СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по Истории России 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представлено календарно-тематическое планирование по истории России, XIX век  к учебнику  следующих авторов: А.А.Данилов, Л. Г.Косулина. В планировании прописаны основные виды деятельности обучаемых.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по Истории России 8 класс»

ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX в.

8 КЛАСС (44 Ч)



урока

Тема/тип урока

Основное содержание уроков

СОТ

Дата

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

1

Вводное занятие/Изучение нового материала.

Российское го­сударство на рубеже веков. Террито­рия. Население. Социально-экономи­ческое и политическое развитие

ИКТ


Активизировать знания по курсу исто­рии России XVIII в.

Планировать деятельность по изуче­нию истории России XIX в.

Характеризовать источники по рос­сийской истории XIX в.

Характеризовать территорию и геопо­литическое положение Российской импе­рии к началу XIX в., используя истори­ческую карту.

Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоев населения

ТЕМА 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (19 ч)

2

Внутренняя политика Александра I в 1801—1806 гг. /Изучение нового материала.

Император Алек­сандр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало и ход преобразова­ний

ИКТ, проблемная


Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в.

Объяснять значение понятий Неглас­ный комитет, министерство, принцип разделения властей, вольные хлебопашцы.

Начать составление характеристики личности и деятельности Александра I

3

Россия в системе международ­ных отношений начала XIX в. /Комбинированный.

Рос­сия в третьей и четвёртой антифран­цузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швеци­ей. Расширение российского присут­ствия на Кавказе. Разрыв русско- французского союза

сотрудничество


Характеризовать основные цели внешней политики России в начале XIX в.

Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в начале XIX в.

Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях.

Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по итогам войн со Швецией, с Турцией, с Ираном

4

Реформаторская деятельность М. М.Сперанского. /Комбинированный. Личность ре­форматора и начало его деятельнос­ти. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Отставка М. М. Сперанского

ИКТ, групповые


Объяснять значение понятий Госу­дарственный совет, либеральные про­екты.

Приводить и обосновывать оценку деятельности М. М. Сперанского.

Продолжить составление характерис­тики личности и деятельности Алек­сандра I

5

Отечественная война 1812 г. /Комбинированный. На­чало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значе­ние. Оставление Москвы и Тарутинс­кий манёвр. Патриотический подъём народа. Партизанское движение. Ги­бель «великой армии» Наполеона

ИКТ, проблемная


Рассказывать, используя историчес­кую карту, об основных событиях войны 1812 г.

Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. (по выбору), привлекая научно-популярную литературу, ресурсы интернет-про­екта «1812 год» http://www.museurn.ru/museum/1812/index.html) и др.

Объяснять, в чём заключались непо­средственные последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества

6

Заграничные походы русской ар­мии. Внешняя политика в 1813— 1825 гг. /Комбинированный. Начало Заграничных похо­дов. Смерть М. И. Кутузова. Завер­шение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточ­ный вопрос. Россия и Америка

ИКТ, проблемная


Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в 1815-1825 гг.

Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по решениям Венского конгресса.

Характеризовать деятельность Свя­щенного союза и роль России в этой ор­ганизации.

Использовать материалы сайта «Се­верная Америка. Век девятнадцатый» (http://america-xix.org.ru/) для характерис­тики деятельности русских в Северной Америке в первой половине XIX в.

7

Внутренняя политика Александра I в 1815—1825 гг. /Комбинированный. Перемены во внут­ренней политике. Польская консти­туция. «Уставная грамота Российской империи». Отказ от политики ре­форм. Основные итоги внутренней политики Александра I

Групповые


Объяснять значение терминов мисти­цизм, ценз.

Называть либеральные и консерватив­ные меры Александра I, возможные при­чины изменения внутриполитического курса.

Завершить составление характеристи­ки личности и деятельности Александра I

8

Социально-экономическое разви­тие России после Отечественной войны 1812 г. /Комбинированный. Экономический кри­зис 1812—1815 гг. Отмена крепостно­го права в Прибалтике. Аграрный проект А. А. Аракчеева. Военные по­селения. Развитие промышленности и торговли

Сотрудничество


Объяснять значение терминов воен­ные поселения, аракчеевщина.

Характеризовать социально-экономи­ческое развитие России в первой четвер­ти XIX в. (в том числе в сравнении с за­падноевропейскими странами).

Использовать историческую карту для характеристики социально-экономичес­кого развития России

9

Общественное движение при Александре I. /Комбинированный. Зарождение организо­ванного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Северное общества, конституцион­ные проекты. Власть и тайные обще­ства

ИКТ, групповые


Раскрывать предпосылки и цели дви­жения декабристов.

Анализировать программные докумен­ты декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия.

Составлять биографическую справку, сообщение об участнике декабристского движения (по выбору), привлекая науч­но-популярную литературу, материалы интернет-проекта «Виртуальный музей декабристов» (http://decemb.hobby.ru/ ) и др.

10

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. /Комбинированный. Смерть Александра I и династический кри­зис. Восстание 14 декабря 1825 г. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и послед­ствия восстания декабристов

ИКТ, проблемная


Характеризовать цели выступления декабристов по «Манифесту к русскому народу».

Раскрывать причины неудачи выступ­ления декабристов.

Излагать оценки движения декабрис­тов.

Определять и аргументировать своё отношение к декабристам и оценку их деятельности

11

Внутренняя политика Николая I/Комбинированный..

Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социаль­ной опоры самодержавия. Кодифика­ция законов. Крестьянский вопрос и попытки его решения. Реформа П. Д. Киселёва. Русская православ­ная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настрое­ниями

ИКТ, групповые


Рассказывать о преобразованиях в об­ласти государственного управления, осу­ществлённых во второй четверти XIX в. Оценивать их последствия.

Объяснять смысл понятий и терминов кодификация законов, жандармерия.

Давать характеристику (составить исторический портрет) Николая I.

Давать оценку деятельности М.М. Сперанского, П.Д. Киселёва, А.X. Бенкендорфа

12

Социально-экономическое разви­тие в 20—50-е гг. XIX в. /Комбинированный.Противо­речия хозяйственного развития. На­чало промышленного переворота. Помещичье и крестьянское хозяй­ства. Денежная реформа Е. Ф. Канк- рина. Торговля. Города. Итоги соци­ально-экономического развития

Сотрудничество


Характеризовать социально-экономи­ческое развитие России во второй чет­верти XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами).

Рассказывать о начале промышленно­го переворота, используя историческую карту.

Давать оценку деятельности Е.Ф. Канкрина

13

Внешняя политика Николая I во второй четверти XIX в. /Комбинированный.Россия и революционное движение в Европе. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских про­тиворечий. Кавказская война. Россия и Центральная Азия

групповые


Характеризовать основные направле­ния внешней политики России во второй четверти XIX в.

Рассказывать, используя историчес­кую карту, о военных кампаниях — вой­нах с Ираном и Турцией, Кавказской войне.

Объяснять смысл понятий и терминов мюридизм, имамат

14

Общественное движение в годы правления Николая I. /Комбинированный.Особеннос­ти общественного движения 1830— 1850-х гг. Консервативное и либе­ральное движение. Западники и сла­вянофилы. Кружки 1820—1830-х гг. Революционное движение. Петрашев­цы

Исследовательские, ИКТ


Объяснять смысл понятий и терминов западники, славянофилы, теория офи­циальной народности, общинный социа­лизм.

Характеризовать основные положения теории официальной народности.

Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты

15

Крымская война 1853—1856 гг. Оборона Севастополя. /Комбинированный. Обострение Восточного вопроса. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Последствия войны

ИКТ, проблемная


Рассказывать, используя историчес­кую карту, о Крымской войне, характе­ризовать её итоги.

Составлять характеристику защитни­ков Севастополя.

Объяснять причины поражения Рос­сии в Крымской войне

16

Образование и наука. /Комбинированный.Развитие образования. Открытия русских учё­ных в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, хи­мии. Внедрение научных и техничес­ких новшеств в производство

Исследовательские, ИКТ


Характеризовать достижения отечест­венной науки рассматриваемого периода.

Подготовить сообщение о представи­теле российской науки первой половины XIX в. (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ре­сурсы

17

Русские первооткрыватели и путе­шественники. /Комбинированный.Кругосветные экс­педиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсга­узена и М. П. Лазарева. Освоение Русской Америки. Дальневосточные экспедиции

Сотрудничество


Рассказывать о русских первооткры­вателях и путешественниках рассматрива­емого периода.

Подготовить сообщение о русском первооткрывателе и путешественнике (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы

18

Художественная культура. Осо­бенности и основные стили в художе­ственной культуре (классицизм, сен­тиментализм, романтизм, реализм). Золотой век русской литературы. Те­атр. Музыка. Живопись. Архитектура. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру

ИКТ, проблемная


Характеризовать достижения отечест­венной художественной культуры рас­сматриваемого периода.

Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в своём городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства.

Подготовить сообщение о представи­теле культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы.

Проводить поиск информации о куль­туре своего края в рассматриваемый пе­риод, представлять её в устном сообще­нии и т. д.

19

Быт и обычаи. Особенности жи­лища, одежды, питания разных слоёв населения. Досуг. Семья. Семейные обряды и обычаи

Исследовательские, ИКТ


Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского обще­ства, традиции и новации первой поло­вины XIX в.

Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, ис­пользуя материалы учебника и дополни­тельную информацию (в том числе по истории своего края)

20

Повторение и контроль по теме 1/ ПОУ

Тестовые


Систематизировать и обобщать исто­рический материал по изученному пери­оду.

Характеризовать общие черты и осо­бенности развития России и государств Западной Европы в первой половине XIX в.

Высказывать суждения о значении наследия первой половины XIX в. для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории России первой поло­вины XIX в. по образцу ГИА (в упрощён­ном варианте)

ТЕМА 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (22 ч)

21

Накануне отмены крепостного права. Начало царствования Алек­сандра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Личность Александра II и начало его правле­ния. Смягчение политического режима

ИКТ, проблемная


Характеризовать социально-экономи­ческую ситуацию середины XIX в., пред­посылки и причины отмены крепостного права.

Давать характеристику (составлять ис­торический портрет) Александра II

22

Крестьянская реформа 1861 г. /Комбинированный.

Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права

групповые


Называть основные положения Крестьянской реформы.

Объяснять значение понятий редак­ционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрез­ки, мировые посредники.

Приводить оценки характера и значе­ния Реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку

23-24

Либеральные реформы 60—70-х гг. XIX в. /Комбинированный. Реформы местного самоуп­равления. Судебная реформа. Воен­ные реформы. Реформы в области просвещения. Претворение реформ в жизнь. «Диктатура сердца» М. Т. Ло- рис-Меликова и его проект реформ

Сотрудничество


Называть основные положения ре­форм местного самоуправления, судеб­ной, военной, в сфере просвещения.

Объяснять значение понятий земства, городские управы, мировой суд, адвокатура.

Приводить оценки характера и значе­ния реформ 1860—1870-х гг., высказывать и обосновывать свою оценку.

Характеризовать политическую деятельность М. Т. Лорис-Меликова

25

Национальная политика Алексан­дра II. /Комбинированный. Польское восстание. Преоб­разования в Финляндии. Политика правительства на Кавказе. Возникно­вение национального движения на Украине и в Белоруссии. Отношение правительства к еврейскому населе­нию. Политика правительства в По­волжье

Исследовательские, ИКТ


Характеризовать особенности нацио­нальной политики Александра II.

Рассказывать о положении народов Российской империи, национальной по­литике власти (с использованием матери­алов по истории своего края).

Объяснять значение понятий сепара­тизм, антисемитизм

26

Социально-экономическое разви­тие после отмены крепостного права. /Комбинированный. Развитие сельского хозяйства и промышленности после отмены крепостного права. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Же­лезнодорожное строительство. Про­мышленный подъём

групповые


Характеризовать экономическое раз­витие России в пореформенные десяти­летия, привлекая информацию истори­ческой карты.

Объяснять причины промышленного подъёма и трудностей в развитии сельс­кого хозяйства

27

Общественное движение: либера­лы и консерваторы. /Комбинированный. Особенности российского либерализма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либераль­ном движении. Земское движение конца 1870-х гг. Консерваторы и ре­формы

ИКТ, проблемная


Раскрывать существенные черты идео­логии консерватизма и либерализма (с привлечением материала из всеобщей ис­тории).

Характеризовать особенности рос­сийского либерализма и консерватизма

28

Зарождение революционного на­родничества и его идеология. /Комбинированный. При­чины роста революционного дви­жения. Революционные народники конца 1850-х — начала 1860-х гг. Те­ория народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачёв

Сотрудничество


Раскрывать существенные черты идео­логии народничества.

Объяснять, в чём заключалась эволю­ция революционного движения в конце 1850-х — 1860-е гг.

Характеризовать особенности отдель­ных течений в революционном народни­честве

29

Революционное народничество второй половины 60-х — начала 80-х гг. XIX в. /Комбинированный.Народнические ор­ганизации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие ор­ганизации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра II

Исследовательские, ИКТ


Давать характеристику участников на­роднического движения, используя ма­териалы учебника, дополнительную лите­ратуру, ресурсы интернет-проекта «На­родная воля» (http://www.narovol.narod.ru/) и др.

Излагать оценки значения революци­онного народничества, высказывать своё отношение к нему.

Систематизировать информацию о революционных организациях (в форме таблицы)

30

Внешняя политика Александра II/Комбинированный.

Основные направления внешней по­литики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская полити­ка России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски

ИКТ, проблемные


Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в.

Рассказывать, используя историчес­кую карту, о наиболее значительных во­енных кампаниях.

Показывать на карте территории, включённые в состав Российской импе­рии во второй половине XIX в.

31

Русско-турецкая война 1877— 1878 гг. /Комбинированный. Балканский кризис. Начало войны, ход военных действий, итоги. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Значение и причины побе­ды России в войне

Сотрудничество


Характеризовать отношение российс­кого общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг.

Рассказывать, используя историчес­кую карту, о русско-турецкой войне 1877—1878 гг., характеризовать её итоги.

Объяснять причины победы России в войне

32

Внутренняя политика Александ­ра III. /Комбинированный. Личность Александра III. На­чало нового царствования. К. П. По­бедоносцев. Попытки решения кресть­янского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области про­свещения и печати. Укрепление по­ложения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Националь­ная и религиозная политика Александ­ра III

групповые


Давать характеристику (составлять ис­торический портрет) Александра III.

Характеризовать внутреннюю полити­ку Александра III, выделять обстоятель­ства, оказавшие на неё решающее воз­действие.

Излагать различные оценки деятель­ности императора Александра III, вы­сказывать и аргументировать свою оценку.

Сравнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III

33

Экономическое развитие в годы правления Александра III. /Комбинированный. Общая характеристика экономической поли­тики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало госу­дарственной деятельности С. Ю. Вит­те. Рост промышленного производ­ства. Состояние сельского хозяйства

ИКТ, проблемная


Давать общую характеристику эконо­мической политики Александра III.

Раскрывать цели, содержание и ре­зультаты экономических реформ послед­ней трети XIX в.

Сравнивать экономические програм­мы Н. X.Бунге, И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте, внутреннюю политику Александра II и Александра III, деятель­ность правительства Александра III в об­ласти экономики и внутренней политики

34-35

Положение основных слоёв об­щества. /Комбинированный.Социальная структура поре­форменного общества. Крестьянство. Дворянство. Социальный облик рос­сийской буржуазии. Особенности российского пролетариата. Положе­ние и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество

Сотрудничество


Раскрывать, в чём заключались изме­нения в социальной структуре российс­кого общества в последней трети XIX в.

Рассказывать о положении основных слоёв населения пореформенной России, используя информацию учебника, доку­ментальные и изобразительные материа­лы по истории края (устное сообщение, эссе и др.)

36

Общественное движение в 80— 90-е гг. XIX в. /Комбинированный. Кризис революцион­ного народничества. Новые формы либерального движения. Распростра­нение марксизма в России. Усиление позиций консерваторов

Исследовательские, ИКТ


Сравнивать народничество и марк­сизм, выявлять общие черты и различия.

Объяснять причины распространения марксизма в России.

Давать характеристику (составлять ис­торический портрет) Г. В. Плеханова, ис­пользуя материалы «Фонда Плеханова» (http://www.plekhanovfound.ru/library/) и другие ресурсы

37

Внешняя политика Александра III. /Комбинированный.

Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Евро­пе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России

проблемные


Характеризовать основные направле­ния внешней политики Александра III.

Сравнивать внешнюю политику Алек­сандра II и Александра III.

Раскрывать причины осложнения рос­сийско-германских отношений и форми­рования российско-французского союза

38

Просвещение и наука. /Комбинированный. Развитие образования. Успехи естественных, физико-математических и приклад­ных наук. Развитие географических знаний и гуманитарных наук

ИКТ, проблемная


Сравнивать развитие образования в первой и во второй половине XIX в.

Характеризовать достижения отечест­венной науки рассматриваемого периода.

Подготовить сообщение о представи­теле российской науки второй половины XIX в. (по выбору), привлекая научно- популярную литературу и интернет-ре­сурсы.

Давать оценку вклада российских учё­ных XIX в. в мировую науку

39

Литература и изобразительное искусство. /Комбинированный. Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение деятельности передвижни­ков. Скульптура

Сотрудничество


Характеризовать достижения российс­ких писателей и художников второй по­ловины XIX в.

Подготовить сообщение о творчестве известного писателя, художника или скульптора второй половины XIX в. (по выбору).

Давать оценку вклада российских пи­сателей и художников XIX в. в мировую культуру

40

Архитектура, музыка, театр, на­родное творчество. /Комбинированный. Основные архи­тектурные стили. Мировое значение русской музыки. Русский драматичес­кий театр и его значение. Художест­венные промыслы

Исследовательские, ИКТ


Характеризовать достижения российс­ких архитекторов, композиторов, теат­ральных деятелей второй половины XIX в.

Подготовить сообщение о творчестве известного зодчего, композитора, актёра второй половины XIX в. (по выбору).

Объяснять причины возрождения на­родных промыслов, рассказывать о ка­ком-либо промысле (по выбору), при­влекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы.

Давать оценку вклада российских ар­хитекторов, композиторов, театральных деятелей XIX в. в мировую культуру

41

Быт: новые черты в жизни горо­да и деревни. /Комбинированный. Рост населения. Изме­нение облика городов. Развитие свя­зи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. До­суг горожан. Изменения в деревен­ской жизни

Исследовательские, ИКТ


Рассказывать об условиях жизни насе­ления края (города, села) в конце XIX в., используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники.

Сравнивать условия жизни различных слоёв населения

42

Повторение и контроль по теме 2/ ПОУ

Сотрудничество, проблемные


Систематизировать и обобщать истори­ческий материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особен­ности развития России и государств За­падной Европы во второй половине XIX в.

Высказывать суждения о значении наследия второй половины XIX в. для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории России второй полови­ны XIX в. по образцу ГИА (в упрощён­ном варианте)

43

Итоговая контрольная работа/ урок контроля

Тестовые


Систематизировать и обобщать истори­ческий материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особен­ности развития России и государств За­падной Европы во второй половине XIX в.

Высказывать суждения о значении наследия второй половины XIX в. для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории России второй полови­ны XIX в. по образцу ГИА (в упрощён­ном варианте)

44

Итоговое повторение и обобщение / ПОУ

Икт, проблемные


Систематизировать и обобщать исто­рический материал по истории России XIX в.

Высказывать и аргументировать суж­дения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной ис­тории XIX в., оценки её деятелей.

Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX в.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории России XIX в. по об­разцу ГИА (в упрощённом варианте)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!