№ П/П | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Коррекционная работа |
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ (7 часов) |
1 | | История — наука о прошлом. | 1 |
Знать: история, предки,исторические памятники, археологи, Родина, Отчизна, генеалогия, имя, отчество, фамилия,дата, век, тысячелетие,историческая карта. Уметь: анализировать исторические события, составлять и задавать вопросы. | Развивать познавательные способности (память, речь, мышление); |
2 | | Исторические памятники. | 1 | Вырабатывать умение самостоятельно выполнять задания как индивидуально, так и в группах. |
| | Наша Родина — Россия. | 1 | Развивать умения проводить сравнение объектов, игра «Третье лишнее» |
4 | | Моя родословная. | 1 | Коррегирование коммуникативных навыков через диалог с учителем и одноклассниками. |
5 | | Счет лет в истории. | 1 | Умение определять на «ленте времени» исторические события, правильно располагать их в хронологическом порядке» | Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний, о ценности времени. |
6 | | Историческая карта | 1 | Умение работать с настенной картой, интерактивной, картой в учебнике, контурной картой. Умение обращаться к легенде карты, использовать полученную информацию. | Коррегирование навыков ориентироваться в исторических картах, понимать условные обозначения. |
7 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Введение в историю» | 1 | | Проверка-закрепление знаний. Выявление пробелов в знаниях по теме «Введение в историю» их восполнения. |
История нашей страны древнейшего периода (10 часов) |
8 | | Роды и племена восточных славян и их старейшины. | 1 | Знать: особенности географического положения, природные и климатические условия проживание восточных славян. Уметь пересказывать, отвечать на вопросы по тексту. | Отрабатывать умения рассказывать о прочитанном, отвечая на вопросы учителя или используя иллюстрации. |
9 | | Славянский поселок. | 1 | Уметь определять соседскую территориальную общину, выделять вервь, племена, союзы племен. Грады, как центры племенных союзов. | Совершенствование фонетической стороны речи; стихотворение на развитие внимания. Работа с Лентой времени. |
10 | | Основные занятия восточных славян. | 1 | Знать о занятиях Восточных славян, об особенностях славянского земледелия в суровых климатических условиях. | Развивать способность концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале путем постановки вопросов перед каждой частью изучаемого материала. |
11 | | Ремесла восточных славян. | 1 | Показывать на карте основные торговые пути. Путь «из варяг в греки».Знать развитые центры славянского мира. | Продолжать развивать умения работать с текстом учебника, иллюстрациями. |
12 | | Обычаи восточных славян. | 1 | Иметь представление о свадебных и похоронных традициях восточных славян, о языческих праздниках, связанные с земледельческими работами. | Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы. Упражнения с использованием рисования и беседы. |
13 | | Верования восточных славян. | 1 | Знать об истоках славянского язычества. О важнейших богах славян. Обряды восточных славян. | Учить извлекать новые знания из прочитанного текста; продолжать развивать умениеения самостоятельно работать с с учебником. |
14 | | Соседи восточных славян. | 1 | Умение показывать на карте расселение жителей лесной полосы Восточной Европы об их отношении с восточными славянами. | Коррегировать умения работать с учебным материалом, извлекать знания при работе с картой, умения анализировать материал, обобщать и систематизировать знания. |
15 | | Славянские воины и богатыри. | 1 | Знать значение слов -колчан, секира, палица, булава, ратник, засека, дозорный, кольчуга, шлем. Умение рассказывать о военном искусстве восточных славян. | Игра на развитие словарного запаса «Кто больше?» |
16 | | Объединение восточных славян под властью Рюрика. | 1 | Знают и могут рассказать историю о трех братьях Рюрике, Синеусе, Труворе. | Способствовать развитию памяти и внимания; продолжать развивать навыки работы с исторической картой; развивать умения учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы. |
17 | | Повторительно-обобщающий урок по разделу: «ИСТОРИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА» | 1 | Проверка-закрепление знаний. Выявление пробелов в знаниях по разделу «История нашей страны с древнейшего периода» | - |
Киевская Русь (14 часов) |
18 | | Образование государства восточных славян — Киевской Руси. | 1 | Знать о происхождении слова Русь, о тех, кто управлял древнерусским государством. | Развитие и коррекция мышления. |
19 | | Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга. | 1 | Знать о первых русских князьях и основании рода Рюриковичей. Показывать на карте военные походы князей. Умение разъяснять значение слов- государство, вотчина, смерд, холоп, колония, караван. | Коррегировать умение сопоставлять деятельность исторических личностей, анализировать и сравнивать их правление. |
20 | | Укрепление власти князя. | 1 | Знать: развитие древних городов Руси. Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве. | Продолжить формирование умения анализировать исторический источник. |
21 | | Оборона Руси от врагов. | 1 | Умение работать по учебнику, выбирая необходимую информацию для раскрытия темы. | Корригировать процессы воспроизведения учебной информации. |
22 | | Крещение Руси при князе Владимире. | 1 | Характеризовать правление Великого князя киевского Владимира. Знать о дате крещения, а также об историческом значении этого события. | Развивать умение работать одновременно с несколькими источниками информации (учебник, иллюстрации, дополнительные материалы) текста. |
23 | | Былины — источник знаний о Киевской Руси. | 1 | Умение самостоятельно добывать информацию из текста учебника и иллюстраций. Использовать интернет-ресурсы. | Корригировать и развивать эмоционально- волевую сферу; развивать умение работать самостоятельно. |
24 | | Культура и искусство Киевской Руси. | 1 | Знать о развитии письменности на Руси, распространении грамотности. Называть выдающиеся литературные памятники «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве». | Учиться, развивать диалогическую и монологическую речь, слуховую и зрительную память. |
25 | | Княжеское и боярское подворье. | 1 | Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям темы. | Отрабатывать умение составлять вопрос к тексту учебника. |
26 | | Жизнь и быт людей в Киевской Руси. | 1 | Уметь работать с различными источниками дополнительной информации. | Развитие и коррекция восприятия. |
27 | | Правление Ярослава Мудрого. | 1 | Учащийся будет знать историю прихода к власти Ярослава. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. | Развивать умения поддерживать беседу по оценке исторической деятельности Ярослава Мудрого. |
28 | | Образование и грамотность на Руси. Летописи и летописцы. | 1 | Уметь давать полный ответ о развитии письменности на Руси о распространении грамотности, о развитии устного народного творчества и литературы. | Продолжать работу над формированием умений давать полные ответы на поставленные вопросы, навыков работы с тетрадью, учить слушать отрывки из художественной литературы. |
29 | | Киевский князь Владимир Мономах. | 1 | Учащиеся могут рассказать биографию Владимира Мономаха, о его правлении и произошедших событиях. | Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы. |
30 | | Рост и укрепление древнерусских городов. | 1 | Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий. | Корригирование навыков письменной речи, навыков работы с исторической картой. |
31 | | Повторительно-обобщающий урок по разделу: «КИЕВСКАЯ РУСЬ» | 1 | Контроль знаний | Проверка-закрепление знаний. Выявление пробелов в знаниях по разделу « Киевская Русь» |
Распад Киевской Руси (9 часов) |
32 | | Причины распада Киевской Руси | 1 | Уметь анализировать и сравнивать исторические факты. | Расширять кругозор школьников.Учить ребят осмысливать прошлое. |
33 | | Образование самостоятельных княжеств | 1 | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план. | Корригировать навыки самостоятельно работы с учебником, по средствам поиска иллюстраций на поставленную тему. |
34 | | Киевское княжество в XII веке | 1 | Показывать на карте территорию Киевского княжества. Знать о политическом значении Киевского княжества в середине XII века. | Корригировать коммуникативные навыки учащихся, через диалог. |
35 | | Владимиро-Суздальское княжество | 1 | Могут рассказать историю происхождения Владимира-Суздальского княжества. Представить Киевского князя Юрия Долгорукого как правителя. | Корригирование хронологических умений, умений выступать публично, умения сравнивать, извлекать информацию из интернет- ресурсов,формулировать выводы. |
36 | | Господин Великий Новгород. | 1 | Могут создать презентацию по теме и публично представить. | Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы. Использование творческого подхода. |
37 | | Торговля и ремесла Новгородской земли | 1 | Использовать текст учебника и иллюстрации для письменного описания Великого Новгорода. | Корригировать познавательную деятельность учащихся на основе приемов сравнения и описания. |
38 | | Новгородское вече | 1 | Уметь рассказать о происхождении новгородского вече, о его значении всудьбе народа. | Корригирование умения обобщать изучаемые факты, делать выводы. |
39 | | Русская культура в XII—XIII веках | 1 | Могут перечислять русских мастеров упомянутых в дошедших до нас летописях. Объяснять, в результате чего обогащались русский язык и культура. | Корригирование умения анализировать и оценивать культурные достижения. |
40 | | Повторительно – обобщающий урок по теме «Распад Киевской Руси» | 1 | Контроль знаний | Проверка-закрепление знаний. Выявление пробелов в знаниях по разделу « Распад Киевской Руси» |
Борьба Руси с иноземными завоевателями (9 часов) |
41 | | Монголо-татары | 1 | Рассказывать о монгольских кочевых племенах, показывать на карте их расселения. Излагать причины борьбы между монгольскими племенами. | Продолжить корригирование навыков самостоятельной работы с учебником. Совершенствовать умения работы с картой. |
42 | | Нашествие монголо-татар на Русь. | 1 | Ученики самостоятельно составляют описание провозглашения Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. | Продолжить корригирование общих и специальных умений. |
43 | | Героическая борьба русских людей против монголо-татар | 1 | Пользоваться словарем, объяснять значение слов: пастбища, каган (каганат), вторжение, разорение, осада, завоевание. Рассказывать о помощи русских князей половцам, о сражении на реке Калке. Показывать на карте места главных сражений. | Развивать операции сравнения, анализа, последовательного выполнения заданий. |
44 | | Русь под монголо-татарским игом | 1 | Показывать на карте- покорение монголами Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Пересказывать разорение Рязанской земли, покорение города Козельска. | Работать над формированием исторического словаря учащихся.Развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации. |
45 | | Рыцари-крестоносцы | 1 | Объяснять, кого называли крестоносцами. Рассказать кто стал истинным вдохновителем массового крестового похода. | Корригировать умения работы с картой, историческими документами, продолжить корригировать коммуникативные навыки учащихся. |
46 | | Александр Невский и новгородская дружина. | 1 | Рассказывать о ратных подвигах новгородского князя Александра Невского. Использовать дополнительную литературу, уметь воспользоваться информацией. | Продолжить корригирование навыков самостоятельной работы с учебником, извлечение информации из разных источников. |
47 | | Невская битва | 1 | Раскрыть суть вторжения шведского войска против Руси. Составить рассказ по иллюстрациям. | Корригировать познавательную деятельность учащихся на основе приемов сравнения и описания |
48 | | Ледовое побоище | 1 | Знать хронологию событий. Итоги ледового побоища на Чудском озере. | Развивать навыки анализа, обобщения, сопоставления; Умения выступать и защищать свою точку зрения; Корригировать процессы воспроизведения |
49 | | Повторительно-обобщающий урок по разделу: «РАСПАД КИЕВСКОЙ РУСИ. БОРЬБА РУСИ С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ» | 1 | Повторение, закрепление пройденного материала. | Проверка-закрепление знаний. Выявление пробелов в знаниях по разделу « Распад Киевской Руси» |
50 | | Проверочная работа по теме «Борьба Руси с иноземными завоевателями» | 1 | Контроль знаний. | - |
| Начало объединения русских земель (10 часов) |
51 | | Возвышение Москвы. | 1 | Уметь рассказывать о восстановлении хозяйства и городов, развитии ремесел. Перечислять развитие новых центров. | Упражнения на развитие произвольного внимания, слухового сосредоточения. |
52 | | Московский князь Иван Калита; его успехи. | 1 | Составить описание о правлении московского князя Ивана Калиты. | Развивать навыки анализа, обобщения, сопоставления; Умения выступать и защищать свою точку зрения. |
53 | | Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. | 1 | Знать о развитии сельского хозяйства, увеличения пахотных земель и т.д. Рассказывать о развитии скотоводства, охоты, рыболовства и т.д. | Коррегирование коммуникативных навыков через диалог с учителем и одноклассниками. |
54 | | Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. | 1 | Уметь рассказывать о личности Дмитрия Донского, описывать его правление. | Закреплять умения работать с исторической картой, а также самостоятельно выполнять задания как индивидуально, так и в группах. |
55 | | Сергий Радонежский. | 1 | Уметь пересказать со слов учителя о Сергии Радонежском. Рассказать о его влиянии на самосознание русского народа. | Совершенствовать умения анализировать текст с точки зрения образа героя Развивать умение, слушать, концентрировать внимание, строить устное высказывание. |
56 | | Битва на Куликовом поле | 1 | Уметь описывать иллюстрации, работать по карте- добывать информацию используя легенду карты. | Развивать умение работать с учебником, исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. |
57 | | Значение Куликовской битвы для русского народа. | 1 | Знать значение и итоги куликовской битвы. Составлять рассказ от имени очевидца. | Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь. |
58 | | Иван III. Освобождение от иноземного ига | 1 | Описывают событие – Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Рассказывают о личности царя, его политических взглядах. Учащиеся раскрывают суть борьбы за свержение золотоордынского ига. | Коррекция и развитие вербальной памяти. |
59 | | Укрепление Московского государства. | 1 | Рассказывают о причинах становления мощной державы Московского княжества. Могут рассказать о реформаторской деятельности Ивана Грозного, перечислить основные реформы. | Воспитание выразительности речи, построение связанных высказываний. Отработка умения пересказа. |
60 | | Повторительно-обобщающий урок по разделу: «НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ» | 1 | Повторить пройденный раздел для закрепления знаний учащихся. | Проверка-закрепление знаний. Выявление пробелов в знаниях по разделу «Начало объединения русских земель» |
61 | | Работа с хронологией. | 1 | Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;Соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. | Усвоение дат исторических событий, путем введение в урок, игры «Поймай дату» |
62 | | Работа с историческими терминами. | 1 | Обогащение словарного запаса, формирование мышления, тренировка памяти. | Уточнение и закрепление понятий исторического времени. |
63 | | Работа с исторической картой. | 1 | Умеют работать по карте: извлекать информацию, показывать места важнейших сражений. Знают условные обозначения на карте. | Разработать вместе с обучающимися свои принятые значки, чтобы исторические события и явления лучше запоминались ученикам. |
64 | | Повторение «Роды и племена восточных славян и их старейшины» | 1 | Повторение, закрепление пройденного материала. | Закрепление раннее изученной темы, путем повторения ключевых дат и связанных событий. |
65 | | Повторение «Культура и искусство Киевской Руси» | 1 | Выявление и восполнение пробелов в знаниях учащихся по данной теме. | Совместно с учителем создаем презентацию по ранее изученной теме |
66 | | Повторение «Причины распада Киевской Руси» | 1 | Выявление и восполнение пробелов в знаниях учащихся по данной теме. | Урок- игра (повторение) Проведение исторической викторины «Что, где, когда» |
67 | | Повторение «Нашествие монголо-татар на Русь» | 1 | Выявление и восполнение пробелов в знаниях учащихся по данной теме. | Викторина «А знаете, ли вы?» |
68 | | Повторение «Возвышение Москвы» | 1 | Выявление и восполнение пробелов в знаниях учащихся по данной теме. | Коррекция и развитие вербальной памяти. Игра «Историческая мозаика» |
69 | | Итоговая контрольная работа по теме «История нашей страны с древнего периода». | 1 | Контроль знаний | - |
70 | | Повторение «Образование и грамотность на Руси» | 1 | Выявление и восполнение пробелов в знаниях учащихся по данной теме. | Составление вопросов к тексту. Ответы на проблемные вопросы. |