СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по информатике 4 класс "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлено тематическое планирование по учебнику Информтика Рудченко, Семенов

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по информатике 4 класс "Школа России"»

Комитет по образованию г. Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №89

с углубленным изучением отдельных предметов»



Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании МО:

Директор школы: Зам. директора по НМР «27» августа 2014г

«29» августа 2014г. «28» августа 2014г.


Рабочая программа

ступень начального общего образования

предмет – информатика



Класс: 4 Д

Кол-во часов в неделю: 1

Кол-во часов по четвертям: I четверть – 9 ч

II четверть – 8 ч

III четверть – 11 ч

IV четверть -7 ч

Кол-во часов в году: 35

Плановых контрольных срезов: 2

Основание для разработки программы:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, сборник рабочих программ «Информатика»

1 – 4 классы авторы: Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов; изд-во «Просвещение», год издания 2011; учебник «Информатика» Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов; издательство «Просвещение», год издания 2013 .



Учитель: Суманосова С.Н.



Барнаул, 2015

Пояснительная записка

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образователь­ного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее — ООП). Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особен­ностей младшего школьника. При разработке программы учи­тывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.

Образование в начальной школе является базой, фунда­ментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования — сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее — У УД), обеспечи­вающих способность к самостоятельной учебной деятельнос­ти, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образо­вательных результатов трёх групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в програм­ме занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения ин­форматики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее — ИКТ- компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру мета- предметных, т. е. становятся непосредственной целью обуче­ния и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной шко­лы значительный объём предметной части имеет пропедевти­ческий характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается до­вольно большим (гораздо больше, чем у любого другого кур­са в начальной школе). Поэтому курс информатики в началь­ной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В курсе условно можно выделить следующие содержатель­ные линии:

- основные информационные объекты и структуры (це­почка, мешок, дерево, таблица);

- основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, по­строение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);

- основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

В соответствии с ООП в основе программы курса инфор­матики лежит системно-деятельностный подход, который за­ключается в вовлечении обучающегося в учебную деятель­ность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптималь­ных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на сис­темно-деятельностный подход позволяет учесть индивиду­альные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Информатика в курсе для 1—4 классов изучается по одно­му часу в неделю. При изучении информатики во 2—4 классах и в 3—4 клас­сах можно выделить на курс от одного до двух часов в неде­лю (как показано в вариантах примерного планирования).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Правила игры

Понятие о правилах игры. Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а так­же тетрадью проектов. Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия. Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и разли­чие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бу­син). Сравнение фигурок наложением.

Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, выре­жи и наклей в окно, пометь галочкой.

Области

Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.

Цепочка

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке — понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок эле­ментов цепочки — понятия: следующий и предыдущий. По­нятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком элементов от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвёртый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина це­почки как число объектов в ней. Цепочка цепочек — цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Опера­ция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из несколь­ких элементов.

Мешок

Понятие мешка как неупорядоченного конечного муль­тимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум при­знакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.

Основы логики высказываний

Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удов­летворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов це­почки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.

Язык

Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинс­кий алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы , и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, не­полное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.

Основы теории алгоритмов

Понятия инструкция и описание. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объ­екта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, ал­горитма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепоч­ка команд. Выполнение программ Робиком. Построение и восстановление программы по результату её выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ Робиком.

Дерево

Понятие дерева как конечного направленного графа. По­нятия следующий и предыдущий для вершин дерева. По­нятие корневая вершина. Понятие лист дерева. Понятие уровень вершин дерева. Понятие путь дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (де­рево перебора). Дерево вычисления арифметического выра­жения.

Игры с полной информацией

Турниры и соревнования — правила кругового и кубково­го турниров. Игры с полной информацией. Понятия: прави­ла игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. При­меры игр с полной информацией: «Крестики-нолики», «Ка­мешки», «Ползунок», «Сим». Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.

Математическое представление информации

Одномерная и двумерная таблицы для мешка — использо­вание таблицы для классификации объектов по одному и двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для склеивания мешков. Сбор и представление ин­формации, связанной со счётом (пересчётом), измерением ве­личин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таб­лицы, столбчатой и круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм.

Решение практических задач

Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупнос­ти объектов с использованием разбиения задачи на подза­дачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).

Изготовление телесной модели цепочки бусин и числово­го ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в це­почку) (проект «Вырезаем бусины»).

Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопо­ставление объекта с его описанием (мини-проекты «Работа с текстом»).

Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»). Поиск двух одинаковых мешков среди большого количест­ва мешков с большим числом объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»).

Работа с большими словарями, поиск слов в больших сло­варях (проект «Лексикографический порядок»).

Сортировка большого количества слов в словарном поряд­ке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»).

Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведения кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования»).

Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за погодой»).

Построение полного дерева игры, исследование всех пози­ций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПРЕДМЕТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ)

НА КОНЕЦ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССА

В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

Личностные:

- овладение начальными навыками адаптации в динамич­но изменяющемся и развивающемся мире;

- развитие мотивов учебной деятельности;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справед­ливости и свободе;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных си­туаций.

Метапредметные:

- освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий для реше­ния коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справоч­ных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, органи­зации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и техно­логиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифро­вой форме измеряемые величины и анализировать изображе­ния, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

- осознанно строить речевое высказывание в соответ­ствии с задачами коммуникации и составлять тексты в уст­ной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анали­за, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным по­нятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; го­товность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку со­бытий;

- готовность конструктивно разрешать конфликты по­средством учёта интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные

  1. владение базовым понятийным аппаратом:

- цепочка (конечная последовательность);

- мешок (неупорядоченная совокупность);

- одномерная и двумерная таблицы;

- круговая и столбчатая диаграммы;

- утверждения, логические значения утверждений;

- исполнитель, система команд и ограничений, конструк­ция повторения;

- дерево, понятия, связанные со структурой дерева;

- игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стра­тегия;

2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:

- выделение, построение и достраивание по системе усло­вий: цепочки, дерева, мешка;

- проведение полного перебора объектов;

- определение значения истинности утверждений для дан­ного объекта; понимание описания объекта с помощью ис­тинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, естъ/нет, всего, не;

- использование имён для указания нужных объектов;

- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

- сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном по­рядке;

- выполнение инструкций и алгоритмов для решения не­которой практической или учебной задачи;

- достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повто­рения;

- использование дерева для перебора, в том числе всех ва­риантов партий игры, классификации, описания структуры;

- построение выигрышной стратегии на примере игры «Ка­мешки»;

- построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;

- построение и использование круговых и столбчатых ди­аграмм, в том числе для представления информации;

- использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма.











Тематическое планирование по курсу «Информатика» 1 час в неделю

по учебнику Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов


Даты проведе­ния

(даты по неделям)

урока

Темы и подтемы учебного курса

Кол-во часов

Содержание урока

Формы, методы работы на уроке

Домашнее задание



I четверть





07.09-12.09

1

Проект «Турниры и соревнования», 2 часть.

Круговой турнир. Крестики-нолики.

1

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок, сим. Играть в игры с полной информацией. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки – строить партию игры и цепочку позиции партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.

объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, практическая

---

14.09-19.09

2

Проект «Турниры и соревнования», 2 часть.

Круговой турнир. Крестики-нолики.

1

индивидуальная, практическая

Р.т с5 №10

21.09-26.09

3

Игра. Правила игры. Цепочка позиций игры.

1

объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, практическая

Р.т с6 №15

28.09-03.10

4

Игра камешки.

1

Р.т с8 №27

05.10-10.10

5

Игра камешки.

1

Р.т с9 №33

12.10-17.10

6

Игра ползунок.

1

объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, практическая

Р.т с10 №37

19.10-24.10

7

Игра сим.

1

Работать в группе, практическая

Р.т с10 №35

26.10-30.10

8

Выигрышная стратегия. Выигрышные и проигрышные позиции.

1

Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс игры в виде дерева. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные; строить выигрышную стратегию на примере игры в камешки; анализировать различные партии игры. Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.

объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, практическая

Р.т с12 №44



II четверть




09.11-14.11

9

Выигрышные стратегии в игре камешки.

1

индивидуальная, практическая

Р.т с14 №52

16.11-21.11

10

Выигрышные стратегии в игре камешки.

1

Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс игры в виде дерева. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные; строить выигрышную стратегию на примере игры в камешки; анализировать различные партии игры. Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.

объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, практическая

Р.т с15 №59

23.11-28.11

11

Дерево игры.

1

Р.т с16 №62

30.11-05.12

12

Исследуем позиции на дереве игры.

1

индивидуальная, практическая

индивидуальная

Р.т с18 №68

07.12-12.12

13

Проект «Стратегия победы»

1

--

14.12-19.12

14

Проект «Стратегия победы»

1

объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, практическая

--

21.12-26.12

15

Решение задач.

1

Р.т с19 №71

28.12

16

Контрольная работа 1.

1

объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, практическая

---



III четверть




11.01-16.01

17

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

индивидуальная, практическая

---

18.01-23.01

18

Дерево вычислений.

1

Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс вычисления примера в виде дерева – строить дерево вычисления выражения, строить выражение по дереву его вычисления; представлять процесс выполнения программы в виде цепочки – строить цепочку выполнения программы и программу по цепочке ее выполнения; представлять все варианты в виде дерева, в частности все варианты программ, которые можно выполнить из данной начальной позиции.

индивидуальная, практическая

Р.т с20 №74

25.01-30.01

19

Дерево вычислений.

1

объяснительно – иллюстративный; практическая

Р.т с21 №75

01.02-06.02

20

Робик. Цепочка выполнения программы.

1

индивидуальная, практическая, работа в группе

Р.т с26 №90

08.02-13.02

21

Робик. Цепочка выполнения программы.

1

объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, практическая

Р.т с27 №92

15.02-20.02

22

Дерево выполнения программ.

1

Р.т с28 №93

22.02-27.02

23

Дерево выполнения программ.

1

индивидуальная, практическая

Р.т с29 №101

07.03-12.03

24

Дерево всех вариантов.

1

объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, практическая

Р.т с31 №110

29.02-05.03

25

Дерево всех вариантов.

1

Р.т с32 №114

14.03-19.03

26

Лингвистические задачи.

1

объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, практическая

Р.т с33 №117

21.03-25.03

27

Шифрование.

1

Анализировать информацию о знаковом составе текста, относить текст к некоторому языку на основании его знакового состава. Строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму, представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева. Шифровать и расшифровывать сообщения.

индивидуальная, практическая

Р.т с35 №119



IV четверть




04.04-09.04

28

Шифрование.

1

объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, практическая

Р.т с37 №124

11.04-16.04

29

Решение задач.

1


Анализировать информацию о знаковом составе текста, относить текст к некоторому языку на основании его знакового состава. Строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму, представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева. Шифровать и расшифровывать сообщения.

объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, практическая

Р.т с45 №147

18.04-23.04

30

Контрольная работа 2.

1

индивидуальная, практическая

---

25.04-30.04

31

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

объяснительно – иллюстративный; практическая

Р.т с55 №189

16.05-21.05

32

Проект «Дневник наблюдения за погодой» (бескомпьютерная часть).

1

Наблюдать и фиксировать величины – регистрировать различные параметры погоды в течение суток, в том числе в цифровой форме. Представлять информацию в виде таблиц и диаграмм: читать, анализировать и строить таблицы, круговые и столбовые диаграммы для различных параметров погоды за месяц.

индивидуальная, практическая

Р.т с51 №178

23.05-28.05

33

Проект «Дневник наблюдения за погодой» (бескомпьютерная часть).

1

индивидуальная,


30.05

34

Проект «Дневник наблюдения за погодой» (бескомпьютерная часть).

1

объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, практическая
















Список литературы

1. Информатика. Учебник для нач. шк. / Т.А. Рудченко, А. Л. Семёнов — М.: Просвещение, 2013

2. Информатика. Рабочая тетрадь. / Т.А. Рудченко, А. Л. Семёнов — М.: Просвещение, 2014



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!