Но мер заня тия | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия. |
| |
план | факт | план | факт | | |
| Раздел 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах | (8ч) | | | |
1. | Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино. Коллективность творчества – основа синтетических искусств. | 1ч | 05.09 | | | | ПК,проектор,м/м презентация | Понимать специфику изображенияи визуально-пластической образности в театре и на киноэкране. Получать представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли Художника-сценографа в содружестве драматурга, режиссёра и актёра. Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства. Понимать соотнесение правды и условности в актёрской игре и сценографии спектакля. Узнавать, что актёр - основа театрального искусства и носитель его специфики. Представлять значение актёра в создании визуального облика спектакля. Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актёра, благодаря его игре. Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены). Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника. Понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа. Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов. Приобретать представление об исторической эволюции театрально-декорационного искусства и типах сценического оформления и уметь их творчески использовать в своей сценической практике. Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и художнических профессий людей, участвующих в их оформлении. Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового. Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.). Уметь применять в практике любительского театра художественно-творческие умения по созданию костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа. Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является. Понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля, участвуя в нём в качестве художника, режиссёра или актёра. Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля. Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у зрителя - равноправного участника сценического зрелища.Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоционально-художественного впечатления - катарсиса. |
2. | Правда и магия театра. Театральное искусство и художник. Актёр - основа театрального искусства и носитель его специфики. | 1ч | 12.09 | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
3. | Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества. Различия в творчестве сценографа и художника-живописца. | 1ч | 19.09 | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
4. | Сценография - искусство и производство. Театральные службы и цеха. Элементы декорационного оформления спектакля. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
5. | Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы». Отличия бытового костюма, грима и причёски от сценических. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
6. | Привет от Карабаса Барабаса! Художник в театре кукол. Технологии создания простейших кукол на уроке. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
7. | Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению. Единство творческой природы театрального и школьного спектаклей. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
8. | Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению. Творческие упражнения и этюды - эффективная форма развития театрального сознания учащихся. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
| Раздел 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии Эволюция изобразительных искусств и технологий | (8ч) | | | |
9. | Фотография - взгляд, сохранённый навсегда. Фотография - новое изображение реальности. Фотографическое изображение - не реальность, а новая художественная условность. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация | Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на всё его правдоподобие.Различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография. Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом. Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и на фотографии. Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни её неповторимость в большом и малом. Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии. Уметь применять в своей съёмочной практике ранее приобретённые знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д. Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии. Уметь работать с освещением (а также с точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи объёмаи фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта. Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и тональной (эффекты соляризации, фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ. Осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость фотопейзажа и уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента съёмки природного или архитектурного пейзажа с учётом его световыразительного состояния. Анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи. Приобретать представление о том, что образность портрета в фотографии достигается не путём художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека. Овладевать грамотой операторского мастерства при съёмке фотопортрета. Снимая репортажный портрет, уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определённого душевно-психологического состояния человека. При съёмке постановочного портрета уметь работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера человека. Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историкодокументальной ценности фотографии. Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике. Уметь анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству. мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству. |
10. | Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. Дар видения и отбора - основа операторского мастерства. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
11. | Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
12. | «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. «От фотозабавы к фототворчеству» | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
13. | Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. Постановочный и репортажный фотопортреты. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
14. | Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории общества и жизни человека. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
15. | Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. Правда и ложь в фотографии. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
16. | Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. Возможности компьютера в обработке фотографического материала. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
| Фильм - творец и зритель Что мы знаем об искусстве кино? | (12ч) | | | |
17. | Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация | Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нём, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова. Приобретать представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение). Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение. изобразительного ряда фильма иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства. Осознавать единство природы творческого процесса в фильме-блок-бастере и домашнем видеофильме. Приобретать представление о сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы. Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие формы. Излагать свой замысел в формесценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое остроение «кинослова» и «кинофразы». Приобретать представление о творческой роли режиссёра в кино, овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами. Приобретать представление о художнической природе операторского мастерства и уметь применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра.Овладевать азами операторской грамоты, техники съёмки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно применять их в работе над своим видео. Уметь смотреть и анализировать с точки зрения режиссёрского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино, чтобы пополнять багаж своих знаний и творческих умений. Приобретать представление об истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации). Учиться понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические навыки и знания при съёмке. Узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и её монтажа. Приобретать представление о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними. Уметь применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации. Давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения.
|
18. | Художник – режиссёр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме. Многообразие возможностей творческого выражения в кино. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
19. | От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка Фильм - «рассказ в картинках». Значение сценария в создании фильма. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
20. | От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка Фильм - «рассказ в картинках». Понятие кадра и плана. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
21. | Воплощение замысла. Искусство видеть и осознанно выражать свою мысль на киноязыке. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
22. | Воплощение замысла. Азбука композиции кинослова и кинофразы. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
23. | Чудо движения: увидеть и снять. Замысел и съёмка. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
24. | Чудо движения: увидеть и снять. (точка съёмки, ракурс, крупность плана, свет). | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
25. | Бесконечный мир кинематографа Искусство анимации, или Когда художник больше, чем художник. Многообразие образного языка кино. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
26. | Бесконечный мир кинематографа Искусство анимации, или Когда художник больше, чем художник. История и специфика рисованного фильма. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
27. | Живые рисунки на твоём компьютере. Разные типы компьютерных анимационных мини-фильмов, опыт их создания, актуальный для школьной практики («перекладки», «коллажи» и др.). | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
28. | Живые рисунки на твоём компьютере. Роль звукового оформления и типичные ошибки при создании звукоряда в любительской анимации. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
| Раздел 4. Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель | (6 ч) | | | |
29. | Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевидение - мощнейший социально-политический манипулятор. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация | Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени. Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить всё время перед экраном. Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокумента_ листики. Приобретать и использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения. Понимать, что кинонаблюдение - это основа документального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео. Приобретать представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво, без специальной подготовки человека к съёмке. Понимать эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нём человека и природы. Учиться реализовывать сценарнорежиссёрскую и операторскую грамоту ворчества в практике создания видео-этюда. Представлять и объяснять художественные различия живописного пейзажа, портрета и их киноаналогов, чтобы при создании видеоэтюдов с наибольшей полнотой передать специфику киноизображения. Понимать информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нём со_ бытия и человека. Уметь реализовывать режиссёрскооператорские навыки и знания в условиях оперативной съёмки видеосюжета. Понимать и уметь осуществлять предварительную творческую и организационную работу по подготовке к съёмке сюжета, добиваться естественности и правды поведения человека в кадре не инсценировкой события, а наблюдением и «видеоохотой» за фактом. Уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации своих сообщений в Интернете. Получать представление о развитии форм и киноязыка современных экранных произведений на примере создания авторского видеоклипа и т. п. Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном построении. В полной мере уметь пользоваться возможностями Интернета и спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и о звучании видеоклипа. Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений. Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени Понимать и объяснять роль телевидения в современном мире, его позитивное и негативное влияние на психологию человека, культуру и жизнь общества. Осознавать и объяснять значение художественной культуры и искусства для личностного духовно-нравственного развития и творческой самореализации. Развивать культуру восприятия произведений искусства и уметь выражать собственное мнение о просмотренном и прочитанном. Понимать и объяснять, что новое и модное не значит лучшее и истинное. Рассуждать, выражать своё мнение по поводу своих творческих работ и работ одноклассников. Оценивать содержательное наполнение и художественные достоинства произведений экранного искусства. |
30. | Телевидение и доку ментальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка. Основы школьной тележурналистики. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
31. | Жизнь врасплох, или Киноглаз. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре - основная задача авторов-документалистов. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
32. | Жизнь врасплох, или Киноглаз. Режиссёрско-операторская грамота рассматривается на примере создания видеоэтюда и видеосюжета. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
33. | Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Роль и возможности экранных форм в творческой видеодеятельности молодёжи в интернет-пространстве. | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
34. | В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Развитие художественного вкуса и овладение богатствами культуры - путь духовно-эстетического становления личности. (обобщение темы) | 1ч | | | | | ПК,проектор,м/м презентация |
| Итого: | 34ч | | | | | | |