Но мер заня тия | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия. |
| |
план | факт | план | факт | | |
| Раздел 1. Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры | (8ч) | | | |
1. | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!» | 1ч | 06.09 | | | | ПК,проектор,м/м презентация | Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объёмно-пространственных композиций. Выбирать способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции из 1-4 и более простейших форм (прямоугольников), располагая их по принципу симметрии или динамического равновесия. Добиваться эмоциональной выразительности (в практической работе), применяя композиционную доминанту и ритмическое расположение элементов. Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционный ритм. Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства. Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое или, исходя из образного замысла, членить композиционное пространство при помощи линий Понимать роль цвета в конструктивных искусствах. Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах. Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту. Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука. Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции Понимать и объяснять образно -информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе. Создавать творческую работу в материале |
2. | Прямые линии и организация пространства. Ритм и движение, разреженность и сгущённость. | 1ч | 13.09 | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
3. | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Сближенность цветов и контраст. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
4. | Буква – строка - текст. Искусство шрифта. Буква как изобразительно смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
5. | Буква – строка - текст. Искусство шрифта.Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Логотип. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
6. | Когда текст и изображение вместе. Композиционные ос- новы макетирования в графическом дизайне | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация | Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота. Создавать практическую творческую работу в материале. |
7. | В бескрайнем море книг и журналов. Многоообразие форм графического дизайна. Соединение текста и изображения. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
8. | В бескрайнем море книг и журналов. Многоообразие форм графического дизайна Коллажная композиция: образность и технология. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
| Раздел 2. В мире вещей и зданий Художественный язык конструктивных искусств | (8ч) | | | |
9. | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Композиция плоскостная и пространственная. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация | Развивать пространственное воображение. Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху. Осознавать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка-вертикаль, круг-цилиндр, шар и т. д. Применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы. Анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки. Осознавать взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции. Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов. Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности. Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома. Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития. Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи. Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это. Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего. Создавать творческие работы в материале. Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала. Развивать творческое воображение, создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей. |
10. | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Дизайн. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
11. | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. Деталь и целое. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
12. | Важнейшие архитектурные элементы здания. Выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
13. | Важнейшие архитектурные элементы здания. (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
14. | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. Вещь как образ действительности и времени. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
15. | Форма и материал. (бытовая аудиотехника от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.). | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
16. | Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
| Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека | (12ч) | | | |
17. | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация | Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей раз- ных эпох. Понимать значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города. Создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве. Понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов. Выполнять в материале разнохарактерные практические творческие работы. Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей. Создавать практические творческие работы, развивать чувство композиции. Осознавать и объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в проживании городского пространства. Иметь представление об историчности и социальности интерьеров прошлого. Создавать практические творческие работы в техниках коллажа, дизайн-проектов Проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе. Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.), а также индивидуальных помещений. Создавать практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. Понимать эстетическое и экологическое взаимное существование природы и архитектуры. Приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры. Использовать старые и осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём. дорога, газон и т.д.). Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно-пространственной композицией. Развивать и реализовывать в макете своё чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой. |
18. | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
19. | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайн. Архитектурная и градостроительная революция XX века. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
20. | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайн. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
21. | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
22. | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
23. | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
24. | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели , киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
25. | Интерьер и вещь в доме. Дизайн Пространственно-вещной среды интерьера. Дизайнерские детали интерьера. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
26. | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
27. | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства(лес, водоём, дорога, газон и т.д.). | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация | |
28. | Ты - архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Реализация в процессе коллективного макетирования чувства красоты архитектурно-смысловой логики. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
| Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры Образ человека и индивидуальное проектирование | (6 ч) | | | |
| Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дома. Мой дом - мой образ жизни. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация | Осуществлять в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своём будущем жилище. Учитывать в проекте инженерно-бытовые и санитарно-технические задачи. Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами. Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования. Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной комнаты или квартиры образно-архитектурный композиционный замысел. Узнавать о различных вариантах планировки дачной территории. Совершенствовать приёмы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка. Применять навыки сочинения объёмно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны. Приобретать общее представление о технологии создания одежды. Понимать как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике. Осознавать двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием. Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды. Создавать творческие работы, проявлять фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы. Понимать и объяснять, в чём разница между творческими задачами, стоящими перед гримёром и перед визажистом. Ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и театрального грима. Уметь воспринимать и понимать макияж и причёску как единое композиционное целое. Вырабатывать чёткое ощущение эстетических и этических границ применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту. Создавать практические творческие работы в материале. Понимать имидж-дизайн как сферу деятельности, объединяющую различные аспекты моды, визажистику, парикмахерское дело, ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющую поведение и контакты человека в обществе. Объяснять связи имидж-дизайна с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Создавать творческую работу в материале, активно проявлять себя в коллективной деятельности. Понимать и уметь доказывать, что человеку прежде всего нужно «быть», а не «казаться». Уметь видеть искусство вокруг себя, обсуждать практические творческие работы, созданные в течение учебного года. |
| Интерьер, который мы создаём. Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
| Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и мини-пруды. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
| Мода, культура и ты. Композиционно конструктивные принципы дизайна одежды. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
| Встречают по одёжке. Возраст и мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
| Автопортрет на каждый день. Макияж дневной, вечерний и карнаваль- ный. Моделируя себя - моделируешь мир (обобщение темы) | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
| Итого: | 34ч | | | | | | |