№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия. |
6 «БВГ» | 6 «А» | 6 «БВГ» | 6 «А» |
план | | | факт |
| Раздел. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» | 8ч | | | Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства. Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей. Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе. Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира. Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя. Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность. Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение. Понимать, что восприятие произведения искусства — творческая деятельность на основе зрительской культуры, т. е. определенных знаний и умений. Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа. Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа. Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам. Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы. Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами. Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров. Овладевать начальными навыками рисунка с натуры. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Овладевать навыками размещения рисунка в листе. Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий. |
1. | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Изобразительные, конструктивные и декоративные виды. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
2. | Художественные материалы. Скульптурные, графические, живописные. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
3. | Рисунок — основа изобразительного творчества. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
4. | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
5. | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
6. | Цвет. Основы цветоведения. Цвет и свет. Цветовой круг. Три основных цвета. Цвет в произведениях живописи. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
7. | Объемные изображения в скульптуре. Памятники, парковая, камерная скульптура, произведения мелкой пластики. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
8. | Основы языка изображения. Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей. Культуросозидающая роль. (обобщение темы) | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
| Раздел. «Мир наших вещей. Натюрморт» | 8ч | | | Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека. Уяснять, что воображение и фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность. Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества. Характеризовать смысл художественного образа как изображения реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов. Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь). Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении. Получать навыки художественного изображения способом аппликации. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы. Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. Называть основные геометрические фигуры и геометрические объемные тела. Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур. Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции. |
9. | Реальность и фантазия в творчестве художника. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
10. | Изображение предметного мира — натюрморт. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
11. | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Формы простые и сложные. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
12. | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Изображение трехмерного пространственного мира на плоскости. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
13. | Освещение. Свет и тень. . Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
14. | Натюрморт в графике. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
15. | Цвет в натюрморте. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
16. | Выразительные возможности натюрморта. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX - XX веков. (обобщение темы) | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
| Раздел. «Вглядываясь в человека. Портрет» | 12ч | | | | | | Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве. Получать представление об изменчивости образа человека в истории. Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов. Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника. Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет). Рассказывать о своих художественных. Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица.Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации. Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека. Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека. Создавать зарисовки объемной конструкции головы. |
17. | Образ человека — главная тема в искусстве. История возникновения портрета. Портрет как образ. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
18. | Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Пропорции лица человека. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
19. | Портрет в скульптуре. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
20. | Графический портретный рисунок. Расположение изображения на листе. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
21. | Сатирические образы человека. Художественное преувеличение. Карикатура. Дружеский шарж. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
22. | Образные возможности освещения в портрете. Роль Роль цвета в портрете. Цвет как выражение настроения. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
23. | Великие портретисты прошлого. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
24. | Портрет в изобразительном искусстве XX века. . Знаменитые мастера (П. Пикассо, А. Матисс, А. Модильяни, С. Дали, Э. Уорхол и др.). | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
| Раздел «Человек и пространство. Пейзаж» | 6ч | | |
25. | Жанры в изобразительном искусстве. натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр. | | | | | | |
26. | Изображение пространства. Особенности системы изображения в культурах Древнего Востока: Древний Египет, Месопотамия. | | | | | | |
Знать и называть жанры в изобразительном искусстве. Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве дает возможность увидеть изменения в видении мира. Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Активно участвовать в беседе по теме. Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира.Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. Приобретать навыки (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства. Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства. Объяснять правила воздушной перспективы. Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. |
27. | Изображение пространства. Потребность в изучении реально наблюдаемого мира в эпоху Возрождения. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
28. | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Схема построения перспективы. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
29. | Пейзаж — большой мир. Искусство изображения пейзажа в Древнем Китае. Пейзаж как фон и в европейском искусстве. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
30. | Пейзаж — большой мир. Земля и небо. Роль формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
31. | Пейзаж настроения. Природа и художник. Роль колорита в пейзаже настроения. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
32. | Пейзаж в русской живописи. Образ природы в произведениях Венецианова. Образ России в произведениях Шишкина. Пейзажная живопись Левитана. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
33. | Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Графические зарисовки и наброски пейзажей. Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства. | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
34. | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Восприятие искусства и искусство восприятия мира. (обобщение темы) | 1ч | | | | | ПК, проектор, м/м презентация |
| Итого: | 34 ч | |