1 | Вводное занятие/Изучение нового материала. Российское государство на рубеже веков. Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие | ИКТ | | Активизировать знания по курсу истории России XVIII в. Планировать деятельность по изучению истории России XIX в. Характеризовать источники по российской истории XIX в. Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в., используя историческую карту. Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоев населения |
ТЕМА 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (19 ч) |
2 | Внутренняя политика Александра I в 1801—1806 гг. /Изучение нового материала. Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало и ход преобразований | ИКТ, проблемная | | Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в. Объяснять значение понятий Негласный комитет, министерство, принцип разделения властей, вольные хлебопашцы. Начать составление характеристики личности и деятельности Александра I |
3 | Россия в системе международных отношений начала XIX в. /Комбинированный. Россия в третьей и четвёртой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение российского присутствия на Кавказе. Разрыв русско- французского союза | сотрудничество | | Характеризовать основные цели внешней политики России в начале XIX в. Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в начале XIX в. Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях. Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по итогам войн со Швецией, с Турцией, с Ираном |
4 | Реформаторская деятельность М. М.Сперанского. /Комбинированный. Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Отставка М. М. Сперанского | ИКТ, групповые | | Объяснять значение понятий Государственный совет, либеральные проекты. Приводить и обосновывать оценку деятельности М. М. Сперанского. Продолжить составление характеристики личности и деятельности Александра I |
5 | Отечественная война 1812 г. /Комбинированный. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский манёвр. Патриотический подъём народа. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона | ИКТ, проблемная | | Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г. Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. (по выбору), привлекая научно-популярную литературу, ресурсы интернет-проекта «1812 год» http://www.museurn.ru/museum/1812/index.html) и др. Объяснять, в чём заключались непосредственные последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества |
6 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813— 1825 гг. /Комбинированный. Начало Заграничных походов. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос. Россия и Америка | ИКТ, проблемная | | Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в 1815-1825 гг. Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по решениям Венского конгресса. Характеризовать деятельность Священного союза и роль России в этой организации. Использовать материалы сайта «Северная Америка. Век девятнадцатый» (http://america-xix.org.ru/) для характеристики деятельности русских в Северной Америке в первой половине XIX в. |
7 | Внутренняя политика Александра I в 1815—1825 гг. /Комбинированный. Перемены во внутренней политике. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи». Отказ от политики реформ. Основные итоги внутренней политики Александра I | Групповые | | Объяснять значение терминов мистицизм, ценз. Называть либеральные и консервативные меры Александра I, возможные причины изменения внутриполитического курса. Завершить составление характеристики личности и деятельности Александра I |
8 | Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 г. /Комбинированный. Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А. А. Аракчеева. Военные поселения. Развитие промышленности и торговли | Сотрудничество | | Объяснять значение терминов военные поселения, аракчеевщина. Характеризовать социально-экономическое развитие России в первой четверти XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами). Использовать историческую карту для характеристики социально-экономического развития России |
9 | Общественное движение при Александре I. /Комбинированный. Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Северное общества, конституционные проекты. Власть и тайные общества | ИКТ, групповые | | Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия. Составлять биографическую справку, сообщение об участнике декабристского движения (по выбору), привлекая научно-популярную литературу, материалы интернет-проекта «Виртуальный музей декабристов» (http://decemb.hobby.ru/ ) и др. |
10 | Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. /Комбинированный. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов | ИКТ, проблемная | | Характеризовать цели выступления декабристов по «Манифесту к русскому народу». Раскрывать причины неудачи выступления декабристов. Излагать оценки движения декабристов. Определять и аргументировать своё отношение к декабристам и оценку их деятельности |
11 | Внутренняя политика Николая I/Комбинированный.. Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законов. Крестьянский вопрос и попытки его решения. Реформа П. Д. Киселёва. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями | ИКТ, групповые | | Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, осуществлённых во второй четверти XIX в. Оценивать их последствия. Объяснять смысл понятий и терминов кодификация законов, жандармерия. Давать характеристику (составить исторический портрет) Николая I. Давать оценку деятельности М.М. Сперанского, П.Д. Киселёва, А.X. Бенкендорфа |
12 | Социально-экономическое развитие в 20—50-е гг. XIX в. /Комбинированный.Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота. Помещичье и крестьянское хозяйства. Денежная реформа Е. Ф. Канк- рина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития | Сотрудничество | | Характеризовать социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами). Рассказывать о начале промышленного переворота, используя историческую карту. Давать оценку деятельности Е.Ф. Канкрина |
13 | Внешняя политика Николая I во второй четверти XIX в. /Комбинированный.Россия и революционное движение в Европе. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Россия и Центральная Азия | групповые | | Характеризовать основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях — войнах с Ираном и Турцией, Кавказской войне. Объяснять смысл понятий и терминов мюридизм, имамат |
14 | Общественное движение в годы правления Николая I. /Комбинированный.Особенности общественного движения 1830— 1850-х гг. Консервативное и либеральное движение. Западники и славянофилы. Кружки 1820—1830-х гг. Революционное движение. Петрашевцы | Исследовательские, ИКТ | | Объяснять смысл понятий и терминов западники, славянофилы, теория официальной народности, общинный социализм. Характеризовать основные положения теории официальной народности. Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты |
15 | Крымская война 1853—1856 гг. Оборона Севастополя. /Комбинированный. Обострение Восточного вопроса. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Последствия войны | ИКТ, проблемная | | Рассказывать, используя историческую карту, о Крымской войне, характеризовать её итоги. Составлять характеристику защитников Севастополя. Объяснять причины поражения России в Крымской войне |
16 | Образование и наука. /Комбинированный.Развитие образования. Открытия русских учёных в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство | Исследовательские, ИКТ | | Характеризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода. Подготовить сообщение о представителе российской науки первой половины XIX в. (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы |
17 | Русские первооткрыватели и путешественники. /Комбинированный.Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Освоение Русской Америки. Дальневосточные экспедиции | Сотрудничество | | Рассказывать о русских первооткрывателях и путешественниках рассматриваемого периода. Подготовить сообщение о русском первооткрывателе и путешественнике (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы |
18 | Художественная культура. Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Золотой век русской литературы. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру | ИКТ, проблемная | | Характеризовать достижения отечественной художественной культуры рассматриваемого периода. Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в своём городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства. Подготовить сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы. Проводить поиск информации о культуре своего края в рассматриваемый период, представлять её в устном сообщении и т. д. |
19 | Быт и обычаи. Особенности жилища, одежды, питания разных слоёв населения. Досуг. Семья. Семейные обряды и обычаи | Исследовательские, ИКТ | | Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации первой половины XIX в. Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории своего края) |
20 | Повторение и контроль по теме 1/ ПОУ | Тестовые | | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в первой половине XIX в. Высказывать суждения о значении наследия первой половины XIX в. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России первой половины XIX в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте) |
ТЕМА 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (22 ч) |
21 | Накануне отмены крепостного права. Начало царствования Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Личность Александра II и начало его правления. Смягчение политического режима | ИКТ, проблемная | | Характеризовать социально-экономическую ситуацию середины XIX в., предпосылки и причины отмены крепостного права. Давать характеристику (составлять исторический портрет) Александра II |
22 | Крестьянская реформа 1861 г. /Комбинированный. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права | групповые | | Называть основные положения Крестьянской реформы. Объяснять значение понятий редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники. Приводить оценки характера и значения Реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку |
23-24 | Либеральные реформы 60—70-х гг. XIX в. /Комбинированный. Реформы местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Претворение реформ в жизнь. «Диктатура сердца» М. Т. Ло- рис-Меликова и его проект реформ | Сотрудничество | | Называть основные положения реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения. Объяснять значение понятий земства, городские управы, мировой суд, адвокатура. Приводить оценки характера и значения реформ 1860—1870-х гг., высказывать и обосновывать свою оценку. Характеризовать политическую деятельность М. Т. Лорис-Меликова |
25 | Национальная политика Александра II. /Комбинированный. Польское восстание. Преобразования в Финляндии. Политика правительства на Кавказе. Возникновение национального движения на Украине и в Белоруссии. Отношение правительства к еврейскому населению. Политика правительства в Поволжье | Исследовательские, ИКТ | | Характеризовать особенности национальной политики Александра II. Рассказывать о положении народов Российской империи, национальной политике власти (с использованием материалов по истории своего края). Объяснять значение понятий сепаратизм, антисемитизм |
26 | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. /Комбинированный. Развитие сельского хозяйства и промышленности после отмены крепостного права. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожное строительство. Промышленный подъём | групповые | | Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты. Объяснять причины промышленного подъёма и трудностей в развитии сельского хозяйства |
27 | Общественное движение: либералы и консерваторы. /Комбинированный. Особенности российского либерализма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земское движение конца 1870-х гг. Консерваторы и реформы | ИКТ, проблемная | | Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма и либерализма (с привлечением материала из всеобщей истории). Характеризовать особенности российского либерализма и консерватизма |
28 | Зарождение революционного народничества и его идеология. /Комбинированный. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х — начала 1860-х гг. Теория народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачёв | Сотрудничество | | Раскрывать существенные черты идеологии народничества. Объяснять, в чём заключалась эволюция революционного движения в конце 1850-х — 1860-е гг. Характеризовать особенности отдельных течений в революционном народничестве |
29 | Революционное народничество второй половины 60-х — начала 80-х гг. XIX в. /Комбинированный.Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра II | Исследовательские, ИКТ | | Давать характеристику участников народнического движения, используя материалы учебника, дополнительную литературу, ресурсы интернет-проекта «Народная воля» (http://www.narovol.narod.ru/) и др. Излагать оценки значения революционного народничества, высказывать своё отношение к нему. Систематизировать информацию о революционных организациях (в форме таблицы) |
30 | Внешняя политика Александра II/Комбинированный. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски | ИКТ, проблемные | | Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях. Показывать на карте территории, включённые в состав Российской империи во второй половине XIX в. |
31 | Русско-турецкая война 1877— 1878 гг. /Комбинированный. Балканский кризис. Начало войны, ход военных действий, итоги. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Значение и причины победы России в войне | Сотрудничество | | Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг. Рассказывать, используя историческую карту, о русско-турецкой войне 1877—1878 гг., характеризовать её итоги. Объяснять причины победы России в войне |
32 | Внутренняя политика Александра III. /Комбинированный. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III | групповые | | Давать характеристику (составлять исторический портрет) Александра III. Характеризовать внутреннюю политику Александра III, выделять обстоятельства, оказавшие на неё решающее воздействие. Излагать различные оценки деятельности императора Александра III, высказывать и аргументировать свою оценку. Сравнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III |
33 | Экономическое развитие в годы правления Александра III. /Комбинированный. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Рост промышленного производства. Состояние сельского хозяйства | ИКТ, проблемная | | Давать общую характеристику экономической политики Александра III. Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в. Сравнивать экономические программы Н. X.Бунге, И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте, внутреннюю политику Александра II и Александра III, деятельность правительства Александра III в области экономики и внутренней политики |
34-35 | Положение основных слоёв общества. /Комбинированный.Социальная структура пореформенного общества. Крестьянство. Дворянство. Социальный облик российской буржуазии. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество | Сотрудничество | | Раскрывать, в чём заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в. Рассказывать о положении основных слоёв населения пореформенной России, используя информацию учебника, документальные и изобразительные материалы по истории края (устное сообщение, эссе и др.) |
36 | Общественное движение в 80— 90-е гг. XIX в. /Комбинированный. Кризис революционного народничества. Новые формы либерального движения. Распространение марксизма в России. Усиление позиций консерваторов | Исследовательские, ИКТ | | Сравнивать народничество и марксизм, выявлять общие черты и различия. Объяснять причины распространения марксизма в России. Давать характеристику (составлять исторический портрет) Г. В. Плеханова, используя материалы «Фонда Плеханова» (http://www.plekhanovfound.ru/library/) и другие ресурсы |
37 | Внешняя политика Александра III. /Комбинированный. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России | проблемные | | Характеризовать основные направления внешней политики Александра III. Сравнивать внешнюю политику Александра II и Александра III. Раскрывать причины осложнения российско-германских отношений и формирования российско-французского союза |
38 | Просвещение и наука. /Комбинированный. Развитие образования. Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Развитие географических знаний и гуманитарных наук | ИКТ, проблемная | | Сравнивать развитие образования в первой и во второй половине XIX в. Характеризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода. Подготовить сообщение о представителе российской науки второй половины XIX в. (по выбору), привлекая научно- популярную литературу и интернет-ресурсы. Давать оценку вклада российских учёных XIX в. в мировую науку |
39 | Литература и изобразительное искусство. /Комбинированный. Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Скульптура | Сотрудничество | | Характеризовать достижения российских писателей и художников второй половины XIX в. Подготовить сообщение о творчестве известного писателя, художника или скульптора второй половины XIX в. (по выбору). Давать оценку вклада российских писателей и художников XIX в. в мировую культуру |
40 | Архитектура, музыка, театр, народное творчество. /Комбинированный. Основные архитектурные стили. Мировое значение русской музыки. Русский драматический театр и его значение. Художественные промыслы | Исследовательские, ИКТ | | Характеризовать достижения российских архитекторов, композиторов, театральных деятелей второй половины XIX в. Подготовить сообщение о творчестве известного зодчего, композитора, актёра второй половины XIX в. (по выбору). Объяснять причины возрождения народных промыслов, рассказывать о каком-либо промысле (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы. Давать оценку вклада российских архитекторов, композиторов, театральных деятелей XIX в. в мировую культуру |
41 | Быт: новые черты в жизни города и деревни. /Комбинированный. Рост населения. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни | Исследовательские, ИКТ | | Рассказывать об условиях жизни населения края (города, села) в конце XIX в., используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники. Сравнивать условия жизни различных слоёв населения |
42 | Повторение и контроль по теме 2/ ПОУ | Сотрудничество, проблемные | | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы во второй половине XIX в. Высказывать суждения о значении наследия второй половины XIX в. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России второй половины XIX в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте) |
43 | Итоговая контрольная работа/ урок контроля | Тестовые | | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы во второй половине XIX в. Высказывать суждения о значении наследия второй половины XIX в. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России второй половины XIX в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте) |
44 | Итоговое повторение и обобщение / ПОУ | Икт, проблемные | | Систематизировать и обобщать исторический материал по истории России XIX в. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., оценки её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX в. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIX в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте) |