№ урока/№ урока втеме | Сроки проведения | Тема (раздел) | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Возможные направления исследовательской, проектной деятельности обучающихся | Формы контроля |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Введение (1 час) |
1-1 | 1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. | Формирование умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий), изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: «литература», «книга», «структура учебника») | Научится пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека. | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | | Викторина |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10ч, в т.ч. ВЧ-2ч, РР-1ч, КР-1ч) |
2-1 | | ВЧ Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли» | Формировать деятельные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания (комплексное повторение, самостоятельная работа с литературоведческим портфолио: составление таблицы «Жанровое своеобразие мифа»), коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставления оценок | Научится различать мифы и другие жанры фольклора, использовать их в устной и письменной речи, навыкам пересказа | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах сучетам конкретных учебно-познавательных задач. Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. | Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы. | | Составление плана «Что такое миф?» |
3-2 | | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | Формирование деятельных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания (комплексное повторение, самостоятельная работа с литературоведческим портфолио: составление таблицы «Жанровое своеобразие мифа»), коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставления оценок | Научится различать мифы и другие жанры фольклора, использовать их в устной и письменной речи, навыкам пересказа | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах сучетам конкретных учебно-познавательных задач. Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. | Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы. | | Игра по малым жанрам фольклора. |
4-3 | | Сказка как особый жанр фольклора. Сказки о животных, волшебные, бытовые. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания (коллективная работа с литературоведческим понятием «сказка», составление тезисного плана по теме, составление конспекта статьи «Виды сказок», письменный ответ на вопрос «Нравоучительный и философский характер сказок»), коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Научиться различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать при сказывании характерные речевые обороты | Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать и удерживать учебную задачу, уметь формулировать собственное мнение и собственную позицию. | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности | | Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 8) |
5-4 | | «Царевна – лягушка». Встреча с волшебной сказкой. Герои сказки. | Комплексное повторение, самостоятельная работа с литературоведческими понятиями: заполнение таблицы «Волшебная сказка», лабораторная работа «Постоянные эпитеты в сказках», «Положительный и отрицательный герои – линии сравнения», коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Научатся выделять линии сравнения для сопоставления образов героев, определять мораль сказки, композиционные особенности сказки как жанра, использовать характерные речевые обороты. | Самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию. Планируют алгоритм ответа. Формулируют и высказывают свою точку зрения на события и поступки героев. | Формирование ценностного отношения к происходящим событиям | | |
6-5 | | Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка». Герои сказки в оценке народа. | Комплексное повторение, самостоятельная работа с литературоведческими понятиями: заполнение таблицы «Положительный и отрицательный герои – линии сравнения», | Научатся выделять линии сравнения для сопоставления образов героев, определять мораль сказки, композиционные особенности сказки как жанра, использовать характерные речевые обороты. | Самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию. Планируют алгоритм ответа. Формулируют и высказывают свою точку зрения на события и поступки героев. | Формирование ценностного отношения к происходящим событиям. | | Составление плана сказки, вопросы и задания 1-6 (с. 37) |
7-6 | | «Иван-крестьянскийсын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, способов действий изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическими материалом по теме «героическая сказка», групповая работа по теме «Положительный и отрицательный герои», самостоятельная работа по теме «Гипербола». | Научатся владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы сказок. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя; нравственно-этической позиции, обеспечивающей личностный моральный выбор. | | Составление плана сказки, вопросы и задания 1-6 (с. 37) |
8-7 | | РР Составление волшебной сказки. | Комплексное повторение, самостоятельная работа с композицией волшебной сказки, составление своей волшебной сказки с учетом жанровых особенностей. | Научится составлять сказку, учитывая жанровые особенности и композицию сказки. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | | |
9-8 | | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, способов действий изучение содержания параграфа учебника «Сказки о животных», работа с теоретическими материалом по теме «бытовая сказка» | Научатся владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказки. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя; нравственно-этической позиции, обеспечивающей личностный моральный выбор. | ПРОЕКТЭлектронный альбом «Художники – иллюстраторы сказок» | Рассказ, беседа |
10-9 | | ВЧ. Мои любимые сказки. | Комплексное повторение, самостоятельная работа с литературоведческими понятиями: заполнение таблицы «Положительный и отрицательный герои – линии сравнения», | Научатся владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы сказок | Выделяют и формулируют познавательную цель. Применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя; нравственно-этической позиции, обеспечивающей личностный моральный выбор | | Художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций к сказкам. |
11-10 | | Контрольная работа «Русские народные сказки» | Выполняют тестовые задания. Находят постоянные эпитеты и гиперболы, выделяют композиционные особенности сказок, определяют вид сказок по содержанию. | Выполнять тестовые задания. Находить постоянные эпитеты и гиперболы, выделять композиционные особенности сказок, определять вид сказок по содержанию. | Понимает причины успешной и неуспешной учебной деятельности, конструктивно действует в условиях успеха и неуспеха. Находит ошибки и исправляет их самостоятельно. | Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев. | | Выполнение теста. |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа). |
12-1 | | Русское летописание. Возникновение письменности на Руси. | Изучают параграф учебника, работают с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Летопись», составляют план по теме «Летописец», пересказывают статью по плану. | Научатся понимать информацию, представленную в древнерусском тексте, составлять текст с использованием слов притчи. | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Уметь определять общую цель и пути ее достижения. | Формирование навыков исследовательской деятельности. | | Вопросы и задания (с. 45), выразительное чтение. Работа с учебником, составление плана, словарик трудных (устаревших) слов. |
13-2 | | Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | Изучают параграф учебника, работают с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Летопись», составляют план по теме «Летописец», пересказывают статью по плану | Научатся понимать и воспроизводить тексты древнерусской литературы. | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Уметь определять общую цель и пути ее достижения. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре славянских народов (наших предков). | ВЧ Русские летописи. ПРОЕКТЭлектронный альбом «Сюжеты и герои русских летописей». | Художественный пересказ, словарик трудных (устаревших) слов. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 час) |
14-1 | | М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…» | Заполнение таблицы «Роды литературы», составление тезисного плана по теме «Юмор». | Научатся понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор). | Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Уметь анализировать стихотворный текст. Уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | | Пасьменный анализ стихотворения Выразительное чтение наизусть. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (42 часа, в т.ч. РР-6ч., ВЧ-3ч., КР-2ч.) |
15-1 | | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр | Изучение содержания параграфа учебника «Басня», «Аллегория», самостоятельная работа по теме «Понятие об эзоповом языке, жанровые признаки басни», работа в парах по теме «Олицетворение» | Научится понимать иносказательный смысл басен и мораль, научатся выразительно читать басни по ролям (инсценированному чтению), выявлять способы самообразования | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с их содержанием. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. Уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование мотивации к самосовершенствованию | | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 58, 60-61) |
16-2 | | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях | Комплексное повторение, работа в парах по теме «Осмеяние пороков в баснях И.А.Крылова», самостоятельная работа с текстом для определения жанровых признаков басни (элементы композиции, особенности языка). | Научатся выразительно читать басни по ролям, по образцу из фонохрестоматии, навыкам проектной деятельности. | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с их содержанием. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. Уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Формирование мотивации к самосовершенствованию. | | Выразительное чтение наизусть, словарная работа, вопросы 1-2 (с.63), 1-2 (с.65) |
17-3 | | И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий. | Комплексное повторение, работа в парах по теме «Осмеяние пороков в баснях И.А.Крылова», самостоятельная работа с текстом для определения жанровых признаков басни (элементы композиции, особенн. языка). | Научатся выразительно читать басни по ролям, по образцу из фонохрестоматии, навыкам проектной деятельности. | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с их содержанием. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. Уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Формирование мотивации к самосовершенствованию. | | Выразительное чтение наизусть, словарная работа, вопросы 1-2 (с.63), 1-2 (с.65) |
18-4 | | Жанр басни в мировой литературе. | Комплексное повторение, самостоятельная работа с текстом для определения жанровых признаков басни (элементы композиции, особенности языка). | | | | | Выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций. |
19-5 | | РР Басни Крылова. Анализ и исполнение. | Выразительное чтение басен наизусть, комментирование выставления оценок. | | | | ПРОЕКТ Электронный альбом «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях» | Выразительное чтение, описание иллюстраций. |
20-6 | | В.А. Жуковский – сказочник. «Спящая царевна» как литературная сказка. | Изучение содержания параграфа, работа в парах по теме «Авторская сказка», коллективная работа по теме «Герои авторской сказки, особенности сюжета». | Научатся выделять черты народной сказки, видеть особенности авторской сказки. | Уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме. Формировать навыки самоконтроля, выполнять учебные действия. Уметь читать вслух, понимать услышанное. | Овладение техникой художественного пересказа. | | Вопросы и задания 1-5 (с. 80), 1-6 (с. 80-81, рубрика «Фонохрестоматия»), характеристика героев |
21-7 | | В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок» | Изучение содержания параграфа «Баллада», коллективная работа по определению жанровых особенностей баллады на материале баллады «Кубок». | Научатся выделять черты баллады. | Уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме. Формировать навыки самоконтроля, выполнять учебные действия. Уметь читать вслух, понимать услышанное. | Овладение техникой выразительного чтения баллады | | Характеристика героев, вопросы 1-3, 7 (с. 87), составление плана баллады |
22-8 | | А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | Комплексное повторение, работа в парах по составлению таблицы «Стихотворная и прозаическая речь». | Научатся находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, выразительно читать пролог, познакомятся с миром пушкинской сказки, с героями и сюжетом поэмы «Руслан и Людмила». | Уметь объяснить особенности стихотворной речи, слышать ритм стихотворного текста. Уметь выделять то, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению. Уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение. | Формирование познавательного интереса | | Вопросы и задания 1-2 (90), 1-2 (с. 91), 1-2 (с. 92), описание иллюстрации к прологу (первый форзац учебника). |
23-9 | | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | Заполнение таблицы « Основная мысль. Средства художественной выразительности», составление плана сообщения на тему «Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки». | Научится находить основную мысль сказки, сопоставлять литературную и народную сказку, слушать художественное чтение. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач. Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | | Вопросы и задания 1-12 (с. 109-110), задание рубрики «Будьте внимательны к слову» (с. 110), характеристика героев. |
24-10 | | Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского «Со сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина. | Сравнивает особенности композиции двух авторских сказок, выделяет особенности художественного языка писателей. | Научится сопоставлять язык художественного произведения, выделять авторскую оценку, различия в выражении основной мысли произведения. | Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе. | | Вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» (с. 111), описание иллюстраций к сказке А.С. Пушкина |
25-11 | | Стихи и проза. Рифма и ритм. | | | | | | Вопросы и задания (с. 115-117), элементы лингвистического анализа поэтического текста |
26-12 | | РР Мои любимые сказки А.С. Пушкина. | | | | | | Вопросы и задания (с. 115-117), элементы лингвистического анализа поэтического текста |
27-1 | | Из зарубежной литературы. Х.К. Андерсен «Снежная королева». Сюжет и герои сказки | | | | | | Вопросы и задания 1-7 (ч. 2, с. 225), выборочный пересказ, характеристика героев |
28-2 | | Победа добра над злом в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева» | | | | | | Вопросы 8-9 (ч. 2, с. 225-226), выборочный пересказ, характеристика героев, сопоставление сказок Х.К. Андерсена и А.С. Пушкина |
29-13 | ВХОД КОНТ | КР. «Жанровые особенности басен и литературных сказок». | | | | | ПРОЕКТЭлектронный альбом «События и герои сказок А. С. Пушкина в книжной графике». | Тест |
30-14 | | Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | Комплексное повторение, работа с текстом: определение основной мысли сказки, ее жанровых особенностей. | Научатся находить основную мысль сказки, жанровые отличия сказки от рассказа | Выполняет учебно-познавательные; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует по плану | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | | Вопросы и задания 1-7 (с. 151-152), 1-2 (с. 152, рубрика «Обогащайте свою речь»), выборочный пересказ, элементы лингвистического анализа текста |
31-15 | | В. М. Гаршин. Сказка «Attaleaprinceps». | Комплексное повторение, работа с текстом: определение основной мысли сказки, ее жанровых особенностей. | Научатся находить основную мысль сказки, жанровые отличия сказки от рассказа | Выполняет учебно-познавательные; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учи-телем и одноклассниками или самостоятельно) необ-ходимые операции, действует по плану | Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим наро-дам; признает общепринятые морально-этические нормы | | Вопросы и задания (с. 162), выборочный пересказ, характеристика героев |
32-16 | | ВЧ П. П. Ершов «Конёк-Горбунок». | Комплексное повторение, работа с текстом: определение основной мысли сказки, ее жанровых особенностей. | Научатся находить основную мысль сказки, жанровые отличия сказки от рассказа | Выполняет учебно-познавательные; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учи-телем и одно-классниками или самостоятельно) необ-ходимые операции, действует по плану. | Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим наро-дам; признает общепринятые морально-этические нормы. | | |
33-17 | | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. | Составление таблицы «Историческая основа произведения», работа в парах «Пафос произведения» | Научится определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа параграфа учебника | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Научится определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа параграфа учебника | | Вопросы и задания 1-2 (с. 165), 1-7 (с. 169-170), выразительное чтение |
34-18 | | Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». | Работа в парах «Средства языковой выразительности в стихотворении «Бородино». | Научится понимать стихотворный текст, аргументировать свое отношение к героям стихотворения, находить прямые авторские оценки, слушать художественное чтение произведение. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Научится понимать стихотворный текст, аргументировать свое отношение к героям стихотворения, находить прямые авторские оценки, слушать художественное чтение произведение. | | Вопросы и задания рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с. 170-171), выразительное чтение наизусть, описание репродукции, характеристика баллады с точки зрения изобразительно-выразительных средств, чтение и выполнение задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с. 170) |
35-19 | | Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место». Её своеобразие. | Изучение параграфа учебника, составление конспекта по теме «Фантастика», создание эвристической ситуации – конкурс сообщений по теме «Предание, обычай». | Научится понимать произведение, видеть реальное и фантастическое в повести | Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые операции, действует по плану. | Положительно относится к учению, позна-вательнойдея-тельности; же-лает приобре-тать новые знания, уме-ния, совершен-ствовать имеющиеся. | | Вопросы 1 (с. 174), 1-2 (с. 184) |
36-20 | | ВЧ Повести из сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). | Исследовательская работа по теме Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях» с привлечением ИКТ. | Получат навыки исследовательской работы. | Выполняет учебно-познавательные действия; устанавливает причинно-следственные связи Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения. Адекватно оценивает свои достижения, осознает трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке. | ПРОЕКТ Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» | Выборочный пересказ, выразительное чтение, вопросы и задания рубрик «Фонохрестоматия» (с. 184-185) |
37-21 | | Н.А.Некрасов. Стихотворение «На Волге». Раздумья поэта о судьбе русской женщины. | Групповая работа с текстом по плану, определение особенностей языка автора, основной мысли стихотворения. | Научится понимать стихотворный текст, аргументировать свое отношение к героям стихотворения, находить прямые авторские оценки, слушать художественное чтение произведение. | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач. Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые операции, действует по плану. | Научится понимать стихотворный текст, аргументировать свое отношение к героям стихотворения, находить прямые авторские оценки, слушать художественное чтение произведение. | Проявляет положительное отношение познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения. | Выразительное чтение, элементы лингвистического анализа, вопросы и задания (с. 191-192). |
38-22 | | Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). Изображение судьбы русской женщины. | Комплексное повторение, заполнение таблицы «Лирика», работа в парах по теме «Эпитет», коллективная работа «Устаревшие слова». | Научатся находить автобиографические элементы в лирическом произведении, чувствовать настроение автора через его речь, аргументировать и объяснять поведение героев, оценивать их поступки, находить авторские оценки. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Научатся находить автобиографические элементы в лирическом произведении, чувствовать настроение автора через его речь, аргументировать и объяснять поведение героев, оценивать их поступки, находить авторские оценки. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Вопросы и задания (с. 195-196), (205-206), характеристика поэтического образа русской женщины, сопоставление отрывка из поэмы с иллюстрацией И.И. Пчелко |
39-23 | | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения. | Групповая работа «Образы героев. Характеристика героев», составление плана устного сообщения по теме «Мое впечатление от прочитанного». | Научится понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения. | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует по плану. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Вопросы и задания (с. 205-206), сопоставление отрывка из поэмы с иллюстрацией И.И. Пчелко. |
40,41-24,25 | | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями. | Изучение и пересказ по плану статьи «автор, рассказчик», работа в парах по теме «прототипы рассказа», составление словаря понятий («крепостничество», «дворовые», «челядь» и др.), подготовка устного сообщения «Быт и нравы в период крепостного права». | Научится выявлять основную нравственную проблематику произведения. | Формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно. Формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других. Самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию. | Научится выявлять основную нравственную проблематику произведения. | | Сообщения, вопросы 1-3 (с. 241), 1-2 (с. 242-243, рубрика «Фонохрестоматия») |
42-26 | | Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя. | Заполнение таблицы «Роль пейзажа в раскрытии замысла автора», работа в парах «Портрет литературного героя», составление плана сообщения «Трудолюбие Герасима», «Великодушие Герасима». | Научатся воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние связи его элементов. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. | | Выразительное чтение, сравнительная характеристика героев. |
43-27 | | Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества. | Составление словаря понятий («холоп», «лакей», «приживалки» и др.), составление тезисного плана «Мир, в котором жил Герасим». | Научиться словесно воспроизводить картины, созданные автором, аргументировать свое отношение к героям произведения. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. | | Пересказ эпизодов по плану, вопросы и задания 4-5 |
44-28 | | Смысл финала рассказа. | | Научиться словесно воспроизводить картины, созданные автором, аргументировать свое отношение к героям произведения, понимать скрытый смысл финала рассказа. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, | | Задание рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 243), составление плана сочинения. |
45,46- 29,30 | | РР Подготовка к сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | Работа с понятием «сочинение-отзыв», составление развернутого плана домашнего сочинения. | Научатся писать сочинение-отзыв о прочитанном произведении, давать собственную оценку достоинств произведения. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий. | | Написание сочинения. |
47-31 | | «Чудные картины» А.А. Фета. | Комплексное повторение материала «Средства художественной выразительности», работа в парах по анализу функционирования средств художественной выразительности в произведениях А.А.Фета. | Научится находить в лирических произведениях средства художественной выразительности, выразительно читать стихотворение. | Выделяют главное в сообщении учащихся и учителя; самостоятельно находят и создают способы решения проблем творческого характера. Формулируют собственное мнение и позицию, участвуют в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействуют со сверстниками Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие; оценивать правильность.выполнения действия. | Осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость; формируют представления о благотворном влиянии природы на душу человека. | | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 245-246) |
48-32 | | КР. Контрольное тестирование за первое полугодие | Выполняют тестовые задания, пишут сочинение-миниатюру на тему «Впечатление от прочтения…» ( по типу ЕГЭ). | Выполнять тест, писать сочинение-миниатюру. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осущест-вляет поиск причин и пути преодоления. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий. | ПРОЕКТЭлектронный альбом «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков». | Контрольный тест. |
49-33 | | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | Комплексное повторение по теме «Жанры литературы», составление статьи по теме «Сюжет рассказа Л.Н.Толстого», работа в парах по теме «Идея рассказа». | Научится понимать гуманистическую направленность произведения, анализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в устной речи. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует по плану. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | | Вопросы и задания 1-2 (с. 275), 1-2 (с. 276) |
50,51- 34,35 | | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | Коллективная работа по выявлению линий сравнения героев, самостоятельная работа по сравнению героев, заполнение таблиц | Научится выявлять авторскую позицию, подкреплять собственное мнение примерами из текста, составлять сравнительную характерис. героев | Ставит и формулирует проблемы Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Формулирует и удерживает учебную задачу. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | | Обучение сравнительной характеристики героев. |
52-36 | | Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». | Комплексное повторение по теме «Характеристика героя», групповая работа по составлению текста-рассуждения «Душевная близость людей из враждующих лагерей» по алгоритму. | Научатся выделять главные эпизоды в рассказе, установление причинно-следственных связей между ними. | Ставит и формулирует проблемы Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Формулирует и удерживает учебную задачу. | Проявляет гуманистические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; выявляет первоначальные впечатления о прочитанном. | | Выборочный аналитический пересказ, , вопросы и задания 7-8 (с. 275), 4-6 (с. 276). Составление плана сочинения, подбор материалов. Темы сочинений: 1. «Жилин и Костылин: разные судьбы». 2. «Друзья и враги пленного Жилина». 3. «Гуманистические мысли Л.Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» |
53,54 37,38 | | РР Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник». | Коллективное составление плана сочинения, подбор примеров из текста. | Научатся составлять развернутый план сочинения, приводить примеры из текста. | Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты Осуществляет самоконтроль и самопроверку, формулирует собственное мнение и позицию Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче. | Осуществляет самоконтроль и самопроверку. | ПРОЕКТ Электронная презентация «Жилин и Костылин: два характера – две разных судьбы» | Написать сочинение. |
55-39 | | А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Особенности чеховского юмора. | Групповая работа по теме «Речь персонажа как средство достижения комического эффекта», инсценирование произведения | Научиться анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать рассказ | Воспринимает и анализирует сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; собирает информацию. Формулирует собственное мнение и позицию, предлагает помощь и сотрудничество .Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует по плану. | Осознаёт значимость чтения; проявляет эмоциональную отзывчивость на прочитанное | | Подготовка к КВН по рассказам Чехова. |
56-40 | | ВЧ Рассказы Антоши Чехонте | Групповая работа по теме «Речь персонажа как средство достижения комического эффекта», инсценирование произведения. | Научатся выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства выразительности, с помощью которых достигается комический эффект. | Воспринимает и анализирует сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; собирает информацию. Формулирует собственное мнение и позицию, предлагает помощь и сотрудничество .Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует по плану. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | | Пересказ, чтение по ролям, инсценирование рассказов, характеристика героев, описание иллюстраций. |
57,58- 41,42 | | Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. | Работа в парах «Изобразительные средства языка как способ выражения мысли автора», самостоятельная работа по словесному иллюстрированию прослушанного лирического произведения, создание диалоговой ситуации «Почему мне понравилось стихотворение?» | Научатся выразительно читать, анализировать стихотворения, слушать актерское чтение. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач. Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | ПРОЕКТ«Электронный альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях» | Выразительное чтение наизусть, элементы лингвистического анализа текста, Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии ХIХ века) |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (31 час, в т.ч. РР-5ч., ВЧ-2ч., КР-2ч.) |
59-1 | | И.А. Бунин. Рассказ «Косцы» | Формулирование цели урока, работа в парах: определение основной мысли произведения, коллективная работа по выявлению средств художественной выразительности в произведении | Учатся анализировать художественный текст | Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Формулирует собственное мнение и позицию; умеет задавать вопросы. Принимает и сохраняет учебную цель и задачу | Развивает навыки сотрудничества в разных ситуациях, находит выходы из спорных ситуаций | | Вопросы и задания 1 (с. 4)*, 1-3 (с. 9), 1-5 (с. 10, рубрика «Фонохрестоматия»), описание репродукции |
60-2 | | ВЧ И. А. Бунин «Подснежник» | Формулирование цели урока, работа в парах: определение основной мысли произведения, коллективная работа по выявлению средств художественной выразительности в произведении | Учатся анализировать художественный текст | Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Формулирует собственное мнение и позицию; умеет задавать вопросы. Принимает и сохраняет учебную цель и задачу | Развивает навыки сотрудничества в разных ситуациях, находит выходы из спорных ситуаций | | |
61-3 | | В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец. | Комплексное повторение, заполнение таблицы «Композиция литературного произведения», составление тезисного плана повести, работа в парах «Портрет героя». | Научатся анализировать текст, давать характеристики героям повести. | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит ее Вступает в учебный диалог, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые операции, действует по плану. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе. | | Вопросы и задания 1 (с. 11), 1, 3, 6 (с. 45), пересказ, составление плана повести |
62,63- 4,5 | | Жизнь среди «серых камней». | Комплексное повторение, заполнение таблицы «Композиция литературного произведения», составление тезисного плана повести, работа в парах «Портрет героя». | Научатся анализировать текст, давать характеристики героям повести. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | | Вопросы и задания 10, 13 (С. 46), 1-3 (. 46, рубрика «Обогащайте свою речь»), элементы анализа текста |
64-65 6,7 | | РР Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». | Коллективное составление плана сочинения, подбор примеров из текста. | Научатся составлять развернутый план сочинения, приводить примеры из текста. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе. | | |
66-67 8,9 | | С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». | Групповое заполнение таблицы «Композиционно-языковые особенности стихотворения», анализ стихотворения в парах. | Научится выразительно читать стихотворение, анализировать поэтический текст. | Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Организовывает и осуществляет сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками Формулирует и удерживает учебную задачу. | Даёт объективную оценку своей деятельности по выполнению задания. | | Вопросы и задания 1-2 (с. 49), 1-2 (с. 50, рубрика «Фонохрестоматия»), элементы анализа текста |
68-10 | | П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. | Заполнение таблицы «Композиционные и языковые особенности сказа», работа в парах «Реальность и фантастика в сказе П.П.Бажова» | Научатся различать жанр сказа и сказки, анализировать текст | Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные .высказывания; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | | Вопросы и задания 1-5, 9-11 (. 63-64), элементы анализа текста |
69-11 | | Образ хозяйки Медной горы. Понятие о сказе. | Заполнение таблицы «Композиционные и языковые особенности сказа», работа в парах «Реальность и фантастика в сказе П.П.Бажова» | Научатся различать жанр сказа и сказки, анализировать текст, выяснять значения диалектных слов | Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | | |
70-12 | | Контрольная работа «Творчество писателей 20 века». | Выполняют тестовые задания. Определяют принадлежность произведений к изученным жанрам (по элементам композиции, средствам языковой выразительности). | Выполнять тестовые задания. Определять принадлежность произведений к изученным жанрам (по элементам композиции, средствам языковой выразительности). | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | | Контрольная работа. |
71-13 | | ВЧ П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». | Заполнение таблицы «Композиционные и языковые особенности сказа», работа в парах «Реальность и фантастика в сказе П.П.Бажова» | Научатся различать жанр сказа и сказки, анализировать текст, давать собственную характеристику героям сказа. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Принимать и сохранять учебную задачу. | Осуществляют самоконтроль и самопроверку. | | Викторина, описание иллюстраций палехских мастеров и рисунков учеников к сказам. |
72-73 14,15 | | К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». | Заполнение таблицы «Тема и основная мысль сказки», работа в парах по теме «Положительный и отрицательный герой сказки» | Научатся определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки | Использует знаково-символические средства Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, сотрудничает, работая в паре. Принимает и сохраняет учебную цель и задачу | Формирует нравственно-эстетические представления Понимает чувства других людей и сопереживает им. | | Пересказ, вопросы и задания (с. 75), словесное рисование |
74-75 16;17 | | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | Комплексное повторение, работа в группах по теме «Тема и проблема рассказа», составление тезисного плана, пересказ отрывков, коллективная работа по теме «Повествование и описание в рассказе Паустовского: признаки и особенности языкового выражения» | Научатся определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки, анализировать текст, выявлять его композиционно-языковые особенности | Контролирует и оценивает процесс и результат деятельности. Формулирует собственное мнение и позицию Контролирует и оценивает свои действия. | Осознаёт значимость чтения; проявляет эмоциональную отзывчивость на прочитанное | | Выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 75), словесное рисование |
76-18 | | С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | Заполнение таблицы «Драма, пьеса: композиционные особенности», самостоятельная подготовка сообщения на тему «Положительный и отрицательный герой – традиция русской сказки». | Научатся объяснять жанровые особенности произведения, выяснять значения незнакомых слов, выразительно читать пьесу по ролям. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует по плану. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе. | | Вопросы и задания 1-2 (с. 98), 2, 5, 7 (с. 99, рубрика «Фонохрестоматия»), характеристика героев, вопросы статьи «Прочитайте, это интересно!» (с. 99-100). |
77-19 | | Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | Инсценирование выбранных эпизодов пьесы. | Научаться инсценировать пьесу. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует по плану. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения. | | Выразительное чтение по ролям пьесы-сказки, характеристика героев, вопросы статьи «Прочитайте, это интересно!» |
78-20 | ПРОМ | Контрольная работа «Литературная сказка в 20 веке» (тест). | Выполняют тестовые задания. Определяют принадлежность произведений к изученным жанрам (по элементам композиции, средствам языковой выразительности). | Выполнять тестовые задания. Определять принадлежность произведений к изученным жанрам (по элементам композиции, средствам языковой выразительности). | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; высказывает и обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказыванияПринимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует по плану. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся. | ПРОЕКТ Постановка спектакля по фрагменту сказки. | Контрольная работа. Выполнение теста. |
79-21 | | А.П. Платонов. Рассказ «Никита». | Комплексное повторение, работа в парах по теме «Единство героя с природой». | Научатся давать характеристику героя, соотносить реальное и фантастическое в рассказе. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; высказывает и обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказыванияПринимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует по плану. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся. | | Выразительное чтение, составление плана рассказа, вопросы и задания 1-4 (с. 111-112). |
80-22 | | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П. Платонова. | Комплексное повторение, работа в парах по теме «Единство героя с природой» | Научатся давать характеристику героя, соотносить реальное и фантастическое в рассказе. | Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение\Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения Целеполагание, планирование саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. | Самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих поступков, действий. | | Выразительное чтение, вопросы и задания рубрики «Фонохрестматия». |
81- 23 | | А.П. Платонов «Неизвестный цветок». | Комплексное повторение, работа в парах по теме «Единство героя с природой» | Научатся давать характеристику героя, соотносить реальное и фантастическое в рассказе. | Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение\Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения Целеполагание, планирование саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. | Самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих поступков, действий. | | Вопросы и задания 1-8 (с. 30-31). |
82-24 | | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». | Заполнение таблицы «Автор и герой рассказа», работа в парах по теме «Композиция рассказа В.Астафьева», самостоятельное составление цитатного плана с последующей взаимопроверкой | Научатся определять автобиографические черты рассказа, тему и основную мысль, анализировать композицию рассказа. | Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение Целеполагание, планирование саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества. | | Вопросы и задания 1-7, 9 (с. 140-141). |
83-25 | | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро». | Заполение таблицы «Тема.ОсновнаямысльрассказаВ.Астафьева», работа в парах «Открытие Васюткой озера. Картины природы, которые помогают раскрыть характер персонажа». | Научатся давать характеристику героя, определять значение картин природы, самостоятельной работе с текстом. | Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества. | | Вопросы и задания 10 (с. 141, рубрика «Обогащайте свою речь»). |
84-26 | | РР Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». | Интерпретирование эпиического произведения. | Научатся составлять развернутый план сочинения, приводить примеры из текста. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | | Составление плана сочинения, подбор материалов, написание сочинения. |
85-27 | | К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война. | Формулирование цели урока, работа в парах: определение основной мысли произведения, коллективная работа по выявлению средств художественной выразительности в произведении. | Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения. Адекватно оценивает свои достижения, осознает трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Научатся определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | | Вопросы и задания 1-2, 4 (с. 146), 1-2 (с.146-147, рубрика «Фонохрестоматия», 1 (с. 147, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), 1-2 (с. 149), 1-2 (с. 149, рубрика «Фонохрестоматия». |
86-28 | | А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». | Формулирование цели урока, работа в парах: определение основной мысли произведения, коллективная работа по выявлению средств художественной выразительности в произведении | Научатся определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | | |
87,88-29,30 | | РР Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. | Составление алгоритма для анализа поэтического текста с последующей взаимопроверкой, конкурс чтецов. | Научатся выразительно читать стихотворения, владеть элементами анализа поэтического текста, навыками монологической речи. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | ПРОЕКТ«Электронный альбом «Русские поэты XX в. о Родине и родной природе» в иллюстрациях» | Сообщение, выразительное чтение наизусть, вопросы и задания (с. 151, 152, 153-154, 156-157), элементы анализа поэтического текста, чтение отрывка из статьи Я.М. Смоленского (с. 269-271), вопросы и задания (с. 271-272). |
89-31 | | Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». | Комплексное повторение по теме «Юмор», составление памятки «Приемы комического». | Научатся сопоставлять литературные произведения, находить в тексте изобразительно-выразительные средства, придающие произведению юмористический характер, расширят представления о юморе в литературе, разовьют творческие способности, чувство юмора. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | | Вопросы и задания (с. 173, 175) |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (15 часов в т.ч. РР-2ч., ВЧ-2ч., КР-1ч.) |
90,91 - 3,4 | | Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед». | Составление рассуждения по теме «Подвиг героя во имя сохранения традиций предков». | Научатся характеризовать героев и их поступки. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые операции, действует по плану. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества. | | Выборочное чтение, анализ эпизодов баллады, характеристика героя. |
92,93 - 5,6 | | Даниель Дефо «Робинзон Крузо». | Составление рассуждения «Гимн неисчерпаемым возможностям человека», составление тезисного плана выступления на тему «Учебник мужества», составление «Словаря путешественника», памятки туристам «Если вы оказались на необитаемом острове». | Научатся выразительно читать текст, характеризовать героев и их поступки, прослеживать изменения в поведении и характере героя, понимать значение романа в истории литературы. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует по плану. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества. | | Выборочное чтение, анализ эпизодов романа, характеристика героя, вопросы и задания 1-5 (с. 193-194). |
94,95 - 7, 8 | | Дж. Лондон «Сказание о Кише». | Составление рассуждения на тему «Сказание о взрослении подростка», сравнение с произведениями русских писателей (А.Лиханов «Чистые камушки»). | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристик героев, их поступков, находить в тексте изобразительно-выразительные средства. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | | Вопросы и задания 1-3, 5-6 (с. 268), выразительное чтение, характеристика героя. |
96,97 - 9,10 | | ВЧ Жорж Санд «О чем говорят цветы». | Формулирование цели урока, работа в парах: определение основной мысли произведения, коллективная работа по выявлению средств художественной выразительности в произведении. | Научатся выразительно читать текст, давать характеристику героев и их поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | | Выразительное чтение, инсценирование эпизодов сказки, характеристика героев, вопросы и задания 1-2 (с. 240). |
98,99 - 11,12 | | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. | Составление рассуждения на тему «Дружба мальчиков», инсценирование эпизода. | Научатся выразительно читать текст, давать характеристику героев и их поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые операции, действует по плану. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества. | | Выразительное чтение, инсценирование эпизодов романа, характеристика героев, вопросы и задания 1-4 (с. 257), 1-5 (с. 257, рубрика «Фонохрестоматия»). |
100 - 13 | | Контрольное тестирование за второе полугодие. | Выполняют тестирование по типу ЕГЭ (А, В и С части). | Обобщают и систематизируют полученные знания, закрепляют умения и навыки. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | ПРОЕКТ.Электронная презентация «Памятники литературным героям» | Тест. |
101, 102 -14,15 | | РР.Итоговый урок (творческий отчёт). | | Обобщают и систематизируют полученные знания, закрепляют умения и навыки, проявляют творческие способности. | Осознаёт познава-тельную задачу; Читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материа-лах учебников, рабочих тетрадей Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятель-ность в парах и рабочих группах Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует по плану. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся. | ПРОЕКТЛитературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | Итоговые вопросы (с. 176), выразительный пересказ, описание иллюстраций. |
103-105 | | Резервные уроки. | | | | | | |