и Азии.
Обозначение на контурной карте России соей области.
Обозначение на карте Челябинской области условными знаками месторождений полезных ископаемых, областного и районных центров.
Прикрепление к карте Челябинской области контуров наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедники и заказники.
Вычерчивание простейшей схемы структуры народного хозяйства области.
Зарисовка растений и животных, занесенных в Красную книгу области. Запись в тетрадь названий водоемов, форм земной поверхности, фамилий известных людей края.
Планирование коррекционной работы
по географии в 9 классе
№ | Основные темы программы | Количество часов по теме | Коррекционная работа | Дата проведения | Домашнее задание |
1 | Западная Европа 1.Великобретания 2.Великобритания.Население.культура, обычай и традиции. 3.Франция.Эгп 4.Франция. Население, культура, обычаи и традиции. 5. ФРГ 6.Австрия 7.Швейцария | 7 | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. | | |
2 | Южная Европа 1.Испания. Португалия. 2. Италия. ЭГП 3.Италия: население, культура, обычай и традиции 4.Греция. | 4 | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие словесно-логического мышления. | | |
3 | Северная Европа 1.Норвегия. 2. Швеция. 3.Финляндия. | 3 | Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. | | |
4 | Восточная Европа 1.Польша 2.Чехия 3.Венгрия 4.Румыния 5.Сербия.Черногория 6.эстония 7.Латвия 8.Украина 9.Молдавия 10.Болгария 11.Литва 12.Белоруссия | 12 | Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. | | |
5 | Центральная Азия 1.Казахстан 2.Узбекистан. 3.Туркмения. 4.Киргизия. 5.Такжикистан | 5 | Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. | | |
6 | Юго-Западная Азия 1.Грузия 2.Азербайджан 3.Армения 4Турция 5.Ирак 6.Иран 7.Афганистан | 7 | Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. | | |
7 | Южная Азия 1.Индия 2.Индия: население, культура, обычаи и традиции. | 2 | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. | | |
8 | Юго-Восточная Азия 1.Вьетнам 2. Лаос. Тайланд | 2 | Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие словесно-логического мышления. | | |
9 | Восточная Азия 1.Китай 2.Китай: население, культура, обычаи и традиции. 3.Монголия 4.Корея 5.Япония 6.Корея: население, культура, обычаи и традиции | 6 | Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения). Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Коррекция и развитие словесно-логического мышления. | | |
10 | Россия 1.Сухопутные и морские границы России 2.Россия-крупнейшие государство Евразии 3.Административное деление России(повторение) 4.Столица, крупные города России 5.Обобщающий урок по России. | 5 | Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты). Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью учителя. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. Коррекция и развитие словесно-логического мышления. | | |
11 | Россия. Свой край 1,2.Границы Дальнего Востока | 2 | | | |
| Повторение Политическая карта Евразии | 2 | | | |
| Повторение Великобритания | 1 | | | |
| Повторение Франция | 2 | | | |
| Повторение Германия | 1 | | | |
| Повторение Южная Европа | 5 | | | |
| Повторение Азия | 2 | | | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;
Границы, государственный строй и символику России;
Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;
Учащиеся должны уметь:
Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии;
Показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
Находить свою местность на карте России;
Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
Правильно вести себя в природе.
Учебно-дидактический материал для учащихся
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География материков и океанов. Государства Евразии. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2006
Атлас 9 класс
Методические пособия для учителя
География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000
Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. М.: «Просвещение», 1997
Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. М.: «Просвещение», 1997
Лазаревич К.С. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2000