№ | Тема урока | Количество часов |
Введение. 2 часа |
1 2 | Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства. | 1 1 |
Народные песни. 4 часа |
3 4 5 6 | Исторические песни как жанр УНТ. Песни о Петре Первом, Ермаке, Пугачёве. Художественное своеобразие исторических песен. Лирические песни как жанр народной поэзии. «Породила да меня матушка…» Вч Стихи поэтов, ставшие народными песнями. | 1 1 1 1 |
Древнерусская литература. 5 часов |
7 8 9 10 11 | Житийный жанр в древнерусской литературе. Житие Сергия Радонежского (фрагменты). Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» как первое автобиографическое произведение в русской литературе. Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красота языка жития. Вч "Повесть о Петре и Февронии" (в переводе на современный язык). | 1 1 1 1 1 |
Русская литература 19 – начала 20 века. 40 часов |
А.С.Пушкин. 10 часов |
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 | А.С.Пушкин – прозаик. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринёв, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Отношение автора и рассказчика к Пугачёву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов. Рр Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Рр Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Теория литературы: образ-характер, художественная правда и вымысел. Вч А.С.Пушкин. «Повести Белкина». Обзор содержания. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
М.Ю.Лермонтов. 4 часа |
22 23 24 25 | М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы. Мотивы вольной кавказской природы и символические образы тюрьмы в стихотворениях «Кавказ»; «Синие горы Кавказа, приветствую вас…»; «Сосед». Рр Выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ» и анализ поэтического текста. «Мцыри». «Мцыри – любимый идеал М.Ю.Лермонтова. Особенности построения поэмы. Рр Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы и анализ поэтического текста. | 1 1 1 1 |
Н.В.Гоголь. 7 часов |
26. 27 28 29 30 31 32 | Н.В.Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя. «Ревизор» в театре и кино. Жизненная основа комедии «Ревизор». Страх перед ревизором как основа развития действия в комедии «Ревизор». Мастерство композиции, речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами. Рр Подготовка к сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Рр Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». | 1 1 1 1 1 1 1 |
И.С.Тургенев. 5 часов |
33 34 35 36 37 | И.С.Тургенев. Особенности прозы Тургенева. «Ася». Образ тургеневской девушки: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обречённого на одиночество. Приёмы психологической характеристики героев в повести. Рр Письменный отзыв о герое повести. Поэтическая атмосфера повести. | 1 1 1 1 1 |
Л.Н.Толстой. 5 часов |
38 39 40 41 42 | Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни. Антитеза как приём, помогающий раскрыть идею рассказа «После бала». Мысль Л.Н.Толстого о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа «После бала», автор и рассказчик в произведении. Теория литературы: литературное произведение как художественное единство; композиция произведения; антитеза. Вч Герои повести Л.Н.Толстого «Хаджи Мурат». | 1 1 1 1 1 |
В.Г.Короленко. 3 часа |
43 44 45 | В.Г.Короленко. Гуманизм писателя. «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков, его причины. «Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни. | 1 1 1 |
И.А.Бунин. 3часа |
46 47 48. | И.А.Бунин. Сведения о жизни писателя. Стихотворения: «Полевые цветы»; «Ещё и холоден, и сыр…»; «Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека». Рр Выразительное чтение наизусть стихотворения «Полевые цветы» и анализ поэтического текста. Видеоэкскурсия «Музей Бунина». | 1 1 1 |
М.Горький. 3 часа |
49 50 51 | Максим Горький – убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни. «Песня о Соколе», её композиция, ритмика, интонационные особенности. Символико-аллегорический смысл «Песни». Рр Выразительное чтение наизусть отрывка из «Песни» и анализ поэтического текста. | 1 1 1 |
Литература 20 век 13 часов |
А.Т.Твардовский. 5 часов |
52 53 54 55 56 | А.Т.Твардовский. Сведения о жизни поэта. История создания и композиционные особенности поэмы «Василий Тёркин». Рр Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека в поэме. (Главы «Переправа»; «О награде»; «Гармонь».) Народно-поэтическая основа поэмы. Рр Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы и анализ поэтического текста. Народность языка. Юмор, авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и её героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время. Теория литературы: образ автора в художественном произведении. Традиции устного народного творчества в литературе. | 1 1 1 1 1 |
К.Г.Паустовский. 2 часа |
57 58 | К.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя. Жизненные факты, послужившие основой рассказа «Телеграмма», и воображение писателя. Проблема истинной человечности в рассказе. | 1 1 |
Б.Л.Пастернак . 1час |
59 | Б.Л.Пастернак. Сведения о жизни поэта. Чтение и обсуждение стихотворений «Июль», «Снег идёт». | 1 |
А.Грин. 2 часа |
60 61 | А.Грин. Сведения о жизни писателя. Чтение и обсуждение рассказа «Голос и глаз». Вч Романтическая повесть А.Грина «Алые паруса». | 1 1 |
Н.А.Заболоцкий. 2 часа |
62 63 | Н.А.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта. «Я воспитан природой суровой…», «Журавли». Одухотворённость природы, единство с ней человека в стихотворениях поэта. Рр Выразительное чтение наизусть стихотворения «Журавли» и анализ поэтического текста. | 1 1 |
В.М.Шукшин. 1 час |
64 | В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя. « Микроскоп». Человек с « чудинкой» как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. | 1 |
Из зарубежной литературы. 4 часа |
65 66 67 | У. Шекспир. Сведения о жизни драматурга. «Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. М.де Сервантес. Сведения о жизни писателя. «Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. | 1 1 1 |
Что читать летом... 1 час |
68 | Что читать летом... | 1 |