_____________ В.А. Кузнецова
«_____» ____________________ 2015 г.
________________И.А. Труханова
«_____» ____________________ 2015 г.
Руководитель МО ____________Н.Н. Макарова
протокол № __ от «_____» __________ 2015 г.
Составлено на основе: авторской программы по литературе под редакцией М.Б. Ладыгина
(ф.и.о. учителя, составившего календарно-тематическое планирование)
ЯНАО, город Надым, 2015 г.
Изображение человека в литературе европейского классицизма |
| | Изображение человека в литературе европейского классицизма XVII века. Особенности системы персонажей в комедии Ж.-Б. Мольера «Брак поневоле» | Объяснять смысл понятий литературная традиция, классика, литературное новаторство; пересказывать фрагмент учебно-научной статьи | Знать временные рамки классицизма, особенности данного времени. Формировать умение связно отвечать на вопросы по литературоведческой статье. | Адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии | Давать оценку героям и событиям на основе личностного восприятия | Прочитать «Брак поневоле» Мольера, ответить на вопросы. |
| | Роль образа Сганареля в комедии | Драма | Знать особенности «заданных героев» Уметь давать речевые характеристики персонажей | Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Планировать свою работу по изучению незнакомого материала | Отвечать на вопросы после текста 2,3,8,10, готовиться к вводному контролю |
| | Роль речевых характеристик персонажей в комедии К.Р. Вводная контрольная работа | Речевая характеристика персонажа | Знать содержание пьесы; образную природу словесного искусства. Уметь выразительно читать текст по сценам | Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков | Отвечать на вопросы в тетради |
| | Идейно-художественное значение ремарок в комедии Ж.-Б. Мольера «Брак поневоле». | Определять в произведении способы создания характера; давать оценку литературному характеру; определять роль ремарки в произведении | Знать особенности изображения характера в классицистической драме. Формировать умение анализировать драматический текст | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные : использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решений литературоведческой задачи | Подчеркнуть реплики и слова, характеризующие героев. |
| | Р.Р. Читательская лаборатория: «Как научиться цитировать литературное произведение» | Составлять рассказ о писателе, пользуясь дополнительными материалами из интернета, создавать письменное связное высказывание на литературную тему, использовать цитирование | Знать изученные теоретико-литературные понятия. Уметь анализировать художественный текст (формулировать тему, идею, проблематику) | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, понимание взаимосвязи литературы и действительности | Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления | Написать сочинение на тему «Времена и нравы»» |
| | Р.Р. Письменный ответ на вопрос: «Как изображаются «времена и нравы» в комедии Ж.-Б.Мольера «Брак поневоле»? При ответе необходимо использовать цитаты | Характеризовать особенность построения художественного мира произведения | Знать содержание пьесы, уметь уместно употреблять цитаты из произведения | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте Регулятивные : формулировать и удерживать учебную задачу; коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Составить план |
Изображение человека в литературе европейского Просвещения |
| | Изображение человека в литературе европейского Просвещения. Жанровое своеобразие романа Д.Дефо «Робинзон Крузо» | Просвещение. Объяснять смысл понятий литературная традиция, классика, литературное новаторство; пересказывать фрагмент учебно-научной статьи | Знать временные рамки Просвещения, особенности данного времени. Формировать умение связно отвечать на вопросы по литературоведческой статье. | Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации | Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества | Чтение статьи, основные мысли |
| | Особенности сюжета, композиции и повествования в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» | Роман, повесть | Знать определения романа и повести, содержания произведения Дефо, средства создания характера главного героя, особенности повествования Судить о гуманистическом звучании романа, представлять роль пейзажа, интерьера и художественной детали в романе | Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Развивать философский словарь (герой, добро, зло, красота духовная, ответственность) | Прочитать роман «Робинзон Крузо». |
| | Идейно-художественное значение образа Робинзона и способы создания его характера | Определять роль художественной детали в произведении | Уметь видеть художественные детали в тексте и выяснять их значение для характеристики героев и выражения идеи автора. Уметь охарактеризовать пейзаж и интерьер, выяснить их значение в тексте. Уметь видеть особенности повествования. | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Планировать свою работу по изучению незнакомого материала | Индив. задания по группам, пересказ глав |
| | «Робинзон Крузо» как «роман воспитания». Особенности «робинзонады» как сюжетно-композиционного приёма | Характер | Уметь охарактеризовать героев романа, сопоставить их. Увидеть и понять средства создания характеров в романе. | Анализировать ключевые эпизоды, характеризовать образ главного героя, объяснять нравственный выбор героев | Формировать представление об ответственности за свои поступки | Прочитать «Легенду об арабском астрологе» |
| | Читательская лаборатория: «Как научиться понимать смысл художественной детали» | Художественная деталь, интерьер и пейзаж. | Уметь воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельнокоммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Написать размышление от лица Робинзона (черновик) |
| | Р.Р. Творческая работа: «Напишите от имени Робинзона «наставление» потомкам» | Образ Робинзона и художественные средства его создания | Уметь показать черты Просвещения в романе. Формировать умение анализировать художественный текст. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте Регулятивные : формулировать и удерживать учебную задачу; коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Дописать работу |
Изображение в литературе противоречивости человеческого характера |
| | Изображение в литературе противоречивости человеческого характера. Жанровое своеобразие новеллы В. Ирвинга «Легенда об арабском астрологе» | Ирония, восточный колорит | Знать, в чём заключается сущность конфликта между Абу-Аюбом и Абен-Абусом, средства создания «восточного колорита» Понимать идейное звучание новеллы, судить об иронии в новелле, размышлять о фантастике и реальности в новелле | Задавать вопросы и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывает и обосновывать свою точку зрения. | Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе | Выписать слова, придающие восточный колорит |
| | Особенности повествования и образ Повествователя в новелле | Конфликт и его развитие | Уметь назвать основной конфликт новеллы и проследить его развитие. | Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; анализировать иллюстративный материал | Формировать представление об ответственности за свои поступки | Характеристика повествователя |
| | Идейно-художественная роль образов астролога и султана в новелле. Особенности основного конфликта и идейное звучание произведения | Пользуясь дополнительными материалами из интернета, создавать письменное связное высказывание на литературную тему, использовать цитирование | Увидеть приёмы, используемые автором для придания атмосфере и характерам легенды восточного колорита. Формировать умение формулировать идею произведения. Знать, каким образом автор строит иронию в произведении. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Регулятивные : уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно коммуникативные : формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительных героев, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Прочитать баллады «Ночной смотр» и «Воздушный корабль», подготовить выразительное чтение. |
| | Образ Наполеона в балладах Цейдлица «Ночной смотр» и «Воздушный корабль». Художественная роль эпитетов в балладах Цейдлица | «Наполеонизм» | Уметь охарактеризовать образ Наполеона, созданный в балладах. Уметь увидеть художественные приёмы, используемые автором для создания образа Наполеона. | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Воспитывать любовь и толерантное отношение к культуре разных народов | Вспомнить героические характеры в литературе. Выписать их в тетрадь |
| | Художественная роль фантастики в балладах Цейдлица | Пейзаж, юмор, фантастика | Уметь объяснить, какую художественную роль играет в балладах Цейдлица фантастика.. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Отвечать на вопросы, выразит. чтение |
| | Особенности мелодии и ритма в балладах Цейдлица «Ночной смотр» и «Воздушный корабль». | Пейзаж, юмор, фантастика | Формировать умение формулировать идею произведения. Знать, каким образом автор строит иронию в произведении. Формировать умение составлять ритмические схемы баллад. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; Регулятивные : использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности | Работа по вопросам учебника |
Понятие о героическом характере |
| | Героический характер в литературе. | Героический характер | Знать, что такое героический характер в литературе, уметь указать признаки героического характера. | Уметь характеризовать героев, уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств мыслей и потребностей | Формировать личностный смысл учения Воспитывать стойкость и мужество, умения выстоять в необычных жизненных условиях | Выполнить конспект статьи «Героический характер в литературе». |
| | Героический характер и патриотический смысл баллады А.К. Толстого «Василий Шибанов». | Баллада | Уметь выделить черты героического в балладе. | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование навыков исследования текста с опорой не только н аинформацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства. | Прочитать произведение Дж. Лондона «Мексиканец» |
| | Героический характер в новелле Д. Лондона «Мексиканец». Основные способы создания характера Риверы | Антитеза | Знать особенности создания образа Риверы, характерные черты героического характера Уметь находить и объяснять роль сопоставления и антитезы в новелле, объяснять смысл названия | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные : уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Составить устный портрет |
| | Художественный смысл сопоставления характеров Дэнни Уорда и Фелипе Риверы. Образ США в новелле и авторское отношение к нему | Антитеза | Формировать умение анализировать художественный текст и видеть смысл произведения. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием Регулятивные уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные : уметь строить монологическое высказывание | Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | Ответить на вопросы |
| | Героический характер в новелле Р.Шекли «Запах мысли» | Фантастика | Особенности героизма Кливи, о роли фантастики в создании характера Рассуждать о всесилии человека в новелле, о роли юмора в новелле | Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления | Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | Показать приемы создания героического характера в повести |
| | Художественная роль фантастики в новелле Р. Шекли «Запах мысли». | Поэтизация народных преданий, народной жизни. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического в повести | Уметь выделить художественные приёмы и эпизоды, характеризующие героя | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием Регулятивные уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные : уметь строить монологическое высказывание | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Подготовить выразительное чтение баллады «Стрельцы и крестьянин». |
КОНЦЕПЦИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ XVIII ВЕКА |
| | Мир и человек в русской литературе | Представление об изображении человека и его мира в русской литературе | Концепция мира и человека в средневековой русской литературе и литературе XVIII ВЕКА. | Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств | Формировать представление о литературе как гуманистической ценности | Конспект статьи, знать основные положения |
| | Мир и человек в средневековой русской литературе. Особенности создания характеров в «Повести о Шемякином суде». | Особенности характера литературного персонажа | Знать особенности создания характеров в средневековой русской литературе. Уметь объяснить смысл названия произведения, охарактеризовать образ Шемяки. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков | Вопросы по учебнику |
| | Фольклорные основы создания характеров в русской народной балладе «Стрельцы и крестьянин» | Дать представление о русской народной балладе | Знать об особенностях русской народной баллады, сатирические мотивы в балладе. Иметь представление о фольклорных основах создания характера | Адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии | Положительно относиться к учению, познавательной деятельности; желать приобретать новые знания, умения | Прочитать «О двух ворах и попе…» |
| | Мир и человек в русской литературе XVIII-XIX веков. Особенности создания характеров персонажей в новелле И. Новикова «О двух ворах и попе, одержимом подагрою» | Комический характер. Сатира в произведении. Роль художественной детали в произведении. | Знать особенности создания характеров персонажей в произведении И. Новикова «О двух ворах и попе…». Уметь дать характеристику героям произведения. Формировать умение анализировать текст | Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей | Прочитать «Вечер на бивуаке», уметь ответить на вопросы после текста (по группам). |
Концепция мира и человека в русской литературе XIX века |
| | Темы любви и дружбы в новелле А.А. Бестужева-Марлинского «Вечер на бивуаке» | Познакомить с произведением Бестужева-Марлинского | Знать средства раскрытия характеров и развитие конфликта в произведении. Определять роль изобразительно-выразительных средств и художественной детали в произведении | Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач | Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | Написать «романтический анекдот». |
| | Смысл названия и нравственная проблематика новеллы А.А. Бестужева-Марлинского «Вечер на бивуаке» | Выявить изобразительно-выразительные средства и художественную деталь в произведении | Формировать умение видеть художественные детали и изобразительно-выразительные средства в произведении, умение объяснять их использование. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Регулятивные формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Прочитать новеллу «Русалка» |
| | Фантастика и жизнеподобие в новелле О.М. Сомова «Русалка» | Познакомить с фантастическим произведением Сомова | Иметь представление об использовании фантастики для раскрытия мира человеческой души, определять роль портрета в новелле | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием Регулятивные уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Ответы на вопросы |
| | Идейно-художественная роль пейзажа в новелле О.М. Сомова «Русалка» | Выявить средства создания характеров носителей зла | Увидеть фантастику и жизнеподобие в новелле, показать их соотношение, идейные и художественные функции. Увидеть художественные средства создания характеров носителей зла. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, определять понятия Регулятивные : выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные уметь формулировать собственное мнение и собственную позицию | Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию | Ответы на вопросы |
| | Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать колорит в литературном произведении» | Выявить особенности колорита в произведении | Уметь выявлять и колорит и определять его роль в произведении | Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач | Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | Прочитать поэму «Цыганы». |
| | Р.Р. Сопоставительная характеристика образов Колдунов из новеллы О.М. Сомова и «Страшной мести» Н.В. Гоголя | Продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему, умение соблюдать признаки выбранного жанра сочинения, выражать свое отношение к предложенным темам | Увидеть фантастику и жизнеподобие в новелле, показать их соотношение, идейные и художественные функции. Увидеть художественные средства создания характеров носителей зла | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование навыков устной монологической речи | Прочитать поэму «Цыганы». |
| | Тема свободы и особенности основного конфликта поэмы А.С. Пушкина «Цыганы» | Формирование умения давать характеристику героям романтической поэмы | Знать о раскрытии в основном конфликте поэмы понятия человеческой свободы, поэтические средства создания характера. Давать характеристику образа старого цыгана, Алеко; определять роль пейзажа в произведении | Познавательные уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, определять понятия Регулятивные выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи коммуникативные формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию | Конспект статьи «Цыганы». |
| | Основные средства создания характера Алеко. Алеко как байронический герой | Познакомить с художественным мастерством писателя в создании произведения «Цыганы» | Увидеть художественно-изобразительные средства, используемые Пушкиным в поэме. Уметь дать ритмическую характеристику организации поэмы. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, определять понятия Регулятивные : выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные уметь формулировать собственное мнение и собственную позицию | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | |
| | Идейно-художественная роль пейзажа в поэме | Создать условия для понимания поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека | Увидеть художественно-изобразительные средства, используемые Пушкиным в поэме. Уметь давать ритмическую характеристику организации поэмы. | Познавательные уметь выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено коммуникативные уметь моделировать монологическое высказыванеи, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. | Формирование навыков творческой деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Прочитать «Сказку о золотом петушке» |
| | Жанровое своеобразие «Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина | Раскрыть проблему ответственности человека за судьбы окружающего мира. Формировать умение видеть проблему художественного произведения, а также то, как эта проблема преподносится автором. | Содержание, основную проблему произведения, о трагизме образа Дадона. Уметь сравнивать сказку Пушкина с «Легендой об арабском астрологе» В.Ирвинга, определять роль художественной детали в сказке | Познавательные уметь искать и выделять необходимую информацию из литературного источника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими коммуникативные формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование навыков творческой деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Ответы на вопросы. |
| | Идейно-художественный смысл сравнения «Легенды об арабском астрологе» В. Ирвинга и «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина | Познакомить с историей сюжета, центральными образами сказки Сравнительная характеристика | Знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм Формировать умение видеть проблему художественного произведения, а также то, как эта проблема преподносится автором. | Познавательные уметь искать и выделять необходимую информацию из литературного источника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими коммуникативные формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование навыков творческой деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Перечитать новеллу «Барышня-крестьянка» |
| | Понятие новеллистического цикла и особенности его организации. А.С. Пушкин «Повести Белкина». | Дать понятие новеллистического цикла и особенностях его организации | Знать, что такое новеллистический цикл, знать особенности новеллистического цикла Пушкина. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста и составлять развернутое сообщение Регулятивные Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование навыков творческой деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Индивидуальные задания по текстам «Повестей Белкина». |
| | Система повествования и образы повествователей в «Повестях Белкина». | Познакомить с произведением Пушкина, с особенностями пушкинской прозы | Знать об особенностях женского характера в русской литературе 19 века, особенности пушкинской прозы. Уметь давать характеристику помещичьему и крестьянскому быту, рассуждать о теме любви в новелле. Увидеть и понять систему повествования и образы повествователей в произведении | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные : Уметь осознавать усвоенный материал,а также качество и уровень усвоения коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование навыков творческой деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Ответы на вопросы (письменно в тетради). |
| | Женский характер в русской литературе XIX века. «Барышня-крестьянка». | Дать понятие о женском характере в русской литературе XIX века. | Увидеть типичные женские характеры в произведении. Формировать умение выступать с докладом. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование навыков творческой деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Подготовка к экзаменационной работе |
| | К.Р. Экзамен за первое полугодие | Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу | Знать изученные произведения, их авторов. Уметь применять имеющиеся знания в измененной ситуации | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста Регулятивные : Уметь выполнять учебные действия, отвечать на вопросы викторины) Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Прочитать «Портрет» Гоголя |
| | Жанровое своеобразие и особенности сюжета и композиции новеллы Н.В. Гоголя «Портрет» | На примере повести познакомить с проблемой ответственности человека за судьбы мира | Уметь видеть особенности композиции произведения. Знать особенности композиции. Уметь формулировать ответ на вопрос о назначении искусства, об олицетворении зла в повести | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные : Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Сделать подборку произведений и эпизодов «Творец, художник в литературе». |
| | Тема художника и назначения искусства в новелле Н.В. Гоголя «Портрет». Характер Чарткова и основные способы его создания | Обозначить присутствие темы искусства в повести | Формировать умение давать сопоставительную характеристику. Формировать умение анализировать художественный текст. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи. | Написать сочинение «Смысл и задачи искусства в представлении Гоголя». |
| | Художественный смысл сопоставления трёх художников в новелле | Познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести | Уметь видеть особенности композиции произведения. Формировать умение давать сопоставительную характеристику. Формировать умение анализировать художественный текст | Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения | Планировать свою работу по изучению незнакомого материала | Прочитать «Очерк зимнего дня» |
| | Р.Р. Письменный ответ на вопрос: «Какова роль портретной детали в раскрытии характера главного героя новеллы»? | Продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему, умение соблюдать признаки выбранного жанра сочинения, выражать свое отношение к предложенным темам | Уметь самостоятельно делать выводы, строить рас- суждения на нравственно- этические темы, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести | Понимать ключевые проблемы изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями; вести диалог. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков | Прочитать «Бежин луг». |
| | Жанровое своеобразие новеллы И.С. Тургенева «Бежин луг» | Познакомить с рассказом И.С. Тургеневао роли пейзажа в создании эмоционального отношения к повествованию | Уметь определить тему «Бежина луга», объяснить смысл названия произведения, охарактеризовать образ повествователя. | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные : Уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Устная характеристика героев |
| | Особенности изображения детских характеров в новелле | Особенности изображения детского характера, | Уметь дать характеристику образов мальчиков, увидеть особенности изображения детского характера в новелле. строить рассуждения на тему: «Человек и природа в новелле» | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста Регулятивные : Уметь выполнять учебные действия 9отвечать на вопросы викторины) Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование мотивации к самосовершенствованию. | Написать сочинение: «Портрет мальчика» |
| | Читательская лаборатория: «Как научиться различать типическое и индивидуальное в характере» | Расширить знания учащихся о литературном характере | Знать содержание рассказа; отличительные черты художественного мира Тургенева. уметь воспринимать и анализировать текст, понимать его идейное содержание | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии Регулятивные : выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать , самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Коммуникативные: уметь строить логическое рассуждение | Формирование мотивациик индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Описать наиболее интересную встречу в своей жизни |
| | Р.Р. Творческая работа: «Опишите наиболее интересную встречу в вашей жизни» | Развивать навыки написания творческой работы | Знать методику действий при написании творческой работы. Уметь проводить сравнительный анализ тем, идей, образов | Выражать свое мнение о прочитанном произведении | Понимать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития | Прочитать сказ «Левша» |
| | Понятие о литературном стиле художественного произведения. Жанровое и стилевое своеобразие новеллы Н.С. Лескова «Левша» | На примере произведения Лескова познакомить с примером русского характера, дать начальное понятие о стиле. | Знать, в чём особенности сказа. Продолжать формировать умение анализировать текст. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные : выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Описать характер Платова. |
| | Образ Левши и основные способы его создания | Охарактеризовать образ повествователя в сказе Лескова. | Знать о своеобразии художественного стиля повествования, содержание произведения, роль главного героя в произведении. Судить об образе повествователя и своеобразии художественного стиля повествования, размышлять об идейном звучании концовки. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии Регулятивные : выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать , самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Коммуникативные: уметь строить логическое рассуждение | Формирование мотивациик индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Вопросы в тетради. |
| | Идейно-художественный смысл сопоставления образов двух императоров: Александра и Николая. | Отметить своеобразие произведения; его связь с фольклором, обучать составлению цитатного плана | Знать, что такое обобщённый характер, национальный характер, как автору удаётся их создать | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные : Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Подобрать примеры игры слов в рассказе Лескова |
| | Роль речевой характеристики в раскрытии характеров персонажей. Смысл финала новеллы и основная идея произведения | Раскрыть роль портретного описания в идейно-композиционном замысле литературного произведения, как средства выражения авторской позиции. Развивать наблюдательность, способность давать оценку. | Знать понятие «речевая характеристика». Уметь выполнять характеристику героя. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Регулятивные формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну | |
| | Читательская лаборатория: «Как научиться определять национальные черты литературного характера». | Выявить национальный характер в произведении | Знать, что такое обобщённый характер, национальный характер, как автору удаётся их создать. | Выделять информацию в соответствии с поставленной целью | Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну | Описать характер Платова |
| | Р.Р. Творческая работа: «Дайте развёрнутую характеристику образа атамана Платова» | Продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему, умение соблюдать признаки выбранного жанра сочинения, выражать свое отношение к предложенным темам | Знать особенности написания сочинения на литературную тему. Уметь создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь, различные средства выразительности для полного раскрытия темы сочинения | Выделять информацию в соответствии с поставленной целью | Формировать представление о связи поколений, всего живого на земле | Прочитать сказку Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик…» |
| | Жанровое своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Познакомить со сказкой писателя, дать начальное представление о сатире. Выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок | Увидеть мастерство писателя в создании сатирических персонажей. Знать Приёмы сатирического изображения персонажей. Размышлять о художественном мастерстве писателя. | Овладеть знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов | Понимать литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни | Прочитать сказку «Дикий помещик», приготовить иллюстрацию |
| | Приёмы робинзонады и их художественная роль в произведении | Обсудить проблематику сказки. Выяснить особенности приёма аллегории, развивать умение анализировать сказки, показать ее актуальность и в наши дни | Уметь выступать с сообщением на тему; определять, что сближает сказки Салтыкова- Щедрина с народными и что разделяет | Определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения | Развивать этические чувства, доброжелатель ность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | Повторить термины |
| | Особенности основного конфликта и идейное звучание произведения | Раскрыть особенности сюжетов, конфликта и проблематики «сказок для детей изрядного возраста» | Знать содержание сказок. Уметь выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера | Определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями | Постигать красоту и богатство, выразительность русского слова | Конспект статьи |
| | Идейно-художественное своеобразие «Очерка зимнего дня» С.Т.Аксакова | Познакомить с очерком писателя. Особенности воспроизведения мира и человека в жанре очерка | Знать жанровые характеристики очерка. Уметь охарактеризовать особенности мира и человека в жанре очерка Аксакова. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Обозначить образ повествователя |
| | Идейно-художественное своеобразие стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник» | Формировать умение сопоставлять образы из разных произведений, давать анализ лирического текста | Уметь объяснить особенности патриотизма Н.А. Некрасова. Создавать образ школьника, судить о поэтическом мастерстве автора. | Работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации | Формировать уважение к личности и её достоинству | Выучить наизусть |
| | Особенности сюжета и композиции новеллы Л.Н. Толстого «После бала» | Познакомить с новеллой писателя, дать представление о понятии «диалектика души» | Формировать умение видеть особенности композиции произведения, её значение для создания образов. Понимать значение рамочной композиции новеллы, понятие «диалектики души», роль композиции в идейном замысле. | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные : Уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Подчеркнуть художественные детали в новелле по заданию. |
| | Особенности повествования в новелле | Совершенствовать навык анализа прозаичных произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика | Знать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Работать в группах; точно выражать свои мысли в соответствии с задачами | Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | Подчеркнуть художествен- ные детали в новелле по заданию По желанию выполнить иллюстрацию к тексту |
| | Основные способы выражения авторской позиции в новелле Л.Н. Толстого «После бала» | Создать условия для понимания главной мысли рассказа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика | Знать содержание изучаемого произведения; прием «контраста». Уметь: находить при анализе текста изобразительно-выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Регулятивные формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Сравнение героев по плану сравнительной характеристики |
| | Читательская лаборатория: «Как научиться понимать внутренний мир литературного характера» | Совершенствовать навык анализа внутреннего мира героя | Знать содержание рассказа; приемы анализа текста. Уметь сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанном | Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну | Владеть монологической и диалогической речью, пересказывать близко к тексту | Прочитать рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» |
| | Жизнеподобие и фантастика в новелле Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» | Рассмотреть творчество Достоевского с позиции гуманистического идеала Приобщение к наследию самого сложного отечественного писателя | Формировать умение сопоставлять образы разных произведений, объяснять смысл названия произведения. Формировать умение анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Коммуникативные формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Написать отзыв на рассказ |
| | Нравственная проблематика новеллы Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» | Формировать умение анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды. | Формировать умение сопоставлять образы разных произведений, объяснять смысл названия произведения. Формировать умение анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста Регулятивные : Уметь выполнять учебные действия отвечать на вопросы викторины) Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Прочитать рассказы Чехова «Хамелеон», Каникулярные работы институтки Наденьки N» |
| | Художественные средства создания комического характера в новелле А.П. Чехова «Хамелеон». | Рассмотреть наличие юмористического в произведениях А.П. Чехова. | Знать отличие юмора от сатиры. Увидеть юмористическое и сатирическое в произведениях Чехова. | Познавательные уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста Регулятивные Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков исследовательской работы | Прочитать новеллу «Хамелеон», выделить сатирическое. |
| | Юмор и сатира в новелле | Выявить средства создания характеров в новелле | Увидеть особенности создания характеров в новеллах Чехова. Уметь анализировать художественный текст. | Познавательныеуметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные Уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Формирование навыков исследовательской работы | Подобрать и принести несколько анекдотов |
| | Р.Р. Читательская лаборатория: «Как научиться понимать характер персонажа по его речи» | Продолжить работу над формированием умения выполнить лингвистический анализ текста, умения тонко чувствовать художественное слово. | Знать идейно-тематическую направленность рассказа | Познавательныеуметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного Регулятивные : Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме | Структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Подготовиться к творческой работе |
| | Р.Р. Пересказ новеллы от лица борзого щенка | Совершенствование навыков изложения содержания эпизода близко к тексту, сопровождая цитатами от 3 лица | Уметь создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь | Познавательные: уметь объяснять значение прочитанного Регулятивные: Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме | Формирование мотивации к индивидуальной деятельности | Дописать работу |
| | В мастерской художника слова. Портрет в литературном произведении | Развивать навыки вдумчивого чтения; бережного отношения к художественному слову; памяти, ассоциативно-образного мышления, наблюдательности; навыки умственного труда, в основе которых лежит работа с текстом | Умет анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к прочитанному | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста Регулятивные : Уметь выполнять учебные действия отвечать на вопросы викторины) Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритмку решения литературоведческой заадчи | Подготовить отзыв о прочитанной книге |
| | Вн.чт. Сокровища книжных полок. Знакомство школьников с произведениями русских писателей | Учить умениям выразительно читать, видеть роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание – отзыв о прозаическом тексте | Знать текст произведения. Уметь выразительно читать произведение, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, вступать в речевое общение | Познавательные: Уметь строить сообщение исследовательского характера в письменной форме Регулятивные выбирать действия в соответствии с поставленной задачей коммуникативные уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Прочитать «Красную корону», уметь объяснить смысл названия. |
Концепция мира и человека в русской литературе XX века |
| | Мир и человек в русской литературе XX века. Особенности повествования в новелле М.А. Булгакова «Красная корона» | Познакомить с особенностями изображения мира и человека в литературе 20 в., выявить особенности новеллы Булгакова | Уметь объяснить смысл названия новеллы, выделить особенности повествования. | Познавательные: Уметь строить сообщение исследовательского характера в письменной форме Регулятивные выбирать действия в соответствии с поставленной задачей коммуникативные уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Ответить на вопросы (устно). |
| | Образ «генерала» и его роль в произведении | Определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера «генерала» | Знать содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя. Уметь владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Познавательные уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные Уметь выполнять учебные действия отвечать на вопросы коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыков исследовательской работы | Сообщение о матери, выписать ИВС, создающие портрет |
| | Образ матери и гуманистический пафос новеллы | Развивать умение учащихся грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения, составлять связные высказывания на указанную тему; развивать мышление, воображение, память и творческие способности учащихся | Знать, что такое трагизм в литературе, трагический характер. Увидеть способы создания трагического характера в новелле. | Познавательные уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные Уметь выполнять учебные действия отвечать на вопросы коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыков исследовательской работы | Ответить на вопросы (устно). |
| | Читательская лаборатория: «Как научиться определять художественную роль интерьера в произведении» | Продолжить работу над формированием умения выполнить лингвистический анализ текста, умения тонко чувствовать художественное слово. | Знать идейно-тематическую направленность рассказа | Познавательныесамостоятельно делатьвыводы,перерабатыватьинформацию Регулятивные Уметь планировать алгоритм ответа коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме | Формирование навыков исследовательской работы | Прочитать «Пирамиду». |
| | Прошлое и Настоящее в стихотворении Д.Б. Кедрина «Пирамида» | Выявить жанровые особенности стихотворения | Увидеть историческую основу произведения. Уметь охарактеризовать жанровое своеобразие произведения. | Познавательные уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные Уметь выполнять учебные действия отвечать на вопросы коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыков исследовательской работы | Ответить на индивидуальные вопросы. |
| | Тема подвига в новелле А.П. Платонова «Иван Великий» | Определить Своеобразие раскрытия темы войны в новелле | Увидеть и охарактеризовать особенности раскрытия темы войны в новелле. | Понимать связь литературных произведений с эпохой, с личной судьбой поэта, выявлять заложенные в них вневременные нравственные, духовные ценности | Пробуждать осознанный интерес к личности и творчеству писателя | Устная характеристика красноармейца. |
| | Р.Р. Письменный ответ на вопрос: «Что нужно знать солдату?» | Продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему, умение соблюдать признаки выбранного жанра сочинения, выражать свое отношение к предложенным темам | Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное | Структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну | Устная характеристика образов |
| | Своеобразие лирического героя и авторской позиции в стихотворении Н.А. Заболоцкого «В этой роще берёзовой…» | Рассмотреть своеобразие лирического героя и авторской позиции в стихотворении | Формировать навыки выразительного чтения наизусть. Формировать умение анализировать лирическое произведение. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные : Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Выучить стихотворение наизусть |
| | Жанровое своеобразие и смысл названия новеллы Е.И. Носова «Малая родина» | Определить лирическую и патриотическую позицию автора в произведении | Увидеть сочетание эпического и лирического элемента в произведении. Уметь описать характеры повествователя в настоящем и прошлом, объяснить, что в них общего и чем они отличаются. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии Регулятивные : выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать , самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Коммуникативные: уметь строить логическое рассуждение | Формирование навыков исследовательской работы | Прочитать «Уроки французского» |
| | Р.Р. Творческая работа: «Опишите свою малую родину» | Продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему, умение соблюдать признаки выбранного жанра сочинения, выражать свое отношение к предложенным темам | Уметь выражать свое отношение к прочитанному; пользоваться нуж ными цитатами из текста; писать очерк | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные Выполнять учебные действия умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме | Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | |
| | Особенности основного конфликта в новелле В.Г. Распутина «Уроки французского» | Рассмотреть мир детей и мир взрослых в новелле | Уметь увидеть проблему произведения, сопоставить мир детей и взрослых, объяснить значение этого сопоставления. | Осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления | Формировать представление о творчестве, о свободе выражения своих чувств Давать оценку героям и событиям на основе личностного восприятия | |
| | Образы детей и учителей в новелле В.Г. Распутина «Уроки французского». | Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои. Формировать умение анализировать художественное произведение, | Уметь распределять роли, представлять точку зрения писателя и собственные суждения. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные Выполнять учебные действия умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме | Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Записать в тетрадь те нравственные уроки, которые вынесли из “Уроков французского” |
| | Р.Р. Читательская лаборатория: «Как написать отзыв о прочитанном произведении» | Раскрыть идейное содержание произведения, выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором. | Уметь распределять роли, представлять точку зрения писателя и собственные суждения. | Отвечать на вопросы по прослушанной лекции, создавать устные и письменные монологические высказывания | Развивать философский (герой, добро, зло, красота духовная, ответственность) словарь | «Мой главный урок» (отзыв о прочитанном произведении) |
| | Основная тематика и проблематика новелл Ф.А. Абрамова «Золотые руки» и «Когда делаешь по совести» | Формировать этические ценности: духовной стойкости, порядочности, совестливости, способствовать формированию исследовательской культуры личности, развивать речевую культуру учащихся | Знать содержание новеллы; нравственную проблематику новеллы; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, вести диалог | Понимать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития | Сообщение о прочитанной книге |
| | Вн.чт. Сокровища книжных полок. Знакомство школьников с произведениями русских писателей XX века | Познакомить учащихся с художественной литературой, входящей в круг внеклассного чтения | Уметь самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные Выполнять учебные действия умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме | Формирование навыков исследовательской работы | Готовиться к итоговому экзамену |
| | К.Р. Экзамен за курс 7 класса | Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу | Знать изученные произведения, их авторов. Уметь применять имеющиеся знания в измененной ситуации | Выражать свое мнение о прочитанном произведении | Давать оценку героям и событиям на основе личностного восприятия | Подготовиться к викторине |
Понятие о лирическом герое литературного произведения |
| | Понятие о лирическом герое литературного произведения. Образ лирического героя в стихотворении А.С. Пушкина «Няне». | Дать понятие лирическому герою, план характеристики лирического героя | Уметь характеризовать образ лирического героя литературного произведения | Работать с интернет -ресурсами, выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями | Размышлять над вопросами судьбы и правах человеческой личности через восприятие художественного текста | Проанализировать любимое стихотворение |
| | Жанровое своеобразие и смысл названия стихотворения А.С. Пушкина «Анчар» | Выявить идейно-художественное своеобразие стихотворений А.С. Пушкина «К Чаадаеву», «Анчар», «Я вас любил…». | Уметь анализировать лирическое произведение. | Анализировать поэтические тексты, определять их принадлежность к одному из литературных жанров | Формировать представление о нравственных ценностях | Анализ стихотворения |
| | Художественная роль пейзажа в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар» | Развитие навыка работы и анализа поэтического текста; формирование у учащихся навыков критического чтения; развитие устного - словесного рисования на уроке литературы | Увидеть своеобразие лирики Пушкина. Формировать умение сопоставлять художественные тексты. Формировать умение анализировать лирическое произведение | Умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами; подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы. | Знание наизусть художественных текстов в рамках программы; | Выразительное чтение стихотворения Баратынского |