СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по литературе составлено на основе авторской программы по литературе под. редакцией Ладыгина Б.М. в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс»

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов» г. Надыма


Утверждено

Директор МОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением

отдельных предметов»

_____________ В.А. Кузнецова

«_____» ____________________ 2015 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 1 с углублённым изучением

отдельных предметов»

________________И.А. Труханова

«_____» ____________________ 2015 г.

Рассмотрено

на заседании МО учителей

русского языка и литературы

Руководитель МО ____________Н.Н. Макарова

протокол № __ от «_____» __________ 2015 г.










Календарно-тематическое планирование

Литература


7б класс (с углубленным изучением русского языка и литературы)

2015 - 2016 учебный год



Составлено на основе: авторской программы по литературе под редакцией М.Б. Ладыгина


Макарова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

(ф.и.о. учителя, составившего календарно-тематическое планирование)




ЯНАО, город Надым, 2015 г.




Календарно-тематическое планирование по литературе 7б класс


Дата

урока

Тема

Виды учебной

деятельности

Результаты обучения


Домашнее

задание

Предметные:

Метапредметные


Личностные

Введение


Изображение в литературе человека и окружающего его мира

Концепция мира и человека в литературе. Персонаж, герой, протагонист, антагонист. Система характеров как основа организации человеческих отношений в литературном произведении. Предметный мир в литературном произведении. Пейзаж, художественная деталь.

Знать концепцию мира и человека в литературе. Знать и понимать термины и понятия, представленные на данном уроке.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе


Формирование «стартовой» мотивации к обучению

Записи в тетради

Прочитать цикл Н.С. Гумилёва «Капитаны», ответить на вопросы после текста.


Понятие стихотворного цикла. Героический характер в стихотворном цикле Н.С. Гумилёва «Капитаны».

Составлять тезисный план учебно-научной статьи; объяснять смысл понятий персонаж, герой, протагонист, антагонист, литературный тип, литературный характер, система характеров, предметный мир, пейзаж: интерьер, художественная деталь в произведении. Выразительно читать лирическое произведение, выражать впечатление о прочитанном произведении в форме развёрнутого и аргументированного ответа.

Знать, что такое стихотворный цикл. Уметь видеть поэтические средства создания характеров в цикле «Капитаны». Знать, что такое литературный тип, увидеть такой тип в предложенном цикле. Уметь видеть мастерство поэтической формы.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью


Формирование мотивации к самосовершенствованию

Выполнить конспект статьи «Открытие мира и человека в литературе Возрождения», уметь ответить на вопросы


Концепция мира и человека в зарубежной литературе. Открытие мира и человека в литературе Возрождения


Писатель и время. «Открытие» мира и человека в литературе эпохи Возрождения»

Составлять тезисный план учебно-научной статьи; сжато пересказывать учебно-научную статью; объяснять смысл понятий эпоха Возрождения, гуманизм, классический; высокие — низкие жанры в классицизме; комедия положений; эпоха Просвещения, просветительский роман, диалектический характер, героический характер в литературе

Знать временные рамки эпохи Возрождения, особенности данного времени. Формировать умение связно отвечать на вопросы по литературоведческой статье

Познавательные УУД

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Регулятивные УУД

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные УУД

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Прочитать новеллу «Лиценциат Видриера». Выявить черты, характерные для эпохи Возрождения.


Принципы создания характера в новелле М. де Сервантеса «Лиценциат Видриера»

Определять в произведении способы создания характера; давать оценку литературному характеру; определять роль художественной детали в произведении

Уметь охарактеризовать особенности новеллы, уметь рассказать о характерах героев. Формировать умение сравнивать произведения одного жанра.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Регулятивные : уметь планировать алгоритм ответа

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев

Формирование навыков взаимодействия в группе

Ответы на вопросы


Характер чудака и идейное звучание новеллы М. де Сервантеса «Лиценциат Видриера».

Составлять рассказ о писателе, пользуясь дополнительными материалами из интернета, создавать письменное связное высказывание на литературную тему, использовать цитирование.

Знать особенности мировосприятия писателей-гуманистов. Уметь: выявлять авторские размышления о назначении человека. Формировать умение находить идею художественного произведения, обосновывать свою точку зрения

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте

Регулятивные : уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения

коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Формирование навыков взаимодействия в группе

Пересказ статьи учебника, индивидуальные задания


Изображение человека в литературе европейского классицизма


Изображение человека в литературе европейского классицизма XVII века. Особенности системы персонажей в комедии Ж.-Б. Мольера «Брак поневоле»

Объяснять смысл понятий литературная традиция, классика, литературное новаторство; пересказывать фрагмент учебно-научной статьи

Знать временные рамки классицизма, особенности данного времени. Формировать умение связно отвечать на вопросы по литературоведческой статье.

Адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии

Давать оценку героям и событиям на основе личностного восприятия

Прочитать «Брак поневоле» Мольера,  ответить на вопросы.


Роль образа Сганареля в комедии

Драма

Знать особенности «заданных героев»

Уметь давать речевые характеристики персонажей

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Отвечать на вопросы после текста 2,3,8,10, готовиться к вводному контролю


Роль речевых характеристик персонажей в комедии

К.Р. Вводная контрольная работа

Речевая характеристика персонажа

Знать содержание пьесы; образную природу словесного искусства.

Уметь выразительно читать текст по сценам

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

Отвечать на вопросы в тетради


Идейно-художественное значение ремарок в комедии Ж.-Б. Мольера «Брак поневоле».

Определять в произведении способы создания характера; давать оценку литературному характеру; определять роль ремарки в произведении

Знать особенности изображения характера в классицистической драме. Формировать умение анализировать драматический текст

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные : использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решений литературоведческой задачи

Подчеркнуть реплики и слова, характеризующие героев.


Р.Р. Читательская лаборатория: «Как научиться цитировать литературное произведение»

Составлять рассказ о писателе, пользуясь дополнительными материалами из интернета, создавать письменное связное высказывание на литературную тему, использовать цитирование

Знать изученные теоретико-литературные понятия. Уметь анализировать художественный текст (формулировать тему, идею, проблематику)

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, понимание взаимосвязи литературы и действительности

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления

Написать сочинение на тему «Времена и нравы»»


Р.Р. Письменный ответ на вопрос: «Как изображаются «времена и нравы» в комедии Ж.-Б.Мольера «Брак поневоле»? При ответе необходимо использовать цитаты


Характеризовать особенность построения художественного мира произведения

Знать содержание пьесы, уметь уместно употреблять цитаты из произведения

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте

Регулятивные : формулировать и удерживать учебную задачу; коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Формирование мотивации к самосовершенствованию

Составить план

Изображение человека в литературе европейского Просвещения


Изображение человека в литературе европейского Просвещения. Жанровое своеобразие романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Просвещение.

Объяснять смысл понятий литературная традиция, классика, литературное новаторство; пересказывать фрагмент учебно-научной статьи

Знать временные рамки Просвещения, особенности данного времени. Формировать умение связно отвечать на вопросы по литературоведческой статье.

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества


Чтение статьи, основные мысли


Особенности сюжета, композиции и повествования в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо»

Роман, повесть

Знать определения романа и повести, содержания произведения Дефо, средства создания характера главного героя, особенности повествования

Судить о гуманистическом звучании романа, представлять роль пейзажа, интерьера и художественной детали в романе


Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Развивать философский словарь (герой, добро, зло, красота духовная, ответственность)

Прочитать роман «Робинзон Крузо».


Идейно-художественное значение образа Робинзона и способы создания его характера

Определять роль художественной детали в произведении

Уметь видеть художественные детали в тексте и выяснять их значение для характеристики героев и выражения идеи автора. Уметь охарактеризовать пейзаж и интерьер, выяснить их значение в тексте. Уметь видеть особенности повествования.


Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Индив. задания по группам, пересказ глав


«Робинзон Крузо» как «роман воспитания». Особенности «робинзонады» как сюжетно-композиционного приёма

Характер

Уметь охарактеризовать героев романа, сопоставить их. Увидеть и понять средства создания характеров в романе.

Анализировать ключевые эпизоды, характеризовать образ главного героя, объяснять нравственный выбор героев

Формировать представление об ответственности за свои поступки

Прочитать «Легенду об арабском астрологе»


Читательская лаборатория: «Как научиться понимать смысл художественной детали»

Художественная деталь, интерьер и пейзаж.

Уметь воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Регулятивные уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельнокоммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Написать размышление от лица Робинзона (черновик)


Р.Р. Творческая работа: «Напишите от имени Робинзона «наставление» потомкам»

Образ Робинзона и художественные средства его создания

Уметь показать черты Просвещения в романе. Формировать умение анализировать художественный текст.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте

Регулятивные : формулировать и удерживать учебную задачу; коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Формирование мотивации к самосовершенствованию

Дописать работу

Изображение в литературе противоречивости человеческого характера


Изображение в литературе противоречивости человеческого характера. Жанровое своеобразие новеллы В. Ирвинга «Легенда об арабском астрологе»

Ирония, восточный колорит

Знать, в чём заключается сущность конфликта между Абу-Аюбом и Абен-Абусом, средства создания «восточного колорита»

Понимать идейное звучание новеллы, судить об иронии в новелле, размышлять о фантастике и реальности в новелле

Задавать вопросы и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывает и обосновывать свою точку зрения.

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе

Выписать слова, придающие восточный колорит


Особенности повествования и образ Повествователя в новелле

Конфликт и его развитие

Уметь назвать основной конфликт новеллы и проследить его развитие.

Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; анализировать иллюстративный материал

Формировать представление об ответственности за свои поступки

Характеристика повествователя


Идейно-художественная роль образов астролога и султана в новелле. Особенности основного конфликта и идейное звучание произведения

Пользуясь дополнительными материалами из интернета, создавать письменное связное высказывание на литературную тему, использовать цитирование

Увидеть приёмы, используемые автором для придания атмосфере и характерам легенды восточного колорита.  Формировать умение формулировать идею произведения. Знать, каким образом автор строит иронию в произведении.

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Регулятивные : уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

коммуникативные : формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительных героев, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор

Прочитать баллады «Ночной смотр» и «Воздушный корабль», подготовить выразительное чтение.


Образ Наполеона в балладах Цейдлица «Ночной смотр» и «Воздушный корабль». Художественная роль эпитетов в балладах Цейдлица

«Наполеонизм»

Уметь охарактеризовать образ Наполеона, созданный в балладах. Уметь увидеть художественные приёмы, используемые автором для создания образа Наполеона.

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Воспитывать любовь и толерантное отношение к культуре разных народов

Вспомнить героические характеры в литературе. Выписать их в тетрадь


Художественная роль фантастики в балладах Цейдлица

Пейзаж, юмор, фантастика

Уметь объяснить, какую художественную роль играет в балладах Цейдлица фантастика.. 

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения

Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Формирование мотивации к самосовершенствованию

Отвечать на вопросы, выразит. чтение


Особенности мелодии и ритма в балладах Цейдлица «Ночной смотр» и «Воздушный корабль».

Пейзаж, юмор, фантастика

Формировать умение формулировать идею произведения. Знать, каким образом автор строит иронию в произведении. Формировать умение составлять ритмические схемы баллад.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста;

Регулятивные : использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач


Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности

Работа по вопросам учебника

Понятие о героическом характере


Героический характер в литературе.

Героический характер

Знать, что такое героический характер в литературе, уметь указать признаки героического характера.

Уметь характеризовать героев,

уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств мыслей и потребностей

Формировать личностный смысл учения

Воспитывать стойкость и мужество, умения выстоять в необычных жизненных условиях


Выполнить конспект статьи «Героический характер в литературе».


 Героический характер и патриотический смысл баллады А.К. Толстого «Василий Шибанов».

Баллада

Уметь выделить черты героического в балладе.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Регулятивные уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения

Коммуникативные формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Формирование навыков исследования текста с опорой не только н аинформацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства.



Прочитать произведение Дж. Лондона «Мексиканец»


Героический характер в новелле Д. Лондона «Мексиканец». Основные способы создания характера Риверы

Антитеза

Знать особенности создания образа Риверы, характерные черты героического характера

Уметь находить и объяснять роль сопоставления и антитезы в новелле, объяснять смысл названия

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Регулятивные : уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Составить устный портрет


Художественный смысл сопоставления характеров Дэнни Уорда и Фелипе Риверы. Образ США в новелле и авторское отношение к нему

Антитеза

Формировать умение анализировать художественный текст и видеть смысл произведения.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием

Регулятивные уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

Коммуникативные : уметь строить монологическое высказывание

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Ответить на вопросы


Героический характер в новелле Р.Шекли «Запах мысли»

Фантастика

Особенности героизма Кливи, о роли фантастики в создании характера

Рассуждать о всесилии человека в новелле, о роли юмора в новелле

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления

Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Показать приемы создания героического характера в повести


Художественная роль фантастики в новелле Р. Шекли «Запах мысли».

Поэтизация народных преданий, народной жизни. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического в повести

Уметь выделить художественные приёмы и эпизоды, характеризующие героя

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием

Регулятивные уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

Коммуникативные : уметь строить монологическое высказывание

Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор

Подготовить выразительное чтение баллады «Стрельцы и крестьянин».

КОНЦЕПЦИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ XVIII ВЕКА


Мир и человек в русской литературе

Представление об изображении человека и его мира в русской литературе

Концепция мира и человека в средневековой русской литературе и литературе XVIII ВЕКА.

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств

Формировать представление о литературе как гуманистической ценности

Конспект статьи, знать основные положения


Мир и человек в средневековой русской литературе. Особенности создания характеров в «Повести о Шемякином суде».

 Особенности характера литературного персонажа

Знать особенности создания характеров в средневековой русской литературе. Уметь объяснить смысл названия произведения, охарактеризовать образ Шемяки.

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

Вопросы по учебнику


Фольклорные основы создания характеров в русской народной балладе «Стрельцы и крестьянин»

Дать представление о русской народной балладе

Знать об особенностях русской народной баллады, сатирические мотивы в балладе. Иметь представление о фольклорных основах создания характера

Адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности; желать приобретать новые знания, умения

Прочитать «О двух ворах  и попе…»


Мир и человек в русской литературе XVIII-XIX веков. Особенности создания характеров персонажей в новелле И. Новикова «О двух ворах и попе, одержимом подагрою»

Комический характер. Сатира в произведении. Роль художественной детали в произведении.

Знать особенности создания характеров персонажей в произведении И. Новикова «О двух ворах и попе…». Уметь дать характеристику героям произведения. Формировать умение анализировать текст

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей

Прочитать «Вечер на бивуаке», уметь ответить на вопросы после текста (по группам).

Концепция мира и человека в русской литературе XIX века


Темы любви и дружбы в новелле А.А. Бестужева-Марлинского «Вечер на бивуаке»

Познакомить с произведением Бестужева-Марлинского

Знать средства раскрытия характеров и развитие конфликта в произведении. Определять роль изобразительно-выразительных средств и художественной детали в произведении

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

Написать «романтический анекдот».


Смысл названия и нравственная проблематика новеллы А.А. Бестужева-Марлинского «Вечер на бивуаке»

Выявить изобразительно-выразительные средства и художественную деталь в произведении

Формировать умение видеть художественные детали и изобразительно-выразительные средства в произведении, умение объяснять их использование.

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Регулятивные формулировать и удерживать учебную задачу

Коммуникативные уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Формирование мотивации к самосовершенствованию

Прочитать новеллу «Русалка»


Фантастика и жизнеподобие в новелле О.М. Сомова «Русалка»

Познакомить с фантастическим произведением Сомова

Иметь представление об использовании фантастики для раскрытия мира человеческой души, определять роль портрета в новелле

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием

Регулятивные уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

Коммуникативные уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Ответы на вопросы


Идейно-художественная роль пейзажа в новелле О.М. Сомова «Русалка»

 Выявить средства создания характеров носителей зла


Увидеть фантастику и  жизнеподобие в новелле, показать их соотношение, идейные и художественные функции. Увидеть художественные средства создания характеров носителей зла.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, определять понятия

Регулятивные : выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные уметь формулировать собственное мнение и собственную позицию


Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию

Ответы на вопросы


Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать колорит в литературном произведении»

Выявить особенности колорита в произведении

Уметь выявлять и колорит и определять его роль в произведении

Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей


Прочитать поэму «Цыганы».


Р.Р. Сопоставительная характеристика образов Колдунов из новеллы О.М. Сомова и «Страшной мести» Н.В. Гоголя

Продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему, умение соблюдать признаки выбранного жанра сочинения, выражать свое отношение к предложенным темам

Увидеть фантастику и  жизнеподобие в новелле, показать их соотношение, идейные и художественные функции. Увидеть художественные средства создания характеров носителей зла

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Регулятивные уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения

Коммуникативные формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия



Формирование навыков устной монологической речи

Прочитать поэму «Цыганы».


Тема свободы и особенности основного конфликта поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»

Формирование умения давать характеристику героям романтической поэмы

Знать о раскрытии в основном конфликте поэмы понятия человеческой свободы, поэтические средства создания характера.

Давать характеристику образа старого цыгана, Алеко; определять роль пейзажа в произведении

Познавательные уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, определять понятия

Регулятивные выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

коммуникативные формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию

Конспект статьи «Цыганы».


Основные средства создания характера Алеко. Алеко как байронический герой

Познакомить с художественным мастерством писателя в создании произведения «Цыганы»

Увидеть художественно-изобразительные средства, используемые Пушкиным в поэме. Уметь дать ритмическую характеристику организации поэмы.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, определять понятия

Регулятивные : выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные уметь формулировать собственное мнение и собственную позицию

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания



Идейно-художественная роль пейзажа в поэме

Создать условия для понимания поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека

Увидеть художественно-изобразительные средства, используемые Пушкиным в поэме. Уметь давать ритмическую характеристику организации поэмы.

Познавательные уметь выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено

коммуникативные уметь моделировать монологическое высказыванеи, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формирование навыков творческой деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Прочитать «Сказку о золотом петушке»


Жанровое своеобразие «Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина

Раскрыть проблему ответственности человека за судьбы окружающего мира.

Формировать умение видеть проблему художественного произведения, а также то, как эта проблема преподносится автором.

Содержание, основную проблему произведения, о трагизме образа Дадона. Уметь сравнивать сказку Пушкина с «Легендой об арабском астрологе» В.Ирвинга, определять роль художественной детали в сказке

Познавательные уметь искать и выделять необходимую информацию из литературного источника, определять понятия, создавать обобщения

Регулятивные уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со

своими коммуникативные формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Формирование навыков творческой деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Ответы на вопросы.


Идейно-художественный смысл сравнения «Легенды об арабском астрологе» В. Ирвинга и «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина

 Познакомить с историей сюжета, центральными образами сказки Сравнительная характеристика

Знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм Формировать умение видеть проблему художественного произведения, а также то, как эта проблема преподносится автором.

Познавательные уметь искать и выделять необходимую информацию из литературного источника, определять понятия, создавать обобщения

Регулятивные уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со

своими коммуникативные формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Формирование навыков творческой деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Перечитать новеллу «Барышня-крестьянка»


Понятие новеллистического цикла и особенности его организации. А.С. Пушкин «Повести Белкина».

Дать понятие новеллистического цикла и особенностях его организации

Знать, что такое новеллистический цикл, знать особенности новеллистического цикла Пушкина.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста и составлять развернутое сообщение

Регулятивные

Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

Коммуникативные:

уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач


Формирование навыков творческой деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Индивидуальные задания по текстам «Повестей Белкина».


Система повествования и образы повествователей в «Повестях Белкина».

Познакомить с произведением Пушкина, с особенностями пушкинской прозы

Знать об особенностях женского характера в русской литературе 19 века, особенности пушкинской прозы. Уметь давать характеристику помещичьему и крестьянскому быту, рассуждать о теме любви в новелле. Увидеть и понять систему повествования и образы повествователей в произведении

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Регулятивные :

Уметь осознавать усвоенный материал,а также качество и уровень усвоения

коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Формирование навыков творческой деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Ответы на вопросы (письменно в тетради).


Женский характер в русской литературе XIX века. «Барышня-крестьянка».

 Дать понятие о женском характере в русской литературе XIX века.

Увидеть типичные женские характеры в произведении. Формировать умение выступать с докладом.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Коммуникативные:

формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Формирование навыков творческой деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Подготовка к экзаменационной работе


К.Р. Экзамен за первое полугодие

Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу

Знать изученные произведения, их авторов. Уметь применять имеющиеся знания в измененной ситуации

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста

Регулятивные :

Уметь выполнять учебные действия, отвечать на вопросы викторины)

Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач


Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Прочитать «Портрет» Гоголя


Жанровое своеобразие и особенности сюжета и композиции новеллы Н.В. Гоголя «Портрет»

На примере повести познакомить с проблемой ответственности человека за судьбы мира

Уметь видеть особенности композиции произведения. Знать особенности композиции. Уметь формулировать ответ на вопрос о назначении искусства, об олицетворении зла в повести

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения

Регулятивные :

Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.


Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Сделать подборку произведений и эпизодов «Творец, художник в литературе».


Тема художника и назначения искусства в новелле Н.В. Гоголя «Портрет». Характер Чарткова и основные способы его создания


Обозначить присутствие темы искусства в повести

Формировать умение давать сопоставительную характеристику. Формировать умение анализировать художественный текст.

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи.

Написать сочинение «Смысл и задачи искусства в представлении Гоголя».


Художественный смысл сопоставления трёх художников в новелле

Познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

Уметь видеть особенности композиции произведения. Формировать умение давать сопоставительную характеристику. Формировать умение анализировать художественный текст

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Прочитать «Очерк зимнего дня»



Р.Р. Письменный ответ на вопрос: «Какова роль портретной детали в раскрытии характера главного героя новеллы»?

Продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему, умение соблюдать признаки выбранного жанра сочинения, выражать свое отношение к предложенным темам

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рас-
суждения на нравственно- этические темы, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести

Понимать ключевые проблемы изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями; вести диалог.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

Прочитать «Бежин луг».


Жанровое своеобразие новеллы И.С. Тургенева «Бежин луг»

Познакомить с рассказом И.С. Тургеневао роли пейзажа в создании эмоционального отношения к повествованию

Уметь определить тему «Бежина луга», объяснить смысл названия произведения,  охарактеризовать образ повествователя.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Регулятивные :

Уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения

коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Устная характеристика героев


Особенности изображения детских характеров в новелле

Особенности изображения детского характера,

Уметь дать характеристику образов мальчиков, увидеть особенности изображения детского характера в новелле. строить рассуждения на тему: «Человек и природа в новелле»

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста

Регулятивные :

Уметь выполнять учебные действия 9отвечать на вопросы викторины)

Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

Формирование мотивации к самосовершенствованию.

Написать сочинение: «Портрет мальчика»


Читательская лаборатория: «Как научиться различать типическое и индивидуальное в характере»

Расширить знания учащихся о литературном характере

Знать содержание рассказа; отличительные черты художественного мира Тургенева.

уметь воспринимать и анализировать текст, понимать его идейное содержание

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии

Регулятивные : выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать , самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Коммуникативные: уметь строить логическое рассуждение

Формирование мотивациик индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Описать наиболее интересную встречу в своей жизни


Р.Р. Творческая работа: «Опишите наиболее интересную встречу в вашей жизни»

Развивать навыки написания творческой работы

Знать методику действий при написании творческой работы.

Уметь проводить сравнительный анализ тем, идей, образов

Выражать свое мнение о прочитанном произведении

Понимать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития

Прочитать сказ «Левша»


Понятие о литературном стиле художественного произведения. Жанровое и стилевое своеобразие новеллы Н.С. Лескова «Левша»

На примере произведения Лескова познакомить с примером русского характера, дать начальное понятие о стиле.

Знать, в чём особенности сказа. Продолжать формировать умение анализировать текст.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

Регулятивные : выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: строить монологические высказывания

Формирование мотивации к самосовершенствованию

Описать характер Платова.


Образ Левши и основные способы его создания

Охарактеризовать образ повествователя в сказе Лескова.

Знать о своеобразии художественного стиля повествования, содержание произведения, роль главного героя в произведении. Судить об образе повествователя и своеобразии художественного стиля повествования, размышлять об идейном звучании концовки.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии

Регулятивные : выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать , самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Коммуникативные: уметь строить логическое рассуждение

Формирование мотивациик индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Вопросы в тетради.


Идейно-художественный смысл сопоставления образов двух императоров: Александра и Николая.

Отметить своеобразие произведения; его связь с фольклором, обучать составлению цитатного плана

Знать, что такое обобщённый характер, национальный характер, как автору удаётся их создать

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения

Регулятивные :

Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Подобрать примеры игры слов в рассказе Лескова


Роль речевой характеристики в раскрытии характеров персонажей. Смысл финала новеллы и основная идея произведения

Раскрыть роль портретного описания в идейно-композиционном

замысле литературного произведения, как средства выражения авторской позиции. Развивать наблюдательность, способность давать оценку.

Знать понятие «речевая характеристика».

Уметь выполнять характеристику героя.


Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Регулятивные формулировать и удерживать учебную задачу

Коммуникативные уметь формулировать собственное мнение и свою позицию


Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну



Читательская лаборатория: «Как научиться определять национальные черты литературного характера».

Выявить национальный характер в произведении

Знать, что такое обобщённый характер, национальный характер, как автору удаётся их создать.

Выделять информацию в соответствии с поставленной целью

Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну

Описать характер Платова


Р.Р. Творческая работа: «Дайте развёрнутую характеристику образа атамана Платова»

Продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему, умение соблюдать признаки выбранного жанра сочинения, выражать свое отношение к предложенным темам

Знать особенности написания сочинения на литературную тему. Уметь создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь, различные средства выразительности для полного раскрытия темы сочинения

Выделять информацию в соответствии с поставленной целью

Формировать представление о связи поколений, всего живого на земле

Прочитать сказку Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик…»


Жанровое своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Познакомить со сказкой писателя, дать начальное представление о сатире.

Выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок

Увидеть мастерство писателя в создании сатирических персонажей. Знать Приёмы сатирического изображения персонажей. Размышлять о художественном мастерстве писателя.

Овладеть знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов

Понимать литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни

Прочитать сказку «Дикий помещик», приготовить иллюстрацию


Приёмы робинзонады и их художественная роль в произведении

Обсудить проблематику сказки. Выяснить особенности приёма аллегории, развивать умение анализировать сказки, показать ее актуальность и в наши дни

Уметь выступать с сообщением на тему; определять, что сближает сказки Салтыкова- Щедрина с народными и что разделяет

Определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения

Развивать этические чувства, доброжелатель

ность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Повторить термины


Особенности основного конфликта и идейное звучание произведения

Раскрыть особенности сюжетов, конфликта и проблематики «сказок для детей изрядного возраста»

Знать содержание сказок. Уметь выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера

Определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями

Постигать красоту и богатство, выразительность русского слова

Конспект статьи


Идейно-художественное своеобразие «Очерка зимнего дня» С.Т.Аксакова

Познакомить с очерком писателя. Особенности воспроизведения мира и человека в жанре очерка

Знать жанровые характеристики очерка. Уметь охарактеризовать особенности мира и человека в жанре очерка Аксакова.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения

Регулятивные: Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Обозначить образ повествователя


Идейно-художественное своеобразие стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник»

Формировать умение сопоставлять образы из разных произведений, давать анализ лирического текста

Уметь объяснить особенности патриотизма Н.А. Некрасова. Создавать образ школьника, судить о поэтическом мастерстве автора.

Работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации

Формировать уважение к личности и её достоинству

Выучить наизусть


Особенности сюжета и композиции новеллы Л.Н. Толстого «После бала»

Познакомить с новеллой писателя, дать представление о понятии «диалектика души»

Формировать умение видеть особенности композиции произведения, её значение для создания образов. Понимать значение рамочной композиции новеллы, понятие «диалектики души», роль композиции в идейном замысле.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Регулятивные :

Уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения

коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Подчеркнуть художественные детали в новелле по заданию.


Особенности повествования в новелле

Совершенствовать навык анализа прозаичных произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика

Знать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Работать в группах; точно выражать свои мысли в соответствии с задачами

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей

Подчеркнуть художествен-

ные детали в новелле по заданию По желанию выполнить иллюстрацию к тексту


Основные способы выражения авторской позиции в новелле Л.Н. Толстого «После бала»

Создать условия для понимания главной мысли рассказа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика

Знать содержание изучаемого произведения; прием «контраста». Уметь: находить при анализе текста изобразительно-выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Регулятивные формулировать и удерживать учебную задачу

Коммуникативные уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Формирование мотивации к самосовершенствованию

Сравнение героев по плану сравнительной характеристики


Читательская лаборатория: «Как научиться понимать внутренний мир литературного характера»

Совершенствовать навык анализа внутреннего мира героя

Знать содержание рассказа; приемы анализа текста.

Уметь сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанном

Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну

Владеть монологической и диалогической речью, пересказывать близко к тексту

Прочитать рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»


Жизнеподобие и фантастика в новелле Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Рассмотреть творчество Достоевского с позиции гуманистического идеала

Приобщение к наследию самого сложного отечественного писателя

Формировать умение сопоставлять образы разных произведений, объяснять смысл названия произведения. Формировать умение анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Регулятивные выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Коммуникативные

формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Написать отзыв на рассказ


Нравственная проблематика новеллы Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Формировать умение анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды.

Формировать умение сопоставлять образы разных произведений, объяснять смысл названия произведения. Формировать умение анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста

Регулятивные :

Уметь выполнять учебные действия отвечать на вопросы викторины)

Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Прочитать рассказы Чехова «Хамелеон»,  Каникулярные работы институтки Наденьки N»


Художественные средства создания комического характера в новелле А.П. Чехова «Хамелеон».

Рассмотреть наличие юмористического в произведениях А.П. Чехова.

Знать отличие юмора от сатиры. Увидеть юмористическое и сатирическое в произведениях Чехова.

Познавательные уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста

Регулятивные

Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний

Коммуникативные

уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Формирование навыков исследовательской работы

Прочитать новеллу «Хамелеон», выделить сатирическое.


Юмор и сатира в новелле

 Выявить средства создания характеров в новелле

Увидеть особенности создания характеров в новеллах Чехова. Уметь анализировать художественный текст.

Познавательныеуметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Регулятивные

Уметь определять меры усвоения изученного материала

Коммуникативные

уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Формирование навыков исследовательской работы

Подобрать и принести несколько анекдотов


Р.Р. Читательская лаборатория: «Как научиться понимать характер персонажа по его речи»


Продолжить работу над формированием умения выполнить лингвистический анализ текста, умения тонко чувствовать художественное слово.

Знать идейно-тематическую направленность рассказа

Познавательныеуметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного

Регулятивные :

Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики

коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме

Структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Подготовиться к творческой работе


Р.Р. Пересказ новеллы от лица борзого щенка

Совершенствование навыков изложения содержания эпизода близко к тексту, сопровождая цитатами от 3 лица

Уметь создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь

Познавательные: уметь объяснять значение прочитанного

Регулятивные:

Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики

коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме

Формирование мотивации к индивидуальной деятельности

Дописать работу


В мастерской художника слова. Портрет в литературном произведении

Развивать навыки вдумчивого чтения; бережного отношения к художественному слову; памяти, ассоциативно-образного мышления, наблюдательности; навыки умственного труда, в основе которых лежит работа с текстом

Умет анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к прочитанному

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста

Регулятивные :

Уметь выполнять учебные действия отвечать на вопросы викторины)

Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритмку решения литературоведческой заадчи

Подготовить отзыв о прочитанной книге


Вн.чт. Сокровища книжных полок. Знакомство школьников с произведениями русских писателей

Учить умениям выразительно читать, видеть роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание – отзыв о прозаическом тексте

Знать текст произведения. Уметь выразительно читать произведение, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, вступать в речевое общение

Познавательные:

Уметь строить сообщение исследовательского характера в письменной форме

Регулятивные

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

коммуникативные уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Прочитать «Красную корону», уметь объяснить смысл названия.

Концепция мира и человека в русской литературе XX века


Мир и человек в русской литературе XX века. Особенности повествования в новелле М.А. Булгакова «Красная корона»

Познакомить с особенностями изображения мира и человека в литературе 20 в., выявить особенности новеллы Булгакова

Уметь  объяснить смысл названия новеллы, выделить особенности повествования.

Познавательные:

Уметь строить сообщение исследовательского характера в письменной форме

Регулятивные

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

коммуникативные уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Ответить на вопросы (устно).


Образ «генерала» и его роль в произведении

Определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера «генерала»

Знать содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя.

Уметь владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Познавательные уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения

Регулятивные

Уметь выполнять учебные действия отвечать на вопросы

коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Формирование навыков исследовательской работы

Сообщение о матери, выписать ИВС, создающие портрет


Образ матери и гуманистический пафос новеллы

Развивать умение учащихся грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения, составлять связные высказывания на указанную тему; развивать мышление, воображение, память и творческие способности учащихся

Знать, что такое трагизм в литературе, трагический характер. Увидеть способы создания трагического характера в новелле.

Познавательные уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения

Регулятивные

Уметь выполнять учебные действия отвечать на вопросы

коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Формирование навыков исследовательской работы

Ответить на вопросы (устно).


Читательская лаборатория: «Как научиться определять художественную роль интерьера в произведении»

Продолжить работу над формированием умения выполнить лингвистический анализ текста, умения тонко чувствовать художественное слово.

Знать идейно-тематическую направленность рассказа

Познавательныесамостоятельно делатьвыводы,перерабатыватьинформацию

Регулятивные

Уметь планировать алгоритм ответа

коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме

Формирование навыков исследовательской работы

Прочитать «Пирамиду».


Прошлое и Настоящее в стихотворении Д.Б. Кедрина «Пирамида»

Выявить жанровые особенности стихотворения

Увидеть историческую основу произведения. Уметь охарактеризовать жанровое своеобразие произведения.

Познавательные уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения

Регулятивные

Уметь выполнять учебные действия отвечать на вопросы

коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Формирование навыков исследовательской работы

Ответить на индивидуальные вопросы.


Тема подвига в новелле А.П. Платонова «Иван Великий»

 Определить Своеобразие раскрытия темы войны в новелле

Увидеть и охарактеризовать особенности раскрытия темы войны в новелле.

Понимать связь литературных произведений с эпохой, с личной судьбой поэта, выявлять заложенные в них вневременные нравственные, духовные ценности

Пробуждать осознанный интерес к личности и творчеству писателя

Устная характеристика красноармейца.


Р.Р. Письменный ответ на вопрос: «Что нужно знать солдату?»

Продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему, умение соблюдать признаки выбранного жанра сочинения, выражать свое отношение к предложенным темам

Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное

Структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну

Устная характеристика образов


Своеобразие лирического героя и авторской позиции в стихотворении Н.А. Заболоцкого «В этой роще берёзовой…»

 Рассмотреть своеобразие лирического героя и авторской позиции в стихотворении

Формировать навыки выразительного чтения наизусть. Формировать умение анализировать лирическое произведение.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения

Регулятивные :

Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Выучить стихотворение наизусть


Жанровое своеобразие и смысл названия новеллы Е.И. Носова «Малая родина»

Определить лирическую и патриотическую позицию автора в произведении

Увидеть сочетание эпического и лирического элемента в произведении. Уметь описать характеры повествователя в настоящем и прошлом, объяснить, что в них общего и чем они отличаются.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии

Регулятивные : выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать , самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Коммуникативные: уметь строить логическое рассуждение

Формирование навыков исследовательской работы

Прочитать «Уроки французского»


Р.Р. Творческая работа: «Опишите свою малую родину»


Продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему, умение соблюдать признаки выбранного жанра сочинения, выражать свое отношение к предложенным темам

Уметь выражать свое отношение к прочитанному; пользоваться нуж ными цитатами из текста; писать очерк

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

Регулятивные

Выполнять учебные действия умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме

Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя



Особенности основного конфликта в новелле В.Г. Распутина «Уроки французского»

 Рассмотреть мир детей и мир взрослых в новелле

Уметь увидеть проблему произведения, сопоставить мир детей и взрослых, объяснить значение этого сопоставления. 

Осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления

Формировать представление о творчестве, о свободе выражения своих чувств

Давать оценку героям и событиям на основе личностного восприятия



Образы детей и учителей в новелле В.Г. Распутина «Уроки французского».

Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои. Формировать умение анализировать художественное произведение,

Уметь распределять роли, представлять точку зрения писателя и собственные суждения.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

Регулятивные

Выполнять учебные действия умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме

Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Записать в тетрадь те нравственные уроки, которые вынесли из “Уроков французского”


Р.Р. Читательская лаборатория: «Как написать отзыв о прочитанном произведении»

Раскрыть идейное содержание произведения, выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором.

Уметь распределять роли, представлять точку зрения писателя и собственные суждения.

Отвечать на вопросы по прослушанной лекции, создавать устные и письменные монологические высказывания

Развивать философский (герой, добро, зло, красота духовная, ответственность) словарь

«Мой главный урок» (отзыв о прочитанном произведении)


Основная тематика и проблематика новелл Ф.А. Абрамова «Золотые руки» и «Когда делаешь по совести»

Формировать этические ценности: духовной стойкости, порядочности, совестливости, способствовать формированию исследовательской культуры личности, развивать речевую культуру учащихся

Знать содержание новеллы; нравственную проблематику новеллы; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, вести диалог

Понимать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития

Сообщение о прочитанной книге


Вн.чт. Сокровища книжных полок. Знакомство школьников с произведениями русских писателей XX века

Познакомить учащихся с художественной литературой, входящей в круг внеклассного чтения

Уметь самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

Регулятивные

Выполнять учебные действия умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме

Формирование навыков исследовательской работы

Готовиться к итоговому экзамену


К.Р. Экзамен за курс 7 класса

Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу

Знать изученные произведения, их авторов. Уметь применять имеющиеся знания в измененной ситуации

Выражать свое мнение о прочитанном произведении

Давать оценку героям и событиям на основе личностного восприятия

Подготовиться к викторине

Понятие о лирическом герое литературного произведения


Понятие о лирическом герое литературного произведения. Образ лирического героя в стихотворении А.С. Пушкина «Няне».

Дать понятие лирическому герою, план характеристики лирического героя

Уметь характеризовать образ лирического героя литературного произведения

Работать с интернет -ресурсами,

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Размышлять над вопросами судьбы и правах человеческой личности через восприятие художественного текста

Проанализировать любимое стихотворение


Жанровое своеобразие и смысл названия стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»

 Выявить идейно-художественное своеобразие стихотворений А.С. Пушкина «К Чаадаеву», «Анчар», «Я вас любил…».

Уметь анализировать лирическое произведение.

Анализировать поэтические тексты, определять их принадлежность к одному из литературных жанров

Формировать представление о нравственных ценностях

Анализ стихотворения


Художественная роль пейзажа в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»

Развитие навыка работы и анализа поэтического текста; формирование у учащихся навыков критического чтения; развитие устного - словесного рисования на уроке литературы

Увидеть своеобразие лирики Пушкина. Формировать умение сопоставлять художественные тексты. Формировать умение анализировать лирическое произведение


Умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами; подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.


Знание наизусть художественных текстов в рамках программы;


Выразительное чтение стихотворения Баратынского



Лирический герой стихотворения Е.А. Баратынского «Признание»

Развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы

Увидеть личные и творческие связи Баратынского в пушкинском круге поэтов; проанализировать его основные произведения на фоне творческих поисков “пушкинской плеяды”.

Познавательные самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Регулятивные

Уметь планировать алгоритм ответа

Коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме

Формирование навыков исследовательской работы

Задания по группам


Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать образ лирического героя литературного произведения»

Углублять представление о характеристике литературного героя. Учить составлять характеристику героя по известным учащимся художественным произведениям. Пробудить творческую активность учащихся и готовить к письменной работе

Уметь анализировать текст стихотворения, слышать и понимать лирического героя

Познавательные самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Регулятивные

Уметь планировать алгоритм ответа

коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме

Формирование навыков творческойработы

Анализ понравившегося стихотворения


В мастерской художника слова. Поэтическое мастерство русских писателей

Познакомить с поэтическими творениями, литературными приемами и художественными средствами

Формировать умение работать в группах, выразительно читать стихотворение, анализировать лирический текст

Познавательные уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения

Регулятивные

Уметь выполнять учебные действия отвечать на вопросы

коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Формирование навыков исследовательской работы

Наизусть понравившееся стихотворение


Р.Р. Выразительное чтение стихотворений русских поэтов

Проверить знание текстов лирических произведений, совершенствовать навык выразительного чтения наизусть

Уметь: анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности, выразительно читать художественное произведение

Анализировать поэтический текст ,строить устное высказывание с опорой на текст

Формировать представление об истинных ценностях человека

Подготовить защиту проекта к читательской конференции


Читательская конференция

Выявить уровень литературного развития учащихся


Знать: теоретико-литературные понятия, изученные в курсе 7 класса; содержание произведений.

Уметь: пересказывать эпизоды произведений, давать характеристику героям; формулировать тему и идею произведения

Познавательные уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения

Регулятивные

Уметь выполнять учебные действия отвечать на вопросы

коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации


Формирование навыков индивидуальной работы




Подведение итогов года. Литература для летнего чтения

Анализ учителем работы учащихся в течение учебного года. Индивидуальные рекомендации учащимся. Программные произведения для чтения летом

Аргументировать свое мнение и оформлять его устных высказываниях.


Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества

Фронтальное: список литературных произведений для чтения летом



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!