Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
программы для 4 классов школ Культура и Традиции народов Дагестана (авторы: Мирзоев Ш.А);
регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Дагестан,
региональных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018 учебный год.
Цели и задачи:
углубление знаний обучающихся о родном крае и ее истории на основе новых текстов художественной литературы, народного творчества, произведений искусства, музыки;
знакомство с новыми именами дагестанских поэтов, писателей, художников, композиторов и других деятелей искусства;
обращать внимание детей на авторов изучаемых произведений литературы и искусства;
развивать навык выразительного чтения и умения работать с текстом;
воспитывать любовь к родному краю, к своей республике;
содействовать гумманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
формировать здоровые эстетические представления школьников ;
прививать любовь к Родине, к культурным ценностям Дагестана;
воспитывать стремление быть достойным продолжателем славных традиций;
гордиться тем, что ты представитель именно этой нации;
способствовать возрождению и развитию национальных культур.
На рубеже нового тысячелетия больше внимания стало уделяться гуманитаризации образования. На первый план начинает выходить духовное, человеческое. Культурное наследие, как результат творческой деятельности множества поколений, требует к себе пристального внимания. Бережное к нему отношение должно вырабатываться, прежде всего, в школе.
В предлагаемой программе, где краеугольным камнем стали принципы от простого к сложному, хронологическая последовательность и исторический подход, предусматривается получение системных знаний по материальной и духовной культуре народов, населяющих Дагестан..
Составители программы исходили из признания:
- самобытности и неповторимости национальной культуры как неотъемлемой части всей мировой культуры;
- процесса взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур, их историзма и обусловленности исторической судьбой народа.
Отведенное в программе количество часов представляет собой обязательный минимум, который может быть увеличен за счет часов школьного компонента.
В связи с тем, что история родного края самостоятельно в начальных классах не изучается, в программу включен и историко-краеведческий материал. Ознакомление учащихся с некоторыми важнейшими событиями истории, биографическими данными выдающихся личностей прошлого Дагестана должно способствовать воспитанию с малых лет интереса и любви к родной земле и родному краю.
Тематическое построение программы обеспечивает цельность и системность урока, дает возможность осуществления межпредметных связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки (изобразительного искусства, природоведения).
Содержание предмета составляют произведения детской литературной классики, музыкального, изобразительного, театрального искусства, сведения о наиболее значительных событиях из истории Дагестана, а также лучшие детские произведения современных дагестанских писателей, композиторов, художников, материалы о жизни и творчестве известных актеров, певцов, танцоров, фольклорные тексты, описания народных праздников, обычаев, игр; сведения о жизни и творчестве деятелей культуры, произведения литературы и искусства других национальностей, проживающих на территории республики Дагестан. Содержание предмета учитывает художественную, образовательную и воспитательную ценность произведений, доступность материала соответственно возрастным особенностям учащихся, педагогическую целесообразность их изучения.
Обучающиеся по культуре Дагестана должны знать:
- по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие дагестанского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения.
- по литературе: основные произведения крупных представителей дагестанской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах развития дагестанской литературы.
Учащиеся должны быть ознакомлены с творчеством некоторых писателей и поэтов других республик, выходцев из Дагестана , быть осведомленными о русско-дагестанских литературных связях.
- по декоративно-прикладному и изобразительному искусствам: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.), о связи (общие моменты и различия) декоративно-прикладного искусства дагестанцев с аналогичным творчеством других народов, о творческой деятельности ведущих художников, скульпторов РД;
- по музыкальному искусству: знать творчество ведущих композиторов РД, иметь представление об основных жанрах музыкального искусства (песни, вокальные, хоровые, инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.), знать ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.).
- по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РД,
Устному народному творчеству, а также музыкальной культуре выделено больше времени, исходя из того, что песни и музыку необходимо и прослушать. Вместе с тем авторы исходили и из того, что необходимо не ограничивать творческий подход учителей к данному предмету, а, наоборот, оставить право на выбор своего материала, метода и структуры урока. Главное - целенаправленно воспитывать в юных душах любовь к отчему краю, добрые чувства к народам, населяющим Республику Дагестан. С этой целью в каждом классе отводится время для ознакомления обучающихся с особенностями материальной и духовной культуры села, района, города, а также с творчеством деятелей литературы, искусства и культуры - выходцев из региона и т.д
Календарно-тематическое
планирование
по культуре и традициям народов Дагестана
4 класс
Автор учебника : Мирзоев Ш.А
Количество часов за год- 34ч.
Количество часов в неделю- 1ч
за 1 четверть- 9 ч.
за 2 четверть-7 ч.
за 3 четверть- 10 ч.
за 4 четверть- 8ч.
№ | | Тема урока | Кол-во часов | Словарная работа | Домашнее задание | Сроки | Примечание |
| 1 четверть 9ч |
-
| | Наша Родина | 1ч. | отпор, путеводитель, аксакал, джигит | стр. 5-9 | | |
-
| | Мой Дагестан | 1ч. | хребет, адат, этнограф | стр.10-15 | | |
-
| | Мой Дагестан. Проектная работа. | 1ч. | восточные писатели, бурка | стр.15-17 | | |
-
| | Родословная Дагестана | 1ч. | исток, майсум, наиб, имамат | стр. 18-24 | | |
-
| | Родословная Дагестана | 1ч. | просветитель | стр. 26-28 | | |
-
| | Культура человечества. | 1ч. | человечество, полноценный, мольберт | стр. 29-35 | | |
-
| | Культура народов Дагестана. | 1ч. | кодекс, террасы, промысел | стр.36-39 | | |
-
| | Материальная культура | 1ч. | сланец, торф, Кахетия, алим | стр.39-42 | | |
-
| | Культура человека. Человек и человечность. Итоговый урок. | 1ч. | ритуал, символ, склочный | стр. 43-45 | | |
| 2 четверть 7ч |
-
| 1 | Идеал настоящего человека | 1ч. | идеал, казна | стр. 46-50 | | |
-
| 2 | Народный кодекс чести. | 1ч. | прах, чужбина, спесь, корпеть | стр. 51-54 | | |
-
| 3 | Имя украшает человека | 1ч. | кунак, пророк | стр. 55-60 | | |
-
| 4 | Имя благожелатель человека. Проектная работа. | 1ч. | благожелатель, разговорник, горная серна | стр. 61-65 | | |
-
| 5 | Человек украшает своё имя | 1ч. | маршал, штаб, декан,обрели | стр. 67-74 | | |
-
| 6 | Доброе имя – лучше сокровищ | 1ч. | размолвка, привереда, тщеславие | стр. 75-79 | | |
-
| 7 | Как правильно обращаться к людям. Итоговый урок. | 1ч. | нипочём, наставление | стр.80-84 | | |
| 3 четверть 10ч | |
-
| 1 | К старшим с почтением, к младшим с уважением | 1ч. | джамаат, конференция | стр. 85-89 | | |
-
| 2 | Как правильно приветствовать | 1ч. | Антей | стр. 90-95 | | |
-
| 3 | Формы приветствия народов Дагестана | 1ч. | милость, почтительная поза | стр. 96-102 | | |
-
| 4 | Благопожелание, кому и как выражать | 1ч. | отчаяние, напутствие, трапеза | стр. 103-106 | | |
-
| 5 | Какие благопожелания выражать | 1ч. | довольствие, баркалла | стр. 107-110 | | |
-
| 6 | Семья и семейные традиции человечности | 1ч. | наделить, раздор, лжесвидетельство | стр. 111-116 | | |
-
| 7 | Семья и семейные обязанности человека Проектная работа. | 1ч. | благородство, хвастовство | стр. 117-121 | | |
-
| 8 | Традиции дома и добрососедства | 1ч. | наставление, заповедь | стр. 122-126 | | |
-
| 9 | Род и родовые традиции человечности | 1ч. | предок, потомок | стр. 127-131 | | |
-
| 10 | Как нужно любить свой тухум (род). Итоговый урок. | 1ч. | ярмо, соха, повествование | стр. 132-136 | | |
| 4 четверть 8ч |
-
| 1 | На чём держится честь тухума | 1ч. | пристанище, неутомимый | стр. 137-141 | | |
-
| 2 | Традиции человечности дагестанского джамаата | 1ч. | поклонник порядка, быт | стр. 142-146 | | |
-
| 3 | Традиции дружбы и солидарности | 1ч. | радушный, почесть, неучтивый | стр. 147-152 | | |
-
| 4 | Нормы и правила дагестанского общежития | 1ч. | том, натура горцев, очаг, захворать | стр. 153-157 | | |
-
| 5 | Традиции взаимопомощи. Проектная работа. | 1ч. | талисман, тост, дверной косяк, место убоя | стр. 158-164 | | |
-
| 6 | Традиционные праздники народов Дагестана | 1ч. | аршин, уродить, запястье | стр. 165-170 | | |
-
| 7 | Они прославили Дагестан | 1ч. | | стр. 171-172 | | |
-
| | Они прославили Дагестан. Обобщающий урок. | 1ч. | наследие, арабист, астрономия | стр. 172-178 | | |